Высокофункциональный аутизм это

Типы взрослых людей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом: Одиночка

Существует 3 основных типа взрослых людей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом:

1. Актер: Этот тип желает межличностных отношений с другими людьми, со временем изучил социальные навыки в достаточной степени для передачи «нейротипичного» стиля поведения (то есть он или она может «действовать» как человек, который не находится в спектре аутизма).

2. Изгой: Этот тип желает межличностных отношений с другими людьми, но у него трудности в поиске и поддержании дружеских связей из-за отсутствия социальных навыков. Этот человек действительно хочет «приспособиться», но обычно подвергается остракизму со стороны «группы» в связи с его/ее «чудным» поведением.

3. Одиночка: Этот тип не желает межличностных отношений (за исключением очень безопасного/близкого члена семьи или друга) и его не волнует необходимость приноровиться к окружающим.

В этой статье будет рассмотрен тип «Одиночка».

«Одиночка» демонстрирует систематический характер отрешенности от социальных отношений, а также ограниченный диапазон выражения эмоций в межличностных постановках.

Он/она:
— почти всегда выбирает одиночную деятельность,
— проявляет равнодушие к похвале или критике со стороны окружающих,
— мало интересуется сексуальными отношениями с партнером,
— не имеет близких друзей, кроме родственников первой степени родства,
— ни желает и не использует межличностные отношения (иногда бывает частью семьи),
— показывает эмоциональную холодность, отрешенность, уплощенный аффект,
— получает удовольствие только в одном или двух видах деятельности (одиночной).

«Одиночки» нередко зацепляются за богатый, сложный и исключительно внутренний мир фантазий. Они очень часто (но часто непреднамеренно) сдержанны, холодны и неотзывчивы, что вызывает проблемы в отношениях. Эти люди имеют проблемы с осмысленным выражением своих чувств и могут оставаться пассивными перед лицом неблагоприятных обстоятельств. Из-за отсутствия значимого и интимного общения с другими они не в состоянии разработать точные картины того, насколько хорошо они ладят с людьми. Такие образы имеют важное значение для самосознания индивида и способности оценивать воздействие его/ее собственных поступков в социальных ситуациях.

Когда личное пространство «Одиночки» нарушается, он чувствует себя задохнувшимся и испытывает необходимость освободиться и быть независимым. Он, как правило, счастлив, когда находится в отношениях, в которых его партнером или супругом предъявляется немного эмоциональных или интимных требования к нему. Не то, чтобы совсем «держится подальше», но от эмоций, интимности и самораскрытия — да. В результате, «Одиночка» имеет тенденцию к образованию отношений с другими людьми исключительно на основе интеллектуальной, профессиональной или рекреационной деятельности (пока в этих режимах нет потребности в эмоциональной близости, которую «Одиночка» будет отвергать).

«Одиночки» иногда сексуально апатичны. Многие из них имеют здоровое половое влечение, но предпочитают мастурбировать, а не иметь дело с социальными аспектами при поиске сексуального партнера. Они предпочитают оставаться одни и поводов, вызывающих у их потребность в сексе, кажется, меньше, чем у тех взрослых с синдромом Аспергера, которые не имеют «тенденций одиночки».

К сожалению, взрослые с синдромом Аспергера с «тенденцией одиночки» редко ищут лечения, потому что их мысли и поведение, как правило, не вызывают у них страданий. Если же преследуется цель — терапия, то психотерапия — наиболее часто используемая форма. Терапия направлена на повышение общих навыков, улучшение навыков социальных связей, взаимодействия, общения и на увеличение чувства собственного достоинства. Так как доверие является важным компонентом терапии, то для специалиста могут возникнуть сложности, потому что взрослые люди с синдромом Аспергера с «тенденцией одиночки» испытывают трудности с формированием отношений с другими людьми — в том числе и с терапевтом.

Групповая терапия — еще один потенциально эффективная форма, но вообще, а не для первоначального лечения. Хотя «Одиночка» поначалу может не вписаться в групповую терапию, но степень его участия растет с повышением градуса комфорта. Под защитой терапевта (который должен оберегать «Одиночку» от критики со стороны других членов в группе), у «Одиночки» есть шанс победить страх интимности, создавая социальные контакты в благоприятной среде.

