Ранняя профилактика детского аутизма

Ранняя профилактика детского аутизма

1. Башина В. М. Аутизм вдетстве. М.: Медицина, 1999. 236с.

2. Башина В. М. Клиника ранней детской шизофрении: (Клинико-катамнестическое исслед.): Авто-реф. лис. д-ра мед. наук. М., 1977.41 с.

3. Башина В. М. О синдроме раннего детского аутизма Каннера // Журнал невропатологии и психиатрии. 1974. Вып. 10: 1538-42.

4. Башина В. М. Ранний детский аутизм//http://autist.narod.ru/bashina.htm.

5. Башина В. М. Ранняя детская шизофрения: Статика и динамика. М.: Медицина, 1980. 248 с.

6. Башина В. М. Ранняя детская шизофрения (статика и динамика) // http://psychiatry.ru/library/lib.

7. Башина В. М., Козлова И. А., Ястребов В. С, Симашкова Н. В. и др. Организация специализированной помоши при раннем детском аутизме: (Методические рекомендации). М., 1989.

8. Башина В. М., Пивоварова Г. Н. Синдром аутизма у детей // Журнал невропатологии и психиат-. рии, 1970. Т. 10. Вып. 6. С. 941-943.

9. Беттелъхейм Б. Пустая крепость: Детский аутизм и рождение Я / Пер. с англ. М.: Академический Проект: Традиция, 2004. 783 с.

10. Блейер Е. Аутистическое мышление. Одесса: Пол!граф, 1927. 81 с.

11. Бобкова К. А. К вопросу об интеллектуальных расстройствах при шизофрении в пубертатном возрасте // Вопросы психоневрологии детей и подростков. Т. 3. Л., 1936. С. 63—87.

12. Волна аутизма. Vesti.ru. 27.12.2002//http://psychology.net.ru/news/content/1041017419.html.

13. Вроно М. Ш., Башина В. М. Синдром Каннера и детская шизофрения // Журнал невропатологии и психиатрии. 1975. Т. 75. Вып. 9. С. 1379.

14. Выготский Л. С. К проблеме психологии шизофрении // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. 1932. Т. 1. Вып. 8. С. 352-364.

15. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.; Л.: Соцэкгиз, 1934. 323 с.

16. Гиляровский В. А. Профилактика нервных и психических болезней детского возраста // Гиляровский В. А. Профилактика нервных и психических заболеваний. М., 1928.197 с.

pedlib.ru

Ранний аутизм у детей

Ранний аутизм, он же аутизм Каннера — это расстройство развития, которое имеет под собой генную основу. Каннер — известный швейцарский психиатр — впервые описал этот синдром и назвал его ранним детским аутизмом. Отличительной особенностью такого расстройства является невозможность ребёнка с самых ранних лет выстраивать отношения с окружающим миром и адекватно реагировать на внешние ситуации. Изначально Каннер считал, что это расстройство относится к детской шизофрении, но после выделил синдром как нечто обособленное, самостоятельное.

На сто процентов сказать, по какой причине у представителей подрастающего поколения возникает ранний аутизм, невозможно. Какие-то метаморфозы, происходящие на генном уровне, — вот причина этого недуга. Учёные постоянно занимаются исследованием и изучением этого вопроса. И вот к каким выводам они пришли:

  • ряд учёных предполагает, что ранний аутизм начинает развиваться по причине воздействия определённых резидуально-органических факторов (это могут быть связанные с беременностью патологии, инфекции или травмы черепа и головного мозга);
  • другие учёные считают, что РДА — это ни что иное как детская шизофрения;третьи уверены, что ранний детский аутизм развивается из-за врождённых дисфункций головного мозга.
  • Как видно, мнений множество. Но сказать, какое из них является наиболее правдивым и правильным, пока не представляется возможным.

