Адаптивная физическая культура при умственной отсталости

Методическая разработка по физкультуре на тему:
Адаптивная физическая культура с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптивная физическая культура — это часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации интеграции в обществе.

Методика адаптивной физической культуры имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка.

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская академия постдипломного образования

Кафедра педагогики окружающей среды,

безопасности и здоровья человека. (Физическая культура)

Адаптивная физическая культура с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Выполнила: Румянцева Наталья Сергеевна.

2 Коррекционно-развивающая направленность в АФК с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

3 Особенности работы с умственно отсталыми детьми.

4 Методы и формы работы.

5 Движения «Special Olympic».

7 Список литературы.

Адаптивная физическая культура — это часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации интеграции в обществе. (1)

Чтобы строить педагогический процесс, определять дидактические линии, ставить и решать задачи образовательной деятельности, необходимо знать состояние здоровья, физические, психические, личностные особенности детей с нарушениями в развитии, так как характеристика объекта педагогических воздействий является исходным условием любого процесса образования.

Категория этих детей чрезвычайно разнообразна по нозологии, возрасту, степени тяжести и структуре протекания заболевания, медицинскому прогнозу наличию сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, состоянию соматического здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности и другим признакам.

Для детей-инвалидов с умственной отсталостью из-за необратимого поражения ЦНС физическое и психическое развитие протекает на дефектной основе, при этом недоразвитыми оказываются костная, мышечная, эндокринная, сенсорные системы, высшие психические функции: речь, мышление, внимание, память, эмоции и личность в целом.

2 . Коррекционно-развивающая направленность в АФК с детьми с ограниченными возможностями здоровья .

Выдвинутый Л.С. Выготским в 30-е гг. ХХ в., этот принцип и сегодня является ведущим в отечественной дефектологии (Дульнев Л.В., 1981; Лапшин В.А., Пузанов Б.П., 1990; и т.д.). Суть принципа заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на преодоление, сглаживание, выравнивание, ослабление физических и психических недостатков детей аномального развития, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нравственных качеств.

Коррекционно-развивающее направление АФК имеет широкий диапазон решений педагогических задач, которые условно можно объединить в следующие группы:

  • коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, передвижении на лыжах, упражнениях с предметами и др.;
  • коррекция и развитие физической подготовленности;
  • коррекция и развитие координационных способностей;
  • коррекция и профилактика соматических нарушений;
  • профилактика, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей;
  • развитие познавательной деятельности;
  • формирование личности ребенка.
  • По данным президентской программы «Дети России» число детей, обучающихся в специальных школах, за последние три года возросло на 34 тыс., однако, если численность детей с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата не изменяется, то среди групп с нарушением интеллекта и задержки психического развития их число возрастает почти вдвое. Повышению числа умственно отсталых детей способствует такой фактор, как женский алкоголизм и курение во время беременности.

    Американская ассоциация врачей, изучающих умственную отсталость, характеризуется следующими критериями: коэффициентом интеллекта (IQ) ниже 70; недостаточностью социальной компетенции индивидуума; возникновением этого дефекта в период развития, т.е. до 18-летнего возраста.(2)

    3 Особенности работы с умственно отсталыми детьми .

    Из всех нарушений здоровья человека умственная отсталость является самой распространённой. В мире насчитывается более 300 млн. человек с умственной отсталостью. Специалисты, занимающиеся изучением данной категории детей, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками, как в клинической картине, так и в комплексном проявлении физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств.(2)

    Понять особенности нарушения психомоторики умственно отсталых детей возможно, опираясь на уровневую теорию организации движения Н.А. Бернштейна. Двигательные проявления этих детей отражают недостаточность психологической организации движений. Особенно выражена недостаточность во второсигнальной организации движений. Слово не несет смысловой нагрузки, не является регулятором двигательной деятельности. Недостаточность смыслового предметного уровня организации движений вызывает компенсаторное выполнение двигательного акта на более сохранном пространственном уровне.(2)

    Психомоторика отражает особенности состояния коркого уровня организации движений, затормаживает проявление подкорково-спинальных автоматизмов. На фоне этого выступает недостаточность нижележащих церебральных уровней, с присущей каждому уровню клиникой двигательной недостаточности. Недостаточность выражается в нарушении регуляции мышечного тонуса с повышением или понижением тонических рефлексов, приводящих к застаиванию в неудобной позе и невозможности удержать конечность в определенном положении, в бедности выразительных, пластических движений при перемещениях в пространстве. При недостаточности теменно-премоторного уровня наблюдается слабость в интеллектуальном, с опорой на память, решение двигательных задач; затруднении автоматизации предметных действий из-за повышенного внимания деталям движения.

