Когда выявляется аутизм

Аутизм – диагностирование заболевания

Поскольку аутизм принадлежит к так называемой группе расстройств аутистического спектра, которые проявляются еще в детском возрасте (чаще всего, до трехлетнего возраста), основная ответственность по выявлению данного заболевания возлагается обычно на детского врача. Помочь ему выявить признаки торможения в развитии могут родители малыша. Если ребенок явно проявляет классические признаки аутизма, имеет смысл обратиться к детскому специалисту по данному состоянию. Обычно это дает возможность получить, что называется, формальную оценку этого заболевания, которую сможет вынести только специалист в данной области.

Поскольку симптомы аутизма могут значительно отличаться друг от друга по интенсивности, иной раз поставить правильный диагноз бывает не так просто. К сожалению, не существует какой-либо специальной диагностической процедуры или анализа, которые позволили бы однозначно определить эту болезнь. Обычно свои усилия специалист по аутизму направляет на то, чтобы выявить эту болезнь другими способами, а именно: осуществляется физикальный осмотр ребенка, проводится беседа с родителями, в рамках которой выясняется уровень социальной общительности малыша, его речевые умения и навыки, а также определяется степень поведенческих изменений, произошедших за недавний период. Для того чтобы ускорить постановку диагноза, самому ребенку могут быть назначены небольшие тесты, в рамках которых специалист получает информацию о речевых навыках ребенка, его способности усваивать новые слова и фразы, а также получает возможность делать некоторые выводы насчет психологического состояния маленького пациента.

Несмотря на тот факт, что первые симптомы и признаки аутизма малыш может демонстрировать еще в возрасте 18-ти месяцев, поставить соответствующий диагноз бывает невозможно до тех пор, пока ребенок не достигнет двух- или трехлетнего возраста, когда практически все проявления заболевания становятся более явными. В частности, более явными и очевидными становятся проявления задержки в развитии и социальном взаимодействии. Постановка раннего диагноза является крайне важным моментом, так как именно вмешательство специалиста в наиболее раннем возрасте пациента (желательно, до трех лет) значительно увеличит шансы на более успешный исход лечебных мероприятий.

Диагностический критерий оценки аутизма

Несмотря на тот факт, что не существует никаких диагностических анализов для выявления аутизма, диагноз ребенку может быть поставлен в том случае, если он демонстрирует симптомы, позволяющие воспользоваться специфическим критерием, детально описанным в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим болезням (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders). Данное руководство было разработано при поддержке Американской психиатрической ассоциации (American Psychiatric Association) и адаптировано под международные нормы. По сути, речь идет об использовании определенных критериев психического здоровья, которые позволяют определить психологическое и умственное состояние пациента. Для того чтобы ребенку был поставлен диагноз «аутизм», он должен продемонстрировать шесть или больше симптомов, представленных ниже. При этом два и более симптома должны быть из категории социальных навыков.

У ребенка наблюдаются трудности с тем, что называется невербальным поведением, то есть, он не идет на зрительный контакт, строит различные гримасы и демонстрирует неадекватные жесты.

У страдающего от аутизма ребенка наблюдаются трудности с тем, чтобы завязать дружеские отношения со своими ровесниками. Возникает ощущение, что такому ребенку больше всего нравится играть в одиночестве.

Ребенок не делится с окружающими ни какими-либо впечатлениями, ни своими эмоциями. Отсутствует самая естественная реакция любого ребенка, когда он указывает на что-то очень интересное, радуется собственным достижениям и так далее.

Ребенок не реагирует на эмоциональные проявления со стороны окружающих.

Языковые и речевые навыки

Ребенок начинает говорить лишь после того, как ему исполняется два года. Общая задержка в развитии по сравнению со здоровыми сверстниками составляет примерно тридцать месяцев. Ребенок не предпринимает попыток к общению ни вербально, ни при помощи жестов или мимики.

Ребенок не в состоянии начать диалог или поддержать уже начатую беседу.

Ребенок может неоднократно повторять одни и те же слова и отдельные фразы, не вдумываясь в их смысл.

В своих играх ребенок не проявляет типичное для других детей поведение, то есть, малыш не проявляет фантазию и не копирует поведение взрослых.

Определенные объекты или предметы вызывают у него аномальный интерес и чрезмерное внимание.

Ребенок может много раз повторять одни и те же движения, к примеру, покачиваться, крутиться на месте или хлопать в ладоши.

Если такого ребенка хотя бы попытаться отвлечь от какого-то процесса, которым он поглощен полностью, это может вызвать его крайне беспокойную реакцию.

Ребенок может смотреть подолгу (как загипнотизированный) на какие-то предметы, к примеру, на крутящееся колесо или юлу.

www.infoniac.ru

Как определить аутизм у ребенка

Одни называют аутизм состоянием. Другие уверены, что это тяжелейший недуг. Первые считают, что ребёнка, больного аутизмом, нужно просто понять и принять. Другие настаивают: лечить и оградить от общества. Истина находится где-то посредине. Ведь первые, возможно, столкнулись лишь с лёгкой формой болезни, а вторые судят по тяжелейшим проявлениям, что тоже неправильно.

