Фобия боязни школы

Школьная фобия (school phobia)

Ш. ф. обычно определяется как беспричинный страх перед школой и/или неуместная тревога, вызванная расставанием с домом. Ш. ф. присущи несколько характеристик: а) серьезные проблемы с посещением школы, приводящие к продолжительным периодам отсутствия; б) эмоциональное напряжение, непреодолимый страх, дурное расположение духа или жалобы на болезненное состояние при возникновении необходимости идти в школу; в) осведомленность родителей о непосещении школы; г) отсутствие каких бы то ни было форм антисоциального поведения в виде лжи, воровства или агрессивных действий. Др. словами, Ш. ф. описывает ситуацию, характеризующуюся наличием иррационального страха перед определенным аспектом школьной ситуации, вызывающим стремление во время школьных занятий оставаться дома. Это отличает ее от прогулов, поскольку прогульщик намеренно избегает школы и дома для того, чтобы заняться чем-либо, что доставляет ему гораздо большее удовольствие в сравнении с тем, что его ожидает в школе или дома.

Данные по Ш. ф. довольно скудны. Пик случаев ее возникновения приходится на возраст примерно 11 лет, причем она несколько чаще встречается среди девочек в сравнении с мальчиками. Ш. ф. наиболее характерна для младшего школьного возраста. Она тж обнаруживается у детей с различными интеллектуальными уровнями, часто у детей с очень высоким интеллектом. Она не встречается, вопреки возможным ожиданиям, среди неуспевающих детей, а совершенно напротив. Распространенность Ш. ф. как психол. проблемы относительно невелика в сравнении с др. психол. нарушениями у детей. По оценкам исследователей, случаи Ш. ф. составляют менее 8% от числа случаев, к-рыми занимаются в детских психиатрических клиниках.

Принято выделять два различных типа Ш. ф. — острую и хроническую. Острый тип характеризуется внезапными и интенсивными приступами при наличии адекватного функционирования в др. сферах жизнедеятельности ребенка. Возникновение тревоги, как правило, ограничивается ситуацией посещения школы. Хронический тип отличается более плавным характером возникновения приступов с наличием уже встречавшихся прежде эпизодов отказа от посещения школы. Хроническому типу тж сопутствуют нарушения функционирования личности в др. сферах соц. взаимодействия.

В отношении точного характера причин Ш. ф. не существует единого мнения. Однако исследователи единодушно признают важность той роли, к-рую в развитии симптомов Ш. ф. играют семейные взаимоотношения.

Психодинамическая теория рассматривает Ш. ф. как тревогу отделения (separation anxiety). Она рассматривается как рез-т чрезмерно зависимых отношений между ребенком и матерью.

Интерпретация причин Ш. ф. с позиций теории научения, в целом, признает роль тревоги отделения, но не придает главенствующего значения неразрешенным проблемам зависимости от матери. В ней подчеркивается роль: а) раннего научения, что разлука с матерью может быть опасной и что дом яв-ся надежным убежищем от страхов перед внешним миром; б) недостаточности вознаграждений, получаемых в условиях школьной среды; и в) актуальных тревожных переживаний, вызываемых школьной ситуацией, к-рые вносят вклад в причины Ш. ф.

Психодинамический подход к лечению подчеркивает необходимость коррекции взаимоотношений между родителем и ребенком в процессе психотерапии. Поведенческий подход, сосредотачивая свои усилия на задаче быстрого возвращения в школу, использует методы поведенческой терапии, такие как систематическая десенсибилизация или процедуры классического или оперантного обусловливания. Прогнозы исхода терапии для большинства детей могут колебаться от полного успеха до перспектив длительного психол. расстройства. Лучший прогноз имеют младшие по возрасту дети. Положительные рез-ты практически всегда дают различные формы краткосрочной психотер., фокусирующейся на задаче быстрого возвращения ребенка в школу.

