Профессиональные стрессы в деловых коммуникациях

ПСИХОЛОГИЯ

Профилактика стрессов в деловом общении

Значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель — подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов, формулируемые управленческой психологией, развернуты как бы на два «фронта»: руководителям, в чьи обязанности вменяется снижать уровень стресса у сотрудников, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других.

Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям.

Выполнение руководителями этих несложных в принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.

Одновременно в тех же целях шаг навстречу начальникам предлагается сделать и подчиненным. Страдающим от стрессов на работе обычно предлагают примерно такой перечень методов минимизации стрессов.

Антистрессовое подчинение

• ЕСЛИ вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров (то есть для начала выясните, есть ли за что бороться).

• Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботьтесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся — вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.

• Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим руководителем. Оцените масштаб его проблем и помогите ему разобраться в ваших. Руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи», но не всегда в состоянии ее наладить.

• Если вы чувствуете, что объем поручаемой вам работы явно превышает ваши возможности, найдите в себе силы сказать «нет». Позаботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа. Но не «захлопывайте двери»: объясните, что вы совсем не против новых заданий. если только вам позволят освободиться от части старых.

• Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.

• Если возникает производственный «конфликт ролей», то есть заведомая противоречивость предъявляемых требований (вам, к примеру, поручили составить важный отчет, но не сняли обязанности отвечать на беспрестанные телефонные звонки клиентов), не доводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично.

• При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10-15 минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.

• Полезно также помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. При анализе их причин лучше сравнивать себя не с канатоходцем, не имеющим права на ошибку, а, допустим, с футбольным форвардом, у которого из десятков попыток обыграть защитников удачными оказываются от силы одна-две, но и такого их числа порой бывает достаточно. Набираться опыта на собственных ошибках — ваше естественное право (хоть и не записанное в Конституции).

• Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общественно-приемлемых формах. Социально одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Находясь в сильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдите способы выплеснуть свой гнев на что-нибудь нейтральное: сломайте пару карандашей или начните рвать старые бумаги, имеющиеся, как правило, в любой организации в немалом количестве. Дождитесь, наконец, вечера или выходных и дайте себе любую физическую нагрузку — лучше такую, где надо по чемунибудь бить (футбол, волейбол, теннис, на худой конец и выбивание ковров подойдет).

• Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.

ovendij.ru

Реферат — Стрессы. Обретение стрессоустойчивости в деловом общении

Скачивание файла

Введите число с картинки:

Избежать конфликтов в сфере делового общения практически невозможно. Обязательный же спутник почти любого конфликта — стресс. Его неприятные признаки (повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться, чувство беспричинной усталости и пр.) проявляются мгновенно и видны, что называется, невооруженным глазом. «Не нервничайте», «расслабьтесь» — советуют нам окружающие. Да мы бы и рады не нервничать, только вот по большей части не получается. Стрессовая ситуация захватывает нас и не отпускает: неприятные мысли «сами лезут» в голову, сами собой срываются с уст резкие слова.

Так ведь и до серьезного заболевания недалеко. Можно ли с этим что-нибудь поделать? Можно, но только при трех непременных условиях:

1) внятном понимании природы стресса и стадий его развития;

2) отчетливом представлении о границах возможного воздействия на протекание стрессовой ситуации;

3) готовности к активным усилиям по достижению стрессоустойчивости [1, 285].

В данной работе будут рассмотрены такие вопросы как:

Понятие и природа стресса;

Причины и источники стресса;

Профилактика стрессов в деловом общении;

Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения.

§ 1. Понятие и природа стресса

Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». В научный оборот этот термин введен в 1936 г. выдающимся канадским физиологом Гансом Селье (р. 1907), разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов). Обыкновенная популярность как самой концепции, так и ее ведущего понятия объясняется, видимо, тем, что с ее помощью легко находят объяснение многие явления нашей обычной, повседневной жизни: реакции на возникающие трудности, конфликтные ситуации, неожиданные события и пр.

