Экологический стресс связан с

Экологический стресс и социально-психологическая адаптация старшеклассников

В последние 20 лет в отечественной и зарубежной психологии начали активно изучаться психологические аспекты реагирования человека на экологическую опасность. В работах R.Wong был введен термин «экологический стресс». Под ним понимается особый вид стресса, который обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий. Однако структура этого стресса, факторы, влияющие на его интенсивность, его роль в процессе социально-психологической адаптации пока практически не изучены.

Мы поставили цель изучить влияние экологического стресса на процесс социально-психологической адаптации старшеклассников в условиях экологического неблагополучия. Исследование было проведено в Челябинской области, где экологические проблемы являются чрезвычайно напряженными. В исследовании участвовали 553 старшеклассника, проживающие в зонах экологического неблагополучия, в том числе в городах, где решением государственной комиссии экологическая ситуация была определена как «кризисная» и «катастрофическая» (экспериментальная группа), и 527 старшеклассников из городов и районов области с благополучной экологической ситуацией (контрольная группа).

На основе «Опросника экологической вовлеченности» Б. Андресена, Ф.-М. Старка, Я. Гросса нами был создан «Опросник экологического стресса», стандартизированный на группе, включающей 356 старшеклассников Челябинской области. Было выявлено, что в условиях экологического неблагополучия доля испытуемых с высоким и выше среднего уровнем экологического стресса достигла 53,51%, а в контрольной группе она составляет 25,48%.

Для изучения социально-психологической адаптации были использованы методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, «Незаконченные предложения» (в адаптации С.Ю. Ганжа), методика М. Куна «20 позиций КТО Я?», методика изучения смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев).

С помощью множественного регрессионного анализа было выявлено, что показатель экологического стресса вносит отрицательный вклад в такие показатели адаптации, как самоприятие, приятие других, отношение к сверстникам, интернальность, осмысленность жизни, отношение к будущему. В контрольной группе показатель экологического стресса влияет лишь на некоторые показатели адаптации.

Пользуясь терминологией У. Бронфенбреннера, можно сказать, что при повышенных значениях экологического стресса для адаптации на уровне микросистемы (семья) характерна тенденция к компенсаторному завышению оценок среды; для адаптации на уровне мезосистемы, включающей школьное окружение, характерна тенденция к неприятию других; на уровне экзосистемы, включающей население города, поселка, имеет место как генерализованная негативная, так и преувеличенно высокая оценка социальной среды; для адаптации на уровне макросистемы (социум) характерна тенденция к понижению оценки своих будущих перспектив, снижению осмысленности жизни при более тщательном ее планировании.

На наш взгляд, экологический стресс является фактором, составляющим дополнительную нагрузку на адаптационные ресурсы личности. Его влияние на социально-психологическую адаптацию опосредуется его воздействием, в первую очередь, на самосознание личности. Переменными, на которые более всего влияет показатель экологического стресса, являются показатели самоприятия, продуктивных личностных смыслов. Если среда жизнедеятельности оценивается как опасная, люди, живущие в ней, воспринимаются как жертвы обстоятельств, и формирование позитивной социальной идентичности, самоприятия затрудняется.

Интенсивность экологического стресса связана с его структурой. В группах со средним и ниже среднего уровнем экологического стресса наиболее выражены информационные потребности, стремление к конкретным действиям и политическим акциям, а в группах с высоким и выше среднего уровнем — эмоциональная обеспокоенность и реактивно-психотическая тенденция.

Фактором, снижающим интенсивность экологического стресса, является удовлетворенность условиями жизни, а фактором, вносящим наибольший положительный вклад — является оценка семьи. Особенности личности, темперамента также влияют на показатель экологического стресса.

