Психосоматика заикания

Психосоматика заикания

Поделиться:

Психосоматика заикания — с одной стороны, может поясняться многими примерами, с другой стороны, она легко укладывается в одну тему.

Согласно Ж.Рено («Исцеление воспоминанием») заикание — это две противоречивые команды мозга. Говори и молчи одновременно.

Женщина кричит в родах, но вдруг приходит особо чувствительная акушерка, которая со своей тонкой душевной организацией никак не может вынести крики роженицы и говорит: «Что ты орешь.»

Вот замолчала бы женщина, обидевшись, и ребенку сгрузилась бы программа «слушайся авторитетов и рта не раскрывай». И все было бы тихо-мирно. У ребенка. Но женщина с таким положением дел не согласна и решает отстаивать свою правоту криком, при этом чувствуя серьезное внутреннее сопротивление, страх и вину. Конфликт как бы подвешивается: «ни туда — ни сюда». И можно кричать, и нельзя кричать. И если у ребенка обнаружится впоследствии заикание, то неплохо бы вспомнить эту историю и разрешить конфликт (по сути, довести дело до конца и определиться с тем, право имеешь на крик или нет).

Конфликт «я имею право говорить — кто я такой, чтобы говорить».

Если ребенку демонстрируют неуважение к его словам, то может так статься, что после этого всего в глубине души он теперь сильно не уверен, стоит ли ему говорить, выслушают ли. Но говорить все-таки надо, не молчать же. И вот оно — заикание.

Авторитарный отец, авторитарная жесткая мать могут не давать ребенку проявить себя, как оно требуется. Ребенок начинает что-то делать (в данном случае разговаривать) и останавливает себя, как бы пресекает себя сам.

(И тут вспоминаю картину. Папа и парень лет двенадцати. Казаки. Что парень не сделает, куда не повернется, папа его в плечо кулаком бьет. Воспитывает.)

Могут быть и более экзотичные примеры психосоматики заикания.

Например, зависший конфликт «можно это сказать — нельзя это сказать».

Ребенок видит, как мать изменяет отцу с другим. С одной стороны он хочет рассказать отцу, а с другой стороны не может навредить матери. Все это выливается в серьезное страдание, которое потом потихоньку забывается, вытесняется, но внутренний конфликт остается, и ребенок вдруг начинает заикаться.

Еще один вариант зависшего конфликта: «я сказал то, что не должен быть говорить, и теперь я считаю, что нужно молчать».

Допустим, что ребенок даже не задумывался о том, стоит ли рассказывать отцу об измене матери. И рассказал сразу. А отец пошел и избил мать так, что она лежала в больнице 2 месяца. Как вы думаете, какое решение бессознательно примет ребенок? Говорить ничего нельзя. Но при этом нужно же говорить. Конфликт приводит к заиканию.

Как всегда, когда речь идет о психосоматике болезни, в случае психосоматики заикания необходимо полностью разрешить внутренний конфликт, приводящий к заиканию. Если вспоминается ситуация, которая привела к заиканию — полностью трансформировать ее. Если конкретной ситуации не прослеживается, то трансформировать убеждения, самоопределения, поведение, приводящие к заиканию.

snob.ru

Психосоматика и заикание

Симптомы заикания впервые были описаны еще до нашей эры. На разных исторических этапах его изучения, заикание имело разное название. Одно из них – косноязычье.

При этом определении заикания подразумевалась сложность восприятия речи с запинками, нежели анатомо-физиологические основы нарушений темпа и плавности речи.

За последнее десятилетие наука заметно продвинулась в понимании речевой патологии, стали понятны многие закономерности возникновения, развития и течения заикания. Наличие симптома часто только сигнал о заболевании, которое может быть не связано с непосредственным местом симптоматики: так, речевые спазмы могут свидетельствовать о высокой тревожности человека, а никак не о поражении лицевых мышц.

Психосоматика (от греческих слов «душа» и «тело») – направление в медицине, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение телесных (соматических) заболеваний.

