Стресс у школьников

Проблема школьных стрессов и их преодоления.

Проблема школьных стрессов и их преодоления.

В современной школе психические нагрузки на школьников часто чрезмерны, они не соответствуют адаптивным возможностям детского организма и вызывают психическую перегрузку у детей и подростков.

Психологической защитой от таких психических перегрузок у школьников может быть отказ от учебы, ухудшение восприятия учебного материала или возникновение психосоматических заболеваний.

Известно, что школьники, находящиеся в состоянии психоэмоционального стресса, не могут сосредоточиться на изучаемом предмете, имеют неустойчивое внимание, низкую работоспособность, их мотивация на хорошую учебу понижена. К сожалению, никто в настоящее время не учит школьных учителей специальным методам работы с психически неуравновешенными и эмоционально неустойчивыми детьми. Однако сама жизнь заставляет нас считаться с тем, что дети в состоянии эмоционального стресса значительно хуже воспринимают учебный материал, чем это предусмотрено программой обучения, и искать способы снятия эмоционального стресса для повышения качества усвоения учебного материала. Пора подключать к этой работе психофизиологические методы коррекции психоэмоционального состояния детей.

Представленные в данной статье психофизиологические коррекционные упражнения предназначены для улучшения психоэмоционального состояния и повышения обучаемости как детей, так и взрослых. Многие наши способности в процессе обучения не раскрываются полностью. Эти способности есть у нас на самом деле, но они как бы «за­блокированы», закрыты. Предлагаемые психофизиологические упражнения способствуют раскрытию заблокированных способностей в сфере зрительного, слухового и кинестетического восприятия информации при обучении, способствуют снятию стрессов в процессе обучения.

Предлагаемые ниже психофизиологические упражнения отобраны из целого комплекса приемов, применяемых в кинезиологии (см.:La Tourelle M., Courtenay A., 1992; Единый мозг, 1992; Вайтсайд Д., Стокс Г., 1996 и др.).

ОПИСАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ:

1. Упражнение «Лобно-затылочный обхват» («Фронтально-окципиталь­ная позиция»)

Предназначено для самостоятельной настройки на любой вид деятельности, на успешное усвоение новой информации и для снятия психоэмоциональных стрессов.

На голову накладываются обе руки. Можно делать это упражнение самостоятельно, но в более тяжелых случаях будет эффективнее, если руки будет накладывать кинезиолог, близкий человек или просто человек, которому вы доверяете. Обнаружено, что при такой позиции уменьшается острота эмоциональных переживаний, что позволяет более легко снимать стресс, чем без наложения рук на голову.

Для снятия эмоционального стресса подобным же образом в лобно-затылочной позиции на фоне равномерного глубокого дыхания «продумывается», вспоминается или представляется любая отрицательная жизненная ситуация, вызывающая стресс. Ситуацию не следует анализировать, а только воображать ее течение. Желательно повторить «продумывание» ситуации 2–3 раза.

Для усиления положительного эффекта упражнения можно дополнительно мысленно переделать ситуацию на более благоприятную для вас, так чтобы она завершилась в вашу пользу. Главное – позитивное преобразование ситуации, не важно, если способы будут фантастическими и неосуществимыми реально.

Дыхание при выполнении этого упражнения следует делать глубоким, равномерным (без задержек). Особенно это важно для снятия стресса. Закончить упражнение глубоким вдохом-выдохом. После этого снять с головы руки.

2. Упражнение «Массаж трех зон» («Кнопки мозга»)

Предназначено для объединения восприятия разных частей тела и достижения целостного психического восприятия своего организма. Я очень широко применяю это упражнение в своей коррекционной практике. Его можно применять как мини-зарядку каждое утро.

1) Накрыть ладонью одной руки область пупка. Расставленными пальцами другой руки провести легкий массаж «подключичных ямок» с двух сторон от грудины (точки К-27 по акупунктурной классификации). Массировать 30–60 секунд.

2) Накрыть ладонью одной руки область пупка. Пальцами другой руки провести легкий массаж «губных точек». Одна точка находится под носом над верхней губой, другая – в ямке между нижней губой и подбородком (точки VG-26 и VC-24 по акупунктурной классификации). Массировать точки 30–60 секунд.

Поменять положение рук и повторить упражнение.

3) Накрыть ладонью одной руки область пупка. Ладонью другой руки провести легкий массаж (растирание) области копчика. Растирать копчик 30–60 секунд.

