Как болеют аутизмом

Люди с мозгом мужского типа чаще болеют аутизмом

Посмотрев на лицо человека, другой человек обычно с большой вероятностью определит, кто перед ним, мужчина или женщина. Мозг у людей разного пола также выглядит по-разному, заявили ученые, группой которых руководила Кристина Экер (Christine Ecker) из университета Гёте (Goethe University), Германия. По словам профессора Экер, мужчины страдают аутизмом в 2-5 раза чаще, чем женщины, и это может быть обусловлено в том числе особенностями мозга. В ходе исследования научная группа выяснила, что у женщин, мозг которых имел более «мужское» строение, аутизм диагностировали в три раза чаще, чем у женщин с «женским» мозгом.

В ходе работы ученые проверили, зависит ли вероятность развития расстройств аутического спектра от разницы в анатомии головного мозга. В частности, они измеряли толщину коры. Ранее в ходе другого исследования стало известно, что в среднем кора головного мозга у женщин толще, чем у мужчин, и что у аутистов толщина коры изменяется. Группа Кристины Экер работала с 98 высокофункциональными аутистами, из которых половина была мужского, а половина – женского пола, и 98 здоровыми людьми, из которых женского пола было 47 человек. Специалисты удостоверились в отсутствии у участников травм головного мозга, расстройств психики, каких-либо генетических заболеваний, изменяющих функции мозга (например, эпилепсии). Ни один из участников также не принимал медикаментов, которые могли бы повлиять на результат исследования.

Расстройства аутического спектра в последнее время все чаще привлекают внимание ученых. Нарушения в развитии, которые можно отнести к РАС, могут быть ассоциированы с самыми разнообразными факторами — это и генетика, и различные воспаления, и витамины, и определенное состояние микробиома. Мальчики болеют аутизмом примерно в 4 раза чаще, чем девочки — но теперь исследователи начали подозревать, что не все так просто.

Все люди, с которыми работали исследователи, прошли сканирование головного мозга с помощью магнитно-резонансной томографии. Затем Кристина Экер и ее коллеги с помощью специального программного обеспечения измерили толщину коры головного мозга на каждом снимке. После этого они собрали эту информацию в общую базу, убрав имена участников и упоминание об их половой принадлежности. Полученные данные были рассортированы на основе толщины коры мозга и других физических характеристик, и специалисты предположили, какие из снимков могут принадлежать мужчинам, а какие женщинам.

На выходе была получена шкала «фенотипов мозга». 68,1% женских снимков имели большее количество признаков женского мозга, и 74,5% мужских снимков – признаков мужского. Примерно в 74% случаев ученые могли угадать, женщине принадлежит снимок или мужчине. Когда они вновь сопоставили данные МРТ с информацией о том, кому они принадлежат, то выявили связь между «маскулинностью» мозга и аутизмом. Кристина Экер отметила, что риск развития аутизма можно предсказать, если обратить внимание на строение мозга. Несмотря на то, что в исследовании участвовали только взрослые люди, такой подход может работать и у детей.

Пока рано говорить о применении такого метода диагностики в клинической практике.

Brains, like faces, have features seen as either more masculine or more feminine. One feature of brain anatomy that is characteristic of males is associated with an increased risk of autism, according to a study published Wednesday in the Journal of the American Medical Association’s Psychiatry edition.

medportal.ru

Об этом врожденном заболевании очень долго старались замалчивать. Общество словно хотело отгородить себя от действительности, а в первую очередь, от возможности общаться с людьми, больными аутизмом.

Что такое аутизм?

Аутизм – это болезнь, при которой человеку трудно общаться с другими людьми. Человек неспособен выражать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние собеседника, ему трудно высказать свои мысли, а еще, у него иногда бывает снижен интеллект.

Аутизм – нельзя излечить. Но, если с раннего детства активно помогать ребенку, учить его общению с другими людьми, научить его жить в обществе, то все это значительно ослабит симптомы аутизма и поможет ребенку не бояться затеряться в огромном мире.

Скорее всего, основа этого заболевания зарождается из сочетания генетических корней родителей и неблагоприятных воздействий внешней среды, а также возможных осложнений во время родов, перенесенных инфекционных болезней во время беременности.

Так как каждый человек по-своему уникален, то и аутизм проявляется у каждого больного по-разному. Врачи, занимающиеся этим недугом, научились классифицировать симптомы и признаки этой болезни, учитывая особенности возрастных категорий.

Если ребенок пытается найти уединение – это может быть просто некоторыми особенностями его индивидуальности, его характера.

