Нарушение просодической стороны речи при заикании

Особенности просодической стороны речи у заикающихся

В ряде работ отечественных авторов говорится о нарушении ритма, мелодики, динамической гармонии речи заикающихся.

В свете концепции Н.П.Бехтеревой, нарушение просодической стороны речи является частью устойчивого патологического состояния, которое формируется при возникновении и развитии заикания.

Заикание прежде всего сказывается на темпо-ритмическом рисунке фразы. Темп речи, как правило, ускоренный, обусловлен желанием сообщить необходимые сведения в промежутке между судорогами, скорее «отговорить», окончить тяжкий труд, которым является в этих условиях речь. Заикающихся подгоняют тревога, волнение, связанные с актом речи. Темп неровен и может значительно изменяться даже в одной фразе.

Речевые судороги дезорганизуют и ритмическую сторону речи. Речевой поток может неожиданно прерываться, что в свою очередь ведет к нарушению синтагматического и психологического паузирования. Исчезает упорядоченность, стройность речевого потока, его звучность.

Аппликация как вид изобразительной деятельности в старшей группе ДОУ
Дети пяти-шести лет способны овладеть довольно большим объемом умений и навыков по аппликации, совершенствовать их при вырезании и наклеивании узоров из геометрических и растительных форм, предметов простой и более сложной формы и строения, при выполнении сюжетно-тематических композиций. Наряду с в .

Психологические особенности дошкольного образования
Еще в раннем возрасте возникают и начинают развиваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к современной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей. В дошкольном возрасте игра становится веду .

Культура поведения и профессиональная этика
Остановимся несколько подробнее на вещах, казалось бы, очевидных. Выше мы уже не раз говорили о культуре человеческих отношений. В данном случае речь о ней пойдет применительно к поведению человека. Ведь каждый из нас так или иначе «ведет себя», совершает какие-либо поступки, действия по отношению .

www.rankpedagogy.ru

Особенности просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с различными формами заикания Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Андриевская Л.А., Ибрагимова О.К.

В данной статье рассматривается проблема развития просодического компонента у детей с заиканием . Актуальность поднятой проблемы подчеркивается необходимостью своевременной работы по формированию данного компонента, поскольку вовремя, воздействуя на просодическую сторону речи , можно повлиять на другие ее компоненты заикающихся детей и на их речь в целом.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Андриевская Л.А., Ибрагимова О.К.,

Текст научной работы на тему «Особенности просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с различными формами заикания»

семейным и начинающим туристам, так как река не опасна при прохождении.

Основная часть. Ежегодно в институте физической культуры и спорта студенты проходят летнюю учебную практику. В 2015 году состоялся сплав по реке Амга. В сплаве принимали участие студенты 2 курса группы БЖ-14 и 3 курса группы БЖ-13. Всего 25 человек, из них 19 юношей и 6 девушек, включая трех руководителей учебной практики. Расстояние между городом Якутском и точки старта сплава составляет больше 350 километров по федеральной трассе. Общая протяженность маршрута по реке «Амга» составляет 390 километров с Верхней Амги до поселка Оннес Амгинского улуса.

Дорога на автобусе длилась 10 часов, кроме этого была переправа через реку Лена на пароме с Верхнего Бестяха до Качикатцев. По дороге была остановка в маленьком поселке Улуу Алданского района, чтобы перекусить [2].

В село Верхняя Амга приехали примерно в 17 ч., остановка произведено под мостом. Погода была пасмурной, и шел мелкий дождь. Сразу после приезда разделились на три команды, к каждой команде было предоставлено по одному катамарану. После этого каждая команда начала надувать катамараны и распаковывать теплые вещи, по инструкции. После этого команды начали слаживать вещи в катамараны, который в первый положили продукты, во второй и третий спальники, палатки и свои вещи. Во время сплава был строгий распорядок дня, каждая команда дежурила по очереди. В дежурство входило: утренняя зарядка, готовка еды, сборка и разборка палаток. Так же есть общие правила для всех: это мытье посуды, сбор мусора, а самое главное соблюдение личной гигиены. Учебная практика по водному туризму длилась 10 дней.

