Дыхание по стрельниковой от заикания

Лечение заикания с помощью дыхательной системы

Привет всем я Сева мне 19 лет! Заикаюсь с ранних лет но решил, что наступило время и я должен оставить его, избавиться от заикания! Рассказываю про своего знакомого который перестал заикаться, именно этот способ он подсказал мне. Скажу так — ребята вам терять нечего вы уже заикаетесь! Но не думаете , что всё придёт сразу всё проходит постепенно и мучительно долго . Знакомый мне рассказывал , что прозанимавшись 3 недели у него не было ни каких изменений , нет они конечно же были но он ожидал чего то скорого, говорит , что бросил всё, перестал короче у него был стресс он не знал поможет ли это ему — ему это помогло я свидетель! Через некоторое время снова стал заниматься и постепенно ,да, ура! Он почувствовал, что с его речью становиться, что то странное и заикаться он стал меньше и реже, что вот- вот и уже всё он не будет заикаться, но это всё ещё длилось очень долго! Но в итоге я вам скажу, что сейчас мой знакомый не заикается и стал таким болтун говорит и говорит без умолку )))))! И сразу добавлю, лечить заикание без хорошего дыхания смысла нет ,он так считает! Поэтому он в начале занимался по методике Стрельниковой А.Н. ,а потом ну когда у него был стресс решил попробовать программу axSoft Speech corrector ! Дословно он сказал так хочешь больше не заикаться объязательно делай дыхательные упражнения по Стрельниковой и совмещай их с упражнениями на программе axSoft Speech corrector и иди к своей цели!! ))

Используя дыхательную гимнастику Стрельниковой для лечения заикания, следует поставить перед собой 3 основные задачи:

1. научиться дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись до самого низа;

2. постоянно тренировать диафрагму, заставляя ее активно участвовать в голосообразовании;

3. тесно смыкая голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми.

Наиболее эффективны при заикании упражнения «Насос» и «Обхвати плечи». Эти упражнения рекомендуется делать 2 раза в день перед едой или через 1, 5 ч после нее.

Упражнение «Насос», в котором шумный короткий вдох выполняется при наклоне, позволяет заполнить воздухом основание легких, которые у заикающихся плохо вентилируются. В результате вырабатывается предельно глубокое дыхание «в спину», как называла его Стрельникова.

В упражнении «Обхвати плечи» в момент вдоха носом сужается верхушка легких, и воздух поступает в наиболее объемные основания легких, заполняя те альвеолы, которые до этого не участвовали в процессе дыхания. Голосовые связки в это время делают встречное движение, а движение обхвата плеч при шумном вдохе позволяет связкам теснее сомкнуться.

Для лечения заикания, помимо дыхательных упражнений, в методике Стрельниковой используются упражнения для постановки голоса.

Прежде чем приступать к выполнению упражнений для постановки голоса, необходимо выполнить дыхательные упражнения «Насос» и «Обхвати плечи», которые приводят в активное состояние все органы, участвующие в дыхании и речеобразовании.

После этого следует встать прямо, ноги поставить чуть уже ширины плеч, положить руки ладонями на живот и, слегка наклоняясь на каждом звуке, мгновенно напрягать живот, одновременно надавливая на него в момент наклона.

«Обними плечи», или сведение рук перед грудью. Стоя прямо, поднимите руки на уровень плеч, согните в локтях одна над другой (перед грудью, чуть ниже шеи) параллельно друг другу. Начните ритмично сводить руки, как бы стремясь обнять самого себя, одновременно делая вдохи. К примеру, левая рука тянется к правому плечу, а правая — к левой подмышке, при этом не обязательно касаться ладонями плеч или подмышек. Мышцы не напрягайте, руки далеко за спину не заводите, не раскидывайте их широко в стороны. «Обними плечи» можно выполнять как стоя, так лёжа и сидя. Выполните два раза по 96 вдохов-движений, всего две «сотни».

Примечание: по Стрельниковой «сотня» — это 96 повторов (вдохов). «Тысяча» — 960 вдохов. Рекомендуется выполнять 4, 8, 16 или 32 вдоха, не сбиваясь со счёта, после чего отдохнуть несколько секунд, и продолжить. В сумме нужно сделать от «сотни» до нескольких «тысяч» за раз.

Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»).

Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью — в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот.

Повторим упражнение: снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через нос или через рот.

Сделайте подряд 8 упражнений (поклонов-вдохов), после чего остановитесь, отдохните 3-5 секунд — и снова 8 поклонов-вдохов.

Норма — 12 раз по 8 вдохов. В общей сложности — 96 вдохов-выдохов — Стрельниковская «сотня». Вы можете выполнять и по 16 вдохов-движений, затем пауза 3-5 секунд и снова 16 вдохов-поклонов. В этом случае необходимые 96 вдохов-движений разбиваются на 6 подходов с паузами между ними. В итоге получатся все те же 96 дыхательных упражнений.

Выполняйте упражнения по 15-20 минут утром перед завтраком и столько же вечером после ужина. Первые результаты вы заметите спустя 2-3 месяца. Вы заметите перемены: дыхание станет более свободным, а голос – естественным.

Все звуковые упражнения делаются только на «опоре».

Алфавит для заикающихся. Говорить на легком поклоне вперед 8 раз каждый звук: Р, Л, М, Н, В, Ф, 3, С, Ц, Ж, Ш, Ч, Щ, Б, П, Д, Т, Г, К, X.

Актерские упражнения. Говорить также на легком поклоне вперед, напрягая брюшной пресс в то мгновение, когда вы кланяетесь:
РИ, РУ, РЭ, РО;
ЛИ, ЛУ, ЛЭ, ЛО;
МИ, МУ, МЭ, МО;
ВИ, ВУ, ВЭ, ВО;
ФИ, ФУ, ФЭ, ФО;
ЗИ, ЗУ, ЗЭ, ЗО;
СИ, СУ, СЭ, СО;
ЦИ, ЦУ, ЦЭ, ЦО,
ЖИ, ЖУ, ЖЭ, ЖО;
ШИ, ШУ, ШЭ, ШО;
ЧИ, ЧУ, ЧЭ, ЧО;
ЩИ, ЩУ, ЩЭ, ЩО;
БИ, БУ, БЭ, БО;
ПИ, ПУ, ПЭ, ПО;
ПРИ, ПРУ, ПРЭ, ПРО;
ДИ, ДУ, ДЭ, ДО;
ТИ, ТУ, ТЭ, ТО;
ТРИ, ТРУ, ТРЭ, ТРО;
ГИ, ГУ, ГЭ, ГО;
КИ, КУ, КЭ, КО;
КРИ, КРУ, КРЭ, КРО;
ХИ, ХУ, ХЭ, ХО;

Сделать при наклоне вперед одновременный глубокий вдох через рот и, не выпрямляясь, задержать вдох, считая вслух до 8. На одном задержанном глубоком вдохе необходимо постараться насчитать не менее 10-15 «восьмерок».

www.axwap.com

Дыхательная гимнастика Стрельниковой — Заикание

Метод Александры Николаевны Стрельниковой помогает избавиться и от такого неприятного недуга, как заикание, хотя его лечение требует очень большого труда, а заболевание отступает гораздо медленнее, чем другие. Улучшение речи почти всегда происходит не сразу, а скачкообразно. Ведь помимо дыхательной гимнастики заикающимся нужны еще и специальные звуковые упражнения, помогающие голосовым связкам тесно сомкнуться и приводящие в рабочее состояние весь речевой аппарат.

Причины и механизмы заикания, к сожалению, пока недостаточно выяснены и изучены. Бытует, например, мнение, что в основе его часто лежит испуг. Но все дети пугаются, однако не все начинают после этого заикаться. Заикаются, как правило, те, кто имеет к этому наследственную (генную) предрасположенность: заикается кто-то из родителей либо даже дальний родственник. Возможно, кто-то в семье очень быстро говорит (скороговоркой) или имеет вялую и нечеткую в артикуляционном отношении речь.

Некоторые полагают, что заикающийся — ущербная личность. Но и ребенок, который рано начал говорить, читать, писать, даже ребенок-полиглот, может, пережив нервный стресс, тоже начать заикаться.

