Дети с аутизмом в школе

Аутист в школе


Мы пошли в школу (7 лет). Проблемы. Посещают ли ваши дети школу? Как справляетесь? Обсуждаем особенности воспитания детей, у которых поставлен диагноз аутизм. Воспитание и обучение детей с аутизмом Форум родителей детей с аутизмом

Форум ребёнок-инвалид »
Форум родителей детей с аутизмом »
Воспитание и обучение детей с аутизмом »
Аутист в школе

Аутист в школе

Мы пошли в школу (7 лет). Проблемы. Посещают ли ваши дети школу? Как справляетесь?

Скрипка, я тоже помню вашу историю, очень надеюсь, что вы справитесь. Я пока по школе подсказать не могу, моим всего 6лет

Девочки, я хотела вообще спросить — моему аутисту 6, я надеюсь его отдать в школу с 8 (тоже психологически незрелый), но вот надо ли ему прям все предметы? Я не понимаю этот момент: зачем ребенку отвлеченные предметы типо истории, это же забирает его ресурсы, которые и так ограничены. Может, удариться в то, что получается (математика так математика), а остальное приберечь для социализации? Там готовить учить, счета оплачивать..

Я никогда не понимала стремления мам особят загрузить их как обычных. Моему обычная нагрузка точно не по плечу, кстати, не одному ему, их у меня таких (не потянущих) два.

Школа надомная — если есть возможность где-то еще бывать с детками. Кружки, танцы, нашим детям надо быть в обществе. Но недолго, долго и мой не выдерживает, им действительно ОЧЕНЬ трудно.

Правда, и с здоровым своим ребенком я тоже очень боялась перегрузить. Тогда были какие-то программы, когда 1 класс они перескакивали, я отдала очень умную девочку на не перескакивающий класс систему. И не пожалела.

сима
Сим, так и хочется кричать «ГОВОРИ-ГОВОРИ. «

Больше всего я люблю слушать, какие наши дети молодцы и как сбылись наши самые смелые мечты!

Я когда слышу, что кто-то (как я сейчас) «и мечтать не мог», а все потом как-то красиво развернулось, то сердце согревается большой надеждой.

Аутист тут спросил «который час» — в мультфильме что ли подслушал. мы с папой так и задумались. Понял он что спросил или так просто — повторил (второе вернее)

нет, он последние 2 года ходил на все уроки+ дополнительное у нас музыкотерапия, кружки, спортивные занятия Но начинали мы тяжело, в истории есть это, повторять не буду.

Но в случае сложностей, самочувствия или сильных поведенсеких проблем убирали часть нагрузки в школе. В нашем случае это легко. по этому виду он с избытком успевает. Тем более, что он многое знает в ходе нашего общения, у него не столь проблема в понимании, сколько в желании отвечать, демонстрировать знания.

Скрипка, у нас похожие дети. Мы в этом году пошли во второй класс в новую школу. 4 дня все было более-менее неплохо. Сегодня учитель сказал, что сын устроил две истерики (в классе на уроке: сам ударился, сам орал; в столовой: выданных на сегодня денег ему не хватило).
Прошлый год (1-й класс) у нас прошел тяжело. Примерно с февраля не проходило дня, чтобы мне не выговаривали на ребенка. С середины марта по май «просидели» на больничном: брали задания и занимались дома. Поведение в школе было похожим, как у Вашего мальчика. И конфликты с одноклассниками и их родителями были очень не детские..
Из препаратов даю сыну пустырник и глицин. На рисполепт пока не решилась, хотя нам тоже его прописали.
В прошлом году я внимательно наблюдала за сыном: если видела, что он в возбужденном или плаксивом состоянии, то в школу не отправляла. Писала записку учителю и давала ему день отдохнуть. Но задание брали и делали дома сами.
По наблюдению учителя он мог высидеть максимум 3 урока. Далее не работал сам и мешал другим.
Перевелись в другую школу: очень рассчитывала на положительное влияние смены контингента класса и учителя.
Пока разницы не вижу. Нашим деткам все равно, где истерить и орать. Тормозов нет.
Сейчас продолжаю наблюдать за его поведением. Параллельно узнали в поликлинике, что нужно для перевода на надомное обучение. Мы не на инвалидности и не хотели бы справку по психиатрическому диагнозу.

у меня ведется раб0та д0ма тераписты +л0г0пед+мелкая м0т0рика и т. д с 1.10 мес. женщина к0т0рая занимается п0веденческим анализ0м г0в0рит, чт0 нет лучше занятия чем с пр0стыми детьми.
на данный м0мент Эмили х0дит в сад с терапистк0й. -0дну в00бще я ее не 0ставляю!!
для т0г0 чт0б ваш ребен0к п0шел в 0бычную шк0лу ..0н д0лжен быть не 0дин . -а если есть бабушка так эт0 шикарн0!!0н д0лжен сидеть т0льк0 0к0л0 двери, чт0б при люб0й п0пытке» п0шалить» ег0 п0тих0ньку д0лжна бабушка вывести на перемнку (к0р0ткую)
М0я дев0чка не м0жет д0лг0 сидеть . так ее терапистка п0днимает и выв0дит в туалет и т. д. ..». сделать круж0к!»» и вернуться. на пр0гулке 0на) терапист) г0в0рит с детьми ,чт0 б 0ни 0бщались с м0ей .. делает интеграцию между детьми. К0р0че терапист типа как 0чки, руки или н0ги ребенка.. и + к0 всему м0я г0в0рит не 0чень х0р0ш0 и м0т0рики все страдают. дети смеются как 0на рисует, г0в0рит . н0 все равн0 прем вперед
И еще 0чень важн0, если ребен0к п0шел в 0бычн0е заведение . все занятия чт0 0н п0лучал . перен0сятся на вечер, п0сле шк0лы . или 0н пр0ст0 не п0ймет и не справится с пр0гамм0й и т. д..
желаю удачи. если будут в0пр0сы пишите, п0м0гу чем см0гу!