Вывод. Такой вид учебной практики формирует коллективизм, терпение, взаимовыручку, лидерские задатки. В водном туризме проявляется характер человека, насколько он готов к прохождению разных препятствий, готовность к различным сложностям в природных условиях. Кроме этого, приобретение опыта по технике управление катамараном, получение опыта по преодолению преград на воде: повороты, мелководье, быстрое течение. Также приобретение туристских навыков — это вязание узлов, подготовка мест и разжигание костра, установка и сбор палатки, подготовка еды, рассуждение и анализ прохождения туристского маршрута.

Таким образом, этот вид учебный практики раскрывает большие перспективы для дальнейшего развития водного туризма, а именно сплава по рекам Якутии на катамаранах и приобретение бесценного опыта каждому человеку.

Список использованной литературы:

© Захарова Т.В., Тарасов А.Е., 2015

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск, Российская Федерация О.К. Ибрагимова магистрант первого года обучения Челябинский государственный педагогический университет учитель-логопед МАДОУ «ДС №85», г. Челябинск, РФ

ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ЗАИКАНИЯ

В данной статье рассматривается проблема развития просодического компонента у детей с заиканием.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Актуальность поднятой проблемы подчеркивается необходимостью своевременной работы по формированию данного компонента, поскольку вовремя, воздействуя на просодическую сторону речи, можно повлиять на другие ее компоненты заикающихся детей и на их речь в целом.

Речь, заикание, формы заикания, просодика, просодический компонент, просодическая сторона речи, дети

старшего дошкольного возраста, дети с заиканием.

Речь является формой передачи мысли средствами языка и основным способом коммуникации. Наряду с ее содержательной стороной, большое значение для восприятия ее слушателем имеет просодическая сторона речи. Просодия является наивысшим уровнем развития языка. Её расстройства негативно влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей.

Просодия (от греческого, prosodia — ударение, припев) понимается как «членение речи и соединение расчлененных частей, таких как повышение и понижение основного тона, расстановка ударений, относительное ускорение или замедление речи и разрыв произнесения» [1, с. 3].

Просодику нельзя рассматривать отдельно от таких важнейших аспектов коммуникации, как мимика, поза, взгляд, жест. Все эти обязательные элементы общения создают специфическую эмоциональную окраску речи, способствуют передаче не только вербального сообщения, но и подтекста, который часто определяет основной смысл высказывания. Как известно, в норме все названные элементы задействованы в речевом общении, дополняя друг друга. При заикании разрушается единство, целостность различных сторон речевой коммуникации, процесс общения оказывается нарушенным, в том числе вследствие дисгармонии, рассогласования различных элементов единой функциональной системы.

В свете концепции Н.П. Бехтеревой, нарушение просодической стороны речи является частью устойчивого патологического состояния, которое формируется при возникновении и развитии заикания. Поскольку заикание — это «нарушение темпо-ритмической организации речи обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата» [3, с. 2], оно прежде всего сказывается на темпо-ритмическом рисунке фразы.

Темп речи у заикающихся, как правило, ускоренный, обусловленный желанием сообщить необходимые сведения в промежутке между судорогами, скорее «отговорить», закончить «тяжкий труд», которым является в этих условиях речь. Заикающихся подгоняют тревога, волнение, связанные с актом речи, темп которой неровен и может значительно изменяться даже в одной фразе.

Речевые судороги дезорганизуют ритмическую сторону речи. Речевой поток может неожиданно прерываться, что в свою очередь ведет к нарушению синтагматического и психологического паузирования. Исчезает упорядоченность, стройность речевого потока, его звучность [2, с. 4].