Дети старше двухлетнего возраста очень общительны, поэтому родителей очень удивит, если ребенок совсем не будет реагировать на присутствие своих сверстников.

Больные аутизмом достаточно болезненно реагируют на смену обстановки. Они не любят перемен, это их пугает. Они не хотят, как другие дети учиться писать и читать, учить цифры. И только некоторые малыши проявляют интерес к какому-то одному виду деятельности, например, рисованию, музыке, математике, не обращая при этом больше внимания ни на какой вид деятельности.

Когда ребенок больной аутизмом достигает 11-12-летнего возраста, он уже научен простым элементарным навыкам общения с людьми, но все же, при любом случае, ищет уединение.

Половое развитие у таких детей проходит намного сложнее, чем у их обычных сверстников. В этот период больные аутизмом могут быть агрессивными, у них возможно развитие депрессии, или даже проявление эпилепсии.

Если вам показалось, что ваш ребенок ведет себя не так, как его сверстники, то вам, в первую очередь, надо проконсультироваться с педиатром. Хотя диагноз аутизм может поставить только комиссия, в составе которой находятся психолог, психиатр, ну и, в том числе и педиатр, то последний может сначала понаблюдать за вашим ребенком. Может это просто ложная тревога, или излишняя тревожность родителей?

В диагностике аутизма главное – исключить возможность заболевания детским церебральным параличом (ДЦП), всевозможными генетическими заболеваниями, которые могут вызвать умственную отсталость у детей и много других отклонений.

Используют различные специальные программы, в которых описано методы для скорейшей реабилитации больных, открывают курсы поведенческой терапии и специальные школы, специфика которых направлена на обучение детей с аутизмом.

Советы для родителей

Никто из родителей, у которых дети болеют аутизмом, не знают точно, как они должны вести себя в том, или ином случае. Коррективы всегда вносит сама жизнь. Главное, настойчиво добиваться цели, и результат не заставит долго ждать.

Научите ребенка мыть руки, особенно перед едой и после посещения туалета. Во время обучения, делайте все последовательно, чтобы ребенок хорошо запомнил действия. Например: руки – поднять, рукава – закатать, кран – открыть, руки – взять, взять – мыло, мыло – намылить, руки – положить, мыло – ополоснуть, руки – закрыть, кран – вытереть, руки – опустить. Сначала стойте возле ребенка и помогайте ему выполнять все действия. Потом контролируйте его, стоя рядом, но, уже только подсказывая то, что надо выполнить. Если вы будете терпеливы, ребенок очень скоро научится всему сам.

В некоторых городах работают специальные учебные заведения, в которых с больными аутизмом работают высококлассные специалисты. Там обучение ребенка проводится по специальным методикам, которые разработали врачи-психологи, психиатры и педиатры.

Наиболее распространенными программами для детей с аутизмом считаются:

  • Следующая методика, имеющая название «Время на полу» заключается в том, что она, в процессе работы, предлагает учителю поводить несколько часов с ребенком, играя, на полу. Такие игры являются важной частью лечения и способствуют формированию у ребенка навыков общения.
  • Методика «Больше, чем слова» помогает родителям понять способы общения их ребенка с окружающим миром. Ведь не всегда ребенок, который болен аутизмом, может ясно выразить свои желания или сомнения словами. Только родители могут понять то, что он показывает при помощи жестов. Если вы поймете средства общения ребенка, то объясните это понятнее окружающим.
  • Система общения при помощи обмена карточками. Применяется она при тяжелых формах аутизма, в тех случаях. Когда ребенок совсем не может разговаривать. В этом случае ребенку дают запомнить значение каждой из карточек, после чего карточки используются для общения с ребенком и окружающими.
  • Некоторые родители, дети у которых больны аутизмом, считают, что диета может значительно улучшить лечение аутизма.

    Аутизм – причины развития загадочной болезни

    Болезнь проявляет себя в достаточно раннем возрасте. Они выражаются в отсутствии интереса к окружающим людям, в задержке умственного развития, достаточно маленьком словарном запасе, иногда – в полном отсутствии речи, а бывает, даже, в агрессивном поведении.

    Диагностируя эту болезнь, врачи берут за основу определенные критерии, по которым и ориентировочно потом проводят оценку поведения ребенка.

    Виды аутизма

    Существует некая разновидность аутизма. Врачи называют ее – синдром Аспергера. Отличается он от простого аутизма тем, что при всем том, что у больного все-таки сохраняются проблемы во время контакта с другими людьми, и он не способен выражать и высказывать свои эмоции, причем, больной имеет достаточный словарный запас и нормальное, для своего возраста, развитие умственных способностей. Синдром Аспергера стали официально называть легкой формой аутизма.

