Лечения деменции детей

Органическая деменция у детей – приобретенная форма слабоумия, характеризующаяся снижением познавательной деятельности, утратой приобретенных практических навыков, усвоенных знаний. Заболевание проявляется снижением запоминания, мыслительных функций, временной и пространственной дезориентацией, нарушениями речи и письма, невозможностью самообслуживания. Диагностика включает инструментальные методы исследования головного мозга (МРТ, КТ), клинический опрос, осмотр невролога, психиатра, психодиагностические методики оценки когнитивной сферы, эмоциональных и личностных особенностей. Лечение предполагает применение психостимуляторов, ноотропных препаратов, психокоррекцию.

Причины органической деменции у детей

  • Нейроинфекции. Органическая деменция возникает как осложнение менингитов, энцефалитов, церебрального арахноидита.
  • В основе патогенеза органической деменции детского возраста лежит повреждение тканей головного мозга. Интоксикация, инфекционно-воспалительные и травматические экзогенные воздействия провоцируют дегенеративные изменения мозгового субстрата. Развивается дефектное состояние, проявляющееся деградацией психической деятельности: познавательных функций, практических умений, эмоциональных реакций, личностных черт. С патогенетической точки зрения органическая форма деменции рассматривается как остаточные явления поражений головного мозга. Она характеризуется стабильным снижением умственных функций без последующего усугубления.

    Классификация

    Органическая деменция у детей подразделяется по этиологическому фактору: интоксикационная, инфекционная и т. д. Другим основанием для классификации является степень тяжести патологии:

    • Легкая. Симптомы сглажены, у дошкольников зачастую долго не обнаруживаются, бытовые навыки остаются сохранными. У школьников нарастает учебная неуспеваемость, снижается социальная активность.
    • Тяжелая. Необходим постоянный надзор, нарушается речь, навыки самообслуживания.

    Симптомы органической деменции у детей

    Клиническая картина органического слабоумия у детей определяется возрастом. Церебральные поражения, перенесенные в школьном возрасте, характеризуются контрастом между эрудированностью, уровнем развития навыков и актуальными познавательными возможностями. Речь фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная, словарный запас достаточный, бытовые и школьные навыки сформированы. При общении с ребенком выявляется преобладание конкретно-ситуационного мышления: детализировано описываются пережитые события, суждения ориентированы на практические действия и результаты.

    Способность к абстракции проявляется в единичных случаях либо отсутствует: недоступно переносное значение пословиц, поговорок, непонятен юмор, затруднен перенос опыта из одной ситуации в другую. Усвоенные прежде знания сохраняются, но их использование ограничено, актуальная продуктивность мышления снижена. Внимание неустойчивое, быстро истощаемое, запоминание дается с трудом. Определяются аффективные и личностные нарушения. Ребенок неустойчив эмоционально, отмечаются частые перепады настроения. Исчезают нюансы эмоций, нарастает обеднение, уплощение. Тяжелые формы характеризуются преобладанием полярных состояний удовольствия-неудовольствия. Деградация личности проявляется сужением интересов, стремлением к удовлетворению элементарных потребностей.

  • Консультация психиатра. Исследование направлено на выявление эмоционально-личностных и когнитивных нарушений. Детский психиатр проводит диагностическую беседу: оценивает умственные способности, особенности эмоционального реагирования, поведения ребенка. Для уточнения глубины дефекта назначает патопсихологическое обследование.
  • Органическая деменция у детей требует дифференциальной диагностики с умственной отсталостью и прогрессирующей деменцией. В первом случае основное отличие заключается в характере снижения когнитивных функций и течении болезни: при умственной отсталости на первый план выходит снижение интеллекта, абстрактного мышления, относительная норма памяти, внимания. Снижение определяется недостаточной развитостью, а не распадом функций (как при деменции). Различение прогрессирующей и органической форм деменции выполняется на основе этиологического фактора, оценки интеллектуальных функций в динамике.

