Первые симптомы аутизма у детей

Каковы первые симптомы аутизма у детей?

Аутизм (или расстройства аутистического спектра) — это нарушение развития при котором у человека снижена способность эффективно обучаться в процессе социального взаимодействия. Есть множество навыков, которым дети учатся у своих родителей или у других людей, и которым детям с аутизмом научиться крайне затруднительно. Задержка или своеобразие развития этих навыков, в частности задержка в формировании речи, понимании речи, задержка и своеобразие формирования игры и других социальных и коммуникативных навыков – все это может являться симптомами аутизма, и не заметить их практически невозможно. Например, в возрасте полутора лет ребенок с аутизмом может плохо реагировать на обращения к нему, может как будто не слышать речь, у него может не появляться жестов или слов (обычно к полутора годам мы ожидаем как минимум 10-15 слов и большого количества жестов).

В возрасте двух лет у ребенка может по-прежнему быть отставание в развитии речи (может не быть слов и фраз, которые к двум годам уже должны появиться), но может быть и очень своеобразное развитие речи — ребенок может говорить не для общения (например, часто повторять услышанные им слова и фразы), испытывать сложности в том, чтобы побеседовать, рассказать что-то про себя. Часто в этом возрасте становятся заметными особенные игры — они могут быть очень однообразными (с повторением одних и тех же действий), могут быть очень необычными (например, ребенок может играть с телом и ощущениями, разглядывая источники света, прислушиваясь к определенным звукам и так далее). Для родителей детей в возрасте от 18 до 24 месяцев разработан специальный опросник М-chat, который может помочь выявить риски аутизма. Вы можете пройти тест здесь аутизм-тест.рф

У более старших детей можно заметить сложности в общении со сверстниками, когда они с одной стороны могут стремиться к общению, с другой — не уметь играть в общие игры, беседовать, подстраиваться под правила игр.

Поведение людей с расстройством аутистического спектра очень сильно отличается в зависимости от того, сколько им лет, какой у них уровень развития и уровень интеллекта, какую они получали и получают помощь, и как устроена вокруг них среда. Но вне зависимости от этого, все они будут иметь постоянные сложности в социальном взаимодействии и коммуникации, именно это будет важным для того, чтобы диагностировать аутизм (расстройство аутистического спектра).

— отсутствие зрительного контакта (тоесть он есть, ЗК, детки прекрасно следят за окружающими и смотрят в глаза, но только пока вы не начинаете в ответ их эмоционально грузить), то есть взгяд глаза-в-глаза они с трудом выносят несколько секунд, и то в хорошем настроении и в состоянии покоя. Дольше — для них пытка, чуть ли не физически больно, буквально вызывает панические атаки и тп неприятности.

— высокая чувствительность к громким звукам. Повышаете голос (вне зависимости от эмоц фона, например любимая собака решит погавкать, или кто-то рядом заголосит, или вы вякнете «епрст» или «гооооо-о-о-ол. «) — дите в рев и начинает биться в истерике, пока не обнимешь и не начнешь тихонько утешать и обьяснять, что все нормально и ему ничего не угрожает.

— повторяющиеся действия (взмахи руками, раскачивания, бодания, кусания самого себя за руку например, битье головушкой об стену/пол/того кто обидел-напугал, . ). Аутистов это успокаивает, как остальных поглаживание по голове или жевание вкусняшки.

— полный игнор мягких игрушек и кукол по их прямому назначению, то есть в игры «понарошку», имитирующие социальные взаимодействия.

— часто проблемы с режимом сна/бодрствования (очень остро реагируют на любое давление со стороны окружающих).

— ограниченный рацион, критическое отношение к любой незнакомой пище. Причем пробовать на вкус в период 0-3 года все подряд — это все как у всех. Но сожрать с голодухи какую-нибудь незнакомую капусту/кабачок/конфету/котлету — фиг вам, аутисту проще голодать неделю.

— частые простуды и проблемы с пищеварением. По последним исследованиям у аутистов в 97 процентах случаев очень специфический дисбактериоз в кишечнике, в следствие чего слабый иммунитет и в половине случаев — тяжелые пищевые аллергии, причем восновном на глютен (пшеница, рожь, еще длинный список). Явное улучшение состояния (спокойствие, хорошее настроение, дружелюбие и усидчивость) однозначно приходят после 2-3х месяцев на диете, полностью исключающей эти аллергены. Но диету надо поддерживать долго, прямо очень долго, лет до 12-15 точно. Так что сделать анализ «аллергия на глютен» — это очень важно при малейшем подозрении. Эта же аллергия часто бывает причиной СДВГ и агрессии у деток, а ее лечение диетой — облегчает или снимает полностью эти симптомы.

А самое главное, имхо, понимать, что у вашего ребенка сохранен интеллект. Да, он тормозит и цепляет якорем, он часто сердится и не горит желанием поболтать с вами за жизнь, он тихо ненавидит любые стадные развлечения и не желает выполнять инструкции. Увы и ах.