3. Упражнение «Знак бесконечности»

(«Лежащая восьмерка», «Ленивая восьмерка»)

Предназначено для интеграции работы правого и левого полушарий головного мозга, для согласования движений глазодвигательных мышц, для интеграции и включения в работу всех полей зрения. При выполнении данного упражнения очень важно не отрывать своего взгляда от кончика движущегося пальца. Помните, что оно выполняется не только руками, но и глазами. Причем движения глаз – основные. Не спешите.

1) Прижать голову ухом к левому плечу. Левую руку вытянуть вперед. Не отрывая взгляда от кончика указательного пальца, рисовать рукой в воздухе перед собой знак бесконечности: «8» (лежащую на боку восьмерку). Начинать рисунок от центра влево вверх. Это важно – именно вверх! Движения выполнять медленно. Рисовать подряд 8 раз.

2) Прижать голову ухом к правому плечу и повторить то же самое упражнение правой рукой. Следить взглядом за кончиком пальца. Начинать движение пальцем из центра вправо вверх.

3) Вытянуть руки перед собой, соединить указательные пальцы и повторить то же самое упражнение двумя руками. Начинать движение из центра вверх в любую сторону.

4) Рекомендуется выполнить упражнение еще раз. Повторить все три предыдущих этапа с максимальной амплитудой движений. Расставить ноги, сгибать их в коленях и тянуться руками во время рисования фигуры «8» как можно дальше. Не спешить, движения делать плавно. Цель упражнения – включить в действие как можно больше мышц.

5) Дополнительный вариант этого же упражнения. Проводится, в целом, так же – в воздухе рисуется знак бесконечности, но только не указательными, а большими пальцами. Голову держать прямо. Работают глаза, а не шея. Сжать кулак и поднять вверх большой палец. Смотреть на большой палец во время выполнения упражнений. Головой не двигать, следить за большим пальцем только взглядом. Менять руки, затем соединить их «в замок», большие пальцы вверх. Все варианты движений начинать из центра вверх влево.

Это упражнение можно использовать и в диагностических целях: для оценки визуально-мануальной координации (см.: Сазонов В.Ф. и др., 1998).

4. Упражнение «Перекрестно-параллельная ходьба на месте»

Предназначено для тренировки взаимодействия левой и правой частей тела. Достижение лучшей интеграции (объединения в единое целое) двух полушарий головного мозга обеспечивается путем их поочередного функционального разъединения и объединения при выполнении то параллельных, то перекрестных движений. Облегчает переход на новый вид деятельности и переключение с правополушарной деятельности на левополушарную и наоборот.

1) «Перекрестные движения». Во время ходьбы на месте дотрагиваться ладонью левой руки до колена правой ноги (то есть противоположной), а ладонью правой руки – до колена левой ноги. Таким образом, разноименные руки и ноги соприкасаются друг с другом поочередно как бы перекрестно. Сделать 8–12 таких шагов. Во время выполнения упражнения желательно смотреть на нарисованные заранее на бумаге или на классной доске две перекрещенные линии в виде косого креста (буквы «Х»): Х .

2) «Параллельные движения». Во время ходьбы на месте дотрагиваться ладонью левой руки до колена левой же ноги, а ладонью правой руки – до колена правой ноги. Одноименные руки и ноги соприкасаются друг с другом поочередно то с одной стороны тела, то с другой. Сделать 8–12 таких шагов. Во время выполнения упражнения желательно смотреть на нарисованные предварительно на бумаге или на классной доске две вертикальные параллельные линии: || .

3) Повторить «перекрестные движения». Именно перекрестные движения обеспечивают интегрированное состояние головного мозга, поэтому следует заканчивать упражнение перекрестными движениями.

Это упражнение можно использовать и в диагностических целях: для оценки координации (см.: Сазонов В.Ф. и др., 1998).

Представленные упражнения могут применяться как в виде целостного комплекса, так и по отдельности, а также в любых сочетаниях друг с другом. Противопоказаний для выполнения этих упражнений по состоянию здоровья для детей и взрослых, нет.

www.b17.ru

Школьный стресс. Часть 1

Понятие «школьный стресс» появилось давно, пожалуй, с возникновения первых школ. Ведь стресс это неотъемлемая часть нашей жизни. Он возникает тогда, когда человек сталкивается с требованиями, которые превышают нашу способность к ответу. Состояние стресса вызывает эмоциональную напряженность, страх, тревогу.

