Изучение стресса в психологических исследованиях

Исследование стресса в психологической науке

Первое научное объяснение понятию стресса было в 1936 году, когда канадский физиолог Ганс Селье ввел этот термин в психологическую науку и создал свою концепцию стресса. Автор показал независимость процесса приспособления организма человека от характера воздействий или экстремальности.

Выделение категории «эмоциональный стресс» и противопоставление ее понятию стресса как общего адаптационного синдрома, по Селье, было прогрессивным явлением. Этим был выделен объединяющий критерий, который позволяет обобщить огромное разнообразие внешних воздействий, ориентированных на человека или животное, с позиции их психологической сущности для данного индивида. Тем самым выделяется первичный пусковой (причинный) фактор, определяющий последующее развитие физиологических проявлений (поведенческих соматовегетативных) эмоционального стресса. Этим фактором является психологическое состояние, возникающее у данного индивида в ответ на воздействие.

Совокупность характерных стереотипных общих ответных реакций организма на действия раздражителей самой различной природы, реакций, имеющих, прежде всего защитное значение, была обозначена Г. Селье «как общий адаптационный синдром», который имеет следующие стадии:

1. тревоги, во время которой сопротивление организма понижается (фаза шока), а затем включаются защитные механизмы;

2. сопротивления (фаза адаптации), когда напряжением систем функционирования организма достигается его приспособление к новым условиям, предъявляющим повышенные требования;

3. истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов организма и нарастает нарушение согласованности жизненных функций, наступает их рассогласование, дезинтеграция.

Сейчас принято говорить о стрессе как об особом функциональном состоянии, которым организм реагирует на экстремальное воздействие, несущее в себе угрозу физическому благополучию, существованию человека или его психическому статусу. Таким образом, стресс возникает как реакция организма, охватывающая комплекс изменений на поведенческом, вегетативном, гуморальном, биохимическом уровнях, а также на психическом, включая субъективные эмоциональные переживания. Биологическая же функция стресса — адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий как физических, так и психических. Поэтому появление стресса означает, что человек включается в определенный тип деятельности, направленной на противостояние опасным воздействиям, которым он подвергается. Этому типу деятельности соответствует особое физиологическое состояние и комплекс различных физиологических и психологических реакций. По мере того как стресс развивается, меняются физиологическое состояние и реакции организма. В целом, стресс, это нормальное явление в здоровом организме, которое способствует мобилизации индивидуальных ресурсов для преодоления возникших трудностей. Это защитный механизм биологической системы. Во время стресса может увеличиваться уровень агрессии, внушаемости, нарушаться восприятие времени, а также могут появиться галлюцинации и изменяются динамические характеристики психических процессов.

Другую концепцию стресса разработал в 1966 году Р. Лазарус. Им была предложена когнитивная теория стресса и копинга. По мнению автора, в основе регуляции взаимодействия среды и личности лежат «первичная» и «вторичная» когнитивные оценки ситуации. Индивид первоначально классифицирует ее как изменяющуюся или угрожающую, а затем — в зависимости от степени воспринимаемой угрозы, свойств стрессора и собственных психологических особенностей определяет способы преодоления стресса. В результате взаимодействия этих двух процессов, как считает автор, формируются определенные формы копинг-поведения. Важными факторами в их становлении и индивидуализации являются отрицательная или положительная эмоциональная реакция в ответ на стрессовое воздействие, а также трансформация этой реакции в определенную стратегию преодоления.

Причины конфликтов
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения .

Заключение.
Человека в толпе характеризуют следующие черты: Анонимность. Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе — это ощущение собственной анонимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать .

Общение, как ведущая форма деятельности старшеклассника
Общение – это одна из важнейших форм жизнедеятельности человека. В процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Общение– это сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый по .

www.mindbenefit.ru

Проблема стресса в психологии, объект и предмет психологии стресса 1 страница

Основной целью изучения учебной дисциплины «Психология стресса и стрессоустойчивого поведения» является систематическое ознакомление с современными концепциями стресса в психологической науке, включая причины возникновения и формы проявления стрессовых состояний. Особый интерес для практических психологов ОВД приставляет проблема влияния стресса на успешность деятельности и здоровье профессионалов – сотрудников полиции. Кроме того, безусловный интерес для психологов осуществляющих мероприятия по психологическому обеспечению профессиональной деятельности сотрудников ОВД, представляют психологические методы диагностики и коррекции стресса в условиях осуществления служебной деятельности сотрудниками полиции.

