Современная концепция стресса

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки середины ХХ века. В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. Он писал:

«Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания – это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, – все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых – справиться с возросшими требованиями к человеческой машине» @@@@@2; с. 105#####.

+ cтадию тревоги;

+ стадию истощения.

На первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему.

На второй стадии происходит адаптация к новым условиям.

Так, по мнению В. В. Суворовой, стресс – это «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» @@@@@16#####.

В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму – дистресс. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера (рис. 2).

Рис. 1. Факторы, способствующие переходу стресса в эустресс.

Рис. 2. Факторы, способствующие переходу первичного стресса в дистресс.

Ганс Селье писал: «Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни» @@@@@2; с. 109#####.

В качестве примера можно взять экзаменационный стресс, с которым сталкиваются студенты и школьники во время учебы. Следует отметить, что хотя в рамках традиционного учебного процесса процесс подготовки и сдачи экзаменов в вузах сопровождается определенными негативными эмоциями, такое положение вещей не является единственно возможным.

При правильно организованном педагогическом процессе учеба может приносить радость, а экзамены служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки @@@@@21#####.

Существует также мнение, что уровень стресса зависит от суммарной разницы между давлением среды и адаптивностью организма соответственно, стресс есть комбинация стрессора и стрессовой реактивности @@@@@7#####.

С нашей точки зрения, стресс есть неспецифическая реакция организма на любые достаточно сильные или длительные воздействия внешней или внутренней среды, запускающая нейрогормональные механизмы адаптации к этим воздействиям. Другой вопрос – насколько успешной и адекватной является тот способ адаптации, который предлагается генетическими программами организма, но это мы обсудим в третьей главе учебного пособия.

psy.wikireading.ru

Теория стресса Селье

Ганс Селье долгое время старался избежать использования термина «стресс». В своей первой работе в 1936 г. канадский физиолог описывает теорию «общего адаптационного синдрома». Подобное избегание было связано с популяризированным использованием термина, который обозначал нервно-психическое перенапряжение, тогда как теория канадского физиолога Селье описывала в том числе физиологические процессы.

Только спустя 10 лет, в 1946 году, Селье в полной мере вводит в свои труды термин «стресс» обозначая открытое им общее адаптационное напряжение (ОАН).

Первые открытия

Однако, эти наблюдения были незаслуженно забыты. К своему открытию физиолог вернулся только спустя 10 лет, в 1936 г. Ставя лабораторные опыты на животных, ученый обнаружил, что процессы внутри организма животного, вызванные инъекциями вытяжек из желез, идентичны процессам, вызванным травмами, инфекциями, нервным перевозбуждением и другими заболеваниями. Селье называет эту реакцию «синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». В дальнейшем этот синдром получил известность как «общий адаптационный синдром (напряжение)», а также как «синдром биологического стресса».

Природа стресса

Стресс – сейчас каждый использует этот термин, называя так любое нервное напряжение, испуг и даже усталость.

В популярной психологии описывается множество способов избавления от стрессового перенапряжения и утверждается, что стресс мешает полноценной жизни человека.

Но что же вкладывал в это понятие сам ученый? Стресс запускает цепочку физиологических процессов, которые могут спровоцировать практически любое заболевание, от инфаркта до рака.

Изначальное значение термина «стресс» — это реакция организма на внешний или внутренний раздражитель любого генеза, который по силе превышает пределы текущей адаптивности организма. Такие раздражители носят название «стрессоры».

К стрессорам относятся:

  • внутренние процессы в психике человека,
  • социальные условия и так далее.

Но не только большое количество раздражителей действует на организм разрушительно. Отсутствие либо нехватка стрессоров могут привести к снижению адаптивности организма и ухудшению качества жизни.

Например, дети растущие в стерильной обстановке чаще подвержены болезням в осложненной форме.

Стадии стресса

Ганс Селье разделял стрессовую реакцию организма на три стадии:

  1. Стадия тревоги.
  2. Стадия резистентности.
  3. Стадия истощения.

Если адаптационных ресурсов в организме достаточно, наступает черед стадии резистентности. На этом этапе признаки тревоги практически отсутствуют, уровень сопротивляемости организма повышается. Слабое и долгосрочное воздействие стрессора приводит к тому, что этап резистентности заканчивается приспособлением организма и приобретением новых качеств, усилением адаптивности.

Сильное, длительное воздействие агрессивного фактора приводит к стадии истощения. Возвращаются симптомы стадии тревоги, но уже не кратковременные, а приводящие к патологическим изменениям в организме.

Преимущества концепции Селье

В своей книге «Стресс без дистресса», Селье подводит итог своей работе, давая такое определение стрессу: «это неспецифический ответ организма на любой раздражающий фактор».

