Программа обучения детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с легкой умственной отсталостью

Содержание

Цели и задачи программы.

Принципы и подходы к реализации программы.

Характеристики особенности развития детей с умственной отсталостью легкой степени.

Планируемые результаты освоения адаптированной образовательной программы дошкольного образования .

Реализация образовательной деятельности по образовательным областям.

Особенности организации образовательного пространства для детей с легкой степенью умственного развития.

Основные направления и формы работы с семей

Содержание коррекционной работы .

Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.

Введение

Основным документом, определяющим содержание и организацию образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является основная образовательная Программа.

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы.

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Для составления адаптированной образовательной программы использовалась специальная программа: «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Баряева Л.Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д.

Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 6- 7 лет, имеющими умственную отсталость легкой формы. Программа отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в дошкольном детстве, являющемся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с умственной отсталостью в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа направлена на: создание условий развития ребенка с умственной отсталостью, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Пояснительная записка.

Адаптированная образовательная программа создана для детей с легкой умственной отсталостью, разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами по дошкольному образованию:

— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

— Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПиН» 2.4.3049-13)

В программе отражаются концептуальные положения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью; примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС специальной программы: «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Баряева Л.Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д.

Методическими рекомендациями по проведению образовательных учреждениях, разработанные НИИ дефектологии и Институтом коррекционной педагогики РАО.

Оособенностями индивидуального развития детей и потребностями родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Цели и задачи Программы

Цели программы — создание оптимальных условий для образовательного процесса, способствующего полноценному проживанию ребенком с особыми образовательными потребностями дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, коррекция психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника коррекция психофизических дефектов, адекватному включению их в окружающую социальную среду.

Для реализации цели поставлены и решаются диагностические, коррекционно-развивающие и образовательные задачи.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях определения эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка и постановки дальнейших задач по коррекции.

Организация работы специалистов в коррекционном блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи на основе профессионального взаимодополнения.

Образовательные задачи направлены на формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Все перечисленные задачи решаются участниками образовательного процесса.

Принципы и подходы к реализации Программы

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом:

— соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

— сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования);

— обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

— основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

— предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

— обеспечивает реализацию принципа целостности, комплексности педагогических процессов, который выражается в непрерывности образовательного процесса и предполагает тесное взаимодействие всех сотрудников ДОУ.

предполагает реализацию принципа концентричного обучения, который заключается в повторяемости тем во всех возрастных группах и позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

— обеспечивает взаимосвязи теории с практикой, позволяющей формировать у детей умение применять свои знания в повседневной жизни;

соответствует принципу индивидуально – личностной ориентации воспитания, который предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

  • строится на основе принципа активного обучения, когда в образовательном процессе используются активные формы и методы обучения, способствующие развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.

Для успешной деятельности по реализации адаптированной образовательной программы, для достижения максимальной эффективности коррекционно-образовательной работы с детьми учитываются:

— особенности психофизического развития и возможности детей;

— структура отклоняющегося развития и степень умственной отсталости;

— знания о здоровье воспитанников и микросоциальных условиях;

— возраст ребенка, в котором он поступил в детский сад и предполагаемой длительности пребывания в данном учреждении;

-синхронизирование процессов обучения, коррекции и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей;

— осуществление необходимой квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей;

— взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;

— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Принципы построения коррекционной работы:

системный подход в реализации задач;

единство обследования и коррекции развития ребенка;

развивающий характер обучения с учетом сензитивных периодов развития;

целостность подходов к коррекции развития, сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья;

интегрированность, взаимодополняемость всех компонентов коррекционно-педагогического процесса;

принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);

принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности специального образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;

Характеристики особенности развития детей с умственной отсталостью легкой степени

Основными участниками образовательных отношений являются:

родители (законные представители) воспитанников.

Возрастные и индивидуальные особенности и специфические образовательные потребности детей с умственной отсталостью воспитывающихся в образовательном учреждении

Дети с нарушением познавательной деятельности – это дети у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).