Психологическая помощь старшеклассникам в условиях экологического неблагополучия должна быть направлена как на изменение структуры экологического стресса, так и на преодоление его влияния на процесс социально-психологической адаптации, развитие адаптивного потенциала личности.

www.psyhodic.ru

Экология СПРАВОЧНИК

Информация

экологический стресс

Традиционное экологическое регулирование и управление всегда было основано на предположении, что именно производство, а не экономическая деятельность в целом служит источником экологического стресса. Это восприятие отражает видимость воздействий на окружающую среду, возникающих от производства, связанных с ним воздействий на здоровье человека, и часто — от прямолинейных технологических решений. Однако предположение, что регулирование и управление производственными выбросами создадут экологически и экономически устойчивый мир, просто неверно. Дело не в том, что выбросы производственных процессов по-прежнему не требуют внимания, в особенности в развивающихся странах. Но экологические возмущения все чаще становятся результатом экономической деятельности в целом, а в экономике развитого мира они все более определяются сферой услуг (рис. 21.1). Существует стойкое представление, что смещение основы экономики потребления с продажи произведенных продуктов к предложению услуг (ветавйцО всегда экологически более предпочтителено и представляет простой способ движения к более устойчивой экономике. Интуитивно это кажется разумным, но пока не было подтверждено данными анализа.[ . ]

Человечество живет в едином экологическом пространстве. Экология и экономика все больше переплетаются между собой на местном, национальном и глобальном уровнях -формируя сложный комплекс причин и следствий, приводя к возникновению новых связей между глобальной экономикой и глобальной экологией. Если в прошлом тревогу вызывали последствия экономического роста для окружающей среды, то теперь последствия экологического стресса (ухудшение состояния атмосферы, лесов, качества почв, нарушение водного режима и др.) для экономического развития в будущем [138].[ . ]

Особенности восприятия хронического экологического стресса населением, проживающим на загрязненных после аварии на ЧАЭС территориях /Г.М.Румянцева, В.А.Марголйна, Д.В.Плыплина Т.М.Левина, О.В.Чинкина // Перспективы развития экологического страхования в газовой промышленности. М.: ВНИИГАЗ, 1998.[ . ]

Селшхтова O.A. Энергетика дыхания растений в норме и при экологическом стрессе. XLVIII Тимирязевские чтения. Л., Наука. 1990. 73 с.[ . ]

Коммонер [199] рекомендовал детально исследовать различные экологические «стрессы», а также проводить расчеты с использованием показателя разрушения окружающей среды. Несмотря на то, что этот показатель, в основном, связан с производством и населением, тем не менее его учет окажет ценную помощь при интерпретации данных, полученных на основе химических анализов загрязняющих веществ.[ . ]

От экофобии нельзя отмахиваться, как это до сих пор делают представители заинтересованных ведомств, считая их «психозами мнительных невежд». Эти фобии — проявления экологического стресса, отнюдь не удивительного в обстановке экоцида.[ . ]

От экофобий нельзя отмахиваться, как это до сих пор делают представители заинтересованных ведомств, считая их «психозами мнительных невежд». Радиофобия и хемофобия стали закономерными проявлениями экологического стресса современного общества. Даже при очень малых дозах радиации, аллергенного раздражения или вообще при чисто кажущемся поражении они могут приводить у некоторых людей к вполне определенным психогенным клиническим эффектам и стойким психосоматическим заболеваниям, за которые общество должно нести такую же ответственность, как и за прямое радиационное или химическое поражение людей. Знание и понимание источников и уровней опасности значительно снижает психологический стресс. Об этом, в частности, свидетельствует значительно меньший уровень психосоматических проявлений у жителей г. Курчатова и персонала, обслуживавшего Семипалатинский полигон, или жителей г. Славутича и персонала ЧАЭС по сравнению с населением прилегающих зон.[ . ]

Роль помех могут играть различные факторы, например погодные условия, деятельность человека и т. п. Резкие изменения характеристик окружающей среды, при которых они (или одна из них) выходят за границы допустимого, называют экологическим стрессом.[ . ]

Например, в случае создания человеком монокультуры (пшеницы, свеклы, кукурузы и т. д.) в агроэкосистеме нарушается видовое разнообразие растительных сообществ. Агроэкосистема упрощается, объединяется и становится неустойчивой, не способной противостоять абиотическому или биотическому экологическому стрессу.[ . ]

