Эталонные тексты в заикании

Эталонные тексты в заикании

а) Технические средства обучения

Новая страница в изучении патогенетических механизмов заикания была открыта в связи с описанием влияния задержки акустической речевой афферентации на плавность речи (Lee, 1951), которая в дальнейшем получила название “задержка обратной речевой связи” или “эффект Ли”. Этот эффект проявляется в том, что одновременное прослушивание через наушники собственной речи (с помощью специально сконструированной аппаратуры), которая подается с задержкой в 80-200 мс, вызывает запинки артикуляторных мышц, напоминающие заикание.

На основе этого открытия польским физиком Б. Адамчиком (1959-1994) сконструирован “Эхо”-аппарат, который работает по принципу “регуляции обратной связи”.

В литературе имеются многочисленные сведения о положительном действии такой аппаратуры на речь заикающихся. В практической логопедии используется разнообразная аппаратура, в основе работы которой лежит эффект Ли (“Аир”, “Эхо” и др.). С помощью применения такой аппаратуры речь замедляется, увеличивается сила голоса, улучшается артикуляция звуков речи. Однако возникает некоторая монотонность речи. На первых этапах реабилитационного процесса (10-14 дней) рекомендуется применять данную аппаратуру в течение одного занятия неоднократно по 5-7 мин, делая перерывы. Постепенно задержка речи уменьшается с учетом индивидуальных особенностей заикающихся.

Одновременно с применением аппаратуры проводятся психотерапевтические беседы, с помощью которых дается правильная психологическая установка на необходимость применения аппаратуры для выработки новых речевых навыков и их автоматизации. Достижение плавной речи с помощью такой аппаратуры является переходной стадией в логопедической работе к самостоятельной плавной речи в разных ситуациях. У части заикающихся при использовании “Аир” или “Эхо” появляется чувство уверенности в том, что у них имеется техническое средство, которое помогает им говорить плавно, не испытывая страха речи и чувства неполноценности. Важно, чтобы заикающиеся поняли, что к аппарату необходимо “приспособиться”, а логопед должен уметь подобрать индивидуально оптимальную для каждого заикающегося задержку речи, которая может у разных лиц довольно широко варьировать от 80 до 180 мс. В процессе реабилитации с использованием таких аппаратов в дальнейшем следует обращать внимание на выработку интонационной выразительности речи, а следовательно, сосредотачивать внимание заикающегося не только на плавности речевого высказывания, но и его содержании. При применении аппаратуры речевые задания должны соответствовать основным этапам логопедической работы (от сопряженной речи к спонтанной). Однако применение подобной аппаратуры улучшает речь не у всех заикающихся (М.Е. Хватцев, 1965; И.В. Данилов И.В., Черепанов И.М., 1970; Л.Я. Миссуловин, 1979).

Другим инструментальным методом является звукоусиление речи заикающихся через громкоговорители. При использовании такой аппаратуры заикающиеся меньше напрягают мускулатуру, чаще пользуются мягкой атакой звука, что в целом благотворно отражается на плавности речи (В.А. Раздольский, 1966).

К специфическим техническим средствам относятся также аппараты, использующие эффект звукозаглушения устной речи. Принципом действия этой аппаратуры является снижение и даже отключение слухового контроля за качеством своей речи, что облегчает некоторым заикающимся выполнение логопедических заданий. В процессе коррекционной работы сила заглушения речи постепенно уменьшается. Этот метод позволяет заикающемуся снизить контроль за процессом произнесения, т.е. моторной программы высказывания.

Технические средства коррекции заикания продолжают совершенствоваться. В настоящее время существуют разработки специфической аппаратуры на основе персональных компьютеров. В них используются “отставленная речь”, которую можно легко моделировать в большом диапазоне от 50 до 150 мс, “маскирующий шум”, силу которого также можно регулировать, и ритмическая подача звукового сигнала, который можно легко регулировать по интенсивности и ритму.

В настоящее время широкое распространение получают разнообразные компьютерные программы, использующие эффект “Видимой речи”. Логопедические технологии, использующие эффект “Видимой речи”, являются высоко результативными.

В целях выработки длительного речевого выдоха, коррекции интонационно-мелодической стороны речи и нормализации процесса паузирования используются ряд модулей программы “Видимая речь”.

1. Работа с модулем “Длительный речевой выдох”

Цель работы заключается в выработке умения произвольно регулировать длительность и силу выдоха. Тренинг включает в себя серию игр, в процессе которых необходимо умение экономно распределять выдыхаемый воздух с определенной силой и длительностью. Выполнение задания контролируется визуально, что существенно помогает выработке новых навыков.

2. Работа с модулем “Изменение высоты голоса” Цель работы заключается в тренировке и умении произвольно повышать и понижать высоту голоса. Тренинг включает в себя серию игр, в которых за ограниченный промежуток времени необходимо несколько раз плавно изменить высоту звучания голоса, обходя “препятствия”, которые изображены на экране.