    Существует несколько степеней отсталости:

    1.Умственная отсталость в глубокой степени обусловлена многочисленными тяжелыми признаками, диагностируется на первом году жизни, основывается на данных о здоровье семьи, течение беременности и родов, на результатах генетических и пренатальных исследований.

    2.Умственная отсталость в тяжелой степени обусловлена совокупным воздействием множества факторов, ведущими из которых являются наследственные (хромосомные мутации), совокупность генетических влияний и специфических патогенных воздействий среды (травмы, нейроинфекции).

    3.Умственная отсталость умеренной степени обусловлена, выявляют в младенческом возрасте (4-6 мес.), такие дети начинают позже держать голову, говорить, ходить после трех лет, страдает моторика.

    4.Умственная отсталость легкой степени обусловлена воздействием этиологических факторов семейно-конституционального (наследственного) характера в совокупности с отрицательными воздействиями культурно-семейного и биологического характера.

    Так, в работе со здоровыми детьми специально не выделяют упражнения на включение в движение, на координацию, воздействующие на вестибулярный аппарат. Считается, что любое физическое упражнение в какой-то мере используется в этих целях. Но у аномальных детей имеются настолько значительные дефекты при включении в движение, координации движений и сохранении равновесия, что восстановить их общими упражнениями не удается. В реабилитации умственно отсталых детей выделяют: общеподготовительные и общеразвивающие упражнения, используемые в малых формах занятий, и специальные (ходьба, бег, лазание и т.д.), которые обычно не относятся к этой группе.

    Так же значительное место в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья занимает игра. Загадка и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождаясь еще в раннем детском возрасте, сопровождает его всю жизнь до глубокой старости: от погремушки и куклы до азартных игр. Тайна этого феномена лежит в психофизиологической сфере человека. Действительно, если ребенок долго сидит в одной и той же позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выхода, и ребенок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается. Бесспорно, некоторые игры основываются на избавления от скопившей энергии, на переключении деятельности.

    4 Методы и формы.

    Метод отражает способ взаимодействия педагога и ученика, где полем деятельности являются знания, способности ученика, его эмоции, воля, поведение, при этом сам он выступает одновременно объектом и субъектом педагогической деятельности. Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью при всем многообразии подходов, обусловленных своеобразием их физической и психической сферы, имеет ряд общих методов, совокупность которых характеризует любой физкультурной деятельности. К ним относятся:

  • метод формирования занятий;
  • метод обучения двигательной деятельности;
  • метод развития физических способностей;
  • метод воспитания личности;
  • метод организации взаимодействия педагога и занимающегося;
  • метод регулирования психического состояния детей.
  • Так же в реабилитации умственно отсталых детей используют 2 группы методов: реабилитационно-педагогические и спортивно-педагогические

    К реабилитационно-педагогическим относятся:

    компенсация — метод формирования заменителей,

    коррекция — метод устранения нарушений,

    подкрепление — метод сохранения достигнутого уровня.

    Из спортивно-педагогических используют:

    метод строго регламентированного упражнения, т.е. упражнений, выполняемых по определенной схеме и дозировке в занятиях; игровой метод.

    Формы занятий в реабилитации умственно отсталых детей имеют свою специфику. Для этой категории целесообразно использовать индивидуальную, групповую и индивидуально-групповую форму занятий. Наиболее эффективными будут индивидуальная и индивидуально-групповая формы в связи с особенностями контингента и степени обучаемости олигофренов.

    5.Движения «Special Olympic».

    В 1990 г., с появлением социальной программы «Special Olympic» для людей с умственной отсталостью расширился спектр возможностей заниматься физической культурой и спортом.

    «Special Olympic» – самое распространенное спортивное движение такого рода потому, что является доступным, постоянно совершенствующимся и развивающимся: оно предлагает различные спортивные программы, ориентированные на лиц с умственной отсталостью разных уровней возможности.

    Движение «Special Olympic» объединяет 16 видов спорта: баскетбол, бадминтон, боулинг, волейбол, гимнастика, горные лыжи, конькобежный спорт, конный спорт, легкая атлетика, настольный теннис, плавание, роликовые коньки, футбол, хоккей на полу, большой теннис.

    Цель движения «Special Olympic» — изменить отношение общества к людям с интеллектуальными нарушениями, помочь им в социальной интеграции средствами спорта. Это возможно при условии доброжелательного отношения и создания условий для развития их способностей и талантов.