Помимо основной цели курса учебной дисциплины «Психология стресса и стрессоустойчивого поведения» можно выделить ещё следующие:

— изучение теории Ганса Селье о стрессе, как общем адаптационном синдроме;

— ознакомление с психофизиологическими основами стресса и его влиянием на возникновение психологической и физиологической патологии;

— изучение взаимосвязи стресса и профессиональной деятельности;

— ознакомление со способами систематизации и классификации стрессоров;

— изучение методов психологической профилактики негативного влияния профессионального стресса на деятельность и личность;

— ознакомление с комплексной моделью подготовки к преодолению стрессового воздействия профессиональной деятельности;

— изучение методов психологической реабилитации сотрудников, осуществлявших оперативно-служебную деятельность в экстремальных условиях;

— ознакомление с психологическими методами диагностики и коррекции стресса в условиях осуществления служебной деятельности сотрудниками полиции.

Цели курса достигаются путём решения следующих задач:

— формирование у курсантов систематизированных представлений в области теории стресса и стрессопреодолевающего поведения;

— формирование у будущих психологов способности правильно оценивать степень воздействия профессиональных стрессоров на конкретную личность;

— формирование у курсантов умения комплексного применения методов психотерапии в целях профилактики и преодоления негативных последствий стресса.

Объектом изучения психологии стресса и стрессоустойчивого поведения в широком смысле является стресс, как неспецифическая реакция человеческого организма и его психики направленная на преодоление или адаптацию к возникающим трудностям в его жизнедеятельности, в узком смысле, применительно к деятельности органов внутренних дел – стресс и стрессоустойчивое поведение сотрудников полиции связанные с трудностями, возникающими в процессе оперативно-служебной деятельности.

Предметом изучения нашей учебной дисциплины являются – психология стресса и стрессоустойчивого поведения их задачи и методология, проблемы преодоления и управления стрессом.

Понятие «стресс» было введено в науку около 80-ти лет назад канадским ученым Гансом Селье, одним из крупнейших физиологов ХХ века, который 4 июля 1936 г. в английском журнале «Nature» опубликовал работу под названием «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», где приводились данные о стандартных реакциях организма на действие различных болезнетворных агентов. Селье открыл общий адаптационный синдром, описывающий характерную защитную реакцию организма на любое затруднение или экстраординарное воздействие.

По своей сути эта реакция, которую и назвали стрессом (от англ. stress — «напряжение», «давление», «нажим»), отражает экстренную мобилизацию внутреннего «запаса» сил организма для того, чтобы преодолеть препятствие или защититься от вредоносного влияния. Это более чем полезная витальная способность, позволяющая выживать в постоянно изменяющейся среде.

На определенных стадиях своего развития стресс становится опасным для здоровья и деятельности: иногда в самом начале, когда сила экстремального воздействия явно превышает индивидуальные ресурсы, и главным образом на стадии истощения, когда, несмотря на длительную мобилизацию внутренних ресурсов устранить влияние стресс-фактора не удается, а ресурсы заканчиваются.

Поэтому говорят о двух формах стресса. Продуктивный, или эустресс (eustress), позволяет не только справиться с затруднением, но и накопить полезный опыт по преодолению сходных «трудных» ситуаций. Деструктивный, или дистресс (distress), разрушает поведение, является источником многочисленных неприятных переживаний и болезней. Бороться с его проявлениями не только бесперспективно, но и вредно. Дистресс нужно стараться предотвратить или, если человек уже оказался в состоянии дистресса, его необходимо лечить.

Недостаток стресса так же плох, как и избыток. По медицинским оценкам, от половины до трех четвертей всех заболеваний и несчастных случаев связаны со стрессом. У сильного стресса могут быть тяжелые физиологические последствия. В теле происходит автоматический ряд реакций, и проблема в том, что любая из реакций может принести вред, если позволить ей продлиться слишком долго. Все они по природе являются краткосрочными, сворачивающимися, как только опасность перестала угрожать. Если реакции не прекращаются, они начинают приобретать вредоносный эффект.

