Формирование речевого дыхания при заикании упражнения

Консультация по теме:
Формирование фонационного (речевого) дыхания у детей с заиканием через игру.

Предварительный просмотр:

Формирование фонационного (речевого) дыхания у детей с заиканием через игру.

Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию – энергетической основы нашей речи.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Особое значение оно имеет для детей с речевыми нарушениями.

Заикание – это такой дефект речи, при котором нарушается ритм, темп, плавность и ее коммуникативная сторона в результате функциональных расстройств и органических поражений центральной нервной системы.

Основным проявлениям заикания являются судороги в процессе речевой деятельности, т. е. когда ребенок говорит. При заикании речь прерывается непроизвольными задержками, вынужденными повторениями отдельных звуков, слогов и даже слов. Это возникает вследствие судорог мышц речевого аппарата.

В симптоматике заикания значительное место занимает нарушение речевого дыхания: учащение дыхания в момент речи, поверхностные судорожные вдохи, укороченный речевой выдох, нарушение координации между дыханием, фонацией и артикуляцией.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голос. Также формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи.

Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое – физиологического дыхания вне речи.

Во время учебного года мы ведем работу по следующим направлениям:

  1. общие дыхательные упражнения;
  2. постановка диафрагмального дыхания;
  3. дифференциации ротового и носового дыхания, формирование длительного выдоха через рот;
  4. формирование длительного фонационного, а затем речевого выдоха.

Необходимо приучить детей делать вдох без напряжения, не поднимая плеч, чтобы вдох был мягким и коротким, но достаточно глубоким, а выдох длительным и плавным, без фиксации внимания на этих процессах. При этом следует постоянно напоминать детям, что говорить нужно только на выдохе. Особое значение для детей дошкольного возраста приобретает использование всевозможных игр и игровых приемов, стихотворных текстов, которые вызывают интерес к занятиям и делают характер выполнения упражнений непроизвольным.

Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с речевой патологией, осуществляемая в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения, предполагает решение следующих задач:

  • Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.
  • Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.
  • Развивать фонационный (озвученный) выдох.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.
  • Ребенок, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания.

    Сегодня мы познакомим вас с некоторыми играми – упражнениями направленными на формирование диафрагмального (речевого) дыхания. Научим их правильно выполнять, что бы в дальнейшем вы могли помочь своим детям.

    Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох, живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение.

    Вот мы шарик надуваем,

    А рукою проверяем.

    Шарик лопнул – выдыхаем,

    Наши мышцы расслабляем.

    Упражнение № 2 «Жук жужжит»

    Стоя, спокойно вдохнуть. На выдохе произносить «ж-ж-ж-ж».

    Я – жук, я – жук, я здесь живу.

    Я все жужжу, жужжу, жужжу:

    Упражнение № 3 «Паровоз»

    Стоя, спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произносить «у-у-у-у».

    Чух – чух! Чух – чух!

    Упражнение № 4 «Петушок кричит»

    Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести «Ку-ка-ре-ку-у-у-у-у».

    nsportal.ru

    Формирование речевого дыхания при заикании упражнения

    Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата, нарушение речевого дыхания у заикающихся выражается в следующих показателях: недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, укороченный речевой выдох, несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.

    Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

    1) Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).

    2) Формирование длительного фонационного выдоха.

    3) Формирование речевого выдоха.

    Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Известно, что плавность речи — это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.

    Постановку диафрагмально-реберного дыхания начинают в положении лежа. Оптимально, чтобы постановка диафрагмального дыхания проводилась на фоне мышечного расслабления. Как правило, в этот период заикающиеся уже знакомы с элементами релаксации.

    В дошкольном возрасте формирование диафрагмального дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически.

    В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы. При этом должны быть учтены следующие методические указания.

    1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

    2. Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

    3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений:

    руки из положения “в стороны” движутся “кпереди” с обхватом грудной клетки, или из положения “вверху” движутся вниз. Движения корпусом, как

    правило, связаны с наклоном вниз или в стороны. 4. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

    pedlib.ru

    Особенности речевого дыхания и приемы его формирования у детей с заиканием

    Разделы: Логопедия

    Особенности речевого дыхания и приемы его формирования у детей с заиканием.

    Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата, нарушение речевого дыхания у детей с заиканием выражается в следующих показателях:

    • недостаточный объем выдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания;
    • укороченный речевой выдох;
    • несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.
    • Нарушение речевого дыхания порождает прерывистость, судорожность речи. Вдох может быть слишком коротким, как и выдох. У детей с заиканием в момент эмоционального возбуждения речевое дыхание становится аритмичным. Часто объема выдыхаемого воздуха не хватает на произношение целой фразы, речь прерывается, а в середине слова делается судорожный вдох. Часто заикающиеся вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Бывает «утечка воздуха» — речевой вдох делается носом, сразу же следует выдох, и речь становится «задавленной», так как используется только остаточный воздух.

      Неправильным считается дыхание, в процессе которого происходит подъем грудной клетки и втягивание живота на вдохе. Плохая осанка также играет серьезную роль в затруднении дыхания. Устранить эти затруднения помогает регулярное выполнение дыхательных упражнений.

      Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

      • расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот),
      • формирование длительного фонационного выдоха,
      • формирование речевого выдоха.

      Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Известно, что плавность речи — это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.

      Учитывая то, что у заикающихся отмечается поверхностное, недостаточно регулярное дыхание, при котором мышцы грудной клетки, особенно мышцы верхнего плечевого пояса, находятся в состоянии излишнего напряжения, большинство практиков использует в коррекции заикания постановку диафрагмально-реберного дыхания, которое часто называют диафрагмальным. При этом типе дыхания особое значение имеет работа мышц брюшного пресса.

      Постановку диафрагмально-реберного дыхания начинают в положении лежа. Оптимально, чтобы постановка диафрагмального дыхания проводилась на фоне мышечного расслабления.

      В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы.

      При этом должны быть учтены следующие методические указания:

      Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

      Все упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

      Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения «в стороны» движутся «к переду» с обхватом грудной клетки, или из положения «вверху» движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны.

      Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

      Следует соблюдать основные требования для эффективного проведения занятий.

      Во-первых, воздух в помещении должен быть чистым, средней влажности.

      Во-вторых, одежда не должна стеснять движений.

      В-третьих, не рекомендуется заниматься сразу после приема пищи.

      В-четвертых, лучше заниматься, когда эмоциональное состояние ребенка является уравновешенным и ребенок не утомлен.

      Работа над дыханием строится по принципу перехода от беззвучной тренировки к усложнению ее за счет введения звуков, слогов, слов, фраз.

      Постановка диафрагмального дыхания — одна из важных задач в режиме ограничения речи. Необходимо научить ребенка делать глубокий ровный вдох и длительный выдох, не заостряя внимания на моментах вдоха и выдоха.

      Движение должно стать произвольным. Вдыхать нужно бесшумно. Целесообразно приучать детей делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы (легкая улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе. Легкая улыбка позволяет снять мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если положить ее на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох короткий, легкий. Выдох длительный, плавный (1:10, 1:15).

      И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская [2] обращают внимание на то, что очень важно приучить заикающихся детей не задерживать дыхание, а сразу же после речевого вдоха начинать говорить на длительном плавном выдохе, чтобы избежать «утечки воздуха». Паузу в 2 секунды необходимо выдерживать перед следующим вдохом. Необходимо следить, чтобы при вдохе поза была свободной, плечи опущены.

      И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели [3] выделяют следующие принципы гигиены занятий по формированию речевого дыхания:

      • осознанность выполнения упражнений;
      • постепенность, систематичность (основа принципа — переход от простого к сложному, от легкого к трудному);
      • повторность (упражнение, выполненное один раз, не вызывает каких-либо устойчивых и существенных изменений. При постоянной тренировке развивается автоматизм);
      • индивидуальный подход (в работе над речевым дыханием следует учитывать возраст ребенка, состояние дыхательного аппарата, общее состояние здоровья);
      • В качестве более дифференцированной методики, рассчитанной на подростков и взрослых, можно также использовать элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

        В 1972 году ВНИИ Государственной патентной экспертизы впервые в истории отечественной музыки выдал А.Н. Стрельниковой свидетельство на право исключительного пользования лечебной дыхательной гимнастикой, зарегистрировав ее официальное авторское название: «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса».

        Справедливости ради надо отметить, что дыхательная гимнастика — детище двух поколений семьи Стрельниковых — матери, Александры Северовны, и дочери, Александры Николаевны.