    Первые признаки раннего детского аутизма на бытовом уровне выражаются следующими действиями и чувствами ребёнка:

  • малыш неуместно смеётся, хихикает над тем, что абсолютно несмешно;
  • он чувствует боль на минимальном уровне, не реагирует на болезненные ощущения бурно, его реакция, скорее, сдержанная;
  • у малыша отсутствует всякое чувство опасности;
  • он не любит обниматься и целоваться, и вообще предпочитает избегать всяческих “телячьих нежностей” — недаром таких детей называют “детьми Снежной Королевы”;
  • ребёнок предпочитает однообразие в играх, может часами возиться с одной и той же игрушкой, выполняя одинаковые движения;
  • малыш может вести себя очень обособленно, избегая людей;
  • при словесном контакте ребёнок не смотрит в глаза своему собеседнику и вообще всячески избегает зрительного контакта;
  • для того чтобы сказать о какой-то своей потребности, ребёнок может не использовать слова, а применять жесты;
  • обычный предмет, на который родители не обращают никакого внимания, может стать для малыша другом, он может ощутить небывалую привязанность к нему;
  • кроха повторяет за взрослыми слова или предложения, речь идёт о многократных неуместных повторениях;
  • ребёнок твёрдо стоит на своём в случае, если родитель пытается лишь его однообразия;
  • у малыша отсутствует реакция на необычный или слишком громкий звук (однако бывают и иные случаи, когда реакция на неожиданные звуки чересчур бурная);
  • ребёнок часто вращается на одном месте или проделывает то же самое с другими предметами;
  • ему крайне сложно общаться с окружающими взрослыми и сверстниками, и эти сложности видны невооружённым взглядом
  • Диагностика раннего аутизма у ребёнка

    Диагноз ранний аутизм звучит в тех случаях, когда присутствует тройка главных качественных нарушений:

  • недостаточное взаимодействие с обществом,
  • недостаточная взаимная коммуникация,
  • присутствие в поведении ребёнка стереотипных форм.
  • Для того чтобы понять, действительно ли у ребёнка имеется синдром Каннера, врачу нужно будет наблюдать за маленьким пациентом на протяжении длительного времени. Специалист должен будет проверить имеющиеся у ребёнка навыки и подвергнуть их сомнению.

    Осложнения

    Ранний аутизм страшен тотальным нарушением контактов с окружающим миром. Своевременное правильное лечение и родительская любовь позволят минимизировать ущерб от болезни.

    Вылечить аутизм невозможно, но лечить необходимо. Это позволит вывести маленького пациента на максимально качественный для него уровень жизни. Результат успешного лечения — полноценная жизнь ребёнка-аутиста в окружающем мире, полноценное и максимально беспроблемное взаимодействие с социумом.

    Лекарственные средства для лечения раннего аутизма никогда не применяются. Дело в том, что они абсолютно бессильны перед этой болезнью. Они актуальны лишь там, где врач считает нужным избавить пациента от каких-то сопутствующих болезни симптомов. Главные методы лечения раннего аутизма — это:

  • психиатрическая работа с ребёнком,
  • социальная адаптация.
  • Что можете сделать вы

    Родители должны совместно с врачом бороться за адаптацию своего крохи в обществе. У мамы и папы в процессе лечения тоже будут свои очень важные функции. Их можно выразить в ряде правил, обязательных к соблюдению.

    • Лечение малыша происходит не только в медицинском лечебном центре, но и в быту, в привычной для малыша домашней обстановке. Недостаточно просто водить кроху на занятия с психологом — маме с папой тоже нужно будет заниматься с чадом. А так как занятия с малышом-аутистом — задача весьма непростая, родителям придётся обучиться основным навыкам и знаниям в этой области: из книг, из врачебных рекомендаций, путём получения собственного опыта.
    • Психиатр, который занимается с ребёнком, должен быть единственным. Важно ещё на начальном этапе лечения сделать правильный выбор. Каждую смену врача ребёнок-аутист будет воспринимать весьма болезненно, поэтому от подобных эмоций его ноебходимо заблаговременно застраховать.
    • Повторение — мать учения. Это правило особенно важно в случае с “детками дождя”. Для того чтобы ребёночек с диагнозом РДА что-то хорошо запомнил, необходимо демонстрировать ему этот навык изо дня в день. И даже тогда, когда родителям будет казаться, что ребёнок усвоил предложенную ему информацию, к повторению навыка нужно будет периодически возвращаться снова.
    • Хотя бы один раз в год мама и папа, которые занимаются с крохой-аутистом, должны отдыхать подальше от своего наследника. Это огромный труд и колоссальная работа. Отсутствие отдыха изнурит родителей и в дальнейшем они попросту не смогут проводить время со своим малышом в силу определённых психологических причин.
    • Ребёнок-аутист должен жить по точному и абсолютно конкретному распорядку дня. Так будет легче и ему, и его родителям.Для мамы и папы очень важным является знакомство с родителями других деток-аутистов. В настоящее время существуют даже специальные клубы, в которых взрослые учатся радоваться успехам своих деток, делятся опытом и поддерживают друг друга.
    • Вниманием ребёнка с диагнозом ранний аутизм нужно научиться завладевать. Возможно, для привлечения внимания к себе нужно будет неоднократно произносить детское имя. Однако никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя позволять себе кричать.
    • Никогда не стоит менять привычную для ребёнка обстановку. Это может очень болезненно отразиться на его психике.