В определённых пределах стресс психологически благоприятен для человека (эустресс). Он помогает быстрее думать и действовать, ощущать себя полезным и ценным. Когда стресс переходит оптимальные границы, он истощает психологическую энергию, нарушает нашу деятельность и часто заставляет нас чувствовать себя неудачниками (дистресс).

Современное общество обычно не позволяет нам физически бороться или избегать стрессоров и не удаляет их так, чтобы мы могли расслабиться. Мы пребываем в постоянной готовности к действию, которое нам не позволено выполнять, и организм в конце концов начинает испытывать последствия такого состояния.

В качестве примера воздействия сильного и продолжительного стресса на организм можно привести следующий эксперимент: немолодого уже петуха забрали из курятника, в котором он провел значительную часть своей жизни, и посадили рядом – да так, что сквозь прозрачную стену он мог видеть все, что происходит в его бывших владениях. Оставшихся куриц не оставили в одиночестве: к ним запустили молодого петуха. Наблюдая за тем, что творил с курицами новый петух, старый очень беспокоился и переживал, но ничего сделать не мог. И через пару дней умер. На вскрытии было установлено, что причиной смерти явился инфаркт: обострилась свойственная пожилому возрасту патология – ишемическая болезнь сердца – и сердце не выдержало.

Если у животных стресс-фактор порождает непосредственный ответ на него в виде активного сопротивления (стресс льва) или бегства (стресс кролика), то у человека существует колоссальный адаптационный ресурс в виде совокупности мыслей, позволяющий оценить произошедшее, принять оптимальное решение и выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями. (Петух активно пытался изменить ситуацию, но у него не было возможности это сделать).

Для системного понимания состояния стресса полезным является изучение процессуальной характеристики стресса (стресс-реакции), которая связана с выявлением его причин и механизмов возникновения с учетом личностных и ситуационно-средовых факторов. Изучение процессуальных характеристик стрессовых изменений способствует развитию патогенетического подхода к управлению стрессом, ориентированного на снятие причин стресс-реакций и стресс-синдромов, в отличие от симптоматического подхода, рассматривающего только результативную сторону стресса (стресс-состояние) и направленного на снятие неблагоприятных стресс-симптомов.

В настоящее время можно выделить три группы основных научных подходов к пониманию стресса:

Первый подход трактует стресс как ответную реакцию на беспокоящее или вредное окружение, проявляющееся в состояниях нервно-психической напряженности, негативных эмоциональных переживаниях, защитных реакциях, состояниях дезадаптации и патологии. Концепция общего адаптационного синдрома Г. Селье является наиболее известной в данном подходе.

Достаточно популярной является интерпретация стресса в терминах его положительного или отрицательного влияния на динамику работоспособности человека. В этом случае методы исследования стресса в сфокусированы на оценке степени психической напряженности, определении стрессовых состояний, препятствующих или способствующих сохранности продуктивной профессиональной деятельности, здоровья как отдельных сотрудников, так и состояния здорового социально-психологического климата в служебном коллективе.

Второй подход к пониманию стресса описывает и трактует его как характеристику внешней среды с точки зрения беспокоящих или разрушающих стимулов (стресс-факторов). В рамках данного подхода психодиагностика ориентирована на выявление стресс-факторов, как внутренней среды организации, так и внешней среды по отношению к организации. В связи с этим методы исследования стресса должны быть ориентированы на выявление как отдельных стресс-факторов, их взаимосвязи, так и на интегральную оценку их стрессового воздействия. Дальнейшим развитием данного подхода стало изучение стрессов на работе не как отдельных стресс-факторов среды, а как сложной их совокупности, определяющей типичные стрессовые ситуации. В данном аспекте перспективными являются попытки выделить «универсальные» ситуации, которые являются стрессогенными для всех или для большинства категорий людей.

Третий подход — модель взаимодействия человека и среды, рассматривающая стресс как ответную реакцию на отсутствие «соответствия» между ресурсами личности и требованиями со стороны среды. В этом случае стресс рассматривается как результат предшествующих ему факторов и его последствий.

В соответствии с этим подходом к стрессу психодиагностический инструментарий должен быть направлен на выявление стрессогенных (профессионально-трудных, неординарных, экстремальных) ситуаций, предъявляющих повышенные или чрезвычайные требования к человеку, на выявление особенностей восприятия (субъективной репрезентации или когнитивной оценки) данных ситуаций и оценку продуктивности преодолевающего поведения. Конструируемые для этого методики и шкалы оценки должны быть построены с учетом гендера, возраста и социального статуса.