Как определить аутизм в раннем возрасте

Болезнь проявляется у детей до трёхлетнего возраста. Чтобы оценить само наличие заболевания, а также его форму, необходимо подвергнуть анализу коммуникативные навыки маленького человека. Если вы не знаете, как определить аутизм у ребёнка, просто понаблюдайте за ним, за его отношением к близким и окружающему миру. Хочется ли ему общаться? Насколько охотно он это делает? Как играет? Радуется ли приходу близких? Дальше мы поговорим об этом подробнее.

Одним из признаков для диагностики аутизма у детей является социальное взаимодействие маленького пациента. Что должно насторожить?

  • отсутствие жестов и мимики,
  • нежелание в процессе разговора смотреть в глаза собеседнику,
  • нежелание играть с детками своего возраста.
  • Как и по каким критериям распознать аутизм в раннем возрасте? Безусловно, по трудностям в общении. Они могут быть следующими:

  • малыш не хочет ничего объяснять, не предпринимает попыток это сделать;
  • кроха никогда не начинает разговор первым, как, впрочем, и не желает продолжать диалог, если его начнёт кто-то другой;
  • ребёнок не желает играть в совместные игры, предпочитает одиночество.
  • О том, как определить аутизм у младенца, мы поговорим дальше.

    Признаки аутизма у новорожденных

    Признаки аутизма можно обнаружить не только тогда, когда малыш начинает активно общаться с внешним миром, но и в младенчестве. Это доказали американцы, которые долгое время исследовали данный вопрос. Попытки разработать ранние методы диагностики заболевания привели учёных к такому выводу: у грудных детей аутизм проявляется как отличающееся движение глаз.

    Так, среди признаков аутизма первым и основным у новорожденных является движение глазных яблок.

    Оно является ключевым в процессе взаимодействия с окружающей действительностью. Пока кроха не умеет ползать, трогать, говорить, он познаёт мир глазами, устанавливает зрительный контакт со всем, что видит. Таким образом подрастающий человек готовит фундамент для дальнейшего мозгового развития. Дети, у которых проявляются первые признаки аутизма, с возрастом всё менее внимательны к глазам других людей. Данный критерий помог американским учёным начать диагностировать заболевание на самых ранних этапах.

    Признаки аутизма в 2-3 года

    Диагностировать болезнь у двух- или трёхгодовалого ребёнка проще, чем у грудничка. Признаки аутизма у детей 2-3 лет выражены ярче и чётче, чем у младенцев. Но, по большому счёту, всё зависит от формы и тяжести заболевания. Иногда родители даже не догадываются, что в их семье есть “человек дождя”. Но нередко дети с тяжёлыми формами недуга обращают на себя внимание с раннего возраста — слишком уж выраженная у них симптоматика.

    Вот краткий перечень признаков аутизма у маленьких детей, которые достигли трёхлетнего возраста или находятся по пути к этому достижению:

  • чадо не участвует в разговоре, не проявляет желания вступать в беседу;
  • не любит бывать на руках у близких взрослых;
  • паникует при резкой смене обстановки;
  • панически боится новых мест;
  • родители постоянно обнаруживают у крохи новые страхи и фобии;
  • малыш частенько повторяет одно и то же слово на протяжении длительного времени;
  • предпочитает монотонные игры;
  • отрицает всяческое общество себе подобных;
  • если берётся изучать предмет, то делает это досконально, не жалеет времени на изучение.
  • Признаки атипичного аутизма

    Атипичный аутизм — это как раз тот случай, когда у родителей создаётся впечатление, будто их кроха витает в облаках, живёт в каком-то собственном мире. Атипичной называют ту болезнь, которая не демонстрирует одного из основных признаков. Симптомов аутизма три, а симптомов атипичного аутизма — всего два. Традиционно болезнь определяют по таким критериям как:

    • социальные и коммуникативные аномалии,
    • повторяющееся поведение.
    • При атипичной форме болезни одного из перечисленных симптомов всегда не хватает.

      Дети-аутисты хотят быть частью общества. Задача родителей и окружающих — предоставить им эту законную и заслуженную возможность. Да, малышу, который никогда не выходит из своего собственного мира, понадобится больше поддержки и внимания. Но в него обязательно нужно верить. Вера и любовь ещё не те горы сворачивали.

      detstrana.ru

      Аутизм – нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов. Причины развития заболевания до конца не выяснены, большинство ученых предполагает связь с врожденной дисфункцией мозга. Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3 лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Полное выздоровление считается невозможным, однако иногда диагноз с возрастом снимают. Целью лечения является социальная адаптация и развитие навыков самообслуживания.