Из-за стремления скрыть дефект от окружающих возникает нечеткая артикуляция, причем согласные утяжеляются, а гласные как бы «цедятся» сквозь зубы. Нечеткая артикуляция, с одной стороны и присущие заикающимся тревога и страх с другой, влекут за собой хронические голосовые зажимы, в результате чего звучание переводится в верхний голосовой регистр. В речи заикающихся, как правило, недостаточно представлен низкий голос с грудным звучанием, а также средний голос с хорошо развитым головным и грудным звучанием. Крайне неэффективно задействованы диафрагмальная опора, нижние резонаторы, что увеличивает нагрузку на голосовые связки. Даже при отсутствии явной инспирации заикающиеся обычно ощущают во время речи постоянный недостаток воздуха. Дополнительный вдох перед синтагмой вряд ли может существенно облегчить их страдание, которое объясняется не столько недостатком воздуха, сколько неэкономным его использованием, толчкообразным выдохом. Речь теряет звучность, перестает быть «концентрированным пением», как у хорошо говорящих людей.

Таким образом, существенной стороной рассматриваемого дефекта является деформация темпа и ритма речи (речевой плавности), что на фоне постоянного эмоционального напряжения, тревоги, страха ведет к нарушению многих сторон интонации: паузирования, мелодики, динамической гармонии и т.д. У заикающихся нарушены все характеристики музыкальности речи. Они теряют способность к эмоциональной окраске последней и изъясняются с помощью заученных, застывших интонационных схем и шаблонов.

Крайне зависимые от внешней оценки, заикающиеся дети боятся заявить о себе, в их речи не

проявляется личность, не ощущается отношения к высказываемому. У заикающихся, несмотря на значительные личностные различия, вариабельность интонационного рисунка крайне мала. Их речь имеет весьма ограниченный подтекст [4, с. 54].

Заканчивая характеристику особенностей просодики заикающихся, отметим, что наиболее серьезные нарушения в этой области имеют место при тяжелом заикании, протекающем на резидуально органическом фоне. Скудность словарного запаса чаще всего коррелирует с бедностью интонационного словаря. Это наблюдается у детей, страдающих общим недоразвитием речи, и еще более усугубляется, если на этом фоне возникает заикание.

Для речи заикающихся дошкольников характерны особенности развития выразительности их речи, что выражается в изменении всех интонационных характеристик.

Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод, что при преодолении заикания работа над выразительностью речи занимает важное место, так как является связующим звеном в единой системе речевой деятельности. Формируя этот элемент, мы влияем на другие компоненты речи заикающихся и на их речь в целом, поскольку именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи. Список использованной литературы:

1. Белякова, Л.И. Речевые паузы в нормальной речи и при заикании. / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, -Вопросы психологии. № 3, 1993. — 94 с.

2. Горелик, Я.М. Родителям о заикании. / Я.М. Горелик, — М.: ИРИА Маренго Интернейшнл принт, 2002. — 81 с.

3. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов пед. высш. учеб. заведений. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской, — М.: ВЛАДОС, 2003. — 159 с.

4. Селиверстов, В.И. Заикание у детей. Пособие для логопедов. / В.И. Селиверстов, — М.: 1994. — 67с.

© Андриевская Л.А., Ибрагимова О.К., 2015

Д.В. Иванова, преподаватель Технологический колледж ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ),

г. Челябинск, Российская федерация

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО МОНИТОРИНГА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

Важной тенденцией в современном образовании, наряду с усилением ориентации на формирование компетентностей, становится наблюдение преподавателем за достижениями/прогрессами обучающихся по дисциплине, а так же отслеживание и фиксация динамики собственных образовательных достижений самими студентами.

Ролевая игра, мониторинг, иностранный язык.

Организация регулярного мониторинга процесса обучения и фиксация динамики результатов, поможет

cyberleninka.ru

Особенности просодической стороны речи у заикающихся 1170

ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

В последнее время все больше внимания обращается на изучение просодической стороны речи людей, страдающих заиканием. М.Вингейт говорит о заикании как о «просодическом дефекте», который проявляется в перемежающихся нарушениях ударений. Г.Бергман также сводит заикание к нарушению просодики. По его данным, эпизоды заикания встречаются главным образом на ударных слогах, интервалы между которыми в речи заикающихся очень изменчивы даже в отсутствие речевых судорог. Он также отмечает у них затруднения с постановкой ударения. Другая просодическая особенность речи заикающихся выражается в ограничении способности к модуляции голоса. Факт монотонности речи при заикании широко известен. О.Фон Эссен и Х.Фернау Хорн даже выделяли монотонность речевой мелодии как основной симптом заикания.