Умственная отсталость — это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.

Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов (Н. Г. Морозова), которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.

Отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.

Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8-9-летнем возрасте эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т. п. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета.

Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Это особенно ярко проявляется у психически больных детей, у детей с поражением лобных отделов головного мозга и у имбецилов. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.

Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная смысловая память у умственно отсталых слабо развита.

Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. У детей с умственной отсталостью отмечаются и трудности в воспроизведении образов восприятия — представлений. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности умственно отсталых.

Для того чтобы обучение детей протекало успешней и носило творческий характер, необходимо достаточно развитое воображение. У умственно отсталых оно отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе.

Наряду с указанными особенностями психических процессов у умственно отсталых отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами.

По данным специалистов (М. Ф. Гнездилов, В. Г. Петрова и др.), у умственно отсталых страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.

Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех — слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния — эйфория, дисфория, апатия).

Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные).

Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью

Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с легкой умственной отсталостью проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.

Исходя из вышеизложенного приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения по реализации адаптированной общеобразовательной программы дошкольного образования является осуществление деятельности по созданию оптимальных условий полноценной коррекции и компенсации имеющихся нарушений у детей в интеллектуальной, речевой и личностной сфере.

Планируемые результаты освоения адаптированной образовательной программы дошкольного образования

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения детей с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

Предметные результаты освоения Программы включают освоенные воспитанниками знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.

— Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

— Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

— Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

— Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; понимает речь взрослых; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

— Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

— Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

— Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

— С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

— Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

— У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей с умственной отсталостью в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области):

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Реализация образовательной деятельности по образовательным областям

Содержание психолого-педагогической работы с детьми с умственной отсталостью легкой степени дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Образовательные области

ds-zhuravlik.nubex.ru

Научные подходы к разработке программы обучения и воспитания детей с умственной отсталостью дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Моисеева Людмила Геннадьевна

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Моисеева Людмила Геннадьевна,

Текст научной работы на тему «Научные подходы к разработке программы обучения и воспитания детей с умственной отсталостью дошкольного возраста»

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данная статья рассматривает проблемы обучения и воспитания детей с умственной отсталостью как одного из условий успешной социализации детей-инвалидов. Главной мыслью является то, что программа обучения таких детей должна учитывать особенности биологически обусловленной недостаточности.

Ключевые слова: дети с умственной отсталостью, особенности, обучение, воспитание, программа.

Главная задача обучения и воспитания детей-инвалидов — развитие потенциальных возможностей, трудовых и других социально значимых навыков и умений, коррекция поведения в целом. Л.С. Выготский писал, что в условиях специального обучения и воспитания у умственно отсталых детей преодолевается или сглаживается их биологически обусловленная недостаточность [2].

Нами был проведен анализ ныне действующих программ обучения и воспитания детей с умственной отсталостью: «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей» [14]; «Программа воспитания и обучения детей с церебральным параличом дошкольного возраста (1, 2, 3 годы обучения)» (под ред. Н.В. Симонова) [16]; «Типовая программа коррекционного обучения детей с задержкой психоречевого развития (подготовительная к школе группа)» (Институт дефектологии АПН РАН) [1], «Программу воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста» (Д.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова) [3]; «Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью» (авторы — Т.Н. Исаева, Г.Н. Бакаева, Г.В. Цикото, Н.Б. Жарова, А.А. Еремина) [15]; «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» (Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова) [1].

В программах рассмотрены:

— теоретические основы (общность основных закономерностей психического

* © Моисеева Л.Г., 2009

Моисеева Людмила Геннадьевна — кафедра педагогики Самарского государственного университета

развития в норме и патологии, сензитивность возрастов, актуальный и потенциальный уровни развития, роль дошкольного возраста в процессе социализации и т.д.);

— принципы (включение ребенка в конкретную деятельность на основе подражания и соответствующих импульсов к деятельности; учет закономерностей развития детей дошкольного возраста; проведение воспитательных и образовательных мероприятий на основе максимально сохраненных функций и т.д.);

— содержание (трудовое, физическое, музыкальное воспитание, сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность и конструирование, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, формирование математических представлений) этого процесса.