Почему же ученый называет стресс – неспецифическим ответом организма? Дело в том, что любые агрессивные факторы вызывают специфическую реакцию – при повышении температуры окружающей среды тело потеет, охлаждая организм, а в мороз кровеносные сосуды на поверхности кожи сужаются, таким образом уменьшаются теплопотери. При угрозе физическому здоровью извне организм мобилизирует мышцы для бегства. Любое лекарство, которое мы принимаем, обладает собственным, специфическим воздействием.

Однако, кроме специфических реакций на каждое агрессивное воздействие, в организме человека происходят также и неспецифическая реакция на каждое воздействие. Эти реакции призваны восстановить нормальный баланс организма за счет повышения адаптивности.

Академик В.В. Парин высказывает по этому поводу мнение, что теория Селье в корне изменила подход ко многим заболеваниям, а взгляды ученого нашли самое широкое распространение. Труд жизни канадского физиолога по праву считается одним из фундаментов в развитии современной медицины и психологии.

Критика теории Селье

В своей концепции Селье не рассматривал роль центральной нервной системы в механизмах стресса. По мнению многих ученых от медицины и психологии, это является недостатком теории. Однако физиолог признавал, что роль ЦНС недооценена, но сосредоточил исследование своей жизни вокруг эндокринной системы человека.

Последователи Селье признают участие центральной нервной системы в механизмах развития и возникновения стресса, высказывая предположение, что стрессор в первую очередь влияет на нервную систему, которая в свою очередь запускает ответ эндокринной функции.

econet.ru

Современная концепция стресса

1.1.1. Классическая концепция стресса

1.1.1. Классическая концепция стресса

До появления работ этого автора считалось, что реакция организма на холод и тепло, движение и длительное обездвиживание диаметрально противоположны, однако Г. Селье удалось доказать, что во всех этих случаях кора надпочечников выделяет одни и те же «антистрессорные» гормоны, помогающие организму адаптироваться к любому стрессору.[2]

Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия он назвал адаптационным синдромом, или стрессом.[3]

Этот неспецифический синдром складывается из ряда функциональных и морфологических изменений, развертывающихся как единый процесс. Г. Селье выделил три стадии этого процесса:

+ стадию резистентности (адаптации);

Но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида.

Согласно его теории, на всех стадиях этого процесса ведущая роль принадлежит коре надпочечников, усиленно синтезирующей стероидные гормоны – глюкокортикоиды, которые, собственно, и выполняют адаптивную функцию. Следует отметить, что Г. Селье не отрицал важной роли высших отделов центральной нервной системы в формировании адаптивных реакций организма, однако сам этим вопросом не занимался, и соответственно нервной системе в его концепции отведено явно неподобающее ее роли скромное место.

В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запускают ряд общих процессов с участием коры надпочечников. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезный – эустресс и вредоносный – дистресс @@@@@2#####. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.

Близким по смыслу является и определение П. Д. Горизонтова, который рассматривал стресс как «общую адаптивную реакцию организма, развивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза» @@@@@6#####.

Тем не менее, согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий (рис. 1).

Специалисты в области психологии труда указывают, что «проблема контроля и предотвращения стресса в труде связана не столько с тем, чтобы непременно “бороться” со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс» @@@@@13; с. 243#####.

Пока же мы вынуждены признать, что субъективные тревожные переживания и сопутствующие им вегетативные реакции во время подготовки и сдачи экзаменов соответствуют классическому описанию дистресса.

Что же такое стресс и какое определение можно дать этому понятию? Удивительно, но на этот кажущийся простым вопрос нет однозначного ответа.

Сам Г. Селье определил стресс как «универсальную реакцию организма на различные по своему характеру раздражители» @@@@@2#####, однако, такое определение носит слишком общий характер и подходит к таким понятиям, как «рефлекс» или «раздражимость». Другие исследователи давали более объемные определения понятию «стресс», включая в него все взаимодействующие факторы, влияющие на итоговую картину стресса: сам стрессорный стимул, реакцию на него, когнитивную оценку угрозы, механизмы коппинга и пр. @@@@@25—26#####, однако подобное определение скорее относится к понятию «психологический стресс», о котором мы будет говорить позднее.

Современная Концепция Здоровья

Время чтения 7 минут

Существует всего 3 состояния, в одном из которых находится каждый из нас:

  • ЗДОРОВЬЕ — все процессы в организме происходят как надо, вы полны энергии.
    • БОЛЕЗНЬ — организм работает со сбоями и начинаются необратимые процессы.
    • ПОГРАНИЧНОЕ — состояние, о котором мало кто знает.