Но он умница и гений, и внутри он такой же добрый, веселый и любопытный как вы сами и как все дети. Просто он быстрее остальных устает от общения, и ему нужна ваша поддержка и понимание, а главное вера в него. Не предавайте своих деток разочарованием. Любите, учите, ищите подходы с каждой новой задачей — и они вас миллион раз заставят рыдать от восторга.

thequestion.ru

Первые признаки аутизма у ребенка

Родителям очень трудно согласиться с тем, что их малыш имеет проблемы с развитием. Однако в случае аутизма чем раньше вы заметите его симптомы, тем лучше — желательно, если это сделано в первые 18 месяцев жизни. Правильная коррекция позволит вашему ребенку обучаться, воспитываться и развиваться так, чтобы полностью преодолеть ограничения аутизма.

Как распознать аутизм

Расстройства, характерные для аутизма во всех его вариантах, вызывают задержки в таких основных областях развития, как говорение, игра и взаимодействие с другими людьми. Признаки и симптомы аутизма варьируются, как и его воздействие на развитие ребенка. У некоторых детей отмечаются лишь незначительные сложности, другие сталкиваются с серьезными проблемами. Как бы то ни было, каждый ребенок-аутист имеет сложности по крайней мере в трех сферах: коммуникация — как словесная, так и несловесная, выстраивание взаимосвязей с другими людьми и окружающим миром, формирование гибкого мышления и поведения.

Среди врачей, родителей и специалистов-психологов нет единого мнения о том, какие причины вызывают аутизм, как правильно вести себя с аутистом, и еще многих важных вопросах. Однако один факт не вызывает сомнения: ранняя интенсивная коррекция приносит большую пользу. Это особенно важно для детей, составляющих группу риска, и детей, у которых наблюдаются только незначительные симптомы.

Выявление аутизма в раннем возрасте — задача родителей Именно родители способны первыми заметить настораживающие сигналы. Они хорошо знают своего ребенка, постоянно общаются с ним и могут увидеть то, чего не заметит педиатр за 15 минут осмотра. Но чтобы понимать, что укладывается в понятие нормы, а что — не совсем, нужно иметь определенный запас знаний.

  • Наблюдайте, как развивается ваш ребенок. Особенно тщательно следите за тем, как малыш преодолевает основные рубежи в социальном и эмоциональном развитии и познавательной сфере. Вовремя ли это происходит? Сами по себе задержки в развитии — еще не диагноз, но они свидетельствуют о повышенном риске аутизма.
  • Действуйте, если нужно. Конечно, если ваш малыш заговорил или сделал первые шаги раньше (или позже) других, это еще не повод для паники. Понятие «нормы» применительно к развитию очень широко. Но если ребенок не прошел возрастные вехи в том или ином аспекте развития или вам кажется, что что-то идет не так, обязательно посоветуйтесь с врачом.
  • Не используйте подход «поживем-увидим». Некоторые родители так и делают — ждут. Это худший из всех возможных подходов. Так вы можете потерять время и не использовать шансы на улучшение в самом подходящем возрасте. Кроме того, и при аутизме, и при других задержках развития дети, как правило, не «перерастают» эти проблемы, им нужна дополнительная квалифицированная помощь.
  • Доверяйте своей интуиции, ведь никто не чувствует ребенка лучше, чем мама и папа. Конечно, если вы обратитесь к врачу, он должен будет провести тщательное обследование и установить характер и степень задержек в развитии. Но бывают случаи, когда даже квалифицированные специалисты упускали из виду или недооценивали важные симптомы. Так что если вы «печенкой чувствуете», что проблемы есть, обратитесь к другому врачу, ведь два мнения лучше одного.
  • Обратите внимание на такой важнейший симптом аутизма, как потеря некоторых навыков: обычно это случается в возрасте от 12 до 24 месяцев. Иногда дети, которые уже начинали разговаривать, играть или пользоваться жестами (махать «пока-пока», например) перестают это делать. Любая потеря такого рода — однозначный сигнал отставания в развитии.
  • Признаки аутизма у малышей

    Если признаки аутизма выявлены в младенчестве, то лечение может быть очень успешным благодаря пластичности молодого мозга. Интенсивная терапия, начатая в возрасте до полутора лет, способна полностью преодолеть его симптомы. Самые ранние признаки аутизма включают не столько аномальное поведение, сколько отсутствие нормального. Именно поэтому их трудно распознать. Иногда родители даже рады тому, что у них тихий спокойный ребенок, который не требует внимания.

    Нужно знать признаки, на которые следует обратить внимание:

  • ребенок избегает визуального контакта, в частности, во время кормления;
  • не улыбается в ответ на вашу улыбку;
  • не реагирует на свое имя или знакомый голос;
  • не следит взглядом за предметами;
  • не машет «пока»,
  • не делает других коммуникативных жестов;
  • не показывает на предметы, на которые указываете вы;
  • не пытается привлечь к себе внимание звуками;
  • не обнимает и не отвечает на объятия;
  • не подражает вашим движениям и мимике;
  • не просится на руки;
  • не участвует в общих играх или коллективных действиях;
  • не просит помочь ему.
  • Есть неско лько знаков, которые должны вас не просто насторожить, а заставить немедленно действовать:

  • к 6 месяцам — малыш не улыбается и не проявляет радости ни в каких ситуациях;
  • к 9 месяцам — не реагирует на улыбку, не повторяет звуки или мимику;
  • к 12 месяцам — не реагирует на имя, не лепечет и не пытается разговаривать, не жестикулирует;
  • к 16 месяцам — не разговаривает;
  • к 24 месяцам — не произносит двусловных осмысленных фраз.
  • Признаки и симптомы аутизма у детей постарше

    По мере взросления первые признаки аутизма становятся разнообразнее. Существует очень много сигналов и симптомов, но в целом их можно объединить в несколько групп: неразвитость социальных навыков, трудности с говорением, трудности с невербальной коммуникацией и негибкость поведения. В сфеер формирования социальных навыков можно выделить такие особенности: отсутствие интереса к другим людям и к происходящему вокруг; неумение устанавливать контакты, играть или дружить с другими детьми; ребенок предпочитает, чтобы его не трогали и не обнимали; не играет в имитационные игры, не дает вовлечь себя в общие занятия; испытывает трудности с выражением или пониманием чувств; кажется, не слышит, как с ним разговаривают; не делится с другими (игрушками, картинками и др.).

    Речевые трудности

    Дети с аутическими склонностями часто испытывают трудности в овладении речевыми навыками. Как правило, они поздно начинают разговаривать. Обратите внимание на такие проявления: разговаривает «не своим» голосом, с ненормальным тоном или ритмом (например, заканчивает каждое предложение так, будто это вопрос); твердит одни и те же слова и фразы; повторяет вопрос вместо того, чтобы отвечать на него; говорит о себе в третьем лице; допускает многочисленные грамматические ошибки и «неправильные» слова; затрудняется выразить свои желания или нужды; не понимает простейшие вопросы или утверждения; понимает все сказанное слишком буквально (не замечает подтекста, иронии и других полутонов).

    Трудности невербальной коммуникации

    Это трудности, связанные с использованием «языка тела» и мимики, что значительно усложняет невербальную коммуникацию. На них могут указывать такие симптомы: не смотрит в глаза; выражение лица не соответствует содержанию того, что говорит; не перенимает от других людей выражение лица, тон или жесты; крайне редко использует жесты, ведет себя как «автомат» или робот; необычным образом реагирует на новые виды, звуки, запахи и проч., особенно чувствителен к громкому шуму; двигается необычным образом (например, ходит исключительно на цыпочках). Признаки негибкого поведения Дети-аутисты часто демонстрируют негибкое поведение, ограниченное несколькими привычными моделями. В частности, для них характерны следование устоявшейся рутинной процедуре (например, один и тот же маршрут в школу и домой); избегает всякого рода изменений в обстановке или распорядке дня (впадает в истерику при перестановке мебели или если его отправляют спать в непривычное время); манера размещать предметы в одном и том же порядке; интересуется очень узкими темами, часто с использованием цифр и символов (например, заучивание графика движения транспорта, картографической информации и проч.); подолгу расставляет игрушки определенным образом или выполняет одни и те же действия (монотонно крутит колеса игрушечного автомобиля или наблюдает за работой вентилятора); снова и снова повторяет одни и те же действия, например, хлопает в ладоши или раскачивается. Хотя повторение однотипных действий считается самостимуляцией, по мнению некоторых исследователей, это не стимулирует, а успокаивает аутиста. В число самых распространенных входят: хлопанье в ладоши, раскачивание вперед-назад, встряхивание пальцами, перемещение пальцев перед глазами, долгое смотрение на огонь или на движущиеся предметы, сжимание головы ладонями (ладони на ушах), щелканье выключателем, повторение слов или звуков, выстраивание игрушек в одну линию.

    Что делать, если вы заметили симптомы аутизма и чувствуете беспокойство за своего ребенка?

    Разумеется, обратиться к специалисту: установить их природу, степень задержки развития или аутизма, а после этого и разработать программу коррекции можно только в результате полноценного обследования.

    medoblako.ru

    Каковы признаки аутизма у детей до года?

    Аутизм — это одно из серьезных нарушений психического развития. Диагностировать его у детей до года практически невозможно, поскольку не существует медицинских анализов, которые могли бы выявить данное отклонение. Понять, что ваш малыш — аутист, вы сможете только наблюдая за его поведением и отмечая наличие у него характерных признаков.

    Аутисты — это особенные дети, зачастую проявляющие себя как талантливые неординарные личности, но таким малышам очень сложно вести социально активную жизнь. Они совершенно не похожи на сверстников и даже не стремятся ни подражать им, ни контактировать с ними. Как распознать признаки аутизма у своей крохи, и помочь малышу максимально адаптироваться в обществе?

    Что это такое?

    Аутизм — это не болезнь, а нарушение восприятия и коммуникации, причем оно имеет несколько градаций. У одних детей симптомы отклонения выражены больше, а у других — малозаметны и практически не мешают им общаться и контактировать с людьми. Малыши-аутисты поначалу не явно отличаются от сверстников, но по мере взросления симптоматика, делающая их особенными, проявляется все сильней и сильней. Так почему же эти дети не такие как все?

    Круглосуточно наш мозг получает от зрительных, слуховых и осязательных органов информацию и обрабатывает ее. Таким образом мы воспринимаем и реагируем на окружающую действительность. У детей-аутистов это восприятие несколько нарушено — важные вещи они могут не воспринимать, а какие-то мелочи ими усваиваются очень интенсивно. Именно поэтому они и реагируют на мир иначе, чем обычные люди.