В литературе имеются отдельные рекомендации, направленные на коррекцию просодической стороны речи. Так, Н.П.Тяпугин замечает, что выразительность речи достигается игрой слогов и логических ударений. Многие советуют корригировать мелодику речи заикающихся, используя музыкотерапию и логопедическую ритмику. Авторы указывают на возможность достижения выразительной речи демонстрацией правильных ее образцов.

Просодику нельзя рассматривать отдельно от таких важнейших аспектов речевого общения, как мимика, поза, взгляд, жест. Все эти обязательные элементы коммуникации создают специфическую эмоциональную окраску речи, способствуют передаче не только вербального сообщения, но и подтекста, который часто определяет основной смысл высказывания. Как известно, в норме все названные элементы задействованы в речевом общении. Они дополняют друг друга. При заикании разрушается единство, целостность различных сторон речевой коммуникации, процесс общения оказывается нарушенным, в том числе вследствие дисгармонии, рассогласования различных элементов единой функциональной системы.

Заикание прежде всего сказывается на темпо-ритмическом рисунке фразы. Темп речи, как правило, ускоренный, обусловлен желанием сообщить необходимые сведения в промежутке между судорогами, скорее «отговорить», окончить тяжкий труд, которым является в этих условиях речь.

В речи заикающихся царит хаос, который особенно ощутим, когда они стоят перед необходимостью развернутого высказывания. Страх перед фатальным беспорядком становится значимой частью невротической составляющей заикания. Из-за стремления скрыть дефект от окружающих возникает нечеткая артикуляция, причем согласные утяжеляются, а гласные как бы «цедятся» сквозь зубы. Купол практически перестает использоваться как резонаторная полость, и в целом речь создает впечатление «каши во рту».

Нечеткая артикуляция, с одной стороны, присущие заикающимся тревога и страх с другой, влекут за собой хронические голосовые зажимы, в результате чего звучание переводится, в основном, в верхний голосовой регистр. В речи заикающихся, как правило, недостаточно представлен низкий голос с грудным звучанием, а также средний голос с хорошо развитым головным и грудным звучанием. Крайне неэффективно задействованы диафрагмальная опора, нижние резонаторы, что увеличивает нагрузку на голосовые связки. В большинстве случаев такая речь представляет собой «шелест на связках», при котором воздушная струя используется крайне неэкономно. Даже при отсутствии явной инспирации заикающиеся обычно ощущают во время речи постоянный недостаток воздуха. Дополнительный вдох перед синтагмой вряд ли может существенно облегчить их страдание, которое объясняется не столько недостатком воздуха, сколько неэкономным его использованием, толчкообразным выдохом.

Состояние речи усугубляется фиксированностью пациентов на отдельных звуках. Звукофобия является одной из причин, способствующих формированию «твердой атаки» звуков. Речь теряет звучность, перестает быть «концентрированным пением», как у хорошо говорящих людей.

Таким образом, существенной стороной рассматриваемого дефекта является деформация темпа и ритма речи (речевой плавности), что на фоне постоянного эмоционального напряжения, тревоги, страха ведет к нарушению многих сторон интонации: паузирования, мелодики, динамической гармонии и т.д. У заикающихся нарушены, по существу, все характеристики музыкальности речи. Они теряют способность к эмоциональной окраске последней и изъясняются с помощью заученных, застывших интонационных схем и шаблонов. У заикающихся нарушено живое общение с собеседниками.

Наиболее серьезные нарушения в области просодии имеют место при тяжелом заикании, протекающем на резидуально органическом фоне. Особенно в случаях, когда речевая судорога возникает при отстающем речевом онтогенезе. Несомненно, существует возраст, когда все лингвистические, а значит, также интонационные возможности развиваются наиболее продуктивно. Скудность словарного запаса чаще всего коррелирует (имеет некую взаимосвязь) с бедностью интонационного словаря. Это наблюдается у детей, страдающих общим недоразвитием речи, и еще более усугубляется, если на этом фоне возникает заикание.