3. Работа с модулем “Интонация”

Цель работы заключается в выработке правильных интонем. В процессе тренинга заикающийся получает информацию в виде количественного показателя частоты основного тона при произнесении фраз с различной интонацией (завершенности, незавершенности, восклицательной, вопросительной и т.п.) и корректирует данный показатель в соответствии с эталоном.

4. Работа с модулем “Громкость и высота” Цель работы заключается в коррекции процесса паузирования, темпа и слитности речи. Использование данного модуля позволяет заикающимся увидеть на экране компьютера графическую запись собственной речи (где по горизонтали фиксируется длительность звучания голоса и длительность пауз, а по вертикали — интенсивность звучания голоса), а также сравнить эталонный образец речи, предложенный логопедом, с собственной речью. Данный модуль предусматривает параллельную запись речи на магнитофон, что дает возможность тренирующемуся осуществить визуальный и аудитивный контроль за речью.

При работе над процессом паузирования на данном модуле тренинг заикающихся заключается в удержании заданной длительности интервербальных пауз в соответствии с их синтагматической обусловленностью. Отрабатывается адекватная длительность интравербальных пауз, отражающих время произнесения смычных согласных звуков, которые для заикающихся являются трудными в произносительном плане.

В результате работы с компьютерной программой “Видимая речь” имеется возможность получения ряда объективных количественных параметров речи заикающихся. Сюда входит: частота основного тона, степень владения произвольным и непроизвольным изменениями высоты звучания голоса, длительность пауз, темп речи.

В логопедической практике широко используется звукозаписывающая аппаратура, например, магнитофон, что позволяет пациентам анализировать свою речь и активно сотрудничать с логопедом. На первых занятиях с использованием магнитофона логопед, используя облегченные формы и условия речи, создает благотворный психотерапевтический фон, убеждающий пациента в его возможности говорить плавно.

Выработке навыков плавной речи способствуют “обучающие магнитофонные занятия”. Логопед предварительно проводит беседу о значении и качествах плавной речи, после чего заикающиеся прослушивают соответствующие образцы правильной речи. Затем заикающиеся, предварительно отработав текст, сложность которого зависит от этапа речевых занятий, выступают перед микрофоном. Логопед, прослушивая запись, обращает внимание на темп и плавность речи заикающегося, звучность и выразительность голоса, грамматическое оформление фразы.

Такие обучающие магнитофонные занятия позволяют заикающимся активно управлять своим речевым поведением: темпом и плавностью речи, звучностью голоса, правильным лексико-грамматическим оформлением фразы (см. В.И. Селиверстов, 1995).

pedlib.ru

Особенности комплексного подхода в лечении заикания у детей младшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Баранова М. В., Барышникова И. Н., Кайма С. Н., Кузнецова С.В., Куликова А.А.,

Текст научной работы на тему «Особенности комплексного подхода в лечении заикания у детей младшего дошкольного возраста»

Положительным итогом коррекционного обучения по данной программе является преодоление стойкой неуспеваемости по родному языку у детей с недоразвитием речи при первично сохранном интеллекте и возможность их дальнейшего, часто успешного, обучения в образовательной школе, лицее, гимназии.

М. В. Баранова, И. Н. Барышникова, С. Н. Кайма, С. В. Кузнецова, А. А. Куликова

Особенности комплексного подхода в лечении заикания у детей младшего дошкольного возраста

Заикание относится к тяжелым нарушениям речи, и оно до настоящего времени продолжает оставаться одним из наиболее сложных в коррекции. Таким образом, проблему заикания невозможно рассматривать без комплексного и всестороннего подхода, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и социально-психологического характера. Комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов: совместную работу врача психиатра (невролога), логопеда, психолога, специалиста по логоритмике. Не всегда после успешной работы мы гарантированы от рецедивов, связанных с изменением условий жизни пациента. В коррекции заикания зачастую применяются самые разнообразные методы, иногда противоречащие друг другу.

Предлагаемая нами методика коррекции заикания у детей младшего возраста (2,5-4 года) основана на принципе комплексного подхода и активного участия родителей в коррекционном процессе. Наиболее эффективна, по нашим наблюдениям, коррекция заикания на групповых занятиях. Поскольку речь — это социальная функция, то её нарушение также должно коррегироваться в группе. На групповых занятиях логопед более полно может реализовать модели различных форм речевого общения, что является для ребёнка хорошим речевым тренингом. Количество детей данного возраста в группе не должно превышать 4-5 человек. Отбор детей в группу осуществляется по результатам комплексного обследования, с учётом возраста детей и степени тяжести речевой патологии.