Очень популярно мнение, что заикание возникает при несоответствии получаемой эмоционально-психологической нагрузки и возможностями и способами ее переработки.

Так, на стрессовый фактор при начале заикания у ребенка указывают около 70% опрошенных родителей. Эмоциональный фон немаловажен и при проявлении заикания у взрослых. Связь запинок с волнением отмечают 92% заикающихся взрослых. Взрослея, заикающийся человек понимает закономерность: болеет тело, а причины – в душе.

У детей с заикание часто поставлен диагноз: логоневроз или логофобия, что прежде всего указывает на нарушенное психологическое здоровье, влекущее за собой речевую симптоматику в виде спазмов, задержек и остановок речи.

Поэтому первой инстанцией, к кому следует обратиться , является врач-психотерапевт.

Качественная, грамотная и своевременная психотерапия при заикании определяет успешность лечения как в детском, так и в зрелом возрасте. Курс психотерапии всегда подбирается индивидуально и назначенному лечению должен предшествовать первичный прием. Существует много легенд про чудесный гипноз и магические аутотренинги. Поверьте, к современной психотерапии эти методы отнести нельзя! Все манипулятивные техники, когда сам заикающийся человек не принимает активное участие, не приведут к стойкому результату.

Преодоление заикания невозможно без грамотного логопеда, желательно с медицинским образованием, опытом и стажем работы с заикающимися людьми. Так при одномоментной работе логопеда и психотерапевта достигается восстановление речи у детей дошкольного возраста за 3 недели.

zaikanie.spb.ru

Психосоматика заикания у детей: психологические причины

Психология заикания у детей объясняется психосоматическими особенностями личности. Как правило, причиной того, почему ребенок начал заикаться, является излишняя зажатость, стеснительность, страх сказать что-нибудь невпопад и быть за это высмеянным. Также причинами возникновения заикания у детей называют чересчур авторитарный стиль воспитания в семье, подавление детской инициативы и излишнюю критику со стороны взрослых.

Психосоматические причины возникновения заикания у детей

Заикание — это дефект речи (логоневроз), который появляется обычно в детском возрасте. Проявляется он по-разному: частым повторением в речи звуков, слогов или слов, усиленным напряжением голосообразующей мускулатуры перед произнесением слов. Может сопровождаться тиками — мышечными подергиваниями.

Психосоматической причиной заикания у детей обычно является испуг. Затем появляется страх перед речью в присутствии других, который поддерживает заикание.

У детей с заиканием имеются одновременно желание высказаться и нежелание это делать, что приводит к появлению агрессии в отношении слушающего. Часто провоцирующим фактором того, почему ребенок заикается, является присутствие доминантных для ребенка личностей — родителей, авторитетных взрослых. Оно подкрепляется, если ребенок получает в связи с ним какую-то выгоду. Например, родители дают ему поблажки дома, на уроке учителя освобождают от устных опросов и дают возможность выполнить вместо этого письменную работу.

Если выяснить психологические причины заикания и перестать подкреплять его, то ребенок способен восстановить нормальную речь. С помощью психологов и логопедов можно добиться успеха даже в трудных случаях.

Психосоматика заикания у детей также объясняется сильным испугом, если ребенку с ранних лет не дают высказывать свое мнение по самым простым вопросам. Если в семье просьбы ребенка игнорируют, его желания не учитывают, то он находится в постоянных запретах и говорить для него становится трудно.

Способствует заиканию неумение отстаивать свои права. Взрослые для ребенка являются авторитетом, слова, и действия которых до определенного возраста не подвергаются сомнению. Если родители все время подавляют ребенка, то он находится в постоянном напряжении и страхе и начинает заикаться.

Если взрослые все время критикуют и опровергают слова ребенка, то он ощущает себя неправым даже вопреки реальности и пребывает в подавленном состоянии. Это тоже становится причиной того, почему ребенок начал заикаться: он утрачивает инициативность и боится говорить.