См. также Альтернативные педагогические системы

dic.academic.ru

  • Понятие дидаскалейнофобия

    С греческого «фобия» переводится как «страх», в свою очередь, дидаскалейнофобия расшифровывается как страх перед школой или боязнь школы. Возникает она только в период занятий. Внешне такая болезнь не сразу может проявиться в полной мере. А зачастую родители расценивают нежелание ходить на занятия, как очередное влечение на улицу погулять или заняться другими делами по вкусу, но не школой. Тем не менее, в этот период нельзя пускать подобные действия на самотек, нужно с пониманием подойти к вопросу и определить истинную причину прогула занятий. Особенно остро это выявляется в начальных классах, т.к. ребенок еще не совсем адаптировался к занятиям и требованиям, а сильные нагрузки, без поддержки семьи, могут выбить из колеи и привести к фобии. Ошибкой родителей является мнение, что фобия может возникнуть и проявиться сразу во многих сферах. Обычно страх проявляется у людей на конкретную ситуацию либо место положения человека. Если убрать раздражитель, то и фобия исчезает одновременно. Но с приходом раздражителя болезнь вновь возвращается. Игнорировать такие проявления у детей нельзя. Чем дольше не замечается проблема, тем глубже она оседает в сознании. Позже она может вылиться в сильную агрессию, связанную с паникой или глубокой депрессией, что тоже страшно.

    Симптомы и признаки

    • учащенный пульс и сердцебиение;
    • испарина и потоотделение;
    • дрожь в теле и потряхивание;

    С точки зрения психологов это серьезное заболевание, от которого избавиться поможет только специалист. Такое заболевание присуще детям младшего школьного возраста. Лечить его достаточно сложно, но необходимо.

    Обычно первопричиной фобии является небрежное отношение родителей к подготовке детей в школу. Образование малышей не соответствует их возрасту, а значит уже сейчас они не дотягиваются до своих сверстников и ходить в учебное заведение, где от них требуется усидчивость – сложно. Если вовремя не избавиться от болезни, то она может прогрессировать и с течением времени перейдет в навязчивую идею.

    Причины проявления страха

    Ошибочно считать, что подобные проявления могут возникать вследствие едино разового стресса, пришедшего из стен школы или другого учебного заведения. Обычно это длительный процесс, где ребенок подвергается регулярным воздействиям негативных явлений, от которых сразу не избавиться:

  • издевки, полученные со стороны сверстников, не пресекаемые преподавательским составом;
  • жестокие выходки со стороны школьников в адрес ребенка;
  • огромная занятость и перегрузки как умственные, так и физические;
  • психологические нападки со стороны педагогического персонала.
  • Как правило, ребенок не может полностью осознать, в чем именно проявляется страх перед школой, как его преодолеть и избавиться. Что его на самом деле заставляет обходить учебное заведение стороной. В подобных случаях помогут специалисты в этой области. В первую очередь это детские психологи, которые способны раз за разом выявлять все причины подобного поведения ребенка. Психолог в состоянии объяснить, как уйти от нападок сверстников или противостоять им. Научит, а возможно и перевернет мировоззрение ребенка, чтобы тот смог смотреть на проблему под другим ракурсом и избавиться от нее. Если же школьник сильно переживает за своих родителей, то специалист сможет научить, как действовать ему, когда родных нет рядом не только дома, но и в других местах, включая и школу.

    Советы родителям

    Необходимо объяснить подростку, что для всех он никогда не сможет быть хорошим, а значит, в друзьях остаются только лучшие.

    Вывод из этой ситуации

    vseostresse.ru

    Дидаскалейнофобия: помогаем ребенку преодолеть страх и боязнь школы

    Современные программы для средних школ постоянно меняются и обновляются. Материал достаточно сложен, и для понимания школьника может быть несколько необычен. Причем очень часто ребенок сталкивается с тем, что преподаватели просто начитывают материал, а дома приходится разбираться самому, либо прибегать к помощи родителей. Если в младших классах родители и бабушки еще осилят, то вот в старших уже достаточно сложно. У ребенка возникает страх перед школой, т.к. уроки не выучены, в дневнике появляются отрицательные оценки, а дома родные за них начинают ругать. Подростковая нервная система не выдерживает, и появляются разного рода фобии, от которых необходимо избавиться. Что же такое дидаскалейнофобия или сколинофобия, почему она возникает у подростков и детей в школьный период?