По классическому определению Г. Селье, стресс является неспецифическим ответом организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

Термин «неспецифический» в данном случае обозначает то общее, что свойственно всем приспособительным реакциям организма. На морозе, к примеру, мы стараемся больше двигаться, чтобы увеличить количество выделяемого организмом тепла, а кровеносные сосуды на поверхности кожи сужаются, уменьшая теплоотдачу. В жаркий летний день организм, наоборот, рефлекторно выделяет пот, увеличивая теплоотдачу и т.д. Это реакции — специфические, отвечающие на конкретные требования окружающей среды к организму. Но в любом случае требуется приспособиться к среде, восстановить нормальное состояние. Общая необходимость перестройки организма, адаптации к любому внешнему воздействию — это и есть сущность стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Как ни странно, но холод, жара, печаль, радость, лекарства вызывают, по мнению Г. Селье, одинаковые биохимические сдвиги в организме. Нечто подобное существует в наших электробытовых приборах: холодильник, обогреватель, лампа, звонок поразному меняют физическую среду (холод, тепло, свет, звук), но их работа обусловлена единым фактором — электроэнергией. Точно так же стрессорный эффект от внешних воздействий не зависит от типа специфических приспособительных ответов на них. Суть таких ответов едина.

В динамике стрессового реагирования Г. Селье видит три фазы:

1) реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;

2) фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;

3) фазу истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеваниям.

Физиологическая и биохимическая природа стрессов изучена к настоящему времени достаточно хорошо. Схематично физиологическая «изнанка» стрессовой реакции выглядит примерно так. Под воздействием какого-либо стрессового фактора (конфликт, неожиданное событие и пр.) в коре головного мозга человека формируется интенсивный стойкий очаг возбуждения — так называемая «доминанта». Ее появление запускает своеобразную цепную реакцию: возбуждается также одна из важнейших структур промежуточного мозга — гипоталамус, который в свою очередь активизирует тесно связанную с ним ведущую железу внутренней секреции — гипофиз. Последний выбрасывает в кровь порцию специального гормона, под влиянием которого надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые и дают в конечном счете хорошо всем знакомую картину стрессового состояния: усиливается сердцебиение, учащается дыхание, повышается кровяное давление и т.д.

Биохимические сдвиги при стрессе являются сформированной в процессе длительной эволюции оборонительной реакцией организма на внешнюю угрозу. По нашей крови циркулируют не нашедшие применения гормоны, которые будоражат организм и не дают успокоиться нервной системе. Будь они тут же потрачены на какой-либо вид физической активности, стресс не имел бы разрушительных последствий. Но таких возможностей у ведущего современный образ жизни человека немного. Поэтому и попадает его организм в своеобразную стрессовую ловушку: аварийный выброс гормонов стресса в кровь истощает их запас в коре надпочечников, которая тут же начинает их усиленно восстанавливать. Оттого даже при относительно слабом повторном эмоциональном возбуждении организм рефлекторно реагирует повышенным выделением гормонов. Такова биохимическая природа стресса, которая «стоит за кулисами» нервозного, неадекватного поведения человека.

Стрессовое состояние опасно не само по себе, а тем, что способно провоцировать целый букет органических нарушений в виде сердечно-сосудистых, аллергических, иммунных и прочих заболеваний. Не говоря уже о том, что резко падает работоспособность человека, его жизненная и творческая активность. Беспричинная вроде бы вялость, пассивность, бессонница или не дающий отдыха сон, раздражительность, недовольство всем миром — типичные симптомы стресса. Здесь естественным образом возникает вопрос: а можно ли со всем этим что-нибудь поделать? Можно ли избежать стрессов?

Ответ на последний вопрос должен быть безусловно отрицательным. Стрессов избежать нельзя в принципе. Ибо природа их рефлекторна. Это автоматическая реакция организма на трудные или неблагоприятные ситуации. Такие реакции представляют собой механизмы естественной биологической защиты человека, чисто природный способ приспособления к меняющейся среде. Разрушить их — значит погасить в человеке жизнь, сделать его бесчувственным к внешним раздражителям.

Как подчеркивал основоположник учения о стрессе Г. Селье, стресс — обязательный компонент жизни. Он может не только понизить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. Для разведения этих полярных функций стресса Селье предложил различать собственно «стресс», как необходимый организму механизм преодоления неблагоприятных внешних воздействий, и «дистресс», как состояние, безусловно вредное для здоровья. (Слово «дистресс» можно перевести как «истощение», «несчастье».)

