Клинико-психологическая характеристика аутистических расстройств личности

Клинико-психологическая характеристика аутистических расстройств личности

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Просмотров научной работы: 5666

Комментариев к научной работе: 0

Поделиться с друзьями:

Согласно проведенным исследованиям в последние годы количество детей, имеющих проявления аутизма или расстройства аутистического спектра (РАС) значительно увеличилось.

Критерии постановки диагноза сложно определить, т.к. одна из главных причин — проблематичность дифференциации аутизма, как отдельного расстройства от аутистических черт личности вследствие других фундаментальных нарушений. Клинические проявления расстройств аутистического спектра и его диагностические признаки зачастую схожи с патопсихологической симптоматикой «раннего детского аутизма» (РДА)[1].

Согласно принятой в России Международной классификации болезней 10-го пересмотра, детский аутизм – это общее расстройство психического развития, при котором отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения и активности [2].

По современным международным клиническим классификациям, аутизм включен в группу первазивных расстройств. Диагностируется данное расстройство в возрасте до 3 лет и проявляется нарушением потребности в общении и способности к социальному взаимодействию.

По данным Центра по контролю заболеваемости (США), в последнее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих проявления аутизма или расстройства аутистического спектра. Как сообщает Всемирная организация аутизма, за последние десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. В 2000 году считалось, что распространенность этого заболевания составляет 5-26 случаев на 10 000 детского населения, на данный момент эти цифры значительно возросли. На сегодняшний день они составляют 1 случай аутизма на 160 детей. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем.

Сочетание высокой частота встречаемости и разнообразия клинической картины, значительный процент тяжелых и осложненных форм и сложность коррекционной работы делают это заболевание не только серьезной медицинской, но и социальной проблемой.[9]

По мнению Д. Трефферта, расстройства аутистического спектра представляют собой группу состояний с общими конечными этапами патогенеза, сходным с синдромом аутизма. Данные нарушения состояний вызваны различными причинами, одними из которых являются: генетические нарушения, нарушения обмена веществ, структурные и травматические.

Согласно теории Джона Дауна, учитывая различные варианты течения болезни, первичную диагностику и сопутствующие симптомы, аутизм классифицируется на «ранний детский аутизм» и « аутизм регрессивного типа». Клинические признаки и симптомы раннего детского аутизма у детей определены с рождения. В случае аутизма регрессивного типа – дети вначале развиваются в соответствии с возрастной нормой, вовремя овладевают необходимыми навыками, речевым развитием, однако в возрасте 2-4 лет у них наблюдается внезапный регресс.[7]

Д. Даун утверждал, что время начала этого процесса, который в дальнейшем был назван «невольным затуманиванием сознания», совпадает со временем, когда у ребенка начинается смена зубов. При установлении причин этого состояния следует, отделять этапы развития ребенка от других возможных причин. Он обозначает расстройства аутистического спектра как умственную отсталость, связанную с нарушением развития, отделяя больных с умственной отсталостью вследствие нарушений развития, от больных людей, заболевание которых являлось следствием врожденных патологий, или родовых травм.

Составляя психологический портрет людей с данным заболеванием Д. Даун описывает их следующим образом: «…они живут в своем мире, углубленны в себя, постоянно перебирают пальцами, или совершают другие ритмичные движения не обращающих внимание на других. Они, как будто погружены в свои грезы. У них очень выразительные глаза, в которых в минуты просветления виден ясный, глубокий ум» [7].

В настоящее время особое внимание уделяется изучению аутистикоподобных расстройств, тождественных по проявлениям раннему детскому аутизму, но имеющих, по мнению В. М. Башиной, неэндогенное происхождение. [1]

В последние годы общеупотребительным стал термин «расстройства аутистического спектра», к которым относят такие расстройства как: детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Аспергера (F84.5). Некоторые исследователи включают в РАС и психогенные формы с аутиститическим поведеним.

В рамках дифференциального анализа рассмотрим клинико — психолого — педагогические характеристики каждого расстройства, представленные в различных классификациях.

Международная классификация болезней 10 пересмотра (МКБ-10) рассматривает следующие формы аутизма:

F84.0 Детский аутизм или синдром Каннера — проявляется на третьем году жизни и характеризуется функциональными ограничениями в трех основных областях:

А. область социального взаимодействия;Б. коммуникативное поведение;В. нарушения в мотивационной сфере.

