Депрессия учителей

Депрессия от профессии

Если XX век психологи называли веком тревог, то едва начавшийся XXI уже признан веком депрессий. Население устало бояться экстремистов, террористов, катаклизмов и кризисов, теперь оно тихо депрессирует, пополняя статистику Всемирной организации здравоохранения. А статистика впечатляет: трудоспособность из-за депрессии теряют до 200 млн специалистов в год. Если же учесть и те случаи, что не попадают в поле зрения официальной медицины, цифру ВОЗ придется умножить на пять. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в аптеки: свыше половины всех фармакологических средств, выпускаемых в мире, — это антидепрессанты и психотропные препараты.

При этом депрессию, из-за которой люди теряют работу, вызывают не столько вселенские катаклизмы, сколько сама работа. Не секрет, что любая деятельность имеет свои «горячие точки», риски, которые могут спровоцировать депрессивное настроение. «Огонек» вместе с психиатром и психотерапевтом кандидатом медицинских наук Александром Гонопольским попробовал определить, кто наиболее уязвим для депрессии в российских условиях и как можно использовать особенности своей специальности для борьбы с хандрой. Вот основные зоны риска.

ЧЕЛОВЕК ПУБЛИЧНЫЙ
актеры, певцы, телеведущие, политики

Причины депрессии

1. Необходимость всегда «быть конфеткой» — ежеминутно излучать энергию, профессионализм и уверенность в себе, а также хорошо выглядеть и остроумно отвечать на любые вопросы.

2. Имидж популярного человека формируется специально — как правило, в его основу закладывается некая легенда. И все ждут от актера или шоумена «соответствия». Проявить в этой ситуации свой истинный характер и даже настроение невозможно.

3. Острая конкуренция — ведь потерять рейтинг можно мгновенно. Успех — это прежде всего профессионализм и популярность, поддержание которой стоит очень большого напряжения.

4. Публичность делает затруднительной приватную жизнь — слишком много желающих узнать пикантные подробности из жизни звезд, от меню на завтрак до причин скандала с бывшей женой.

«Человек публичный» дольше остается молодым — профессия обязывает следить и за здоровьем, и за внешностью. К тому же выступление на публике — само по себе мощный антидепрессант, так как сопровождается выбросом адреналина. Следом приходит ощущение успеха, собственной исключительности, востребованности. Высокий ритм жизни позволяет чувствовать себя эффективным и значимым. Имя со временем становится брендом. Даже перестав петь, популярный в прошлом артист не пропадет: хочешь — пиши кулинарные книги, хочешь — веди передачу.

ЧЕЛОВЕК ДОСМАТРИВАЮЩИЙ
няни, сиделки (профессия, занявшая первое место в рейтинге американских социологов)

1. Очень часто няни и сиделки по своей первой профессии — учителя прикладной математики, музыковеды или библиотекари. Свою новую работу они, соответственно, только терпят и страдают от того, что не смогли реализоваться в любимом деле.

2. И маленькие дети, и пожилые больные люди не отличаются сговорчивостью. Но выразить протест или хотя бы вступить в полемику не положено по инструкции. Если копить в себе недовольство, однажды можно сорваться и наверняка потерять работу.

3. При этом няня или сиделка целый день проводит только со своим подопечным — разнообразие в ее коммуникации вносят только сами работодатели.

4. Разность социального положения няни и семьи, в которой она работает. Но одно дело знать, что у шефа есть джип и трехэтажный дом, другое — жить в этом доме. На все великолепие можно смотреть — нельзя трогать руками. Тут не только депрессией можно заболеть — язву желудка на нервной почве схлопочешь.

«Человек досматривающий» имеет больше возможностей организовать на работе свой микроклимат — ему, по сути, нужно установить контакт с одной только семьей, а не с целым коллективом. Часто няня становится почти что членом семьи и работа не воспринимается тяжким обязательством. Кроме того, няни, сиделки — это люди, которые организовывают чужую жизнь, могут сделать ее ярче, насыщеннее, приятнее. А значит — почувствовать себя востребованными.

ЧЕЛОВЕК ТВОРЧЕСКИЙ
писатели, журналисты, режиссеры, художники

1. Ненормированный рабочий день и увлеченность профессией помогают достичь успеха, но приводят к проблемам в семье. Не дождавшись к ужину супруга, жена рано или поздно начнет конфликтовать.

2. Даже если давно пора отдохнуть, и сам человек творческий это понимает, оставить работу на работе почти невозможно — все идеи варятся в голове постоянно, независимо от времени суток. Может начаться процесс профессионального выгорания.

3. Зависимость от музы тоже таит угрозы — не всегда, например, даже честно выполняя ряд профессиональных действий, можно получить достойный результат. Бывают периоды, когда «не выходит», хоть ты тресни. И тут приходят предательские мысли: полно, а есть ли у меня если не талант, то хотя бы способности к тому?