Могут быть прописаны лекарства, но обычно только в тех случаях, когда некоторые люди с синдром Аспергера также страдают от связанных психологических проблем (например, тревога, депрессия, обсессивно-компульсивное расстройство и т.п.).

Социальные последствия (например распад семьи, разлад во взаимоотношениях с коллегами, потеря работы и жилья и т.д.) иногда имеют катастрофические последствия для «Одиночки». Комплексная терапия, включая услуги, существующие вне официальной системы лечения, имеет жизненно важное значение для улучшения и оказания помощи в восстановлении. Программы самопомощи, в том числе семейные, адвокатура и услуги для жилищной и профессиональной помощи дополняют формальную систему лечения.

Высокофункциональный аутизм: характеристики и классификация

Появление в семье ребенка с аутизмом накладывает на родных и близких дополнительные заботы и обязательства. Развитие подобных деток зависит в основном от настойчивости и старания их окружения. Одной из форм заболевания является высокофункциональный аутизм. Как проявляется заболевание, какие споры и спекуляции ведутся вокруг и как помочь малышу адаптироваться к окружающему миру – тема сегодняшнего серьезного разговора.

Аутизм и высокофункциональный аутизм

Термином «аутизм» называют нарушения в развитии головного мозга, вследствие которых возникает дефицит социального взаимодействия и сложности в общении. Интересы аутистов ограничены, действия повторяются, контакт с внешним миром минимален.

Высокофункциональный аутизм – одна из форм заболевания, о которой ведутся активные медицинские дискуссии. Термин принято относить к людям с относительно высоким коэффициентом интеллекта (более 70). Уровень развития таких пациентов позволяет частично воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию. Однако пациенты с ВФА не избавлены от трудностей в освоении социальных навыков, они немного неуклюжи и зачастую имеют задержку речевого развития.

Классификация

Медицина классифицирует аутизм по этиопатогенетическим факторам. Это значит, что учитывают совокупность причин и механизма развития заболевания. Поскольку клинические проявления всех типов аутизма сходны, их выделили в единую группу, которую назвали термином «расстройства аутического спектра». РАС включают синдром Каннера, то есть тяжелую форму раннего аутизма, синдром Аспергера (высокофункциональный аутизм), эндогенный аутизм, синдром Ретта, аутизм неясного генеза и другие виды.

Причины аутизма, причины высокофункционального аутизма

Несмотря на то что изучением заболевания занимается огромное количество ученых, выяснить общую причину возникновения аутизма пока не удается. По этому поводу ведутся дискуссии. Медики не могут найти общий язык даже в вопросе о том, вызывает ли аутизм единая причина, действующая на генетику, когнитивное развитие и нейронные связи, или это разные причины, действующие на организм одновременно.

Основную ответственность за появление аутизма возлагают на генетику. Но и здесь нет полной ясности. Поскольку присутствует взаимодействие множества генов и частичные генные мутации с сильным эффектом.

Причины высокофункционального аутизма также не установлены точно. Одно из последних исследований в этой области выявило возникновение структурных аномалий в определенных участках головного мозга, которые отвечают за социальное взаимодействие.

Еще один медицинский спор

Целый ряд ученых считает ошибочным утверждение, что высокофункциональный аутизм — это синдром Аспергера. Они утверждают, что это разные заболевания с похожими симптомами. Попробуем объяснить, на чем основаны эти сомнения:

  • При ВФА наблюдается задержка развития речи, особенно это заметно до трех лет. При синдроме Аспергера задержки речи нет.
  • Пациенты с синдромом Аспергера имеют лучшее конгниктивное функционирование, чем при ВФА.
  • Для ВФА характерен более высокий коэффициент интеллекта.
  • У пациентов с синдромом Аспергера более явное отставание развития мелкой моторики.
  • У пациентов с ВФА меньше дефицит невербальных способностей.
  • У пациентов с Аспергером более высокие вербальные способности.
  • И тем не менее эти два состояния многие считают одним заболеванием с незначительной разницей в симптомах и течении.

    Признаки. Физиологические отклонения

    Высокофункциональный аутизм, признаки которого рассматриваются в этом разделе, имеет ряд физических и поведенческих проявлений. Наблюдения проводились у больших групп пациентов разными учеными, которые подметили определенную закономерность.

