Рисунок стресса

Рисунок стресса

После Нового года хлопот становится еще больше, ведь нужно планировать новые дела. Неизбежный итог такой напряженной жизни — стресс, от которого нужно избавляться. Известный художник-иллюстратор Натали Ратковски, автор книги «Рисуй каждый день», предлагает простой и доступный способ релаксации и обретения душевной гармонии. Хотите быть счастливве и спокойнее — беритесь за бумагу и карандаш и начинайте рисовать. Каждый день понемногу занимайтесь творчеством. И тогда — никакие стрессы не смогут испортить вам настроение.

Следуйте советам Натали:

1. Забудьте такое слово, как «некогда». Чем больше вы загружены, тем важнее для вас творческий отдых. Выделите несколько минут каждый день и рисуйте в это время. Старайтесь, не пропускать ни одного дня. Рисуйте даже в самые загруженные и тяжелые дни.

Со временем вы поймете, как творчество лечит и придает силы. Это своего рода медитация. И возможность побыть наедине с собой, поразмышлять и восстановить душевное равновесие.

2. Нарисуйте свой стресс. Рисунки могут помочь справиться с тяжелыми, неприятными ситуациями, погрузиться в себя и подумать о вечном. Нарисуйте свой стресс. Если он будет выглядеть как сумасшедший заяц (например, такой, как на моей зарисовке) — посмейтесь над ним, и станет легче.

3. Создайте себе условия для творчества и отдыха. Тогда никакие отговорки вас больше не остановят. Купите блокноты, альбомы, карандаши и краски. Если каждый раз перед началом работы вам придётся искать лист бумаги и карандаш, никакого творческого отдыха не получится. Найдите тихий и спокойный уголок дома, пойдите гулять в парк — творите там, где вам уютно и спокойно.

4. Записывайте. Если совсем нет времени для рисования — записывайте то, что вас поразило. Это тоже душевная терапия. А когда появится время, вы сможете нарисовать что-то хорошее и насладиться приятным воспоминаниям.

5. Прислушивайтесь к себе. Помните одну важную вещь: нужно прислушиваться к себе и рационально распределять свои ресурсы. Рисуйте то, что хочется выразить, то, что вас задело, тронуло, огорчило.

Если у вас есть дети, можете взять темой рисовального года игрушки, записи детских рассуждений, праздники и другие большие и маленькие вещи и события. По зарисовкам моего года вы можете убедиться, насколько благодатна эта тема.

6. Рисуйте беспорядок. Вас огорчают завалы на столе, но нет никакого желания их разгребать. Попробуйте зарисовать творческий беспорядок. Это очень увлекательно, а еще успокаивает и помогает разобраться в беспорядке в собственных мыслях.

7. «Говорите» руками. Помните: сложные жизненные ситуации легче преодолеть, если обсудить их, выговориться, проговорить все тревожные или печальные мысли. Но, к сожалению, не всегда это возможно. В таких ситуациях на помощь приходит лист бумаги. Рисовать то же самое, что «говорить» руками.

8. Ходите гулять. Впитывайте окружающий мир. А потом рисуйте то, что вас впечатлило. Это помогает расслабиться и отвлечься от всего наболевшего, учит быть более внимательным и видеть необычное в обычном.

Рисуйте каждый день, чтобы обрести душевное равновесие.

blog.mann-ivanov-ferber.ru

Арт терапия. Техники и упражнения. Впечатления от занятий.

Кратко о предмете:

Арт-терапия — это не лечение искусством. Это не когда смотришь на картину Шишкина, а она тебя как-то таинственно врачует. Арт-терапия — это когда ты сам взял в руки карандаши, краски, ножницы, метафорические карты, тряпочки, глину — да всё, что угодно! — и устраиваешь каля-маля на важные для тебя темы.