      Оно протекает спокойно и почти незаметно, но вы чувствуете — ЧТО-ТО ИДЕТ НЕ ТАК. Вы еще не больны, но уже и не здоровы.

      В пограничном состоянии находится более 80% людей.

      ♦ низкое или высокое давление

      ♦ ощущение недостатка воздуха

      ♦ хроническая усталость, низкий уровень энергии

      ♦ аллергические реакции, сыпь

      ♦ лишний вес, отечность

      ♦ токсикоз во время беременности

      ♦ частые ОРВИ, ангины, бронхиты

      ♦ сухая кожа, перхоть

      ♦ грибок на ногтях, кандидоз

      ♦ песок, камни в почках и желчном

      ВЫ ПРИВЫКАЕТЕ С ЭТИМ ЖИТЬ, считаете нормальным выпить «нужную» таблетку, которую рекомендует врач, ведь она приносит облегчение.

      Врачей учат КАК ЛЕЧИТЬ БОЛЕЗНЬ, а не как сделать человека ЗДОРОВЫМ.

      В ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ ЗДОРОВЬЯ — ПРИНЦИП ОБНОВЛЕНИЯ КЛЕТОК

      Именно клетки являются кирпичиками, из которых строится наше тело

      Они обновляются 365 дней в году и для этого необходимы «строительные материалы» — питательные вещества. При неполноценном питании возникает дефект.

      Много дефективных клеток — поражение ткани, затем органа, далее выходит из строя вся система – это и есть БОЛЕЗНЬ.

      ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

      Клетки не едят борщ, котлеты и макароны.

      Клеточное питание это мельчайшие компоненты пищи: АминокислотыЖирные кислотыВитаминыМинералыФерменты — Клетчатка. И все это необходимо ежедневно.

      Даже самое качественное питание будет бесполезным без достаточного количества ВОДЫ. Потому что она регулирует обменные процессы — доставляет кислород и строительные материалы, выводит отходы и токсины, обеспечивает чистоту нашей внутренней среды.

      Чтобы вода попала в клетку, она должна соответствовать определенным параметрам: чистота, минеральный состав, поверхностное натяжение, окислительно-восстановительный потенциал (ОВП), кислотно-щелочной баланс (РН).

      Обычная очищенная вода — пустая, мертвая. Чтобы довести ее до нужного состояния, организм затрачивает большое количество энергии. Плюс расход энергии на выведение консервантов, канцерогенов, химикатов.

      Так незаметно садится наша «батарейка».

      Мертвая вода и пустая еда крадут у нас более 30 лет жизни

      КОНЦЕПЦИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ —

      5 ШАГОВ К ДОЛГОЛЕТИЮ

      ШАГ КОНЦЕПЦИИ ЗДОРОВЬЯ — ИСКЛЮЧИТЬ МУСОРНУЮ ЕДУ

      Пищу современного человека можно охарактеризовать скорее словами «синтетическая», «консервированная», «модифицированная», но все реже она «живая», «натуральная», «здоровая».

      Люди чаще выбирают еду, которая содержит много сахара (быстрых углеводов) и трансжиров. В нагрузку получают огромное количество консервантов, красителей, стабилизаторов и лишних калорий.

    • МАКСИМАЛЬНО ИСКЛЮЧАЕМ САХАР и все продукты, которые содержат его в составе (читайте этикетки)
    • НИКОГДА НЕ ПОКУПАЕМ майонез, кетчуп, соусы, консервированные продукты
    • НЕ ПЬЕМ алкоголь, газированные напитки, пакетированные соки
    • КРАЙНЕ РЕДКО УПОТРЕБЛЯЕМ полуфабрикаты и фастфуд
    • МИНИМИЗИРУЕМ употребление вечной еды (все, что содержит консерванты)

      ШАГ КОНЦЕПЦИИ ЗДОРОВЬЯ — НАПОИТЬ

      Вода участвует во всех обменных процессах и выводит 80% токсинов из организма.

      Попробуйте коралловую воду — это живая вода для здоровья и долголетия.

      Она имеет отрицательный заряд, слабощелочную реакцию, насыщена органическими минералами — максимально соответствует по своим свойствам нашей внутренней жидкости, то есть является биодоступной.

      Благодаря ее употреблению улучшается самочувствие, уходят головные боли, отеки, постепенно проходят аллергии, улучшается состояние кожи, волос и ногтей, становится больше энергии. Потому что высвобождается та энергия, которую организм ранее затрачивал на доведение воды до нужных показателей. Слабощелочная вода восстанавливает кислотно-щелочной баланс.

      Научно доказано — когда в организме поддерживается необходимый кислотно-щелочной баланс, в нем нет места дрожжевым грибкам, вирусам и паразитам — эта среда для них невыносима.