    Аутистам очень важна монотонность жизни, им не нравится, когда что-либо новое появляется в их окружении или образе жизни. В зависимости от тяжести отклонения, «новизна» может принести им легкий дискомфорт или же довести до истерики. Из-за этой особенности их мозг очень тяжело воспринимает информацию, порой, чтобы приучить аутиста чистить зубы утром и вечером, необходимо потратить несколько месяцев, день за днем прививая им эту привычку.

    Дети, отклонение в восприятии которых не было вовремя замечено и скорректировано, не способны обслужить себя и не могут общаться с людьми. Вот почему важно рано увидеть у малыша наличие тревожных симптомов и приступить к его адаптации с помощью квалифицированного психолога.

    В последние годы диагноз «аутизм» ставится все чаще особенным пациентам. Если еще десятилетие назад на 1000 обычных детей приходился всего один аутист, то сейчас динамика выявления отклонения становится пугающей. Нарушение восприятия проявляется у одного малыша из 50 мальчиков и 80 девочек.

    Поскольку симптомы аутизма носят в основном поведенческий характер, выявить отклонения у новорожденных детей невозможно. С трудом нарушения можно диагностировать и у малышей до года, поскольку симптоматика является не специфической. Те или иные признаки могут соотноситься с особенностями характера дитя или носить временный характер.

    Например, чрезмерная капризность, внезапно проявившаяся, может говорить о возрастном кризисе грудничка до года, а длящаяся постоянно — о пробелах в воспитании или наличии проблем с нервной системой.

    Малыши с аутизмом начинают отличаться от своих сверстников еще в первые месяцы:

  • грудничок не стремится прижаться к матери;
  • не просится на ручки;
  • не смотрит в глаза;
  • не всегда реагирует на звуки;
  • не всегда откликается на свое имя;
  • преобладает периферическое зрение — малыш не следит за движущимися у него перед глазами объектами, но при этом реагирует на перемещения объектов сбоку.

Но эти признаки аутизма еще не основание для «диагностики» отклонения у детей до года. Тем более нельзя говорить о нарушении восприятия относительно новорожденных, основываясь на том, что они не реагируют на звуки, поскольку слуховые органы малышей в первый месяц только начинают функционировать.

Перечисленные симптомы аутизма могут быть всего лишь временными явлениями у детей до года, которые вскоре благополучно пройдут, и ваша кроха вырастет общительной и вполне обычной.

По мере взросления и освоения речевых и двигательных навыков, симптомы аутизма у детей нарастают. У малышей ближе к году и старше они делятся на три группы:

Социальные

  1. Ребенок не стремится контактировать с детьми и со взрослыми, ему гораздо комфортней находиться одному.
  2. Избегает зрительного контакта — выслушивая вас, ребенок-аутист будет наблюдать за вашими жестами или губами.
  3. Дети с аутизмом не любят телесного контакта.
  4. Если на исходе первого года у обычных детей отмечается стремление к подражательству и копированию, то аутисты лишены этого; малыш не будет играть в ролевые игры с куклами, «разговаривать», как папа, по телефону и повторять за вами движения.
  5. Дети могут относиться чрезмерно холодно к домочадцам, не привязываясь ни к кому; обратная форма аутизма характеризуется постоянной патологической привязанностью к одному из членов семьи.
  6. Особенность восприятия окружающего мира аутистами проявляется в специфическом выборе игрушек — малыша не будут интересовать яркие покупные предметы, он может долгое время заниматься с совершенно не предназначенными для младенцев объектами: потертой шахматной фигуркой, камушком или ручкой от сковородки.

    Коммуникационные

  7. У ребенка-аутиста чаще всего отмечается задержка развития речи, он говорит мало и крайне неохотно.
  8. Малыш редко улыбается в ответ.
  9. Кроха неохотно будет реагировать на ваши просьбы показать что-либо или подать определенный предмет.
  10. Ребенок-аутист будет избегать общества других детей и контакта со взрослыми.
  11. В речевом запасе ребенка намного больше, чем у его сверстников, несуществующих слов.

    Монотонность

  12. Аутисты могут практически без остановки повторять простые усвоенные движения.
  13. С трудом привыкают к переменам обстановки, малышей может пугать новая одежда или появившийся в комнате предмет мебели.
  14. Дети-аутисты весьма негативно могут отреагировать на появление незнакомых людей в доме или на их обилие в общественных местах.
  15. Малыши строго следуют установившемуся распорядку дня, и если вы опустите какой-то «элемент» из традиционного графика, это может привести к капризам.
  16. Аутисты избегают новизны и в сфере принятия пищи: один раз попробовав определенную кашу, он будет есть только ее, не допуская подмены или попыток украшения блюда ягодами или фруктами.

Симптомы аутизма нарастают и проявляются все ярче вместе со взрослением ребенка. Первые признаки опытный специалист может отметить еще в возрасте 3 месяцев благодаря диагностическим тестам, но наиболее точно «вынести вердикт» можно примерно в 3 года.