Самое главное в арт-терапии — это сначала нарисовать, а потом уже думать. Рисунок (или любое другое созданное произведение) рассматривает и разбирает только сам автор. Он, и только он сам может знать, что может значит та или иная загогулина, тот или иной цвет. Для кого-то синий — цвет приятного спокойствия, а для кого-то — цвет жутчайшей стагнации и пустоты. Зигзаг может быть символом желанного роста, а может — символом пугающего стресса. Не торопитесь делать выводы «по соннику», спросите лучше самого себя.

Нужно ли уметь рисовать?

Совсем не обязательно. Более того, арт-терапия настаивает на том, чтобы для упражнений вы выбирали новые, непривычные для вас техники. Это нужно в первую очередь для того, чтобы мы рисовали от души, а не так, как заучили в школе. В этом смысле широко предлагаемые тесты а-ля «нарисуйте дерево, дом и человека» — это почти предсказуемый фейл: человек нарисует так, как за многие годы научился рисовать эти простейшие формы.

Какие упражнения можно поделать самому?

Здесь просто опишу свой личный опыт, ничего не буду выискивать или придумывать. На занятиях в институте нам показали несколько возможных упражнений, о которых я теперь вкратце могу рассказать и вам:

  • тематический рисунок
  • Без сомнения, это более всего понятный мне вид арт-терапии. Здесь вы выбираете тему (например, «я и мой стресс») и рисуете изображение полностью поддаваясь спонтанным порывам. Совершенно не обязательно объяснять себе, почему я вдруг выгляжу как пустой кружок, а стресс нападает на меня из-за спины (хотя какая у кружка спина? ? ) в виде разноцветных молний. Это я так, к примеру. Вы просто рисуете всё, что просится на бумагу. Чем необъяснимее, тем лучше.

    Тематические рисунок можно провести целым циклом. Мне, к примеру, было дико интересно прорисовать хотя бы неделю на тему «я и моё настроение». Узнала о себе много всего нового! А главное, поняла, что рисунок можно использовать как способ настроиться на нужный лад. Об этом — трансформационный рисунок.

  • трансформационный рисунок
  • Здесь вы сначала рисуете некое «дано». Если продолжать прошлый пример с циклом «я и моё настроение», то это может быть моё состояние сейчас. Дальше можно немного подумать над получившимся изображением, а можно и поддавшись порыву продолжить: трансформационный рисунок предполагает, что вы будете вносить изменения в законченную работу. Возможно, захочется его чем-то дополнить или что-то убрать, а может и перерисовать заново. Тут опять же, вы, и только вы можете знать, что именно и как следует изменить.

    Самое важное, что происходит с вами в момент работы над трансформационным рисунком, — это постоянный диалог с собой. «А если вот так попробовать?», «а вот так если, у меня может получиться?», «вот так было бы идеально, но мне кажется, я не справлюсь», «чтобы справиться, мне еще понадобится это и вот это». Трансформационный рисунок может вам подсказать новый способ переживать какие-то волнительные для вас ситуации, а может дать новый инструмент для создания желательных ситуаций. Арт-терапия вообще задействует ваши собственные ресурсы. Особенно те, которые вы упорно от себя прячете.

  • центрированный рисунок

Это так называемые мандалы. На бумаге в центре рисуется большой круг, который вы далее заполняете на своё усмотрение. Здесь тоже возможны тематики: «я и моё день» или «я и мои друзья». Всё, что вам покажется важным. Опыта рисования мандал у меня лично нет, но и хорошая статья на эту тему что-то тоже не нашлась. Сплошная реклама встреч или заумности про Юнга. В целом, сводится всё к тому, что мандала может быть как тематическим, так и трансформационным рисунком. Можно раскрашивать уже готовые формы, изображая идеальную картину в той или иной сфере своей жизни, а можно исследовать своё отношение к теме, рисуя мандалу самостоятельно. Главное — это рисовать!))

Как анализировать свой рисунок?

Арт-терапия — это безопасная почва, где листья могут быть квадратными, а мячи треугольными. От психологических тестов она отличается тем, что никто не будет интерпретировать ваш рисунок за вас. Не скажет, что рог на голове вымышленного зверя — это признак того, что на вас сейчас оказывается огромное социальное давление. В арт-терапии единственно правильный вариант ответа — это ваш вариант.