При взаимодействии субъекта деятельности со стрессогенными ситуациями на работе, подверженность стрессу зависит от многих факторов: индивидуально-типологических особенностей (психобиологической склонности к стрессовому реагированию); личностных характеристик, подготовленности (положительного опыта); прошлого негативного опыта травмирующих ситуаций; статуса личности в социуме; наличия или отсутствия социально-психологической поддержки (уровень внешних ресурсов) и др. Поэтому для исследования стресса также необходимы методики оценки индивидуальных особенностей, личностного потенциала, уровня внешних и внутренних ресурсов.

1.2. Основные подходы к исследованию стресса в иностранной и российской психологии, история развития взглядов на стресс

Слово «стресс» (stress) в том значении, в котором мы употребляем его сегодня, впервые прозвучало в 1303 году в стихах поэта Роберта Маннинга: «. эта мука была манной небесной, которую Господь послал людям, пребывавшим в пустыне сорок зим и находившимся в большом стрессе»). Обозначая в английском языке состояние давления, натяжения, усилия, напряжения в технике, в жизни чаще всего означает давление обстоятельств, проблем.

В медицинской науке этот термин был впервые использован Гансом Селье в 1926 году. Селье обратил внимание, что у всех пациентов, страдающих от самых разных соматических недомоганий, как будто имеется ряд общих симптомов. К ним относятся потеря аппетита, мышечная слабость, повышенное артериальное давление, утрата мотивации к достижениям. Селье использовал термин «стресс» для описания всех неспецифических изменений внутри организма и определил это понятие, как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Физиологические, психологические, социальные реакции людей и животных на чрезвычайные воздействия до Ганса Селье изучали сотни исследователей, не называя их «стрессом». Впервые реакцию организма на стресс описал в 1932 году психолог Уолтер Кэннон, назвавший стресс «реакцией борьбы» или «бегства»[1].

Среди своих предшественников Г. Селье называет Клода Бернара, указавшего, что относительное постоянство внутренней среды живого организма — важнейшее условие поддержания его жизнеспособности, и Уолтера Кеннона, разработавшего теорию гомеостаза.

Большое впечатление на Г. Селье произвели его встречи и беседы в 1935 г. в Ленинграде с академиком-физиологом, нобелевским лауреатом Иваном Петровичем Павловым[2]. «Эти беседы вдохновляли меня в течение всей моей жизни. Портрет Павлова висит в холле нашего института рядом с портретами Эйнштейна и моего соотечественника, открывшего инсулин, сэра Фредерика Бантинга, который опекал меня, когда я начал изучать стресс», — вспоминает Г. Селье[3]. Открытие И.П. Павловым условных рефлексов, можно полагать, предопределило направленность концепции стресса на понимание способности организма выходить на уровень готовности к экстремальным стрессогенным воздействиям, опережая их. Если на уровне целого организма результаты фило и онтогенетического его «обучения» преодолению неблагоприятных факторов реализуются, как известно, в значительной мере при участии центральной нервной системы, то «на клеточном уровне, — пишет Г. Селье, — обучение зависит главным образом от химического обуславливания и сводится к выработке защитных веществ типа гормонов или антител и модификации их действия с помощью других химических соединений (например, питательных веществ)»[4]. О неспецифических болезненных проявлениях защитных реакций организма, ставших основой учения о стрессе, неоднократно говорили И.П. Павлов и его ученики, называя их «стандартными формами нервных дистрофий», подчеркивая тем самым значение нервной регуляции в возникновении этих неспецифических реакций.

Объект исследований Г. Селье – стресс, как неспецифические симптомы адаптации — понятие относительное. Их можно «увидеть», только вычленяя подобные симптомы из множества разных симптомов адаптации. В теоретических построениях Г. Селье присутствует относительность причинности и целесообразности стресса. Относительно и понятие целостности носителя стресса это локальные структуры в организме при «местном адаптационном синдроме» – это и весь организм, отвечающий «общим адаптационным синдромом», это та или иная совокупность людей при массовых проявлениях эмоционального стресса. Идея о существовании взаимодополняющих свойств в какой-то мере находит воплощение в концепции стресса в виде дополнительности специфических и неспецифических проявлений адаптации к требованиям среды в живых существах, в психике и в социуме.