Признавая достоинства программ, необходимо отметить, что содержание некоторых из них не в полной мере отражает результаты последних исследований особенностей развития детей с умственной отсталостью, недостаточно четко определены пути осуществления преемственности в работе специалистов по решению воспитательных и обучающих задач. Недостаточное внимание уделено развитию мелкой моторики (что, как доказано, влияет на развитие речи и мышления), формированию социально-бытовых навыков (как одного из условий социализации ребенка-инвалида) и работе с родителями. Кроме того, не разработаны критерии эффективности обучения, не учитывается необходимость создания специально организованной обучающей среды.

В результате осмысления педагогической действительности нами определены основные подходы к разработке программы обучения детей с проблемами развития. При этом мы принимали во внимание, что дети с умственной отсталостью в дошкольном возрасте значительно отличаются по многим параметрам интеллектуального развития от здоровых детей того же возраста. Другой важный момент: программа, как показывает практика, не должна быть жестко привязана к конкретным срокам ее выполнения. При реализации программы нами учитывалась степень освоения ребенком знаний, умений, навыков, т.е. происходила индивидуализация занятий. Время освоения содержания каждого этапа принималось строго индивидуально и зависело от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного человека. Третий момент: программа реализовывалась с учетом специфических особенностей моторно-дви-гательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, социально-личностного развития ребенка, ведущих мотивов и потребностей дошкольника, характера ведущей деятельности, типа общения и его мотивов, социальной ситуации развития ребенка.

Разработанная нами программа обучения и воспитания детей с особыми нуждами имеет следующие характеристики:

— адекватна, поскольку учитывает особенности развития детей с ограниченными возможностями. Педагогу важно знать этиологию и механизмы нарушений, определить структуру дефекта при том или ином варианте психического развития, провести качественный анализ результатов обследования, что станет методическими предпосылками для определения реабилитационного потенциала и разработки коррекционной педагогической программы. В своей работе педагог опирается на сохраненные анализаторы; проводит все воспитательные и коррек-ционно-образовательные мероприятия на основе максимально сохраненных в своем развитии функций с коррекцией дефектных [9, 10];

— поэтапна и включает: 1) комплексную диагностику и разработку индивидуальной программы обучения; 2) ее выполнение; 3) проведение мониторинга выполнения программы; 4) этап ее корректировки (по необходимости);

— системна, т.е. отвечает всем характеристикам системности — ее составляющие представляют собой совокупность взаимосвязанных средств, методов, процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами;

— имеет целенаправленное педагогическое воздействие и обеспечивает условия для формирования предметной и игровой деятельности, предпосылки к овладению учебной деятельностью.

Основные задачи программы:

1. Дифференцированная диагностика.

2. Коррекция аномального развития.

3. Социально-бытовая адаптация детей, способствующая социализации детей с ограниченными возможностями, увеличение самостоятельности детей.

4. Подготовка к школьному обучению, в том числе формирование навыков и умений для школьного обучения, мотивации детей к обучению.

5. Обеспечение общего развития детей.

Выделение разделов программы и их соподчинение обусловлено общими кор-рекционными задачами, а также наличием в каждом возрастном периоде ведущих видов деятельности и их ролью во всестороннем развитии ребенка (игра, обучение, труд). На основе сформированной игровой и продуктивной деятельности оказывался возможным переход ребенка на более высокий уровень обучения в школе, к овладению учебной деятельностью. Мы учитывали, что указание на возраст ребенка в программе носит условный характер, так как применение того или иного материала зависело, в первую очередь, от уровня развития ребенка.