      Аутизм – заболевание, для которого характерны нарушения движений и речи, а также стереотипность интересов и поведения, сопровождающиеся нарушением социальных взаимодействий пациента с окружающими. Данные о распространенности аутизма существенно разнятся, что обусловлено различными подходами к диагностике и классификации заболевания. По различным данным, аутизмом без учета расстройств аутистического спектра страдает 0,1-0,6% детей, аутизмом с учетом расстройств аутистического спектра – 1,1-2% детей. У девочек аутизм выявляется в четыре раза реже, чем у мальчиков. В последние 25 лет данный диагноз стали выставлять гораздо чаще, однако, пока непонятно, с чем это связано – с изменением диагностических критериев или с реальным увеличением распространенности заболевания.

      В литературе термин «аутизм» может трактоваться двояко – как собственно аутизм (детский аутизм, классическое аутистическое расстройство, синдром Каннера) и как все расстройства аутистического спектра, включая синдром Аспергера, атипичный аутизм и т. д. Степень выраженности индивидуальных проявлений аутизма может существенно различаться – от полной неспособности к социальным контактам, сопровождающейся тяжелой умственной отсталостью до некоторых странностей при общении с людьми, педантичности речи и узости интересов. Лечение аутизма длительное, комплексное, осуществляется с участием специалистов в области психиатрии, психологов, психотерапевтов, неврологов, дефектологов и логопедов.

      Причины развития аутизма

      В настоящее время причины возникновения аутизма окончательно не выяснены, однако установлено, что биологической основой заболевания является нарушение развития определенных структур головного мозга. Подтвержден наследственный характер аутизма, хотя гены, ответственные за развитие болезни, пока только предстоит определить. У детей с аутизмом отмечается большое количество осложнений во время беременности и в родах (внутриутробные вирусные инфекции, токсемия, маточные кровотечения, преждевременные роды). Предполагается, что осложнения во время беременности не могут вызывать аутизм, но могут повышать вероятность его развития при наличии других предрасполагающих факторов.

      Наследственность. Среди близких и дальних родственников детей, страдающих аутизмом, выявляется 3-7% больных аутизмом, что многократно превышает распространенность заболевания в среднем по популяции. Вероятность развития аутизма у обоих однояйцевых близнецов составляет 60-90%. У родственников больных часто наблюдаются отдельные нарушения, характерные для аутизма: склонность к навязчивому поведению, низкая потребность в социальных контактах, трудности при понимании речи, речевые расстройства (в том числе эхолалия). В таких семьях чаще выявляется эпилепсия и умственная отсталость, которые не являются обязательными признаками аутизма, но нередко диагностируются при этом заболевании. Все перечисленное является подтверждением наследственного характера аутизма.

      В конце 90-х годов прошлого века ученым удалось выявить ген предрасположенности к аутизму. Наличие этого гена не обязательно приводит к возникновению аутизма (по мнению большинства генетиков, заболевание развивается в результате взаимодействия нескольких генов). Однако определение этого гена позволило объективно подтвердить наследственную природу аутизма. Это – серьезный прогресс в области изучения этиологии и патогенеза данного заболевания, поскольку незадолго до этого открытия в качестве возможных причин аутизма некоторые ученые рассматривали недостаток заботы и внимания со стороны родителей (в настоящее время эта версия отвергнута, как не соответствующая действительности).

      Структурные нарушения головного мозга. По данным исследований, у больных аутизмом часто выявляются структурные изменения лобных отделов коры головного мозга, гиппокампа, срединной височной доли и мозжечка. Основной функцией мозжечка является обеспечение успешной двигательной активности, однако, этот отдел мозга также оказывает влияние на речь, внимание, мышление, эмоции и способности к обучению. У многих аутистов некоторые отделы мозжечка уменьшены. Предполагается, что этим обстоятельством могут быть обусловлены проблемы больных аутизмом при переключении внимания.

      Срединные височные доли, гиппокамп и миндалевидное тело, также часто страдающие при аутизме, оказывают влияние на память, способность к обучению и эмоциональную саморегуляцию, в том числе – появление чувства удовольствия при совершении значимых социальных действий. Исследователи отмечают, что у животных с повреждением перечисленных долей мозга наблюдаются изменения поведения, сходные с аутизмом (снижение потребности в социальных контактах, ухудшение адаптации при попадании в новые условия, трудности при распознавании опасности). Кроме того, у больных аутизмом часто обнаруживается замедление созревания лобных долей.

      Функциональные нарушения головного мозга. Примерно у 50% больных на ЭЭГ выявляются изменения, характерные для нарушений памяти, избирательного и направленного внимания, вербального мышления и целенаправленного использования речи. Степень распространенности и выраженности изменений различается, при этом у детей с высокофункциональным аутизмом нарушения на ЭЭГ, как правило, менее выраженные по сравнению с больными, страдающими низкофункциональными формами заболевания.