В своих работах Г. Селье указывал на отсутствие прямой зависимости эмоциональных переживаний при стрессе от физиологических механизмов стресса.

Вместе с тем, Ганс Селье считал, что реакция живых организмов на неблагоприятный стимул имеет некие общие характеристики независимо от вида и типа организма. Он не выделял в этих реакциях чисто человеческие ответы на стимул. В итоге более чем 30-летнего периода существования стрессовой теории к концу 70-х годов XX века под ее шапкой чудом уживались совершенно разнородные исследования (реакции на воздействия холода, на услышанную в свой адрес критику, на гипервентиляцию легких в условиях форсированного дыхания, на радость успеха, на горечь утраты, на усталость, на унижение и т.п.).

Исследования Г. Селье оказались настолько интересными и важными, что у него появилась масса последователей, причем механизм, критерии стресса продолжали уточняться и углубляться.

А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов отмечают, что наряду с формулировкой Г. Селье в 50-60-с годы XX века западные авторы определяли стресс как[5]:

– состояние нарушения гомеостатического равновесия или сумму реакций, направленных на восстановление этого равновесия (Ulrich С., 1960);

– состояние организма, который воспринимает угрозу его благополучию (или целостности) и направляет всю энергию на свою защиту (Coter С.N., 1964);

– любое состояние, вызванное нарушением нормального функционирования организма (Arnold М., 1967).

Постепенная смена модели стресса Г. Селье началась после выхода книги Р. Лазаруса «Психологический стресс и копинг-процессы» (1966), в сторону рассмотрения копинга в качестве центрального звена стресса и стабилизирующего фактора, который может помочь личности поддержать психосоциальную адаптацию в период воздействия стресса. «Копинг», или «преодоление стресса», рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям.

В концепции психологического стресса Р. Лазарусом впервые было предложено разграничение психологического и физиологического понимания стресса по этиологическому признаку. Реальные раздражители (шум, вибрация, температура) были обозначены им причиной физиологического стресса. Психологический стресс был обозначен Лазарусом как реакция на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром, основанная на когнитивных процессах, образе мыслей и оценки ситуации, знания собственных ресурсов. Однако такое разделение тоже довольно условно, так как физиологический стресс всегда включает в себя элементы психического (эмоционального), а в психический стресс вызывает физиологические изменения. В этом отношении более правомерна позиция В.Л. Марищука, считающего, что любой стресс является и физиологическим, и психическим (эмоциональным)[6].

Тем не менее, взгляд Р. Лазаруса на стресс как на результат субъективной оценки вредного стимула и на копинг, как способ совладающего поведения, стал на долгие годы определяющим в исследованиях стресса. Следует подчеркнуть – утверждение Лазаруса о том, что именно копинг является стабилизирующим фактором, который может помочь личности поддерживать психосоциальную адаптацию в период воздействия, стало отправной точкой для необъятного количества исследований. В рамках теории стресса и копинга Р. Лазаруса, основанной на учете интеллектуальных и личностных особенностей, изучался целый ряд факторов: стимул, когнитивная оценка угрозы, реакции, психологической защиты, значимости ситуации для объекта, социальные условия.

Согласно исследованиям В.А. Абабкова и М. Перре (2004), эмоции являются неотъемлемым компонентом стресса[7]. На особенности эмоциональных реакций указывает Ю.А. Александровский (1999), полагающий, что понятие «эмоциональный стресс не имеет четкого определения и включает целый комплекс состояний – от находящихся в пределах физиологических границ психоэмоционального напряжения до находящегося на грани патологии или психологической дезадаптации и развивающихся как следствие длительного или повторного эмоционального перенапряжения»[8].

Эмоциональные реакции, с позиций значительного числа исследователей, вызываются и формируются восприятием и оценкой ситуации (например, достигнутым уровнем контролируемости ситуации).

Развитие эмоциональной стрессовой реакции происходит благодаря преобладанию субъективных переживаний, вызывающих в той или иной мере выраженные объективно регистрируемые нарушения в поведении человека и в функциональной деятельности его вегетативной нервной системы. Таким образом, эмоциональные нарушения играют роль первого пускового звена в последовательности возникновения психопатологических нарушений невротического уровня.