Привет!! я в00бще стала редк0 п0являться, если кт0 нас п0мнит, т0 у меня дев0чка аутист на сег0дня нам 4.4 месяца. Н0 п0шли в эт0м г0ду в 0бычный сад(г0с. сад) в т0м г0ду были в к0рекци0нн0м саду (и вп0зат0м) н0 раз в неделю п0сещали пр0ст0й сад. и живем в Израиле.

invamama.ru

Детям с аутизмом в школе нужен не равный с инвалидами статус, а особые условия

Для всех детей с аутизмом независимо от наличия инвалидности может быть установлен повышенный коэффициент, в соответствии с которым рассчитывается финансирование обучения школьников. Такое предложение одобрила глава Минобрнауки Ольга Васильева на заседании по инновациям в сфере образования в Совфеде, передает РИА Новости.

«Это наша межведомственная работа: наша, Минздрава. И я думаю, мы должны дойти до заключительной законодательной точки. Я опять же выступаю и очень надеюсь на помощь. Это должна быть законодательная инициатива», — заявила министр.

Ряд СМИ сообщил впоследствии, что в Министерстве образования и науки намерены «приравнять аутистов к инвалидам». Такая интерпретация не корректна хотя бы уже потому, что проявления аутизма внесены в число оснований для присвоения инвалидности, и ее имеют многие люди с аутизмом, в том числе и школьники.

«На самом деле проблема в данном случае не в том, что дети с аутизмом не имеют инвалидности, рассказала порталу Милосердие.ru руководитель РОО помощи детям с аутистическими расстройствами «Контакт» Елена Багарадникова. — Им нужны специальные образовательные условия, которые необходимо создавать независимо от того, есть ли у них этот статус.

Сейчас дети с аутизмом практически везде лишены этих необходимых условий: и в общеобразовательных учреждениях, и в коррекционных. Ощущается глубокий кадровый дефицит — обученных специалистов, которые умели и хотели бы работать с детьми с РАС, очень и очень мало. Обучение проходит, но все еще довольно хаотически, и бессистемно.

Специалистам необходимы знания, инструменты, методики для этой работы. Не хватает финансирования, потому что у нас почти во всех регионах образовательный коэффициент привязан к наличию инвалидности и нозологии (диагнозу) при подушевом финансировании образования.

Даже московский коэффициент 2, установленный для детей с инвалидностью, не позволяет качественно организовать школьное образование для детей с РАС. Для них требуются дополнительные ресурсы, требуются дополнительные ставки, которые не может обеспечить коэффициент – тут нужен другой механизм расчета.

Что нужно изменить, чтобы дети с аутизмом могли нормально учиться в российских школах? Финансирование, безусловно, должно быть увязано со специальными образовательными потребностями, с необходимыми ребенку условиями и программами, которые образовательное учреждение должно обеспечить и реализовать.

Дети с аутизмом разные, и им нужны разные программы. Они настолько разные, что как раз на них вся система «пробуксовывает». И даже введение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для детей с инвалидностью не позволяет в достаточной мере стандартизировать обучение детей-аутистов, здесь нужен более «творческий», индивидуальный подход со стороны образовательного учреждения.

Я не знаю на каком этапе исказилась информация — на этапе подачи министру, или уже у журналистов, опубликовавших материал, который я читала. К сожалению, я не видела никаких документов, читала уже сразу в прессе. И в той формулировке, в которой это прозвучало — это тупиковый путь.

Обеспечение права на образование не должно быть привязано к нозологии или наличию инвалидности. Речь о том, что специальные образовательные условия, которые нужны таким детям, надо создавать независимо от наличия у них статуса инвалидности.

Медицинский подход в образовании — это абсурд. Мы уже допустили один раз в Законе об образовании ошибку, за которую продолжаем расплачиваться — не должно было быть термина «ограниченные возможности здоровья», должен быть термин «особые образовательные потребности».

Особые образовательные потребности ребенка и необходимые для этого специальные образовательные условия должны быть обеспечены ребенку независимо от места обучения — в коррекционных ли, общеобразовательных ли учреждениях.

И достичь этого можно только массово переобучая необходимых специалистов, дав им в руки современные методы и эффективные технологии.

Мы вчера на круглом столе во время конференции обсуждали ключевые проблемы образования детей с РАС, и выделили основные, горящие проблемы: региональные нормативные акты о 8 часах обучения на дому, что приводит к выдавливанию детей с РАС из школ, самая большая беда сейчас — СанПины, которые стали настоящей бедой одинаково и для детей в инклюзивных, и для детей в коррекционных школах.

Ещё одна проблема — контрольно-измерительные материалы, тесты и экзамены, которые нуждаются в значительной адаптации для детей с РАС. В массе своей сейчас школы утверждают, что новые ФГОС для детей с ОВЗ не распространяются на детей, которые пошли в школу до 1 сентября 2016 года. В средней школе есть проблема с детьми, которые имеют задержку психического развития, с адаптацией программ для них и другими специальными образовательными условиями. И т.д.

Возвращаясь к вопросу коэффициентов, коэффициент 2, который существует для детей с инвалидностью, например, в Москве, не обеспечивает создания необходимых специальных образовательных условий для детей с РАС, и мы очень ждем, что Департамент Образования поддержит предложения пересмотреть их привязку не к наличию инвалидности или диагнозу — а к специальным образовательным условиям и программам для всех детей с ОВЗ».

www.miloserdie.ru

Инклюзивная молекула: дети с аутизмом идут в школу

Первого сентября в одной из школ Южного Медведково учителя пытаются превратить праздничную толчею в торжественную «линейку». Из динамиков гремит «Прекрасное далёко», смущенные первоклассники стоят с цветами и шариками, нарядные родители фотографируют, школьники постарше носятся по двору. Первоклассники Андрюша и Федя с несколько отрешенным видом стоят в этой суетливой толпе, переминаясь с ноги на ногу и время от времени порываясь куда-то бежать. Мамы ласково и твердо придерживают их, взяв под мышки.

