Помощь при аутизме в москве

Что такое аутизм?

Аутизм — постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга.

Поведение детей с аутизмом характеризуется жесткой стереотипностью — от многократного повторения элементарных движений (потряхивание руками или подпрыгивание) до сложных ритуалов и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм). Другие аспекты, такие как избирательность в еде, тоже часто встречаются при аутизме. Одного симптома недостаточно для определения аутизма, требуется наличие характерной триады:

  • недостаток социальных взаимодействий;
  • нарушенная взаимная коммуникация;
  • ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.

Наиболее просто основные симптомы аутизма можно выразить как: желание уйти от контакта, стремление к одиночеству, навязчивые стереотипные формы поведения, задержка речевого развития, неадекватная реакция на сенсорные, воздействующие на органы чувств, раздражители.

Аутизм как самостоятельное расстройство впервые был описан американским клиницистом Лео Каннером в 1942 году. В 1943 году сходные расстройства у детей описал австрийский ученый Ганс Аспергер, а в 1947 году — советский ученый Самуил Мнухин. Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от пяти до 26 случаев на 10 000 детей. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей. По данным из США, в 2011-2012 годах аутизм и расстройства аутистического спектра официально диагностированы у 2% школьников, что намного больше по сравнению с 1,2% в 2007 году. Число людей, у которых обнаружен аутизм, резко выросло, начиная с 1980-х годов, отчасти из-за изменившихся подходов к диагностике; пока неясно, повысилась ли реальная распространённость расстройства.

Современная наука не может однозначно ответить на вопрос о причине возникновения аутизма. Существуют предположения, что он может быть вызван инфекциями в период беременности, тяжелыми или неправильно проведенными родами, прививками, психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте. Аутизм сохраняется на протяжении всей жизни человека, но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции. Если диагноз был поставлен до полутора лет и своевременно проведены комплексные коррекционные мероприятия, то к семи годам можно выправить ситуацию — никто и не подумает, что мальчику или девочке когда-то был поставлен диагноз «аутизм». В такой ситуации учеба в условиях обыкновенной школы не доставит особых хлопот ни семье, ни ребенку. Среднее профессиональное или высшее образование для таких людей — не проблема.

Если диагноз был поставлен позже пяти лет, то с большой вероятностью можно утверждать, что ребенок будет учиться по школьной программе индивидуально, а дальнейшая учеба и профессиональная деятельность будут полностью зависеть от среды — специально созданных условий, в которых будет находиться подросток.

Что делать, если ребенку поставили диагноз аутизм?

Шаг 1. Начинайте с невролога (невропатолога).

Но приходите к неврологу не просто так, кратко обозначив свои опасения, в пассивном ожидании встречных откровений от врача. Наоборот! Займите активную позицию: принесите записанные настораживающие симптомы и подробно расскажите о своих наблюдениях по части странностей ребёнка. Так же можно подготовиться к консультации опытного детского психолога.

Шаг 2. Полезной будет и консультация детского психиатра, если такой специалист вам доступен.

Реальность постсоветских пространств такова, что опытные детские психиатры сосредоточены в областных центрах. Не бойтесь консультации психиатра! Ищите детского специалиста — опытного и знающего. При поиске грамотного врача обратите внимание на его регалии и должности, отзывы о нем на форумах и в блогах, узнайте о нем у других врачей, спросите об опыте родителей, которые уже прошли этот путь.

Шаг 3. Оформить необходимую группу инвалидности и вписать в ИПРА (индивидуальный план реабилитации и абилитации): реабилитацию и работу со специалистами – психолог, дефектолог, логопед, образовательный маршрут.

Полезные ссылки

Здесь собраны ссылки по вопросам аутизма и смежным проблемам на русском и английском языках. Если вы хотели бы добавить сюда ссылку на ваш сайт, либо предложить ссылку на ресурс, который считаете полезным, то пишите на [email protected]

Фонд «Выход» не несет ответственности за содержание других ресурсов, а также за качество услуг, которые могут предлагаться по приведенным ниже ссылкам.

САЙТЫ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


Региональные представительства Фонда «Выход»

Благотворительный фонд «Выход в Белгороде»
Outfundbel.ru
Фонд основан мамой ребенка с аутизмом, Натальей Злобиной для развития системы комплексной помощи при аутизме в Белгородской области, в том числе, развития инклюзивного образования и качественных услуг для детей с аутизмом и их семей.