Наша методика предполагает проведение 30 групповых коррекционных занятий на первичном курсе и 24 занятий на поддерживающем курсе. Занятия следует посещать 3 раза в неделю на первичном курсе и 2 раза в неделю на поддерживающем курсе. Курс коррекции включает групповые логопедические занятия, групповые логоритмические занятия, групповые психологические занятия,

лечение и наблюдение врача (психиатр и/или невролог). Для детей данного возраста рекомендуется проводить не более двух групповых занятий в день (обязательное логопедическое занятие и занятие по логоритмике или логопедическое занятие и психологическое занятие). Речевое занятие должно стоять первым в расписании, при такой последовательности продуктивность логопедического занятия значительно выше.

Особенности работы логопеда с заикающимися детьми младшего возраста (2,5-4 года)

В большинстве случаев логопедическую коррекцию заикания принято начинать у детей с 5 лет. Но, как показывает практический опыт, первые запинки возникают в 2,5-3 года, в момент развития развёрнутой фразовой речи. К 5 годам заикание переходит в хроническую форму течения; формируются патологические привычки, стереотипы поведения. Поэтому, на наш взгляд, наиболее эффективным, как и при любом заболевании, является оказание своевременной помощи пациенту как можно раньше. Младший дошкольный возраст ребёнка, страдающего заиканием, не является противопоказанием для проведения коррекционной работы. Чем раньше будет начато лечение, тем быстрее и успешнее протекает процесс коррекции и меньшая вероятность возникновения рецидивов. Следует рекомендовать обращение к специалистам на инициальном этапе заикания (в течение первых 3-4 месяцев от начала первых запинок). На этом этапе речевые занятия ребёнку не показаны. Рекомендован охранительный режим, ограничение речевой активности, медикаментозное лечение. Если спустя 3-4 месяца запинки сохраняются, рекомендуется комплексная коррекция речевого нарушения, включая специальные речевые занятия.

Логопедические занятия проводятся в группе. Продолжительность коррекционных логопедических занятий для детей младшего дошкольного возраста по физиологическим нормам составляет 2025 минут. Между занятиями должно быть предусмотрено время на короткий перерыв перед следующим занятием.

Возраст 2,5-4 года предъявляет высокие требования к структуре занятия. Логопед должен знать цель занятия (каких результатов должен добиться на этом занятии). Каждое занятие должно иметь простое построение: начало, основная часть, заключительная часть; при этом начало и заключительная части должны быть непродолжительными по времени. Речевой материал занятия для заикающихся детей младшего дошкольного возраста должен быть лёгким и очень доступным — значительно проще речевых возможностей ребёнка. Особенно важно придерживаться этого принципа на начальных этапах коррекции. Также при отборе материала важно учитывать сопутствующие речевые нарушения (задержка темпов речевого

развития, системные недоразвития речи). Содержание материала должно соответствовать детскому опыту. Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала, он должен соответствовать возрастной норме и речевым способностям ребёнка. Усложнение происходит постепенно, от занятия к занятию по принципу «от простого к сложному».

Логопед должен избегать ситуаций неуспеха на занятиях, в том числе и речевого неуспеха. Организованная под руководством логопеда речь на занятии должна быть без заикания! Работа должна строиться с учётом произносительных возможностей ребёнка; опираться на свободные от заикания формы речи и начинать следует с сохранных форм речи у ребёнка: сопряжённо — отражённая, автоматизированная, ритмизированная, назывная, короткие ответы на вопросы. На первичном курсе коррекционных занятий не рекомендуется сочетать занятия по коррекции заикания с занятиями по коррекции звукопроизношения. Работа над постановкой правильного звукопроизношения так или иначе ведёт к повышению тонуса артикуляторной мускулатуры. По нашему мнению, более целесообразно начинать эту работу на последующих этапах коррекционной работы, когда степень выраженности заикания будет значительно снижена. Также мы не рекомендуем на начальных этапах коррекционной работы использование методов аутогенной тренировки и упражнений на релаксацию по контрасту с напряжением, так как любая фиксация в этом возрасте противопоказана. Отдельно упражнения на расслабление как элемент в занятии может быть использован. В младшем дошкольном возрасте не показано использование дыхательных упражнений на занятиях по коррекции заикания. Физиологическое дыхание у заикающихся детей не нарушено и не требует дополнительной коррекции. Увлечение дыхательными упражнениями в работе с заикающимися дошкольниками может ухудшить их речевое состояние, в том числе усилить дыхательные судороги и спровоцировать сопутствующие движения (поднимание плеч, дополнительный вдох перед началом высказывания и т. п.). Удлинение речевого выдоха следует проводить на материале эталонных фраз, в ритмизированной речи, в коротких пересказах.

Хочется отметить, что огромная роль в работе по коррекции заикания на первичном курсе отводится родителям. Логопед должен работать в тесном контакте с родителями, объясняя им принципы занятий с заикающимся ребёнком, демонстрируя приёмы работы с ребёнком. На этом этапе речь родителей является эталонной для детей. Родители общаются с ребёнком, выполняют задания специалистов, учитывая все рекомендации логопеда.