  • Фармакотерапия. Назначаются средства, улучшающие обмен веществ мозговых нервных клеток, мозговой кровоток. Повышению умственных способностей, выносливости при психических и физических нагрузках способствует применение ноотропных средств, психостимуляторов.
  • Психолого-педагогическая помощь. Психокоррекционные занятия проводит психолог-педагог, клинический психолог. Они направлены на развитие мыслительных способностей, внимания, памяти. Организуются с учетом церебрастенических/энцефалопатических нарушений ЦНС пациента. В зависимости от степени деменции определяется уровень учебной нагрузки.
  • Прогноз и профилактика

    При постоянном врачебном контроле прогноз деменции в большинстве случаев благоприятный: наблюдается медленный прогресс, в отдельных случаях достигается стойкая ремиссия – больной посещает обычную школу, справляется с нагрузками. Стоит помнить, что процесс восстановления очень длительный, требует ежедневного ухода, лечения. Профилактика органической деменции у детей затруднительна, так как нарушение является следствием другого заболевания. Поддерживающими мерами являются внимательное отношение к самочувствию ребенка, своевременное лечение инфекционных и других болезней, создание условий для минимизации риска травм. Развитие психоэмоциональных расстройств предупреждается путем создания благоприятной, доброжелательной семейной обстановки, активного совместного времяпрепровождения.

    Органическая деменция у детей

    Название заболевания «резидуальная органическая деменция» имеет латинское происхождение. «Резидуальный» означает «оставшийся», «сохранившийся», подчеркивает состояние, не поддающееся изменению, коррекции. Слово «органический» указывает на наличие поражений тканей мозга. «Деменция» переводится как «понижение», «утрата разума». Распространенным синонимичным названием является «слабоумие», «органическое слабоумие». Эпидемиология заболевания хорошо изучена у пациентов от 65 лет, данных о распространенности патологии среди детей недостаточно. Отчасти это связано со сложностью диагностического процесса: симптомы перекрываются проявлениями основного заболевания.

    Детское слабоумие развивается после воздействия на организм ребенка факторов, нарушающих работу структур мозга. Причинами болезни являются:

  • Черепно-мозговые травмы. Заболевание может стать следствием ушиба головного мозга, открытых повреждений.
  • ВИЧ-инфекция, СПИД. Поражение центральной нервной системы приводит к развитию энцефалопатии, проявляющейся слабоумием.
  • Токсическое поражение ЦНС. У детей повреждение структур головного мозга наблюдается при интоксикации лекарственными препаратами (блокаторами ДНК-гиразы, антихолинергическими веществами, кортизоном), тяжелыми металлами (свинцом, алюминием). У подростков выявляются случаи алкогольной и наркотической деменции.
  • Умеренная. Ребенок нуждается в уходе, поддержке со стороны взрослого.
  • У детей дошкольного и раннего возраста симптоматика органической деменции иная. Центральное место занимает выраженное психомоторное возбуждение. Ребенок эмоционально неустойчивый – реакции радости быстро сменяются гневом, плачем. Эмоциональная сфера крайне обеднена: не формируется чувство привязанности, отсутствует тоска по матери, нет реакций на похвалу, порицание. Усилены элементарные влечения, развивается прожорливость, сексуальность. Инстинкт самосохранения ослаблен: пациент не опасается незнакомцев, не тревожится в новой обстановке, не боится ситуаций, связанных с высотой, огнем. Внешне неопрятен, неряшлив.

    Познавательные функции нарушены тотально. Восприятие расплывчатое, суждения поверхностны, носят случайный характер, строятся на базе спонтанного образования ассоциаций, повторения без осмысления. Анализ ситуации и перенесение опыта недоступны – обучаемость снижена, усвоение нового материала затруднено. Абстрактное мышление отсутствует. Определяются грубые расстройства внимания. Интеллектуальный дефект, внутренняя дезорганизованность проявляются упрощением игры: преобладает бесцельная беготня, катание по полу, бросание и разрушение игрушек, предметов. Принятие правил, освоение игровых ролей недоступно.

    Поражение областей головного мозга влияет на психическое развитие ребенка. Онтогенетический процесс не останавливается, но искажается, что приводит к осложнениям. Недостаточность регуляторных механизмов ЦНС снижает адаптацию организма к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Кризисные этапы онтогенеза нередко сопровождаются церебрастеническими, психопатоподобными состояниями, судорожными припадками, психотическими эпизодами. Например, половое созревание может спровоцировать патологическое изменение характера (агрессивность, пренебрежение социальными нормами), дать старт эпилепсии. В период легких инфекционных заболеваний, травм наблюдаются неадекватно интенсивные реакции.