Проявления аутизма: стереотипии, фобии, страхи, агрессия и аутоагрессия, нарушения интеллектуального развития, своеобразие развития сенсорной сферы, характерные речевые нарушения, нарушения в формировании моторики.

Для подтверждения данного заболевании обязательно наблюдение минимум шести симптомов.

F84.1 Атипичный аутизм – аномальное или нарушенное развитие проявляется в любом возрасте, как правила сопряжен с глубокой умственной отсталостью. Заболевание проявляется у детей, анамнез которых отягощен психозом.

F84.5 Синдром Аспергера – при данном расстройстве все проявления идентичны синдрому Каннера. Наблюдается своеобразие личностного развития при сохранном интеллекте. [3]

В настоящее время мнения учёных разных стран разделились. Американские исследователи считают аутизм «нарушением развития», препятствующим становлению основных психологических функций в раннем возрасте, что в дальнейшем приводит в инвалидизации ребёнка.

В американских классификациях (DSM-III и DSM-IV) выделяются нозографические группы, идентичные МКБ-10.

Авторы относят все отклонения и задержку развития основных психологических функций к «первазивным нарушениям развития». В основе американских классификаций находится патогенез возможных аномалий созревания и развития нервной системы.

Французские детские психиатры используют иной подход. Они рассматривают аутизм в контексте «ранних детских психозов», считающихся глобальными нарушениями личности, которые в свою очередь классифицируются на формы «чистого» аутизма и аутистикоподобные психотические расстройства.

Мизес Роже разработал «Французскую Классификацию нарушений психического развития у детей и подростков», в которой выделяет следующие клинические формы:

Ранний детский аутизм, описанный Каннером;

Другие формы детского аутизма, близкие к РДА (атипичный аутизм и аутизм Аспергера);

Ранние дефицитарные психозы. Характеризуются наличием признаков умственной отсталости и психотическими расстройствами. Проявляются в виде тревоги, нарушения взаимодействия, наличием галлюцинаций.

Дисгармонические психотические расстройства. Проявляются к 3-4 годам. Характеризуются нестабильностью, заторможенностью, навязчивыми состояниями, фобиями, неравномерным развитием различных сфер: психомоторика, речь, познавательная деятельность, приобретение умений и навыков [8].

С точки зрения Р. Мизеса, аутизм представляет собой самостоятельную, специфическую форму ранних нарушений личности.

Мизес отделяет формы ранних психозов, возникающих в результате «аутизирующего» психотического процесса, от аутизма дифференциальными радикалами, которые можно выделить, используя диагностику поведения ребенка и способов его взаимодействия с окружающими.

Все перечисленные расстройства характеризуются в своей клинической картине проявлениями нарушения потребности в общении и способности к социальному взаимодействию, а также стереотипностью поведения, деятельности, интересов и игр.

Данные расстройства могут быть частично изменены путем терапевтического вмешательства, педагогического и коррекционного воздействия [8]

Французскими психиатрами выделено несколько синдромов, сходных с формами аутизма по своей клинической картине, но имеющих специфические черты:

Синдром ломкой Х-хромосомы. Этот синдром не всегда связан с аутизмом. При данном заболевании прежде всего обнаруживается умственная отсталость, которая часто сопровождается проявлениями, напоминающими симптомы аутизма, а именно: нарушения поведения и речи, выражающиеся в нанесении себе повреждений, повторении бессмысленного набора слов.

Эти нарушения напоминают симптомы, типичные для детского психоза.

Синдром Ретта долгое время объединялся в одну нозографическую категорию с аутизмом. В настоящее время этот синдром рассматривается как самостоятельное нарушение, так как ряд существенных различий в симптоматике, течении болезни и лечении детей с таким заболеванием заставляют чётко отграничить его от аутизма.

Для синдрома Ретта характерны следующие клинические проявления:

К концу первого гожа жизни происходит остановка и регресс психомоторного развития;

Появляются симптомы аутистического спектра: потеря интереса к людям и предметам, анимичное, неподвижное выражение лица, пустой взгляд, но избегания глазного контакта, как при «чистом» аутизме, не наблюдается;

Появление неврологических симптомов. Использование рук регрессирует и заменяется стереотипными движениями, такими как: потирание рук на уровне груди, постукивание руками по зубам или рту;

Развивается атаксия-расстройство координации движений. Возникают трудности в удержании равновесия, походке;

Сформированные ранние речевые навыки регрессируют;

Замедляется кривая роста окружности головы.