Страх перед высказыванием своих мыслей и заиканием отражается на образе жизни ребенка, отношениях с окружающими и даже мышлении. Заикание воспринимается детьми болезненно, они переживают большие страдания, что наблюдается по прерывистой речи с судорожными сокращениями дыхательной и голосообразующей мускулатуры. Разговор становится для ребенка стрессом. Иногда это приводит к тому, что маленькие дети совсем перестают говорить и молчат длительное время (иногда годы). При этом речь других они понимают и реагируют на нее адекватно.

Если родители обращают внимание на изменение речи ребенка на ранних этапах, то справиться с неврозом значительно проще. Изменение методов воспитания и устранение психологических причин заикания у детей способствуют этому.

Причины, почему ребенок заикается

Чаще всего заикание возникает у детей в 3-5 лет. В этом возрасте дети уже хорошо понимают речь, произносят правильно построенные фразы, знают больше, чем могут высказать с помощью накопленного словарного запаса. В этот период повторение слогов и слов может быть связано с тем, что ребенок подыскивает слова, и выражения для высказывания своей мысли. Как только он начинает более уверенно озвучивать свои мысли, повторы в его речи исчезают. Если родители спокойно относятся к этому этапу формирования речи, то ребенок быстро и без последствий его преодолевает. Неправильное воспитание и психические травмы (испуг, тяжелое телесное наказание) способствуют фиксации ребенка на повторениях в речи и приводят к развитию заикания. Под воздействием эмоций и стрессов заикание усиливается.

Часто заикание в детском возрасте, и не только, выявляется у других членов семьи. В этом случае у ребенка оно может возникнуть в результате подражательного поведения, перенятого по какой-либо причине. Также можно утверждать, что в семье имеется повышенная предрасположенность к неврозам.

Причиной, почему ребенок заикается, могут быть значимые изменения в жизни малыша — рост зубов, начало учебы в школе, подростковый возраст, начало менструаций у девочек. Все конфликты в семье и детском коллективе также способствуют нарушению речи.

Болезненно воспринимаются детьми напоминания об имеющемся дефекте и тем более насмешки, что часто происходит в детском коллективе. Если это происходит в семье, то ситуация становится для ребенка невыносимой.

vkapuste.ru

Психосоматика одного заикания

Психосоматика одного заикания

Клиентка, 23 года обратилась ко мне за помощью – психологически проработать проблему своего заикания. Пока девушка отвечала на заданные вопросы, я заметила следующее: часть текста (довольно длительную по времени и сложную по лингвистике) она произносит без каких-либо затруднений, но в точечных, отдельных местах начинаются «спотыкания» речи. Затруднения происходят не на конкретных звуках или в каком-то заданном алгоритме, а спонтанно, непредсказуемо… Первое впечатление следующее: когда клиентка увлечена сообщением и как бы отдаляется от позиции реального «Я», проблема «оставляет» её, как только девушка приближается к себе-настоящей, проблема неминуемо «возвращается»… То есть психосоматический характер данного обращения – «на лицо».

– Элина, давайте представим себе образ вашего заикания на стуле, напротив Вас. Представили? Хорошо… Теперь пересядьте на этот стул и вообразите себя в этом образе. Сейчас Вы – не Элина, Вы – Элинино заикание.

– Как Вы выглядите? На что Вы похожи?

– На спутанный клубок ниток…

– Так… А где Вы обитаете? В какой части тела Элины?

– Понятно… А в какой период времени Вы появились в теле Элины?

– Когда Элине исполнилось 3… Быть может, 3 с небольшим… Примерно так…

– Хорошо… Спасибо! Элина, пересядьте, пожалуйста, на свой стул. Теперь Вы – это Вы. Скажите, Вы тоже чувствуете, что проблема началась приблизительно в это время?

– Да. Именно так. Мне и родители говорили об этом…

– Поняла Вас. Скажите, а не вспоминается ли Вам чего-то чрезвычайного, связанного с тем периодом жизни, что, быть может, «запустило» эту проблему?