Детям с аутизмом трудно долго находиться на одном месте, да еще в незнакомой обстановке. Анна Соловьева, мама Андрюши, смотрит на часы: «Так, семь минут выдержали. Пора отдохнуть».

Рядом с огромным футбольным полем, на котором проходит торжественная линейка (в школьном комплексе 6500 учащихся), есть окруженная деревьями волейбольная площадка, где относительно безлюдно. Часть учеников из классов 1-4 «А» и 1-4 «Б» постепенно перемещается туда. Степа немедленно хочет забраться на дерево, Илья принимается выдувать мыльные пузыри, а Нилу мама ласково втолковывает, указывая на типовое здание, облицованное бело-коричневым кафелем: «Это же школа, а не поликлиника, не бойся!»

Кроме родителей и бабушек рядом с детьми их специально обученные сопровождающие, тьюторы. В первое время они помогают особым детям адаптироваться к непривычной школьной среде и начать учиться.

Все друг друга фотографируют. Над полем взмывает стая разноцветных шаров, слышна приветственная речь директора школьного комплекса Игоря Пыканова. Он говорит об особых образовательных возможностях, которые предоставляет школьный комплекс, о том, что здесь рады всем детям без исключения. Услышав слова «инклюзивная молекула», Анна Соловьева радуется и не может сдержать слез.

Молекула в море

По Закону об образовании дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и с особенностями ментального развития, имеют те же права, что и их сверстники, поэтому общеобразовательная школа, которую выберут родители, обязана создать для их ребенка отдельные условия. Необычные дети с особыми образовательными потребностями в обычной школе – это и называется инклюзией, в отличие от коррекции, когда школа целиком состоит из детей с ОВЗ.

В реальности образовательные учреждения, где на деле практикуется инклюзия, можно пересчитать по пальцам. Особенно неохотно берут детей с аутизмом, поскольку их расстройство связано с «неприемлимым социальным поведением». Школе легче поставить перила или пандус, чем встраивать таких детей в общий учебный процесс.

Только в Москве около 6 тысяч детей с аутизмом не имеют возможности посещать образовательные учреждения. Они учатся дома, не общаются со сверстниками, их жизненное пространство ограничено четырьмя стенами.

Чтобы такие дети пошли в школу, им необходим так называемый ресурсный класс, в котором учатся не более восьми учеников. В отдельном школьном помещении занимаются по индивидуальным программам. Их составляет учитель, а осваивать помогает сопровождающий. У каждого ребенка он должен быть индивидуальным.

В ресурсном классе стоят специальные парты с высокими бортиками, создающими ощущение обособленного пространства, а рядом имеется зона сенсорной разгрузки, где дети, страдающие гиперчувствительностью, могут отдохнуть, полежать на мягком мате или поваляться на кресле-мешке.

Часть учебного времени дети проводят в ресурсных классах, часть – в обычных. В идеале количество часов в ресурсных классах должно постепенно уменьшаться. В итоге ребенок с РАС со временем будет готов постоянно заниматься вместе с другими детьми.

В нескольких школах Москвы (например, в 1465-й или в лицее 1574) эта модель уже работает, в других (в 2009-й и «Ковчеге») она стартует в нынешнем учебном году, но мест катастрофически не хватает. Государство, провозгласившее инклюзию, пока не спешит выделять на нее бюджетные средства.

«Какие-то золотые получаются ваши аутисты, если каждому еще и тьютора оплачивать – такие слова почти все мы слышали от чиновников и директоров школ. При этом индивидуальное сопровождение ребенка в учебном процессе – это не наша прихоть, а рекомендация государственных же специалистов», – рассказывает Юлия Радионова, активная сторонница внедрения модели ресурсных классов (ее сын учится в лицее 1574).

«В нашей школе, – продолжает Юлия, – и оборудование классов, и оплата специалистов почти полностью ложатся на плечи родителей и фонда «Выход», причем директор лицея Денис Клоков считает эту ситуацию абсолютно нормальной. Его позиция проста: вам нужно – вы и ищите средства. Он не готов обращаться в Департамент образования с заявкой на финансирование, хотя в его школу пришли в этом году новые дети с особенностями, и им требуются новые классы».

В фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход» зимой 2015 года обратилось целых пять инициативных групп родителей с просьбой профинансировать ресурсные классы. Стоимость одного такого проекта – порядка 6 млн рублей. Фонд предложил родителям написать коллективный запрос в Департамент образования Москвы с описанием модели ресурсного класса и заявкой на финансирование. Запрос назвали «Инклюзивная молекула» и «Выход» стал активно его продвигать.

Боевой август

В июне на встрече с президентом фонда «Выход» Авдотьей Смирновой руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина полностью поддержал проект и предложил конкретные шаги по его реализации. 1 сентября 2015 года дети с РАС должны были сесть за парты в общеобразовательных школах. Но дальше благих намерений дело не пошло.

«Мы ждали приказа департамента о старте проекта, что будет создана рабочая группа и проектный офис, но так и не дождались», – говорит Ольга Погонина, один из инициаторов запроса «Инклюзивная молекула» и член родительской организации «Контакт».

«По ситуации на конец августа у 12 наших детей, несмотря на все обещания, не была определена школа. Они оказывались буквально нигде. В конце августа мы написали в Департамент образования письмо, где уже не просили, а требовали, – рассказывает Анна Соловьева, чей сын Андрюша только что все-таки стал первоклассником. – Мы готовы были на все, вплоть до того, чтобы прийти 1 сентября с детьми и цветами к зданию ДОгМ на Сухаревской и показать чиновникам, какой они нам устроили праздник».

По инициативе Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов (МГАРДИ) 26 августа состоялась новая встреча в Департаменте образования, на которой представителям родительской общественности и фонда «Выход» пообещали выделить недостающую школу для проекта «Инклюзивная молекула».

«Невозможно было поверить, что за три дня будет сделано то, что не было сделано за три месяца», – вспоминает присутствовавший на той встрече отец одного из детей с РАС Сергей Мартынов. Недостающей школой, которая приняла особых детей, стало ГБОУ 285 им. В.А. Молодцова. В каждом из четырех первых классов будут учиться по трое ребят с РАС.