    Что может сделать врач

    Специалист, которому доверяют здоровье ребёнка, должен досконально взять все применяемые сегодня методики психиатрической терапии. Для врача крайне важно найти ту методику, которая будет актуальна в работе конкретно с этим пациентом. Ведь каждый ребёнок с РДА отличается набором определённых особенностей. Поэтому никогда недуги, подобные раннему аутизму, не лечат по протоколу.

    В случаях, когда необходимо купировать симптоматику заболевания, доктора назначают своим маленьким пациентам лекарственные препараты. Но влияния на саму болезнь такие препараты не имеют.

    Профилактика

    Ранний детский аутизм — заболевание, методов предотвращения которого не существует.

    detstrana.ru

    Раннее аффективное развитие детей с аутизмом

    Заключение

    Предвестники детского аутизма появляются в самом раннем возрасте в выраженных отклонениях аффективного развития, обусловленных экстремально малой выносливостью детей в контактах с близкими и окружением в целом. Накопление этих признаков в течение первых двух – двух с половиной лет жизни и оформление их в определенные сочетания предопределяет формирование вариантов синдрома детского аутизма, различающихся по глубине и качеству трудностей раннего взаимодействия ребенка с социальной и предметной средой. Завершение оформления синдрома свидетельствует о формировании системного нарушения аффективного развития.

    Недостаточность, отсутствие или искаженность ориентации ребенка на опосредующую эмоциональную оценку близкого взрослого приводит к тому, что ограниченные позитивные впечатления остаются для него слишком возбуждающими (и, соответственно, быстрее вызывают пресыщение), нейтральные не начинают привлекать внимание, а интенсивность негативных, которые преобладают, не может быть уменьшена. Таким образом, нарушения становления общей со взрослым системы регуляции активности и аффективной стабильности не позволяют компенсировать первичную недостаточность ребенка и стимулировать его продвижение в развитии взаимодействия с близкими, с социальной и предметной средой. Наоборот, к моменту оформления синдрома, эти трудности становятся все более очевидными, что проявляется, прежде всего, в особой легкости возникновения дискомфорта (даже на фоне исходно положительных впечатлений), порождающего стойкие амбивалентные переживания, фиксированные страхи, генерализованную тревожность. И в дальнейшем ребенок остается крайне уязвимым по отношению к впечатлениям новизны, неожиданности, нарушениям привычного порядка.

    Выраженные трудности адаптации такого ребенка проявляются на ранних этапах развития как:

  • нарушение эмоционального контакта и становления отношений привязанности;
  • крайняя ограниченность способов взаимодействия с близкими;
  • дефицитарность проявлений «социальной ссылки»;
  • проблемы произвольной организации внимания и, соответственно, формирования совместно разделенных действий;
  • неадекватность реакций самосохранения;
  • отсутствие исследовательской активности;
  • невозможность выйти за рамки жестко стереотипных форм поведения и принимать какие-либо изменения в окружающем.
  • Показателем дезадаптивных тенденций развития также является ранняя фиксация механических средств аутостимуляции. Закрепление этих наиболее примитивных и ограниченных способов успокоения, и отсутствие перспективы содержательного развития средств тонизирования обусловлены их формированием вне русла взаимодействия с близким взрослым, как это происходит в норме.

    Перечисленные особенности позволяют сделать заключение о нарушении развития общей со взрослым системы аффективной организации адаптивного поведения ребенка с аутизмом и о дефицитарности условий становления его собственного положительного опыта жизни в стабильной среде и при меняющихся обстоятельствах.