4. Проблемы с самооценкой начинаются не только в результате творческого кризиса. Дело еще и в том, что нет четкого мерила качества продукта (кто-то найдет произведение гениальным, а кто-то посоветует автору выпить яду). А потому, чтобы избежать депрессий, нужно иметь очень устойчивую самооценку.

«Человек творческий», как никто другой, имеет возможность себя выразить, причем «без отрыва от производства». Многие переживания, вместо того чтобы провоцировать депрессию, превращаются в «топливо» для очередного шедевра. Давно известен метод арт-терапии, когда врачи предлагают людям с разными психическими диагнозами вместо таблеток кисти с красками или лобзик для резьбы по дереву. Всемирно известный режиссер Тарантино в одном из интервью признался, что, если бы не ставил кровавые фильмы, наверняка сам стал бы маньяком.

ЧЕЛОВЕК ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ
официанты, горничные (имеют много общего с нянями и сиделками. Но все же некоторые отличия есть)

1. К депрессии может привести неумение сохранять чувство собственного достоинства в процессе «прислуживания» за столом. Пытаясь компенсировать это, официант может вести себя высокомерно и провоцировать конфликты.

2. В обычной жизни предполагается, что человек трезв и адекватен, но в ресторане клиент зачастую пьян и агрессивен. Необходимо «держать фасон» даже с самыми хамскими клиентами, которых немало.

3. Так же как и для нянь с сиделками, актуален вопрос разности социального положения — часто официант не может даже попробовать того блюда, которое ест каждый день на обед клиент.

Официант чаще, чем кто бы то ни было, слышит «спасибо», им говорят комплименты. Несмотря на возможность конфликтных ситуаций, большинство посетителей вежливы, а множество приветливых лиц за день способно растормошить даже самого меланхоличного меланхолика. Кроме того, у обслуживающего персонала обычно гибкий график работы, это позволяет подумать о новой специальности — если, конечно, официант не ставит себе цель дослужиться до директора ресторана.

ЧЕЛОВЕК ОБУЧАЮЩИЙ
учителя, воспитатели

1. В нашей стране фактор, провоцирующий депрессию учителей и воспитателей, — крайне низкая оплата труда. Непрестижность профессии при высоких профессиональных требованиях. Именно из «обучающих» специалистов пополняются ряды депрессивных сиделок и нянек.

2. Высокий риск выгорания — необходимо держать в голове проблемы и особенности 30 детей одновременно, за каждого из них нести ответственность. Вероятны также и конфликты с родителями.

3. Приходится постоянно удерживать напряжение класса, выражать какие-то эмоции — зачастую не те, которые есть на самом деле. Ученики имеют обыкновение «пробовать на прочность» педагогов — есть риск потерять контроль за ситуацией в классе.

Дети креативны и неожиданны — они еще не успели нахвататься стереотипов. С ними зачастую интереснее, чем со взрослыми. Учителя могут не только тратить энергию, но и получать ее от детей — когда видят отклик на свои усилия. Кроме того, учитель, как правило, самоутверждается за счет учеников — в их глазах он почти всегда «мастер».

Чаще всего «профессиональные депрессии» случаются, когда человек занимается не своим делом. Многое зависит и от самого человека. Если есть какая-то личностная проблема — чем бы наш герой ни занимался, он будет склонен депрессировать. Второй нюанс — нельзя сбрасывать со счетов микросоциальное окружение — жена, дети, родители. Работа влияет на семью, семья — на работу. Если жена считает профессию мужа неинтересной или непрестижной, это вполне может спровоцировать «профессиональную депрессию» супруга. Но даже самая любимая, творческая и высокооплачиваемая работа может привести к болезни, если профессионал не умеет расслабляться. Выходные не спасают, и даже отпуска бывает мало для «трудоголика». Отдыхом в этом случае может быть только полное переключение на другую деятельность. Для человека любой профессии жизненно важно иметь хобби и давать себе определенную физическую нагрузку. Когда мы занимаемся спортом, организм вырабатывает гормоны радости — эндорфины. А это лучшая профилактика депрессии.

Током по депрессии

По оценкам экспертов, экономический ущерб от депрессии только в минувшем году и только в Штатах составил более 100 миллиардов долларов из-за снижения производительности труда и пропущенных рабочих дней. В России подобной статистики нет, но ущерб вряд ли меньше — каждый второй менеджер жалуется врачам на СХУ (синдром хронической усталости), который по сути ничем не отличается от классической депрессии. О том, как депрессуют россияне и что врачам с этим делать, «Огонек» решил поговорить с директором Научного центра психического здоровья РАМН академиком Александром Сергеевичем ТИГАНОВЫМ.

— Я бы назвал эту болезнь не СХУ, а СБП — синдромом боязни психиатра. Видите ли, диагностику и лечение депрессии в России затрудняет то, что наши люди обращаться к психиатру просто боятся, даже когда их направляет терапевт или невропатолог. Но загонять болезнь внутрь — значит еще больше усиливать ее. И прошу обратить внимание на такой фактор: при депрессии снижается сопротивляемость организма другим болезням. Риск инфаркта, инсульта или язвы желудка при депрессии гораздо выше.