Главной защитной системой, предназначенной для защиты целостности и здоровья организма, является иммунная система. Она включает процессы и средства клеточной и гуморальной защиты от бактериальных загрязнений внешней среды и чужеродных белков, т. е. от попавших в организм бактерий и прочих возбудителей заболеваний биологического происхождения. В случае, когда иммунная система испытывает экологический стресс, ее работа нарушается.[ . ]

В некоторых турбидитах присутствуют биогенные текстуры различных типов. Большей частью их распространение ограничивается кровлей отдельных слоев или увеличивается по направлению к ней; они также встречаются в прослоях пелагических осадков (следы жизнедеятельности и органические остатки) и в виде единичных проявлений на плоскостях напластования между горизонтами турбидитов (следы ползания, остатки жизнедеятельности). На ассоциацию этих ископаемых следов большое влияние оказывает батиметрия [2175] (рис. 12.30), хотя ряд других факторов, в том числе плотность и разнообразие бентосных организмов, экологический стресс, размерность осадочных частиц, среда осадконакопления, состав осадков, частота турбидных течений, могут быть одинаково важны при определении ископаемой биологической активности [534, 2586].[ . ]

Специфика действия дестабилизирующих абиогенных процессов была такова, что само их проявление отрицает всякую возможность предполагать усиление гомеостатических механизмов в такие эпохи. Например, в плейстоцене циклические изменения орбитальных параметров Земли стимулировали развитие материковых ледников и при этом имело место ослабление парниковых свойств атмосферы из-за снижения содержания водяных паров, углекислого газа, метана и увеличения запыленности. Истощение резерва СО2 газовой оболочки Земли при ускоренном захоронении карбонатов, в первую очередь в лессовых породах, оказывало сильный экологический стресс на парниковый, продукционный, антитранспирационный эффекты С02 биосферы.[ . ]

ru-ecology.info

К вопросу о функциях экологического стресса Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Василенко Елена Анатольевна

В статье рассматриваются теоретические вопросы, связанные с изучением экологического стресса , возникающего в результате восприятия человеком действия негативных экологических факторов. Представлена попытка выделить и охарактеризовать функции экологического стресса . В статье также рассматриваются данные эмпирического исследования о взаимосвязи интенсивности переживания экологического стресса и типа реагирования на экологическую угрозу.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Василенко Елена Анатольевна,

On the problem of the functions of environmental stress

Текст научной работы на тему «К вопросу о функциях экологического стресса»

УДК 157: 5(069) ББК 88.352:20.1

к вопросу о функциях экологического стресса

В статье рассматриваются теоретические вопросы, связанные с изучением экологического стресса, возникающего в результате восприятия человеком действия негативных экологических факторов. Представлена попытка выделить и охарактеризовать функции экологического стресса. В статье также рассматриваются данные эмпирического исследования о взаимосвязи интенсивности переживания экологического стресса и типа реагирования на экологическую угрозу.

Ключевые слова: стресс, социальный стресс, экологический стресс, адаптация, социально-психологическая адаптация, социальная адаптация, дезадаптация.

ON THE PROBLEM OF THE FUNCTIONS OF ENVIRONMENTAL STRESS

The theoretical questions related to the study of environmental stress resulting from human perception of negative environmental factors are discussed. An attempt to identify and characterize the functions of environmental stress is made. The data of empirical research of the relationship between environmental stress intensity and the type of response to environmental threats are also discussed.

Key words, stress, social stress, environmental stress, adaptation, social and psychological adaptation, social adjustment, maladjustment.

Современной человечество живет в ситуации постоянного возрастания загрязненности среды, в которой оно обитает. Экологические риски стремительно растут, повышение уровня экологической культуры населения позволяет человеку осознать эти риски, но влиять на них ему, чаще всего, очень затруднительно. Как же влияет осознание экологических угроз на восприятие мира человеком и его социально-психологическую адаптацию?