Точных причин проявления аутизма до сих пор не выявлено, ученые только предполагают, что вызвать данное отклонение могут:

  • сложные роды;
  • родовые черепно-мозговые травмы;
  • поражение ЦНС инфекциями во внутриутробный или послеродовой период;
  • стресс, вредные привычки или заболевание матери во время закладки нервной трубки плода;
  • прирожденная эмоциональная нестабильность, из-за которой ребенок сам закрывается от мира.
  • Специалисты в последнее время отмечают случаи возникновения приобретенного аутизма, когда совершенно здоровый ребенок постепенно перестает контактировать с окружающими, стремится к одиночеству, увлекается каким-то определенным занятием, и у него отмечается деградация речевых навыков. Как правило, такое неврожденное отклонение связывают с тем, что с малышом не занимаются, либо в семье сложилась неблагоприятная для нормального психофизического развития обстановка.

    Вылечить аутизм невозможно, но все ваши силы после постановки этого диагноза должны быть направлены на социальную адаптацию своего ребенка, ведь без нее ему придется довольно тяжело. Он не сможет посещать детские образовательные учреждения, общаться со сверстниками, вести общественную деятельность, обслуживать себя, а впоследствии не сможет работать и завести семью.

    Вам будут рекомендованы посещения психолога, с которым вы будете вместе на протяжении долгих лет сотрудничать и стараться сделать малыша максимально «нормальным». Долговременная коррекция аутизма будет направлена на адаптацию ребенка к обществу и привитию ему необходимых для самообслуживания и взрослой жизни навыков. Поскольку такие дети особенные, вам придется внедрять в их устоявшийся распорядок дня необходимые манипуляции день за днем.

    Вместе с психологом вы разработаете индивидуальную программу коррекции аутизма, подходящую именно для вашего малыша, по завершении которой он сможет стать максимально социализированным и коммуникабельным. Готовьтесь, что процесс адаптации затянется на долгие годы и потребует от вас и вашего дитя большой выдержки и тяжелого морального труда.

    Старайтесь не повышать на ребенка голос и терпеливо учить его день за днем одним и тем же навыкам, постепенно приучайте его к новым людям и к контактам с другими детьми. Найдите в своем городе семьи, столкнувшиеся с подобной проблемой, возможно, их личный опыт адаптации поможет вам.

    newbabe.ru

    Признаки аутизма у новорожденных

    Пугающее слово «аутизм» еще несколько десятилетий назад знали немногие, хотя данное нарушение развития нервной системы психиатр Л. Каннер описал еще в 1943 г.

    Поскольку распространенность данного нарушения в последнее время встречается все чаще, большинство современных родителей не только слышали о таком явлении, но и в общих чертах имеют представление о его сути.

    Что такое аутизм?

    Аутизм является общим расстройством развития, при котором наблюдается выраженный всесторонний дефицит общения и социального взаимодействия, интересы ограничены, а действия носят повторяющийся характер. Суть заболевания заключена в его названии – жесты и речь человека, страдающего аутизмом, не направлены на внешний мир, отсутствует и социальный смысл действий.

    При этом наличие аутизма не означает, что этот человек не в состоянии испытывать привязанность, сочувствие или склонен нарушать нормы поведения (так бывает при наличии социопатии) – аутисты испытывают проблемы с коммуникацией, но даже при отсутствии речи малыш с аутизмом испытывает привязанность к родителям так же, как и любой ребенок без отклонений.

    Диагноз «аутизм» для многих родителей звучит как приговор, но далеко не в каждом случае проявления заболевания связаны с нарушением интеллектуального развития.

    Поскольку расстройства аутического спектра отличаются разнообразными проявлениями, у ребенка кроме ограниченности интересов и нарушенной взаимной коммуникации может наблюдаться нарушение внимания, задержка речевого развития, ритуальное поведение и другие отклонения от нормы при среднем или даже высоком уровне интеллекта. При том что аутист испытывает трудности с социальным взаимодействием, он также испытывает эмоции (привязанность к близким и др.) и не стремится к одиночеству.

    Безусловно, по сравнению с другими детьми, аутист отличается рядом особенностей, но жизнь таких детей во многих случаях сохраняет осмысленность и наполненность, а при легкой форме заболевания во взрослом возрасте нарушение может проявляться только специфической манерой общения и узостью интересов.

    Несмотря на статистическое увеличение случаев аутизма, распространенность заболевания по сути не увеличивается – рост статистических показателей связан с объединением аутизма (детского и атипичного), синдрома Аспергера и первазивного расстройства развития в понятие «расстройства аутического спектра» (до внесения изменения в классификацию диагноз «аутизм» ставился только при наличии задержки речи).

    Проявление аутизма в классическом понимании термина наблюдается:

  • В возрасте до 3-х лет (детский аутизм).
  • После 3-х лет (атипичный аутизм, для которого характерно отсутствие одного из основных диагностических критериев или позднее начало). Наблюдается чаще при наличии других расстройств, в том числе и при умственной отсталости.
  • Причины развития аутизма

    Некоторое время назад считалось, что развитие аутизма связано с общей причиной, которая затрагивает генетический, когнитивный и нейрональный уровни. Поскольку уже выявлено множество генов, потенциально способных влиять на развитие аутизма, но эффект этих «кандидатов» очень мал, большинство ученых предполагает, что это расстройство вызывается совокупностью причин (генетических, эпигенетических и внешних), чаще действующих одновременно.