      ШАГ КОНЦЕПЦИИ ЗДОРОВЬЯ — ОЧИСТИТЬ

      Стрессы, плохая экология, неправильное питание приводят к тому, что к 35-40 годам человек носит в своем теле около 4-5 кг шлаков, токсинов и различных паразитов. А в дополнение к этому ежедневно в организме образуются метаболические токсины.

      Вы когда-нибудь разбирали сифон под мойкой на кухне? Видели, сколько там скапливается вонючей слизи и остатков еды?

      В петлях тонкого кишечника также со временем накапливаются непереваренные остатки пищи и желчных кислот, задерживаются излишки слизи, образуются камни. Это нарушает перистальтику, провоцирует процессы гниения, такая среда идеальна для глистов, простейших, патогенных бактерий.

      Необходимо не менее чем 1-2 раза в год проводить очищение от шлаков, токсинов и паразитов.

      Не используйте клизмы — они вымывают полезные бактерии из толстого кишечника, провоцируют дисбактериоз и не обеспечат полноценной очистки. Клизмы целесообразны только в особых ситуациях.

      Нежелательно также избавляться от паразитов, используя фармпрепараты, которые их убивают или парализуют. Они могут остаться гнить в тканях и органах — это сильнейшая интоксикация.

      Очищение должно происходить естественным путем с использованием природных компонентов.

      ШАГ КОНЦЕПЦИИ ЗДОРОВЬЯ — НАКОРМИТЬ

      Накормить свои клетки, а не только желудок. Запомнили термин «клеточное питание»?

      7 ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ , которые необходимы каждый день: аминокислоты, витамины, минералы, ферменты, жирные кислоты (омега-3, фосфолипиды), клетчатка, вода.

      То, что не можем получить из обычной еды, дополняем добавками или суперфудами.

      В жизнь здоровых людей прочно входят такие понятия как СУПЕР-ФУД и СМАРТ-ФУД . Это еда, которая содержит максимум полезных веществ и не несет никакого вреда, концентрат питательных компонентов для наших клеток.

      Вы можете найти суперфуды в виде полезных батончиков, белковых коктейлей, биологически-активных добавок к пище и тд. Выбирайте то, что вам по вкусу.

      Смартфуд (умная еда) — это абсолютно безопасная продукция, биологически полезная еда, которая помогает восполнить недостаток аминокислот, витамин, минералов, ферментов и жирных кислот.

      Специалисты по питанию всего мира сходятся во мнении, что суперфуды займут важное место в рационе здоровых людей 21 века.

      ШАГ КОНЦЕПЦИИ ЗДОРОВЬЯ — ЗАЩИТИТЬ

      В условиях неблагоприятной экологической обстановки нам нужна дополнительная защита от оксидативного стресса, катастрофической нехватки кислорода.

      С этой задачей отлично справляются антиоксиданты — это биологически активные вещества, которые ускоряют восстановительные процессы и защищают клетки от разрушения. А значит — продлевают нашу молодость.

      КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВЬЯ КОРАЛЛОВОГО КЛУБА — ПРОГРАММА 90 ДНЕЙ

      Параллельно изучите принципы здорового питания и максимально уберите из своего рациона мусорную еду.

      Содержит только натуральные природные компоненты. Вы легко и комфортно за 14 дней очистите организм от шлаков и паразитов.

      На нашем сайте найдете информацию о том, как проходить программу, какие противопоказания, режим питания и прочие рекомендации. Также мы будем сопровождать вас во время всей программы.

      Попробуйте систему Коло-Вада и вы поймете, что эта Программа очищения просто вне конкуренции.

      Никакая клетчатка, никакие травки не обеспечат полноценного выведения залежей шлаков, а с ними и паразитов из кишечника, как это делает каолин (входит в состав порошка Коло-Вада Микс)

      Пробиотик и пребиотик (полезные бактерии) для укрепления здоровья кишечника, натуральные витамины, органические минералы, ферменты растительного происхождения, антиоксиданты — все, что нужно для активной жизни каждый день.

      Продолжайте придерживаться детокс-диеты , особенно если у вас есть цель убрать лишний вес.

      В основе этих принципов питания — исключение пищи, которая загрязняет, и использование преимущественно натуральных продуктов. Такая детокс-диета вполне подходит для обычной жизни. А мы поможем грамотно подобрать необходимые добавки и подскажем, что и когда лучше всего использовать.