    Определить начало болезни можно по сопутствующим признакам:

  • наступление удушья;
  • прерывистое дыхание;
  • бледность, общая слабость организма, доходящая до обморока;
  • дискомфортные ощущения в области грудной клетки.
  • Помимо всего перечисленного у детей могут возникать тошнота и колики в животе. И самое невероятное, что может показаться в этой болезни – это возникновение страха перед приступами самого страха у подростка. И чем старше ребенок, тем глубже могут быть подобные проявления. Ребенок в этот момент может метаться по комнате, действия будут иметь панический характер или наоборот сидеть долгое время неподвижно. Такие симптомы навряд ли можно отнести к капризам.

    Понятие сколинофобия

    Сколинофобией называется непреодолимый страх перед любым учебным заведением. Обычно им страдают подростки в период учебы, когда необходимо ходить не только в школу, но и в другие образовательные учреждения.

    Даже будучи уже взрослым фобия «идти в школу» будет передаваться уже вашим малышам, которые будут так же думать, что их отправляют в принудительную «каторгу».

    Малыши не могут найти единомышленников и друзей, ходить на уроки становиться труднее – страх растет, болезнь прогрессирует.

  • постоянные угрозы со стороны старших подростков, запугивание;
  • Бывают случаи наступления фобии, когда ребенок панически боится, что с его родителями может произойти что-то неприятное, пока его нет рядом с ними. Либо семейные скандалы и неприятности настолько поглощают мысли ребенка, что в школе он не может от них избавиться, стараясь за взрослых решить их проблемы. Как понимаете, от школы отказаться в современном обществе невозможно. Это одна из ступенек социального развития детей.

    Психологическая помощь в преодолении страха школы

    В комплексе с психологической работой, подростку или ребенку назначают некоторые антидепрессанты, ЛФК или ряд упражнений и мер для избавления от страха. Физические нагрузки, спортивные мероприятия и занятия плаванием могут помочь школьнику избавиться от неуверенности в себе.

    Если давление исходит из семьи, то, прежде всего, необходимо провести работу с родителями. Именно они должны пересмотреть отношение к детям и постараться свои проблемы разрешить, не подключая ранимые души детей к своим взрослым делам.

    Чтобы фобия отступила необходимо начать с семьи. Именно родители могут помочь школьнику преодолеть подобное состояние и избавиться от него. В семье должен быть мир и доверие. Родители обязаны проявлять терпимость к своему чаду и не обвинять напрасно во всех проступках. Преодолев боязнь постоянно быть виноватым перед родителями, у ребенка появится уверенность в том, что у него существует надежная защита, тыл. В школе он станет больше общаться с теми детьми, которые его смогут понять и принять, а остальным сможет дать отпор.

    Если вы заметили, что поведение детей соответствует тем симптомам, которые описаны выше, начинайте воспитание с себя. Проанализируйте, какие проблемы вас тревожат, что именно в вашей жизни пошло наперекос? Почему вы настолько не уверены в себе? Помните, что дети — это наше зеркальное отражение, и как вы себя ведете в обществе, в первую очередь отражается на вашем продолжении (ребенке). Существует золотое правило: мы должны не воспитывать детей, а подавать им собственный пример. Только так мы сможем добиться самых высоких показателей в воспитании детей. Старайтесь больше разговаривать с малышами, выявляйте все его проблемы уже на раннем возрастном этапе. Не давайте им замкнуться в себе. Всегда будьте той отдушиной, куда можно прийти в любое время и излить всю горечь и боль. Трудно, да трудно. Но это вполне достижимо. Помните об этом. Это ваши дети.