    Соревнования спортсменов по программе Специальной Олимпиады, хотя и регистрируют высокие результаты и рекорды, преследуют другие цели. Философия и принципы международного движения Специальной Олимпиады направлены, в первую очередь, на решение гуманистических задач: с помощью физических упражнений, круглогодичных тренировок и соревнований обеспечить личностный рост, проявить человеческий потенциал, укрепить характер, повысить уровень физической подготовленности, дать радость общения, сделать спортсменов счастливыми, благодаря заботе, вниманию и уважению людей.

    В спорте инвалидов выделяется два направления: спорт высших достижений и рекреативно-оздоровительный спорт.

    В рамках второго направления адаптивный спорт выступает средством и методом эффективного здорового отдыха – восстановления и поддержания работоспособности, развития физических качеств и способностей в избранном виде спорта, организации интересного эмоционального досуга, отвлечения от отрицательного воздействия улицы. Чертами оздоровительно-рекреативного спорта является систематическая тренировка (2-3 раза в неделю), специализация в одном виде спорта, участие в соревнованиях. Такая форма спортивной деятельности общедоступна и не является доминирующей в жизни человека с ограниченными возможностями.

    Специальная Олимпиада — самое распространенное спортивное движение. Оно является доступным, постоянно совершенствуется, предлагая различные спортивные программы, ориентированные на лиц с умственной отсталостью, имеющих разные способности.

    Специалисты подбирают физические упражнения таким образом, чтобы предоставить возможность каждому человеку, имеющему нарушения интеллекта и прочих адаптационных способностей, начиная с пятилетнего возраста участвовать в занятиях физической культурой и спортом, спортивных соревнованиях (с 8 лет), независимо от уровня их возможностей, пола и возраста. В Специальной Олимпиаде лицам с умственной отсталостью предлагаются тренировки и соревнования более чем в двадцати видах спорта. Для лиц с глубокой умственной отсталостью, имеющих сопутствующие нарушения (например, детский церебральный паралич), предлагается программа двигательной активности, включающая специальный подбор физических упражнений и элементов из различных видов спорта.

    Тренируясь и участвуя в соревнованиях по программе Специальной Олимпиады, отдельные, наиболее талантливые спортсмены могут в дальнейшем принимать участие в Параолимпийских соревнованиях, применяя полученные знания, умения и навыки на уровне высшего спортивного мастерства, где присваиваются спортивные разряды и звания.

    Философия Специальной Олимпиады основана на убеждении в том, что люди с ментальными нарушениями при правильном и терпеливом обучении могут достичь больших высот в физическом и духовном развитии. Преодолевается изоляция от общества, создается обстановка равенства, уважения и одобрения.

    Специальная Олимпиада стремится помочь детям на долгие годы укрепить здоровье, повысить уровень самооценки и учувствовать в социальной жизни общества.(4)

    Итак, если у ребенка умственная отсталость, прежде всего, следует позаботиться о его физическом воспитании. Всегда надо помнить, что укреплению здоровья ребенка-инвалида способствует движение . Именно движение активизирует функции всего организма, усиливает процессы дыхания, кровообращения, улучшает аппетит, нормализует сон. Больным следует не только помогать, но и стремиться к тому, чтобы он выполнял их правильно. Важно помнить, что развитие всех движений начинается с развития контроля за положением головы. Неправильное двигательное развитие также начинается с неправильного положения головы или спины.

    Наряду со специальными упражнениями необходим общий двигательный режим. На всех занятиях у детей развивается ощущение позы и направления движения, положения частей тела. При занятиях нужно хорошо использовать звуковые и речевые сопровождения. Важное значение имеют слова, фразы, которые нормализуют психологическую деятельность ребенка, улучшают понимание речи, обогащают его словарь. Важно помнить, что ребенок с умственной отсталостью обычно слабо представляет схему своего тела и схему целостного движения, поэтому нужно фиксировать его внимание на той части тела, которая в данный момент в работе, в движении.

    nsportal.ru

    Ключевые слова: адаптивная физическая культура, дети с ограниченными возможностями здоровья. Аннотация. В статье рассматриваются современные аспекты подготовки специалистов по адаптивной физической культуре, проблемы организации процесса физического воспитания в специализированных учреждениях для

    Совершенствование системы АФК в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей

    Ключевые слова: адаптивная физическая культура, дети с ограниченными возможностями здоровья.