Более тяжелые нарушения интонационной стороны речи отмечаются у заикающихся, которые воспитывались в неблагоприятной микросоциальной среде. Напротив, там, где речь ребенка формировалась на правильных речевых образцах, где дети жили в обстановке добра и любви, слушали музыку, их интонационные возможности стали богаче и способность интонировать сохранилась в более значительной степени, несмотря на заикание.

Вышеприведенные наблюдения могут быть истолкованы в свете современных представлений о функциональной асимметрии полушарий мозга.

Речевой сигнал (высказывание, сообщение) относится к системам знаковых уровней организации и несет информацию двоякого рода. Во-первых, это собственно вербальная информация, основным носителем которой является слово, точнее, заключенное в нем понятие. Ответственность за такого рода информацию обычно несет левое полушарие. Во-вторых, это эмоциональная информация, определяющая интонационную окраску речи, подтекст, заключающий в себе отношение говорящего к сказанному, но не находящий прямого выражения в самих словах. Такая информация получила название экстралингвистической. Управление ею осуществляет правое полушарие мозга.

Как указывает П.Г.Симонов, именно эта вторая система является доминирующей в звуковой коммуникации ребенка в доречевой период. Овладение речью, однако, не приводит к утрате экстралингвистической коммуникации.

Оба полушария головного мозга интегрируются в единую функциональную систему, хотя каждое из них имеет свои специфические внешние каналы передачи информации. Так, вербальная система, представленная посредством объективных кодов (слов), использует преимущественно артикуляторный аппарат при минимальном участии интонации. Экстралингвистическая система, отвечающая за эмоциональную окраску речи, использует, по-видимому, другие механизмы, сопутствующие речи и влияющие на нее. Из повседневного опыта общения хорошо известно, что интонированная речь сопровождается мимикой, жестом, движением головы, плеч и пр. Однако для логопедической практики более важным является утверждение, что интонированная речь практически невозможна без этих сопутствующих движений.

Напрашивается гипотеза, что именно сопутствующие движения определяют механизм формирования интонационно окрашенной речи. Причем имеются в виду как движения в прямом смысле (рук, плеч, мышц лица, груди), которые могут приводить к изменению резонансных характеристик речевого аппарата, так и напряжение или расслабление мышц гортани или голосовых связок, от чего зависят частота основного тона, тембр голоса и т.п. Эти многочисленные и разнообразные движения позволяют сравнить аппарат речи здорового человека с музыкальным инструментом типа электрооргана, где различные рычаги, клавиши и педали дают возможность придать основной мелодии новую богатую аранжировку и иногда до неузнаваемости изменяют ее [31].

studepedia.org

Статья по теме:
Особенности нарушения просодики при различных дефектах речи.

Нарушения просодической стороны речи входят в структуру дефекта при дизартрии,заикании, нарушении голоса, ринолалии, являются распространёнными, имеют стойкий характер и с трудом поддаются коррекции. Нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи. Смазанная, невнятная речь не даёт возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее происходит его психическое развитие.

Предварительный просмотр:

Особенности нарушения просодики при различных дефектах речи.

Проблемами дизартрии занимались такие авторы, как О.В.Правдина, Е.Н.Винарская,Е.М.Мастюкова, Н.В.Серебрякова, Л.В.Лопатина, М.В.Ипполитова и другие.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы. Основные симптомы дизартрии определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. Речь при дизартрии смазанная, нечёткая. Нередко нарушен темп речи, который может быть ускоренным (тахилалия) или замедленным (брадилалия). Иногда отмечаются чередования ускоренного и замедленного темпа речи. Фраза формулируется нечётко, недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов, бормотание к концу фразы. Наблюдаются и нарушения голоса: голос обычно тихий, часто неравномерный — то тихий, то громкий, монотонный, иногда гнусавый, часто хриплый. При бульбарной дизартрии голос слабый, глухой, истощающийся. Гласные и звонкие согласные оглушены. Тембр речи изменён по типу открытой гнусавости. Речь замедленна, резко утомляет больного.