    К сожалению, ни какие научные исследования до сих пор не смогли найти достоверные причины развития аутизма. Ни одна гипотеза, предложенная медицинскими светилами, не нашла полного обоснования.

    Есть предположения, что последствием болезни может быть возникновение конфликтной ситуации в семье, а также, – непонимание и плохие взаимоотношения между ребенком и родителями. Но, в этом случае, ни родители, ни сам ребенок не виновны в возникновении этой болезни.

    Поэтому, если в семье есть один ребенок больной аутизмом, то при планировании следующей беременности может возникнуть вероятность развития аутизма у следующего ребенка, с коэффициентом увеличения риска в 2,8 раз. Это относится и к тем случаям, когда кто-то из родителей болен аутизмом.

    Признаки болезни

    Например, у совсем маленьких детей признаки аутизма проявляются сразу после рождения. Когда ребенок начинает расти, развиваться, становятся заметны некоторые отклонения в развитии. Родителей пугает то, что при общении ребенок достаточно редко улыбается, он никогда не смотрит родителям в глаза, малыш равнодушен к присутствию матери, не радуется ей и не тянет руки, он даже не пытается произносить простые слова, соответственно своему возрасту. Когда малыш находится со своими сверстниками на прогулке, он не играет с ними, а если кто-то из детей обращается к нему с просьбой, он довольно-таки агрессивно реагирует на вторжение в его личное пространство. Ребенок может часами сидеть в одной позе и играть только с одной игрушкой. Если в его присутствии громко разговаривать, или крикнуть, – это сильно пугает ребенка.

    Эти все признаки пугают, конечно, в первую очередь и родителей. Но, с другой стороны, наличие этих симптомов не может быть точным подтверждением того, что ребенок болен аутизмом.

    У детей старше двухлетнего возраста признаки болезни могут выражаться значительно ярче и выразительнее, по сравнению с малышами раннего возраста.

    Когда другие дети уже достаточно хорошо разговаривают, больные аутизмом могут не произносить ни единого слова, или же одно и то же слово или звук – по нескольку часов подряд.

    У взрослых людей признаки аутизма могут быть скрытыми. Они выражаются ярче, чем тяжелее протекает болезнь.

    Для поведения взрослых людей больных аутизмом характерно то, что они могут просто не понимать как вести себя при общении с другими, а именно, не понимая этого, просто игнорировать собеседника, чувства и эмоций других людей, не осознавать свои действия по отношению к ним. Больной может запросто обидеть кого-то, не понимая этого, он имеет достаточно скудный словарный запас, при разговоре часто напоминает робота, а еще – очень привязывается к какому-то предмету, месту или привычке. Смена привычного уклада жизни может вывести его из равновесия или сильно напугать.

    Если болезнь протекает без осложнений, то человек, страдающий этим недугом достигнув 20-25 лет, может жить самостоятельно, при обязательном условии нормальных умственных способностей и приобретенных знаний относительно общения с другими людьми.

    При тяжелом течении болезни, человек не может обходиться без постоянной опеки, особенно если его интеллект ниже среднего.

    Диагностика аутизма

    Для того чтобы правильно поставить диагноз, необходимо, в первую очередь, иметь точные данные о способе жизни и поведении больного, начиная с первых дней. У человека, которому поставили диагноз аутизм, отсутствует умение общаться с другими людьми, он не поддерживает дружеских отношений со сверстниками, у него нет конкретных развлечений, интересных занятий, настоящего друга, он не может выразить свои эмоции и ответить на эмоции других.

    У таких людей наблюдается, как правило, задержка или полное отсутствие речи, либо при разговоре появляются повторяющиеся фразы или слова. Они неспособны повторить какие-то действия, проявляют интерес только к одному предмету, привязываются к определенным вещам. Больные аутизмом могут выполнять какие-то действия, например, мытье посуды, как ритуал, не понимая самого назначения происходящего. Они могут то бессмысленно выполнять какие-то бессмысленные движения, а то, заинтересовавшись определенным предметом, обращать внимание только на одну его деталь и т. п.

    Очень жаль, что в нынешнее время, в эпоху развитой науки, не существует методов, которые бы позволили излечить этот коварный недуг. Но, все же, разработано достаточно много разных методик, которые помогают больным аутизмом жить среди людей, общаться с ними.

    Чем раньше выявлена эта болезнь, и начато лечение, тем больше результатов можно ожидать.