Выделение категории «эмоциональный стресс» и противопоставление ее понятию стресса как общего адаптационного синдрома, было прогрессивным явлением. Этим был обозначен объединяющий критерий, который позволил обобщить огромное разнообразие внешних воздействий, ориентированных на человека или животное, с позиции их психологической сущности. При этом, выделяется причинный фактор, определяющий последующее развитие поведенческих, соматовегетативных реакций, способных повлиять на развитие особого психологического состояния.

В 90-х годах прошлого столетия был период, когда наряду с термином «эмоциональный стресс» психологи стали использовать термин «психологический стресс», отождествляя эти два понятия.

По мнению И.Г. Малкиной-Пых эмоциональный стресс правильно рассматривать как разновидность психологического стресса[9].

Интересна классификация психологического стресса, предложенная В.А. Бодровым (2006) и включающая следующие его виды[10]:

– внутриличностный (нереализованные притязания, потребности, бесцельность существования);

– межличностный (трудность общения с окружающими, наличие конфликтов или угрозы их возникновения);

– личностный (несоответствие социальной роли);

По мнению Н.В. Самоукиной, можно условно выделить три вида психологического стресса: информационный, эмоциональный, коммуникативный[11]. Перспективность данной классификации в том, что даже абиотические, биотические, антропогенные факторы, как факторы внешней среды, можно включить в информационное и коммуникативное поле.

В целом, любой тип психологического стресса включает в себя:

– общие факторы (характерные для всех видов стресса);

– специфические факторы (характерные только для данного типа стресса);

– внешние или объективные факторы, под которыми выступают объективно фиксируемые условия для возникновения стресса (ограничение времени, большой объем нагрузки и так далее);

– субъективные, личностные факторы, которые в значительной степени обусловлены индивидуальными особенностями человека (неадекватная самооценка, мотивационные особенности, темперамент, высокие уровни личностной напряженности, тревожности, агрессивности и другие).

Приведенные выше примеры классификаций отражают существующую в психологической науке и практике тенденцию к дифференцированию понятия «психологический стресс» в различные типы классификаций в зависимости от области психологических знаний. Попытки объединить все увеличивающееся количество стрессовых реакций в единую классификацию до сих пор не увенчались успехом.

Главная тенденция в освоении психологией понятия стресса, как считает Ф.Е. Василюк – в отрицании неспецифичности ситуаций, порождающих стресс[12]. Автор подчеркивает классическую установку, что не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее, которое нарушает адаптацию, контроль, препятствует самоактуализации.

С учетом разнообразных обстоятельств, касающихся исследования стресса, Ф.Е. Василюк призывает отказаться от неоправданного расширения объема понятия «стресс». Он подчёркивает появление общего осознания того, что стресс поселился во всех сферах деятельности человека.

Современные концепции стресса опираются на подход известных американских психологов Р. Лазаруса и Р. Леньера, которые рассматривают стресс как трансактный процесс и выделяют в стрессовом эпизоде четыре последовательных элемента: осознание стрессора и его оценка; эмоции и процессы познания; адаптивные реакции (копинг); результат копинга и новая оценка ситуации. Стрессовый эпизод, в этом случае, рассматривается, как последовательность «ситуация — действие»[13].

На этом основании Рихардом Лазарусом было введено понятие психологического стресса и предложена общая модель его развития. Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее.

Таким образом, в психологии было преодолено противоречие между «неспецифичностью стресса, как реакции на любое воздействие» (Г.Селье) и «зависимостью реакции от психологической оценки угрозы» (Р.Лазарус) в пользу последнего высказывания. Объем понятия «стресс», благодаря работам психологов, был резко сужен в сторону экстремальности и более личностно ориентирован.

1. Какова история развития взглядов на стресс?

2. Что такое стресс?

3. Назовите объект изучения психологии стресса и стрессоустойчивого поведения.

4. Назовите предмет изучения психологии стресса и стрессоустойчивого поведения.

5. Перечислите основные задачи психологии стресса.

6. Какие вы знаете методы исследования, используемые в психологии стресса.

Глава 2. Учение Ганса Селье о стрессе, как общем адаптационном синдроме

2.1. Учение об общем адаптационном синдроме

В ранних исследованиях Ганс Селье выявил закономерности болезней, вызываемых стрессом, назвав их «Общим адаптационным синдромом» ОАС (General Adaptation Syndrom).

В своем развитии стресс (ОАС) проходит три стадии (рис. 1).