      Симптомы аутизма

      Обязательными признаками детского аутизма (типичного аутистического расстройства, синдрома Каннера) являются нехватка социальных взаимодействий, проблемы при построении продуктивного взаимного контакта с окружающими, стереотипность поведения и интересов. Все перечисленные признаки появляются в возрасте до 2-3 лет, при этом отдельные симптомы, свидетельствующие о возможном аутизме, иногда обнаруживаются еще в младенческом возрасте.

      Нарушение социальных взаимодействий является наиболее ярким признаком, отличающим аутизм от других нарушений развития. Дети, страдающие аутизмом, не могут полноценно взаимодействовать с другими людьми. Они не чувствуют состояние окружающих, не распознают невербальные сигналы, не понимают подтекста социальных контактов. Данный признак может выявляться уже у младенцев. Такие дети слабо реагируют на взрослых, не смотрят в глаза, охотнее фиксируют взгляд на неодушевленных предметах, а не на окружающих людях. Они не улыбаются, плохо реагируют на собственное имя, не тянутся навстречу взрослому при попытке взять их на руки.

      Подрастая, больные не имитируют поведение окружающих, не реагируют на эмоции других людей, не участвуют в играх, рассчитанных на взаимодействие, и не проявляют интереса к новым людям. Они сильно привязываются к близким, но не проявляют свою привязанность как обычные малыши – не радуются, не бегут навстречу, не пытаются показать взрослым игрушки или как-то поделиться событиями из своей жизни. Обособленность аутистов обусловлена не их стремлением к одиночеству, а с их затруднениями из-за невозможности строить нормальные взаимоотношения с окружающими.

      Пациенты позже начинают говорить, меньше и реже лепечут, позже начинают произносить отдельные слова и использовать фразовую речь. Они часто путают местоимения, называют себя «ты», «он» или «она». В последующем высокофункциональные аутисты «набирают» достаточный словарный запас и не уступают здоровым детям при прохождении тестов на знание слов и правописание, однако испытывают затруднения при попытках использовать образы, делать выводы по поводу написанного или прочтенного и т. д. У детей с низкофункциональными формами аутизма речь существенно обеднена.

      Для детей с аутизмом характерна необычная жестикуляция и затруднения при попытке использовать жесты в процессе контактов с другими людьми. В младенчестве они редко показывают рукой на предметы или, пытаясь указать на предмет, смотрят не на него, а на свою руку. Став старше, они реже произносят слова во время жестикуляции (здоровые дети склонны жестикулировать и говорить одновременно, например, протягивать руку и говорить «дай»). В последующем им трудно играть в сложные игры, органично сочетать жесты и речь, переходить от более простых форм коммуникации к более сложным.

      Еще одним ярким признаком аутизма является ограниченное или повторяющееся поведение. Наблюдаются стереотипии – повторяющиеся раскачивания туловища, качания головой и пр. Больным с аутизмом очень важно, чтобы все всегда происходило одним и тем же образом: предметы были расставлены в нужном порядке, действия совершались в определенной последовательности. Ребенок, страдающий аутизмом, может начать кричать и протестовать, если мама обычно надевает ему сначала правый носок, а затем левый, а сегодня поступила наоборот, если солонка стоит не в центре стола, а сдвинута вправо, если вместо привычной чашки ему поставили похожую, но с другим узором. При этом, в отличие от здоровых детей, он не проявляет желания активно исправить не устраивающее его положение вещей (потянуться к правому носку, переставить солонку, попросить другую чашку), а доступными ему способами сигнализирует о неправильности происходящего.

      Внимание аутиста сфокусировано на деталях, на повторяющихся сценариях. Дети с аутизмом часто выбирают для игр не игрушки, а неигровые предметы, их игры лишены сюжетной основы. Они не строят замки, не катают машинки по квартире, а раскладывают предметы в определенной последовательности, бесцельно, с точки зрения постороннего наблюдателя, перемещают их с места на место и обратно. Ребенок, страдающий аутизмом, может быть чрезвычайно сильно привязан к определенной игрушке или неигровому предмету, может ежедневно в одно и то же время смотреть одну и ту же телепередачу, не проявляя интереса к другим программам, и чрезвычайно интенсивно переживать, если эту программу по какой-то причине не удалось посмотреть.

      Наряду с другими формами поведения, к повторяющемуся поведению относят аутоагрессию (удары, укусы и другие повреждения, наносимые самому себе). По статистике, примерно треть аутистов в течение жизни проявляют аутоагрессию и столько же – агрессию по отношению к окружающим. Агрессия, как правило, обусловлена приступами гнева из-за нарушения привычных жизненных ритуалов и стереотипов либо из-за невозможности донести свои желания до окружающих.