Что мы можем анализировать?

Но не в стандартной интерпретации, где желтый — цвет радости, а черный — цвет траура. А только в вашей собственной. Что на этом рисунке изображено желтым? Что это значит для вас?

И здесь тоже только ваша интерпретация: что для вас значит эта фигура, а вот эта? Получилось много плавных линий, что это для вас значит? или много острых. Но снова: что это значит для вас?

  • Расположение на листе
  • Есть некие стандартные интерпретации: в центре — настоящее, по левую руку — прошлое, по правую — будущее. Ближе к верху — мечты, ближе к низу — всякое нежелательное, о котором хочется забыть. Про расположение предметов относительно друг друга — это уже вам карты в руки. Если А расположен на противоположной стороне листа от Б, то что это значит для вас? В и Г находятся рядом, это что значит? Д буквально вливается в Е, что бы это могло означать?

    В рамках анализа еще интересно рассказать словно бы кому-то (или на полном серьезе, другу, если вам не страшно и не неприятно), что именно изображено на рисунке. Как он называется и что на нем происходит. Можно даже попробовать задуматься, что с каждым предметом на рисунке было чуть раньше и что будет чуть позже, чем изображенный момент.

    Надеюсь, материал этого поста оказался для вас интересным! А если хотите попробовать, смотрите раздел «принять участие» и выбирайте мероприятие с элементами арт-терапии. Такие у нас есть в расписании каждый месяц.

    Шагайте по жизни храбро!

    Подпишитесь на рассылку Клуба, получайте полезные материалы и всегда будьте в курсе ближайших акций и мероприятий!

    ya-budu.com

    Стресс – не штаны. И снимать его не надо.

    Мне довелось провести много тренингов по управлению конфликтами. Работал я, в основном, в России и Казахстане. А клиентами моими были сотрудники средних и крупных бизнесов.

    В самом конце тренинга был небольшой блок: стрессы и их профилактика. Блок этот пользовался повышенной популярностью и вызывал наибольшее количество вопросов. Больше всего участников интересовало: как быстро снять стресс. Вопрос вполне закономерный, учитывая непростые условия работы внутри бизнеса. Однако, в самом вопросе притаилась кардинальная ошибка. Этот вопрос, по умолчанию, подразумевает то, что стресс является для человека чем-то внешним. Что мы можем с себя снять в жизни? Штаны, соринку с плеча, парик, очки, маску, использованный презерватив и т.п. Однако, снять стресс нельзя по очень простой причине: он не снаружи. Он внутри.

    Что такое стресс?

    Стресс – это реакция организма. Мы – люди, создания, которые комфортно существуют в крайне узком диапазоне условий. На рисунке ниже, пример такого диапазона на примере температуры.

    Условия, выходящие за рамки комфортных, запускают механизм выживания (или адаптации, если угодно). С некоторыми условиями мы можем справиться. Другие условия и воздействия, не смотря на включение механизмов самозащиты, нас просто убивают.

    Итак, стресс – это адаптационная реакция нашего организма на любые изменения и воздействия.

    Таким образом, совсем снять с себя стресс нам не удастся никогда. Потому что мы живем в меняющихся условиях и они не всегда меняются в лучшую для нас сторону. И это становится причиной стресса.

    Если наш организм существует долгое время в тепличных условиях – он слабеет. Если вас поместить в депривационную камеру, где вы будете лишены любых сенсорных сигналов извне, организм очень сильно удивится. И спустя некоторое время начнет сам себя развлекать, создавая мощные галлюцинации.

    Если время от времени вы устраиваете себе «встряску», то такой дозированный стресс повышает ваш тонус, укрепляет организм и вызывает позитивные эмоции. Все те, кто принимают контрастный душ по утрам или обливаются холодной водой, знают о чем я говорю. То же самое относится и к физическим тренировкам, марафонам креативности, периодическому голоданию и т.п. Это прекрасно, полезно и… самое главное, вы это делаете добровольно и можете прекратить в любой момент.