        В последнее время положение дел решительно изменилось, и в современную терапевтическую практику уверенно входит все больше и больше дыхательных гимнастик — от индийской хатха-йоги и китайского цигуна до реабилитационных дыхательных комплексов западных медицинских школ, волевой ликвидации глубокого дыхания по Бутейко и методике дыхания через аппарат Фролова. Каждый из перечисленных методов — а это далеко не полный перечень дыхательных упражнений — по-своему хорош, правда, бытует мнение, что избыток дыхательных методик и реабилитационных программ свидетельствует. об отсутствии надежного и эффективного метода диагностики нарушений функции дыхания.

        Критерии выбора дыхательных упражнений так и не разработаны, и вплоть до сегодняшнего дня медики действуют вслепую, руководствуясь не столько объективными показаниями пациента, сколько интуицией и клиническим опытом. Например, та же дыхательная гимнастика йогов дает потрясающие результаты, однако этот комплекс упражнений в свое время был разработан в расчете на годы и годы ежедневных многочасовых занятий, поскольку йога — это не физкультура, а образ жизни и мысли.

        Дыхательная гимнастика, созданная Александрой Северовной и Александрой Николаевной Стрельниковыми, выделяется на фоне упомянутых выше методик, во-первых, простотой; во-вторых, доступностью; в-третьих, эффективностью. Иными словами, гимнастика Стрельниковых дает максимальный результат при минимальных вложениях и за рекордно короткий срок! И сторонники, и противники метода Стрельниковой признают: комплекс дыхательных упражнений, разработанный в свое время для реабилитации певцов, безусловно помогает избавиться от целого ряда заболеваний: от астмы и неврозов до диатеза и заикания.

        Гимнастику Стрельниковой нередко называют парадоксальной. Само слово происходит от греческого paradoxos и применительно к науке обозначает неожиданное, непривычное явление, в корне не соответствующее общепринятым представлениям. И это действительно так! Сама Александра Николаевна неоднократно повторяла: «Да, наша гимнастика парадоксальна, потому что мы делаем в момент движений, сжимающих грудную клетку!» [4]

        Мы часто употребляем в речи фразеологические выражения, общее значение которого не определяется суммой значений входящих в него слов. Судя по всему, Александра Николаевна задумалась над тем, что может означать применительно к ее разработкам широко известное выражение «затаить дыхание» и пришла к выводу, что затаенный вдох, свойственный нам в минуты душевного волнения, напряжения и даже испуга, собственно говоря, и должен лечь в основу всех ее дыхательных упражнений. Попутно была выведена феноменальная закономерность: тренировки шли легко и свободно только в том случае, если затаенные вдохи выполнялись на счет «4» и (или) «8». Совершенно иная картина складывалась при выполнении упражнений, например, на счет «5» и «10». Вот почему Александра Николаевна считала этот счет физиологичным, утверждая, что именно поэтому все музыкальные фразы песен и танцев идут на счет «8», «16», «32».

        Еще одним ноу-хау Стрельниковых стал так называемый эмоциональный вдох, понимаемый ими как активное действие — то самое действие, которое приносило ценнейшую информацию нашим древним предкам, «внюхивавшимся» в окружающий их мир. Гимнастика Стрельниковой — это возврат к дыханию перволюдей, дыханию с естественным, предельно активным, «взволнованным» вдохом!

        Как дышать? Ртом или носом? Этот вопрос решается в индивидуальном порядке, однако есть и свои особенности. Нужно иметь в виду, что вдох ртом предполагает занятия только в специально подготовленном для выполнения дыхательных упражнений помещении, при вдохе носом требования к внешним условиям менее жесткие. Сама Александра Николаевна считала, что «. вдох ртом можно тренировать только в чистом и сухом помещении. Делать его надо точно, иначе горло сохнет. И еще вдох ртом более поверхностный и идет шире, чем вдох носом. Вдох же носом идет глубже, не боится холода и пыли и к тому же отлично избавляет от насморка. Поэтому мы начали тренировать вдох носом. И он получился такой же эмоциональный, как вдох ртом:»[4]

        Занимайтесь дыхательной гимнастикой систематически и соблюдайте простые рекомендации разработчиков методики.