Данное состояние стабилизируется к 3 годам. К этому времени наблюдается клиническая картина по типу деменции с грубыми нарушениями в моторной сфере, отсутствием речи и полным отсутствием самостоятельности.

Следует также отметить, что данное заболевание встречается только у девочек и наблюдается примерно у 1 человека на 10000.

Синдром Веста относится к неврологическим нарушениям , характерным для младенческого возраста. Сидром Веста может сопровождаться аутистическими чертами в определённый период развития.

Этиология и патогенез данного расстройства указывают на то, что это заболевание отлично от клинической картины аутизма. В основе настоящего синдрома –эпилептическая энцефалопатия, начинающаяся на первом году жизни ребёнка и проявляющаяся генерализованными судорогами головы, тела и сгибанием конечностей.

Течение болезни сопровождается регрессом психомоторного развития и приводит к тяжёлым психическим нарушениям.

4. Синдром Ландау-Клеффнера проявляется в возрасте трёх лет. Характеризуется утратой уже сформированной к этому периоду развития речи и появлением признаков эпиактивности – проявлениями повышенной возбудимости в коре головного мозга, что возможно диагностировать только с помощью электроэнцефалограммы [4]

Все клинические симптомы описанных выше заболеваний схожи с симптоматикой аутизма, что может привести к постановке неверного диагноза.

Следует также отличать аутизм на его начальной стадии от других нарушений, которые могут его сопровождать:

Сенсорные нарушения: слепота и глухота.

Дифференциальная диагностика врождённой глухоты и аутизма достаточно сложна, учитывая специфику этих нарушений.

Известно, что некоторые случаи глухоты сопровождаются поведением психотического характера, такими как стремление к уединению и стереотипии. Также существуют аутистические синдромы, сопровождающиеся нарушением слуха.

Для правильной диагностики таких случаев используются слуховые аппараты. Если при использовании аппарата ребёнок начнёт вступать в контакт в окружающими и произойдёт развитие коммуникативной сферы, то это будет означать, что реакции психотическиго характера были следствием сенсорной депривации, а не аутизмом.

Слепота может также сопровождаться либо симптомами аутистического спектра, либо настоящимаутистическим уходом в себя со стереотипиями и аутостимулирующими движениями.

Отсутствие или задержка развития речи так же может привести к тому, что ребёнку будет поставлен диагноз аутизм.

В частности, следует отграничить аутизм от такого специфического нарушения развития речи и языка как дисфазия.

При дисфазии нарушается экспрессивная сторона речи, и иногда страдает понимание речи, тогда как у аутичных детей нарушения речи более глубокие и разнообразные.

Потребность в общении у ребёнка с дисфазией, использование им жестов и других средств невербальной коммуникации позволяют отличить его от ребёнка с аутизмом, но не смотра на это, у многих детей с дисфазией могут наблюдаться расстройства аутистического спектра: стереотипии и уход в себя и нежелание взаимодействовать.

3.Эмоциональная депривация и ранние детские депрессии. В этом случае речь идёт о ранних нарушениях взаимодействия, а именно о депрессивном состоянии у ребенка, вызванного разлукой с матерью.

Эти патологические состояния могут сопровождаться депрессивными синдромами, называемыми в психологии анаклитической депрессией.

Данные тяжёлые депрессивные расстройства, как правило, проявляются симптомами аутистического характера, характеризующимися уходом в себя и стереотипными движениями типа раскачивания.

Однако эти нарушения, являющиеся следствием депривации, отступают и могут совсем исчезнуть, если ребёнок помещён в эмоционально удовлетворительные условия [6].

Таким образом, в настоящее время существует много трудных и спорных вопросов диагностики аутистических состояний и во многом решение этих вопросов зависит от позиции, которую занимает диагност по отношению к РДА.

Почти через пятьдесят лет после выделения РДА как особой и самостоятельной формы аутизма, характеризующейся специфической клинической картиной, все определяющие вопросы учения об этом виде патологии: определение, этиология, патогенез — остаются противоречивыми, неопределенными и не способствуют, а затрудняют диагностический процесс.

В заключение анализа данной проблемы, можно сделать вывод о том, что аутизм в наши дни действительно диагностируют все чаще, но в этой области нужно провести более тщательные исследования, и следует разработать четко выверенные клинические критерии, на основании которых будут дифференцироваться задачи и приемы дальнейшей психолого – педагогической коррекции в соответствии с выявленным вариантом аутистического развития.