Таким образом, стресс — это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций. Дистресс — это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.

Вместе с тем было бы ошибкой однозначно связывать дистресс с проявлением отрицательных эмоций человека, а все положительные эмоции объявлять защитой от него. Бывает и по-другому. Любая эмоциональная встряска человека является стрессором (источником стресса). Устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям за счет возникающего напряжения усиливается! Механизмы стресса и призваны обеспечить сопротивляемость организма. Дистресс же возникает тогда, когда эти механизмы недостаточно эффективны. Или когда они «истощают свой ресурс» при длительном и интенсивном стрессирующем воздействии на человека.

Таким образом, состояние дистресса фактически соответствует третьей из выделенных Г. Селье фаз стрессового реагирования. Именно с ней и надо бороться, точнее — стараться не допустить перехода стресса в дистресс. Сам же по себе стресс — это вполне нормальная реакция [3].

§ 2. Причины и источники стресса

Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессоров могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы.

Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей. Авторы популярного пособия по основам менеджмента выделяют организационные факторы, способные вызвать стресс:

перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;

конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);

неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);

неинтересная работа (обследование 2000 рабочих-мужчин 23-х профессий показало, что те, кто имеет более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой);

плохие физические условия (шум, холод и пр.);

неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;

плохие каналы обмена информацией в организации и др.

Организационно – личностные факторы

Другую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников:

страх не справиться с работой;

страх допустить ошибку;

страх быть обойденным другими;

страх потерять работу;

страх потерять собственное Я.

Организационно – производственные факторы

Стрессогенны также и неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д.

К этому «букету» стрессоров организационно-производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

Таким образом, причины стрессов особого секрета не составляют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействуя на причины, его вызывающие. Основное правило здесь напрашивается само собой: нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти.

Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и т.п. отдельный человек если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально [1, 290 — 292].

§ 3. Профилактика стрессов в деловом общении

Значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель — подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов, формулируемые управленческой психологией, развернуты как бы на два «фронта»: руководителям, в чьи обязанности вменяется снижать уровень стресса у сотрудников, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других. Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям.

Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий — важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.

Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.

Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.

При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.

Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.

Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов.

Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.

Выполнение руководителями этих несложных в принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе. Одновременно в тех же целях шаг навстречу начальникам предлагается сделать и подчиненным. Страдающим от стрессов на работе обычно предлагают примерно такой перечень методов минимизации стрессов.

ЕСЛИ вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров (то есть для начала выясните, есть ли за что бороться).

Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботьтесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся — вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.

Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.

При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10-15 минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.

Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общественно-приемлемых формах. Социально одобряемое управление своими эмоциями

Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д .

Перечисленные выше рекомендации по предупреждению стрессов в рабочих группах поневоле носят достаточно общий характер. Конкретная же стрессовая ситуация всегда уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Кроме того, наша восприимчивость к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того, насколько успешно мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы — это всего лишь дин из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая-то природа стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями. Таким образом, один из ключей к успеху в преодолении служебных стрессов заключен в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей особенности его личности [1, 292 — 295].

www.studmed.ru

СТРЕССЫ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ В ДЕЛОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ

В результате изучения этой главы студенты должны:

знать

физиологическую и биохимическую природу стрессов;

• отличие стресса от дистресса;

• представителям каких профессий угрожает «синдром выгорания»;

• что такое «поисковая активность» и какова ее роль в динамике стрессов;

уметь

• объяснить основные причины профессиональных стрессов;

• предупреждать стрессы в деловых коммуникациях;

владеть

• знанием индивидуальной стратегии и тактики стрессоустойчивого поведения.