Что же такое депрессия?

Это целый комплекс симптомов, центральным из которых является сниженный фон настроения. С этим связано затруднение в мышлении, в получении новой информации и ее осмыслении, наконец, двигательная заторможенность: хочется все время лежать, изматывает сонливость. Сон не дает отдыха, но еще чаще больной страдает бессонницей. Среди симптомов следует отметить такие, как неожиданные подъемы или падения артериального давления, запоры, потеря аппетита. У женщин — прекращение менструаций, а у мужчин — ослабление половых функций вплоть до полной импотенции.

Это, так сказать, уже депрессия в тяжелой форме?

Да. Более распространены легкие депрессии и депрессии средней тяжести, при которых больные часто даже не обращаются к врачу, думая, что у них всего лишь переутомление и надо дождаться отпуска. Они плохо чувствуют себя по утрам, но к вечеру человек, как говорится, расходится, это тоже заставляет думать, что никакой болезни нет.

Не хочу никого пугать, но запущенная депрессия, как и любая болезнь, лечится тем труднее, чем больше она запущена. Излечить депрессию полностью невозможно, но ее можно держать в узде. Есть много хороших лекарств, применяя которые этого можно добиться.

Верно ли, что хорошие результаты в лечении депрессии дает электрошок?

Мы применяем его, но в ограниченных случаях. ЭСТ — электросудорожная терапия — меняет реактивность организма и повышает эффективность антидепрессантов. Что касается аппаратов для электрошоков, то их наша промышленность не выпускает. Минувшим летом в Литве мне показали американский аппарат электрошоковой терапии. Это чудо техники! Литовцы приобрели его за 30 тысяч евро. Дорого, скажете вы? Но эти расходы сторицей окупаются, когда больной возвращается к полноценной жизни. Сейчас немодно цитировать Ленина, но я напомню его афоризм: «Здоровье — это казенное имущество!».

Надо ли включать депрессию в национальную программу здравоохранения подобно сердечно-сосудистым или онкологическим заболеваниям?

Безусловно. Прежде всего необходима разработка отечественных препаратов или — на первых порах — хотя бы приобретение лицензий на их производство. И конечно же широкая просветительская работа среди населения. Да, депрессия не так страшна, как рак или инсульт, но только если не давать ей воли.

www.kommersant.ru

ExpertPsyhology Психологические исследования

Снижение работоспособности и эффективности преподавания у учителей

Под влиянием депрессивного состояния у учителей может снизиться работоспособность и эффективность преподавания. Выше было сказано, что депрессия может сопровождаться сниженного, тоскливого настроения, психомоторного и интеллектуального торможения. Отмечается снижение творческой активности, тягостное чувство неудовлетворенности собой, общее снижение психического и физического тонуса. Сами больные часто жалуются на «лень», безволие, на то, что не могут «взять себя в руки». Сниженное настроение может иметь самые различные оттенки – от чувства скуки, грусти, легкой утомляемости, подавленности до чувства угнетенности с тревожностью или мрачной угрюмости. Появляется пессимизм в оценке себя, своих способностей, социальной ценности. Радостные события не находят отклика. Больные стремятся к уединению, чувствуют себя не такими, как раньше. Уже в начале развития депрессивные синдромы отмечаются стойкие нарушения сна, аппетита, желудочно-кишечные. расстройства, головные боли, неприятные тягостные ощущения в теле. Это так называемый циклотимический тип депрессий, характеризующийся неглубокой степенью расстройств.

При углублении тяжести депрессии нарастает психомоторная и интеллектуальная заторможенность; тоска становится ведущим фоном настроения. В тяжелом состоянии больные выглядят подавленными, мимика скорбная, заторможенная (гипомимия) или полностью застывшая (амимия). Глаза печальные, верхние веки полуопущены с характерной складкой Верагута (веко изогнуто углом вверх во внутренней его трети). Голос тихий, глухой, монотонный, маломодулированный; речь скупая, ответы односложны. Мышление заторможено, с бедностью ассоциаций, с пессимистической направленностью на прошлое, настоящее, будущее. Характерны мысли о своей неполноценности, никчемности, идеи вины или греха (Депрессивные синдромы с идеями самообвинения и самоуничижения). При преобладании психомоторной заторможенности движения больных замедленны, взгляд потухший, безжизненный, устремлен в пространство, слезы отсутствуют («сухая» депрессия); в тяжелых случаях отмечается полная обездвиженность, оцепенение (депрессивный ступор) – ступорозная депрессия. Эти состояния глубокой заторможенности могут иногда внезапно прерываться состояниями меланхолического неистовства (raptus melancholicus) — взрывом чувства отчаяния, безысходности со стенаниями, стремлением к самоувечью. Нередко в такие периоды больные кончают жизнь самоубийством. Особенностью тоски является физ. ее ощущение в груди, в сердце (anxietas praecordialis), в голове то в виде «душевной боли», жжения, то в виде «тяжелого камня» (так называемое витальное чувство тоски).