    А вот если вы подвергаетесь воздействию факторов стресса, которые ваш организм или психика «считают» вредными на протяжении длительного времени и по своей воле не можете прервать это влияние?

    Если вам плохо и плохо давно… Не терпите. Терпение не даст вам ничего хорошего.

    Какое-то время ваши защитные системы будут сопротивляться негативным воздействиям. Они даже станут сильнее в результате такой «тренировки». Но, если негативное воздействие будет сильнее какого-то уровня и будет при этом продолжаться… вы на пороге хронического стресса, затем, разрушения здоровья и, наконец, смерти!

    Все негативные влияния, которым вы можете подвергнуться и которые могут стать причинами стресса можно условно разделить на три большие категории:

    1. Универсальные. Это то, что плохо влияет на всех. Например, радиация, пыль, вибрация, шум, соли тяжелых металлов, органические растворители…
    2. Вредные вашему типу. Это те воздействия, которые неприемлемы для людей с определенным типом нервной системы, когнитивными фильтрами и т.п. Например, у вас слабый тип нервной система, а вы устроились на работу авиадиспетчером… Плохо будет всем.
    3. Вредные исключительно для вас. Это все, что определяется вашими уникальными особенностями. Например какая-то аллергическая реакция. Или ваш психологический комплекс. Они сделают безвредное для всех опасным для вас.

    Из всех трех категорий факторов стресса, вы что-то можете сделать с третьей. Например вылечить аллергию. Или проработать свои комплексы и неадекватные реакции с психологом или психотерапевтом. Все остальное вы не переборете. Оно сильнее вас.

    Давайте вернемся к началу статьи. Хронической бедой участников моих тренингов было не то, что они люди слабые или не умеющие вести себя в конфликтных ситуациях. Совсем нет! Их ахиллесовой пятой были долготерпение, непонимание… ну и, наверное, невнимательность. Они были искренне уверены, что могут приспособиться ко всему, при этом, без вреда для себя. Они:

  • работали по 10 часов 6 дней в неделю;
  • решали огромное количество задач;
  • несли огромную ответственность;
  • кое-как питались в течение рабочего дня;
  • не получали достаточной мотивации,
  • не гуляли,
  • не отдыхали,
  • не виделись с детьми;
  • терпели хамство и несправедливости от начальства;
  • постоянно оказывались виноватыми…
  • И все они были уверены, что все это просто нужно… потерпеть. И все само собой разрешится.

    Проблема во всей ее красе открылась для меня тогда, когда одна из участниц тренинга пожаловалась на то, что у нее серьезные нарушения сна, аппетита, проблемы с весом, постоянное дрожание рук и необходимость в ежедневном приеме успокоительных средств. Мне искренне захотелось ей помочь и я задал ей вопрос, давно ли она испытывает все эти симптомы. Ответ этой милой женщины буквально сбил меня с ног. «Три года» — был ее ответ.

    Хронический стресс является следствием образа жизни, который не выдерживает ни ваше тело, ни нервная система.

    Как вы думаете, можно ли ей было что-то посоветовать? Да, конечно. Но этот совет она никогда не стала бы выполнять. Она ждала рекомендаций по «снятию стресса». Как будто стресс можно снять, как резиновые сапоги после похода за грибами. У нее был не простой стресс, а хронический стресс. Он являлся следствием ее образа жизни. И этот образ жизни не выдерживало ни ее тело, ни ее нервная система.

    После этого случая я много раз замечал абсолютно аналогичную ситуацию: люди ощущают симптомы стресса, терпят и надеются, что либо само все рассосется, либо они найдут простое средство, типа прогулок или йоги, которое может им.

    Стресс – это реакция на то, как вы живете.