    К физиологическим признакам, часто встречающимся у детей с ВФА, можно отнести:

  • Притупленное или излишне острое сенсорное восприятие.
  • Частые судороги.
  • Слабый иммунитет.
  • Проявление синдрома раздраженного кишечника.
  • Нарушение функционирования поджелудочной железы.
  • Поведенческие отклонения

    Высокофункциональный аутизм у детей имеет целый ряд поведенческих особенностей:

    1. Проблемы с речью. До года дети почти не гулят, к двум годам словарный запас не более 15 слов, в три года заторможена способность комбинирования слов. Дети неспособны к обобщению и использованию личных местоимений. О себе они говорят в третьем лице.
    2. Слабый или полностью отсутствующий эмоциональный контакт с окружающими. Дети не смотрят в глаза, не просятся на руки, не улыбаются в ответ на улыбку. Они не выделяют родителей, не реагируют на обращения.
    3. Сложности в социализации. В окружении других людей высокофункциональная форма аутизма у пациента проявляется дискомфортом, желанием отгородиться, отойти, спрятаться. Взрослые аутисты ощущают безотчетный страх или тревожность.
    4. Всплески агрессии. Любое неудовольствие вызывает у аутистов гнев, агрессию или истерику. Пациент может ударить или укусить. Часто агрессия направлена на себя, это наблюдается в 30% случаев.
    5. Дети с высокофункциональным аутизмом почти не проявляют интереса к игрушкам. Они не способны к образному мышлению и не понимают, что делать с игрушками. Но может возникнуть сильная привязанность к одной игрушке или к любому предмету.
    6. Узкая сфера интересов. Способность достигнуть результата в одном направлении. Наблюдательность. Потребность доводить до конца начатое занятие.
    7. Стереотипность в поведении. Склонность к определенному порядку действий. Атипичный высокофункциональный аутизм, как и обычная форма аутизма, сопровождается многократным повторением одного и того же слова или действия. Кроме того, пациенты подчиняют свою жизнь строгому распорядку. Любые отклонения вызывают неуверенность или агрессию. Побороть агрессию в этом случае бывает очень сложно.

    Высокофункциональный аутизм, симптомы которого рассматриваются в статье, дает возможность ребенку обучаться в обычной школе. Однако для этого родителям придется приложить массу усилий.

    Спекуляции вокруг аутизма

    На исследованиях проблемы аутизма сделали карьеру многие врачи и ученые. Но она же привлекла множество мошенников. Так, британский ученый Эндрю Уэйкфилд поднял огромную волну в обществе, опубликовав исследование о том, что прививки от паротита, краснухи и кори влияют на развитие аутизма у детей. Эта тема получила огромный резонанс. Однако через время она была полностью опровергнута. Но противники прививок продолжают спекулировать псевдоисследованием, не упоминая о том, что оно оказалось ошибочным.

    Как помочь ребенку с высокофункциональным аутизмом?

    Аутизм – неизлечимое заболевание. Он сопровождает человека всю жизнь. Ребенок вырастает, и качество его взрослой жизни зависит настойчивости его окружения. Если взрослые не занимались коррекционной терапией и не учили ребенка взаимодействовать с окружающими людьми и предметами, то он никогда не станет самостоятельным.

    Существует ряд рекомендаций, как организовать жизнь аутиста с высокофункциональной формой заболевания. Их выполнение облегчает аутисту взаимодействие с окружающим миром:

  • Составляйте расписание, придерживайтесь четкого режима дня, предупреждайте о любых изменениях заблаговременно, чтобы аутист привык к мысли об изменении привычного режима.
  • Определите внешние раздражители. И ребенок, и взрослый с высокофункциональным аутизмом может впадать в агрессию от самых незначительных деталей. Этот может быть определенный цвет, звук или действие. Оградите аутиста от раздражающих факторов.
  • Научитесь успокаивать истерики, которые бывают у пациентов с ВФА довольно часто. Не давайте аутисту сильно перенапрягаться и уставать.
  • Заботьтесь о безопасности во время истерики. Убирайте все опасные предметы из зоны доступа.
  • Не кричите и не пугайте аутиста, не критикуйте его действия. Такое поведение усилит стресс, и больной дольше не сможет успокоиться.
  • Не отказывайтесь от помощи психологов, логопедов и коррекционных программ. Это поможет ребенку с высокофункциональным аутизмом немного адаптироваться в сложном и враждебном для него мире.

    fb.ru

    Есть ли разница между синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом

    Признаки высокофункционального аутизма и синдрома Аспергера
    Гиллберг и Эйлерс (1998) выделяют четыре основные области, в которых до сих пор ведётся полемика о различии в диагностике.