www.expertpsyhology.ru

Депрессия учителей

1. Эта история не вымысел и не плод, чьих- то пересказанных баек. Эти события реально имели место быть. Произошли они в 2008 году. Мы тогда с нашим охот – обществом закреплялись на новом участке. Покупали дома в глухой, таёжной деревушке. Обживали новые места, сеяли поля для глухаря, кабана и медведя, мастерили солонцы для лося и зайца. Открывали новые владения. Поездки в угодья начинались почти каждую неделю. По 4-5 дней мы проживали на староверческом, заброшенном хуторе. Делали свои охотничьи дела и через неделю, а то и раньше, вновь готовились к «заброске» . Складывая по вечерам весь свой небольшой скарб у дверей , что бы с рассветом вновь поехать туда, где так нас манили своей девственностью леса, лога и горы, ну и конечно же обилие дичи.

Вот в один из таких вечеров, мне позвонил, какой- то человек и тихим, почти еле слышным голосом спросил меня — я ли с ним говорю. Я утвердительно ответил, что он не ошибся и после небольшой паузы в телефонной трубке раздалось: — Сергей, возьми с собой на охоту?
Я принял это за очередную шутку, кого- то из знакомых и тут же отпарировал. — Да не вопрос, прямо сейчас и поехали. Звонок вызвал у меня раздражение.
Я хотел было положить трубку, как на другом конце провода прозвучало:
— Помоги, депрессия …машины нет, но есть желание, огромное, возьми а? Ружьё… есть
— Ну ладно. Я немного опешил, но трубку не бросил.
Далее прозвучал адрес. Благо живёт он рядом, почти в пяти минутах ходьбы от моего дома.
И вот в час «Ч» я подъехал по указанному им адресу. Через две минуты, как условились, появился мой пунктуальный собеседник. Рюкзак , ружьё ,спальник, сапоги, короче всё как и положено.
После тряски рук и знакомства, мы разместили его поклажу в багажнике и тронулись в путь.
Дорога была дальняя и мы потихоньку, что б хоть как то скоротать время, разговорились. С каждым километром узнавая друг про друга всё больше и больше .Человек оказался глубоко интеллигентным , начитанным. и просто интересным собеседником.
Он много рассказывал про свою жизнь и работу, про сложные жизненные отношения ,про глубокую депрессию.
Сам во время своих рассказов, тоже задавал вопросы.
Хотя, первые его вопросы немного насторожили меня.

Он почему то спросил:
— Можешь ли ты одолжить мне дробовых пятёрку, а то у меня только семёрка и пару патронов трёшки.»
Я немного озадачился , но ответил , что мол использую иногда единицу, если глухарь там или ещё кого, попутно . Но, так то на медведя я охочусь с нарезным. И вообще, медведь, и лось это та охота, ради которой мы и едем. Мой собеседник, как то криво улыбнулся, и стал расспрашивать меня
— Много ли там, куда мы едем – утки? Я ответил, что её в тех местах, почти нет. Человек, видимо не осознав до конца, куда он едет. Замученный суетой,и какими то, только ему ведомыми житейскими катаклизмами, в конце концов, очевидно устав от своих же расспросов, мирно задремал на заднем сиденье моего пикапа.

День уже был в полном разгаре, когда мой пыльный авто остановился на поляне у нашего охотничьего дома, которого мы любя прозвали «базой». Ребята уже были на хуторе и занимались кто чем. Я, выпустив свою собаку к остальной, праздно болтающейся по двору своре, пошёл знакомить моего нового компаньона с другими членами нашего общества. Так как по образованию и рабочей специальности Александр, а именно так звали моего нового товарища, был педагог, то тут же, все, как один прозвали его- «Учитель».В последствии ,это высокое звание, было подтверждено богатыми познаниями, в области истории и литературы. И мы частенько по вечерам слушали его рассказы о древних философах и всяких пунических войнах.
В низу у дома, текла горная речка. И вечером когда все готовили свою амуницию ,«Учитель» вызвался сходить в низ за водой , потому, как вода для питья заканчивалась. Его порыв был встречен с одобрением.
Мы все сидели дома и готовились к походу, каждый на своё поле ( лабаз), кто чистил ствол, кто считал патроны…
Открылась дверь, зашёл с вёдрами «Учитель» который , поставив воду на пол , поведал нам , что собаки наши ,вроде с виду такие послушные а вот команду « Ко мне» абсолютно игнорируют.
— Я, -говорит он- Зову, зову а они не подходят, разве лайки не должны слушаться?
— Странное дело — сказал тогда председатель,- собаки то все в стайке, закрыты.
Пауза была секунды две.
Толпа с шумом повалила во двор, по пути сдёргивая оружие со стен. Но, увы, разбойников уже и след простыл.
Узнав о том, кто это был на самом деле, Александру немного стало не по себе.
— Тебе повезло — сказал тогда, кто- то из ребят.
— Многие всю жизнь ходят, ходят, а волка так и не видят. После этого случая, Александр старался как-то отговориться от похода за водой, но уж если случалось идти, то при спуске к реке, по вёдрам, обязательно бил приклад его новенького ИЖ-27.