Для характеристики взаимодействия человека с экологически опасной средой х все чаще используется понятие «эколо-§ гический стресс». Этот термин исполь-то зуется в работах ряда исследователей, ^ хотя имеет у разных авторов несколько ш различный смысл. Одна группа авторов,

говоря об «экологическом стрессе», имеет в виду непосредственное воздействие на организм человека вредных экологических факторов, которое постепенно истощает адаптационные ресурсы организма. По мнению M. Shaffer, загрязнение воздуха или шум может вызвать стрессовую реакцию (как физиологическую, так и психологическую), даже если индивид и не придает этому фактору отрицательного значения, так как негативное воздействие на тело обязательно отразится и на уровне психики [12]. Американские исследователи G.W. Evans и S.V. Jacobs используют термин «environmental stress» («стресс окружения»). Они обозначают им негативное психологическое воздействие загрязненности воздуха, шума, скученности, отмечая, что

все эти факторы вызывают дискомфорт и развитие дезадаптивных реакций, усиливая даже обращаемость за психиатрической помощью [11].

Вторая группа исследователей, говоря об «экологическом стрессе», «экологической обеспокоенности», имеет в виду стресс, возникающий вследствие осознания человеком опасности, связанной с проживанием в экологически загрязненной среде. Так, канадский исследователь Р.Т. Wong рассматривает экологический стресс как психологический стресс, связанный с воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий [14].

Таким образом, под экологическим стрессом понимают как непосредственное воздействие экологического загрязнения на человеческий организм, вызывающее истощение адаптационных ресурсов, так и психологический стресс, возникающий вследствие осознания человеком экологической угрозы. Не исключено, что оба эти вида стресса действуют одновременно. Однако, говоря об экологическом стрессе, мы будем иметь в виду психологический стресс, возникающий вследствие осознания человеком действия негативных экологических факторов, их возможного влияния на здоровье.

Какие же функции выполняет экологический стресс в процессе адаптации личности к экологически неблагополучной среде? Вопрос этот практически не ставился исследователями.

Большинство авторов, проводивших исследования стресса, подчеркивают адаптивную роль стрессового реагирования. Это касается как психофизиологических сдвигов [8], так и психологических реакций. Если исходить из трансакцион-ной модели Р. Лазаруса, стресс является процессом взаимодействия личности и ситуации, а стрессовые реакции рассматриваются как результат определенных отношений между требованиями ситуации и ресурсами личности, зависящий от когнитивных процессов оценки. Стрессовые эмоции мобилизуют человека, формируя его готовность к действию,

а выбранная стратегия копинга ведет к достижению того или иного адаптивного результата, который вновь подвергается оценке [10]. Таким образом, стрессовые реакции мобилизуют человека и участвуют в организации адаптивного поведения.

На наш взгляд, экологический стресс играет адаптивную роль во взаимодействии личности и экологически неблагополучной среды.

Первая его функция состоит, по нашему мнению, в том, что экологический стресс позволяет личности дать обобщенную эмоциональную оценку степени опасности экологически неблагополучной ситуации, имеющихся возможностей защиты. В основном, экологические стрессоры вызывают отрицательные эмоции. Одни авторы (M. Shaffer) рассматривают их как прямую реакцию на неприятные стимулы, другие же (G.W. Evans, S.V. Jacobs) полагают, что промежуточной переменной в большинстве случаев выступает тревога [11; 12]. Согласно другой позиции (J.Rotton, S.M. White, И.Н. Гурвич), такой промежуточной переменной является гнев, раздражение [4; 11]. По мнению G. Winneke и M. Neuf, восприятие неприятного промышленного запаха ведет к появлению чувства раздражения («annoyance»). Оно отличается от страха и проявляется как чувство неудовольствия от определенного агента. В отдельных городах связь между этим чувством досады и загрязненностью достигла уровня статистической значимости [13, с. 79].

Отметим, что отрицательные эмоции играют очень важную роль в процессе адаптации человека к условиям внешней среды, сигнализируя об имеющейся опасности. Поэтому формирование отрицательной эмоциональной реакции является одной из важнейших функций экологического стресса.