На протяжении всего первичного курса родители совместно с ребёнком под руководством логопеда выполняют задания к уроку в

альбоме, который является основным наглядным пособием. В перерывах между курсами родители могут использовать данное пособие для закрепления полученных навыков.

Особенности работы психолога с заикающимися детьми 2,5-4 лет

Помощь в нормализации психологического климата в семье ребенка, страдающего заиканием, является первоочередной задачей успешного проведения коррекционного лечения.

Большинство заикающихся детей испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы. Они вызывают нервное напряжение и усиливают внешние проявления заикания. Также обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физическое здоровье, общая и речевая моторика, собственно речевая функция, наличие психологических особенностей. Высокая пластичность центральной нервной системы ребёнка младшего дошкольного возраста, выбор правильных средств и методов воздействия определяют в основном благоприятную перспективу процесса коррекции заикания. На наш взгляд, использование игровых методов в психокоррекционной работе с ребенком основываются на естественной потребности в игре, что и является важнейшим условием правильного, гармоничного развития ребенка, навыков адаптированного взаимодействия с людьми.

Основными принципами нашей методики являются методы игротерапии:

— изменение поведения ребенка в ситуации «здесь и теперь»;

— отреагирование эмоционального напряжения и ролевое моделирование разнообразных путей решения проблем общения;

— укрепление единства «я», чувства собственного достоинства и веры в себя.

Игры обеспечивают эмоциональную разрядку, снимают торможение, связанное со страхом, способствуют гибкости поведения и усвоению групповых норм, развивают координацию движений. Также для коррекции заикания мы предлагаем метод арт-терапии, основная задача которой состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисование благотворно влияет на психику малыша. Творчески подходя к этому занятию, рисовать можно где угодно и чем угодно: мелом на асфальте, пальцем на запотевшем стекле, ладонью гуашевой краской и акварелью. Лучше для маленьких детей рисовать гуашевой краской большими кистями на больших листах бумаги разной формы и величины. Также полезна для заикающегося ребенка и лепка из пластилина и глины. Все это нормализует нервную систему ребенка, а также развивает и обогащает

малыша. С помощью метода рисования мы можем выделить несколько этапов коррекции заикания у детей:

• снижение эмоционального напряжения у ребенка;

• активизация родителей на самостоятельную психологическую работу с ребенком;

• повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов психокоррекции.

Особенности работы специалиста по логоритмике с заикающимися детьми 2,5-4 лет

Организация логоритмических занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей, страдающих заиканием, содействует устранению речевого нарушения. Логоритмика оказывает большое психотерапевтическое воздействие на личность заикающегося ребенка.

У большинства дошкольников, страдающих заиканием, часто грубо нарушена темпо-ритмическая сторона речи. Зачастую даже простые ритмы недостаточно сформированы. Поэтому работа над восстановлением темпо-ритмической организации речи весьма благотворно сказывается на процессе коррекции. Для заикающегося наиболее важен музыкальный ритм, он регулирует не только движение, но и слово и руководит темпом и динамическими особенностями речи. Так как развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве, то под влиянием коррекционной работы моторика и речь могут изменяться параллельно друг другу. Логоритмические занятия проводятся по определённой схеме, последовательно, поэтапно, с учётом основных дидактических принципов. Занятие длится 30-45 минут. Следуя в расписании за логопедическими, логоритмические занятия содействуют закреплению навыков слитности и плавности речи. Занятия по логоритмике направлены на закрепление темы, предложенной на логопедическом занятии. Занятие по логоритмике для детей данного возраста предпочтительно проводить в форме сказки или занимательной игры. Использование на занятии песен, стихотворных текстов и упражнений, направленных на синхронизацию речи с движением, практически полностью исключает возможность проявления заикания у ребенка. Занятие поддерживает у ребёнка хорошее настроение, бодрость и уверенность в своих силах. Это положительно сказывается на эмоциональном отношении ребенка к занятиям в целом. Родителям важно знать, что устранение речевого дефекта — это зачастую длительный процесс, который зависит от своевременности их реагирования на его появление. И желательного результата можно добиться при активном участии всех членов семьи, объединивших свои усилия со специалистами в процессе лечения ребенка.

М. А. Витюк, Н. Н. Китаева,

А. А. Костырева, М. В. Лутшева, Л. В. Степанова

Особенности развития вербально-логического мышления младших школьников с дисграфией

Одна из актуальных проблем современной психологопедагогической практики — исследование вербально-логического мышления у детей младшего школьного возраста с дисграфией. В период младшего школьного возраста мышление ребёнка находится на переломном этапе развития — совершается переход от нагляднообразного к вербально-логическому, понятийному мышлению.

Для выявления особенностей вербально-логического мышления у детей младшего школьного возраста с дисграфией была использована методика, в которую были включены следующие задания: парные аналогии, простые аналогии, выделение двух существенных признаков, исключение понятий; методика «Обобщения» [1].