Вечером ,пройдя километра три, мы вышли на свою полюшку. Нас было трое: председатель ,я и наш новый компаньон. Трое , три стареньких лабазика, три места для засады на медведя.
К тому времени, мишка, увалял уже пол поля, и нужно было поторопиться взять его. Пока овёс ещё был, пока был ход зверя. Сразу же определились , кто где будет сидеть. Председатель выбрал дальний угол и направился прямиком туда., мы же с «Учителем» решили сесть недалеко друг от друга.
Лабаз на котором должен был сидеть я располагался между старой осиной и двумя елями. Высотой он был метров шесть. Старая, пушистая ель , казалось, обняла свою крону ветками , скрывая в ней набитые наспех доски. Пробраться к стволу для того , чтобы залезть по спиленным сучкам, из-за множество веток , было проблематично. Особенно с карабином и с вещмешком за спиной., в котором лежало одеяло, большой фонарь ,топор , вода и прочая амуниция. Все это цеплялось и не давало пролезть вверх. Предвидя это и сопоставив свои габариты , я сделал «Учителю» предложение.
-А давай, я залезу и верёвку скину, ты привяжешь оружие, вещмешок и я его просто подниму?
Он согласился.
Лезть пустому мне пришлось минуты четыре. Проколов штанину и испачкав ладошки хвойной смолой, я всё же покорил лабаз. Встав на колени, я потихоньку опустил конец верёвки в низ, и стал внимательно наблюдать как «Учитель» привязывает оружие. Вдруг , неожиданно, с право от меня послышался топот. Разглядывая деяния моего товарища я почему то подумал “Наверное председателю его лабаз не понравился, вот и решил поменяться со мной.”

С этими словами я повернул голову и обомлел. Внизу, прямо подомной, на задних лапах стоял медведь. В этот момент , будто что-то предчувствуя , Александр,задрав голову вверх, с ноткой настороженности в голосе, спросил меня:
-Кто там ?
От медведя его отделяла лишь густая разветвленность лапника и … и всего лишь метра два. Но из-за обилия лапника ,никто из них не видел друг друга. Ни медведь, ни «Учитель».
Я повернулся к «Учителю» и спокойно, что бы тот не испугался,нагнув голову в его сторону, тихо ответил:
— Как, кто? Медведь.
Что произошло дальше, было, как вспышка. Помню только мой мат ., натянутую майку и штурмовку мне на голову , отдавленную ногой руку и дикий удар коленом сверху по хребту. Покачиваясь от перегруза лабаз затрещал и я медленно, под тяжестью , стал нагибаться вперёд, готовясь полететь в низ.
119398
-Слезь, сукаааа…щас гробанёмся.
Я заорал матом так , что после моего крика. в лесу ,настала зловещая тишина. Только не долго. Через секунд пять послышался треск , что то забурчало а потом как шарахнет, казалось , что где-то, внизу , лопнул воздушный шар .Тут же , зловонный запах крепко ударил мне в ноздри . Вонь разлетелась по всему полю. Медведь обделался. практически у меня на глазах .Но , пожалуй самое главное это то, что до этого дня я никогда не видел , чтобы человек, мог преодолеть такие преграды в доли секунды. То есть ,«Учитель» буквально взлетел по дереву вверх , на меня, по мне и далее….

Скинув с головы майку и придавив «Учителя» к доскам, я краем глаза увидел ,как медведь смотрит на нас и делает «своё дело».После чего, резко, опорожняясь уже на ходу,что то там бурча, галопом, улепётывает в лес .И всё это происходит , как в замедленном кино. «Вот не пруха то» -подумал я -«и ружья все на земле…» Ну и картина :Стволы , куча помёта , вонь и тишина. Я загоготал, дико, как мерин, ещё сильнее чем ругался.Скорее от обиды , а может и от боли , сейчас уже и не припомню.

Позже, придя на базу, председатель с подковыркой спросил нас:
— Вы что там кипишь устроили? Медведь на выстрел сам пожаловал , а вы?
Потом обратился к «Учителю» и ехидно продолжил:
-Что на дерево то так залетел? Спужался чего?
Спустя немного времени, подумав , «Учитель» произнёс фразу , которая позже стала у нас крылатой:
-Ага, я как в Серёгины глаза посмотрел , сразу понял ,что то не то…

PS:В последствии , ещё несколько лет , когда зверя долго не могли взять, мужики нет -нет да и подковырнут, вспоминая этот случай.

Вот такой рассказ… вот такие были приключения. Понятно , что человек был на такой охоте первый раз в жизни.Все мы когда то начинаем.
Но тут сразу столько всего с ним произошло.Вот я и решил об этом написать. Позже, Александр как то сказал:
-Ничего себе. Я за пару дней , весь свой, годовой «депрессняк» снял…
Да, была бы тогда медведица или волки голодные.