Очень много одаренных людей — поэтов, композиторов, актеров — в детстве заикались, а потом полностью преодолели свой недуг.

К сожалению, логофобия (страх речи) развивает у большинства детей, страдающих заиканием, некоторую закомплексованность, которая впоследствии может перейти в отчужденность, замкнутость и даже озлобленность. А ребенок, чувствующий себя неполноценным, не может реализоваться как личность.

Отсюда в будущем проблемы с работой, несложившаяся личная жизнь, узкий круг друзей.

Современная логопедическая наука в лечении заикания практически стоит на месте. В логопедических детсадах детей учат четко выговаривать звуки, но не учат преодолевать ларингоспазм!

Существует лечение гипнозом, но оно не всегда приносит ощутимые результаты — прежде всего потому, что не все дети и подростки поддаются его воздействию. К тому же неизвестно, как в дальнейшем гипноз скажется на состоянии человека. В моей лечебной практике были случаи, когда гипнотическое воздействие на заикающихся подростков вызывало через несколько месяцев или лет не только ухудшение речи, но и головные боли, бессонницу, ухудшение памяти и даже галлюцинации. К тому же подчинение воле другого человека, в данном случае — гипнотизера, не только не вырабатывает у заикающегося подростка уверенности в себе, в своих силах и возможностях, а, наоборот, воспитывает в нем нерешительность, психологическую зависимость от другого человека.

Ну как же можно научить человека говорить звучно и красиво, если у него плохо — работают мышцы, участвующие в звукообразовании?! Если его тело непластично и не способно ритмично двигаться?!

И уж совсем варварским я считаю лечение заикающихся подростков психотропными препаратами, которое крайне негативно отражается не только на психике (вызывает заторможенность, вялость, сонливость) и желудке (чревато гастритами и язвой), но и служит причиной различных половых расстройств у юношей.

При лечении заикания у юношей и подростков врачи вообще не уделяют никакого внимания половой сфере. Однако нельзя забывать, что в звукообразовании (голосообразовании) участвуют три системы: дыхательная, нервная и половая; половая и нервная — тесно взаимосвязаны. Мужские половые гормоны (андрогены) особенно сильно влияют на голосовую функцию в период мутации у мальчиков (13-17 лет).

Возьмите, к примеру, любой детский хор. В 10-12 лет поют и мальчики, и девочки. А в 14-15 — только девочки. И если в хоре поет мальчик этого возраста, значит, у него поздняя мутация голоса, которая является следствием нарушений в половой и эндокринной системах (эктопия яичек, крипторхизм, микропенис либо ади-позо-гипогенитальная дистрофия, недостаточность функций щитовидной железы и надпочечников и т.д.). Существуют и другие отклонения в половом развитии юношей, влияющие на голосообразование: фимоз, варикозное расширение вен семенного канатика, паховая грыжа. При любых отклонениях в половом развитии подростка, страдающего заиканием, следует в первую очередь проконсультироваться у специалиста.

У девочек мутации голоса проходят более сглаженно, но если имеются какие-то нарушения (например, альгоменорея — болезненные менструации), то девочку-подростка следует обязательно показать гинекологу. Функциональная альгоменорея наблюдается при заболеваниях центральной нервной системы, а органическая — при пороках развития половых органов. И та, и другая напрямую влияют на функцию голосообразования (голос часто «садится», становится тусклым, на голосовых связках нередко образуются певческие узелки). И если во время месячных стрельниковская дыхательная гимнастика девушкам просто необходима, то ни о каких звуковых упражнениях в этот период не может быть и речи.

Вся логопедическая наука учит заикающихся говорить на выдохе, говорить не спеша, не волнуясь. Но ведь когда ребенок не волнуется, он и не заикается. Он заикается, когда волнуется!

Я учу своих пациентов говорить, преодолевая ларингоспазм любой степени тяжести именно в момент волнения, на занятиях даже искусственно создаю такие ситуации.

Итак, что нужно делать родителям, заметившим, что в речи их ребенка появились запинки?

Прежде всего научить его правильно дышать! Лечить заикание без нормализации дыхания бессмысленно!