Следует различать два вида стресса: 1 — кратковременный, активизирующий внутренние резервы организма, заставляющий двигаться к новым достижениям, изучать новое, находить ответы на сложные вопросы, задаваемые самой жизнью; 2 — длительный, разрушающий, дезорганизующий, такой стресс со временем может перерасти в невроз или психоз. К сожалению, именно со вторым видом чаще всего в настоящее время сталкиваются школьники.

Со школьным стрессом дети сталкиваются буквально с первых дней пребывания в школе. Это связано с тем, что часто дети не готовы к новой для них роли школьника, к выполнению требований учителя как к пониманию и запоминанию нового материала, так и к поведению во время урока и на переменах. Также источниками школьных стрессов являются: постоянный рост потока информации; трудности в отношениях с одноклассниками, учителями, особенно это касается детей, которые до школы не посещали детский сад, какие-либо кружки или секции, в которых они могли бы приобрести необходимый опыт общения. Проблемой является также чрезмерная укомплектованность классов, что ведет как к эмоциональной перегрузке, так и к снижению успеваемости и появлению стрессовой ситуации.

Часто школьный стресс бывает вызван неадекватным отношением родителей к процессу обучения. Многие, не учитывая физических и психических особенностей своего ребенка, желая видеть его круглым отличником, отдают его в школу с углубленной или расширенной программой, заставляют целыми днями сидеть над уроками не поднимая головы, или помимо школы, таскают по многочисленным кружкам, призывая и там быть лучшим. В результате такие родители получают не великолепные результаты и золотую медаль, а больного, изможденного ребенка. Ни иностранный язык, ни математика в разумных количествах не перегрузят ребенка, но если родители расписали по секундам весь день ребенка только интеллектуальными занятиями, не оставив ему времени на необходимые детям игры и прогулки с друзьями, спорт, занятия любимым делом, т.е. лишив обычных детских радостей, то стресс такому ребенку обеспечен.

Исследования, проведенные среди учащихся средних школ, показали, что в связи с неудачами в школе, к концу первого класса количество постоянно возбужденных детей увеличивается в полтора раза. В 11-15 лет число детей, ощущающих себя неудачниками, возрастает до 50%.

Для детей одаренных, склонных к учебе, физически здоровых углубленная программа не проблема. Таким детям скучно и неинтересно учиться по стандартной школьной программе, но, к сожалению, как показывают исследования медиков, в настоящее время становится все меньше детей, которых можно считать практически здоровыми.

Симптомами стресса могут быть: утомляемость, вялость, беспокойный сон или повышенная сонливость, головная боль или боль в животе, что является показателем переживания стресса на телесном уровне, а отнюдь не притворством, как считают некоторые родители. Может появиться капризность, плаксивость, снижается аппетит, обостряются хронические заболевания, ослабляется иммунная система. Ребенок, находящийся в состоянии стресса, может отказаться не только делать уроки, но и вообще идти в школу, причем отказ может выражаться в форме бурного протеста. Если ребенку не удается преодолеть школьный стресс, то он может перерасти в невроз, с такими проявлениями как истерика, повышенное упрямство, мышечные подергивания, заикание и т.д.

Говорить о том, что перегрузка грозит учащимся всех средних учебных заведений не стоит, так как все зависит от индивидуальных особенностей школьников. Но в большей степени перегрузка грозит школам, с переполненными классами и работающим по пятидневной системе, при которой дети по 8-9 уроков проводят в школе, а потом еще выполняют домашние задания, при этом большинство школьников, особенно старших классов, посещают также подготовительные курсы при различных институтах.

Чтобы избежать лишних волнений, чаще обращайте внимание на своего ребенка. Не стоит стремиться как можно раньше отдавать ребенка в школу, так как если он не получил необходимый игровой опыт, он не сможет с легкостью начать обучение более сложным вещам. Человек в своем развитии должен пройти все ступени, а не прыгать через одну (если конечно ваш ребенок не вундеркинд). Необходимо посмотреть, легко ли ему общаться со сверстниками, насколько понятны ему нормы поведения, принятые в обществе. В случае возникших неудач в учебе не ругайте ребенка, а спокойно, может быть в игровой форме, разберитесь вместе с ним в проблеме и вместе найдите наиболее эффективный способ решения. Если у ребенка не получается получить признание в школе, то стоит вместе с ним найти то место, может быть это родная семья, может это кружок по интересам, или компания во дворе, или что либо ещё, где ребенок получит необходимое признание, чтобы не пострадала его самооценка. Если вы боитесь, что ребенок после школы все время будет торчать во дворе, свяжется с плохой компанией, будет бездельничать, то лучше запишите его в спортивные, танцевальные или театральные кружки. В подобных кружках, секциях он в адекватной форме сможет выплеснуть накопившуюся за день энергию, получить навыки общения в неформальной обстановке и уверенность в себе. Поддерживайте инициативу своего ребенка, обсуждайте интересующие его вопросы. В любом случае, никакие оценки не стоят здоровья и счастья вашего ребенка! А в случае появления симптомов стресса приходите за помощью к специалистам.