    Как не бояться ходить в школу ребенку и преодолеть страх

    Нынешние программы для учебных заведений бесперебойно обновляются и видоизменяются. Материал непрост и школьники могут попросту его не воспринимать. Довольно часто случается так, что ребенок слушает начитанную информацию, а вот понять ее не в силах, поэтому разбирать пройденный в школе материал приходится уже дома. Если в начальных классах еще можно понять о чем идет речь, то в старших — это уже непросто. Таким образом, ребенок начинает бояться учебного заведения, поскольку домашнее задание не выполнено, учителя ставят двойки, а родители отчитывают за них. Психика подростка не выносит такого стресса и появляется боязнь школы, от которой нужно избавляться в срочном порядке.

    Страх школы может возникнуть вследствие неспособности ребенка освоить учебный материал

    Что такое боязнь школы

    Боязнь ходить в школу называется дидаскалейнофобия, она характерна только школьникам и появляется исключительно в момент занятий. По существу понятие дидаскалейнофобии дословно расшифровывается, как «боязнь школы». Формально такая фобия не сразу может заявить о себе в полном объеме. Часто родители воспринимают нежелание ходить на учебу, как лень, желание погулять или же заняться чем-нибудь иным, только не учебным процессом. Но именно в эти моменты не нужно отворачиваться от проблемы, необходимо со всей ответственностью отнестись к ней и отыскать реальную причину прогулов уроков. Особенно сильно это проявляется в начальной школе, т.к. ребенок еще полностью не приспособился к обучению и требованиям, а большие нагрузки без семейной поддержки могут привести к появлению фобии

    Ошибка родителей состоит в том, что они считают фобию проявлением сразу во всех сферах жизни ребенка, а боязнь появляется именно в конкретном случае. Если устранить раздражитель, то и боязнь проходит сама собой. Пренебрегать такие проявления у подростка нельзя. Чем длительнее не уделяется время и внимание к проблеме, тем более сильно она врастает в сознание. Позже она может перерасти в сильнейшую озлобленность, которая связана с паническим состоянием и депрессивностью.

    Признаки и симптомы наличия фобии

    Самое полное и точное описание боязни школы описал Херсов. Он считал, что проблемы начинаются с сомнительных жалоб на учебное заведение или же с ее принудительного посещения. Позже это перерастает в полный отказ идти в школу, не принимая во внимание уговоры со стороны родителей. Чем ближе время идти в учебное заведение, тем сильнее меняется поведение и настроение ребенка. Многие дети говорят, что у них есть желание посещать школу, но в необходимый момент у них ничего не выходит из-за панических атак.

    Родителям следует забить тревогу при появлении такого рода симптомов:

  • припадки асфиксии;
  • прерывающееся дыхание;
  • слишком частый пульс и сердечный ритм;
  • сильное потовыделение;
  • озноб и содрогание;
  • ребенок становится бледнее, появляется упадок сил, который может привести к потере сознания.
  • Кроме вышеперечисленного, у подростка может появиться подташнивание, головокружение и кишечные колики.

    Удивительно, что при наличии данной болезни может возникнуть появление боязни перед припадками самой боязни у ребенка. К тому же чем старше ребенок, тем сильнее могут быть такие проявления.

    Дети могут в такие минуты метаться по помещению, его поведение будет паническим или же он длительное время находится без движения. Такие признаки сложно приурочить к капризам и следует уделить им должное внимание.

    Асфиксия — один из признаков фобии

    Причины проявления боязни

    Глупо думать, что проявления страха перед походом в школу могут появляться вследствие одной стрессовой ситуации, которая произошла в учебном заведении. В большинстве случаев, это затянувшийся процесс, где школьник подвергается постоянному влиянию негативных факторов, которые сразу не устранить:

  • издевательства от одноклассников, которые педагоги игнорируют;
  • жестокость по отношению к ребенку;
  • насмешки;
  • бесконечные угрозы от старшеклассников;
  • большая занятость и сильные нагрузки (физические и умственные);
  • психологические упреки с боку преподавателей.
  • Существуют нестандартные симптомы дидаскалейнофобии. Случается так, что фобия наступает, когда школьник испытывает панику, думая, что с родителями может случиться неприятность, в момент его отсутствия. Может быть, что ссоры среди родных и неурядицы настолько западают в голове у школьника, что в школе он не может от них освободиться, стремясь за родственников разрешить их сложности, поэтому не желает посещать учебное заведение. При любых обстоятельствах, школа — это главный период социализации школьника, поэтому страх школы необходимо преодолевать.