Благотворительный фонд «Выход в Петербурге»
Outfundspb.ru
Фонд основан режиссером Любовь Аркус, автором документального фильма «Антон тут рядом», который впервые привлек внимание широкой российской публики к отсутствию помощи взрослым аутистам и их семьям в нашей стране. На базе Фонда открылся и успешно работает центр «Антон тут рядом», в котором более 60 взрослых людей с аутизмом получают сопровождение и обучение.

Информационные ресурсы по аутизму для родителей

Сайт «Особые переводы»
Specialtranslations.ru
Волонтерская группа профессиональных и непрофессиональных переводчиков и редакторов, в том числе родителей особых детей и специалистов, работающих в сфере реабилитации и развития детей с самыми разными нарушениями. На сайте постоянно публикуются переводы материалов про детей и взрослых с особенностями развития, большинство материалов посвящены аутизму.

Особое детство Иркутска
Deti38.ru
Форум по проблемам детей с особенностями развития Иркутска.

Аутизм. ABA-терапия
Autism-aba.blogspot.ru
Сайт поведенческого терапевта Юлии Эрц, посвященный вопросам применения ABA при аутизме. Содержит очень много переводных материалов по самым разным аспектам обучения детей с аутизмом и методикам ABA.

Жизнь с синдромом Аспергера
Aspie.live
Проект по распространению информации об эффективных методах помощи и обучения при синдроме Аспергера и высокофункциональном аутизме.

Библиотека Фонда «Отцы и дети»
Autism.ru
Один из первых сайтов об аутизме в Рунете, поддерживается благотворительным фондом из Санкт-Петербурга, который занимается помощью детям с аутизмом. На сайте находится очень большая библиотека материалов: статей и книг об аутизме и помощи детям с аутизмом. В том числе, на сайте можно найти первые автобиографии аутистов и родителей детей с аутизмом, опубликованные в России, а также различные статьи российских специалистов.

Сообщество «Особые дети – счастливые дети!» в Живом Журнале
Ru-happychild.livejournal.com
Прекрасное сообщество родителей особых детей, в том числе детей с разными формами аутизма. Для прочтения большинства постов нужно быть членом сообщества. В сообществе регулярно публикуются истории из жизни, родители задают волнующие их вопросы и обмениваются опытом, публикуют ссылки на полезную информацию и интересные материалы.

All Autism
Allautism.ru
Русскоязычный сайт с лентой новостей об аутизме, которые публикуются в различных центральных СМИ.

Организации, оказывающие помощь детям с аутизмом

Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков (ЦПМССДиП)
Autismhelp.ru/
Сайт московских государственных центров на улице Кашенкин Луг и на улице Архитектора Власова. Это единственный в России специализированный государственный центр помощи только для детей с РАС. В Центре предоставляются коррекционные индивидуальные услуги для детей и их родителей, а также действует школьное отделение с начальными классами для детей с РАС.

«АВА-класс» на Кашенкином Лугу
localhost/abaclass
Страница Фейсбука, посвященная работе класса по подготовке детей с тяжелой форме аутизма к инклюзивному образованию, который поддерживается Фондом «Выход». На странице можно найти много информации по практическому применению АВА в обучении детей с аутизмом и материалов для работы с детьми.

Центр лечебной педагогики
Ccp.org.ru
Центр был создан в 1989 году по инициативе родителей детей с особенностями развития и специалистов. Центр оказывает широкий спектр услуг детям с различными нарушениями развития, включая аутизм. Организация также проводит регулярные образовательные мероприятия для специалистов.

Центр «Белая ворона»
Aba-centre.com
Сайт коммерческого центра, предоставляющего услуги по ABA-терапии в Москве. Одна из первых российских организаций, которая начала предоставлять услуги по коррекции аутизма в рамках этого подхода.

Центр «Наш солнечный мир»
Solnechnymir.ru
Центр реабилитации в Москве, работающий с 1991 года. Предоставляет различные коммерческие услуги по обучению и индивидуальной коррекции детей с аутизмом.

ABA в Самаре
Aba-samara.info
Сайт поведенческого аналитика Екатерины Жестковой, чья команда предоставляет услуги по прикладному анализу поведения при аутизме в Самаре.