        1. Никогда не занимайтесь гимнастикой мимоходом!
        2. Идеально, если вы выполняете упражнения за час до сна!
        3. Делая упражнения, думайте только о вдохе и не стесняйтесь шумных звуков!
        4. Проявляйте максимальную заинтересованность и эмоциональность!
        5. Движение, движение и еще раз — движение!
        6. Соблюдайте одновременность вдохов и движений!
        7. Главный принцип дыхательной гимнастики: » Активный вдох — пассивный выдох!»
        8. Следите за тем, чтобы вдох всегда был несколько громче выдоха!
        9. Норма движений-вдохов определяется индивидуально, однако их общее число должно быть кратным 2, 4, 8, 16, 32!
        10. Делайте именно столько вдохов, сколько даются вам без труда, то есть свободно, комфортно и легко!

          Идеальная продолжительность дыхательной гимнастики 35-37 минут! Сокращать время занятий не рекомендуется, однако при его хронической нехватке можно дышать по Стрельниковой хотя бы полчаса в день (даже четверть часа ежедневных занятий благотворно скажется на вашем здоровье)!

          Учитесь в игре и приобщайте к упражнениям малышей! Дети с превеликим удовольствием играют в дикарей, танцующих вокруг костра, особенно если упражнения идут в музыкальном сопровождении. Не торопите малышей, следите за темпом выполнения упражнений, который должен быть гораздо более медленным, чем для взрослых. Изобразите им котенка, показывающего коготки и пытающегося поймать воробышка!

          Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой активно используется в лечении заикания, будучи адаптирована для различных возрастов. Для детей она рекомендует несколько замедлить темп выполнения упражнений и по возможности выполнять их под музыку. Лучше всего использовать эту методику в групповых занятиях. Важное значение приобретают приемы внушения, эмоционально-образного воздействия на ребенка. Ребенок должен живо вообразить предлагаемые логопедом ситуации. Продемонстрируйте сами каждое упражнение. Введение игрового начала облегчает проведение занятий, усиливает заинтересованность детей.

          Реальная помощь больному ребенку будет заключаться в приобщении его к гимнастике Стрельниковой, которая дает феноменальные результаты именно в сочетании с логопедическими самоупражнениями. Полезны все 6ез исключения упражнения дыхательного комплекса, но уделите особое внимание «Насосу» и «Полуприседу». О необыкновенной эффективности упражнения «Насос» не раз говорила Александра Николаевна. Она считала, что в некоторых случаях достаточно недели (и меньше!) занятий в режиме 1500-2000 движений-вдохов, разумеется, не подряд, а с перерывами для отдыха, — и сразу же станет легче говорить. Вторым по значимости упражнением будет «Полуприсед-2», когда вес тела переносится на переднюю ногу, а задняя нога только касается пола. Не нужно пугаться, если после урока начнется сухой кашель. Со временем это пройдет. И ни в коем случае не старайтесь откашляться или высморкаться с усилием. Дышите до тех вер, пока не пойдет мокрота.

          Таким образом, дыхательная гимнастика Стрельниковой оказывает положительное воздействие на весь организм человека.

          1. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — это активный подход к здоровью.
          2. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — первый шаг к здоровому образу жизни.
          3. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — ваш собственный путь к здоровью и ваша индивидуальная оздоровительная программа.
          4. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — качественно новое отношение к дыханию и группе крови.
          5. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — прекрасная тренировка практически всех групп мышц.
          6. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — идеальное дополнение к циклическим упражнениям: ходьбе, бегу, плаванию.
          7. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — это простота, доступность и необязательность дорогостоящей экипировки.
          8. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — это высокая эффективность, не требующая месяцев, а тем более лет занятий.
          9. Дыхательная гимнастика Стрельниковой — идеальная тренировка мышечной системы детей и взрослых.

          Список литературы:

        11. Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. — М.: В. Секачев. — 1998.
        12. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л, Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. — М.: Просвещение. — 1993.
        13. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. — Екатеринбург. — 1992.
        14. Лавров Н.Н. Дыхание по Стрельниковой. — Ростов-на-Дону. — Феникс. — 2003.
        15. Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание.- Эксмо-пресс. — 2002.
        16. Одинцова Т.С. Заикание у детей. — Ростов-на-Дону. — Феникс. — 2000.
        17. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. — С-Пб.: Союз. — 2001.
        18. Селиверстов В.И. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. — М.: Владос.- 1994.
        19. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой — М.: Метафора. — 2003.

          xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

          Дышим правильно-говорим легко. Формирование речевого дыхания при заикании

          Елена Бажина
          Дышим правильно-говорим легко. Формирование речевого дыхания при заикании

          Дышим правильно — говорим легко.