Три последних августовских дня этого года их родители запомнят надолго: за это время они освободили помещения для классов, расставили мебель, спроектированную и выполненную по заказу «Выхода», подготовили сенсорную комнату с игрушками, сухим бассейном и горкой (туда, кстати, смогут приходить все первоклашки, а не только «особенные») и множество раз вымыли полы.

«Школа не может делить детей на таких и сяких, «плохих» и «хороших» и обязана обучать всех, – убежден директор ГБОУ 285 Игорь Пыканов. – Тем более мы вошли в этом году в топ-300 лучших школ Москвы.»

Однако трудности, по его словам, только начинаются, и связаны они далеко не в первую очередь с бюрократией.

«Мы провели беседы с родителями, объяснили, что с этого года у нас будут учиться и особенные дети. Пока что все настроены лояльно. Но достаточно одной конфликтной ситуации, недружелюбных папы или мамы, чтобы вспыхнуло недовольство и начались жалобы по инстанциям. К сожалению, наше общество не отличается толерантностью, и быстро тут ничего не изменишь. Но нужно начинать этот путь, дорогу осилит идущий».

От чуда к системе

«У меня нет слов, чтобы выразить нашу благодарность Игорю Владимировичу за его отношение к нашим детям, – говорит Авдотья Смирнова. – Дело ведь не только в том, чтобы пустить особых учеников в школу, и даже не в том, чтобы создать для них условия, хотя и это уже – очень много. Важно привлечь для этого бюджетное финансирование, потому что ни частные лица, ни благотворители в одиночку с задачей уже не справляются: количество детей с РАС и другими ментальными особенностями увеличивается с каждым годом. И мы видим, что Игорь Владимирович готов работать с Департаментом образования для получения финансирования, а не отдавать его целиком на откуп некоммерческим организациям, как делают, увы, в некоторых других школах».

По словам Смирновой, именно государственная поддержка превращает инклюзивное образование из «случайной удачи» в систему, которую можно тиражировать на всю страну.

Такой системный подход практикуется в Воронеже – единственном на сегодняшний день городе России, где отстраивается вся цепочка интеграции людей с РАС в общество, начиная с ранней диагностики этого расстройства через инклюзивное образование к самостоятельной жизни (или поддерживаемому проживанию для тех, кому оно будет необходимо). Программа «Аутизм. Маршруты помощи» реализуется совместно с фондом «Выход» под патронатом правительства Воронежской области и лично губернатора Алексея Гордеева.

1 сентября в воронежских общеобразовательных школах открыто 2 ресурсных класса, в каждом из которых будут учиться по семь детей, а в середине сентября начнут работу две ресурсных группы в массовом детском саду. Кроме того, 40 специалистов уже прослушали вводные лекции, а в сентябре стартует программа обучения сотрудников ресурсных классов. Это – первоочередная задача, ни один государственный вуз в России пока не готовит таких специалистов. Те, что уже есть, прослушали пока только вводный курс, а учиться будут на практике.

«Как бы мы ни старались, общеобразовательные школы и массовые детсады не будут полностью готовы к работе с детьми с РАС и другими ментальными расстройствами до тех пор, пока в них не придут эти дети. Нельзя научиться плавать без воды, путем изучения теории плавания», – говорит Александр Митрофанов, проректор Воронежского института развития образования.

В Воронеже родители особых детей готовят для регулярных классов короткие презентации с фотографиями и рассказами о своих необычных детях: какие навыки им даются с трудом и почему, а в чем, наоборот, они опережают не только сверстников, но подчас и взрослых.

«Мы искренне хотим, чтобы детский сад и школа стали теми общественными институтами, где любой ребенок получал бы представления о том, что люди – разные, но все имеют равные права на жизнь в обществе, – говорит Александр Митрофанов. – Чем раньше эти установки будут приняты – тем больше шансов на то, что общество в целом станет более приспособленным для жизни любого из нас, потому что людей без особенностей не существует на свете».

Шары, фонтан, прокуратура

17 августа у фонтана в Парке победы в Белгороде родители с детьми собрались на массовый флешмоб. На плакатах, которые держали участники, было написано «Включите детей с аутизмом в школьное общество» или: «Индивидуальный подход в школе к каждому ребенку – его единственный шанс научиться жить без родителя».

Прохожим раздавали синие шары и рассказывали, что вынудило собравшихся на эту акцию. Открывать в Белгороде ресурсные классы не спешат – родителям говорят об «отсутствии возможностей и помещений».

«Местные власти, похоже, не хотят сотрудничать и искать совместные решения, поэтому в настоящее время вопрос рассматривается в областной прокуратуре, – говорит президент фонда «Выход в Белгороде» и мама мальчика с РАС Наталья Злобина. – При этом год назад мы, совместно с правительством области, дали старт проекту «Создание образовательных условий для детей с РАС», который планировалось распространить на весь Белгород. Мы очень надеемся, что нам все-таки удастся найти точки соприкосновения с администрацией города. Это вопрос жизненной важности для детей с РАС и другими ментальными нарушениями».

По данным Всемирной организации здравоохранения, число детей с РАС ежегодно увеличивается на 13%. Российская статистика о количестве детей с аутизмом отсутствует.

www.pravmir.ru

StopAutism

Школа для аутиста

КАК И КАКУЮ ШКОЛУ ВЫБРАТЬ РЕБЕНКУ С РАС. ВО СКОЛЬКО ОТДАТЬ. СМОЖЕТ ЛИ УЧИТЬСЯ АУТИСТ В ШКОЛЕ. ОБЫЧНАЯ, КОРРЕКЦИОННАЯ ИЛИ ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ? БУДУЩЕЕ АУТИСТА В ШКОЛЕ? ОПЫТ МАМ И СОВЕТЫ. ИСТОРИИ ПРО АУТИСТОВ В ШКОЛЕ. СТРАХИ И ВОЛНЕНИЯ МАМЫ…
Про школу думать страшно. Волнительно и тоскливо. С каждым годом ребенок вроде улучшается, но и отстает более глобально и заметно. Сокращает разрыв в знаниях, но так явственно отличается от нормы, что видно даже невооруженным знаниями об аутизме взором…
Школа болезненная тема для особенных мам. Ребенку еще пять, а мы думаем, а сможет ли, а куда пойдет, а как пойдет, а пойдет ли вообще? Как будет учиться, где взять тьютера, как подготовить, как найти, как прижиться в школе, как получить пользу от школы…Если к пяти годам не рассосались проблемы и речь дается трудно, то отставание в начальной школе еще будет заметно. А значит трудности будут!