Вторая функция экологического стресса состоит, на наш взгляд, в том, что он индуцирует индивидуальное поведение, направленное на защиту организма от действия неблагоприятных экологических факторов — поиск необходимой информации, освоение и использование различных способов защиты своего здо-

ровья в экологически неблагоприятной ситуации или поведение, направленное на выход из этой ситуации. Имеющиеся исследования показали, что частота использования индивидуальных средств защиты, в целом, связана с уровнем негативных эмоций, связанных с экологическим неблагополучием в районе проживания, хотя и не напрямую. В исследованиях отмечаются такие формы поведения, направленного на защиту организма, как изменение маршрута передвижения по городу с более загрязненных улиц на менее загрязненные, отказ от продуктов, выращенных на своих земельных участках, если они являются загрязненными, и переход на экологически чистые продукты, покупка экологически чистой воды, отказ от купания в загрязненных водоемах [4; 9; 13]. Многие специалисты утверждают, что таких простых мер достаточно для того, чтобы существенно уменьшить риск заболеваний, связанных с экологическим загрязнением [4; 9]. Особенно часто беспокойство реализуется в действиях, направленных на защиту организма, у людей, имеющих детей; именно у этой категории выявлен и наиболее высокий уровень обеспокоенности экологическим состоянием среды [4].

Однако в ряде исследованиях выявлена и другая тенденция, демонстрируемая частью жителей загрязненных территорий — реактивно-психотическая, состоящая в том, что высокий уровень обеспокоенности экологической ситуацией ведет не к формированию защитного поведения, а к проявлению перцептивных аберраций, магического мышления, необычных телесных ощущений [2]. Многие исследователи отмечают, что для жителей загрязненных территорий частым вариантом реагирования на информацию о негативных экологических факторах является «уход в болезнь», рост соматических симптомов при низком уровне выраженности действий, направленных на защиту организма [5]. Однако, на наш взгляд, подобное поведение следует интерпретировать уже как проявление дезадаптации личности.

Третья функция экологического стресса состоит в том, что он может мобилизо-

вать человека (и группы людей) на общественную и политическую активность, направленную на улучшение экологической ситуации в населенном пункте, регионе. Реализация это функции очень непроста. Попытки участия общественных организаций в контроле и оптимизации состояния экологической ситуации требуют создания научных лабораторий, органов экологического контроля, часто они наталкиваются на сопротивление органов власти, владельцев и администрации предприятий, загрязняющих окружающую среду. Это вызывает у населения ощущение беспомощности и «комплекс жертвы». Многими социологами отмечено нежелание населения загрязненных территорий знакомиться с информацией об экологическом загрязнении, о деятельности «зеленых» организаций, участвовать в их акциях [6, с. 92]. Однако в последнее время в России наблюдается рост политической зрелости населения, повышение уровня развития экологического сознания, активное формирование институтов гражданского общества. Все это приводит к тому, что население загрязненных территорий все чаще активно участвует в защите окружающей среды и часто добивается реальных результатов. Примерами могут служить общественные движения в Челябинской области — против строительства ЮжноУральской АЭС, за защиту городского бора в г. Челябинске, зеленого массива «Веселая горка» в г. Златоусте и др.

Таким образом, экологический стресс выполняет адаптивные функции, позволяя личности дать эмоциональную оценку экологической ситуации, мобилизуя личность как на защиту от действия неблагоприятных экологических факторов, так и на борьбу за улучшение экологической ситуации в населенном пункте, регионе.