В каждом разделе программы нами ставились как общие коррекционные задачи (например, развитие познавательной деятельности ребенка), так и узкоспециальные (например, формирование математических представлений). Общие задачи решались посредством использования разных методов обучения на различном дидактическом материале. Программа в обязательном порядке включает педагогическую диагностику, без которой невозможно разработать индивидуальные программы обучения, учитывающие уровень психофизического развития ребенка, объем уже имеющихся знаний, умений, навыков, потенциальные возможности каждого ребенка. Исследование ребенка должно происходить в динамике, т.е. не только при его поступлении в специализированное образовательное учреждение, но и по прошествии некоторого времени (этапные обследования).

В каждом разделе прослеживается решение взаимосвязанных задач, в частности, формирование школьных навыков (умение слушать, умение работать в коллективе, высказывать и формулировать свои мысли, слушать товарища, не перебивая и т.д.).

Программа состоит из разделов, которые не включаются в традиционные программы обучения детей с ограниченными возможностями:

1. Развитие высших мозговых функций и психолого-педагогическая коррекция — развитие восприятия, познавательной деятельности, внимания, мышления, памяти, а также коррекция поведения.

2. Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму — отработка элементарных графических навыков, обучение правильному пользованию письменными принадлежностями, развитие координации движений, пространственно-зрительного восприятия.

3. Сенсорное воспитание (по М. Монтессори).

4. Социально-бытовая адаптация детей с ограниченными возможностями — формирование социально-бытовых и коммуникативных навыков, социально-бытовая ориентация.

5. Развитие речи — коррекция нарушений звукопроизношения, развитие связной правильной речи, фонетико-фонематического восприятия (развитием речи занимаются логопеды по индивидуальным программам).

6. Подготовка к школе — обучение письму и чтению, формирование математических представлений и школьных навыков.

— Реализуется программа посредством проведения занятий по разным направлениям социально-педагогической деятельности:

1. Общее развитие детей (знания об окружающем мире) — формирование представлений детей об окружающем мире. Дети учатся видеть простейшие связи между предметами и явлениями, понимать элементарные предметно-следственные связи в окружающем мире, развивают наблюдательность и речь.

2. Занятия в классе, работающем по системе М. Монтессори. Упражнения из различных зон способствуют моторному, сенсорному, интеллектуальному развитию (разработан специальный комплекс упражнений); дети приобретают элементарные математические представления, обучаются чтению и письму.

3. Изобразительная деятельность и конструирование. Задачи, решаемые в процессе занятий: формирование зрительно-двигательной координации «взгляд-рука», развитие восприятия, высших мозговых функций (наглядно-образного мышления, памяти, внимания), творческих способностей, мелкой моторики, речи, коммуникативных навыков; эмоциональная разгрузка; эстетическое воспитание и сенсорное развитие; формирование навыков рисования, конструирования, аппликации и т.д..

4. Музыкально-ритмические занятия, в ходе которых решаются задачи музыкального образования, эстетического воспитания, развития координации движений, чувства ритма, слухового восприятия, памяти, произвольного внимания, познавательного интереса, мелкой моторики и координации движений, воображения и творческих способностей, происходит эмоциональная разгрузка, формируются коммуникативные и музыкально-слуховые навыки.

Программа осуществляется в несколько этапов:

— наблюдение за детьми и проведение диагностики уровня психофизического развития, запаса общих представлений и навыков, развития речи; параллельно идет процесс адаптации ребенка к окружающей среде, формируется привычка находиться в группе, выполнять инструкции в процессе обучения;

— после обсуждения результатов наблюдений и диагностики все специалисты специализированного образовательного учреждения коллегиально разрабатывают индивидуальные программы обучения и воспитания и сообщают о результатах родителям;

— реализация индивидуальной программы с целью расширения практического опыта детей, объема знаний об окружающем мире, формирования навыков адекватного поведения и общения в ситуациях взаимодействия со взрослыми и детьми с включением родителей в этот процесс;

— по прошествии некоторого периода (до 3 месяцев) подведение итогов данного периода и корректировка индивидуальных программ с учетом мнения родителей;

— определение эффективности реализации программы по окончании определенного срока обучения (с учетом мнения родителей).