Моему сыну уже скоро 6 лет. Он читает глобально. Пишет прописи. Немного считает и вырезает. Печатает на компьютере и умеет пользоваться мышкой. Отвечает очень простым диалогом. Говорит словосочетаниями, штампами, чаще отдельными словами. Ходит в обычный детский садик в логогруппу, где конечно же выделяется. На утренниках пока не танцует, но вполне участвует, рассказывает стихи. Воспитателей слушается, детей не сторонится. Стимится и вокализирует когда скучно или радуется. Но учится нормальным играм от братика и деток в группе. Ведет себя прилично. Уже вполне понимает речь и команды. Многое умеет и любит, на уровне сам себя обслуживает. Занимается плаванием индивидуально с тренером и уже может проплыть бассейн и на воде и под водой…

Меня часто спрашивают о школе. Но я пока сама в раздумьях и накоплении знаний по этому вопросу. Все таки впереди еще 2-3 года. А это много. Мы всего три года знаем о диагнозе. А сделали невероятный прорыв благодаря выбранным терапиям и ВОПРЕКИ диагнозу. Год сейчас за два. Многое аутичное позади. Остались только черты и проблемы с речью.А это уже совсем другие проблемы и они решаемы!

За последний год многие знакомые особые детки пошли в школу. Еще больше пойдут в ближайший год-два. У нас будет их опыт и знания!Те дети которых я знаю лично, с каждым годом в школе так прибавляют, что это вселяет огромную надежду в мое сердце. А те кому больше 10 лет вообще никак не отличаются на мой взгляд. Такие умнички и молодцы. Но сколько было сил вложено и какая была выбрана школа и стиль обучения, сколько выстрадано родителями….

В пять лет еще очень страшно, но и время еще есть. Проведу его с пользой и буду собирать в этой статье информацию и опыт других мам. Чтобы поделиться со всеми. И самой разобраться что же я хочу и чего жду от школы!

Меня уже мало волнуют наши странности и особенности. Это такие мелочи: если ребенок улыбается, развивается и учится новому! Школа пугает больше неизвестность. Но еще есть время, а главное есть ВЫБОР! Чаще всего нас пугает незнание. Будем вместе разбираться что за школы существуют и какой у нас выбор!

КАКИЕ БЫВАЮТ ШКОЛЫ?

Государственная общеобразовательная школа:

Плюсы: проверенные временем программа, учебный план, требования к учащимся;
ученик получает фундаментальные знания по всем основным предметам;

Минусы: большие классы, не всегда есть возможность уделить внимание каждому ученику.

Частная общеобразовательная школа:

Плюсы: индивидуальный подход к ученикам;

  • обязательно есть штатный психолог, который поможет решить возникающие проблемы;
  • возможность включения в различные образовательные проекты, использование интернет-технологий и т.д.;
  • хорошая материальная база, поэтому охрана, питание, досуг учеников организованы на достойном уровне;
    Минусы:

  • чаще всего высокая стоимость обучения.
  • Интеграционные школы

    Интеграция — направление в области развития образования, существующее в разных странах мира. При интеграционном обучении дети с особенностями развития и обычные дети обучаются совместно.

    Плюсы: ребенок получает все что положено. Внедрен в здоровую среду.Учитель получает за него доплату. Предоставляется возможность нанять тьютера или сам учитель уделяет внимание чуть больше…

    Минусы: в России интеграционное обучение не имеет под собой четкой законодательной базы и существует только на уровне обсуждения, проектов и отдельных примеров. Отношение общества к интеграции детей с особенностями развития тоже является проблемой: наши сограждане еще не готовы к принятию повсеместной интеграционной практики. Кроме этого, к работе в условиях интеграционного обучения недостаточно подготовлены также и учителя обычных школ, и учителя-дефектологи.

    Существуют различные формы интеграционного обучения:

  • в обычном классе общеобразовательной школы с получением индивидуальной помощи учителя;
  • в коррекционном классе общеобразовательной школы;
  • в специальном классе в специальной (коррекционной) школе
  • Важно, чтобы форма обучения соответствовала образовательным потребностям ребенка. Если этого не происходит и ребенок не получает необходимой психолого-педагогической поддержки, то условия не благоприятны для получения образования, что приводит к появлению у него дополнительных трудностей. Нужно об этом помнить и понимать, что простое помещение ребенка в обычный класс — это искаженная форма интеграции, которая не принесет ожидаемых результатов.

    Специальные (коррекционные) школы

    Существует 8 видов специальных (коррекционных) школ для детей с различными особенностями развития:

    I и II вида — для детей с нарушениями слуха;

    III и IV вида — для детей с нарушениями зрения;

    V вида — для детей с нарушениями речи;

    VI вида — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

    VII вида — для детей с задержкой психического развития;

    VIII вида — для детей с нарушениями интеллектуального развития.

    Плюсы: Специальные школы имеют целый ряд достоинств — таких, как специально составленная программа обучения, охранительный режим учебных занятий, подготовка к трудовой деятельности и многое другое. В таких школах работают специалисты, знающие особенности детей и владеющие специальными методами обучения. Выпускники специальных школ получают достаточно разностороннюю образовательную и профессиональную подготовку.
    Минусы: специальные школы — это часто школы-интернаты. Это связано с тем, что они нередко находятся далеко от места жительства семей, и каждый день добираться до школы сложно. Психологические страхи родителей перед особой школой. Ребенок в основном будет в окружении тех детей, у которых какие то проблемы связанные с обучением, с процессом работы с информацией, слуховым или речевым нарушением.