В эксперименте приняли участие 30 учеников вторых классов в возрасте 8-8,5 лет, которые вошли в состав двух групп. Экспериментальную группу составили дети с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза. По клинико-педагогической классификации 8 испытуемых имели стертую псевдобульбарную дизартрию. А в контрольную группу вошли дети без нарушений речевого развития.

Результаты исследования оценивались по пятибалльной шкале. Сравнительное исследование вербально-логического мышления у младших школьников с дисграфией и с нормальным речевым развитием выявило различный уровень его сформированности у данных категорий детей. Средний балл выполнения всех заданий серии у детей с нормальным речевым развитием составил 3,8; у детей с дисграфией — 3,2.

Исследование состояния вербально-логического мышления детей начиналось с изучения сформированности логических связей между понятиями.

Результаты исследования показали, что нарушения у младших школьников с дисграфией оказались более выраженными по сравнению с их сверстниками с нормальным речевым развитием. Средний балл выполнения заданий у детей у детей экспериментальной группы составил 2,8, а в контрольной группе — 3,5.

У учащихся обеих групп наблюдались выраженные затруднения при выполнении заданий «Парные аналогии» и, особенно «Простые аналогии», тем не менее испытуемые с дисграфией намного хуже справились с данными заданиями. Школьники с дисграфией часто

cyberleninka.ru

Современный комплексный метод логопедической работы по преодолению заикания: Глава 3 (Часть 6)

Глава 3 (Часть 6)
Современные технологии формирования плавной речи заикающихся в структуре направленного обучения
Клиническое и психолого-педагогическое обследование заикающихся

перейти к оглавлению

Данный навык постепенно переносится на слитное произнесение коротких синтагм.
У детей такие формы работы проводятся в процессе игровых ситуаций.
Одним из видов заданий является использование междометий в передаче интонаций: радости (ах-ах, печали (о-о), сожаления (ох-ох) и т. п.
Выделение синтагмы как единого интонационно-смыслового образования связано с обучением процессу паузирования. При обучении заикающихся интонационному оформлению высказывания следует добиваться, чтобы то или иное интонационное оформление синтагмы маркировалось паузой. Работу над постановкой паузирования хорошо начинать на материале стихов, где конец строки всегда совпадает с окончанием речевого выдоха и оформлением паузой. Затем используются фразы диалогической речи, чтение, пересказ, и постепенно переходят к спонтанному высказыванию, формируя у заикающихся формируется навык посинтагматического произнесения фраз. Кроме этого, заикающихся обучают выделять в структуре синтагмы значимое слово. Оно должно быть выделено силой голоса, или так называемым логическим ударением.
Интонационное членение тесно связано с ритмом моторной реализации высказывания, т. е., по существу, оно является ритмо-интонационным членением, которое, в свою очередь, тесно связано с организацией речевого дыхания.
Таким образом, развитие речевого дыхания и ритмо-интонационного членения высказывания способствует формированию артикуляторно-дыхательных циклов в соответствии с синтагматическим делением текста.
При неврозоподобном заикании необходима длительная тренировка и различные виды контроля как за интонационным оформлением синтагмы, так и за ее акустической завершенностью паузой.
При невротической форме заикания фиксация внимания на просодической стороне речи значительно улучшает плавность речи.
Развитие планирующей функции речи
Плавность речевого высказывания является отражением того, как идет внутреннее речевое планирование не только на моторном, но и на смысловом и лексико-грамматическом уровнях. Одной из важнейших логопедических задач является формирование планирующей функции речи у заикающихся.
Важен как выбор смысловой стратегии речевого высказывания, так и отбор лексических единиц и грамматических конструкций, соответствующих основной стратегии парадигмы высказывания.
Работу по развитию планирующей функции речи принято начинать с обучения заикающихся проговариванию высказывания про себя. Внутреннее проговаривание (по А.А. Леонтьеву) дает возможность отобрать необходимую лексику и грамматические конструкции до «включения» звучащей речи, что организует внутреннее речевое планирование в целом (в том числе и моторную программу).
Обучение детей дошкольного возраста планированию речевого высказывания начинается с элементарных речевых заданий. Программа речевого высказывания строится на основе речевого образца, предлагаемого логопедом с применением наглядно-ситуационного материала.
В качестве примера можно привести следующие упражнения.
Упражнение 1
Повторение вместе, а затем вслед за логопедом одного слова с одновременным показом наглядного материала. Название предмета на картинке должно начинаться с гласного звука (Утка. Аня. Аист).
Упражнение 2
Ответ на вопрос «Что это?» при демонстрации того же наглядного материала. При этом повторяют лексику предыдущего упражнения, добавляя указательное местоимение «это» («Что это?» «Это утка» «Это аист»).
Упражнение 3
В ответе ребенка на вопрос «Что это?» объединяются две отработанных предыдущих фразы с предъявлением того же наглядного материала («Это утка, а это аист»).
Упражнение 4
В ответе на вопрос логопеда ребенок должен самостоятельно назвать предмет, нарисованный на картинке («Что плывет по реке?» — «Лодка»).
Упражнение 5
В ответ на вопрос логопеда ребенок составляет фразу, используя лексику вопроса, самостоятельно добавляя новое слово, обозначающее предмет («Что плывет по реке?» — «По реке плывет лодка»).
Упражнение 6
Следующий этап — усложнение речевой задачи, в которой объединяются отработанные ранее предложения, причем вначале объединяются фразы, имеющие одинаковые глаголы, но разные существительные. Ребенку предлагается соответствующий наглядный материал, который помогает сформулировать фразу типа: «Мальчик идет, и девочка идет».
Упражнение 7
В ответе ребенка объединяются две фразы, ранее отработанные отдельно, которые содержат одинаковые существительные, но разные глаголы («Эта птичка сидит, а эта птичка летит»), а затем вводятся прилагательные (этот автобус красный, а этот синий»).
Упражнение 8
Объединяются две ранее отработанные фразы, содержащие разные существительные и разные глаголы («Лиса бежит, а птичка летит». «Коля умывается, а Света причесывается»), с опорой на наглядный материал.
Упражнение 9
Составление небольшого рассказа на основе отработанных ранее предложений («Это Коля, а это Света. Коля умывается, а Света причесывается»).
Упражнение 10
Отдельно проводится обучение ребенка составлению рассказа по картинке. Эта работа имеет те же этапы, которые описаны ранее.
В помощь ребенку можно предложить графическое изображение фразы, которую он должен составить:
«Это девочка? _ _
Девочка играет. _ _
Девочка играет с собакой _ _ _
Девочка играет с собакой на поляне. _ _ _