Все заикающиеся дети и подростки говорят, как правило, на поверхностном, ключичном дыхании. Прежде чем что-то сказать, они делают вдох, при котором поднимаются плечи и напрягаются мышцы лица и шеи.

Говорят на выдохе короткими фразами, «натыкаясь» на ларингоспазм. Затем снова судорожно делают вдох и снова, заикаясь, произносят короткую фразу, а иногда только одно слово или один слог. Диафрагма (а она — самая сильная из всех мышц, участвующих и в дыхании, и в голосообразовании) при таком ключичном типе дыхания принимает меньшее участие в фонации. К тому же воздухом заполняются преимущественно узкие верхушки легких. Следовательно, воздуха не хватает на длинную фразу. Когда заикающегося ребенка логопеды учат говорить на выдохе, он активно выдыхает и то малое количество воздуха, которое взял при вдохе. Воздушная струя, широким потоком проходя через гортань, мешает голосовым связкам тесно смыкаться при образовании звука (фонации). А голосовые связки и так пассивны, недостаточно тренированы. Ведь заикающиеся дети зачастую отмалчиваются, слушая, как говорят другие.

Так как голосовые связки «не в тонусе», голос ребенка слабый, тембр голоса некрасивый. Конечно же, такая речь не приносит ему удовольствия. Заикающийся ребенок готов провалиться сквозь землю, лишь бы не отвечать урок у доски, не просить в магазине показать -ему ту или иную вещь.

Какой же выход из этого положения? Заикающемуся ребенку надо изменить, стереотип дыхания и речи. Но как?

Первое: научить его дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований.

Второе: тренировать диафрагму, заставлять ее активно участвовать в голосообразовании, создать так называемую опору.

Третье: тесно сомкнуть голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми.

Всего этого можно добиться с помощью дыхательной гимнастики Стрельниковой. Из комплекса советую взять два наших упражнения: «Насос» и «Обними плечи» — и делать их ежедневно с заикающимися детьми 2 раза в день (утром и вечером) до еды или через полтора-два часа после нее (желательно делать и другие упражнения комплекса).

При шумном, коротком вдохе носом на поклоне («Насос«) воздух заполняет все легкие снизу доверху, и прежде всего их широкие нижние основания, которые, как правило, у заикающихся плохо вентилируются. Вырабатывается предельно глубокое дыхание, так называемое «дыхание в спину» (термин А.Н. Стрельниковой).

В упражнении «Обними плечи» в момент шумного, короткого вдоха носом «зажимается» узкая верхушка легких и воздух толчком посылается в наиболее объемные основания легких, заполняя те альвеолы (пузырьки легочной ткани), которые до этого не участвовали активно в процессе дыхания. К тому же голосовые связки во время фонации тоже делают встречное, почти горизонтальное движение в гортани, и, обнимая себя за плечи в момент шумного, короткого вдоха носом, мы помогаем им теснее сомкнуться.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) после одного сеанса стрельниковской дыхательной гимнастики увеличивается на 0,2-0,4 литра, что подтверждено исследованиями в Центральном НИИ туберкулеза Российской академии медицинских наук и в 9-й гарнизонной поликлинике Министерства обороны России.

После двух-трех месяцев ежедневной тренировки по системе А. Н. Стрельниковой (по 10-15 минут утром и вечером) у занимающихся меняется стереотип дыхания. Оно становится предельно глубоким. Насыщая весь организм кислородом, наша гимнастика активизирует общие обменные процессы, делает заикающегося здоровым и выносливым, тренируя прежде всего легочную ткань, диафрагму, мышцы гортани и носоглотки. Воздушная струя, проходя при пассивном выдохе (так называемом теплом выдохе) через гортань, колеблет голосовые связки, тем самым великолепно массирует их, заставляя во время фонации смыкаться на всем протяжении. Вот почему все оперные и эстрадные певцы, которые у нас занимались, говорят одно и то же: достаточно перед спектаклем или концертом 10-15 минут сделать эту гимнастику — и голос звучит свободно и легко, и ты без страха берешь самые высокие ноты!