    Аннотация. В статье рассматриваются современные аспекты подготовки специалистов по адаптивной физической культуре, проблемы организации процесса физического воспитания в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья на примере детского дома-интерната для умственно отсталых детей.

    Improving the system of adaptive physical training in children’s houses-boarding schools for mentally retarded children

    Keywords: adaptive physical education, children with disabilities.

    Abstract. The article deals with modern aspects of training in adaptive physical education, the problems of organizing the process of physical education in special schools for children with disabilities for example orphanage for mentally retarded children.

    Социально-экономическое развитие России на современном этапе характеризуется модернизацией системы образования, которая не соответствует требованиям подготовки квалифицированных специалистов.

    Процессы модернизации сталкиваются с множеством проблем, одна из которых это качество подготовки студентов высших учебных заведений, которое не может определяться теми же знаниями, умениями и навыками, что и прежде. Современное общество — это общество равных возможностей и это не может игнорироваться при совершенствовании системы профессиональной подготовки специалистов в области адаптивной физической культуры, которая в России находится на начальном этапе своего развития, в отличие от зарубежных стран [1, 2].

    Одной из самых острых и социально-значимых проблем продолжает оставаться инвалидизация современного общества. Согласно статистическим данным, общее количество инвалидов в России превышает 13 миллионов человек. Практика работы с этой группой населения показывает, что одним из наиболее целесообразных реабилитационных мероприятий, позволяющих вовлечь инвалидов в общественно-полезную деятельность, является приобщение их к занятиям физической культурой и спортом. Это обусловлено рядом причин:

    • физическая культура способствует адаптации к жизни в новом качестве путём освоения жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков, развития физических качеств и способностей;
    • физическая культура способствует воспитанию и социализации личности.
    • В настоящее время прикладываются значительные усилия по созданию благоприятных условий для людей с ограниченными возможностями, которые будут систематически заниматься физическими упражнениями и относиться к физической культуре, как к универсальному средству физической, психической и социальной адаптации. Но лишь незначительная часть лиц с ограниченными возможностями здоровья вовлечена в физкультурно-оздоровительную и спортивную работу. Основную причину такого положения Л. В. Шапкова связывает с отсутствием квалифицированных педагогов, обладающих необходимыми фундаментальными и прикладными знаниями и практическими умениями, позволяющими поддерживать и развивать двигательные возможности инвалида и формировать его личность [2].

      Очевидна острая необходимость достижения реальной адекватности между новыми социально-экономическими обстоятельствами подготовки кадров в области адаптивной физической культуры, новым «социальным заказом» на профессиональные кадры в этой области, теми требованиями, которые предъявляются к выпускнику вуза, с одной стороны, и системой профессиональной подготовки кадров для сферы адаптивной физической культуры, с другой. Выпускники специальности «Адаптивная физическая культура», при устройстве на работу, сталкиваются с ситуацией расхождения между требованиями, предъявляемыми работодателями и той подготовкой, которую они получили в вузе, а так же с устаревшим методическим обеспечением в различных специальных учреждениях. Среди широкого спектра учреждений специализированного характера можно выделить детские дома-интернаты для умственно отсталых детей.

      Анализ научно-методической литературы показал, что изучению вопросов развития двигательной сферы умственно отсталых детей разного возраста посвящены работы многих исследователей (Н. В. Астафьев, Е. В.Устинова и др.). При этом отмечается, что наибольшее отставание у детей с интеллектуальной недостаточностью по сравнению со здоровыми школьниками наблюдается в уровне развития координационных способностей и особенно ярко это проявляется в среднем школьном возрасте.

      В настоящее время для детей с умственной отсталостью в системе адаптивной физической культуры разработаны программы по легкоатлетическому многоборью, лыжной подготовке, фигурному катанию, плаванию. Выявлено корригирующее влияние занятий спортивными играми на сенсорно-перцептивные нарушения у детей с задержкой психического развития, в том числе занятий футболом в процессе дополнительных физкультурных занятий. Разработаны вопросы, связанные с управлением качеством образования по физической культуре на основе актуализации функции контроля в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида [1].

      В нормативных документах для детских домов-интернатов, касающихся вопросов физического воспитания, нет четких рекомендаций по коррекции двигательных действий и сопряженного развития физических качеств с учетом уровня физического развития, темпов биологического созревания и сенситивных периодов развития, степени заболевания.

      В связи с этим исследование проблем коррекции двигательных действий детей с умственной отсталостью является актуальным. Вопросы о механизмах коррекции двигательных действий, формирования двигательных программ у детей с умеренной умственной отсталостью, проживающих в домах-интернатах, остаются недостаточно глубоко изученными, что затрудняет полноценное построение процесса их физического воспитания и дальнейшей успешной социализации.