* рисунки были сделаны там же и тогда же , от » делать нечего», огрызком карандаша …так, на память.:ab:

piterhunt.ru

«Школа похожа на бар»: Каково это — быть молодым учителем

7 февраля 2017 в 14:01

«Меня зовут Кирилл, мне 24 года, и я работаю в школе» — написал в конце декабря в своем Telegram-канале дипломированный философ Кирилл Загустин. За два неполных месяца на канал «Здравствуйте, Кирилл Александрович» подписалось две с лишним тысячи человек — сейчас там более двух десятков заметок: про стереотипы о евреях и блондинках, про новогоднюю дискотеку, про коррупцию в образовании и прочие школьные дела.

В обычной средней школе в Петербурге выпускник РГПУ имени Герцена и МГУ начал работать минувшей осенью. Пришел на вакансию учителя истории и обществознания. Оказался одним из двух мужчин в коллективе из более чем 50 женщин. Несмотря на небольшую зарплату, работу очень любит.

Обывателю, который сам давно отучился, а детей в возрасте 6–17 лет не имеет, школа представляется закрытой непрозрачной институцией со своими правилами и иерархией. О поколении же современных подростков мы и вовсе знаем довольно мало: кто все эти миллионы, которые смотрят ролики с Ивангаем? Зачем они подписываются на «группы смерти» во «ВКонтакте»? Мы поговорили с Кириллом про то, как на него повлиял мистический хоррор «Юленька» об инфернальной пятикласснице, почему восьмиклассники слушают Тимати, а не Оксимирона, а также об устройстве современной школы.

«Еще один бюджетник в семье»

Я учился в гимназии № 622 в Петербурге и пару месяцев — в школе в Беломорске. Потом поступил в ИТМО, проучился курс на физике и технике оптической связи. Но к началу второй сессии понял, что мне это неинтересно. Решил, что учиться надо там, где будет по кайфу.

Философия меня интересовала с детства — с тех пор, когда дедушка подарил книгу из серии «Я познаю мир». Поступил на факультет философии человека РГПУ имени Герцена. Окончил бакалавриат с красным дипломом и уехал в Москву — учиться в магистратуре МГУ. Потом собрался было поступать там же в аспирантуру, но не сложилось — в первую очередь потому, что петербургская школа философии очень сильно отличается от московской, и я немного не прижился.

Вернулся в Петербург. Понял, что единственный вариант поступить здесь в аспирантуру — читать курсы и формироваться как преподаватель. Правда, один мой бывший однокурсник, поступив в аспирантуру, целый семестр читал курс в качестве педагогической практики, и ему заплатили за это всего 2 000 рублей.

Я подумал: образование у меня педагогическое, я довольно много работал с детьми в дошкольных учреждениях, еще обучаясь на третьем курсе; я умею и люблю работать с детьми — чувствую, что приношу пользу. Так почему бы не преподавать в школе?

Родные к моему выбору отнеслись очень хорошо, особенно мама. Она сама работает врачом. Сказала: «О, отлично, еще один бюджетник в семье!»

Я зашел на сайт РОНО, там была вакансия учителя истории и обществознания. В тот же день позвонил, мне ответили: «Хорошо, давайте побеседуем». Я пришел. В кабинете сидели директор, завуч и методист. Спросили об опыте работы, про диплом не спрашивали (хотя я и принес его с собой). Дело было в середине июля 2016 года. Мне сказали: «Приходи оформляться в конце августа». Я такой: «И все?» Они: «Ну да». Еще уточнили: «Кирилл, вы хорошо подумали?»

Прихожу в школу августе, числа 20-го : «О, вы здесь!» Кажется, они не ожидали меня увидеть. Так я и начал работать.

Что общего между школой и баром

В основном философское образование получают для себя. У всех разные личные задачи, которые они пытаются решить на философском. Есть люди, которым, может быть, неуютно в социуме, — они пытаются найти себя в прошлых эпохах. Некоторые (но таких меньшинство) идут от безысходности: проходной балл на философский был довольно низкий.

Философское образование не предполагает ничего кроме преподавания собственно философии. Мы выпускаемся, чтобы сохранять эту сферу знаний. Но большинство просто разбредается по разным специальностям. Один мой одногруппник сделал успешную карьеру в рекламе и пиаре. Второй работает преподавателем в колледже. Одногруппница поступила в консерваторию на вокал. Еще один парень работает переводчиком.

Сам я, пока учился в магистратуре в Москве, около года работал барменом. Общее между работой бармена и учителя — нести добро людям. Не так уж много людей приходит в бары за тем, чтобы напиться. Многие хотят, чтобы их выслушали и что-то посоветовали. Одна посетительница, болевшая раком, приходила и рассказывала про химиотерапию.

Принципиальное отличие школы — в том, что туда ходят не добровольно. К счастью. Детям очень сложно объяснить, какова важность образования в их жизни. Можно сказать ребенку: «Ты не найдешь работу», — а он тебе выдаст имена людей без высшего образования, которые входят в список Forbes. Другое дело, что образование носит развивающий характер.