– Нет, ничего чрезвычайного я не помню… (Задумывается…) Разве только… Самое первое воспоминание, приходящееся примерно на тот период… Я в садике. Конец дня. Уже достаточно поздно. Всех детишек забрали, а меня нет. Няня звонит родителям. За мной долго никто не идёт. Я одна и одна. Вечереет. Наконец, приходит отец. Очень пьяный. Еле держится на ногах. Мне противно, я чего-то боюсь. Но возвращаюсь с пьяным папой домой. Дома мама. Тоже пьяная. Буквально «распластана» на столе. Она спит. Кругом бутылки. Это всё, что я помню…

– Элина, ваши родители пили?

– Да. Но Вы не подумайте: они пили не всегда – только по выходным, начинали в пятницу, заканчивали вечером в воскресенье, в остальные дни были трезвые и много работали – нормальные родители, как у всех…

– Но, судя по вашему воспоминанию, Вы им крепко мешали, особенно в те самые, свободные дни? Им бы забыть про дочь, расслабиться, отдохнуть… Им бы «выключить» Вас на время. А вы – живая, требовали внимания…

– А ведь Вы их, конечно, очень-очень любили?

– Разумеется! Как иначе?…

– И, соответственно, хотели как-нибудь выручить маму с папой? Бессознательно… Чем могли.

– Зато я теперь в этом просто уверена: Вы себя «выключили», насколько смогли, по воле своих родителей, чтобы не мешать любимым папе и маме… Вам по их негласному предписанию не стоило ПРОЯВЛЯТЬСЯ, ОБРАЩАТЬ НА СЕБЯ ВНИМАНИЕ, ГОВОРИТЬ… Особенно в определённые дни…

– Но это ещё не всё… Помимо наложенного запрета, ваш клубок, я думаю, включает в себя непрожитый вопль возмущения в отношении проживаемых тогда обстоятельств. Крик души застрял в вашем горле спутанным, тяжёлым клубком. Элиночка, дорогая, Вы должны «выкричать» своё возмущение, разрешить ему вырваться на свободу. Встаньте, пожалуйста, и попробуйте его прокричать (можно про себя, внутренним воплем, или вслух – как получится). Повторяйте за мной, громко, в полную силу: «Мама и папа из прошлого, так нельзя! Это просто чудовищно! Я-трёхлетняя была вами брошена – одинока! Мне страшно и больно! Я тогда не справ-ля-лась! Вы запрещали мне ЖИТЬ! Но я ЖИВАЯ И БУДУ (СЛЫШИТЕ?!) БУДУ ЖИТЬ! Я ВОЗВРАЩАЮ СЕБЕ ПРАВО ГОЛОСА! ОТНЫНЕ И НАВСЕГДА! Я МОГУ И БУДУ СВОБОДНО, УВЕРЕННО ГОВОРИТЬ! ДА ИСПОЛНИТСЯ СКАЗАННОЕ! ДА БУДЕТ ИМЕННО ТАК!» А теперь представьте, как вместе с вашими выкриками ваш внутренний клубок вылетает из гортани наружу, наподобие пробки из бутылки шампанского, и отскакивает от Вас навсегда…

Скромная Элина, по моей настойчивой просьбе, повторила это множество раз. Стоя. В виртуальном обращении к прошлому. С усилением, форсируя голос. Каждый следующий раз всё уверенней и уверенней. При моей горячей поддержке. В паре со мной. Элина сообщила мне, что будто бы услышала символический «чмок» вылетающего клубка. Далее мы проделали короткую, но эффективную психологическую практику, наделяющую человека мощной уверенностью, душевным ресурсом, внутренним позитивом и силой.

– Элина, помните, на этом стуле некоторое время назад сидела ваша проблема. Попробуйте здесь снова присесть. Вы чувствуете эту проблему? Она всё ещё здесь?

– Нет. Её теперь нет. Определённо и точно. Но она-прежняя имела ко мне отношение. И знаете, наверное, ещё может вернуться вновь… Но сейчас её нет! Даже духа её не чувствую – совершенно!