    Все эти люди не понимали, что стресс – это реакция на то, как они живут. Они сами формировали стрессовую ситуацию, принимая тот образ жизни, который был вреден для их тела и души. И попытки «снять» стресс таблеточкой или профилактической процедуркой выглядит предельно глупо и абсолютно неэффективно. Если вас убивает и калечит ваш образ жизни никакие процедурки тут не помогут.

    Почему же люди терпят хронический стресс?

    В нашей культуре не принято большого внимания уделять своему внутреннему миру, настроению и самочувствию.

  • Причина первая: в нашей культуре не принято большого внимания уделять своему внутреннему миру, настроению и самочувствию. Когда я задавал вопрос участникам тренинга: «Что для вас важнее – ваше самочувствие или ваша работа»? Ответ был один: «Конечно работа! А стресс… я потерплю». Забавно, если у вас дома засорился унитаз, вы не будете терпеть, а максимально быстро его почините. Вы же не сможете жить в нечистотах. А если «бурление говн» началось не в туалете, а внутри вас — это нормально, ничего страшного.
  • Вторая причина: в том, что хронический стресс очень напоминает полярного пушного зверька по имени «песец», ибо подкрадывается незаметно. Хронический стресс накапливается, снижает вашу чувствительность, медленно и незаметно разрушает вас, но вы этого не замечаете до того момента, пока дело не обретает серьезный, а порой и необратимый характер.
  • Что меня больше всего поражало, так это то, что люди терпели состояние стресса без особого глобального смысла. У них были не очень высокие зарплаты, их не сильно ценило руководство, у них не было неординарного социального статуса. С точки зрения наблюдателя они заключали со своей работой абсолютно невыгодную для себя сделку: они отдавали своей работе время, энергию, здоровье, эмоции.. А взамен получали иллюзию стабильности, к которой бесплатным приложением шел хронический стресс и саморазрушение.

    Когда я пытался объяснить это на тренинге, одна из участниц попробовала мне возразить, по памяти приведя слова Виктора Франкла: «Если у человека есть зачем жить, он может выдержать любое «как». Я очень уважаю опыт и личность Франкла, но должен заметить, что он был один такой. Он сумел выжить в нечеловеческих условиях нацистского концлагеря. Его поддерживал великий смысл, который он видел в том, чтобы рассказать людям о своем опыте. А все те, у кого такого смысла не было – умерли.

    mkazantsev.ru

    Универсальная модель стресса

    Радюк О. М. — кандидат медицинских наук, Руководитель Белорусского отделения АКПП, доцент кафедры общей и клинической психологии Белорусского государственного университета (Минск)

    Цель данной работы – представить вниманию профессионального сообщества модель стресса, позволяющую как углубить понимание механизма развития связанных со стрессом психосоматических заболеваний, психических и поведенческих расстройств, так и повысить эффективность терапии благодаря всестороннему рассмотрению потенциальных «мишеней» терапевтических вмешательств.
    В настоящее время существуют три основных группы научных подходов к пониманию стресса: 1) стресс как ответная
    реакция на беспокоящее или вредное окружение, проявляющаяся в состояниях нервно-психической напряженности, негативных эмоциональных переживаниях, защитных реакциях, состояниях дезадаптации и патологии; 2) стресс как характеристика внешней среды с точки зрения беспокоящих или разрушающих стимулов (стресс-факторов, стрессоров); 3) стресс как взаимодействие человека и среды, как ответная реакция на отсутствие «соответствия» между возможностями личности и требованиями со стороны среды [Водопьянова Н . Е ., 2009; Нестерова О . В., 2012]. В данной работе мы будем использовать слово «стресс» в первом из трёх указанных выше значений.
    Влияющие на человека стрессоры по уровню их воздействия могут быть поделены на две группы: физиологические и психологические. Физиологические стрессоры (кофеин, магнитные бури, резкие перепады температур и т.п.) «включают» стрессовую реакцию вне зависимости от их осознания человеком. Психологические стрессоры, чтобы оказать стрессогенное воздействие, в обязательном порядке должны быть осознаны. Поскольку в жизни современного человека доминирующее положение занимают именно психологические стрессоры, в целях упрощения модели мы сознательно исключили из рассмотрения стрессоры физиологические. Представленная здесь модель описывает влияние только психологических стрессоров.
    Развитие стрессовой реакции начинается с осознания стрессогенной ситуации. Мысли о ситуации сопоставляются с двумя категориями когниций: 1) с опасениями – воспоминаниями о прежнем негативном опыте, связанном с подобными ситуациями; 2) с имеющимися у человека ожиданиями касательно данной ситуации. Если ситуация потенциально связана с негативным опытом либо не совпадает с ожиданиями, то она автоматически расценивается как угрожающая, что приводит к немедленному запуску стрессовой реакции и повышению уровня психоэмоционального и физиологического напряжения (рис. 1).