В комплексных психолого-педагогических системах реабилитации заикающихся выделяют несколько постепенно усложняющихся этапов развития планирующей функции речи, которые реализуются на материале сопряженной, отраженной, ответно-вопросной, спонтанной формах речи, а также в пересказе и в рассказе.
Сопряженная речь — проговаривание ребенком слова (фразы) одновременно с логопедом. При этом ребенку рекомендуется смотреть на артикуляцию логопеда. Обычно у детей в процессе сопряженной речи судорожных запинок не наблюдается. Возможность произнести слово, а тем более, фразу без заикания имеет большое психотерапевтическое значение. Отработка этого вида речи проходит в игровой ситуации, с непосредственным предъявлением назывных предметов. Логопед, демонстрируя игрушку или картинку, четко произносит: «Вот мяч, повтори вместе со мной — вот мяч». Постепенно количество слов во фразе может увеличиваться до 4—5 и более.
Отраженная речь представляет собой повторение вслед за логопедом слов (фраз), как правило, заикания здесь не наблюдается. В этот период работы вводится отраженное повторение небольших стихотворений, состоящих из 2—4 строф.
Ответы на вопросы по знакомым картинкам
Вопрос задается таким образом, чтобы ребенок мог использовать в своем ответе слова, которые содержал вопрос, добавляя лишь одно хорошо известное ему («Кто играет с котенком?» — «Девочка играет с котенком»). Постепенно, по мере выработки навыка плавной речи, ответы ребенка становятся все более самостоятельными и распространенными. Этот этап хорошо подготавливает детей к самостоятельному описанию картинок.
Самостоятельное описание картинок
Дети обучаются описывать знакомые картинки, игрушки, предметы, самостоятельному построению фразы. В этот период работы используется процесс и результат изобразительной деятельности ребенка (рисунок, лепка, конструирование и т. п.). В диалоге логопед уточняет, чем занимался ребенок, материал, которым он пользуется. Если ребенок справляется с заданиями, рекомендуется переходить к обсуждению результатов деятельности. На этом этапе ребенок самостоятельно строит фразу. Данный вид речевых упражнений готовит его к пересказу небольших текстов.
На всех трех этапах большое внимание уделяется развитию и обогащению словаря заикающихся детей.
Пересказ прослушанного небольшого текста
Предлагаемые детям рассказы должны иметь четкую композицию и последовательность действий. Полезно обыгрывание сюжета рассказа при помощи игрушек, картинок. Одним из видов игровой деятельности может быть инсценировка прослушанного детьми рассказа. Особое внимание уделяется правильному грамматическому оформлению фразы. Пересказ прослушанного текста служит переходным этапом к рассказу и спонтанной речи.
Спонтанная речь является наиболее сложной для ребенка, занятия по развитию её проводятся в виде сюжетно-ролевых игр. Например, «овощной магазин», дети играют разные роли, благодаря которым строится самостоятельный диалог.
На этом этапе предусматривается использование самостоятельной речи детей при выполнении ими различных поручений, а также вводятся самостоятельные игры-диалоги (например, «Телефон», «Покупатель и продавец» и т. п.).
На заключительном этапе работы дети составляют самостоятельные творческие рассказы без наглядного материала на тему, предложенную логопедом.
Методики, разработанные Н.А. Чевелевой, С.А. Мироновой, А.В. Ястребовой, также направлены на развитие планирующей функции речи.
В этих методиках указана необходимость последовательного усложнения программы в процессе обучения заикающихся детей навыкам свободной речи от простейшей ситуативной ее формы до более сложной. Построение коррекционной работы с учетом постепенного развития планирующей функции речи дает возможность снизить аффективные реакции заикающегося ребенка, связанные с поиском слова.
Для обучения подростков и взрослых заикающихся внутреннеречевому планированию на первом этапе в качестве образца логопедом дается жесткая модель высказывания по тематике, грамматическим конструкциям и частично — лексике. Например: «Меня зовут. Я живу на улице. Я учусь. ». При этом в планируемых фразах количество слов должно быть ограничено (на первых порах синтагма должна со 3—4 слов).
Одним из примеров, активизирующих внутреннее речевое планирование, являются упражнения, связанные с наращиванием количества слов и усложнением грамматической и синтаксической структуры высказывания: слово — словосочетание — простое предложение — сложносочиненное / подчиненное предложение.
Внимание заикающегося обращается на необходимость наличия паузы между синтагмами, во время которой он должен осуществить внутреннее программирование следующей части высказывания.