    Загруженность в школе может быть одной из причин расстройства

    Как преодолеть страх перед походом в школу

    Чаще всего школьник не имеет возможности до конца понять, как именно проявляется дидаскалейнофобия, как ее побороть и навсегда устранить, что же в самом деле мешает ему посещать учебное заведение. Исходя из этого, помощь профессионала необходима. В этих случаях следует обратиться за помощью к профессионалам в этой сфере. Первым делом, это детские психологи, которые могут постепенно определить все причины такого поведения у ребенка. Психолог может объяснить, каким образом избавиться от давления со стороны одноклассников или препятствовать им. Обучит и изменит взгляды на мир школьника, чтобы он смог взглянуть на проблему с иной стороны и устранить ее самостоятельно. Если ребенок сильно боится за родителей, то профессионал сможет объяснить ему, как поступать, когда родных нет рядом.

    Комплексно с работой психолога, школьнику назначают определенные антидепрессанты, лечебную физическую культуру или же иные упражнения, которые отвлекут ребенка от проблемы. Физкультура сможет помочь ребенку преодолеть неуверенность в собственных силах.

    Если натиск исходит со стороны семьи, то важно провести беседы с родственниками. Близкие люди обязаны пересмотреть свое отношение к собственному чаду и постараться решить проблему, не вмешивая ребенка в нее.

    Большинство родителей, когда слышат от специалистов, что их ребенок боится школы, выдыхают с облегчением — проблема не настолько серьезна. Только это начало сложного психологического заболевания, которое может перерасти во что-то большее. Если вовремя не заняться устранением этой беды, то ребенок и вовсе не пожелает посещать школу, вплоть до суицидальных наклонностей или побега из дома. Это произойдет не сразу, но доводить до этого не стоит. Любой испуг можно искоренить, отыскав его и устранив. Дидаскалейнофобия не исключение, если вы прибегнете к помощи высококвалифицированного специалиста в данной области. Именно он сможет дать нужные советы:

    Перевести ребенка на обучение в домашних условиях. Это необходимо и важно, поскольку ребенок должен обладать необходимыми знаниями.

    Не ругать его за некоторые слабости — возмущение родных людей только усугубит ситуацию. Только при помощи терпения и участливости можно справиться с психологическими проблемами школьника.

    Ребенка необходимо поддерживать, даже если он получил плохую оценку. Нужно продемонстрировать, что ничего в этом страшного нет, все можно исправить путем лучшей подготовки пройденного материала.

    Небольшая памятка родителям! Чтобы данная фобия была устранена, родителям стоит начать с себя, только родные люди помогут школьнику устранить боязнь. В кругу семьи должна быть благоприятная атмосфера, доверие и взаимопонимание.

    Близкие люди обязаны проявить внимание и терпение, не предъявлять ребенку обвинения во всех его неудачах. Победив страхи постоянно быть виновным перед родителями, у дитя появится уверенность в опоре и защите. В школе он будет находить общий язык с теми детьми, которые будут принимать его таким, какой он есть, а всем своим неприятелям научится оказывать сопротивление. Ему будет интересно ходить на учебу. Важно донести до ребенка, что для всех он не будет идеальным, а это означает, что не всегда следует прислушиваться к всеобщему мнению.

    Если же вы обратили внимание на то, что поведение ребенка схоже с вышеописанными симптомами, то примите необходимые меры, задумайтесь о микроклимате в семье. Следует провести анализ собственного поведения, поскольку довольно часто дети копируют поведение своих близких. Исходя из этого, нужно подавать пример детям исходя из собственного поведения, и это поможет им добиться небывалых высот и преодолеть массу сложностей. Необходимо много общаться с ребенком, узнавать о его проблемах и не давать ему замкнуться в себе.

    urazuma.ru