Башина В.М. К проблеме раннего детского аутизма, 2007. URL:http://www.psychiatry.ru/library/publications.- дата обращения 01.11.13

Гилберг К., Питерс Т. Аутизм. Медицинские и педагогические аспекты. СПб.: 1998. URL: http://www.autism.ru.- дата обращения 29.10.13

Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста, СПб.:2001. – 463 с.

Манелис Н.Г. Ранний аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы. Шк. Здоровья 1999; 2: 6-22.

Никольская О.С., Баенская Е.Р.,Ульянова Р.К. Психолого-педагогическая коррекция раннего детского аутизма // Ранний детский аутизм: клинико-психологическая характеристика; медикаментозная и психолого–педагогическая коррекция: сб. науч. тр. – М., 1981. – С. 43 — 90

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Проблемы семьи аутичного ребенка // Дефектология. – 2005. — № 5. – С. 76 — 82

Трефферт Д. А. «Доктор Даун и «нарушения развития» // Аутизм и нарушения развития», 2006;

Феррари П.,Детский аутизм / П Феррари; пер. с фр. О.Власовой. – М.:РОО «Образование и здоровье», 2006. – 127 с.

www.scienceforum.ru

Раздел 1. Общая характеристика расстройств аутистического спектра

Тема 1.1. Понятие о РАС, их общая симптоматология

Основные компоненты синдрома детского аутизма (ДА) по Л.Каннеру (аутизм с аутистическими переживаниями; стереотипное, однообразное поведение с элементами одержимости; своеобразные нарушения речевого развития; раннее (до 2,5 лет) начало) и по МКБ-10 (качественное нарушение социального взаимодействия; ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведение, интересы и активности; проявление отклонений в первые три года жизни). Атипичный аутизм (АА). Синдром Аспергера (СА). Проблема психогенных форм аутизма. Понятие о расстройствах аутистического спектра (РАС).

Тема 1.2. Эпидемиология РАС

Эпидемиология РАС: частота встречаемости, тенденции её изменений, зависимость от критериев диагностики; зависимость от социальных, географических, расовых, национальных, биологических и других факторов. Социальная значимость эпидемиологических факторов.

Тема 1.3. Этиология, патогенез и нозология РАС

Общепатологические аспекты РАС: психогенные и нейробиологические этиопатогенетические концепции; роль наследственных факторов в этиологии РАС и предполагаемые механизмы наследования; связь РАС с органическим поражением головного мозга, шизофренией, эпилепсией. Представления о нозологии ДА (особое болезненное состояние, вариант патологической психической конституции, сборная группа различных клинико-нозологических состояний с преобладанием аутистических проявлений, особый вариант нарушения психического развития). Динамика РАС.

Тема 1.4. Клинико-психологическая структура РАС

Клинико-психологическая структура РАС в свете учения о первичных, вторичных и третичных дефектах при нарушениях психического развития (Г.Е.Сухарева, Л.С.Выготский). Современные представления о клинико-психологической структуре ДА (В.В.Лебединский, МКБ-10).

Тема 1.5. Классификации РАС и ДА

Классификации РАС и ДА: МКБ-10, DSM-IV, НЦПЗ РАМН. Психологическая классификация ДА по О.С.Никольской, группы (типы) аутистического дизонтогенеза, их клинико-психологическая характеристика, педагогические особенности. Сложные и осложнённые формы ДА. Аутистические черты личности у детей с патологией интеллекта, ДЦП, сенсорными и речевыми дефектами и др.

studopedia.ru

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Искаженное развитие — это тип дизонтогенеза, при котором на­блюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых па­тологических образований. Одним из клинических вариантов это­го типа дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА). Сло­во аутизм происходит от латинского слова autos — сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

В настоящее время существует много подходов к проблеме РДА, и чтобы лучше понять эти подходы, необходимо обратиться к истории проблемы раннего детского аутизма в зарубежной и отечественной науке. Башина В. М. выделяет четыре основных этапа в становлении этой проблемы.

Первый, донозологический, период конца XIX — начала XX ве­ков характеризуется отдельными упоминаниями о детях со стрем­лением к уходам и одиночеству.

Второй, так называемый доканнеровский, период, приходя­щийся на 20-40-е годы прошлого столетия, когда обсуждался во­прос о возможности выявления у детей шизофрении (Сухаре­ва Г. Е., 1974).