    Уровень когнитивного (интеллектуального) функционирования
    Взгляд на синдром Аспергера как на аутизм без нарушений обучаемости (в том числе умственной отсталости) с точки зрения диагностики может быть полезен, так как по такому основанию довольно легко выявлять разницу. Но следует учитывать, что Аспергер отмечал возможные необычные обстоятельства, в которых человек с синдромом Аспергера проявляет признаки нарушения обучаемости. В целом признано, что высокофункциональный аутизм не может быть у лиц с IQ ниже 65-70.

    Двигательные умения и навыки
    В последние годы усилилось мнение о связи синдрома Аспергера и дополнительных трудностях моторикой. Аспергер был хорошо осведомлен о распространённости проблемы двигательных навыков у группы людей, которых пытался описать. Вполне вероятно, что большинство детей с синдромом Аспергера имеют плохую координацию и трудности с мелкой моторикой. Тем не менее дети с высокофункциональным аутизмом также имеют трудности в этих областях.

    Речевое развитие
    Данная область, похоже, содержит больше всего противоречий. МКБ-10 и DSM-IV устанавливают для диагностики синдромом Аспергера нормальное речевое развитие. А у детей с высокофункциональным аутизмом может наблюдаться значительная задержка развития речи. Тем не менее в оригинальных записях Аспергера утверждается, что язык и речь являются ключевыми особенностями описываемого им состояния. Часто синдром Аспергера диагностируется у подросшего ребёнка, при этом ни он, ни его родители не могут вспомнить, каким было речевое развитие.

    Возраст обнаружения
    Человеку на разных стадиях развития могут диагностировать как высокофункциональный аутизм, так и синдром Аспергера. Иногда в раннем детстве ребёнку ставят ВФА, а когда он идёт в школу, заменяют диагноз на синдром Аспергера. Некоторые диагносты считают, что синдром Аспергера нельзя диагностировать до поступления в школу. Это обусловлено тем, что дефицит социальных навыков не очевиден, пока ребёнок не находится много времени в социальном взаимодействии.

    Резюмируя:
    — У людей с высокофункциональным аутизмом и у людей с синдромом Аспергера присутствует «триада нарушений», являющаяся общей для всех людей с аутизмом.
    — Уровень интеллекта в обеих группах, скорее всего, средний или выше среднего.
    — Дебаты о необходимости двух терминов продолжаются.
    — Тем не менее есть у двух состояний есть отличия: дефицит двигательных навыков и возраст обнаружения.

    Хоть постановка диагноза, который ещё предстоит чётко определить, может расстраивать, важно при этом помнить, что проявления двух состояний во многом похожи. Это означает общий подход к терапии, лечению и образованию. В то же время все люди с аутизмом или с синдромом Аспергера уникальны и имеют собственные особые навыки и способности. И они заслуживают помощи в тех областях, где у них трудности.

    Если вам или вашему ребёнку недавно поставили диагноз высокофункциональный аутизм или синдром Аспергера, то стоит узнать, какие критерии использует диагност.

    www.aspergers.ru

    Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма

    Консультация

    Библиотека

    Коммуникатор

    Почему “высокофункциональный аутизм” настолько сложен

    Аутичный спектр — очень широк. Если вы представите его себе в виде радуги (или гауссовой кривой), вы заметите, что огромнейшая часть спектра не находится ни на одном, ни на другом конце — а скорее, где-то в середине. На сегодняшний день у нас нет надежного подтверждения того, что БОЛЬШАЯ часть людей в аутичном спектре находится «где-то в середине». Ясно, однако, что львиная доля медийного внимания сосредоточена на верхнем и нижнем концах спектра — на тяжелых инвалидах и на очень высокофункциональных аутистаx.