При псевдобульбарной дизартрии голос слабый, сиплый и хриплый, гласные и согласные звуки произносятся глухо, но иногда наряду с оглушением звонких согласных, наблюдается озвончение глухих согласных. Тембр речи гнусавый, особенно гласные заднего ряда и твёрдые согласные со сложным артикуляционным укладом. Наиболее частым первым проявлением дизартрии является наличие псевдобульбарного синдрома, первые признаки которого можно отметить уже у новорождённого. Это- слабость крика или его отсутствие (афония). Крик у таких детей длительное время остаётся тихим, плохо модулированным, нередко с носовым оттенком, иногда в виде отдельных всхлипываний, которые производятся в момент вдоха. По мере роста всё больше выявляется недостаточная интонационная выразительность крика, голосовых реакций. Звуки гуления, лепета отличаются однообразием и проявлением в более поздние сроки.По мере роста ребёнка голос остаётся слабым и хриплым, нарушается речевое дыхание.

При подкорковой дизартрии расстройства произношения чрезвычайно разнообразны, часто непостоянны. Голос бывает напряжённым, резким, хриплым, колеблющемся в тембре и громкости. Иногда голос в процессе речи затухает и переходит в шёпот. Как правило, расстраивается темп, ритм, и мелодика речи. Эмоциональные оттенки в речи не выражены, речь монотонная, однообразная, немодулированная. Наблюдается затухание голоса, переходящее в неясное бормотание.

При мозжечковой форме дизартрии речь замедленная, толчкообразная,

скандированная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы. [1]

При корковой форме дизартрии голос и тембр речи не нарушен.Ритмические структуры слов имеют тенденцию к превращению в цепочки открытых ударных слогов. Артикуляция согласных напряжена, начальные и конечные согласные нередко удлинены и толчкообразны. Речь напряженная, замедленная.

Стёртая дизартрия — одна из степеней выраженности дизартрии-характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием очаговой неврологической микросимптоматики. В основе нарушения артикуляции при этом расстройстве могут лежать лёгкие остаточные нарушения иннервации артикуляционного аппарата, которые выявляются только при углублённом неврологическом исследовании. В речевой симптоматике помимо нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, наблюдаются просодические нарушения: речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный. [2]

Следующим дефектом речи, при котором страдает просодическая сторона речи является ринолалия. Такие авторы как М.Д.Дубов, А.Г.Ипполитова, И.И.Ермакова выделяют, что важным симптомом при ринолалии является расстройство речи, которое проявляется в нарушении тембра голоса — открытой гнусавости и нарушения образования отдельных звуков — артикуляции.

Расстройства голоса при ринофонии и ринолалии многообразны. Ведущим является изменение тембра голоса – открытая назализация — неприятный носовой резонанс, придающий к тому же смазанное, глухое звучание всей речи. Назализация возникает из-за отсутствия разграничения носовой и ротовой полостей. Она значительно изменяет акустические характеристики фонем. Голос становится монотонным, неполётным и слабым.

Расщелина нёба, как анатомический дефект надставной трубы, приводит к ассиметрии в строении резонаторных полостей гортани, глотки, носа, а также дискоординирует функцию комплекса: нёбо- гортань, в котором нёбо играет роль пускового двигательного возбудителя. Доказано, что положение мягкого нёба вызывает изменение положения голосовых складок. Поэтому нарушение целостности, анатомическая и функциональная ассиметрии голосовых складок, что снижает силу голоса, делает его сдавленным, истощимым, немодулированным.

Патологические качества голоса усугубляются нарушением фонационного дыхания.

Патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата обусловливают многообразные отклонения в развитии не только звуковой стороны речи, в разной степени страдают структурные компоненты речи.