Речевой центр, находящийся в левом полушарии коры головного мозга, почти полностью сформирован к седьмому году жизни ребенка. Поэтому наиболее целесообразно брать на лечение детей начиная с шестилетнего возраста. Но иногда, когда у пятилетнего или четырехлетнего ребенка прогрессирующее заикание, приходится делать исключение. В этих случаях я включаю в занятия кого-то из родителей и начинаю обучать гимнастике их обоих. Все дети — маленькие обезьянки, они любят копировать взрослых.

Большим авторитетом у своих детей (особенно мальчишек) пользуются папы, поэтому ребенка гораздо проще обучить, если его отец знает гимнастику и,, может правильно показать то или иное упражнение. Мой двадцатилетний опыт занятий с детьми показывает, что ‘в тех семьях, где родители делают гимнастику сами, дети будут делать ее всегда, а в тех, где родители хотят «художественно руководить», дети не будут ею заниматься.

Как я уже говорил, при лечении заикания помимо стрельниковской дыхательной гимнастики, изменяющей стереотип дыхания, необходимы еще и специальные звуковые упражнения для постановки голоса.

Они выполняются при активно работающей диафрагме — «на опоре». Благодаря им преодолевается ларингоспазм любой степени тяжести.

Я не знаю ни одного случая, чтобы стрельниковская система не помогла, каким бы сильным заикание ни было. Исключение составляют те молодые люди, которые, взяв два-три урока, прекращают занятия, считая, что им это не подходит. Вот почему я с уверенностью берусь обучать нашему методу пациентов с очень сильной степенью заикания, когда все предыдущие методы лечения не дали результата.

Прежде чем делать упражнения для постановки голоса, необходимо выполнить дыхательные упражнения «Насос» и «Обними плечи«. Они приведут в рабочее состояние все органы, участвующие в дыхании и в звукообразовании (легкие, мышцы гортани, голосовые связки, диафрагму и т.д.).

Затем нужно встать прямо, ноги чуть уже чем на ширине плеч, положить ладони обеих рук на брюшной пресс и, слегка кланяясь на каждом звуке, мгновенно напрягать живот во время поклона, надавливая на него ладонями сверху вниз. При этом создается «опора», без которой невозможна постановка голоса.

Алфавит для заикающихся. Говорить на легком поклоне вперед 8 раз каждый звук: Р, Л, М, Н, В, Ф, 3, С, Ц, Ж, Ш, Ч, Щ, Б, П, Д, Т, Г, К, X.

Следить за одновременностью движения и звука. О дыхании не думать, оно происходит автоматически; Дышать только через рот. Голова опущена, спина круг лая. Говорить всем телом, освобождая его от чрезмерных напряжений, чтобы каждая буква «дошла» до спины, восстановив порванные болезнью связи звуковедения.

Актерские упражнения. Говорить также на легком поклоне вперед, напрягая брюшной пресс в то мгновение, когда вы кланяетесь:

  • РИ, РУ, РЭ, РО;
  • ЛИ, ЛУ, ЛЭ, ЛО;
  • МИ, МУ, МЭ, МО;
  • НИ, НУ, НЭ, НО;
  • ВИ, ВУ, ВЭ, ВО;
  • ФИ, ФУ, ФЭ, ФО;
  • ЗИ, ЗУ, ЗЭ, 3О;
  • ЦИ, ЦУ, ЦЭ, ЦО;
  • ЖИ, ЖУ, ЖЭ, ЖО;
  • ШИ, ШУ, ШЭ, ШО;
  • ЧИ, ЧУ, ЧЭ, ЧО;
  • ЩИ, ЩУ, ЩЭ, ЩО;
  • БИ, БУ, БЭ, БО;
  • ПИ, ПУ, ПЭ, ПО;
  • ПРИ, ПРУ, ПРЭ, ПРО;
  • ДИ, ДУ, ДЭ, ДО;
  • ТИ, ТУ, ТЭ, ТО;
  • ТРИ, ТРУ, ТРЭ, ТРО;
  • ГИ, ГУ, ГЭ, ГО;
  • КИ, КУ, КЭ, КО;
  • КРИ, КРУ, КРЭ, КРО;
  • ХИ, ХУ, ХЭ, ХО.
  • «Восьмерки» (упражнение на задержку дыхания). Сделать вдох на поклоне (лучше ртом, а не носом), не выпрямляясь, крепко задержать его «в спине» и считать вслух до 8. На одном крепко задержанном вдохе нужно постараться насчитать не менее 10-15 «восьмерок».