    Школы для детей с ослабленным здоровьем и школы надомного обучения

    Это имеющие свою специфику школы, не входящие в список специальных (коррекционных) школ. Школа для детей с ослабленным здоровьем — это по сути общеобразовательная школа, но с особым, охранительным режимом занятий.Отделения надомного обучения существуют также на базе нескольких специальных и общеобразовательных школ.

    Плюсы: В школе надомного обучения учитель приходит к ребенку домой несколько раз в неделю либо с ним занимаются в школе индивидуально или в небольших группах не более 2-3 раз в неделю.
    Минусы: Большую часть материала нужно проходить и отрабатывать самостоятельно. Изолированость семьи и ребенка от школы и сверстников.

    ВАЖНО: пока ребенок еще не пошел в школу(и если не ходит в садик) родителям выплачивается компенсация за надомное обучение с 6 лет 6 месяцев, в соответствии ст.19. Закона «Об образовании» Родители вправе рассчитывать на компенсацию при обучении детей-инвалидов на дому(около 10 тыс. рублей в Челябинской области). Закон неведом во многих городах России!

    СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ. КАК НАЙТИ ПОДХОДЯЩУЮ ШКОЛУ. УЧИТЕЛЯ. ДАТЬ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЯМ С АУТИЗМОМ:
    — Помните, что во всем мире двигателем развития образования детей с особыми потребностями всегда были их родители, и поэтому ваша инициатива и готовность отстаивать право своего ребенка на образование очень важны! Если в органы управления образования регулярно будут поступать заявления и вопросы о возможности обучения детей с аутизмом, то наша образовательная система вынуждена будет их решать.
    — Активно займитесь поиском подходящей школы. Узнайте, какие школы есть в вашем городе, районе. Предварительно оценив школы, побывайте в них, познакомьтесь с администрацией, с учителями. Расскажите о своем ребенке, о его особенностях, успехах, о трудностях, возникающих у него в процессе обучения. Задайте волнующие и интересующие вас вопросы. В конечном итоге именно то, какие учителя будут работать с вашим ребенком, определит учебный процесс. Ваша заинтересованность и готовность помогать и участвовать в жизни школы, скорее всего, будет встречена с одобрением и благодарностью.
    — Принимая решение об обучении вашего ребёнка-аутиста в обычной школе в самом обычном классе без оформления через ПМПК особых условий (они прописываются в ИПРА), вы должны руководствоваться не вашим желанием «хочу, чтоб был, как все», а способностями и потребностями ребёнка. Нужно детально взвесить все за и против определения аутичного ребёнка в обычную школу в обычный класс на общих условиях, где требования будут предъявляться к ребёнку те же, что и к остальным детям.
    -Нужно поинтересоваться, сколько детей планируется набрать в класс. Чем меньше детей будет в классе, тем на большее внимание сможет рассчитывать каждый ученик. В идеале максимальное количество ребят в классе должно быть не более 20.
    -Если у ребенка есть заметные способности — он очень хорошо манипулирует числами и с удовольствием считает или легко запоминает стихи, любит много двигаться или замечательно рисует. В таких случаях стоит подумать о школе, имеющей соответствующую специализацию (математическую, лингвистическую, спортивную или художественную).
    -Ребенок, посещавший детский сад, легче адаптируется к школе, которая входит в один с детским садом образовательный комплекс, или к школе, куда поступают большинство детей из этого детского сада.
    -Хорошо, если школа находится не слишком далеко от дома. Считается оптимальным, если ребенок будет тратить на дорогу до школы и обратно пешком не более 20 минут или на транспорте — не более 30 минут.
    -Отдельно необходимо сказать о программах обучения в начальной школе. Сейчас школы чаще всего используют следующие образовательные программы (в одной школе их может быть несколько): «Классическая начальная школа», «Школа России», «Гармония», «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Развивающая система обучения Л.Занкова», «Развивающая система обучения Эльконина-Давыдова». Более подробно о школах, образовательных программах тут
    -Получить информацию о школах можно на их сайтах, а также на родительских форумах в Интернете. Но такое знакомство, конечно же, не заменит личного посещения школы, собственных наблюдений и мнений «очевидцев», то есть детей, уже обучающихся в интересующей вас образовательной организации, и их родителей.
    — Первая учительница — это важный человек в жизни всей вашей семьи. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к ее советам, предлагать помощь в организации праздников и общих дел — ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдет на пользу вашему ребенку. От учителя зависит и то, какой сосед по парте «достанется» вашему ребенку. Это — немаловажный фактор успешной адаптации первоклассника. Сегодня выбрать идеального учителя достаточно несложно. Ведь в сети существует довольно много разных форумов, где мамы и папы активно делятся своими впечатлением и мнением о том или ином педагоге. В результате можно сложить определенное представление о педагогах. Естественно, потом стоит встретиться с ним лично. Ведь каждый человек индивидуален, и то, что может оцениваться высоко у других, очень необязательно будет нравиться и вам.