      Мнение об обязательной гениальности аутистов и наличии у них каких-то необычных способностей не подтверждается практикой. Отдельные необычные способности (например, способность к запоминанию деталей) или талантливость в одной узкой сфере при дефицитарности в других областях наблюдаются всего у 0,5-10% пациентов. Уровень интеллекта у детей с высокофункциональным аутизмом может быть средним или несколько выше среднего. При низкофункциональном аутизме нередко выявляется снижение интеллекта вплоть до умственной отсталости. При всех видах аутизма часто наблюдается генерализованная недостаточная обучаемость.

      Среди других не обязательных, до достаточно часто встречающихся симптомов аутизма стоит отметить припадки (выявляются у 5-25% детей, чаще впервые возникают в пубертатном возрасте), синдром гиперактивности и недостаточности внимания, различные парадоксальные реакции на внешние стимулы: прикосновения, звуки, изменения освещения. Часто наблюдается потребность в сенсорной самостимуляции (повторяющихся движениях). Более чем у половины аутистов выявляются отклонения в пищевом поведении (отказ от приема пищи или отказ от определенных продуктов, предпочтение определенных продуктов и др.) и нарушения сна (трудности при засыпании, ночные и ранние пробуждения).

      Классификация аутизма

      Существует несколько классификаций аутизма, однако в клинической практике наиболее широко используется классификация Никольской, составленная с учетом тяжести проявлений болезни, основного психопатологического синдрома и отдаленного прогноза. Несмотря на отсутствие этиопатогенетической составляющей и высокую степень обобщенности, педагоги и другие специалисты считают эту классификацию одной из самых удачных, поскольку она дает возможность составлять дифференцированные планы психологической коррекции и определять цели лечения с учетом реальных возможностей ребенка, страдающего аутизмом.

      Первая группа. Самые глубокие нарушения. Характерно полевое поведение, мутизм, отсутствие потребности во взаимодействиях с окружающими, отсутствие активного негативизма, аутостимуляция с использованием простых повторяющихся движений и неспособность к самообслуживанию. Ведущим патопсихологическим синдромом является отрешенность. В качестве основной цели лечения рассматривается установление контакта, вовлечение ребенка во взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а также развитие навыков самообслуживания.

      Вторая группа. Характерны жесткие ограничения в выборе форм поведения, выраженное стремление к неизменности. Любые изменения могут провоцировать срыв, выражающийся в негативизме, агрессии или аутоагрессии. В привычной среде ребенок достаточно открыт, способен к выработке и воспроизведению бытовых навыков. Речь штампованная, построенная на основе эхолалий. Ведущим психопатологическим синдромом является отвержение реальности. В качестве основной цели лечения рассматривается развитие эмоциональных контактов с близкими людьми и расширение возможностей приспособления к среде путем выработки большого количества различных стереотипов поведения.

      Третья группа. Наблюдается более сложное поведение при поглощении собственными стереотипными интересами и слабой способности к диалогу. Ребенок стремится к успешности, но, в отличие от здоровых детей, не готов пробовать, рисковать и идти на компромиссы. Часто выявляются развернутые энциклопедические знания в отвлеченной области в сочетании с фрагментарными представлениями о реальном мире. Характерен интерес к опасным асоциальным впечатлениям. Ведущим психопатологическим синдромом является замещение. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение диалогу, расширение круга представлений и формирование навыков социального поведения.

      Четвертая группа. Дети способны к настоящему произвольному поведению, но быстро утомляются, страдают от затруднений при попытке концентрировать внимание, выполнять инструкции и т. д. В отличие от детей предыдущей группы, производящих впечатление юных интеллектуалов, могут выглядеть робкими, пугливыми и рассеянными, однако при адекватной коррекции демонстрируют лучшие результаты по сравнению с остальными группами. Ведущим психопатологическим синдромом является ранимость. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение спонтанности, улучшение социальных навыков и развитие индивидуальных способностей.

      Диагностика аутизма

      Родителям следует обратиться к врачу и исключить аутизм, если ребенок не отзывается на собственное имя, не улыбается и не смотрит в глаза, не замечает указаний взрослых, проявляет нетипичное игровое поведение (не знает, что делать с игрушками, играет с неигровыми предметами) и не может сообщить взрослым о своих желаниях. В возрасте 1 год ребенок должен гулить, лепетать, показывать рукой на предметы и пытаться их схватить, в возрасте 1,5 лет – произносить отдельные слова, в возрасте 2 лет – использовать фразы из двух слов. Если эти навыки отсутствуют, необходимо пройти обследование у специалиста.

      Диагноз аутизм выставляется на основании наблюдений за поведением ребенка и выявлении характерной триады, в которую входят недостаток социальных взаимодействий, недостаток коммуникации и стереотипное поведение. Для исключения расстройств речевого развития назначают консультацию логопеда, для исключения нарушений слуха и зрения – осмотр сурдолога и офтальмолога. Аутизм может сочетаться или не сочетаться с умственной отсталостью, при этом при одинаковом уровне интеллекта прогноз и схемы коррекции для детей-олигофренов и детей-аутистов будут существенно различаться, поэтому в процессе диагностики важно разграничить два этих расстройства, внимательно изучив особенности поведения пациента.