Естественно, что паузы между синтагмами должны быть более длинными, чем в норме. Заикающемуся объясняется значение паузы как для плавности речевого потока, так и для самостоятельного оформления высказывания.
Задачи по активизации внутреннего программирования реализуются на постепенно усложняющемся материале (стихи, чтение текста, пересказ, спонтанная речь). Тренировки дают возможность автоматизировать этот процесс, что позволяет уходить от внутреннего проговаривания. Длительность межфразовых и межсинтагменных пауз постепенно приближается к норме.
Известно, что для нормальной речи характерно наличие хезитационных пауз, их функция связана с поиском слова или грамматической конструкции. Эти паузы не имеют четкой локализации в структуре фразы. В процессе коррекционной работы внимание заикающихся фиксируется только на синтагматических паузах. Это связано с необходимостью обучить заикающихся достаточно жесткому планированию высказывания. При жестком планировании высказывания локализация синтагматических пауз и хезитационных должна совпадать, что уменьшает риск нарушения плавности речи и появления судорожных запинок.
Последующие этапы работы со взрослыми заикающимися должны включать в себя процесс обучения планированию как отдельного высказывания, так и целого текста. Особое значение имеет активизация пассивного словарного запаса и тренировка использования сложных грамматических конструкций. Необходимо специально работать над активным осознанным контролем за смысловой стороной высказывания.
Инструментальные методы воздействия
Технические средства обучения
Новая страница в изучении патогенетических механизмов заикания была открыта в связи с описанием влияния задержки акустической речевой афферентации на плавность речи, которая в дальнейшем получила название «задержка обратной речевой связи», или «эффект Ли». Этот эффект проявляется в том, что одновременное прослушивание через наушники собственной речи (с помощью специально сконструированной аппаратуры), которая подается с задержкой в 80—2000 мсек, вызывает запинки артикуляторных мышц, напоминающие заикание.
На основе этого открытия польским физиком Б.Адамчиком (1959—1994) сконструирован «Эхо» — аппарат, который работает по принципу «регуляция обратной связи».
В литературе имеются многочисленные сведения о положительном действии такой аппаратуры на речь заикающихся. В практической логопедии используется разнообразная аппаратура, в основе работы которой лежит эффект Ли («Аир», «ЭХО» и др.). С помощью её применения речь замедляется, увеличивается сила голоса, улучшается артикуляция звуков, однако возникает некоторая монотонность. На первых этапах реабилитационного процесса (10—14 дней) рекомендуется применять данную аппаратуру в течение одного занятия неоднократно по 5—7 мин., делая перерывы. Постепенно задержка речи уменьшается в зависимости от индивидуальных особенностей заикающихся.
Одновременно с применением аппаратуры проводятся психотерапевтические беседы, с помощью которых дается правильная психологическая установка на необходимость использования аппаратуры для выработки новых речевых навыков и их автоматизации. Достижение плавной речи в логопедической работе с помощью такой аппаратуры является переходной стадией к самостоятельной плавной речи в разных ситуациях. У части заикающихся при использовании «Аир» или «Эхо» появляется чувство уверенности в том, что у них имеется техническое средство, которое помогает им говорить плавно, не испытывая страха речи и чувства неполноценности. Важно, чтобы заикающиеся поняли, что к аппарату необходимо «приспособиться», а логопед должен уметь подобрать оптимальную для каждого заикающегося задержку речи, которая у разных лиц может довольно широко варьироваться от 80 до 180 мсек. В процессе реабилитации с использованием таких аппаратов в дальнейшем следует обращать внимание на выработку интонационной выразительности речи, а следовательно, сосредоточивать внимание заикающегося не только на плавности речевого высказывания, но и его содержании. При применении аппаратуры речевые задания должны соответствовать основным этапам логопедической работы (от сопряженной речи к спонтанной). Однако использование технических средств улучшает речь не у всех заикающихся.
Другим инструментальным методом является звукоусиление речи заикающихся через громкоговорители, при котором заикающиеся меньше напрягают мускулатуру, чаще пользуются мягкой атакой звука, что в целом благотворно отражается на плавности речи.