      ПОСЛЕ ПРОГРАММЫ 90 ДНЕЙ:

      ♦ проходят головные боли

      ♦ улучшается качество кожи

      ♦ уходят лишние килограммы

      ♦ перестают мучать отеки

      ♦ облегчается течение хронических заболеваний

      ♦ снижается уровень «плохого» холестерина

      ♦ появляется больше энергии

      КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВЬЯ УНИВЕРСАЛЬНА И ПОДХОДИТ ЛЮБОМУ ЧЕЛОВЕКУ

      Вы можете купить КОЛО ВАДА ПЛЮС, КОРАЛ ДЕТОКС и другую продукцию компании Coral Club через официальное представительство самостоятельно.

      Заполняйте Заявку и через 2 минуты информация у Вас на e-mail

      1. Классическая концепция стресса

      Стресс (от англ.stress— напряжение) —неспецифическая(общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояниенервной системыорганизма(или организма в целом).[ 5 ]

      1.1 Основные положения концепции стресса г.Селье

      Начало создания концепции стресса

      Концепция стресса была разработана канадским физиологом Г. Селье, который впервые применил этот физический термин в биологии в 1936. Согласно Селье любой достаточно сильный внешний стимул (стрессор), физический или психический, вызывает состояние стресса, проявляющееся в определенном неспецифическом (т.е. не зависящем от характера стрессора) ответе организма млекопитающего, названном им общим адаптационным синдромом (ОАС).

      Начало созданию концепции стресса положил случайно обнаруженный в эксперименте Г.Селье в 1986г “синдром ответа на повреждение как таковое получивший название “триада”:

      -увеличение и повышение активности коркового слоя надпочечников;

      -уменьшение (сморщивание) вилочковой железы (тимуса) и лимф. Желез, точечные кровоизлияния и кровотечения язвочки в слизистой оболочке желудка и кишечника.

      Г.Селье сопоставил эти реакции с симптомами, характерными почти для любого заболевания, такими, как чувство недомогания, разлитые болевые ощущения и чувство ломоты в суставах и мышцах, желудочно-кишечные расстройства с потерей аппетита и уменьшением веса тела. Объединение их в единую систему было правомерно только при наличии единого механизма управления этими реакциями и общего совокупного процесса развития.

      Г.Селье предположил различать “поверхностную” и глубокую адаптационную энергию. 1-ая доступна “по первому требованию” и восполнима за счет 2-ой — “глубокой”. Последняя мобилизуется путем адаптационной перестройки голлостатических механизмов организма. Ее истощение необратимо, как считает Селье и ведет к гибели или к старению и гибели.

      Предположение о существовании 2-х мобилизационных уровней адаптации поддерживается многими исследователями.

      При непрекращающемся действии стрессогенного фактора проявляющиеся “триады стресса” изменяются по интенсивности.

      Экстремальные ситуации делят на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда “наготове”, и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека, иногда субъективно крайне неприятной, а подчас неблагоприятной для его здоровья.

      При кратковременно сильных экстремальных воздействиях ярко проявляются разные симптомы стресса.

      Кратковременный стресс— это как бы всестороннее проявление начала длительного стресса.

      При действии стрессоров, вызывающих длительный стресс (а длительно может выдержать только сравнительно несильные нагрузки), начало развития стресса бывает стертым, с определенным числом занятных проявлений адаптационных процессов. Поэтому кратковременный стресс можно рассматривать как усиленную модель начала длительного стресса. И хотя по своим бросающимся в глаза проявлениям кратковременный и длительный стресс отличаются друг от друга, тем не менее, в их основе лежат идентичные механизмы, но работающие в разных режимах (с разной интенсивностью). Кратковременный стресс — бурное расходование “поверхностных” адаптационных резервов и наряду с этим начало мобилизации “глубоких”. Если “поверхностных” резервов не достаточно для ответа на экстремальные требования среды, а темп мобилизации “глубоких” недостаточен для возмещения расходуемых адаптационных резервов, то особь может погибнуть при совершенно неизрасходованных “глубоких” адаптационных резервах.

      Длительный стресс— постепенная мобилизация и расходование и “поверхностных” и “глубоких” адаптационных резервов. Его течение может быть скрытым, т.е. отражаться в изменении показателей адаптации, которые удается регистрировать только специальными методами. Максимально переносимые длительные стрессоры вызывают выраженную симптоматику стресса. Адаптация к таким факторам может быть при условии, что организм человека успевает мобилизуя глубокие адаптационные резервы “подстраиваться” к уровню длительных экстремальных требований среды. Симптоматика длительного стресса напоминает начальные общие симптомы соматических, а подчас тяжелых болезненных состояний. Такой стресс может переходить в болезнь. Причиной длительного стресса может стать повторяющийся экстремальный фактор. В этой ситуации попеременно “отключаются” процессы адаптации и реадаптации. Их проявления могут казаться слитными. В целях совершения диагностики и прогноза течения стрессогенных состояний предложено рассмотреть как самостоятельную группу состояния, вызванные длительными прерывистыми стрессорами.