www.proindigo.ru

Стресс в жизни школьников

Слово «стресс» имеет давнюю историю. Впервые это слово появилось в произведениях английского поэта Р. Моннинга ( в 1303г. ) Термин stress (англ) – давление, нажим, напряжение. В настоящее время слово стресс уже стало неотъемлемой частью нашего разговорного языка. Люди, которые употребляют это слово, хотят сказать о том, что чувствуют себя слишком раздражительными; эти люди считают, что не могут справиться с работой, которую им поручили.

Реакции организма на стресс

Человек биологически устроен так, чтобы воспринимать стрессоры и реагировать на них. Однако стрессоры, воздействующие на современного человека, как правило, таковы, что на них нельзя реагировать непосредственно физически. Достаточно вспомнить о страхе перед экзаменом, боязни летать на самолётах и много другом. Организм реагирует на воздействие стрессоров выбросом энергии. В результате того, что эта энергия остаётся неизрасходованной, нарушается соотношение между физической и психической активностью. Нарушение ритма между напряжением и расслаблением приводит к возникновению заболеваний.

Однако стресс- это не только повреждения и болезни, но и инструмент тренировки и закаливания. Стресс способствует повышению сопротивляемости организма, тренирует его защитные механизмы. В этом кроется положительная роль стресса.

Правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса и соответственно их использование или предотвращение позволяют сохранить здоровье человека, создать условия для эффективного труда и проявления творческих возможностей человека.

Стадии развития стресса

Развитие стресса во времени Селье разделил на три стадии:

Для реакции тревоги характерно появление язв желудка и кишечника. Под действием очень сильных стрессоров (тяжелые ожоги, крайне низкие и высокие температуры) организм может погибнуть уже на стадии тревоги. Если человек может адаптироваться, то наступает стадия резистентности, которая характеризуется полным исчезновением признаков реакции тревоги: уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного. Если же стрессорный фактор очень сильный, то развивается стадия истощения. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы, что приводит к гибели организма.

Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создаёт проблемы для человека. Исследования учёных показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию.

Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

Признаки стрессового напряжения

Невозможность сосредоточиться на чем-то.

Слишком частые ошибки в работе.

Слишком часто возникает чувство усталости.

Мысли часто улетучиваются.

Работа не доставляет прежней радости.

Постоянное ощущение недоедания.

Невозможность вовремя закончить работу.

Пристрастие к алкогольным напиткам.

Потеря чувства времени.

Очень быстрая речь.

Пропадает аппетит – вообще потеря вкуса к еде.

Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).

Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышенная активность, а у других может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности.

Травма или мелкая кризисная ситуация.

Мелкие ежедневные неурядицы.

Конфликты, либо общение с неприятными людьми.

Ощущение постоянного давления.

Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли. Обвинение самого себя во всем плохом, что произошло.

Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей.

Факторы, вызывающие стресс

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой, учебой или событиями личной жизни человека.

• Перегрузка или слишком малая нагрузка, т. е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.

Работнику или учащемуся поручили выполнить большое количество работы на короткий промежуток времени. В этом случае возникает беспокойство, а так же чувство безнадежности. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, обычно чувствует беспокойство относительно своей ценности и положения.

Конфликт ролей возникает тогда, когда работнику предъявляют противоречивые требования. Он может возникнуть в результате различий между нормами группы и требованиями организации. В этой ситуации человек может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятый группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства – с другой.

Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны. Человек должен иметь правильное представление об ожиданиях руководства – что он должен делать, как он должен делать и как его после этого будут оценивать.

Некоторые исследователи показывают, что люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие «неинтересная» работа у людей различаются.