Как свидетельствует содержание предыдущей главы, избежать конфликтов в сфере деловых коммуникаций практически невозможно. Обязательным спутником любого конфликта является стресс. Его неприятные признаки (повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться, чувство беспричинной усталости и пр.) проявляются мгновенно и видны, что называется, не вооруженным глазом. «Не нервничайте», «расслабьтесь» – советуют нам окружающие. Да мы бы и рады не нервничать, только часто это не получается. Стрессовая ситуация захватывает нас и не отпускает: неприятные мысли «сами лезут» в голову, сами собой срываются с уст резкие слова. Так ведь и до серьезного заболевания недалеко. Можно ли с этим что-нибудь поделать? Можно, но только при трех непременных условиях: а) внятном понимании природы стресса и стадий его развития; б) отчетливом представлении о границах возможного воздействия на протекание стрессовой ситуации; в) готовности к активным усилиям по достижению стрессоустойчивости. О том, как выполнить эти условия, мы и поговорим в данной главе.

Понятие и природа стресса

Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». В научный оборот этот термин введен в 1936 г. выдающимся канадским физиологом Гансом Селье (1907–1982), разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов) [1] . Необыкновенная популярность как самой концепции, так и ее ведущего понятия объясняется, видимо, тем, что с ее помощью легко находят объяснение многие явления нашей обычной, повседневной жизни: реакции на возникающие трудности, конфликтные ситуации, неожиданные события и пр.

По классическому определению Г. Селье, стресс – неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям. Термин «неспецифический» в данном случае обозначает то общее, что свойственно всем приспособительным реакциям организма. На морозе, к примеру, мы стараемся больше двигаться, чтобы увеличить количество выделяемого организмом тепла, а кровеносные сосуды на поверхности кожи сужаются, уменьшая теплоотдачу. В жаркий летний день организм, наоборот, рефлекторно выделяет пот, увеличивая теплоотдачу и т.д. Это реакции – специфические, отвечающие на конкретные требования окружающей среды к организму. Но в любом случае требуется приспособиться к среде, восстановить нормальное состояние. Общая необходимость перестройки организма, адаптации к любому внешнему воздействию – это и есть сущность стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Как ни странно, но холод, жара, печаль, радость, лекарства вызывают, по мнению Г. Селье, одинаковые биохимические сдвиги в организме. Нечто подобное существует в наших электробытовых приборах: холодильник, обогреватель, лампа, звонок по-разному меняют физическую среду (холод, тепло, свет, звук), но их работа обусловлена единым фактором – электроэнергией. Точно так же стрессорный эффект от внешних воздействий не зависит от типа специфических приспособительных ответов на них. Суть таких ответов едина.

  • [1] См.: Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979.
  • studme.org

    Тема 15. Профессиональный стресс

    Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью.

    Разновидности профессионального стресса: информационный, эмоциональный и коммуникативный.

    Информационный стресс возникает тогда, когда работник не справляется с возникшей перед ним задачей в связи с информационными перегрузками (неопределенность, недостаток или избыток информации) и не успевает принять важного решения.

    Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности переживания унижения, вины, обиды, гнева, при конфликтных отношениях с начальством, подчиненными и коллегами.

    Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами профессионального общения, которые проявляются в повышенной раздражительности, неумении защищаться от коммуникативной агрессии, неспособности формулировать отказ, защиту от манипулирования.

    Динамика профессионального стресса

    1. Нарастание напряжения, которое внешне проявляется в исчезновении психологического контакта в профессиональном и межличностном общении, появляется отчуждение в отношениях, ослабевает самоконтроль.

    2. Происходит потеря эффективного и сознательного самоконтроля, чувствует опустошенность и усталость.

    3. Происходит возвращение в прежнее состояние, часто сопровождающееся чувством вины.

    У каждого работника свой индивидуальный сценарий стрессового поведения, который характеризуется частотой и формой проявления стрессовых реакций. Стрессовый сценарий характеризуется:

    · частотой и формой поведения и общения;

    · направленностью агрессии (на самого себя, на окружающих);

    Регулировать собственное состояние в условиях профессионального стресса можно, овладев психотехникой личной саморегуляции.

    Правила саморегуляции в условиях профессионального стресса.

    1. Знайте свои сильные и слабые стороны, научитесь фиксировать в сознании состояния и настроение в первой стадии стресса.

    2. Необходимо искать способы остановки самого себя: сделать паузу в общении с сотрудниками, выйти из комнаты, переместиться в другую часть помещения.

    3. Перевести свою энергию в другую форму деятельности, что даст возможность снять напряжение: заварить чай, поговорить с симпатичным сотрудником, опустить ладони в холодную воду и др.