– Хорошо! Пересаживайтесь на место. Вы – это Вы! Как дела, самочувствие?

– Очень хорошо! Я – спокойна. Клубка внутри не чувствую… (Улыбается.)

Элина ещё некоторое время отвечала на вопросы, что-то говорила, рассказывала. И верите или нет – до самого конца сессии больше не заикалась. Конечно, мы с Элиной будем встречаться снова, чтобы закреплять полученный результат, но важно то, что психосоматические источники проблемы данной клиентки найдены и в общем – хорошо обезврежены. Вот так несложно можно выйти на корни психосоматики и обеспечить их успешную ликвидацию – в случаях, когда в физиологию организма вмешивается трудная психология…

. Для укрепления описанных результатов на последующих двух сессиях предполагается большая сепарационная практика по отделению взрослой части личности данной клиентки от негативных родительских предписаний: «Замолчи!»; «Не говори!»; «Выключайся!».

Короткое описание указанной практики

Напротив клиента устанавливается стул, на котором предположительно находится субличность его родителя. Клиент попеременно пересаживается со стула на стул, находясь в активном диалоге с родителем. Диалог проводится по следующим фазам.

  1. Отреагирование накопленных чувств. (Посменно, из каждой роли.)
  2. Попеременное выражение искреннего прощения от родителя к ребёнку, от ребёнка к родителю.
  3. Попеременное выражение благодарности от родителя к ребёнку, от ребёнка к родителю.
  4. Попеременное благословление: из родительской роли в отношении к ребёнку и из детской – в отношении родителя.
  5. Виртуальная сепарация от родителя. На уровне представления мы отделяем себя от фигуры родителя, рисуя в воображении разделение общей дороги в два отдельных пути.

www.b17.ru

Заикание — это не болезнь

Откуда берётся заикание.

Прочитав пост, расположенный ниже http://ru-stammer.livejournal.com/… и комментарии к нему, захотел внести свою лепту в описание заикания здесь, тем более есть личный опыт как самого этого «увлекательного дела», так и избавления от него.

Я тоже начал заикаться с пяти лет и делал это более трех с половиной десятков лет. Поверхностная причина, откуда эта пакость взялась, была известна, и родители мне её несколько раз озвучивали. Официальная версия была такова: когда мне было 5 лет, нашу детсадовскую группу повели в детский театр на спектакль про Карлсона. Карлсон в этом спектакле разговаривал с характерным заиканием (уже будучи чуть взрослее, я видел такую же картину в одноимённом фильме или телевизионном спектакле, там артист Спартак Мишулин играл Карлсона и тоже характерно заикался). Так вот, СРАЗУ после просмотра этого спектакля я начал заикаться. Всё время обучения в школе меня водили к логопедам, но ничего не менялось. Заикался я достаточно сильно, но контактировать с социумом у меня получалось. В школе были сложности с теми предметами, где надо было отвечать или читать вслух – у доски я молчал, за что получал двойки регулярно. В институте было полегче, повзрослев и «приняв свой симптом как данность», скорее всего внутренне немного успокоился, и даже смог защитить диплом как все – т.е. стоя у доски и рассказывая с попеременным успехом о том, что же я там наваял. Оглядываясь сейчас назад, отчётливо понимаю, что каждый выбор своей жизни делал под влиянием заикания: небольшое количество друзей, да ещё таких, с которыми не приходилось много и часто общаться, такая же бывшая жена, выбранная предыдущая профессия, потом тип собственного бизнеса, хобби и интересы и т.д. и т.п., т.е. до некоторых пор все стороны жизни были такими, чтобы побольше молчать, как натурально, так и фигурально выражаясь.