    -Прежде чем настаивать на обучении на общих основаниях, критически оцените состояние ребёнка, иначе ребёнок получит от школы вред, а не пользу, и его аутичное состояние ухудшится.Многие учителя и родители воспринимают инклюзию ребёнка с аутизмом в обычную школу как своего рода попытку — «попробовать и посмотреть, что получится». Это изначально уменьшает ценность процесса обучения и провоцирует несерьёзное отношение к нему со стороны учителей. Если вы не уверены, что ребёнок «потянет» обычную программу, лучше откажитесь от таких экспериментов над ребёнком. У вас есть иные возможности.
    Возможность 1 — обратиться на ПМПК и попросить отсрочку на год от поступления в школу. Только вам нужно качественно подкрепить вашу просьбу документами: справками от психиатра,невролога, документами логопеда и вашего дефектолога, АВА-тераписта и остальные специалистов, которые занимаются с ребёнком.
    Возможность 2 — внимательно изучить, как конкретно организуется обучение по «особым» программам. Т.е. по адаптированным программам в рамках обычных школ. Ребёнок не будет исключён из коллектива, но ему создадутся особые адаптированные условия. (подробности по ссылке)

    Признаки хорошей школы:

  • Увлечения учеников поощряются: есть спортивные секции, кружки, выставки детских рисунков, поделок. Проводятся творческие конкурсы и спортивные соревнования.
  • В классах много оригинальных наглядных пособий. Многие сделаны руками учителя и учеников.
  • После урока дети не бегут из класса, а подходят к учителю, задают ему вопросы.
  • В коридоре вывешены фотографии, рассказывающие о школьных мероприятиях, где ученики и учителя активно общаются между собой (совместные спектакли, диспуты, экскурсии и т. д.).
  • На каникулах организуются походы в музеи, театры, поездки в другие города.
  • На перемене в школьных коридорах нет драк и выяснения отношений.
  • Имеются современный компьютерный класс, богатая библиотека.
    И еще несколько вопросов к школе которую вы приметили:

    • сколько в дней в неделю учатся дети (оптимальный вариант – пять, тогда ребенок успеет полноценно отдохнуть за выходные);
    • есть ли в учебном заведении столовая и насколько хорошо в ней кормят (питание – важная составляющая школьного дня, и если ваше чадо будет постоянно есть всухомятку, то скоро рискует испортить себе желудок; прекрасно, если вам удастся попробовать еду, предлагаемую в столовой школьникам, возможна ли диета?);
    • есть ли кружки или секции, платные или бесплатные (даже если пока ваш ребенок не стремится чем-то заниматься, вполне возможно, что скоро захочет — наличие в учреждении кружков избавит чадо от необходимости после уроков бежать в студию или секцию, находящуюся вне школы);
    • есть ли охранник и насколько ответственно он относится к безопасности детей.
      • Есть ли дороги по ходу следования ребенка в школу, и насколько они обладают интенсивным движением
      • Наличие пустырей и строек по дороге к школе: все это может стать потенциальной опасностью и проблемой.
      • Удаленность школы от дома и, как следствие, насколько ранним будет подъем
      • Если для вас имеют значение какие-то другие критерии, конечно, вам стоит заранее убедиться, соответствует ли им та или иная школа.

        Небольшой тест для проверки знаний, который позволит узнать готов ли ребенок к школе:

        1. Назови свою фамилию, имя отчество.
        2. Сколько тебе лет? Сколько было год назад? Сколько будет через год?
        3. Какая фамилия, имя, отчество у твоих родителей?
        4. Где ты живешь: страна, город, улица, номер дома и квартиры, этаж?
        5. Днем обедаешь, а утром?
        6. Сравни бабочку и самолет. Какие у них различия и что у них общее?
        7. Хоккей, баскетбол, бокс, гимнастика – что это?
        8. Сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего? Чем отличается от круга?
        9. Клен, каштан, ель, сосна – что это и какие у них отличия?
        10. Назови диких и домашних животных. Чем они отличаются?
        11. У лошади – жеребенок, а кто у коровы, собаки, курицы?
        12. Какие птицы зимой улетают, а какие нет? Как они называются?

        Полный список чего должен уметь первоклассник тут

        ИТАК: Школа занимает важное место в жизни каждого ребенка. Во-первых, в ней дети получают основной запас знаний. От того, насколько он разносторонний и качественный, зависит дальнейший жизненный путь ребенка. Прежде всего, при выборе школы следует принять во внимание таланты, интересы ребенка и его желания, а главное ВОЗМОЖНОСТИ, а уже потом перспективы! Вам нужна школа, которая будет Вашему ребенку помогать!

        МОИ МЫСЛИ. Какую школу выбрать. Чего ждать? Как подготовиться? Что подойдет больше моему ребенку с РАС?
        Я бы конечно же хотела школу самую лучшую для своего ребенка, мне не важна какая она. Есть выбор. Я готова рассмотреть хоть какого вида. Но пока я не рассматриваю обучение на дому. Так как я человек который любит свободу, для меня чрезвычайно важен был садик и счастлива что он у нас есть и что мой ребенок ходит в него хорошо, учится, участвует и находится там весь день. Так наши шансы на школу повышаются. Максиму будет 7,5 лет в момент окончания обучения в садике. И я уже узнавала что мы можем остаться еще на год в своем саду, что дает нам еще один год чтобы улучшиться в речи. Пройти все что проходим для мозга и его развития и максимально улучшиться и подготовиться!
        Про тьютерство. Считаю тьютеров полезными. Для тех детей которым нужен контроль и больше проблем с поведением чем хотелось бы. Тьютеров пока не предоставляют в школах индивидуально к ребенком. Но его можно оплатить самим. Я для себя решила что не дам тьютера своему сыну, если не станет очевидно что без него никак, не дам костыль заранее ,чтобы не разучился ходить сам…
        Есть в городе Челябинске частная школа. Мои подружки туда ездили. Обучение 9 ты. рублей в мес. В школе есть класс для аутистов. Но при ближайшем рассмотрении оказалось что дети там скорее с гиперактивностью, чем с аутизмом. Все говорящие. И не отстающие. То есть опыта как такового нет. В целом вариант интересный. Но к сожалению у них очень сложная программа «школа России», по ней трудно учиться и обычным деткам.
        По коррекционным школам у меня пока нет опыта их посещения. Но так как я работала в детском доме и сталкивалась с тем сколько мифов о детях в головах у взрослых. То скорее всего почти все не правда, что мы слыхали, думаем и т.д. Надо не думать, а ехать и смотреть конкретную школу, район, учителей, детей, знакомится с директором. Как и в любом хозяйстве очень много зависит от хозяина. В детском доме малютки в котором я работала больше года были очень разные дети и разные судьбы. Далеко не все дети были больные, большинство не были детьми алкоголиков и наркоманов. Были очень развитые, красивые и здоровые детки. Так что все относительно! И чаще всего неправда.
        Мне тоже кажется что коррекционная школа это непонятно, страшно и как то хуже. А какие там дети, а какие родители? А какие учителя, а чему научат, а что ждет моего ребенка потом? Но не посмотришь не узнаешь. Сходите на день открытых дверей. На утренник. Пообщайтесь с родителями. Учителями. Директором или завучем. Пройдитесь по коридорам, зайдите в класс,пообщайтесь с детьми на перемене, посидите тихонечко на открытом уроке. А может и не так страшен черт как его малюют. Зато никто не покажет пальцем, никто не осудит, не попросит убрать ребенка, может ребенка не будут обижать, а может даже поддержат и станут друзьями. Будут учить медленее, будут учить правильнее, будут показывать как, похвалят или дадут визуальную подсказку там где нужно…Не засмеются там где нет ничего смешного!
        Я думаю о школе. И волнуюсь. И есть еще время. Но и не так его много. Точно хочу чтобы школа БЫЛА. Чтобы не сидел дома. Хочу чтобы имел общество. Друзей, одноклассников и одноклассниц. Чтобы были домашние задания. И успех. Успех относительно себя! Хочу спорт. Хочу английский. Хочу утренники и постановки детских праздников. Хочу стихи. Хочу собрания. Любая школа подойдет. Главное чтобы она стала ЛУЧШЕЙ для моего сына!