• Существуют так же и другие факторы

Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могу вызвать стресс.

ИССДЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССОВ В ШКОЛЕ

Статистика состояния здоровья в школьном образовании

Настоящая модель школьного образования направлена не на сохранение и улучшение здоровья, а на его ухудшение. По статистике 80-85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье, более 60% студентов нуждаются в стационарном лечении, 85% учителей имеют хронические заболевания. Велико число детей с неврологической патологией. Около 7. 5млн. детей России страдают заболеваниями нервно-психической сферы, причем основная масса учится в обычных школах.

Анализ настроения школьников

Проведено анкетирование 8-9 классов

По результатам анкетирования можно сделать выводы: 75% учащихся идут в школу с хорошим настроением, их радует встреча с одноклассниками; 18% — со средним, так как волнуются за оценки; 7% — с плохим настроением, так как поругали родители, не выспались, не сделали домашнее задание.

Выявление стрессовых факторов

Стрессов для 82% учащихся является предстоящая контрольная работа, только 5% учащихся не испытывают волнения. 34% учащихся боятся отвечать у доски. 25% испытывают страх перед медицинским кабинетом и прививками.

Мы выявили уровень нервного напряжения у учащихся 8-9 классов.

• 10% учащихся в отличной форме.

• 85%- понижена устойчивость к стрессу.

• 5%- очень низкий уровень, у них повышено нервное напряжение.

Так же мы выяснили, могут ли учащиеся бороться со стрессом?

• 25%- умеют владеть собой и бороться со стрессом.

• 65%- средний уровень. Им необходимо взять некоторые приемы, помогающие справиться со стрессом.

• 10%- низкий уровень. Им трудно бороться со стрессом и необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.

ПУТИ ВЫХОДА ИЗ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ

Предупреждение возникновения стресса

Релаксация – метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости.

Наша жизнь ускоряется. И на ребят в подростковом возрасте ложится огромная нагрузка. Для того, чтобы каждый из нас могу справляться со стрессом, нам необходимо научиться самим распознавать, когда и какие эмоции, чувства может вызвать стресс и как с ним бороться.

Если твоё внимание постоянно занимает мысль, например: «Я беспокоюсь. ,меня беспокоит»;если ты постоянно делаешь непроизвольные движения, такие как покручивание волоса, кусание ногтей, переминание с ноги на ногу- это признаки нервозности. Нужно научиться следить за собой.

Обращение за помощью

Ты не должен справляться со всем в одиночку. Если у тебя слишком много работы, можно попросить родителей, друзей помочь тебе.

Научись планировать свой день. Если тебе предстоит какая-то нелегкая задача, лучше разделить её на части и каждую часть выполнять в определенный промежуток времени.

Выделение видов деятельности, с помощью которых можно отдохнуть

Научись находить время на отдых. Составь список тех видов деятельности, с помощью которых можно отвлечься и отдохнуть.

Если ты потерпел неудачу, научись извлекать из этого пользу. Вместо того чтобы ругать себя: «Я плохо написал контрольную, потому что я ничего не умею делать и ничего у меня не получается,» — ты должен реально смотреть на вещи : «Я плохо написал работу, значит что-то недоучил». Это поможет избегать подобных ситуаций и верить в свои силы.

В своем проекте мы выяснили, что в ходит в понятия «стресс» и «стрессовые ситуации». Проводя исследование стрессовых факторов в школе, мы пришли к выводу, что основными стрессовыми факторами являются взаимоотношения с учителями, чувство тревоги и волнения перед контрольной, наказания родителей.

Я думаю, стрессов можно избежать, если учить уроки, готовиться к контрольной работе, не конфликтовать с учителями и одноклассниками, тогда волнений не будет, и оценки будут хорошими. (

Основными рекомендациями по теме работы могут служить следующие:

• Если вы оказались в острой стрессовой ситуации, то можно использовать некоторые приемы аутогенной тренировки.

• Необходимо уметь организовывать свой отдых во внеучебное время таким образом, чтобы избавляться от накапливаемого напряжения и получать заряд бодрости. Это могут быть прогулки по лесу, различного рода увлечения. Универсальным успокаивающим средством является отдых у движущейся воды (реки, водопада, аквариума) или у огня (костер, свеча). Каждый человек в соответствии со своими предпочтениями и возможностями в состоянии найти для себя способ наиболее эффективного отдыха. Владение методами избавления от отрицательных эмоций помогает быть в постоянной готовности реагировать на любую возникшую ситуацию.