    О внешних причинах аутизма достоверных данных пока не существует, но к потенциально опасным факторам, способным вызвать аутизм у ребенка, в настоящее время относят:

  • Токсичные вещества (пестициды, растворители, тяжелые металлы и др.);
  • Инфекционные заболевания (синдром врожденной краснухи и, возможно, другие инфекции);
  • Пренатальный стресс.
  • Приблизительно в 90% случаев детский аутизм является следствием генетических мутаций. Важно отметить, что у совершенно здоровых родителей в результате новых мутаций, не наблюдающихся в предыдущих поколениях, может родиться ребенок-аутист.

    Признаки аутизма

    У детей, страдающих аутизмом, внешние недостатки отсутствуют – ребенок-аутист обычно отличается хорошим физическим здоровьем и внешней привлекательностью.

    Строение мозга у таких детей не нарушено, но функциональность нейронных связей высокого уровня и их синхронизация снижены.

    Признаки детского аутизма даже в младенческом возрасте вызывают интуитивную тревогу родителей – у ребенка редко наблюдается улыбка при появлении близких, снижена реакция на социальные стимулы, отсутствует интерес к другим людям. Комплекс оживления, естественный для ребенка при появлении взрослого, распространяется также на неживые предметы (такая реакция в смягченном варианте может присутствовать и у взрослого при наличии аутизма). У новорожденных симптомы аутизма не проявляются.

    Лепет, который в норме появляется в 6–10 месяцев, у ребенка отсутствует до года, малыш при этом не жестикулирует сам, а предпочитает выражать свои желания рукой другого человека.

    Ребенок-аутист не имитирует чужое поведение, не пытается взаимодействовать с другими детьми, не участвует в невербальном общении и не приближается к чужим. Эмоции других людей оставляют его равнодушным, но звуковые или осязательные раздражители часто вызывают чересчур бурную реакцию (истерику в том числе). На раздражители другого типа и на позу кормления реакция часто ослаблена, удовольствия после кормления малыш не проявляет.

    Признаки аутизма включают также отсутствие:

  • первых слов к 16 месяцам;
  • спонтанных фраз из двух слов к концу 2-го года (автоматическое повторение не учитывается).
  • Речь маленького ребенка-аутиста содержит мало согласных звуков, обмен звуками с другими людьми происходит вразнобой, словарный запас ограничен. Малыш-аутист редко сопровождает жесты словами, редко комбинирует слова, практически никогда не делится с другими своими переживаниями и крайне редко обращается с просьбами. У ребенка также наблюдается эхолалия (повторение чужих слов) и реверсия местоимений – малыш не меняет местоимение (например, говорит о себе «ты», «тебе» и т.д.).

    Функциональную речь ребенок-аутист может освоить только при совместном внимании родителей (например, если ребенка попросить показать рукой на игрушку, он будет чаще всего смотреть на руку, а не на сам предмет).

    У детей аутизм проявляется также сложностью перехода от слов-обозначений к связной речи. Трудности вызывают также игры, требующие воображения. Кроме того, аутист при контакте с другими людьми редко смотрит им в глаза.

    О возможном развитии аутизма говорит и утрата части языковых или социальных навыков, которая может проявиться у ребенка в любое время.

    Признаки аутизма проявляются также:

  • Стереотипией, при которой малыш часто совершает бесцельные движения (например, ребенок трет руки, раскачивается или вращает головой).
  • Склонностью соблюдать некие правила (располагать объекты определенным образом и т.д.).
  • Потребностью поддерживать однообразие (например, ребенок может сопротивляться перемещению предметов в комнате и др.).
  • Аутоагрессией, при которой активность ребенка направлена на причинение вреда самому себе. Наблюдается у 30% детей с аутизмом.
  • Строгим соблюдением последовательности повседневных действий (ритуальное поведение).
  • Узкосфокусированными интересами (ограниченное поведение, при котором малыш интересуется только одной игрушкой и т.д.).
  • Эти признаки аутизма не являются специфичными (они присутствуют и при других нарушениях развития), но только при аутизме эти симптомы ярко выражены и проявляются часто.

    У конкретных детей наблюдаются не все симптомы, характерные для аутизма.

    Необязательным, но относительно распространенным симптомом аутизма является:

  • Генерализованная недостаточная обучаемость, которая не всегда является свидетельством низкого интеллектуального уровня (этот термин также применяется по отношению к детям с нормальным интеллектуальным уровнем и наличием некоторых проблем с чтением и письмом). Этот симптом выявляется у большинства детей, страдающих от аутизма. Низкий уровень IQ наблюдается при тяжелых формах аутизма, а при легких формах расстройства уровень интеллекта может быть выше среднего (даже в том случае, когда уровень интеллекта не отклоняется от нормы, возможны сложности с обучением).
  • Наличие припадков эпилептического типа. Припадки чаще начинаются в подростковом возрасте, выявляются у ¼ детей с генерализованной недостаточной обучаемостью и только у 5% детей с IQ в пределах нормы.
  • Проблема с концентрацией внимания (СДВГ). Эта проблема может наблюдаться при навязанных взрослыми заданиях, но отсутствовать при самостоятельно выбранной задаче, но может присутствовать и постоянно.
  • Приступы вспышек гнева, которые возникают при нарушении привычного распорядка или постороннего вмешательства в ритуалы. Вспышки гнева могут возникать также из-за неспособности ребенка сообщить о своих потребностях.
  • У ребенка также могут наблюдаться другие симптомы, не являющиеся отличительными признаками аутизма. Аутист может отличаться необычными способностями (от дословного запоминания больших объемов текста до выдающихся способностей в изобразительном искусстве, музыке, построении сложных трехмерных моделей и др.).