Как ни странно, но некоторое не очень принципиальное, но заметное улучшение наступило пару лет назад, когда вокруг стало «рушиться» всё – семейная жизнь, бизнес и прочее. С одной стороны, это были год-полтора сильнейшего стресса, который, однако, привёл не к усилению заикания, а наоборот. Тогда это было непонятно и удивляло немного (хотя больше обращал внимание на то, что твориться снаружи, а не внутри меня), а сейчас я понимаю, почему тогда было именно так – когда потеряно всё, что было построено своими руками за предыдущие 15-20 лет, то вдруг начинаешь понимать, что терять уже нечего и… успокаиваешься. Вот тогда я впервые почувствовал реальную разницу в моей речи. Но также сейчас мне понятно, что одного внутреннего успокоения недостаточно для избавления от заикания. Я так же не мог нормально говорить в любых компаниях, даже очень близких и знакомых людей, хотя, приняв довольно давно своё заикание, мне не нужно было переживать, как меня примут те или иные люди во всех этих компаниях. Любая попытка более-менее живого общения всё также вызывала старый привычный дискомфорт.

Как правило, не найдя причину – не убрать симптом. Да, я знал с подросткового возраста из разных «авторитетных» источников, что «причиной» заикания является испуг. Уже взрослым я пытался вспомнить, а что же меня испугало в детстве? Спрашивал и родителей, которые недоумевали и всё время повторяли про Карлсона и моё подражание этому персонажу.

А потом…. А потом я пошёл изучать психология, причём не для того, чтобы разобраться в себе, как это делают многие, а именно для того, чтобы войти в эту профессию и работать. Откуда мне пришло это «озарение», я до сих пор не могу понять – всю «предыдущую жизнь» я занимался с «железяками», что было очень логично и правильно, ведь с ними (с железяками) не нужно разговаривать. Два предыдущих технических образования, соответствующие навыки и интересы… а тут… психология… где нужно ГОВОРИТЬ с клиентами…. Просто жизнь сама привела туда, где я смог не только убрать из себя эту пакость, но и понять, откуда «ноги растут» у неё.

Через неделю после начала занятий мои преподаватели сказали мне, что к концу обучения заикания у меня не будет. Так и произошло. Курс обучения включал в себя много разных дисциплин, а в конце проходили личную терапию. Вот на ней то за один (!!) сеанс вытащили на поверхность и причину, и начали убирать.

Причина оказалась очень простая, если знать, куда смотреть и что с чем связать.

ЗА день до личной терапии вечером за ужином мама «СЛУЧАЙНО» рассказала, что в 4-5 лет я очень любил рассказывать вслух стихотворение про дядю Стёпу, причём по-актёрски, в лицах, встав на стул и т.д. Все взрослые, которые были рядом в эти моменты, умилялись и были в восторге… кроме папы, который на всё это действо всегда реагировал словами что «..из ребёнка вырастет клоун..» с соответствующей мимикой и выражением в глазах и на лице.

Папа для ребёнка значимый взрослый, тем более в возрасте 5 лет. С одной стороны, любой ребёнок, входя в этот мир и начиная в нём расти и развиваться, хочет себя тем или иным способом выразить. В моём случае я тогда очень хотел себя выразить словами и делал это. Рядом стоял любимый папа и всем своим видом показывал, что он «против» этого. У ребёнка возникает противоречие между тем, что из него «прёт» изнутри и тем, что он ощущает снаружи. И вот, выход найден, как доказать папе свою любовь – раз папа говорил что-то про клоунов, я вижу клоуна и решаю быть именно ЭТИМ клоуном, который заикается. «Выключатель» сработал на спектакле – я стал заикаться сразу после него. Папа дал команду на запрет выражения себя через слова, и ребёнок принял эту команду тем способом, который подвернулся под руку в это время.

Любой родитель любит своего ребёнка в любом случае, и любой родитель желает своему чаду счастливой хорошей жизни, самореализации и т.п. вещей. Неадекватность реакции конкретно моего отца на мои совершенно безобидные с точки зрения «клоунады» выступления следует искать уже в его детстве, но такой задачи у нас не стояло. Главное я разобрался с причиной возникновения моего личного заикания и переработал эту причину. Мой отец давал такую реакцию не потому, что он «плохой», а потому что в нём тоже тогда сидел соответствующий блок, который заставлял его так реагировать на своего ребёнка.