Работа в женском коллективе

Единственный, кроме меня, мужчина среди преподавателей в моей школе — учитель ОБЖ. Когда мы с ним познакомились, он меня отвел в свою комнатку и сказал: «Кирилл Александрович, ну, наконец-то я не один!» Он появляется в школе по четвергам. Когда мы видимся в коридоре, его лицо буквально светится — он всегда подходит и жмет мне руку.

В остальном в школе работают около 50 женщин, но для меня это не в новинку: я уже работал в женских коллективах, когда преподавал в детских дошкольных учреждениях. В конце августа у нас был школьный педсовет, пришел весь преподавательский состав — я впервые увидел всех. Сижу и понимаю, что учителя ведут себя хуже первоклассников — шум, гам. Мне хотелось встать и сказать: «Дамы, тишина!» Хорошо, что сдержался, иначе прослыл бы невоспитанным мужланом и скандалистом.

Потом я понял, что для преподавателей такое поведение — коммуникативная норма. Они именно так воспринимают информацию. Может быть, это особенности женского коллектива: все спорят, все на эмоциях, кто-то в сердцах что-то кричит… Это очень отличается от собраний в мужских коллективах, где я работал: там мы собирались на 15 минут, по очереди обсуждали важные пункты повестки и расходились. В школе же ежемесячные педсоветы никогда не длятся меньше часа.

Родительские собрания

Я был на одном родительском собрании. Увидел, что пришло довольно много отцов — где-то треть, что гораздо больше, чем я предполагал. Некоторые подходили лично со своими сыновьями и спрашивали: «Ну как он?» Может быть, это проблема моего поколения: было очень много неполных семей. Папа на родительском собрании в те времена был как учитель-мужчина . Сейчас я наблюдаю разделение родительских обязанностей. Интересно, что, помимо мам и пап, приходят также бабушки и тети.

Я много наслушался про то, что родители относятся к образованию детей как к услуге, которую им оказывает школа. Думал: на собрание придут двоечники и начнут качать права. Волновался. И абсолютно напрасно. Родители плохо успевающих детей сами подходили ко мне — я объяснял: «Ваш ребенок не делает домашнее задание». Не услышал ни одной претензии в свой адрес, что очень порадовало. Все-таки плохая успеваемость — вина детей и родителей, а не учителей, и сами родители это понимают.

Есть базовая ставка, она постепенно повышается. Основная зарплата в моем случае составляет 18 тысяч рублей за 22 часа в неделю. Плюс дополнительные выплаты за домашнее обучение, плюс внеурочное обучение, когда мы ведем дополнительные предметы для желающих, плюс 800 рублей за проверку тетрадей, плюс оплачивается каждое замещение. Итоговая сумма составляла от 23 до 26 тысяч, но с Нового года зарплату, кажется, повысили.

Стаж играет очень большую роль, поэтому люди преподают десятилетиями. Одна моя коллега работает очень много и практически каждые каникулы берет отгулы, чтобы путешествовать. Она говорит, что объездила почти весь мир.

Я свою зарплату трачу на путешествия, кроме того сейчас получаю права. Было очень много бытовых расходов после переезда из Москвы. А так — еда, походы в кино, развлечения с друзьями. Досуг у меня такой же, как и был раньше, когда я не работал учителем.

Три класса

Я преподаю в десяти классах: пятых , шестых и восьмых . Все три класса разительно отличаются друг от друга. Пятиклассники — бывшая начальная школа. Мне повезло первому начинать у них урок истории после линейки 1 сентября. Они заходили в кабинет, и у них светились лица. Каждый второй подходил и говорил: «Спасибо за урок!» Один мальчик подошел с листочком, на котором были записаны основные вопросы философии: что будет после смерти, что такое добро, имеет ли Вселенная начало и конец?

Шестиклассники знают, что учителя бывают разные. Они подстраиваются, стараются быть взрослыми. Их взрослению способствуют соцсети и видеоблогеры. В пятом классе дети безоговорочно верят в авторитет учителя. В шестом — понимают, что учитель — еще и человек.

С восьмиклассниками невозможно строить из себя всезнающего учителя. Они видят в тебе прежде всего человека, поэтому и план урока, и методика преподавания отличаются. Если с пятиклассниками я могу себе позволить по какому-то вопросу что-то быстро уточнить в «Википедии», то с восьмиклассниками этот трюк не пройдет. Ты стоишь перед аудиторией: есть только ты и они — никаких подручных средств. Иначе перестанут доверять.

«Звездные войны» и Ивангай

Восьмиклассники — подростки 13–14 лет. Начиная вести уроки, я думал, что все про них знаю: я ведь еще помню себя в восьмом классе. Оказалось, что это не совсем так. На уроках я периодически привожу примеры из массовой культуры, чтобы показать механизмы работы общества. Спрашиваю: «Кто смотрел „Звездные войны“?» Руки поднимает половина класса. Для меня это был шок. Как можно не смотреть «Звездные войны»?!