    Оформление синдрома детского аутизма на втором — третьем годах жизни может быть связано с началом освоения в этом возрасте ребенком индивидуальных способов взаимодействия с окружающим миром. В отличие от благополучного развития, при формирующемся аутизме этот этап не подготовлен предварительным совместным с близким взрослым опытом регуляции аффективых состояний малыша, разработкой и усложнением общих форм бытового и игрового взаимодействия.

    Уточнение характера первичных трудностей при искаженном дизонтогенезе, а также понимание роли и возможностей взрослого в организации, упорядочивании и помощи в эмоциональном осмыслении переживаний ребенка, наполняющих его индивидуальный опыт, позволяют более точно определить цели и способы психологических коррекционных воздействий.

    Вовлечение ребенка в разделенное со взрослым переживание создает условия для формирования и поддержания его активности и стабильности в контактах с миром; установления и дифференциации эмоциональных отношений; возможности объединения внимания на объекте общего интереса. Именно в этих основных направлениях первоначально происходит становление аффективного опыта ребенка при благополучном развитии. Продуктивность коррекционной работы по нормализации аффективного развития при угрозе формирования синдрома раннего детского аутизма в значительной степени зависит от включенности в коррекционный процесс близких ребенка. Раннее начало и систематичность обучения родителей наиболее действенным приемам эмоционального заражения, регуляции аффективных состояний ребенка, разделению и организации его впечатлений могут создавать условия для профилактики развития наиболее тяжелых форм искаженного дизонтогенеза.

    alldef.ru

    МБУЗ Детская городская поликлиника УЗА г. Новороссийск

    Аутизм и его ранняя диагностика

    Каковы причины развития аутизма?

    В настоящее время причины развития аутизма не известны. Ни одна из предложенных на данный момент гипотез о развитии этой болезни не имеет полного обоснования. Исследователи аутизма полагают, что в основе этого заболевания лежит сочетание генетических факторов и неблагоприятных воздействий внешней среды (таких как, осложнения во время родов, инфекционные заболевания у беременной женщины, воздействие токсических веществ на беременную и пр.) У мальчиков аутизм развивается в 3- 4 раза чаще, чем у девочек. Если в семье уже есть ребенок, страдающий аутизмом, то вероятность этого заболевания у другого ребенка составляет 5-10 %.

    Симптомы аутизма.

    Ученые выделяют три признака, по которым можно определить, что у человека наблюдается аутизм: • Нарушение социального взаимодействия • Трудности при общении с другими людьми • Особенности поведения

    Нарушение социального взаимодействия. У человека, страдающего аутизмом, не получается построить здоровые взаимоотношения с другими людьми, что очень важно, находясь в обществе. Речь у таких детей развивается медленно, ребенок может использовать жесты вместо слов или придавать словам неверное значение. Им неинтересно заводить друзей. Предпочитая проводить время в одиночестве, они не играют с другими детьми. Часто они не отвечают на улыбки. При этом заболевании человек может повторять какие-либо действия или слова по несколько раз. В тяжелых случаях дети вообще могут не замечать присутствие других людей.

    Общение. Аутисты часто не участвуют в диалоге. Обычно то, как выражается другой человек, ими воспринимается как нечто непонятное. Речь аутистов обычно монотонная, лишенная эмоций. Фразы чаще всего оборваны. Часто люди, страдающие аутизмом, повторяют предложения и фразы, сказанные другими людьми.

    Особенности поведения. У ребенка или взрослого, страдающего аутизмом, может наблюдаться острая чувствительность, например, сенсорная или тактильная. В результате у человека наблюдается сильная непереносимость громких звуков или толпы, визуальной и тактильной стимуляции. Для некоторых аутистов вечеринка или шумные компании могут иметь опасные последствия. Ярлыки на одежде могут восприниматься этими людьми как нечто болезненное. Аутист вместо того, чтобы говорить может закричать или подносить что-либо к глазам. Поведение человека, страдающего аутизмом, нельзя предсказать. Такие люди часто трогают различные предметы, чтобы ощутить их форму.