      В настоящее время хорошо изучена 1-ая стадия развития стресса — стадия мобилизации адаптационных резервов (“тревога”), на протяжении которой в основном заканчивается формирование новой “функциональной системности” организма, адекватной новым экстремальным требованиям среды.

      При длительном пребывании в экстремальных условиях возникает сложная картина изменений физиологических, человеческих и социально человеческих характеристик человека. Многообразие проявлений длительного стресса, а также трудности организации экспериментов с многосуточным, многомесячным и т.д. пребыванием человека в экстремальных условиях — основные причины недостаточной его изученности. Системное экспериментальное изучение длительного стресса было начато в связи с подготовкой длительных космических полетов. Исследования первоначально велись с целью определения пределов переносимости человеком тех или иных неблагоприятных условий.

      Внимание экспериментаторов при этом было привлечено к физиологическим и психо-физиологическим показателям. [ 6 ]

      Ганс Селье: Концепция стресса

      Ученый-биолог Ганс Селье (1907-1982 гг.) получил первое образование в Пражском университете на медицинском факультете. В дальнейшем продолжал обучение в Риме и Париже. В 1932 году эмигрировал в Канаду. Европа находилась на пороге войны. Канада стала его вторым домом, где он и описал теорию, весь труд своей жизни.

      Теория стресса Селье стала огромным вкладом в развитие современного общества каким мы его знаем сейчас.

      Ганс Селье долгие годы возглавлял институт экспериментальной медицины и хирургии (с 1976 г. носит название Международный институт стресса).

      Вопреки всеобщему мнению, термин «stress» (с англ. «давление») первым ввел вовсе не Селье, а американский физиолог Уолтер Кэннон. Он использовал его в своей теории об универсальной реакции выживания «бороться или бежать».

      Задолго до канадца Ганса Селье — во второй половине 19 века — ученый, француз Клод Бернар впервые открыл постоянство процессов внутри живого организма при любых изменениях внешней среды, а через 50 лет Кэннон ввел понятия «гомеостаз» и «стресс».

      Кэннон обнаружил, что при эмоциональных и физических потрясениях происходит повышение артериального давления, усиливается дыхание. Все процессы направлены на увеличение притока крови к внутренним органам и максимальное насыщение их кислородом. Именно эта реакция (стресс) и поддерживает постоянство внутренней среды (гомеостаза).

      В 1926 году, будучи студентом второго курса, Ганс Селье впервые обнаружил стереотипный ответ организма на раздражитель любого характера. Его заинтересовало, почему у пациентов с разными диагнозами наблюдается совпадение множества симптомов. При инфекциях, повреждениях костной системы, онкологических заболеваниях присутствует потеря аппетита, снижение мышечной массы, апатия, бледность кожных покровов, общая слабость организма.

      В 1936 г, в журнале «Nature» вышла первая небольшая публикация, описывающая «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». Эта публикация стала важной вехой в жизни ученого, началом всемирной известности теории стресса.

      Концепция Селье оказала значительное влияние на многие научные направления. Стресс, как реакция, рассматривается в медицине, психологии, социологии и других областях науки о человеке.

      Однако так ли страшен этот процесс?

      Как утверждал Селье «стресс это не только зло, не только беда, но и великое благо, ведь без стрессов различной природы наша жизнь была бы скучна и однообразна».

      По теории Селье, стресс представляет собой не столько вред от перенапряжения организма, сколько важнейший процесс адаптации, тренировки организма. Стресс призван повышать сопротивляемость, тренировать защитные механизмы тела и психики.

    • изменения окружающей среды (температурные изменения, изменения влажности),
    • столкновение с другими живыми существами (нападение диких животных),
    • социальные условия и так далее.

      Для первобытного человека стрессорами являлись, в основном, внешние факторы (голод, холод, нападение зверей). Именно благодаря этим факторам организм человека выработал типичный ответ на стрессор, который состоял в мгновенной мобилизации организма для противостояния.

      Сегодня, как и в первобытные времена, организм человека отвечает на раздражители реакцией мобилизации. Активизируется эндокринная функция, в кровь выбрасываются соответствующие гормоны, и тело получает ресурс для борьбы или бегства.

      Например, дети растущие в стерильной обстановке чаще подвержены болезням в осложненной форме.

      Само отсутствие впечатлений может стать негативным стрессором. В психологии апатию и потерю интереса к жизни связывают с недостатком впечатлений. Скука, рутина и одиночество заставляют людей искусственно создавать себе стрессовые ситуации.