Структура занятий отличается для разных детей, которые делятся на три группы в соответствии с уровнем развития интеллекта и способностью работать самостоятельно:

— для одной группы детей сначала проводится краткий инструктаж, помощь оказывается по просьбе. Повторение пройденного материала осуществляется без контроля со стороны педагога, контролируется только конечный результат, работа проводится в группе или в подгруппе;

— для второй группы инструктаж сопровождается подробным показом приемов работы. В ходе выполнения задания по просьбе детей или по потребности оказывается помощь и проводится постоянный контроль со стороны педагога, работа проводится в подгруппах или индивидуально;

— третья группа предполагает только индивидуальную работу, постоянное инструктирование и контроль за выполнением заданий.

Наряду с общедидактическими принципами обучения, важное значение приобретают и принципы коррекции развития ребенка-инвалида:

1. Разделение действия на операции, т.е. его алгоритмизация. Ребенок с проблемами развития не в состоянии самостоятельно провести анализ действия. Педагог делит операцию на ступени и задает некий алгоритм действия, которому следует ребенок. Этот прием помогает ребенку провести анализ сложного действия, выявить причинно-следственные связи, запомнить всю последовательность операций и в дальнейшем успешно их воспроизводить.

2. Многократные повторения, т.е. ведущим методом обучения умственно отсталых детей является упражнение. Основанием этого служит сама специфика мнестических, мыслительных возможностей ребенка. Многократное повторение необходимо для умственно отсталых детей в силу того, что долговременная память у них слабо развита.

3. Использование самоконтролирующегося дидактического материала. Этот прием приучает детей к проведению анализа результатов собственных действий, а также к самостоятельности.

4. «Неспецифический метод» — координация и единство действий педагогов, психологов и медиков в решении задач индивидуальной коррекции (психолого-медико-педагогический консилиум). Использование этого метода возможно только в условиях специализированного образовательного учреждения.

До сих пор актуальным остается вопрос об определении критериев результатов обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии. Мы считаем, что основным критерием достижения целей воспитания и обучения нужно считать максимальное приближение уровня развития (во всем спектре этого понятия) ребенка с ограниченными возможностями к своей возрастной норме.

Переход от одного к другому этапу развития мелкой моторики, подготовки руки к письму также говорит об эффективности процесса обучения: ребенок берет предметы «в пригоршню», затем он может брать предметы щепотью, потом двумя пальцами, умеет держать карандаш, начинает рисовать.

Эффективность сенсорного воспитания состоит в формировании сенсорных навыков: дифференциации сенсорных эталонов, выделении того или иного признака предмета при сравнении с эталоном.

Эффективность социально-бытовой адаптации нами оценивалась по нижеперечисленным критериям:

1. Сформированность бытовых навыков.

2. Усвоение норм и правил, применяемых в обществе.

3. Развитие коммуникативных навыков.

Кроме того, эффективность процесса обучения должна быть оценена по мере усвоения программного материала, овладения игровым опытом, усвоения речевых норм, приемов изодеятельности, формирования элементарный математических представлений, обучения грамоте, по результатам музыкального воспитания, по соответствию объема знаний в области ознакомления с окружающим миром возрастным нормам. По каждому параметру можно дать качественное описание: соответствует или не соответствует норме развития в своей возрастной группе:

— с педагогических позиций результаты: обучения рассматриваются на основе определенного уровня знаний, умений, навыков ребенка, уровня возрастного развития: знаний об окружающем мире, навыков самообслуживания, умений в области общения и коммуникации, двигательных навыков, посредством действующих педагогических критериев оценивается результат усвоения учебного материала;

— психологические критерии разрабатываются для анализа и оценки процессуальной стороны обучения и качественных характеристик знания. С психологической точки зрения результаты обучения рассматриваются на основе определения уровня психического развития ребенка: формирования в ходе обучения новообразований, расширения «зоны ближайшего развития» и его отдаленных перспектив, формирования разных видов деятельности, произвольности поведения и рефлексии на него.