Третий (1943-1970 гг.) ознаменован выходом в свет карди­нальных работ по аутизму L. Каппег (1943) и Н. Asperger (1944). Впервые этот синдром был описан в 1943 г. американский детским психиатром Каннером (L. Каппег). Независимо от него австрийский психиатр Аспергер (Н. Asperger) в 1944 г. описал близкое состоя­ние у детей, назвав его аутистической психопатией. В своей пер­вой работе L. Каппег охарактеризовал РДА как особое состояние,

с нарушениями общения, речи, моторики, которое он отнес к со- j стояниям так называемого «шизофренического» спектра. В после- j дующие годы РДА рассматривался как конституциональное осо­бое состояние. Вроно М. Ш. и Башина В. М. (1975) рассматривали аутизм как аутистическое состояние, возникающее у ребенка по­сле приступа шизофрении. Мнухин С. С. с соавторами еще в 1947 го­ду выдвинул концепцию органического происхождения РДА. Ряд исследователей указывали на полиэтиологичность РДА, связывая его происхождение с органическими, реактивными причинами, по-следствияминарушения симбиоза между матерью и ребенком, на­рушениями адаптационных механизмов у незрелой личности (Rut-ter M., 1972 и др). В эти же годы были выявлены аутистические симптомы в клинике больных фенилпировиноградной олигофре­нией, при Х-ломкой хромосоме, синдроме Ретта и др.

Четвертый, послеканнеровский, период (1980-1990 гг.) харак­теризуется существенным отходом от позиции самого Каннера на ранний детский аутизм. РДА стал рассматриваться как неспеци­фический синдром разного происхождения.

К настоящему времени сложилось представление о двух типах j аутизма: классическом аутизме Каннера и варианте аутизма, в ко­торый входят аутистические состояния разного генеза.

В отечественной психиатрии подход к классификации РДА неоднозначен. Например, Ковалев В. В. (1985) выделяет две ос­новные формы РДА — процессуальный (шизофренический) и не­процессуальный.

Психопатологические особенности детей с РДА при шизофре­нии связаны не с отсутствием потребности в контактах, а с болез-нениымипереживаниями ребенка, которые проявляются в пато­логических фантазиях, в рудиментарных бредовых образованиях. В связи с этим поведение детей с процессуальным синдромом от- j личается выраженной причудливостью, вычурностью, диссации- ■ рованностью.

Башина В. М. на основании изучения характера преморбида у 272 больных ранней детской шизофренией и начальных этапов личностного развития у 28 детей с РДА выявила, что наиважней-шейособенностью РДА Каннера являлся особый асинхронный тип задержки развития. Это проявлялось в нарушении иерархии

психического, речевого, моторного, эмоционального созревания ребенка с РДА. Автор отмечает вариантность аутистических син­дромов от легких до тяжелых, что наблюдалось как при синдроме Каннера, так и при аутизме процессуального шизофренического происхождения. Асинхрония в развитии является важным отли­чительным признаком каннеровского синдрома в отличие от дру­гих видов нарушенного развития с симптомами аутизма иного про­исхождения.

К. С. Лебединская на основе этиопатогенетического подхода выделяет пять вариантов РДА:

— РДА при различных заболеваниях центральной нервной системы,

— РДА шизофренической этиологии,

— при обменных заболеваниях,

— при хромосомной патологии.

РДА при различных заболеваниях ЦНС (органический аутизм) сочетается с теми или иными проявлениями психоорганического синдрома. Это проявляется в психической инертности ребенка, в двигательной недостаточности, а также в нарушении внимания и памяти. Кроме того, у детей наблюдается рассеянная невроло­гическая симптоматика: признаки гидроцефалии, изменения по органическому типу на ЭЭГ, эпизодические судорожные припад­ки. Как правило, у детей наблюдаются задержки речевого и интел­лектуального развития.

Психогенный аутизм по данным западных психиатров и психо­логов возникает преимущественно у детей раннего возраста (до 3-4 лет), растущих в условиях эмоциональной депривации, т. е. при длительном отсутствии материнской ласки, неправильном воспита­нии, в интернатах и пр. Он характеризуется нарушением контакта с окружающими, эмоциональной индифферентностью, пассивнос­тью, безучастностью, отсутствием дифференцированных эмоций, за­держкой развития речи и психомоторики. В отличие от других ва­риантов РДА психогенный аутизм при нормализации условий воспитания может исчезнуть. Однако в случае пребывания ребенка в неблагоприятных условиях первые три года жизни аутистическое поведение и нарушение речевого развития становится стойким.