    Диагностика

    Органическая деменция у детей выявляется с помощью клинических, инструментальных и патопсихологических методов. Процесс диагностики включает следующие этапы:

  • Консультация невролога. Специалист проводит опрос, собирает анамнез, оценивает общее состояние ребенка, сохранность рефлексов. Для определения характера повреждения, выявления атрофических процессов направляет на инструментальные обследования головного мозга: ЭхоЭГ, МРТ, ЭЭГ, КТооо. По результатам данных клинического и инструментального обследования врач устанавливает основной диагноз, предполагает наличие деменции.
  • Консультация клинического психолога. После беседы с пациентом патопсихолог подбирает комплекс диагностических методов, направленных на исследование уровня памяти, интеллекта, внимания, мышления. В результатах описывается актуальное состояние когнитивных функций, тотальность или парциальность снижения, обучаемость. При сопутствующих нарушениях эмоционально-личностной сферы применяются проективные методики (рисуночные, интерпретационные с образным материалом), опросники (опросник Личко, патохарактерологический диагностический опросник). По итогам определяется патохарактерологическое развитие, преобладание эмоционального радикала, оценивается риск личностной и социальной дезадаптации.
  • Лечение органической деменции у детей

    Лечение детского органического слабоумия – длительный процесс, требующий системности и организованности от детей, родителей, врачей. Основная терапия направлена на устранение неврологического заболевания. Коррекция когнитивных, эмоциональных нарушений выполняется следующими методами:

    www.krasotaimedicina.ru

    Органическая Деменция у Детей

    Деменцией, или приобретенным слабоумием, в медицине называется патологическое нарушение в головном мозге, в результате которого человек теряет способность приобретать различные навыки, познавать мир и более того, растрачивает уже имеющиеся знания. Данное заболевание наиболее характерно для людей преклонного возраста, из-за чего нередко его называют «старческим маразмом». Однако в редких случаях слабоумием могут страдать и дети. Откуда возникает деменция у детей и возможно ли вылечить этот недуг? На эти и другие вопросы ответим в данной статье.

    Отличие деменции от олигофрении

    Учитывая, что врожденное либо приобретенное в результате травм и инфекций психическое недоразвитие ребенка называется олигофренией, многие склонны путать эту болезнь с деменцией. Существенное их отличие в том, что при олигофрении страдает не только мышление ребенка, но и вся психическая деятельность в зародыше, тогда как при деменции, которая может возникать у детей после 2 или 3-летнего возраста, нарушаются уже частично сформировавшиеся функции интеллекта. В медицине данная патология носит название «органическая деменция».

    Симптомы деменции

    К характерным признакам детского слабоумия можно отнести потерю уже приобретенных навыков, то есть ребенок теряет речь, способность к самообслуживанию и даже привязанность к близким людям. Часто наблюдается отсутствие целенаправленной мыслительной деятельности, нарушение памяти и внимания. Таким малышам порой сложно запомнить простые вещи, к примеру, собственное имя. Кроме того, ребенок часто ведет себя неадекватно ситуации, может иметь повышенные, а также извращенные влечения. Действия его импульсивные, да к тому же у него притупляется либо полностью отсутствует инстинкт самосохранения и чувство страха.

    У детей школьного возраста степень деградации личности при деменции часто опережает снижение интеллектуального развития. Наблюдается искажение игровой деятельности, которая становится стереотипной и однообразной. Со временем круг интересов такого ребенка сужается, а стимулы деятельности угасают. Стремления больного ограничиваются лишь элементарными потребностями, да и те могут ослабевать.

    Причины деменции

    Развиться данное заболевание может по многим причинам, к примеру, в результате перенесенного менингита, серьезной черепно-мозговой травмы, поражения сосудов мозга или же по причине отравления центральной нервной системы медикаментами. В редких случаях привести к деменции могут и некоторые наследственные заболевания обмена веществ у малышей, а также раковая болезнь мозга.

    Лечение деменции

    Терапевтическое лечение этого недуга должен проводить квалифицированный врач-психиатр. Процесс лечения долгий, но даже в этом случае далеко не всегда результат гарантирован. Курс терапии зависит от заболевания, спровоцировавшего деменцию, а также от состояния больного, но в любом случае специалист назначает препараты улучшающие мозговой кровоток и налаживающий обмен веществ в мозге.