    4. Каждый день выделять время на занятия, приносящие удовлетворение и радость.

    3. ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

    Занятие 1. Введение в предмет ЭиППД.

    1. Предмет, задачи, основные категории ЭиППД.

    2. Принципы, которыми руководствуется общая психология и ее отрасли при изучении психики человека.

    3. Понятие личности.

    4. Структура личности.

    Занятие 2. Общие представления о психике.

    1. Какие сложности существуют при определении понятия психика?

    2. Специфические свойства и характеристики психики.

    3. Функции психики.

    4. Совокупность психических явлений, изучаемых в психологии.

    Занятие 3. Структура психических явлений.

    1. Дайте определение психическому процессу, свойству, состоянию.

    2. Какие психические процессы изучает психология?

    3. Какие психические состояния изучает психология?

    4. Дайте определение темперамента, характера, способностей и направленности личности.

    Занятие 3. Исследование мнестических и интеллектуальных способностей студентов.

    1. Исследование непосредственной произвольной памяти.

    2. Выполнение заданий на исследование процессов обобщения, анализа, синтеза.

    Занятие 4. Общение и межличностные отношения.

    1. Определение общения, модели общения.

    2. Общение как коммуникация.

    3. Общение как восприятие и понимание.

    4. Общение как взаимодействие.

    Занятие 5. Общение и межличностные отношения.

    Выполнение ряда упражнений на развитие коммуникативных способностей:

    · упражнение «Качества, важнейшие для общения».

    Занятие 6. Барьеры общения и мотивы поведения.

    Выполнение упражнений на развитие аттракции (искусство нравиться людям):

    · упражнение «Что в имени твоем»…;

    · упражнение «Как просить, чтобы не отказали».

    Занятие 7. Психология вербального и невербального поведения.

    Выполнение упражнений на передачу и прием вербальной и невербальной информации:

    · упражнение «Передача текста по цепочке»;

    Занятие 8. Психологические и этические особенности проведения деловых бесед и переговоров.

    Деловая игра «Переговоры»

    Занятие 9. Деловое общение в рабочей группе.

    1. Социально-психологические особенности рабочей группы.

    2. Профессиональная зрелость рабочей группы.

    3. Ограничения, создающие препятствия эффективной работе коллектива.

    4. Типы взаимоотношений в коллективе.

    5. Классификация психологических типов личности в коллективе (по В.М. Шепель).

    1. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. – М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2003.

    2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю.Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999.

    Занятие 10. Факторы и механизмы разрешения конфликтов.

    1. Выполнение упражнений на использование различных типов поведения в конфликте:

    · упражнение «Предметные позиции»;

    · упражнение «Фазовая структура процесса дискуссии».

    2. Тест на оценку уровня конфликтности личности.

    Занятие 11. Социально-психологические проблемы руководства.

    1. Роль руководителя в становлении коллектива.

    2. Неформальные отношения между руководителем и подчиненным.

    3. Стили руководства.

    4. Основные функции руководящей деятельности.

    Занятие 12. Профессиональная этикаа: понятия и принципы.

    1. Мораль, ее функции.

    2. Этика – учение о морали.

    3. Основные категории этики.

    4. Деловой этикет.

    3. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. – М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2003.

    4. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю.Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999.

    5. Психология профессиональной деятельности. 2-изд./Н.Самоукина. – СПб.: Питер, 2003 стр. 62-71).

    Занятие 13. Этика взаимоотношений с клиентом, коллегами и начальством в профессиональной деятельности.

    1. Золотое правило этики общения.

    2. Этика делового общения «сверху-вниз».

    3. Этика делового общения «снизу-вверх».

    4. Этика делового общения «по горизонтали».

    5. Этика телефонного общения.

    5. Этика деловой переписки.

    1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю.Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999.

    2. Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1999.

    Занятие 14. Профессиональный стресс. Технологии саморегуляциив условиях профессионального стресса.

    3. Понятие о профессиональном стрессе.

    4. Динамика профессионального стресса.

    5. Стрессовые сценарии.

    6. Профессиональный стресс достижения, конкуренции, успеха, подчинения.

    studopedia.org