Общество помощи аутичным детям «Добро»
Dobro.su
Сайт благотворительной организации, оказывающей помощь детям с аутизмом в Москве. Основной частью сайта является форум, также на сайте опубликованы статьи и популярные материалы об аутизме, написанные создателями организации.

Институт коррекционной педагогики
Институт-коррекционной-педагогики.рф
Официальный сайт Института коррекционной педагогики в Москве, государственного учреждения, где практически впервые в России начала проводиться диагностика и коррекция при расстройствах аутистического спектра. На сайте публикуются новости о деятельности института, есть раздел с информацией для родителей.

ЦПМСС «Зеленая ветка»
Zelvetka.pc.mskobr.ru
Московский государственный центр, оказывающий диагностические, коррекционные и образовательные услуги детям с особенностями развития и их родителям. Многие специалисты центра имеют большой опыт работы именно с расстройствами аутистического спектра.

Собаки — помощники инвалидов
Guidedogs.ru
Некоммерческая московская организация, занимающаяся подготовкой служебных собак для инвалидов по зрению, а также для детей с особенностями развития. Одно из направлений деятельности организации — проект «Солнечный пес», оказывающий услуги по канис-терапии для детей с аутизмом и другими особенностями развития.

Центр «Рафаил»
Rafail-10.ru
Благотворительный центр поддержки лечебной педагогики и социальной терапии «Рафаил» занимается организацией психолого-педагогической помощи и социокультурной реабилитации инвалидов с интеллектуальными и психическими нарушениями и их семей. На базе Центра действует отделение дошкольного воспитания, обучения детей младшего школьного возраста, отделение помощи инвалидам после школам и отделение помощи семьям детей-инвалидов.

Ресурсы по защите прав детей и взрослых с инвалидностью

Сайт «Особое детство»
Osoboedetstvo.ru
Проект Центра лечебной педагогики. Сайт предназначен для родителей детей с различными нарушениями развития. На сайте есть библиотека полезной литературы, база данных организаций, оказывающих помощь, форум.

РООИ «Перспектива»
Perspektiva-inva.ru
Сайт организации инвалидов, которая оказывает помощь в вопросах образования, трудоустройства и защиты прав людей с инвалидностью, включая ментальную инвалидность. Организация, в том числе, помогает в трудоустройстве и оказывает юридические консультации.

Организации и ресурсы для подростков и взрослых аутистов

Дорога в мир
Dorogavmir.ru
Сайт межрегиональной общественной организации, объединяющей семьи детей с особенностями развития, в том числе аутизмом. Основные цели деятельности «Дороги в мир» – поддержка семей и помощь взрослым людям с нарушениями развития. Сайт информирует о проектах организации, публикует реальные истории родителей, полезные ссылки и информацию о помогающих службах.

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области
Сlp.pskov.ru
ЦЛП города Пскова оказывает коррекционные услуги для детей от трех лет, а также организует сопровождение и проживание с сопровождением для молодых людей старше 18 лет с особенностями развития, в том числе, с аутизмом. Одна из лучших российских организаций, предоставляющих помощь взрослым людям с аутизмом.

«Особые мастерские» при технологическом колледже № 21
Om21.ru
Здесь молодые люди обучаются профессиональным навыкам в ремесленных мастерских: гончарной, столярной, швейно-ткацкой и художественно-полиграфической. В основу обучения положены принципы, разработанные ранее в предпрофессиональных мастерских Центра лечебной педагогики. Срок обучения с 1 сентября 2010 года — 6 лет. В перспективе — создание при колледже Центра ремесел с адаптационными рабочими местами для молодых людей, прошедших профессиональное обучение в колледже.

РОО «Яблочко»
Rooyablochko.ucoz.ru
Региональная общественная организация содействия социальной реабилитации лиц с оганиченными возможностями “Яблочко” создана в 2006 году. Миссией организации является создание специальных условий (специфической структуры) труда для инвалидов с ментальными нарушениями и другими ограничениями здоровья для обеспечения трудовой полезной занятостью с учетом их индивидуальных возможностей, включая в общий процесс производства, который осуществляется людьми без ограничения здоровья. В организации предоставляются коррекционные услуги, а также поддерживается работа мастерских для людей с ментальной инвалидностью, в том числе с аутизмом.

Синдром Аспергера
Aspergers.ru
Русскоязычный сайт о синдроме Аспергера, создан и поддерживается взрослыми людьми с этим расстройством. На сайте регулярно публикуются новости и статьи о синдроме Аспергера, есть несколько онлайн-тестов на синдром Аспергера и смежные расстройства, действует активный форум.

Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья
Dislife.ru
Один из крупнейших сайтов по вопросам инвалидности, на котором регулярно публикуются новости и статьи о различных видах инвалидности и жизни инвалидов, действует форум и служба знакомств.

Благотворительный фонд «Лучшие друзья»
Bestbuddies.ru
Российское представительство международного движения «Лучшие друзья», которое помогает людям с особенностями развития найти друзей среди ровесников-добровольцев без инвалидности и предоставляет им возможности для социализации и общения.

Ресурсы для специалистов

Проект Дефектолог.BY
Defectolog.by
Портал для специалистов в области дефектологии. На сайте есть статьи для специалистов, родителей, а также ресурсы для студентов.

Портал Логопеды.ру
Logopedy.ru
Портал для логопедов, содержит полезные материалы о логопедии, а также позволяет найти логопеда или логопедический центр в своем регионе России.

АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ ССЫЛКИ

Сайт организации Autism Speaks
Autismspeaks.org
Самая крупная организация, занимающаяся вопросами аутизма в США. Информация о деятельности организации, блог и новостная лента о научных открытиях в области аутизма. Есть возможность прочитать популярные издания организации онлайн (про аутизм, синдром Аспергера, посещение парикмахера, проблемное поведении и другие), посетить бесплатные вебинары, которые проводятся совместно с организацией.

Национальное общество аутизма (National Autistic Society)
Autism.org.uk
Сайт самой крупной организации, занимающейся проблемами аутизма в Великобритании. На сайте можно найти информацию не только об услугах организации, но и множество полезной информации для аутистов, родителей детей с аутизмом и специалистов самых различных областей, которые могут сталкиваться с людьми с этим диагнозом. Информация оформлена в виде написанных простым и понятным языком статей со ссылками на научную литературу и опыт людей с аутизмом. На сайте можно посмотреть различные видео, в том числе выступления специалистов на мероприятиях организации. Желающие могут задать вопрос по электронной почте на «линию помощи по аутизму».

Ассоциация за науку в лечении аутизма (ASAT)
Asatonline.org
Сайт некоммерческой организации, цель которой – улучшить образование, лечение и уход для всех людей с аутизмом. Организация ставит целью борьбу с распространенной проблемой шарлатанства в лечении аутизма и выступает за доказательный подход к методам помощи. На сайте можно найти обзоры всех существующих на данный момент методов лечения аутизма, а также узнать, проводились ли научные исследования по определению эффективности метода, и если да, то каковы были их результаты.

Общество аутизма Америки (Autism Society of America)
Autism-society.org
Одна из первых благотворительных организаций помощи людям с аутизмом в США, была основана в 1965 году несколькими родителями детей с аутизмом, организация объединяет более 30 000 членов. Помимо информации про деятельность общества на сайте можно найти общую информацию про аутизм, особенно про взрослых аутистов, и реальные истории людей с аутизмом. После бесплатной регистрации на сайте можно читать печатные материалы общества на сайте онлайн.

Глобальное и региональное партнерство по синдрому Аспергера (GRASP)
Grasp.org
Первая в США организация, которая была создана и поддерживается людьми с синдромом Аспергера. Организация объединяет сеть групп поддержки для взрослых людей с синдромом Аспергера, а также занимается образовательными проектами в школах и университетах. На сайте можно найти статьи об особенностях синдрома Аспергера и эссе людей с этим расстройством о своем опыте.

Сеть самоадвокации аутистов (ASAN)
Autisticadvocacy.org
Некоммерческая организация, созданная и управляемая аутистами для защиты интересов других аутистов. Членами являются подростки и взрослые аутисты, ее поддерживают члены семей аутистов и специалисты. Организация старается изменить отношение к аутизму в обществе. На сайте действует регулярно обновляемый блог о правах аутистов, их дискриминации и различных спорных вопросах в отношении аутизма.

Autism Hub – лучшие блоги про аутизм
Autism-hub.com
Сайт объединяет самые интересные и популярные блоги на тему аутизма, в том числе блоги взрослых аутистов и блоги родителей детей с аутизмом. С помощью сайта можно искать блоги по категориям, либо отслеживать последние обновления в блогах, участвующих в проекте.