      Лечение и прогноз при аутизме

      Основной целью лечения является повышение уровня независимости больного в процессе самообслуживания, формирования и поддержания социальных контактов. Используется продолжительная поведенческая терапия, игровая терапия, трудотерапия и логопедическая терапия. Коррекционная работа осуществляется на фоне приема психотропных препаратов. Программу обучения выбирают с учетом возможностей ребенка. Низкофункциональных аутистов (первая и вторая группа в классификации Никольской) обучают на дому. Дети с синдромом Аспергера и высокофункциональные аутисты (третья и четвертая группа) посещают вспомогательную или массовую школу.

      В настоящее время аутизм считается неизлечимым заболеванием. Однако после грамотной длительной коррекции у некоторых детей (3-25% от общего числа пациентов) наступает ремиссия, и диагноз аутизм со временем снимают. Недостаточное количество исследований не позволяет строить достоверные долгосрочные прогнозы относительно течения аутизма в зрелом возрасте. Специалисты отмечают, что с возрастом у многих пациентов симптомы болезни становятся менее выраженными. Вместе с тем, есть сообщения о возрастном ухудшении коммуникативных навыков и навыков самообслуживания. Благоприятными прогностическими признаками являются коэффициент интеллекта выше 50 и развитие речи в возрасте до 6 лет, однако полной или практически полной независимости удается достичь всего 20 процентам детей из этой группы.

      www.krasotaimedicina.ru

      Аутизм — не приговор

      Что скрывает под собой это неизвестное расстройство, и как его корректировать?

      13.08.2014 в 11:58, просмотров: 4191

      В одном из майских выпусков еженедельника «МК» в Серпухове» вышел материал «инклюзия начинается с семьи». В интервью с заведующим кафедрой филиала «Национального института имени Екатерины Великой» Сергеем Алексеевым была затронута серьезная проблема об утсутствии у родителей, воспитывающих особых детей, необходимой информации по медико-психологическому сопровождению ребенка с ограниченными возможностями, а также говорили о том, что само общество нуждается в воспитании и привитии толерантности. Потому наше издание выступило с инициативой объединения всех родителей особых детей и неравнодушных людей, которые готовы разделить чужие трудности: раз в месяц на страницах нашей газеты ведущие специалисты региона будут проводить консультирование родителей, рассказывая о том, как сделать жизнь особенных детей интересной, а их будущее — социально адаптированным. В этом материале Сергей Алексеев расскажет о том, что такое на самом деле аутизм, и как общаться и воспитывать детей с этим расстройством.

      В последнее время о детском аутизме пишут довольно много. Однако для родителей детей с аутизмом научная литература не всегда понятна, поскольку среди специалистов в этом направлении нет единой точки зрения, как и не выработана общая коррекция этого заболевания. Тем временем в популярных или околонаучных изданиях об аутизме все чаще говорят как о «загадочной болезни», а самих детей с растройствами называют «пришельцами из космоса», «инопланетянами», и «юными гениями» в той или иной области искусства или науки.

      Конечно, каждый имеет право на свою точку зрения, однако мы и наши дети живем не в космосе, а на Земле, и в частности, в России. Детский аутизм — это тяжелое нарушение психического развития. Потому, на наш взгляд, родителям детей с аутизмом необходимо регулярно получать информацию, которая будет очень полезна в применении на практике. Нет сомнений, что без участия профессионалов — психологов, педагогов, врачей — не обойтись. Однако, вне зависимости от того, в какой степени развита система помощи таким детям (а в России ее в настоящее время фактически нет), их будущее в первую очередь зависит от родителей, от их активности и настойчивости, последовательности и терпения, от того, насколько действенна их любовь к своему ребенку.

      Детский аутизм и его основные признаки

      Согласно принятой в России Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) детский аутизм является общим нарушением развития, которое проявляется в возрасте до 2-2,5 лет (реже в 3-5 лет) и затрагивает всю психику ребенка. Прежде всего нарушается потребность в общении и способность к социальному взаимодействию, а также отмечается стереотипность поведения, интересов и активностей.

      Это определение нуждается в пояснении. Под «нарушениями общения» понимается не патология средств общения (речь, слух), но общение как таковое: если ребенок с глухотой или недоразвитием речи (алалией) компенсирует дефицит речевого контакта жестом, мимикой, стремится понять сказанное другим по артикуляции, то при аутизме (даже при формально сохранных речи и слухе) дети либо игнорируют попытки взаимодействия с ними, либо активно отвергают и избегают их. Контакт с другим человеком если и устанавливается, то больше носит формальный и искаженный характер, поскольку мотивы поступков, поведения других людей, их эмоции и переживания ребенку с аутизмом не понятны. В этих условиях даже потенциально сохранные психические функции развиваются с отклонениями, но особенно серьезно страдает нарушение социального взаимодействия. Самым различным может быть уровень интеллектуального развития, хотя примерно в 70-ти процентах случаев он оказывается сниженным.