          Формирование речевого дыхания при заикании.

          Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

          Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс, физиологическое же дыхание не требует участия воли и происходит автоматически.

          Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально – реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными, при этом создаются самые благоприятные условия для работы голосового аппарата. Контролировать правильное речевое дыхание можно, положив ладонь на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.

          Вдох при речи короткий, легкий. Выдох – длительный, плавный (в соотношении 1:10 ; 1:15).В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно- логически завершенного отрезка высказывания.

          Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция является основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

          Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

          • подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе

          • слишком большой вдох

          • учащенность дыхания

          • неумение делать незаметно для окружающих добор воздуха

          неправильная осанка

          В клинической картине заикания отмечается расстройство дыхания. Основными нарушениями фонационного дыхания у заикающихся являются :

          • неэкономичное использование воздуха в процессе голосообразования

          • укороченный, толчкообразный, спорадический выдох

          • частые доборы воздуха, неоправданные синтагматическим и логическим членением речевого потока

          • спонтанные задержки дыхания на высоте вдоха или выдоха

          Наиболее часто отмечается преимущественное использования во время речи верхнереберного или грудного дыхания, сопровождающегося сильным подъемом плечевого пояса, грудной клетки, напряжением шейной мускулатуры, в резулшьтате чего дыхание становиться шумным и напряженным.

          У заикающихся отмечается несформированность координации механизмов рече— и голосообразования: фонационное дыхание становится поверхностным, аритмичным, объем выдыхаемого воздуха уменьшается, используется нерационально, отсутствует временное соотношение фазы выдоха и реализации артикуляторной программы высказывания. Поэтому при коррекции нарушений плавности речи возникает необходимость специально организовывать деятельность периферических отделов речевого аппарата.

          Важное значение в работе над воспитание техники голосообразования является постановка правильного фонационного дыхания. Формирование речевого вдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи,, большое внимание уделяют воспитанию активности диафрагмы и нижних ребер, развитию носового дыхания.

          Упражнения группируются по степени их усложнения:

          1. Статические дыхательные упражнения, основная задача которых- сформировать смешанно- диафрагмальный тип дыхания, скоординировать правильное соотношение вдоха и выдоха, добиться сознательного произвольного управления дыханием.

          2. Динамические дыхательные упражнения, облегчающие процесс овладения навыком координированного дыхания, косвенно влияют на процесс фонации.

          3. Фонационные дыхательные упражнения

          Задачи Направления работы

          1. Выработка правильных дыхательных кинестезий. 1. Нормализация тонуса дыхательной мускулатуры

          2. Формирование силы, целенаправленности и длительности воздушной струи

          3. Дифференциация ротового и носового выдоха

          2. Выработка правильных фонационных кинестезий 1. Формирование фонации на выдохе

          2. Определение наиболее комфортного звучания голоса

          3. Координация дыхательных, фонационных и артикуляционных кинестезий

          4. Увеличение времени фонации

          3. Коррекция ритма дыхания 1. Формирование ритмичности дыхания

          2. Сознательная регуляция правильного соотношения вдоха и выдоха

          3. Распределение выдоха на конкретные речевые отрезки, диктуемые логикой

          Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания реализуются через систему целенаправленных тренировок. Темп т ритм дыхания формируются в процессе упражнений (статических и динамических, которые выполняют сначала без речи, затем с вербальным сопровождением.

          Статические дыхательные упражнения.

          Основная задача логопеда- объяснение обучающимся «техники» выполнения упражнений. На первом этапе основное внимание уделяют формированию нижнереберного типа дыхания с активным участием диафрагмы, координации ритмичного вдоха и выдоха. Логопед обучает устранять избыточное напряжение в мышцах плечевого пояса, груди, рук. Тренировка осуществляется сидя или лежа (в этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются).Через 5-7 дней, после установления ровного ритмичного дыхания переходят к формированию навыков дыхания во время двигательной активности.

          Динамические дыхательные упражнения.