    zdorovja.com.ua

    Дыхание по стрельниковой от заикания

    гимнастика Стрельниковой

    Поищем еще. Пишут, что хороший эффект оказывает гимнастика Стрельниковой при лечении заикания. Думайте только о вдохе носом, тренируйте только вдох. Вдох — шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши). Выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот. Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Вдох — предельно активный (носом), выдох — абсолютно пассивный (через рот). Вдох делается одновременно с движением. В Стрельниковской дыхательной гимнастике нет вдоха без движения. А движения — без вдоха. Все вдохи — движения Стрельниковской гимнастики делаются в темпоритме строевого шага. Счет в Стрельниковской дыхательной гимнастике только на 8, считать мысленно, не вслух.

    Упражнения можно делать стоя, сидя, лежа.

    Исходное положение: встаньте прямо, руки опущены. Немного наклонитесь вперед, к полу, округлив спину, как показано на рисунке. Голова и руки должны быть опущены, а шея расслаблена. Сделайте быстрый шумный вдох в конечной точке поклона, как будто вы нюхаете пол. Приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью. В этот же момент сделайте пассивный выдох носом или ртом. Снова наклонитесь, сделав быстрый шумный вдох и так далее. Это упражнение напоминает накачивание шины. Делать его нужно легко, не оказывая нагрузку на поясницу.
    Сделайте подряд 8 вдохов, после чего отдохните 5 секунд. И снова 8 вдохов. Норма – 12 подходов по 8 вдохов.

    Здорово! Как в армии. Левой – правой. Вдох – выдох. Только я не понял, как заикание лечить? Поклонился несколько раз, и все? Что-то мало вериться.

    А вот еще одно упражнение из той же серии:

    Исходное положение: встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Для удобства можно положить руки по бокам.

    Поверните голову влево и сделайте быстрый шумный вдох. Затем поворачиваем голову вправо – еще вдох. Выдох делается в промежутке, когда голова поворачивается от левого плеча к правому. Но при этом остановку посередине делать ненужно.
    Во время упражнения не напрягайте шею, ваши руки и туловище должны быть неподвижными.

    Для начала будет достаточно сделать 8 вдохов. Когда почувствуете в себе уверенность, можно увеличить количество подходов. Но не забывайте делать между ними короткие передышки. Норма – 3 подхода по 32 вдоха.
    Эти и другие упражнения данного комплекса оказывают благоприятное действие на всю дыхательную систему человека. Она учит больного дышать глубоко, всеми легкими, тренирует диафрагму, заставляя ее активно участвовать в голосообразовании, делает голосовые связки максимально подвижными, что позволяет им тесно смыкаться во время разговора.

    Дыхание, как я понял, играет важную роль в проблеме заикания, но далеко не ключевую. Хотя я наверняка ошибаюсь. В данном деле важно все, что может помочь выздороветь. И правильное дых а ние необходимо брать на вооружение.

    Также, к традиционному методу лечения заикания относится релаксация — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Но применять это средство, как самостоятельный метод, мы не рекомендуем. Наибольших результатов вы добьетесь, используя релаксацию в совокупности с
    другими более эффективными методами.

    Еще рекомендуем:
    Открытие произошло, как это часто бывает, случайно. В свое время НИЦ биокибернетики, выполняя работы по заказу военных, разрабатывал методики программного устранения разрывов речи в реальном времени при технических неполадках. Где прячется заикание. И вот оказалось, что данные методики также могут успешно применяться для устранения разрывов речи при заикании. Этот «побочный» эффект нас весьма заинтересовал.

    Я не знаю, изучают ли сейчас в школе этого выдающегося человека, поэтому расскажу о нем то, что знаю. Бисмарк. Этот заикающийся молодой человек не был тихоней . Совсем наоборот. Он вел довольно нетипичный для своего сословия образ жизни: гулял, пил, играл в карты и дрался, вплоть до дуэлей.