      Под стереотипиями понимают многократное повторение нефункциональных движений и действий, от простого ритмичного потряхивания руками до сложных действий и ритуалов. Согласно МКБ-10, страхи, агрессия, самоагрессия, негативизм, протестные реакции и др. могут встречаться при аутизме, но не являются его обязательными признаками. И, наконец, как указывает МКБ-10, с возрастом проявления аутизма несколько меняются, но сохраняются на протяжении всей жизни.

      Знакомство с основными признаками аутизма очень важно. Прежде всего необходимо знать, что отдельные признаки аутизма бывают отчасти схожими с симптомами других нарушений развития и заболеваний, и иногда об аутизме начинают думать всерьез только на основании задержки речевого развития, или, увидев однажды, как ребенок раскачивается в манеже. Так может быть и при аутизме, и при других расстройствах.

      Что должно настораживать в поведении ребенка в возрасте до двух лет:

      — не удерживает сколько-нибудь длительно контакта «глаза в глаза»,

      — не откликается на имя при сохранном слухе,

      — обнаруживает дефицит совместного внимания (не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету),

      — не обращается за помощью,

      — не пытается чем-то поделиться,

      — использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет.

      Если эти признаки появляются в поведении ребенка постоянно, то нужно обязательно обратиться к специалисту. Нельзя не отметить, что диагноз детского аутизма весьма труден: часто даже очень опытному и грамотному специалисту требуется достаточно много времени для наблюдений и анализа клинической картины, поэтому следует спокойно отнестись к назначению (и часто неоднократному) повторных приемов, иногда обследований и консультаций. Некоторые признаки аутизма обнаруживаются при глубокой и тяжелой умственной отсталости, тяжелом недоразвитии речи, сложных дефектах, и без ясного представления о характере нарушений лечение и коррекционная работа могут оказаться недостаточно эффективными.

      Диагноз и прогноз

      Если у ребенка действительно выявляется аутизм, то родителям необходимо осознать, что теперь они связаны с аутизмом надолго, может быть на всю жизнь, так как аутизм не проходит и не вылечивается. Но не нужно впадать в панику и смотреть на будущее как на беспрерывную трагедию, и в этой ситуации сделать можно многое, причем в конечном итоге от родителей зависит если не все, то почти все. Но чтобы помощь была более эффективной, нужно учесть опыт тех, кто уже шел этим путем.

      Иногда в правильность диагноза родители не желают верить, и они идут к другому, третьему и т.д. специалисту. Это их право и в этом, наверное, есть свой смысл (по принципу «голова хорошо, две — лучше»), но нередко эти поиски приобретают хроническое течение, становятся самоцелью, утрачивая всякий смысл. Есть даже специальный термин — «родители-пилигримы». Что это: поиски чуда, своеобразное вытеснение проблемы? Так или иначе, уходит то драгоценное время, когда правильное воспитание и обучение могут дать существенные результаты.

      Зачастую в других случаях, несмотря на столь серьезный диагноз, родители занимают позицию страуса и словно не замечают трудностей ребенка, объясняя нарушения общения, речевые трудности, проблемное поведение (крики, негативизм, избирательность в бытовых проблемах и др.) проявлениями индивидуальных особенностей характера и личности, отражением своеобразия, оригинальности, особых наклонностей и талантов. Это может быть отчасти верным, но по существу, то же, что и в предыдущем варианте: если ничего не делать, то с возрастом милые причуды малыша для подростка становятся уже нелепыми и неадекватными, а вот изменить что-то становится намного труднее, если вообще невозможным.

      Вполне естественным является то, что в первую очередь родителей волнуют вопросы прогноза: «Что будет с ребенком?», «Сможет ли он учиться в школе?», «Сможет ли создать семью?» и даже «Будет ли водить машину?» и т.п. Аутизм чаще всего выявляют в 3-5 лет, и в этом возрасте давать конкретные ответы на вопросы такого рода, гарантировать что-либо самонадеянно, преждевременно, непрофессионально. Течение аутизма может оказаться самым различным, и грамотный специалист никогда не станет говорить о долговременном прогнозе ни в положительном, ни в отрицательном смысле (от «обязательно пойдет в школу» до «необучаем» или даже «сдайте его(ее) в детский дом»): Наблюдение, работа и терпение, еще раз терпение.