        ВНИМАНИЕ: Тут вскоре будет собраны истории и опыт других мам! Многие пошли в школу или пойдут в ближайший год и обязательно поделятся своими трудностями и успехами! Буду дописывать!
        Я пока расскажу вкратце. А позже может мамы сами поделятся и фотографиями и подробностями!
        Девочка моей подруги в свои 9 лет из за проблем с поведением и здоровьем выбрали надомное обучение и очень довольны. Учителя приходят домой. Иногда девочка ходит и в школу. Знакома с классом и их в целом все устраивает. Иногда они ходят чуть чаще в свою школу. Иногда по причине здоровья опять учителя ходят к ним. Школа обычная. Учителям за это я так понимаю приплачивают.
        Еще одна мама я уже писала про них и некоторых других в статье будущее аутистов. Также выбрала такое смешанное обучение. То есть они прикреплены к обычной школе,идут по обще программе, в начальной школе посещали очень редко занятия, но посещали культурные мероприятия, физкультуру, музыку. Сейчас мальчику 12 он не отличим от нормы и все чаще ходит в школу. Маме было очень комфортно обучать ребенка именно так. По ее словам старший сын «обзавидовался» такому обучению — учусь когда хочу. И они смогли подтянуться в речи, поспособствовало изучение русского языка более углубленно! И ребенок говорит вполне красиво и уверенно. До 9 лет отличался в речи со слов мамы очень сильно!
        Несколько детей выбрали коррекционные школы. Они пока еще втягиваются. Но удивлены что им нравится. Одна из них описывает их историю ниже, в комментариях. Другой мальчик ходит пока с тьютером, его речь значительно улучшилась. Но мама считает что ему еще нужен контроль. Эти мальчики пошли в школу в 8 лет. Когда были максимально готовы.
        Кто то смог пойти в обычную или даже гимназию. Так как инклюзия введена в России формально, но официально, то на удивления некоторые школы прям с радостью. ухватились за наших деток(Аспергер), потому что должны кого то взять! И два из знакомых мне ребенка. Которые не имели проблем уже с речью пошли в обычные школы. Конечно им трудно, но и мамы и учителя и дети стараются!
        А еще есть опыт просто мамы, обычного такого 7 летнего ребенка. Которая ОЧЕНЬ хотела гимназию, элитную школу. Возила пол года на подготовку к школе(а детей то трое), но они не прошли конкурс в эту школу. И пошли в прекрасную новую, только что построеную школу напротив дома! Не надо возить-ходи пешком. Туда будут ходит со времени все их дети и это ОЧЕНЬ удобно. Иногда все что не делается все к лучшему. Так что если на пути какие то преграды, может это и не преграды, а направляющие туда где будет ЛУЧШЕ!
        Большинство знакомых детей только готовятся к зачислению в школы. И скоро сделают свой выбор. Я желаю им удачи в поиске и найти то место где будет ХОРОШО, насколько это возможно и максимально эффективно! Но и продолжать улучшаться, пробовать новые терапии и искать возможную помощь своим детям. Ведь всегда можно сделать что то еще. Жизнь детей на школе не останавливается. Они будут учиться, меняться и улучшаться ВСЕГДА! Наша задача их не научить, а дать возможнсть быть счастливыми, здоровыми и успешными!

        Мне искренне хочется что бы все дети нашли СВОЮ школу! Я считаю что есть выбор. Не надо бояться коррекционных школ, школ 7,8 и не важно какого вида. Не надо бояться домашнего обучения. Можно найти тьютера или сидеть с ребенком самой на занятиях. Можно найти толкового учителя, которому будет интересно и который справится, главное чтобы учитель был мудрый и терпеливый. А школа нравилась!
        У нас точно есть выбор. А это самое главное. Пойти в обычную или особую ,в частную или специализированную. Всегда можно поменять или сделать шаг назад. Не стоит заранее понижать планку. Не стоит сразу садить с тьютером того ребенка который мог справиться и сам.
        ПОМНИТЕ. Если вы уже выбрали школу считайте ее САМОЙ лучшей. Цените учителей которые пытаются. Учите тех кто ничего не знает. Улыбайтесь всем кто присматривается к аутизму, не нагнетайте проблемы вашего ребенка сами. Всем вначале трудно. От нашего выбора, терпения и улыбок зависит как отнесется к нашим детям школа, учителя и дети!

        ЖЕЛАЮ ЧТО БЫ ШКОЛА НЕ ПРОСТО НАШЛАСЬ ДЛЯ КАЖДОГО РЕБЕНКА С РАС. НО И СТАЛА САМОЙ ЛУЧШЕЙ!

        stopautism.ru