Дети с РДА шизофренической этиологии отличаются более выра­женной отгороженностью от внешнего мира и слабостью контактов с окружающими. У них наблюдается выраженная диссоциация пси­хических процессов, стирание границ между субъективным и объек­тивным, погружение в мир внутренних болезненных переживаний и патологических фантазий, наличие рудиментарных бредовых обра­зований и галлюцинаторных феноменов. В связи с этим их поведение отличается причудливостью, вычурностью, амбивалентностью. На­пример, при отгороженности, малой контактности и эмоциональной невыразительности в общении с близкими дети могут быть общитель­ными, разговорчивыми, доверчивыми с посторонними лицами.

Однообразное, вялое поведение детей может прерываться не­мотивированными агрессивными поступками, разрушительными действиями. Кроме того, у детей может наблюдаться продуктив­ная психопатологическая симптоматика. Это проявляется в нали­чии постоянных страхов, в деперсонализации, в псевдогаллюци­наторных переживаниях.

К. С. Лебединская выделяет два важных диагностических признака РДА шизофренического генеза:

— если хотя бы короткий промежуток времени до возникно­вения аутизма у ребенка наблюдалось нормальное психи­ческое развитие;

— если имеются признаки прогредиентности (прогрессирова-ния заболевания) в виде нарастания психического дефекта (углубление вялости, аспонтанность, распад речи, регресс поведения с утратой приобретенных навыков).

Синдром раннего детского аутизма в отличие от других анома лий развития характеризуется наибольшей сложностью и дисгар моничностью как в клинической картине, так и в психологической структуре нарушений, и является сравнительно редкой патологи ей развития. По данным исследования В. Е. Кагана, его распрост раненность колеблется от 0,06 до 0,17 на 1000 детского населения Причем у мальчиков РДА встречается чаще, чем у девочек.

Основными признаками РДА при всех его клинических вари антах являются:

— Недостаточное или полное отсутствие потребности в кон­тактах с окружающими.

— Отгороженность от внешнего мира.

— Слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада).

— Неспособность дифференцировать людей и неодушевлен­ные предметы. Нередко таких детей считают агрессивны­ми: когда они хватают другого ребенка за волосы или тол­кают его как куклу. Такие действия указывают на то, что ребенок плохо различает живой и неживой объекты.

— Недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздра­жители заставляет многих родителей обращаться к офталь­мологу или сурдологу. Однако на первый взгляд кажущаяся нам слабой реакция ребенка на зрительные или слуховые сиг­налы является ошибкой. Дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети ча­сто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, ка­панье воды из водопроводного крана.

— Приверженность к сохранению неизменности окружающего (феномен тождества по L. Kanner). Этот феномен проявля­ется у детей с аутизмом очень рано, даже на первом году жиз­ни. Родители ребенка с аутизмом рассказывали, что малень­кий Митя сосал импортную соску «беби-микс». Когда соска стала непригодна, отец вытащил ее изо рта спящего ребенка, выкинул в форточку и заменил обычной отечественной со­ской. Ребенок проснулся ночью, кричал, выплевывал новую соску. Родителям пришлось выйти на улицу и ночью искать старую соску под окнами.

— Неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей-аути-стов очень рано. Дети не переносят перемены места житель­ства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь.

— Однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям (вращение кистей рук перед гла­зами, перебирание пальцев, сгибание и разгибание плечей и предплечий, раскачивание туловищем или головой, под­прыгивание на носках и пр.).

— Речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяже­лых формах РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи),

у некоторых больных отмечается повышенный вербализм, I проявляющийся в избирательном отношении к определен-] ным словам и выражениям. Ребенок постоянно произносит понравившиесяему слова или слоги.

Весьма характерным при РДА является зрительное поведение,] что проявляется в непереносимости взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо. Для них характерно преобладание зри-тельного восприятия на периферии поля зрения. Например, от ре-) бенка-аутиста очень трудно спрятать необходимый ему предмет, ипоэтому многие родители и педагоги отмечают, что «ребенок ви-. дит предметы затылком», или «сквозь стенку».