    Достаточно часто пациенты спрашивают, как мы можем вылечиться, если наша логопед сказала, что заикание не лечится. Мне таким пациентам приходится объяснять суть анатомических процессов в коре главного мозга, а также суть их физиологической работы. Очерк 2. Осознал. Но это только знания, а человеку еще нужен и собственный опыт.

    zaikanie.livejournal.com

    Дыхательные упражнения от заикания

    1. Заикание
    2. Методы лечения заикания
    3. Дыхательные упражнения
    4. Речь является сложным процессом, в осуществлении которого принимает участие множество взаимосвязанных систем организма. Помимо центров головного мозга и путей передачи сигналов, связывающих их воедино, которые являются центральными регуляторами речи, а также помимо непосредственно речевого аппарата важнейшую роль в формировании речи играет дыхательная система.

      Роль дыхания в заикании

      Вполне очевидно, что существует прямая связь между функциональностью дыхательной системы и степенью выраженности заикания. Мы не будем рассматривать подробное строение этой системы, поскольку в плоскости изучения заикания нас интересуют только те ее отделы, которые отвечают за качественные характеристики вдоха и выдоха.

      Нормальная речь механически является выдохом, на который накладывается работа голосовых связок и артикуляционных мышц с одной стороны и процессы высшей нервной деятельности в виде сложной перекрестной активности речевых центров с другой. Как мы отметили в статье о типах заикания, у заикающегося часто наблюдается судорожное экспираторное или инспираторное дыхание, то есть судорогами при заикании подвергаются так же мышцы, отвечающие за осуществление вдоха и выдоха. К этим мышцам относятся:

    5. Диафрагма, находится в брюшной полости под легкими
    6. Наружные межреберные мышцы
    7. Внутренние межреберные мышцы
    8. Другие мышцы пресса, живота и груди
    9. В нормальном состоянии дыхание делится на два типа:

    10. Грудной тип дыхания – большую роль играют межреберные мышцы
    11. Брюшной тип дыхания – большую роль играет диафрагма
    12. При заикании, как правило, наблюдается поверхностное, грудное, судорожное дыхание. У заикающегося недостаточно развиты мышцы, которые осуществляют брюшной тип дыхания. Особенно это заметно у людей с большим стажем заикания, которые к тому же не занимаются спортом. Следует отметить, что при частом, поверхностном, грудном и судорожном типах дыхания возбудимость речевых и дыхательных нервных центров (которые во многом ассоциативно пересекаются) повышается. Напротив, при глубоком брюшном дыхании возбудимость этих центров снижается.

      По этой причине должно быть понятно, что в комплексной терапии заикания необходимо большое внимание уделить развитию дыхательных мышц и формированию стереотипа глубокого брюшного дыхания.

      Здесь кроется ответ на некоторые феномены, связанные с заиканием. Первый – на речь положительно влияет активный спорт, поскольку это напрямую развивает дыхательные мышцы, а помимо того увеличивает жизненную емкость легких. Второй – на речь положительно влияет пение, которое не менее эффективно развивает диафрагму и другие дыхательные мышцы, а также формирует правильный дыхательный стереотип, когда дыхание становится глубоким и чаще используется именно его брюшной тип. Глубокое брюшное дыхание называют диафрагмальным.

      Диафрагмальное дыхание снижает выраженность заикания

      И является одним из основных принципов его лечения. Одной из распространенных ошибок в работе по формированию диафрагмального дыхания является чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха в упражнениях. Слишком большой вдох создает излишнее напряжение дыхательных мышц, что может вызвать временное ухудшение речи, о чем иногда пишут наши подписчики, которые занимаются дыхательными упражнениями. В свою очередь слишком слабый вдох будет недостаточным и упражнения не будут эффективными.