    Фармакологическое лечение рассматриваемого недуга подразумевает регулярный прием психостимуляторов, таких как Сиднокарб, Этимизол, или Кофеин-бензоат натрия. Очень часто врачи советуют принимать тонизирующие препараты растительного происхождения, на основе лимонника, женьшеня, элеутерококка или левзеи. Стоит отметить, что эти препараты благотворно воздействуют на нервную систему, отличаются низкой токсичностью и повышают выносливость при физических, а также умственных нагрузках. Не обойтись при лечении деменции у детей и без ноотропных препаратов, которые влияют на память, обучение и умственную деятельность. Для этого наиболее подходят средства Пирацетам, Луцетам, Ноотропил и Нооцетам. Берегите своих детей!

    www.ja-zdorov.ru

    Деменция у детей

    При различных поражениях головного мозга может возникнуть острое психическое нарушение, которое называется деменцией. Есть и другие толкования этого слова, например, «слабоумие», или прогрессирующий распад сложившегося интеллекта, то есть это не совсем строгий термин.

    Виды деменции

    У детей выделяют:

    1. резидуально-органическую деменцию,
    2. прогрессирующую деменцию,

    Эти виды разделяются в зависимости от характера патогенетических механизмов. При менингите может появиться резидуально-органическая деменция, она же возникает при значительных черепно-мозговых травмах, и отравлениях ЦНС медикаментами.

    Прогрессирующая деменция у детей считается самостоятельным заболеванием, которое может являться частью структуры наследственно-дегенеративных пороков и заболеваний ЦНС, а также поражений сосудов головного мозга. Сам синдром слабоумия связывают по названию с болезненной формой ребенка, приведшей к этим проявлениям слабоумия.

    Симптомы деменции у детей

    Деменция зачастую является симптомом олигофрении, шизофрении и иных серьезных психических патологий у детей. У них деменция по большей части выражается в заметном затухании умственных способностей, главной среди которых является память, то есть резко снижается способность к запоминанию. Таким детям весьма сложно запомнить даже такие элементарные вещи, как свое имя.

    Симптомы деменции у детей проявляются довольно рано, а основными причинами заболевания в раннем возрасте бывают болезнь Альцгеймера и патология сосудов головного мозга. Намного реже встречаются деменции, спровоцированные раковыми заболеваниями головного мозга, либо сильными черепно-мозговыми травмами. Диагностируя деменцию у детей, врачи берут во внимание стадию олигофрении и тяжесть заболевания. Диагностика проводится с помощью тестов и непрерывного врачебного наблюдения, однако применяются и такие лабораторные исследования, как резонансное сканирование головного мозга и томография.

    Лечение заболевания

    Лечение деменции у детей – довольно продолжительный процесс, он проходит под контролем врача-психиатра, однако стойкого улучшения добиваются далеко не всегда. Больным с подобным заболеваниям необходим ежедневный уход.

    Лечение деменции у детей проводят с учетом происхождения болезни и течения основного процесса. Для снижения скорости развития болезни врач-психиатр назначает средства, улучшающие обмен веществ мозговых нервных клеток и мозговой кровоток.

    При резидуально-органической деменции предпочтение отдается психолого-педагогическим собеседованиям.

    То есть первая ступень, это диагностика деменции, а вторая — определение причины ее возникновения. Явные синдромы еще не являются основанием для постановки диагноза деменции. Если у ребенка значительно нарушен уровень сознания и его психическое состояние не дает возможности адекватно оценить его психический статус, то и диагноз поставить не удастся.

    Осложнения

    Иногда больные деменцией демонстрируют депрессивное состояние, но это тоже не явный симптом деменции у детей, хотя это и может натолкнуть на подозрение о развивающейся деменции. Эта депрессия в основном проявляется на ранних этапах болезни, ведущих к последующей деменции. Прогрессирование болезни сопровождается непременным ухудшением умственных возможностей, но депрессии встречаются заметно реже.

    В детском возрасте деменция и олигофрения являются понятиями, связанными между собой.

    Деменция, чаще всего, это следствием различных заболеваний, поэтому лечить ее должен только специалист, врач-психиатр и невропатолог.

    Фармакологическое лечение деменции

    Фармакологическое лечение деменции подразумевает применение средств группы психостимуляторов, например, кофеина (Кофеин-бензоат натрий), мезокарба (Этимизол, Сиднокарб). Из средств растительного происхождения применяют тонизирующие препараты:

  • элеутерококка,
  • женьшеня,
  • лимонника,
  • левзеи и ряда других.
  • Эти средства, воздействуют на ЦНС и повышают выносливость при психических и физических нагрузках, они малотоксичны и больные хорошо их переносят.

    К числу Ноотропных средств относят:

  • Нооцетам,
  • Ноотропил,
  • Луцетам,
  • Пирацетам
  • препарат гидролизата мозга животных – Церебролизин.
  • nmedicine.net