OASIS – о синдроме Аспергера
Aspergersyndrome.org
Сайт организации, созданной родителями детей с синдромом Аспергера. На сайте действует активный форум по различным вопросам, связанным с воспитанием детей с этим расстройством, кроме того, на сайте есть много статей, в первую очередь, об обучении учеников с синдромом Аспергера.

Autisable – блоги родителей и специалистов
Autisable.com
Социальная сеть блогов для всех, кто непосредственно занимается помощью детям с расстройствами аутистического спектра. На сайте можно найти множество интересных заметок и дискуссий по практическим аспектам терапии и обучения при аутизме.

Rethink Autism
Rethinkautism.com
Сайт организации, предоставляющей обучение по поведенческим методам помощи детям с аутизмом. На сайте можно найти много бесплатных видео и полезных советов по обучению детей с аутизмом и решению конкретных проблем.

Autism Match
Autismmatch.org
Сайт, помогающий семьям детей с аутизмом принять участие в исследованиях аутизма, при гарантиях безопасности и защиты интересов ребенка. Цель проекта – способствовать исследованиям аутизма, решив одну из самых насущных проблем – недостаток участников исследований.

Аутизм после 16 лет
Autismafter16.com
Сайт об аутизме у молодых людей и взрослых. На сайте рассматриваются такие вопросы как трудоустройство, финансовая безопасность, высшее образование и проживание взрослых аутистов.

webcache.googleusercontent.com

Первый в России Федеральный центр помощи детям с аутизмом открыли в Москве

14:56, 18 Апрель 2016

В Москве открылся первый в России Федеральный центр по сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра, передает пресс-служба Московского городского Психолого-педагогического университета, на базе которого и появился центр.

Специалисты Центра будут заниматься разработкой и внедрением современных медицинских технологий, а также обучением и воспитанием детей с аутизмом. В Центре будет оказываться психолого-педагогическая и социальная помощь детям и подросткам в возрасте от трех до 18 лет. По данным пресс-службы, главной задачей Центра станет объединение и координация усилий специалистов, благотворительных фондов и государственных ведомств по работе с детьми с расстройствами аутического спектра по всей России.

Как отмечает ТАСС, в ходе открытия Центра глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов заявил, что обеспечение детей с аутизмом и другими особенностями будет приоритетным направлением в развитии государственной образовательной политики. По его словам, государство должно требовать от педагогов школ уметь работать с детьми с особенностями развития в соответствии с рекомендованной индивидуальной образовательной программой.

«Сейчас есть много общественных организаций, некоммерческих организаций, которые занимаются подобными проблемами. Задачей Центра станет анализ лучших практик, наработок и коммуникация с теми, кто хочет освоить эти практики», — заявил Ливанов.

Ректор МГППУ Виталий Рубцов подчеркнул, что долго добивался открытия Федерального центра на базе университета. Он отметил, что главным преимуществом создания Центра является не работа с отдельными детьми, а взаимодействие с теми, кто уже помогает особенным детям.

«Очень ценно, что инициатива, зародившаяся снизу, среди родителей, общественных деятелей, специалистов, переросла в федеральную программу», — заявил Рубцов «Российской газете».

Создание Центра ведется на базе университетского Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, в дошкольном и школьном отделении которого на данный момент получают образование 234 ребенка с расстройствами аутического спектра, а еще 340 детей с аутизмом посещают коррекционное отделение.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, количество детей с расстройством аутистического спектра диагнозом ежегодно растет на 13 процентов. Несмотря на отсутствие официальной статистики, называются цифры в три-шесть случаев диагноза на тысячу новорожденных.

Помощь при аутизме в москве

Начиная с 2014 года наш реабилитационный центр оказывает медико-социальную помощь детям с расстройствами аутистического спектра, генетическими синдромами, задержкой психоречевого развития, алалией, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, трудностями обучения и другими проблемами. Занятия проводятся в реабилитационных подразделениях, расположенных в Москве: в Кузьминках . Многопрофильные специалисты помогают ребенку раскрыть свой потенциал, получить возможность всестороннего взаимодействия с окружающим миром, развить навыки самообслуживания.

В течение всего 2016 г. наш центр вновь работает по программе, финансируемой из бюджета Правительства г. Москвы. Приглашаются дети-инвалиды от 2 до 14 лет вследствие расстройств аутистического спектра (РАС) и синдрома Дауна. Занятия проводятся в нестационарных условиях в Москве, на базе подразделения в Кузьминках (Волгоградский проспект, д. 110, корп. 3).