      Дыхательная гимнастика Стрельниковой

      Наиболее широко известна так называемая парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Вообще существует большое количество трактовок ее гимнастики, и в настоящее время довольно сложно найти оригинальную методику. При выполнении данной гимнастики необходимо помнить ее основные принципы:

      1. Делаем ритмичные шумные вдохи носом, концентрируясь только на них
      2. Не думаем о выдохе – выдыхаем свободно, ртом, почти бесшумно
      3. Делаем серию вдохов по 8-10 с частотой 1 вдох в секунду (1Hz), потом отдыхаем 3-5 секунд и продолжаем
      4. Ребенку за один подход делать около 200-500 вдохов, взрослому от 1500 вдохов
      5. Можно выполнять в любом состоянии: стоя, сидя, лежа
      6. Делать ежедневно около двух недель и периодически повторять

      Некоторые специалисты по этой гимнастике полагают, что в состоянии лежа эффективность выше. В печатных изданиях, где публикуются различные трактовки и виды дыхательной гимнастики Стрельниковой, обычно дается набор упражнений, где одновременно с ритмичными шумными вдохами надо определенным образом двигать руками, ногами, сжимая или разжимая при этом грудную клетку. Если хотите попробовать, вы легко сможете найти эти упражнения, однако на наш взгляд это является лишним. Вы можете выполнять дыхательную гимнастику, не делая никаких упражнений, просто занимаясь своими делами.

      Выполняете серии вдохов по этим принципам – укрепляете диафрагму и другие дыхательные мышцы.

      Как уже было отмечено, помимо дыхательных упражнений на развитие мышц, участвующих в дыхании, также положительно влияет пение и активный спорт, особенно легкая атлетика. Отдельно следует обратить внимание на детей: самостоятельное или совместное с родителями пение постепенно формирует правильное дыхание.

      Истории от наших подписчиков

      1) Техника диафрагмального (речевого) дыхания.
      1.Вдох производится через нос (рот закрыт), выдох — через рот.
      2. Вдох должен быть коротким и бесшумным. Выдох должен быть продолжительным и осуществляться без усилий. Между вдохом и выдохом не должно быть пауз.
      3. При вдохе поднимается стенка живота, как будто набирает в себя воздух. При выдохе стенка живота опадает — воздух выходит наружу.
      4. Во время осуществления диафрагмального вдоха плечи, ключицы и грудная клетка остаются неподвижными, расслабленными.

      2) Я вот заметил,я начал 2 месяца назад выполнять дыхательные упражения и я начал контролировать вдох,и говорит помедленее,как заикание уменшилось.Но тут дело еще в психологии,я вот недавно к психолог начал,реально начало помогать.Но если если каждый день выполнять дыхательные упражнения и то что просит психолог.А не так:один день сделал,другой не делаешь,на 3 день вообще забыл и потом по новой.Не знаю может другим дыхательные упражнения не помогают и психолог,но мне помогло,буду еще усерднее заниматься.

      3) Я вот неделю выполняю дыхательную гимнастику, не знаю как насчет результата, все таки прошла наделя всего, но знаю точно — это придает уверенности в себе, что ты все сможешь. Начинаешь дышать диафрагмой. Делаю не всю. В самом начале дня, когда просыпаюсь — «насос», «обними плечи», «большой маятник» — каждое по 96 раз. В конце дня, выполняю для шеи — «повороты», «ушки», «малый маятник » — каждое по 96 раз. К тому же читаю вслух каждый день книгу, у меня «Война и мир» по 2-3 главки. Уже заканчиваю 1 часть 1 тома) Только вперед!

      4) Мне в свое время помогла стрельниковская дыхательная гимнастика. Там комплекс упражнений. После того,как я стала ее выполнять,стала сама отвечать на экзаменах,сначала с сильными запинками,потом относительно нормально. Нужно бороться со страхом и потихоньку пробовать отвечать.

      5) Диафрагмальный голос — это когда при произношении воздух выдыхается из нижних отделов легких, при этом активно работает диафрагма. Такой голос снимает речевые спазмы, а к тому же снимает усталость при необходимости долго говорить. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — отличный способ развить диафрагмальный голос.

      При составлении статьи использована информация:

      • Дыхательные мышцы С. С. Михайлов БМЭ гл. ред. Б. В. Петровский
      • И.Н. Кочеткова. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой.
      • zaikanie.info