    Рисунок 1. Запуск стрессовой реакции.

    Нарастание уровня стресса приводит к появлению новых и усилению имеющихся симптомов стресса и появлению последствий стресса (рис. 2).

    Рисунок 2. Симптомы и последствия стресса.

    Симптомы стресса могут быть поделены на четыре группы: физиологические, эмоциональные, когнитивные и поведенческие.

    Физиологические симптомы стресса: головные боли, мигрень; нарушение пищеварения, вздутие живота образующимися газами; запор или диарея; спазматические, резкие боли в животе; сердцебиение, ощущение, что сердце бьётся сильно, нерегулярно или часто; чувство нехватки воздуха на вдохе; тошнота; утомление; повышенная потливость; сжатые кулаки или челюсти; частые простудные заболевания, грипп, инфекции; быстрое увеличение или потеря веса тела; частое мочеиспускание; мышечное напряжение, частые боли в шее и спине; чувство комка в горле; двоение в глазах и затруднения при рассматривании предметов.

    Эмоциональные симптомы стресса: раздражительность; беспокойство; подозрительность; мрачное настроение, депрессия; суетливость; ощущение напряжения; истощенность; подверженность приступам гнева; циничный, неуместный юмор; ощущение нервозности, боязливости, тревоги; потеря уверенности; уменьшение удовлетворенности жизнью; чувство отчужденности; отсутствие заинтересованности; сниженная самооценка; неудовлетворенность работой.

    Когнитивные симптомы стресса: нерешительность; ослабление памяти; ухудшение концентрации внимания; повышенная отвлекаемость; «туннельное» зрение; плохие сны, кошмары; ошибочные действия; потеря инициативы; постоянные негативные мысли; нарушение суждений; спутанное мышление; импульсивное мышление; поспешные решения; мысли о собственной «ненормальности»; мысли о «смертельном заболевании»; навязчивые идеи.

    Поведенческие симптомы стресса: потеря аппетита или переедание; плохое вождение автомобиля; нарушение речи; дрожание голоса; увеличение проблем в семье; плохое распределение времени; избегание поддерживающих, дружеских отношений; неухоженность; антисоциальное поведение, лживость; неспособность к развитию; низкая продуктивность; склонность к авариям; нарушение сна или бессонница; более интенсивное курение и употребление алкоголя; доделывание работы дома; слишком большая занятость, чтобы отдыхать.

    Представленные списки симптомов не являются исчерпывающими и охватывают лишь наиболее частые из них.

    Если стресс становится слишком сильным и/или слишком длительным, его проявления могут приводить к формированию различных последствий, которые также могут быть поделены на четыре категории:

  • Психосоматические заболевания (например: гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, инфаркт, инсульт, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки).
  • Психические и поведенческие расстройства (депрессии, реактивные психозы, невротические и связанные со стрессом расстройства, соматоформные вегетативные дисфункции, нарушения сна неорганической природы и т.п.).
  • Организационные проблемы (например: ухудшение психологической атмосферы в организации, повышение конфликтности, падение инициативности, снижение привлекательности работы, снижение работоспособности, ухудшение качественных и количественных показателей труда, снижение трудовой мотивации, увеличение частоты перерывов, увеличение текучести кадров, уровня заболеваемости, числа несчастных случаев на производстве, числа прогулов).
  • Социальные проблемы (ухудшение социального здоровья в результате повышения уровня преступности, снижения качества жизни и т.д.).
  • Именно широкий спектр вызванных стрессом проблем позволяет называть данную модель универсальной.