          При выполнении динамических упражнений совершенствуется произвольный компонент регуляции дыхания. Выбор комплекса динамических упражнений зависит не только от физических возможностей заикающихся, но и от выявленных недостатков в фонационном дыхании. Так, при астении рекомендуются комплексы, активизирующие мышечную мускулатуру, при при вокальной и дыхательной судорогах речевого аппарата- упражнения, способствующие снятию излишней напряженности дыхательной мускулатуры, в некоторых случаях сочетают активизирующие и релаксационные упражнения. Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, шеи. Основная цель тренировки достигается за счет изменения темпа, частоты, характера выполнения упражнений. Для активизации мышц используют резкие рывки рук (толкательные движения, наклоны, повороты туловища, а для снятия напряжения- медленные и плавные движения. При воспитании правильного речевого дыхания чередуют активизирующие и релаксационные упражнения. Для автоматизации и закрепления правильных паттернов дыхания подбирают упражнения, приближенные к естественным условиям жизни человека (ходьба, подъем по лестнице, физические нагрузки) .Многократно повторяющиеся комплексы становятся стереотипными и автоматизированными, в результате чего изменяются характер и ритм дыхания: вместо поверхностного и частого формируется более спокойное, глубокое ритмичное дыхание, которое обеспечивает оптимальное звучание речи.

          Фонационные дыхательные упражнения.

          Следующим этапом работы является развитие длительного фонационного выдоха. Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом, артикуляцией. Поскольку формирование речевого дыхания тесно связано с формированием навыка рациональной голосоподачи и голосоведения, то эти задачи решаются практически одновременно. Работу над фонацией начинают с глухих щелевых согласных и гласных звуков. Выполнение этих упражнений осуществляют в статических или динамических режимах (медленное разведение рук в стороны, наклоны и повороты головы и туловища, движение ног и т. д., производя тренировку длительного выдоха. Далее выбор речевого материала зависит от индивидуальных особенностей заикающихся и подбирается в соответствии с задачами обучения. Например при гипоназальности рекомендуют произнесение сонорных звуков «м» и «н» как физиологически наиболее удобных и контролируемых, затем отрабатывают гласные звуки.

          При вокальной судороге используют придыхательную фонацию, а в сложных случаях (речевой ступор) занятия начинаются с мысленного произнесения звуков или шепота.

          В процессе развития речевого дыхания на длительном плавном выдохе вводятся речевые упражнения, которые постепенно усложняют: наращивают количество звуков, произносимых на одном выдохе, от звука к слогу, слову, словосочетанию и фразе. Основное внимание обращают на технику дыхания во время речи: стремятся избегать излишней потери воздуха во время выдоха, следят за равномерностью дыхания при выполнении задания. При проведении речевого тренинга контролируют правильный вдох, стремясь избегать «перебора» воздуха. Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих упражнений заикающийся может контролировать ладонью, положенной на область диафрагмы, плавность движений брюшного пресса при вдохе и выдохе соответствует естественному паттерну дыхания, что свидетельствует о координации фонации и дыхания.

          Тренировку выдоха проводят при произнесении коротких чистоговорок, пословиц, поговорок, далее переходят к сложным фразам. Отрабатывая сложные высказывания, обучающиеся произносят первую часть фразы, а затем, после добора воздуха, завершают высказывание.

          Далее проводят работу над ритмизированной речью (рифмовки, стихи, басни, прозаическими текстами, диалогом, монологом.

          При выборе речевого материала необходимо учитывать возраст, интересы обучающихся, что позволяет повысить их заинтересованность и ускорить процесс автоматизации новых речевых стереотипов.

          В зависимости от соматического состояния обучающихся оптимальный результат дают тренировки, продолжающиеся 5-10 минут с интервалом в 10-15 минут. Заикающимся рекомендуют повторять упражнения систематически два раза в день самостоятельно.

          При усвоении новых навыков необходимо не только объяснение, но и многократный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический).

          1. Поварова И. А. Заикание: диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи. Монография. — СПб.: Речь,2005.

          2. Поварова И. А. Практикум для заикающихся. – СПб.:«Издательство СОЮЗ», 2000.

          Логопедические игры. Игры на развитие дыхания и освоение предложно-падежных конструкций У большинства дошкольников с речевой патологией наблюдаются нарушения дыхательной функции. Отмечается ослабленноё речевое дыхание, короткий.

          Пособие для дыхательной гимнастики «Рыбки» Важнейшие условия правильной речи — это плавный, длительны выдох, четкая, ненапряженная артикуляция. У учащихся с речевыми нарушениями.

          www.maam.ru