К специфическим техническим средствам относятся также аппараты, использующие эффект звукопоглощения устной речи. Принципом действия этой аппаратуры является снижение и даже отключение слухового контроля за качеством своей речи, что облегчает некоторым заикающимся выполнение логопедических заданий. В процессе коррекционной работы сила заглушения речи постепенно уменьшается. Этот метод позволяет заикающемуся уменьшить контроль за процессом произнесения, т. е. контроль моторной программы высказывания. Технические средства коррекции заикания продолжают совершенствоваться. На сегодня существуют разработки специальной аппаратуры на основе персональных компьютеров. В них используются «отставленная речь», которую можно легко моделировать в большом диапазоне от 50 до 150 мсек, «маскирующий шум», силу которого также можно изменять, и ритмическая подача звукового сигнала, которую можно легко регулировать по интенсивности и ритму.
В настоящее время широкое распространение получают разнообразные компьютерные программы, использующие эффект «Видимой речи». Логопедические технологии с эффектом «Видимой речи», являются высокорезультативными.
В целях выработки длительного речевого выдоха, коррекции интонационно-мелодической стороны речи и нормализации процесса паузирования используется ряд модулей программы «Видимая речь».
Работа с модулем «Длительный речевой выдох»
Цель работы — выработка умения произвольно регулировать длительность и силу выдоха. Тренинг включает в себя серию игр, в процессе которых не
обходимо научиться экономно распределять выдыхаемый воздух с определенной силой и длительностью. Выполнение задания контролируется визуально, что существенно помогает выработке новых навыков.
Работа с модулем «Изменение высоты голоса»
Цель работы — тренировка и выработка умения произвольно повышать и понижать высоту голоса. Тренинг включает в себя серию игр, в которых за ограниченный промежуток времени необходимо несколько раз плавно изменить высоту звучания голоса, обходя «препятствия», что изображены на экране.
Работа с модулем «Интонация»
Цель работы — выработка правильных интонем. В процессе тренинга заикающийся получает информацию в виде количественного показателя частоты основного тона при произнесении фраз с различной интонацией (завершенности, незавершенности, восклицательной, вопросительной и т. п.) и корректирует данный показатель в соответствии с эталоном.
Работа с модулем «Громкость и высота»
Цель работы — коррекция процесса паузирования, темпа и слитности речи. Использование данного модуля позволяет заикающимся увидеть на экране компьютера графическую запись собственной речи, где по горизонтали фиксируется длительность звучания голоса и длительность пауз, а по вертикали — интенсивность звучания, а также сравнить эталонный образец речи, предложенный логопедом, с собственной. Данный модуль предусматривает параллельную запись речи на магнитофон, что дает возможность тренирующемуся осуществить визуальный и аудитивный контроль за ней.
При работе над процессом паузирования на данном модуле тренинг заикающихся заключается в удержании заданной длительности интервербальных пауз в соответствии с их синтагматической обусловленностью. Отрабатывается адекватная длительность интервербальных пауз, отражающих время произнесения смычных согласных звуков, которые для заикающихся являются трудными в произносительном плане.
В результате работы с компьютерной программой «Видимая речь» имеется возможность получения ряда объективных количественных параметров речи заикающихся. Сюда входит: частота основного тона, степень владения произвольными и непроизвольными изменениями высоты звучания голоса, длительность пауз, темп речи.
В логопедической практике широко используется звукозаписывающая аппаратура, например, магнитофон, что позволяет пациентам анализировать свою речь и активно сотрудничать с логопедом. На первых занятиях с применением магнитофона логопед, используя облегченные формы и условия речи, создает благотворный психотерапевтический фон, убеждающий пациента в его возможности говорить плавно.
Выработке навыков плавной речи способствуют «обучающие магнитофонные занятия». Логопед предварительно проводит беседу о значении и качествах плавной речи, после чего заикающиеся прослушивают соответствующие образцы правильной речи. Затем заикающиеся, предварительно отработав текст, сложность которого зависит от этапа речевых занятий, выступают перед микрофоном. Логопед, прослушивая запись, обращает внимание на темп и плавность речи заикающегося, звучность и выразительность голоса, грамматическое оформление фразы.
Такие обучающие магнитофонные занятия позволяют заикающимся активно управлять своим речевым поведением: темпом и плавностью речи, звучностью голоса, правильным лексико-грамматическим оформлением фразы.
перейти к оглавлению

tc-sfera.ru