    У многих детей и взрослых, страдающих аутизмом, может быть нечто вроде ритуала. Даже такое занятие как принятие ванны может быть очень трудным для аутиста: ему требуется определенный объем воды в ванне, точная температура воды, одно и то же полотенце и мыло, которыми он пользовался раньше. Так же может наблюдаться нецеленонаправленное поведение или действия. Например, человек может постоянно дергать себя за волосы или наматывать их на палец, ходить на цыпочках, хлопать в ладоши и др. Ребенок или взрослый может постоянно играть в одну и ту же игру, или носить с собой одну и ту же игрушку. Например, ребенок может выстроить все свои игрушки в ряд, а взрослый тоже самое может делать с одеждой, повторяя каждый день одно и тоже действие. При любой попытке помешать аутисту, с его стороны можно ожидать непредсказуемую реакцию, включая то, что он может наброситься. Те предметы, которые можно поворачивать, открывать или закрывать больше всего привлекают внимание аутистов. Если аутиста оставить одного, то он часами может сидеть в одиночестве, крутить или поворачивать какой-либо предмет, включать или выключать свет. У некоторых аутистов вырабатывается особенная «любовь» к каким–либо неодушевленным предметам, таким как скрепки или кусочек бумаги.

    Диагностика аутизма.

    Медицинских анализов, с помощью которых можно диагностировать аутизм, не существует. Диагноз ставится на основании наблюдения за тем, как ребенок ведет себя, как общается с другими. В зависимости от выраженности проявлений аутизм может быть как легкой, так и тяжелой степени. Для постановки диагноза аутизма обычно требуется врачебная комиссия, которая включает психолога или психиатра, лечащего педиатра, невролога и других специалистов. Родители ребенка и его учителя (воспитатели) также могут быть включены в комиссию, так как они обладают важной информацией о развитии ребенка с самого раннего возраста. В диагностике аутизма важным моментом является отличие этого заболевания от других нарушений развития ребенка, таких как детский церебральный паралич (ДЦП), генетические заболевания, вызывающие умственную отсталость у детей и пр.

    Лечение аутизма.

    К сожалению, на данный момент не существует методов лечения, которые могли бы привести к полному выздоровлению ребенка или взрослого от аутизма. Тем не менее, разработано множество методик, которые помогают людям с аутизмом научиться самостоятельно жить и общаться с другими людьми. Чем раньше был выявлен аутизм и чем раньше начато его лечение, тем лучше прогноз для ребенка и выше шанс, что он сможет стать полноценным членом общества.

    Для лечения аутизма используются различные программы реабилитации, курсы поведенческой терапии и специальные школы, направленные на обучение детей с аутизмом. Лекарства от аутизма не существует, любые препараты лишь помогают облегчить некоторые симптомы.

    Огромное значение в лечении аутизма имеет психотерапия, причем предпочтительнее семейная психотерапия, ведь родители ребенка с аутизмом нуждаются в поддержке специалиста не меньше, чем маленький пациент. Нужно научиться эффективному общению с ребенком, взаимопониманию, осознать особенности взаимодействия ребенка с обществом. Терпение и еще раз терпение необходимо при воспитании аутичного малыша. В доме все должно находиться на привычных ребенку местах, потому что пропажа на ваш взгляд мелочи из обстановки может расстроить малыша больше, чем отсутствие мамы или папы. И ни в коем случае нельзя повышать голос, при раздражении лучше удалиться и успокоиться.

    Крайне важны для ребенка и занятия с педагогами. Интеллект при аутизме не страдает, но в силу специфических расстройств эмоциональной сферы и особого склада мышления, таким детям трудно обучаться по общепринятой программе. Педагог в сотрудничестве с врачами определит наиболее оптимальный способ обучения для ребенка, разработает индивидуальную программу, позволяющую в полной мере использовать способности ребенка. Психолог также может оказать незаменимую поддержку больному ребенку. С помощью различных психологических методик можно выработать навыки социального общения, преодолеть трудности адаптации в детском коллективе. Отдельно нужно сказать об особенностях питания ребенка с аутизмом. Доказано, что у многих детей есть дефект в работе пищеварительных ферментов – у таких детей снижена способность к расщеплению некоторых белков, содержащихся в молоке и мучных изделиях. Поэтому целесообразно ограничить мучные и молочные продукты в рационе ребёнка.

    Некоторые родители обращаются за помощью к народной медицине, опасаясь препаратов, используемых в психиатрии. Однако, народная медицина не располагает эффективными средствами для лечения детского аутизма. Все, что могут предложить народные целители – мягкие успокаивающие средства растительного происхождения, основными компонентом которых является валериана, пустырник, донник лекарственный. Однако, это как правило, не дает никакого эффекта. Вред такого «лечения» заключается в откладывании сроков лечения у специалистов, а чем позднее ребенок получит квалифицированную помощь – тем хуже прогноз заболевания.