В целом динамику развития ребенка в ходе реализации программы можно оценивать на практике следующим образом:

— значительные улучшения: ребенок начал вышолнять задания, соответствующие норме знаний, умений, навыков в своей возрастной группе, или в значительной степени стал соответствовать норме, расширились социальные связи, самообслуживание происходит самостоятельно или с незначительной помощью. Работоспособность высокая или достаточная для участия в занятиях;

— улучшения; увеличилось время произвольного внимания, стабилизировался эмоциональный фон, расширился объем знаний, улучшилась работоспособность, появился стойкий интерес к занятиям;

— изменений в состоянии ребенка не произошло.

1. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью /Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин [и др.] — СПб.: Союз, 2001. — 320с.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В.Давыдова. — М.: Педагогика — пресс, 1999. — 536с.

3. Гаврилушкина, Д. П. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста / Д.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. — М.: Просвещение, 1983. — 127 с.

4. Ипполитова, М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье/ М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова. — М.: Просвещение, 1980. — 47с.

5. Монтессори-материал. Школа для малышей. — М.: Мастер, Российский Монтессори-центр, 1992. — Ч. 1. — 80с.

6. Монтессори, М. Дом ребенка. Метод научной педагогики / М.Монтессори. — Гомель: Задруга, 1993. — 339с.

7. Монтессори, М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка/ М. Монтессори; — пер. со 2-го итал., испр. и доп. изд. — М.: Тип.Госснаба, 1993. — 168 с.

8. Монтессори, М. О принципах моей школы/ М. Монтесори. — М.: ИД «Карапуз», 1992. — 48с.

9. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому/ М. Монтесори. — М.: ИД «Карапуз», 1993. — 56с.

10. Монтессори, М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе / М. Монтессори. — М.: Московский центр Монтессори, 1993. — С. 117.

11. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с нарушениями темпа развития / М.С. Певзнер// Дети с отклонениями в развитии (отграничение олигофрении от сходных состояний). — М.: Просвещение, 1966. — С. 25 — 31, 70 — 76.

12. Педагогика Марии Монтессори. Курс лекций. Интродукция. -М.: Московский центр Монтессори, 1992. — 69с.

13. Пекелис, Э.Л. Клинико-педагогическая характеристика детей с задержкой психо-речевого развития и церебральной астенией и опыт коррекционно-воспи-тательной работы: дис. . канд. пед. наук / Э.Л. Пекелис. — М., 1991. — 229с.

14. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. — М.: НИИ дефектологии АН СССР, 1976. — 144 с.

15. Сборник программ социальной адаптации лиц с выраженной умственной отсталостью / авторы составители: Т.Н. Исаева, Г.Н. Бачаева, Г.В. Цикото [и др.]; под. общ ред. Н.Ф. Дементьевой. — М.:ЦИЭТИН, 1993 — 68 с.

16. Симонов, Н.В. Программа воспитания и обучения детей с церебральным параличом дошкольного возраста (1, 2, 3 годы обучения). — М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1986. — 36 с.

17. Типовая программа коррекционного обучения детей с задержкой психического развития (подготовительная к школе группа). — М.: НИИ дефектологии АПН СССР,1989. — 83 с.

SCIENTIFIC APPROACHES TO THE DEVELOPING OF THE PROGRAM OF TEACHING AND UPBRINGING OF CHILDREN WITH MENTAL BACKWARDNESS OF THE PRE-SCHOOL AGE

This article deals with problems of teaching and upbringing of children with mental backwardness as one of the condition of successful socialization of disabled children. The main idea is, that training program of such children must consider particular qualities of biologically specified incompetence.

Key words: chidrens with mental backwardness, particular qualities, teaching, program.

cyberleninka.ru