    Если ваш ребенок привык к тактике вашего поведения, то даже в самых экстренных случаях старайтесь ничего не менять, иначе это скажется на эмоциональном состоянии ребенка. Будьте терпеливы. Знайте, что за один день работы ваш ребенок не изменится. Не наказывайте ребенка, даже если он виноват. Ребенок поймет немного позже свои ошибки и сам выправится. Занимайтесь физическими упражнениями вместе с ребенком. Это поможет ему снять стресс и принесет положительные эмоции. Оставляйте иногда ребенка одного в своей комнате, чтобы он немного побыл наедине с собой, при этом, позаботьтесь о его безопасности. Помните, что новые знания, которые приобрел ребенок, его новые навыки – проявятся не сразу. Научившись чему-то, он не сразу сможет применить это в повседневной жизни. Постоянно повторяйте то, чему вы научили ребенка, иначе он скоро это забудет. Всегда разговаривайте с ним медленно и спокойно. Используйте короткие предложения, обращаясь к ребенку по имени, чтобы он понимал, что обращаются именно к нему. Если ребенок отказывается говорить, пообщайтесь с ним при помощи картинок. Обязательно поощряйте ребенка, его успехи.

    Известно, что большинство детей, больных аутизмом, не умеют общаться с другими людьми. Но, известно, что даже если ребенок не может общаться при помощи слов, он сможет поддерживать контакт при помощи звуков, взгляда, жестов, картинок т. п. Если ребенок может какие-то действия выполнить сам, не забирайте у него инициативу и не делайте этого сами. Старайтесь, чтобы ребенок обязательно играл с другими детьми, всячески стимулируйте его, даже, если он при этом злится на детей. Злость и раздражение являются тоже определенным способом общения.

    При выполнении каких-то задач, не торопите ребенка. Детям-аутистам требуется немного больше времени для выполнения задания, чем обычным детям. Старайтесь, чтобы во время игр, лидером оставался ваш ребенок. Всегда хвалите ребенка, когда он что-то делает правильно. Постоянно давайте повод для общения. Позволяйте ребенку самому определять время окончания занятий.

    Не забудьте научить ребенка ежедневно чистить зубы. Это позволит предотвратить развитие кариеса и, конечно, научит ребенка делать это самостоятельно. Универсальных методов для этого не существует. Это может быть игра, вы можете использовать картинки, но помните о том, что обязательно должен быть конечный результат.

    Еще одна процедура, которую детям, больным аутизмом выполнить довольно сложно, – это посещение туалета. Не торопитесь, когда ребенок поймет, что от него требуют, он сам с удовольствием выполнит все ваши указания.

    1. Прикладной поведенческий анализ – это учебная программа, которая поможет ребенку научиться анализировать свое поведение и делать выводы, что хорошо, а что плохо. С этим ребенку поможет разобраться психолог. Он всегда поощряет ребенка за правильно выполненные действия. Эта программа включает в себя множество этапов. Самый простой из них – это научить ребенка спокойно сидеть за столом, и один из самых, наверное, сложных – формирование разговорной речи у ребенка.
    2. Программа ТЕАССН, которая предусматривает лечение и обучение детей с аутизмом. Учебная программа методики основана на индивидуальном подходе, который разрабатывается в процессе общения с ребенком. Она включает в себя и программу Прикладной поведенческий анализ и обучение с помощью карточек.
    3. Программа, имеющая название «Социальные истории». Это, своего рода, сказки. Они описывают определенные ситуации, в которых описываются страхи и переживания ребенка. Такие истории, написанные педагогами или родителями, носят познавательный характер. В Социальных историях описывают ситуации, в которых подробно описаны мысли людей и их эмоции, показывается правильная реакция ребенка, в отношении к этой ситуации.

      Составляя ее, диетологи предположили, что у людей, больных аутизмом плохо усваиваются некоторые белки, а именно: казеин и глютен. Потому, для благоприятного исхода лечения аутизма, необходимо полностью исключить из рациона питания больных продукты, которые содержат казеин и глютен. Это, якобы, может вылечить ребенка от аутизма. Хотя, при этом, многие ученые доказали, что у большинства больных аутизмом – нормальное пищеварение, поэтому введение безглютеновой диеты не даст положительного результата при комплексном лечении ребенка.

      Дорогие родители! При лечении детей, больных аутизмом, вы, в первую очередь, должны иметь огромное терпение. Выздоровление не приходит в одночасье. Оно идет медленными шагами, но достаточно уверенно. И в конце этого пути, вас ждет большая награда – благодарная улыбка вашего ребенка.

      girafejournal.com