Однообразные игры у детей с РДА представляют собой стерео­типные манипуляции с неигровым материалом (веревки, гайки, ■ ключи, бутылки и пр.). В некоторых случаях используются игруш* j ки, но не по назначению, а как символы тех или иных объектов. Де ! ■ |

У детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные на-j рушения. По данным психометрических исследований у детей с синдромом РДА в 55-60% случаев наблюдается умственная от-1 сталость, у 15-20% наблюдается легкая интеллектуальная недоста­точность и только 15-20% имеют нормальный интеллект. В иссле-1

дованиях В. Е. Кагана (1981) подчеркивается, что интеллектуаль­ная деятельность при РДА неравномерна, отмечаются низкие пока­затели при выполнении невербальных заданий. Интеллектуальные способности в значительной степени определяются клинической формой РДА, его этиологией и патогенезом.

Психологические исследования раннего детского аутизма ве­дутся с использованием разных подходов: психоаналитического, поведенческого, когнитивного и пр. Заслуживают особого внима­ния работы отечественных психологов: Лебединского В. В., Ни­кольской О. Е. и др.

Опираясь на данные, накопленные различными исследовате­лями, и используя свой собственный экспериментальный опыт, В. В. Лебединский с соавторами предложил рабочую гипотезу, поз­воляющую представить механизмы психических расстройств у де­тей с ранним детским аутизмом, препятствующие их нормальному психическому развитию. Среди этих расстройств авторы выделяют:

1. Дефицит психической активности ребенка.

2. Нарушение инстинктивной сферы.

3. Нарушение сенсомоторных функций.

; 4. Нарушение двигательной сферы и речи.

Причины этих нарушений авторы делят на две основные группы:

Группа 1 — нарушения, обусловленные недостаточностью регу-ляторных систем (активирующей, инстинктивно-аффективной);

Группа 2 — нарушения, обусловленные дефицитарностью ана­лизаторных систем (гностических, речевых, двигательных).

Клинико-психологический анализ показал, что у детей с не­достаточностью регуляторной системы в структуре психического дефекта наблюдается низкая концентрация внимания, слабость мо­торного тонуса, нарушения восприятия, что проявляется в выра­женной аффективной его окраске. Их поведение отличается выра­женной парадоксальностью. Находясь в постоянном сенсорном дискомфорте, дети пытаются его компенсировать аутостимуляцией: раскачиванием, бегом по кругу, прыжками. Их непреодолимая тя­га к грязи, воде или огню также является важным компенсаторным механизмом с целью смягчения эмоционального дискомфорта.

Отрицательная эмоциональная доминанта почти постоянно присутствует у детей с РДА и является причиной того, что эти де-

ти воспринимают окружающий мир как набор отрицательных аф-‘ фективных признаков. Это обуславливает состояние диффузной тревоги и немотивированных страхов.

Клинический анализ страхов аутичных детей позволил выде­лить 3 группы страхов:

1. Сверхценные страхи, типичные для детского возраста, ко- 1 торые обусловлены реакцией ребенка на реальную, значимую опасность. Например, боязнь остаться одному, потерять мать, бо-язньчужих людей, незнакомой обстановки. Такие страхи наблю­дались у 28% детей с РДА.

2. Страхи, обусловленные характерной для РДА аффектив­ной и сенсорной гиперчувствительностью, наблюдаются у них значительно чаще — в 35% случаев. Уже в раннем возрасте дети испытывают страх от различных бытовых шумов (пылесос, шум воды и пр.), зрительных, тактильных раздражений (свет люстры, попадание на тело комаров или др. объектов). Ряд страхов связа* ны с гиперсензитивностью в эмоциональной сфере, в этом случае причиной могут стать незнакомые люди, новые места и пр.

3. Неадекватные бредоподобные страхи, что связано с край-нейограниченностью и фрагментарностью представлений аутич-; ного ребенка об окружающем мире (Лебединская К. С, Николь-» екая О. С, 1991). >

Объекты страха у детей с РДА выявляются с трудом, в связи ■ с этим психологу и педагогу необходимо внимательно наблюдать за поведением ребенка. Когда аутичный ребенок оказывается рядом с пугающим его предметом, он может оставаться безучастным, ■’■ но почти всегда напрягается всем телом, может раскачиваться или отойтив сторону. Страхи у аутичных детей значительно препятст^ вуют их эмоциональной стабилизации и адаптации.

Нарушение подкорковых функций у них нередко сочетается с ря

Дата добавления: 2015-02-05 ; просмотров: 756 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

helpiks.org