      Было проведено исследование, направленное на изучение коррекции двигательных действий детей с умеренной умственной отсталостью в условиях детского дома-интерната. Оно проводилось в три этапа. На первом этапе проводился анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщался опыт, касающийся вопросов организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, страдающими выраженной умственной отсталостью. Изучалось мнение специалистов адаптивной физической культуры, воспитателей специализированных учреждений, родителей детей-инвалидов. Проводилась диагностика психофизического развития, уровня развития физических качеств и сформированности двигательных умений и навыков у детей с умеренной умственной отсталостью. Выполнен сравнительный анализ результатов времени реакции у детей с умеренной умственной отсталостью, а также детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных школ. На втором этапе разрабатывалась программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми с умеренной умственной отсталостью, направленная на комплексную реабилитацию и коррекцию координации, мелкой моторики. На третьем, заключительном этапе, проведена диагностика исследуемых параметров, математическая обработка и анализ полученных результатов педагогического эксперимента, сформулированы выводы, разработаны практические рекомендации.

      Специфика экспериментальной методики заключалась в том, что коррекция двигательных действий осуществлялась на основе выделения и дифференцирования отдельных движений в структуре целостного двигательного действия и выполнения этих движений в качестве подводящих к основному целостному действию. С этой целью в ходе проведения физкультурных занятий движения детьми выполнялись отдельными звеньями опорно-двигательного аппарата (кисть, предплечье, плечо, локтевой сустав, голова, стопа, бедро, колено), из различных исходных положениях тела в пространстве (стоя, сидя, лежа, лежа на боку и др.), с открытыми и закрытыми глазами. Задания выполнялись как произвольно, так и по сигналу различной природы и модальности (звуковому, световому, цветовому, тактильному). Для коррекции движений отдельными звеньями опорно-двигательного аппарата применялись упражнения с подвесными мячами. Высота подвесных мячей определялась индивидуально для каждого ребенка исходя из антропометрических данных и пространственных параметров техники выполнения целостного двигательного действия (таблица).

      В результате проведенного педагогического эксперимента было выявлено, что использование в практике адаптивного физического воспитания детей 12-13 лет, страдающих умственной отсталостью, специальной методики занятий, в том числе упражнений из различных исходных положений тела в пространстве, различных по координационной сложности и проводимых в игровой форме, позволяет добиться коррекции двигательных действий (в прыжках в длину с места, бросках мяча двумя руками, метании мяча, беге).

      По показателям времени латентных фаз двигательного действия у детей с умеренной умственной отсталостью снизилась длительность формирования двигательных программ в ЦНС. Это свидетельствует о влиянии специальных занятий на развитие двигательной сферы детей и совершенствование двигательных умений и навыков.

      Занятия в экспериментальной группе позволили повысить уровень физической подготовленности и физического развития детей по сравнению с детьми из контрольной группы, занимавшихся по традиционной методике.

      Схема использования упражнений для коррекции двигательных действий в процессе физкультурных занятий

      bmsi.ru

      Адаптивная физическая культура с умственно-отсталыми (стр. 1 из 2)

      2 Коррекционно-развивающая направленность в АФК с инвалидами 4

      3Особенности работы с умственно отсталыми детьми 6

      4 Методы и формы работы 10

      Список литературы 13

      Адаптивная физическая культура — это часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностими в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации интеграции в обществе. (1)

      Категория этих детей чрезвычайно разнообразна по нозологии, возрасту, степени тяжести и структуру протекания заболевания, медицинскому прогнозу наличию сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, состоянию ссоматического здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности и другим признакам.

      2 Коррекционно-развивающая направленность в АФК с инвалидами

      Выдвинутый Л.С. Выготским в 30-е гг. ХХ в., этот принцип и сегодня является ведущим в отечественной дефектологии ( Дульнев Л.В., 1981; Лапшин В.А., Пузанов Б.П., 1990; и т.д.)Суть принципа заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на преодоление, сглаживание, выравнивание, ослабление физических и психических недостатков детей аномального развития, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нравственных качеств.

      ·коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, передвижении на лыжах, упражнениях с предметами и др.;

      ·коррекция и развитие физической подготовленности;

      ·коррекция и развитие координационных способностей;

      ·коррекция и профилактика соматических нарушений;

      ·профилактика, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей;

      ·развитие познавательной деятельности;

      ·формирование личности ребенка.