В устной речи отмечаются обеднённость и аномальные условия протекания долингвистического развития детей с ринолалией. В связи с нарушением речедвигательной периферии ребёнок лишается интенсивного лепета. Наиболее типичные лепетные звуки п, б, т, д, артикулируются ребёнком беззвучно или очень тихо в связи с утечкой воздуха через носовые ходы и тем самым не получают слухового подкрепления у детей.

Страдает не только артикуляция звуков, но и просодические элементы речи.

Наиболее существенными проявлениями дефектности фонетического оформления устной речи является нарушения всех оральных звуков речи засчёт подключения носового резонатора и изменения аэродинамических условий фонации. Звуки становятся назальными, т. е. изменяется характерный тон согласных, Речь ребёнка с ринолалией в целом малоразборчива. [3]

Заикание — нарушение темпо — ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание известно человеку, по- видимому также давно, как давно существует человеческая речь. Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться долгие годы.

Р. Е. Левина, Г. А. Волкова, Ю.И. Кузьмин, И. А. Поварова отмечают, что заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из- за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания: высоте и силе звука, темпе речи. Нарушаются словесные ударения, интонация, ритм.

Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, изменяются громкость и темп произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевыми намерениями, эмоциональным состоянием заикающегося.

Помимо этого, отмечаются приспособительные изменения позы, мимики,

ПРИ НАРУШЕНИИ ГОЛОСА:

Наше звукопроизношение тесно связано с голосом, поэтому расстройства голоса нарушают правильную речь.

Голос – это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли и контролируется корой головного мозга.

Проблемами нарушения голоса занимались такие авторы как М.Е.Хватцев,

Е.С.Алмазова, О.В.Правдина, С.Л.Таптапова и другие.

Ф.А.Ивановская отмечает, что функция речи есть выражение мыслей и чувств человека, а её средствами являются грамматика, синтаксис, фонетика.

Правильно построенная фраза бывает, не полна без эмоциональной окраски. Она не выражает ни личного отношения к излагаемому материалу, ни взаимных отношений разговаривающих. Наряду с синтаксисом смысл фразы определяют логические ударения, паузы. Фонетически это выражается в повышении высоты тона, замедлении или изменении звука голоса. Чем богаче интонация и выразительность голоса, тем легче доносить до слушателя существо мысли и оттенки чувств. Ни один музыкальный инструмент не имеет такой выразительности, как человеческий голос.

Иметь хорошую речь – это, значит, иметь правильное произношение, дыхание и голос.

О.В.Правдина в своей работе «Патология голоса» обращает внимание на функциональные и органические нарушения голоса. К функциональным относятся невротические нарушения (заикание), снижение слуха, период мутации. К органическим — «певческие» узелки на гортани и голосовых связках, папилломатоз гортани и голосовых связок. Органические нарушения голоса центрального порядка наблюдаются при различных видах дизартрий.

Недостаточная сила голоса может зависеть от слабости дыхательного аппарата, или от недостаточного энергичного смыкания голосовых связок.

Определения «прерывистый», «дрожащий» указывают на нарушения плавности звучания, причиной чего могут быть гиперкинезы, судороги мышц гортани или дыхательных мышц. Захлёбывающийся голос обычно бывает при речи на вдохе. (При дискоординации дыхания и голосообразования).

Приглушённо звучит голос, застревающий в задней ротовой полости и поэтому быстро затухающий.

Трескучий голос зависит от напряжённого звучания гласных и утрирования согласных, что наблюдается у заикающихся и глухих.

Носовой, гнусавый оттенки голоса являются показателями попадания части воздушной струи в носоглотку.

При раздражении и набухании, как всей гортани, так и самих голосовых связок и даже только при скоплении слизи в гортани, смыкание голосовых связок бывает неполное, неплотное; через них прорывается «дикий» воздух, в результате чего голос звучит сипло.

Хриплый голос, есть следующая, более сильная степень сиплого голоса; причиной этого могут быть отёки, опухоли в гортани, стеноз гортани, нарушения иннервации голосовых связок, т. е. парезы и параличи мышц гортани и голосовых связок.

[1] Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М., 1977.

nsportal.ru