    Повышение уровня стресса нередко приводит к появлению новых и усилению существовавших ранее стрессогенных мыслей, которые, в свою очередь, вызывают ещё большее усиление стресса и его проявлений, формируя, таким образом, первый порочный круг (рис. 3; порочные круги здесь и далее выделены пунктиром).

    Рисунок 3. Первый порочный круг.

    Кроме того, нарастание стресса нередко приводит также и к изменению поведения человека. Как уже указывалось выше, стресс сопровождается ухудшением когнитивных функций и нарастанием эмоционального напряжения. Оба фактора, как правило, оказывают негативное влияние на поведение, приводя в итоге к усугублению стрессогенной ситуации. Так происходит формирование второго порочного круга (рис. 4).

    Рисунок 4. Второй порочный круг.

    Третий порочный круг формируется, когда проявления стресса становятся независимой стрессогенной ситуацией (рис. 5).

    Рисунок 5. Третий порочный круг.

    И, наконец, поведение может изменить мысли человека и сделать его более чувствительным к воздействию стрессогенных ситуаций в будущем. Так формируется четвёртый порочный круг (рис. 6).

    Рисунок 6. Четвёртый порочный круг.

    Таким образом, универсальная модель стресса включает в себя четыре основных звена (ситуацию, мысли, стресс, поведение), связи между которыми могут формировать несколько порочных кругов (рис. 7).

    Рисунок 7. Универсальная модель стресса.

    Модель делает очевидной неспособность симптоматической помощи коренным образом помочь в разрешении вызванных стрессом проблем. Устранение последствий стресса без влияния на механизм его развития не приведёт к сколько-нибудь долговременным положительным результатам. Для получения действительно стабильных результатов необходимо вмешательство на уровне ключевых звеньев (рис. 8).

    Рисунок 8. Терапевтические мишени.

    Как показано на рис. 8, существуют четыре возможных варианта эффективных интервенций: 1) устранение стрессора; 2) изменение отношения к ситуации; 3) изменение поведения; 4) снижение уровня стресса (напряжения). Первая задача, если только она выполнима, не требует профессиональной помощи и может быть решена пациентом самостоятельно. Задачи 2, 3 и 4 можно условно отнести к «психотерапевтическим», поскольку в большинстве случаев здесь используются когнитивные и поведенческие методы психотерапии (однако в релаксационных целях могут использоваться и иные методы: фармакотерапия, физиотерапия и т.д.; а в некоторых случаях решение указанных задач может выходить далеко за рамки психотерапии, как, например, при работе с организационными последствиями стресса).

    Изменение отношения к ситуации успешно осуществляется с помощью методов когнитивной (рационально-эмотивной) психотерапии. Изменение поведения – задача поведенческих методов психотерапии. Снизить уровень стресса без изменения стрессогенной ситуации и вызванных ею когниций можно с помощью обучения нервно-мышечной релаксации и других релаксирующих воздействий (физиотерапии, противотревожной фармакотерапии, седативной фитотерапии и т.п.). Следует отметить, что релаксационный тренинг формально относится к поведенческим методам психотерапии, а значит, психотерапевтические задачи (изменение отношения, изменение поведения, снижение уровня стресса) могут быть успешно решены с помощью когнитивных и поведенческих методов психотерапии.

    Комментарии к статье «Универсальная модель стресса»

    Отличная статья, очень помогает в формулировке концептуализации пациента, а также построении совместно с пациентом порочного круга его поведения (в поведенческом анализе). Спасибо!

    Действительно, статья отличная! Успешно применяется для первичной разработки индивидуальной стратегии психотерапии мишени и ресурсы. Добра и удачи автору!

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

    associationcbt.ru