У нас была тема урока «Как достигать своих целей». Спросил, на каком примере будем разбирать? Самым популярным оказался пример с тем, как достичь миллиона подписчиков на YouTube. Спрашиваю: «А что вы смотрите на YouTube?» Там же много хорошего. Я не говорю про серьезные образовательные каналы вроде «ПостНауки», но есть же и что-то развлекательное в стиле BadComedian. «Кто знает Евгения Баженова?» (видеоблогер BadComedian. — Прим. ред.) Подняли руку два человека. «Хорошо, а кого вы смотрите?» И все такие: «Ивангай!» А я говорю: «Ребята, кто это?»

На осенних каникулах я дал своим восьмиклассникам задание сделать что-то крутое, и потом на уроке каждый вставал и рассказывал об этом. А затем они спросили: «Кирилл Александрович, а вы?» «А я посмотрел один выпуск Ивангая». Сорвал аплодисменты.

Политика и религия

Мы иногда говорим с восьмиклассниками про религию. Кто-то называет себя убежденным атеистом, кто-то — верующим христианином. В школе есть и те, кто считают себя мусульманами. Я смотрю на то, как они общаются, и понимаю, что все эти вопросы, которые беспокоят мировое сообщество, — исламская весна и прочее — их не задевают. Они не пытаются пропагандировать, прекрасно друг с другом общаются. Что меня очень радует. Политика принятия не похожих на себя работает.

Собственно же политика их не заботит. Когда была тема «Экономика», мы ее немного обсудили. Я спросил: «Слышали про „Крым наш“?» — «Да, слышали». — «А что?» — «Ну… Крым наш». — «А почему?» — «Не знаем, расскажите». Пришлось рассказать про два взгляда. Первый — как мы смотрим на присоединение Крыма: рассказал о том, что там живут люди, считающие себя русскими, разделяющие нашу культуру, ценности, внешнюю политику. Второй — как смотрит мировое сообщество, которое присоединение Крыма считает аннексией. Отметил, что дело не в Крыме, а в самом прецеденте, когда вроде бы границы установлены — и вдруг Россия расширяет свою территорию. Объяснил, почему ввели санкции.

Я позволяю им самим сделать те выводы, которые будут согласовываться с их картиной мира. Может быть, кто-то считает, что «Обама — чмо», а кто-то — что «Путин — кровожадный тиран». Мое дело — предоставить им факты, чтобы они могли начинать свободно думать.

Тимати и Оксимирон

Я понял, из каких людей Тимати собирает «Олимпийский». На его концерты ходят школьники. В школе можно услышать от каких-нибудь девочек: «Ой, Тимати выложил новый пост в Instagram». Слава богу, коммерческую музыку, которая не имеет художественной ценности, слушают не мои сверстники, а ребята 10–16 лет. Однажды видел пятиклассников, которые шли мимо школы и с телефона слушали Pharaoh.

Кстати, Оксимирона не слушают. Мне кажется, его темы абсолютно не близки школьникам. Я бы тоже не слушал Оксимирона в 14 лет: мне было бы непонятно, о чем он поет. Зато я бы понимал тех, кто слушает Тимати, поющего про тусовки. Впрочем, несмотря на низкопробность самой музыки, его тексты пропагандируют хорошее — здоровый образ жизни, например. Если бы был популярен деструктивный образ жизни, как в 2007 году — вся эта эмо-волна , которая оседала в питерских клубах типа «Порта» и MOD, — это было бы хуже.

«Что делать, если друг собирается совершить самоубийство?»

Я не читал статью в «Новой газете» про группы смерти, но, к сожалению, на практике столкнулся с этой темой. Есть у меня один ученик, который часто подходит после уроков. Спрашивает советы: «Что делать, если тебя задирают?» Или: «Я играл в „Доту“, и там мою мамку оскорбляли — я забил стрелку. Что мне делать?» А как-то раз подходит и говорит: «Что делать, если друг собирается совершить самоубийство?» Вообще, эта тема среди подростков распространена — неважно, какой сейчас год, какая эпоха. Когда подростковая индивидуальность сталкивается с миром, неизбежно появляются мысли о том, зачем дальше жить. Это естественный переходный период. Поэтому я ответил так: «Смотри, люди, которые хотят совершить самоубийство, делают это молча, и признаки можно заметить: потухший взгляд, депрессия. Люди, которые говорят о самоубийстве, просто хотят внимания. Поэтому будь рядом со своим другом. Общайся, поддерживай. Сделай все, что ты можешь». Через две недели ко мне подходит его классная руководительница и говорит: «Вы знаете, Д. до конца года в школе, скорее всего, не появится, у него друг с собой покончил». Для меня это было шоком.

Сейчас Д. появляется в школе. Я закидываю удочку на предмет того, чтобы он подошел, поговорил. Но, естественно, понимаю, как это травматично: у меня самого были ситуации, когда друзья кончали жизнь самоубийством. Я знаю, что человек поговорит об этом, когда сам захочет и будет готов.

www.the-village.ru