      Вместе с тем, — не в качестве прогноза, а из опыта — можно попытаться ответить на два вопроса, чрезвычайно волнующих родителей: о социальном статусе детей с аутизмом и о возможностях семейной жизни. Нетрудно догадаться, что очень многое зависит от выраженности расстройств: в наиболее тяжелых случаях даже при самой успешной работе удается добиться лишь адаптации в условиях жизни в семье, и иногда это (уметь умыться, одеться, приготовить пищу, убрать в квартире) представляется не менее сложной задачей, чем подготовить ребенка к школе. Дело не только в том, что в наиболее тяжелых случаях вопрос о школе, в традиционном для нас смысле, может и не возникнуть. Из-за неравномерности развития при аутизме и еще в большей степени из-за неправильного подхода к воспитанию, мы нередко получаем своеобразную «умную ненужность»: школьную программу ребенок хотя бы формально усваивает, но ни приготовить себе поесть, ни пойти куда-нибудь самостоятельно он не может, потому что ни одна из существующих школьных программ не подразумевает «обучения жизни». Да, бывает, что обладатель школьного аттестата или даже вузовского диплома испытывает огромные затруднения в том, как эти знания применить.

      Тем не менее, известно много случаев успешной социальной адаптации, когда люди с аутизмом добивались высокого социального и профессионального статуса. Примером могут служить профессор ветеринарии Темпль Грандин (США), общественный деятель Ирис Юхансон (Швеция), писательница Донна Уильямс (Австралия); закончили вузы и успешно работают некоторые наши бывшие воспитанники. Если же говорить о создании семей взрослыми людьми с аутизмом, то в случае легких форм расстройств семьи возникают довольно часто. Большинство детей от таких браков серьезными расстройствами не страдают, но при этом риск возникновения аутизма в потомстве все-таки выше, чем в других семьях: аутизм в очень значительной степени наследственно обусловлен. Потому в случае тяжелых форм расстройства вне зависимости от успеха коррекционной работы люди с аутизмом нуждаются в постоянной опеке и создание семьи маловероятно.

      О коррекционной работе

      Конкретные проблемы, выбор коррекционного подхода и тем более конкретных методик могут быть самыми различными, но можно все же выделить некоторые общие принципы.

      — Между родителями и специалистами должны установиться отношения, основанные на доверии и взаимопонимании, но при сохранении достаточного уровня критичности.

      — Коррекция детского аутизма должна начинаться возможно в более раннем возрасте. До трех лет диагноз детского аутизма, как правило, не выставляется: при подозрении целесообразно отнести ребенка к группе риска и начинать диагностические занятия продолжительностью не менее одного-двух месяцев. Даже если диагноз не подтвердится, занятия ничего, кроме пользы, ребенку не принесут.

      — Коррекция детского аутизма должна быть комплексной, и ведущее место отводится психолого-педагогической работе. Медикаментозное лечение под присмотром специалиста во многих случаях целесообразно и даже необходимо, но к назначению различных препаратов (особенно стимулирующего характера) нужно подходить очень осторожно.

      — Детям с аутизмом трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям, поэтому основные черты организации жизни ребенка в учреждении, которое он посещает, и дома должны быть одинаковыми или, по крайней мере, близкими.

      — Коррекционная работа остается необходимой на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей.

      — Коррекционная работа должна быть достаточной по объему и системной: четкая связь определенных видов деятельности с соответствующими участками учебных помещений и времени, в форме расписания.

      — При коррекционной работе формальный перенос чужого опыта недопустим, его нужно использовать с осторожностью и творчески.

      В заключение хочется привести очень показательный пример. Алешу привели на консультацию, когда ему было 1 год и 11 месяцев с подозрением на детский аутизм. Речи фактически не было (1-2 нечетких слова без обращения), обращенную речь не понимал, навыками опрятности не владел, в поведении отмечалось много различных стереотипий. В анамнезе у некоторых родственников отмечены аутистические черты. Мальчик был консультирован детским психиатром и неврологом. Консультация показала наличие знаков органического поражения мозга, что было подтверждено магнито-резонансной томографией (киста в ткани мозга). Электроэнцефалография выявила наличие эпилептогенного очага. Индивидуальная коррекционная программа была ориентирована в первую очередь на формирование навыков опрятности, далее — на развитие понимания речи и звучащей речи и организацию поведения.

      Организационно по окончании диагностического периода (около двух месяцев) маме (папа из-за занятости в воспитании Алеши участвует мало) была дана программа и инструкции по ее выполнению. Мама выполняла программу очень тщательно, при необходимости получала дополнительные консультации (очно или по телефону). Уже через месяц у ребенка сформировались навыки опрятности, в настоящее время он хорошо понимает обращенную речь (в близком возрастной норме объеме), появились обращение, простые фразы. Он стал более контактным и активным, любит заниматься. Проблем остается еще много, но «прорыв» уже произошел, и специалисты считают, что все это — благодаря прежде всего маме.

      На основании многолетнего опыта мы абсолютно убеждены, что если семья не мечется в поисках чуда, не ищет магов и волшебников, а активно участвует в коррекционном процессе, результаты его оказываются более благоприятными.

      serp.mk.ru