      По данным президентской программы «Дети России» (1995) число детей, обучающихся в специальных школах, за последние три года возросло на 34 тыс., однако, если численность детей с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата не изменяется, то среди групп с нарушением интеллекта и задержки психического развития их число возрастает почти вдвое. Повышению числа умственно остылых способствует такой фактор, как женский алкоголизм и курение во время беременности.

      3 Особенности работы с умственно отсталыми детьми

      Из всех нарушений здоровья человека умственная отсталость является самой распространённой. В мире насчитывается более 300 млн человек с умственной отсталостью. Специалисты, занимающиеся изучением данной категории детей, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками как в клинической картине, так и в комплексном проявлении физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств.(2)

      Понять особенности нарушения психомоторики умственно отсталых детей возможно, опираясь на уровневую теорию организации движения Н.А. Бернштеина. Двигательные проявления этих детей отражают недостаточность психологической организации движений. Особенно выражена недостаточность во второсигнальной организации движений. слово не несет смысловой нагрузки, не является регулятором двигательной деятельности. Недостаточность смыслового предметного уровня организации движений вызывает компенсаторное выполнение двигательного акта на более сохранном пространственном уровне.(2)

      1.умственная отсталость в глубокой степени обусловлена многочисленными тяжелыми признаками, диагностируется на первом году жизни основывается на данных о здоровье семьи, течение беременности и родов, на результатах генетических и пренатальных исследований.

      2.умственная отсталость в тяжелой степени обусловлена совокупным воздействием множества факторов, ведущими из которых являются наследственные (хромосомные мутации), совокупность генетических влияний и специфических патогенных воздействий среды (травмы, нейроинфекции).

      3.умственная отсталость умеренной степени обусловлена, выявляют в младенческом возрасте (4-6 мес.), такие дети начинают позже держать голову, говорить, ходить после трех лет, страдает моторика.

      4.умственная отсталость легкой степени обусловлена воздействием этиологических факторов семейно-конституционального (наследственного) характера в совокупности с отрицательными воздействиями культурно-семейного и биологического характера.

      Так, в работе со здоровыми детьми специально не выделяют упражнения на включение в движение, на координацию, воздействующие на вестибулярный аппарат. Считается, что любое физическое упражнение в какой-то мере используется в этих целях. Но у аномальных детей имеются настолько значительные дефекты при включении в движение, координации движений и сохранении равновесия, что восстановить их общими упражнениями не удается. В реабилитации умственно отсталых выделяют, общеподготовительные и общеразвивающие упражнения, используемые в малых формах занятий, и специальные (ходьба, бег, лазание и т.д.), которые обычно не относятся к этой группе.

      Самостоятельно заниматься люди с нарушенным интеллектом не могут. Занятия с олигофренами строятся по общепринятым принципам. Имеет вводную, основную и заключительную часть. Физиологическая кривая нагрузки, как правило, одно- или двухвершинная. Количество упражнений на первых занятиях колеблется в пределах 6-7, постепенно увеличивая до 10-15. Дозировка каждого упражнения не превышает 4-5 раз. Необходимо учитывать, что специфика рефлекторной задержки дыхательного акта при активной двигательной деятельности требует использования дыхательных упражнений статического и динамического характера с акцентом на удлиненный выдох. Это обусловлено требованиями к охранительному режиму. (2)

      Так же значительное место в работе с инвалидами занимает игра. Загадка и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, так как стремление человека играет, зарождаясь еще в раннем детском возрасте, сопровождает его всю жизнь до глубокой старости: от погремушки и куклы до азартных игр. Тайна этого феномена лежит в психофизиологической сфере человека. Действительно, если ребенок долго сидит в одной и той же позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выхода, и ребенок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается. Бесспорно, некоторые игры основываются на избавления от скопившей энергии, на переключении деятельности.

      Игра — это неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры, связывающий поколения.

      Психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренний смех, слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения как в физической, так и в психической сфере.

      Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок — это деятель.(3)

      4 Методы и формы

      Метод отражает способ взаимодействия педагога и ученика, гдеполем деятельности являются знания, способности ученика, его эмоции, воля, поведение, при этом сам он выступает одновременно объектом и субъектом педагогической деятельности. Воспитание и обучение детей интеллектуальной недостаточностью при всем многообразии подходов, обусловленных своеобразием их физической и психической сферы, имеет ряд общих методов, совокупность которых характеризует любой физкультурной деятельности. К ним относятся:

      mirznanii.com