Возвращаясь к расположенному ниже посту трехгодичной давности, могу сказать: возникновение заикания обусловливается совокупностью И генетических, И неврологических факторов. В моём случае генетический фактор – это реакция моего отца на мои выступления, неврологический – это уже моя личная реакция в пятилетнем возрасте на происходящее в моей семье вокруг моих выступлений.

Я действительно не могу сказать, почему ЛЮДИ заикаются, но я могу теперь находить причину в каждом конкретном случае, исходя и из своего личного опыта, и исходя теперь уже из полученных профессиональных знаний. Иногда это может быть и протест, как указывали некоторые в своих комментариях к предыдущему посту, но конкретно в моём случае это было удовлетворение желания любимого значимого взрослого – «не высовывайся, не говори, не показывай себя»…

Ещё добавлю про две очень занятные вещи:

1) Всё что происходит с человеком – для чего-то ему нужно, каким бы «нехорошим» это ни казалось на первый взгляд. Заикание – это психосоматика в чистом виде, поскольку никаких физиологических изменений в органах речи не возникает. В случае заикания детей это просто знак родителям (или взрослым, кто воспитывает этих детей или находится рядом с ними) обратить внимание на СВОЁ поведение, как они ведут себя со своим ребёнком. В моём случае это был знак отцу – он его не увидел (да и кто тогда, 30-40 лет назад знал вообще что-либо о психологии?), этот системный семейный вопрос пришлось решать уже мне в достаточно взрослом возрасте.

2) Ещё один принцип – «если где-то что-то убыло, то в другом месте обязательно прибудет». Если ребёнку «запретили» выражать себя словесно – эта нерасходуемая через речь энергия будет выходить другими путями. У меня это получалось через руки и голову. То, что я научился очень хорошо делать руками и головой до того момента, как перестал заикаться, приносило и приносит очень много пользы, как мне, так и всем вокруг! И все эти навыки и умения я могу применять уже и в новой профессии психолога-психотерапевта, и просто в обычной жизни.

Ну и напоследок. Поскольку заикание – это психосоматика, то одной умственной работой, т.е. через осознание причины, убрать это довольно сложно (да и долго). У заикающегося в теле сидит блок, с которым тоже надо работать. Иногда этот блок выходит за один раз, иногда выходит «постепенно». Т.е. при психотерапии заикания нужно работать и через осознание (причины, поведения, отношения к чему-либо или кому-либо и т.д.), и посредством работы с телом.

  • pappilonka
  • January 13th, 2009 , 10:24 pm

Ищем мамочек для иглотерапии деткам .

В Москву может приехать рефлексотерапевт Пахомов.
Нужны желающие на курс- 35 человек

Сегодня созвонилась с Пахововым В.Н, он согласен приехать с Москву на 2 недели и провести курс иглотерапии деткам. Он до 6го февраля будет в Питере.
Рефлексотерапевт Пахомов (из Одессы, практика в реб. центре «БУДУЩЕЕ», последние 3 года практикует частным образом). Для тех, кто не знает: он один из немногих рефлексо, кто специализируется на детях с ДЦП. У него свои методики, построенные на его знании и опыте, и проверенные практикой.
Предварительно надо снять квартиру 2х комнатную, он предлагал, если снять пансионат, он может привезти других спецов. И тогда будет и иголки и ЛФК, он настроен поработать.
Теперь надо порядка 20-30 мамочек, которые согласны на курсы иглотерапии.
Можно все прочитать на питерском сайт ЛВ про то как проходило и будет проходить.

Две мамочки уже есть, это я и Марина Б., моя подруга.

Народ, пишите, интересно это вам, готовы ли вы, время есть. Давайте скооперируемся.

По ценам: в Москве 1300-1600 руб/сеанс (не потянуть многим), у него 5 $-сеанс, + еще жилье ему оплатить, то есть к 50$ за 10 дней иголок, наверное 60-80$ с каждого придется собрать.

ru-stammer.livejournal.com