    У ребенка часто повышена способность к сенсорному (при помощи органов чувств) восприятию мира, присутствует необычная реакция на сенсорные стимулы, однако эти симптомы не являются отличительной чертой заболевания.

    Дополнительные признаки аутизма включают:

  • Избыточную или недостаточную реактивность (например, при избыточной реактивности ребенка могут доводить до слез громкие звуки, а при недостаточной реактивности малыш при перемещении может натыкаться на предметы).
  • Потребность в сенсорной стимуляции (малыш ритмически раскачивается или совершает другие подобные действия).
  • Проблемы с моторикой (у ребенка ослаблен тонус мышц, наблюдаются трудности при планировании движений или ходьбе на цыпочках). Тяжелые двигательные нарушения в результате аутизма не наблюдаются.
  • Отклонение в пищевом поведении. Присутствует у 2/3 детей-аутистов. Чаще всего аутист избирателен в выборе блюд, но подобное поведение может включать также наличие связанных с едой ритуалов и отказ от приема пищи (признаки недоедания при этом отсутствуют). Симптомы проблем с желудочно-кишечным трактом наблюдаются в таких случаях у небольшого количества детей.
  • Нарушения сна. У ребенка при аутизме можно обнаружить трудности с засыпанием и частые пробуждения среди ночи или рано утром.
  • Поскольку детский аутизм у каждого ребенка проявляется в разных формах и сопровождается разными симптомами, этот диагноз ставится при наличии трех основных критериев:

  • недостатка социальных взаимодействий;
  • нарушенной взаимной коммуникации;
  • ограниченности интересов и повторяющегося репертуара поведения.
  • У ребенка в более взрослом возрасте наблюдаются трудности при распознавании лиц и эмоций других людей. Аутист испытывает проблемы при знакомстве с другими людьми, ему трудно поддерживать дружеские отношения, но это не значит, что ребенок стремится к одиночеству. Ощущение одиночества у ребенка возникает в результате недостатка общения, которое является следствием низкого качества отношений.

    Братья и сестры для ребенка-аутиста чаще объект восхищения, чем конкурент, поэтому конфликты между детьми возникают редко.

    Во взрослом возрасте аутист отличается от окружающих людей замкнутой внутренней жизнью, эмоции такого человека часто бедны. Происходящие во внешнем мире события не затрагивают внутренний мир человека с аутизмом, и в то же время аутист не является равнодушным – так, он не выражает сочувствие, но может попробовать помочь с решением проблемы того, с кем общается.

    Как ребенок-аутист воспринимает окружающий мир

    В представлении большинства людей диагноз «аутизм» ассоциируется с неполноценностью и инвалидностью, поэтому такое заболевание у ребенка для родителей является синонимом полной катастрофы – им кажется, что их малыш будет однозначно несчастен и ограничен в возможностях. Однако это не совсем так – при сравнении с другими детьми малыш даже при легкой форме аутизма однозначно будет отличаться специфическим поведением и трудностями при обучении, однако несчастным ребенок-аутист не будет.

    Симптомы данного заболевания отличаются многообразием, поэтому таких детей объединяет между собой только проблема общения с другими живыми существами. Во всем остальном каждый аутист с легкой формой заболевания является неповторимой личностью, обладающей своими способностями, интересами и навыками.

    Большинству окружающих сложно представить себе этапы развития аутиста (у родителей ребенка возникают те же сложности) — для них заболевание кажется лишением того, что у них было, утратой определенных ощущений и навыков. На самом деле аутист развивается иначе, чем люди с отсутствием этого заболевания.

    Аутисты иначе ощущают себя в этом мире и обладают другими навыками и интересами – аутист не понимает выражения лиц окружающих, способен часами говорить о своем интересе (такое поведение часто отталкивает), но он способен полностью и досконально изучить определенную тему и испытывать при этом полное удовлетворение. Аутист может быть счастлив, приводя имеющиеся факты в определенную систему, его в любом возрасте может восторгать и целиком поглощать красота расположения трещин или ощущение, которое испытываешь при прикосновении к шерсти животного и т.д.

    Поскольку в обществе бытует представление о равнодушном отношении аутиста к окружающим, родителей беспокоит перспектива будущего одиночества ребенка. Вопреки стереотипам, аутисты с легкими формами расстройства могут испытывать привязанность, во взрослом возрасте влюбляться и создавать семьи (безусловно, встречаются асексуальные аутисты, но таких меньшинство).

    Отношение детей-аутистов к родителям даже при наличии серьезных отклонений (отсутствие речи) не отличается от отношения здоровых детей. Важно помнить, что при наличии аутизма и малыш, и взрослый иначе проявляет свои чувства, чем люди без аутизма (это связано со спецификой общения аутистов).