      Ганс Селье разделял стрессовую реакцию организма на три стадии:

      При появлении раздражителя организм испытывает тревогу, включается мобилизующая функция. Если стрессор сильный, то уже на стадии тревоги живое существо может погибнуть (пример: пожар и долгое воздействие высоких температур, сильный испуг приведший к остановке сердца).

      Преимущества концепции Селье

      Преимуществом теории Селье считается то, что она собирает в единую картину множество разрозненных реакций и симптомов. Такой подход позволяет целостно оценивать всю цепочку адаптационного синдрома.

      Именно эти реакции и составляют сущность стресса. Неспецифичные реакции организма объединяют все виды воздействий, дают целостную картину и позволяют влиять на процесс стресса, изучать его и оказывать помощь пациентам.

      Критика теории Селье

      по дисциплине «Концепции современного естествознания» Тема: «Концепция адаптационного синдрома (стресса)» (стр. 1 из 3)

      Федеральное агентство по образованию РФ

      Амурский Государственный университет

      Реферат по дисциплине

      «Концепции современного естествознания»

      Тема: «Концепция адаптационного синдрома (стресса)»

      Выполнила студентка гр. № 834

      Дата сдачи работы «___»________2009 г.

      Реферат защищен на оценку «_______»

      3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕГО АДАПТАЦИОННОГО СИНДРОМА….11

      Стресс есть жизнь, и жизнь есть стресс.

      В настоящее время трудно найти человека, который не слышал бы о стрессе. Популярно мнение, что стресс — это явление, присущее главным образом сегод­няшней непростой жизни и, кроме того, явление вредное, с которым надо бороть­ся. И то, и другое отчасти верно, но лишь отчасти и в очень небольшой степени.

      Термин «стресс» ввел канадский физио­лог Г. Селье, который в 1936 г. впервые охарактеризовал это явление как «общую неспецифическую нейрогормональную реак­цию организма на любое предъявленное ему требование». Селье заимствовал этот тер­мин из техники, где он означает «напря­жение, нажим, давление».

      В общем виде стресс можно определить как состояние организма, всегда возника­ющее при действии на него различных факторов, или стрессоров, будь то так называемые физические стрессоры или психические (эмоциональные) стрессоры, которые обычно называют стрессорными ситуациями (опасность, горе, радость, конфликт, цейтнот и др.). В настоящее время люди часто попадают в стрессорные ситуации, чем и объясняется особый интерес к стрессу и желание иссле­дователей разобраться в его природе и механизмах.

      В ответ на стресс человек или живот­ное стремятся либо избавиться от действия стрессора, либо, если избавление невоз­можно, приспособиться, адаптироваться к этим новым требованиям среды. При пер­вичном действии стрессора возникает так называемая срочная адаптация, которая весьма несовершенна и не обеспечивает организму эффективное устойчивое при­способление. Устойчивая долговременная адаптация, характеризующаяся высокой резистентностью к стрессору, формируется лишь в результате его повторных воздей­ствий.

      1. ФЕНОМЕН СТРЕССА

      Стресс как биологическая категория — сложное явление, присущее всему живо­му. Он неотделим от самого явления жизни; орга­низмы находятся в сложном динамическом равновесии с окружающей средой и жизнь без взаимодействия с ней невозможна. Не­пременным условием нормальной жизнеде­ятельности организма и сохранения самой жизни является поддержание постоянства внутренней среды, или гомеостаз. Этот тер­мин был предложен Кенноном в 1929 г., но сама идея была впервые высказана в XIX в. Бернаром, который утверждал, что «по­стоянство внутренней среды — непремен­ное условие свободной и независимой жиз­ни». Гомеостаз означает поддержание основных физических и химических пара­метров организма на постоянном уровне с минимально допустимыми отклонениями. Стресс пред­ставляет собой состояние нарушенного гомеостаза, а стрессоры — это факторы, вызывающие нарушение гомеостаза. При этом стрессоры могут быть как внешними (факторы окружающей среды), так и внут­ренними (формирующимися в организме).

      В ответ на действие стрессоров в орга­низме возникают адаптивные процессы, направленные на восстановление гомеостаза и сохранение нормальной жизнедеятельно­сти. Эти процессы, т. е. реакцию на стресс, Селье назвал общим адаптационным син­дромом. Таким образом, сам стресс и стресс-реакция по своей сути — процессы необхо­димые и «полезные», а представление о «вредности» стресса проистекает из тех па­тологических явлений, которые возникают при чрезмерно сильных или длитель­ных воздействиях стрессора, а также при нарушениях работы систем, осуществляю­щих стресс-реакцию и формирование адап­тации.