• Способом избавления от негативных эмоций может стать прямое высказывание своих претензий, что называется «выпустить пар». Однако сделать это необходимо таким образом, чтобы не усугубить и без того напряженную ситуацию, не вызвать со стороны оппонента или случайного собеседника реакции защиты или агрессии.

www.hintfox.com

Врачи рассказали о причинах и следствиях стрессов у школьников

МОСКВА, 11 сен — РИА Новости. Чрезмерные нагрузки, плохие взаимоотношения с одноклассниками, а также повышенные ожидания родителей могут привести к развитию стрессового состояния у школьников младших классов, что непременно отразится в негативном поведении ребенка, считают опрошенные РИА Новости эксперты в области детской психологии.

Причины стресса

Любые неурядицы, которые случаются в школе, например, нарушения взаимоотношений со сверстниками, с учителями, с учениками старших классов или чрезмерные нагрузки приводят к стрессам, считает руководитель лаборатории помогающей деятельности Института психолого-педагогических проблем детства, детский психиатр-психотерапевт Елена Врона. «Школьные стрессы могут носить разнообразный характер, но реакция ребенка такая же, какая на любой другой стресс», — сказала она РИА Новости.

Перегружая ребенка помимо школьных занятий несколькими кружками, родители совершают ошибку, считает заведующая отделением кризисных ситуаций ГНЦ социальной и судебной психиатрии имени Сербского, детский психиатр Москвы Анна Портнова. «В этом случае надо подумать о том, чтобы отказаться от чего-то, надо постараться изменить режим дня, чтобы ребенок успевал отдыхать и играть», — советует она родителям.

Другая причина стресса — это плохие взаимоотношения с одноклассниками, полагает Портнова. «Здесь надо деликатно без особого вторжения в личную жизнь ребенка попытаться узнать у учительницы, что происходит с ребенком в классе или же вывести его на откровенный разговор и спросить с кем он дружит, а кто его обижает», — сказала психиатр.

По ее словам, еще одна причина стресса у детей связана с повышенными требованиями, которые сами родители предъявляют к своему чаду. «Перед ребенком ставится задача — «пятерка» и не меньше. Ребенок понимает, что если он получит плохую оценку, то получит осуждение и даже наказание от родителей и начинает из-за этого нервничать и у ребенка может развиться невроз», — сказала главный психиатр Москвы.

Тревожные звоночки

Любые негативные изменения в поведении школьника в начале учебного года говорят о том, что ребенок испытывает стресс, считает Портнова.

«Ребенок становится более капризным, упрямым, может начать дерзить, становится вредным, если этого не было раньше, будет выражать протест: «Не буду чистить зубы, не буду делать уроки»», — сказала она. Такое поведение чаще всего характерно для детей младших классов, поскольку дети постарше могут объяснить свое состояние, полагает Портнова.

Если ребенок испытывает подавленность, угнетенность, считает себя униженным, обиженным, одиноким, если у него снижена самооценка — это признаки стресса, сообщила Врона. «Ребенок никогда не скажет «мне грустно, я несчастный». Изменится его поведение. Ему станет скучно. Если ребенок раньше был болтливый, общительный, раскованный, он станет менее разговорчивым, задумчивым», — сказала она. Ребенок забросит любимые игрушки, добавила психолог-психотерапевт.

Также меняется пищевое поведение у ребенка. «Ребенок выглядит так, как будто он нездоров, но при этом соматически с ним все в порядке», — сказала Врона.

По словам Портновой, родители иногда испытывают сложности с тем, что не могут вечером уложить ребенка спать. «Ребенок говорит, что не хочет спать, несмотря на то, что выглядит уставшим. К вечеру может быть даже некоторое возбуждение: ребенок не может угомониться, расшалился», — пояснила она. По ее словам, такое поведение также говорит о том, что у ребенка определенно наблюдается стресс.

Если родители заметили, что поведение ребенка резко изменилось, им надо срочно идти в школу и там выяснять причину, считает Врона. «Разговаривая с учителями родителям не надо «качать свои права», а нужно сотрудничать и советоваться с педагогами. Когда ребенок в начальной школе, учительница видит его в течение дня значительно больше времени, чем родная мама», — сказала она.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

    Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

    В письме должны быть указаны:

    • Тема – восстановление доступа
    • Логин пользователя
    • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

    Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

    В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

    ria.ru