    В детском возрасте у малышей наблюдаются трудности с адаптацией к окружающему миру, так как мир не приспособлен для них. У ребенка наблюдается избыточная активность мозга, поэтому малыш не успевает анализировать то, что он слышит, видит и осязает, то есть в его внутреннем мире отсутствует цельная картина.

    Голос человека для ребенка не отличается от других звуков, поэтому дети до года не лепечут, в раннем возрасте не реагируют на свое имя (у родителей часто возникает впечатление, что ребенок не слышит, при том, что кроха вздрагивает от посторонних звуков).

    Лица и руки родителей для детей сливаются в общем потоке впечатлений, не выделяясь на фоне остальных предметов – именно поэтому комплекс оживления могут вызывать и неживые предметы. Сенсорная путаница затрагивает и область осязания – у ребенка может вызывать истерику мягкий материал (бархат, шерсть), но при этом он совершенно спокойно прикасается к шершавым или колючим предметам.

    Поскольку в мире ребенка с аутизмом из-за специфики восприятия отсутствуют звенья, скрепляющие общую картину мира, ребенок очень ценит ритуалы и стереотипное поведение, дающие ощущение безопасности. Любая выбивающаяся из привычного графика вещь приводит к повышению тревожности и утрате контроля над собой. У детей младше трех лет часто наблюдаются бурные, неадекватные с точки зрения родителей реакции (плачет из-за громкого звука и т.д.). Помогают избавиться от тревожности стереотипные действия – покачивания всем телом, быстрые размахивания руками (руки напоминают при таких движениях крылья) и т.д.

    Сложностью для родителей и ребенка является и неумение «читать» чужие эмоции – в процессе развития и общения с родителями ребенок корректирует свои действия и поведение, ориентируясь на реакцию родителей (восприятие себя основывается на реакции матери и остальных людей). Отсутствие способности воспринимать лицо человека целиком (только глаза или только нижняя часть лица) приводит к тому, что у ребенка нет шанса научиться отличать мимические выражения гнева, радости и т.д., как это происходит обычно с детьми третьего года жизни. Обычно ребенок в возрасте 3-х лет по мимике уже улавливает настроение окружающих и может сравнить его со своим. Понимание отличия между собой и другими способствует развитию навыков общения.

    Кроме того, у ребенка с аутизмом конкретное мышление – он не воспринимает метафор и образов, не улавливает разницы в интонации, поэтому даже при хорошем уровне интеллекта и правильной речи он испытывает трудности при общении (речь других людей часто сбивает его с толку).

    Отсутствие возможности «считывать» чувства окружающих приводит к неумению выражать свои собственные чувства доступно для других – интонации речи ребенка-аутиста часто не совпадают с содержанием речи (монотонное «спасибо» не означает недовольства и т.д.).

    Все это в целом создает препятствия для полноценного общения с другими, вызывая у аутиста чувство неуверенности даже при хорошем уровне адаптации.

    Лечение аутизма

    Уровень адаптации ребенка-аутиста зависит в первую очередь от родителей, так как именно лечения данного расстройства (устранения причины аутизма и возвращения к норме) в настоящее время не существует. В тех случаях, когда речь идет о «вылечившемся» ребенке-аутисте, имеется в виду ребенок, развивающийся и обучающийся в подходящей для него обстановке, благодаря чему он приобретает навыки, необходимые для полноценного существования в этом мире.

    В тех случаях, когда родители своевременно (в возрасте 1,5 лет) обратили внимание на признаки аутизма у ребенка, обратились к специалисту и смогли создать благоприятную для малыша атмосферу, ребенок при легких формах расстройства приобретает большинство необходимых навыков и от сверстников отличается только спецификой восприятия и общения.

    Для достижения такого результата нужно:

    • Осознать, что аутизм останется с ребенком на протяжении всей его жизни, то есть он всегда будет чувствовать, видеть и слышать не так, как другие. Ребенка не нужно «подгонять» к общепринятой норме, ему нужно помочь приобрести навыки, помогающие жить в мире «неаутистов».
    • Помнить, что изменение распорядка и неблагоприятные для данного ребенка условия негативно воздействуют на малыша, и он «уходит в себя».
    • Подобрать подходяще методики коррекции речи и других навыков при помощи специалистов (логопеда, психолога и т.д.).
    • Устранить агрессию и другое неконструктивное поведение. Достаточно эффективна АВА-терапия, при которой для конкретного ребенка подбирается стимул, позволяющий закрепить желаемую реакцию (занятия нужно проводить каждый день).
    • Обучать подражанию, социальным и ролевым играм.
    • Медикаментозное лечение (успокоительные и психотропные препараты) используется только по строгим показаниям и назначается исключительно врачом (к примеру, задержка речевого развития к таким показаниям не относится).

      Альтернативное лечение (применение глицина для стимуляции речевого развития и т.д.) может нанести аутисту вред, поскольку органические нарушения у ребенка отсутствуют, а бурные реакции служат способом выражения эмоций.

      Адекватное лечение аутистов заключается в закреплении необходимых навыков, поскольку внутренняя мотивация к совершению повседневных дел у них часто отсутствует.

      krohapuz.ru