Однако есть многочисленные данные о том, что переживание экологического стресса ухудшает качество психической адаптации человека в социальной среде. Результаты проведенного нами исследования показывают, что в зонах экологического неблагополучия переживание экологического стресса на высоком уровне вносит достоверный

вклад в снижение многих показателей адаптации человека в социальной среде (самопринятие, принятие других, оценка жизненной перспективы и др.) [3]. Отмечено также, что в группах с различной интенсивностью экологического стресса преобладают разные типы реагирования на экологическую угрозу. В группах со средним и ниже среднего уровнем в структуре субъективных реакций наиболее выражены потребность в расширении информированности о загрязнении, усилия к защите и политические требования (адаптивный тип реагирования на экологическую угрозу). В группах с высоким и выше среднего уровнем более распространен дезадаптивный тип реагирования, при котором наиболее выраженными являются эмоциональная обеспокоенность и реактивно-психотическая тенденция [3, с. 115].

Это можно объяснить следующим образом. Экологический стресс наиболее эффективно выполняет свои адаптивные функции именно при среднем

уровне интенсивности. При высокой интенсивности он, как и любой стресс, превращается в фактор, затрудняющий адаптацию, снижающий качество жизни. Именно поэтому у значительной части населения в зонах экологического неблагополучия наблюдается возрастание проявлений социально-психологической дезадаптации. Результаты социологических опросов в зоне радиационного загрязнения на Южном Урале показали, что более чем у половины населения выражены такие формы социально-психологической дезадаптации, как социальная незащищенность, социальный пессимизм, социальное беспокойство и социальный экстремизм [1]. Все вышесказанное делает актуальной разработку различных моделей организации и способов оказания психологической помощи населению, проживающему в кризисных экологических условиях. Такие модели были апробированы в Брянской, Челябинской областях [3; 7], и этот опыт, безусловно, нуждается в расширении.

1. Аклеев, А.В. Восприятие радиационного риска населением Южного Урала, подвергшимся аварийному облучению [Текст] / А.В. Аклеев, В.П. Гриценко, Л.Ю. Крестинина, В.Н. Козлов / / Сборник материалов международного семинара «Информирование населения, проживающего в зоне воздействия ПО «Маяк» о радиационных факторах риска» (29-30 ноября 2006 года, г. Челябинск). — Челябинск: Челябинский институт (филиал) Уральской академии государственной службы, 2006.- С. 8-25.

2. Андресен, Б. Социальный стресс, личность и экотравмирующие переживания: эмпирическое исследование ближайших реакций на Чернобыльскую аварию в Гамбурге [Текст] / Б. Андресен, Ф.-М. Старк, Я. Гросс // Социальная и клиническая психиатрия. — 1995.- Т. 5. — Вып. 2. — С. 6-14.

3. Василенко, Е.А. Особенности социально-психологической адаптации старшеклассников в условиях экологического неблагополучия [Текст]: дис. . канд. психол. наук / Е.А. Василенко. -СПб.: 2009. — 234 с.

4. Гурвич, И.Н. Социальная психология здоровья [Текст] / И.Н. Гурвич. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. — 1023 с.

5. Румянцева, Г.М. Распространенность психических расстройств среди населения, вовлеченного в экологическую катастрофу [Текст] / Г.М. Румянцева, Е.С. Матвеева, Л.В. Ромасенко, Т.М. Левина, Т.Н. Соколова, М.О. Лебедева, А.Н. Мартюшов, С.Н. Марголин // Социальная и клиническая психиатрия. — 1994. — Т.4. — Вып. 4. — С. 31-37.

6. Социально-экологические проблемы: научно-теоретический поиск и направления исследований [Текст]: материалы «круглого стола» // СОЦИС. — 2005. — № 3. — С. 88-95.

7. Ткаченко, А.С. Теория и практика психолого-педагогической помощи детям и подросткам в посткатастрофических условиях [Текст]: дис. . д-ра пед. наук / А.С. Ткаченко. — Брянск, 1997. — 359 с.

8. Фомин, Н.А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы [Текст] / Н.А. Фомин. — М.: Теория и практика физической культуры, 2003. — 383 с.

9. Хоружая, Т.А. Оценка экологической опасности [Текст] / Т.А. Хоружая. — М.: Книга-сервис, 2002. — 208 с.

10. Lazarus, R.S. Cognitive and coping processes in emotion. Stress and coping. An anthology / ed. by A. Menat, R.S. — Lazarus. N-Y.: Columbia University Press, 1977. — P. 146-158.