Для подачи заявления на реабилитацию по данной программе необходимо обращаться в центр социального обслуживания по месту проживания.

План реабилитации разрабатывается нашими специалистами индивидуально с учетом особенностей поведения ребенка, прогресса в его состоянии в процессе коррекционных мероприятий. Родители могут получить индивидуальную и семейную консультацию у психолога, научиться лучше понимать друг друга и своего ребенка, решить внутренние про блемы и приобрести увереннос ть в себе и своем ребенке.

Специалисты подразделения проводят психологическую, психотерапевтическую, логопедическую коррекцию, а также коррекцию движения. Двигательная реабилитация — кинезитерапия, является неотъемлемой составляющей курса. Кинезитерапия реализуется с применением индивидуально подобранного рефлекторно-нагрузочного устройства «Гравистат», массажа, ЛФК, нейропсихологической активно-пассивной гимнастики, комплекса упражнений на стабилоплатформе.

В комплексе реабилитационных мероприятий используется также транскраниальная и трансвертебральная микрополяризация и транскраниальная электротерапия с обратной связью (ТЭТОС ) с целью нормализации биоэлектрической активности головного мозга ребенка.

Предлагаем вашему вниманию интервью с руководителем подразделения «Кузьминки» Анной Николаевной Субботкиной, которую мы попросили ответить на вопросы родителей о том, как происходят занятия и каковы прогнозы проводимой коррекционной работы.

— Для кого и для чего было создано подразделение «Кузьминки»?

Для помощи детям с различными особенностями развития. В Центре проходят реабилитацию дети с расстройствами аутистического спектра, генетическими синдромами, нарушениями умственного развития, трудностями обучения и другими проблемами. Реабилитационные мероприятия имеют первоочередную цель помочь ребенку раскрыть свой потенциал, дать ему возможность всестороннего взаимодействия с окружающим миром, развить навыки самообслуживания. План реабилитации разрабатывается индивидуально с учетом особенностей поведения ребенка, прогресса в его состоянии в процессе коррекционных мероприятий.

— Какая продолжительность курса реабилитации с 1 ребенком?

В Центре ребенок проходит программу реабилитации, в рамках которой группа специалистов выстраивает для него индивидуальный реабилитационный маршрут. Регулярно проводятся консилиумы, на которых специалисты, работающие с ребенком, оценивают результаты своих усилий, корректируют дальнейшую индивидуальную программу. Средняя продолжительность курса реабилитации – 7 недель.

— Много ли родителей обращаются в Ваше подразделение и с какими проблемами?

Много. Большинство, это родители, имеющие детей с диагнозом Аутизм и синдром Дауна. Нарушение социального взаимодействия и способности к общению, специфическое развитие или полное отсутствие речи у ребенка.

— Какую помощь родители могут получить в рамках программы?

Родители могут получить индивидуальную и семейную консультацию у психолога Центра, научиться лучше понимать друг друга и своего ребенка, решить внутренние проблемы и приобрести уверенность в себе и своем ребенке.

— Обращались ли родители в другие центры за помощью или в основном это первичное обращение?

Все без исключения родители, конечно, обращались за помощью в другие центры. Родители постоянно находятся в поиске эффективных методов лечения и специалиста, который поможет их ребенку. Давайте говорить откровенно, не каждый психолог, логопед или дефектолог имеет опыт работы с категорией «особый ребенок».

— Как Вы оцениваете состояние ребенка до курса реабилитации, какие прогнозы на его дальнейшее состояние?

При своевременной и правильно организованной коррекционной работе 60% детей получают возможность обучаться по программе массовой школы, 30% — по программе специальной школы того или иного типа и 10% адаптируются в условиях семьи. В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75% вообще социально не адаптируются, 20-30% адаптируются относительно – они нуждаются в постоянной опеке, и лишь 2-3% достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации.

— Нуждаются ли в помощи психолога родители детей, приходящих на реабилитацию?

Работа с семьей — это одна из составляющих всего курса реабилитации. Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, воспитание ребёнка с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь привычный ритм жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологической сложной ситуации. Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, кто-то становится агрессивным и озлобленным, родители такого ребенка могут полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников. Помочь преодолеть сложный период родителям поможет психолог. Посмотреть на ситуацию с другой стороны: возможность пересмотреть свою жизнь, свои ценности и перспективы, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, дарить ребенку тепло, заботу и внимание, радоваться жизни обрести душевное равновесие.