    У большинства аутичных детей при адекватном лечении с возрастом отмечаются улучшения в состоянии. Но, к сожалению, нельзя исключать, что в старшем возрасте у ребенка может развиться более тяжелая психическая патология, например, шизофрения. Поэтому для родителей важно как можно раньше обратиться к врачу и начать лечение и реабилитацию ребенка, кроме того, даже при значительном улучшении состояния не следует пренебрегать профилактическими осмотрами детского психоневролога или психиатра.

    Профилактика аутизма.

    Действенных мер профилактики детского аутизма не разработано. Но снизить риск возникновения этого заболевания поможет серьезное отношение супругов к планированию беременности. Необходимо обследование у специалистов с целью выявления и лечения инфекций и хронических заболеваний. Беременная женщина должна регулярно наблюдаться у врача женской консультации и вести здоровый образ жизни, избегать контакта с инфекционными больными.

    В любом случае, родителям особых детей не нужно отчаиваться. Заручившись поддержкой специалистов, вы сможете сделать своего ребенка счастливым и помочь ему найти свое место в жизни.

    Как самостоятельно определить, есть ли у ребенка аутизм?

    Если вы подозреваете аутизм у своего ребенка, то вы можете самостоятельно определить, есть ли повод для волнения. Ниже представлен тест на аутизм, который проводят всем детям в возрасте 1,5 лет в США для того, чтобы выявить наличие возможных проблем у ребенка. Этот тест называется CHAT (Checklist for Autism in Toddlers – Проверка на аутизм для маленьких детей).

    Раздел А:

  • Вашему ребенку нравится, когда его/ее укачивают, держат на руках, сажают на колени и т.п.? Да/Нет
  • Ваш ребенок проявляет интерес к другим детям? Да/Нет
  • Вашему ребенку нравится взбираться куда-нибудь, подниматься по ступенькам? Да/Нет
  • Вашему ребенку нравится играть с вами? Да/Нет
  • Ваш ребенок когда-нибудь имитировал какие-то действия в игре (например, «делал чай», используя игрушечную чашку и палочку и т.п.)? Да/Нет
  • Ваш ребенок использует указательный палец, чтобы показать предмет, заинтересовавший его/ее? Да/Нет
  • Ваш ребенок когда-то приносил вам какой-то предмет, чтобы показать его? Да/Нет
  • Раздел В:

    1. Ребенок смотрит в глаза незнакомым людям? Да/Нет
    2. Привлеките внимание ребенка, указывая ему на предмет вне поля его зрения с помощью пальца и скажите «Смотри!», либо произнесите название игрушки, например «Кукла!» Проследите за реакцией ребенка. Он повернул голову, чтобы посмотреть что там? (важно: ребенок должен следить не за рукой, а смотреть именно на предмет, который вы указали) Да/Нет
    3. Дайте ребенку игрушечную чашку и ложку и попросите «сделать вам чай». Ребенок притворяется, что делает вам чай? Да/Нет
    4. Спросите ребенка, где находится тот или иной предмет (либо откуда идет свет). Ребенок показывает пальцем его местонахождение? Да/Нет
    5. Ребенок может построить башенку из кубиков? Да/Нет

    Если на большинство вопросов вы дали отрицательный ответ – то риск аутизма очень высок.

    ГБУЗ «Центр медицинской профилактики» министерства здравоохранения Краснодарского края.

    detpolik-nvrsk.ru

    Ранний детский аутизм

    РДА – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах.

    Причины и механизмы раннего детского аутизма до конца неясны, что порождает множество теорий и гипотез происхождения нарушения.

    Генная теория происхождения связывает ранний детский аутизм с генетическими дефектами. Известно, что 2% потомков аутистов также страдает этим расстройством; вероятность рождения второго ребенка-аутиста в семье составляет 9%, что во много раз превышает среднюю популяционную частоту.

    Тератогенная теория возникновения раннего детского аутизма говорит, что различные экзогенные и средовые факторы, воздействующие на организм беременной на ранних сроках, могут вызывать биологические повреждения ЦНС плода и в дальнейшем приводить к нарушению общего развития ребенка. Тератогенами могут выступать компоненты продуктов питания, такие как консерванты, стабилизаторы, нитраты, а так же алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, факторы среды в виде радиации, выхлопных газов, солей тяжелых металлов.