      В основе явлений стресса и стресс-ре­акции, которые иногда объединяют под общим термином «стресс», лежит особое свойство живой материи — раздражимость, т. е. способность ощущать воздействия вне­шних факторов и реагировать на них. Раз­дражимость — это ключ к пониманию стрес­са и адаптации.

      Приспособление организма к окружаю­щей среде (в частности к периодическому действию стрессоров) в процессе индивидуальной жизни называется фенотипической адаптацией в отличие от генотипической адаптации, сформировавшейся в процессе эволюции и определяемой генотипом орга­низма.

      Фенотипическая адаптация — это про­цесс, в результате которого организм при­обретает ранее отсутствовавшую устой­чивость к определенному фактору (или факторам) среды и таким образом получает возможность жить в условиях, ранее не­совместимых с жизнью, решать задачи, ранее неразрешимые. Она базируется на генотипе, т. е. генетической программе орга­низма, которая обеспечивает не заранее готовую адаптацию, а возможности для формирования адаптации в соответствии с конкретными требованиями среды. Резуль­таты такой адаптации не передаются по наследству, поскольку потомство может столкнуться с совсем другими условиями жизни и должно приспосабливаться к ним. В основе формирования адаптации лежит переход от срочной адаптации, возникаю­щей в ответ на первое действие стрессо­ра, к долговременной адаптации, форми­рующейся при повторных действиях стрессора и обеспечивающей устойчивость к длительно действующему стрессору.

      Срочная адаптация — немедленный от­вет организма на стрессор, реализующий­ся в виде первой стресс-реакции, подроб­но рассмотренной выше. Она обеспечивает либо поведенческую реакцию избегания, избавления от действия неблагоприятного стрессора, либо мобилизацию функциональ­ных систем, ответственных за приспособ­ление к этому фактору. Селье называл этот этап адаптации фазой тревоги. Очевидны­ми проявлениями срочной адаптации явля­ются, например, увеличение теплопродук­ции в ответ на холод, а теплоотдачи — в ответ на тепло, учащение дыхания и уве­личение минутного объема сердца в ответ на недостаток кислорода в воздухе и т. п.

      Важнейшая черта этого начального этапа адаптации состоит в том, что деятельность организма протекает при почти полной мо­билизации функционального и энергетичес­кого резервов. Однако даже это не всегда может обеспечить необходимый адаптаци­онный эффект. Например, бег нетрениро­ванного человека происходит при близких к максимальным величинам работы сердца, легких, при максимальной мобилизации энергетических ресурсов в скелетных мыш­цах, сердце, печени. При этом бег не мо­жет быть ни достаточно быстрым, ни дос­таточно длительным, очень скоро наступает истощение. Тренированный же человек мо­жет бежать быстрее и дольше, на выпол­нение той же мышечной работы ему потре­буется существенно меньшая мобилизация систем кровообращения, дыхания и мень­шие энергетические затраты по сравнению с нетренированным.

      При действии эмоциональных стрессоров именно на этом срочном этапе адаптации могут возникать стрессорные повреждения. Это объясняется тем, что эффективность существующих физиологических механизмов может оказаться недостаточной для нагрузки, связанной с действием данного стрессора, и организм вынужден работать «на износ». Для того чтобы эта срочная, но несовершен­ная адаптивная реакция сменилась более со­вершенной долговременной адаптацией, не­обходимы время и повторные действия стрессора. В результате в органах и тканях функциональной системы, вовлеченной в адаптивную реакцию, формируется так на­зываемый структурный след адаптации — материальная база повышения устойчивос­ти организма к действию стрессора, основа тренированности.

      Ключевое звено формирования струк­турного следа и, следовательно, устойчи­вой адаптации — активация синтеза нукле­иновых кислот и белков, в результате чего происходит увеличенная наработка регуляторных и структурных белков в клетках органов и тканей, ответственных за адап­тацию к данному фактору. При этом акти­вируется синтез белков тех клеточных струк­тур, которые испытывают повышенную функциональную нагрузку при действии стрессора.

      В процессе адаптации к различным стрессорам повышаются функциональная мощность и эффективность как самой стресс-системы, так и стресслимитирующих систем. Это обусловлено формирова­нием структурного следа в клетках этих систем. В исследованиях последних лет показано, что при повторном действии стрессоров активируется экспрессия генов, кодирующих синтез ферментов, ответствен­ных за наработку катехоламинов в гипо­таламусе и надпочечниках а также син­тез КРГ в гипоталамусе. Показано также, что при этом происходит увеличение мощ­ности системы синтеза ГАМК, опиоидных пептидов, простагландинов, антиоксидантов. Эти процессы оптимизируют регуляцию стресс-системы и предупреждают развитие чрезмерных стресс-реакций в адаптирован­ном организме.

      tokpb1.ru