11. Rotton, J. Air pollution, the sick building syndrome, and social behavior. International: A Journal of science, technology, health, monitoring and policy, 1996. — Vol. 22. — № 1. — P. 53-60.

12. Shaffer, M. Life after stress. N-Y.: Plenum Press, 1982. — P. 273.

13. Winneke, G., Neuf M. Separating the impact of exposure and personality in annoyance response to environmental stressors, particularly odors. Environment International: A Journal of science, technology, health, monitoring and policy, 1996. — Vol. 22. — № 1. — P. 73-81.

14. Wong, P. T. Effective management of life stress. The resource-congruence model. Stress Medicine, 1993. — Vol. 9. № 1. — P. 51-60.

1. Akleyev A.V., Gritsenko V.P., Krestinina L.Y., Kozlov V.N. Perception of radiation risk population of Southern Urals, subjected to emergency exposure. Informirovanie naselenia prozhivaiushchego v zone vozde-istvia PO «Mayak » o radiationnykh factorakh riska. Chelyabinsk: Chelyabinsk Institute (branch) of the Ural Academy of State Service, 2006. P. 8-25. [in Russian].

2. Andersen B., Stark F.-M., Gross J. Social stress, personality, and eco-traumatic experiences: an empirical study on the immediate reactions of the Chernobyl accident in Hamburg. Sotsialnaia i klinicheskaia psychiatria, 1995. V.5. № 2. P. 6-14. [in Russian].

3. Vasilenko E.A. Features ofsocially-psychological adaptation of senior pupils in the conditions of ecological trouble. Dis. . cand. of sciences (Psychology). SPb.: 2009. P. 234. [in Russian].

4. Gurvich I. Social Psychology of Health. SPb.: Izd. S.-Peterburgskogo universiteta, 1999. P. 1023. [in Russian].

5. Rumyantseva G.M., Matveeva E.S., Romasenko L.V., Levina T.M., Sokolova T.N., Lebedeva M.O., Martyushov A.N., Margolin S.N. The prevalence of mental disorders among the population involved in environmental disaster. Sotsialnaia i klinicheskaia psychiatria, 1994. Volume 4. № 4. P. 31-37. [in Russian].

6. The social and environmental problems: the scientific and theoretical search and research directions: «round table» materials. SOCIS, 2005. № 3. P.88-95. [in Russian].

7. Tkachenko A.S. Theory and practice of psychological and educational assistance to children and adolescents in post-catastrophic conditions. Dis. . doctor of science (Education). Bryansk, 1997. P. 359. [in Russian].

8. Fomin N.A. Adaptation: general biological and physiological bases. M.: Teoriya i praktika fizicheskoi kultury, 2003. P. 383. [in Russian].

9. Khoruzhaya T.A. Assessment of environmental hazard. M.: Kniga-Service, 2002. P. 208. [in Russian].

10. Lazarus R. S. Cognitive and coping processes in emotion. Stress and coping. An anthology / ed. by A. Menat, R. S. Lazarus. N-Y.: Columbia University Press, 1977. P. 146-158.

11. Rotton J. Air pollution, the sick building syndrome, and social behavior. International: A Journal of science, technology, health, monitoring and policy, 1996. Volume 22. № 1. P. 53-60.

12. Shaffer M. Life after stress. N-Y.: Plenum Press, 1982. P. 273.

13. Winneke G., Neuf M. Separating the impact of exposure and personality in annoyance response to environmental stressors, particularly odors. Environment International: A Journal of science, technology, health, monitoring and policy, 1996. Volume 22. № 1. P. 73-81.

14. Wong P.T. Effective management of life stress. The resource-congruence model. Stress Medicine, 1993. Volume 9. № 1. P. 51-60.

Сведения об авторе: Василенко Елена Анатольевна,

кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-таИ. [email protected]

Information about the author: Vasilenko Elena Anatolyevna,

cyberleninka.ru