— С помощью каких технологий проходит реабилитация?

Реабилитационные мероприятия имеют первоочередную цель помочь ребенку раскрыть свой потенциал, дать ему возможность всестороннего взаимодействия с окружающим миром, развить навыки самообслуживания. План реабилитации разрабатывается индивидуально с учетом особенностей поведения ребенка, прогресса в его состоянии в процессе коррекционных мероприятий. Комплексная медико-психолого-педагогическая реабилитация включает в себя:

Психологическую коррекцию, где основной задачей является вовлечение ребенка в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Развитие памяти, внимания, восприятия и мышления.

Психотерапевтическая коррекция направлена на коррекцию поведения ребенка, на коррекцию и укрепление семьи, привлечение семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приемам работы с ним.

Логопедическая коррекция начинается с определения особенностей речевого развития и направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, вводится дыхательные, голосовые упражнения. Важной является задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, работа над связным текстом.

Речь, как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно, в обратном порядке.

Речь очень тесно связана с движением — наш мозг устроен таким образом, что речевые и двигательные зоны находятся рядом, поэтому двигательная реабилитация — кинезотерапия, является неотъемлемой составляющей курса. Кинезотерапия реализуется с помощью ношения детьми индивидуально подобранного рефлекторно-нагрузочного устройства «Гравистат», массажа, ЛФК, нейропсихологической активно-пассивной гимнастики, комплекса упражнений на стабилоплатформе.

Также в комплексе реабилитационных мероприятий используется Транскраниальная и трансвертебральная микрополяризация и Транскраниальная электротерапия с обратной связью (ТЭТОС) с целью нормализации биоэлектрической активности головного мозга ребенка.

— Предлагает ли Ваше реабилитационное подразделение какие-то инновационные технологии?

В 1997 году конструкторы НПЦ «Огонек» разработали рефлекторно — нагрузочное устройство «Гравистат» – это принципиально новая генерация устройств, продолжающая традиции применения технологий космической медицины для восстановительного лечения. Метод динамической проприоцептивной коррекции (ДПК) с использованием рефлекторно-нагрузочного устройства «Гравистат» позволяет улучшить мышечный тонус, скоррегировать позу и положение частей тела относительно друг друга, увеличить объем активных движений, улучшить равновесие и ориентировку в пространстве,а как мы ранее обсуждали с Вами речь ребенка очень тесно связана с движением.

Комплекс упражнений на стабилометрической платформе используется для оценки и тренировки равновесия, походки, нагрузки на опорную поверхность в статичном состоянии. Выполняемые на платформе упражнения направлены на стимуляцию костно-мышечной и нервной системы ребенка.

Транскраниальная электротерапия с обратной связью (ТЭТОС) -восстанавливает нарушенные функции организма человека, воздействуя электросигналами на структуры головного мозга, ответственными за регуляцию гомеостаза (нейрофизиологическую и нейрогуморальную регуляцию). Непрерывная регистрация и автоматический анализ ЭЭГ и ЭКГ обеспечивает высокое качество диагностики и оценить реакцию организма на электровоздействие, оптимизировать параметры лечебного тока индивидуально и обеспечить эффективность терапии. В результате ТЭТОС — терапии нормализуется биоэлектрическая активность мозга, повышается стрессовая устойчивость и работоспособность. Повышается качество освоения практических навыков на 25-40%. Повышается общая резистентность и адаптационные возможности организма.

Транскраниальная и трансвертебральная микрополяризация — лечебный метод высокоэффективный, позволяющий направленно изменять функциональное состояние различных звеньев центральной нервной системы (ЦНС) под действием малого постоянного тока. Позволяет улучшить или восстановить двигательные, психические, речевые функции, купировать гиперкинезы, судорожные приступы, нормализовать функции тазовых органов, уменьшить очаги деструктивного поражения головного мозга у больных с инсультом и черепно-мозговой травмой в острый период. С помощью микрополяризации удается улучшить познавательные функции мозга, зрение, память, эмоциональное состояние человека, привести в норму процесса сна, развивать речевые функции и двигательные навыки. С помощью микрополяризации удается улучшить познавательные функции мозга, зрение, память, эмоциональное состояние человека, привести в норму процесса сна, развивать речевые функции и двигательные навыки.