Рисунок 1. Стадии развития стресса (ОАС).

Первая стадия – стадия тревоги. Организм задействует все защитные силы, при этом активизируются все функциональные системы и резервы психики. Субъективно эта стадия воспринимается как состояние волнения, тревоги, «мандража». В качестве примера можно привести состояние студента перед экзаменом, либо состояние человека перед ответственной встречей, стартом, операцией. С точки зрения физиологии стресс связан с повышенной активностью надпочечников, вырабатывая гормон адреналин (норадреналин), который попадая в кровь, вызывает учащённое сердцебиение, напряжение мускулатуры, повышение давления и другие последствия. На этой стадии также отмечается увеличение иммунологической сопротивляемости. После стадии тревожной реакции организм нуждается в восстановлении, которое длится 24-28 часов.

Вторая стадия – стадия адаптации (сопротивления). Организм человека активно противодействует стрессу и приспосабливаясь к нему находится в напряжённом мобилизованном состоянии. Эта стадия сопротивления (адаптации) может длиться месяцы и даже годы (15-20 лет). Физиологически надпочечниками вырабатывается гормон кортизол, который стимулирует переработку белков, жиров и углеводов в энергию для организма (с этим же эффектом связаны попытки «заесть» стресс). Если же стресс продолжается слишком долго или по своей силе превышает адаптационные ресурсы организма стадия адаптации (сопротивления) может перейти в третью стадию.

Третья стадия – стадия истощения. На этой стадии стресс становится патологическим, т.к. у человека уже отсутствуют как психические, так и физические ресурсы. На этой стадии развиваются уже болезненные процессы, приводящие к реальным физическим болезням организма – гипертоническая болезнь, инфаркт, инсульт, ожирение, гастрит и др. Часто на фоне этой стадии развиваются депрессивные реакции, требующие уже медикаментозной терапии и помощи врача (психотерапевта или психиатра).

Продолжительность стадий и выраженность различных проявлений стресса зависят от индивидуальных психофизиологических особенностей человека. Они определяются характеристиками организма:

1. Генетически обусловленными возможностями и функциональными параметрами.

2. Был ли опыт подобных воздействий, наличествуют ли навыки преодоления стресса и каков уровень владения ими.

Очень многое изменяется в людях при стрессе. Особенно заметно это при длительных экстремальных воздействиях. К ним приспосабливаются, от них защищаются, мобилизуя физические и психические ресурсы адаптации, активизируя интеллект и эмоциональное поведение.

Вместе с тем развитие учения о стрессе показало, что феноменология стресса оказывается гораздо более сложной и далеко выходит за рамки триады Селье. Характерной особенностью развития учения об общем адаптационном синдроме явилось то, что в целом само понятие «стресс», в отличие от его первоначального употребления, в значительной степени психологизировaлось. Основанием для этого были результаты целого ряда экспериментальных работ и клинических наблюдений, указывающих на ведущую роль центральной нервной системы в развитии стрессорных реакций. Учитывая особую роль эмоциональной сферы и ее влияние на метаболические процессы в организме, значительное распространение получил термин «эмоционaльных стресс» (в отечественной литературе как синоним часто употребляется «напряжённость»).

В настоящее время, разработанная Селье концепция общего адаптационного синдрома качественно расширилась: направление исследований, первоначально ориентированное преимущественно в сторону физиологии и эндокринологии, было дополнено познавательно-психологическими и активационно-энергетическими концепциями; само понятие адаптации стало более дифференцированным.

В большинстве современных исследований выделяются стресс-фактор и стрессовая реакция. Под стрессорами обычно понимаются различные внешние (и реже — внутренние) факторы, вызывающие повышенное напряжение или перенапряжение функций человека на физиологическом или нервно-эмоциональном уровне. Это напряжение обычно и обозначается как стрессовая реакция, так как возникающие в организме изменения носят обратимый характер и нарушенное психофизиологическое равновесие после прекращения воздействия стресс-фактора или по мере адаптации к нему может снова восстановиться. Однако это зависит от качества, интенсивности, длительности стресса и величины возникающих при этом изменений. Если психофизиологические резервы организма не обеспечивают эффективной адаптации, то возникают дистрессовые состояния, которые в отличие от стрессовой реакции являются уже патологическими.

Дата добавления: 2016-04-02 ; просмотров: 2417 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

helpiks.org