    Альтернативные теории связывают происхождения раннего детского аутизма с грибковой инфекцией, метаболическими, иммунными и гормональными нарушениями, старшим возрастом родителей.

    Синдром раннего детского аутизма становится явным к трем годам, но признаки аутизма возможно обнаружить в период младенчества. Основные симптомы:

    • нарушен «комплекс оживления», характерный для грудничков. У малыша практически отсутствует реакция на внешние раздражители: свет, звук погремушки и пр., позже сверстников начинает узнавать родителей, не проявляет привязанности к ним;
    • ребенок отводит в сторону глаза, взгляд отсутствующий;
    • жестикуляция у детей отличается от обычной, может и вовсе отсутствовать;
    • уклоняется от прикосновения людей, даже родителей;
    • возможен отказ от материнского молока;
    • наблюдается задержка речевого развития, речь монотонна, неэмоциональна;
    • повышенная тревожность;
    • может наблюдаться ускоренный рост окружности головы.
    • Маленькие аутисты по сравнению с обычными детьми могут обладать талантом в узких областях, поскольку остальные области для них закрыты в связи с особенностями развития головного мозга. Они более внимательны и усидчивы.

      С возникновением необходимости вхождения в социум признаки болезни становятся более явными, при отсутствии коррекции, изолированность человека с годами растет.

      Диагностика

      Согласно международной классификации болезней МКБ-10 диагностическими критериями раннего детского аутизма являются нарушение социального взаимодействия, нарушения общения и стереотипность форм поведения, интересов и активности.

      Диагноз раннего детского аутизма устанавливается после периода наблюдения за ребенком коллегиальной комиссией в составе педиатра, детского психолога, детского психиатра, детского невролога, логопеда и других специалистов. Широко используются различные опросники, инструкции, тесты измерения уровня интеллекта и развития.

      Уточняющее обследование может включать ЭЭГ, МРТ, КТ головного мозга при при судорожном сидроме; консультацию генетика и генотипирование при неврогенетических расстройствах; консультацию гастроэнтеролога при пищеварительных расстройствах и др.

      Дифференциальная диагностика раннего детского аутизма проводится как внутри группы первазивных нарушений развития, так и с другими психопатологическими синдромами – задержкой психического развития, олигофренией, шизофренией, депривационными расстройствами и пр.

      Излечение синдрома раннего детского аутизма на сегодняшний день невозможно, поэтому медикаментозная коррекция строится по синдромальному принципу: в случае необходимости назначаются противосудорожные препараты, психостимуляторы, антипсихотики и т. п. Имеются сведения о благоприятных результатах электроакупунтуры.

      Целесообразность применения различных экспериментальных методик (например, лечение раннего детского аутизма безглютеновой диетой) не имеет клинически достоверных подтверждений.

      Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится:

      • психотерапии;
      • психолого-педагогической коррекции;
      • дефектологической помощи;
      • занятиям с логопедом.
      • В работе с детьми-аутистами используется музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, трудотерапия, логоритмика. В процессе обучения аутичных детей педагогам следует ориентироваться на сильные стороны ребенка (нацеленность на учебу, преобладающие интересы, способности к точным наукам или языкам).

        Прогноз и профилактика

        Многие прогнозы зависят от того, как вовремя была выявлена болезнь, какие меры предпринимались для ее коррекции, как индивидуально прогрессировал ребенок и т.д. Может быть так что уже к 7 годам ребенок станет полноценным, если заболевание было выявлено в возрасте 1,5 года и прошло полное лечение. Если детский аутизм был выявлен после 5 лет, тогда ребенок скорее всего навсегда останется больным.

        Учитывая неустановленность точных причин раннего детского аутизма, профилактика сводится к общепринятым правилам, которые должна соблюдать женщина, готовящаяся к материнству: тщательно планировать беременность, исключить влияние неблагоприятных экзогенных факторов, правильно питаться, избегать контактов с инфекционными больными, соблюдать рекомендации акушера-гинеколога

        Запишитесь на консультацию. Психологи, дефектологи и логопеды центра дадут рекомендации по коррекции РДА, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

        Консультируем онлайн. Принимаем очно в Петербурге и Ижевске.

        www.medaid.ru