    Если верить СМИ, высокофункциональный край спектра населен в основном эксцентричными гениями — часто упоминают Билла Гейтса, Альберта Эйнштейна, в компании с ними Дэн Экройд и Дэррил Ханна — которые в общем и целом отлично справляются, хотя и маршируют в ритме своего собственного барабанщика. В реальности, однако, «высокофункциональный аутист» лишь в редких случаях «гений», «магнат» или «звезда Голливуда».

    На самом деле, высокофункциональные аутисты, вероятно, не обладают более высоким интеллектом, чем их нейротипичные сверстники. Они, вероятно, лишь в очень малой степени обладают тем стремлением к успеху в обществе, которое помогло Биллу Гейтсу найти инвесторов или Эйнштейну — издателей.

    Кроме того, такие люди могут испытывать значительные трудности, которые препятствуют комфортной жизни, успеху в работе или романтических отношениях, и даже в обретении чувства собственной значимости. Ситуация частично усугубляется еще и удивленной и обескураженной реакцией других людей, не ожидающих странного поведения от человека, который обычно «сходит за нормального».

    К тому же, обычно никто не ожидает, что человек с тяжелой формой аутизма молча переживет кризисный момент, а от высокофункциональных аутистов ожидают именно этого. Наконец, высокофункциональные аутисты, как правило, хорошо осознают свои проблемы и очень чувствительны к негативным реакциям окружающих.

    Ниже перечислены некоторые из проблем, препятствующих удовлетворённости и успешности у высокофункциональных аутистов (включая диагностированных устаревшим ныне синдромом Аспергера):

    Сенсорные перегрузки

    В той же мере, что и аутисты с более низкой функциональностью, высокофункциональные аутисты подвержены сенсорным дисфункциям, а именно: слабо, умеренно или сильно повышенная чувствительность к шуму, толпам, яркому свету, сильным вкусам, запахам, прикосновениям. Это значит, что умный и способный человек с развитой речью, может быть не в силах войти в переполненный ресторан, пойти в кино, или справиться с сенсорными перегрузками в торговых центрах, на стадионах или других местах скопления народа.

    Социальная «бестолковость»

    В чем разница между простым приветствием и сигналом романтического интереса? Насколько громким является «слишком громко»? Когда принято говорить о своих личных проблемах и интересах? Когда необходимо прекратить делать то, что вам нравится и обратить внимание на другого человека? Все эти вопросы сложны для кого угодно, но для высокофункционального аутиста они могут стать непреодолимым препятствием в социальном взаимодействии, на работе или в романтических отношениях.

    Тревога и депрессия

    Тревога, депрессия и другие аффективные расстройства более распространены среди людей с высокофункциональным аутизмом, чем среди населения в целом. Мы не знаем, вызывает ли аутизм аффективные расстройства, или эти расстройства являются результатом социального отторжения и фрустрации. Но как бы там ни было, любые смены настроения могут вывести из строя сами по себе.

    Отсутствие навыков планирования выполнения задач

    Исполнительные функции включают навыки, которые мы используем, чтобы организовать и спланировать нашу жизнь. Они позволяют обычному взрослому человеку составлять планы заранее, обратить внимание, что шампунь заканчивается или составить расписание и следовать графику его выполнения для того, чтобы завершить долгосрочный проект. У большинства высокофункциональных аутистов исполнительные функции ослаблены. Из-за этого им очень сложно вести домашнее хозяйство, справляться с изменениями расписания учебы или работы, и т.п.

    Нарушения эмоциональной регуляции

    Вопреки распространенному мнению, люди с аутизмом очень эмоциональны. На самом деле, люди, страдающие аутизмом, могут стать чрезмерно эмоциональными в несоответствующих ситуациях.

    Представьте себе шестнадцатилетнего подростка, который разрыдался из-за изменения в планах, или взрослую женщину, испытавшую эмоциональный срыв из-за того, что ее машина не заводится. Подобные проблемы действительно могут возникнуть у людей с высокофункциональным аутизмом, так как они способны весьма разнообразно действовать ТОЛЬКО в предсказуемых ситуациях и без каких-либо неожиданных препятствий.

    Сложность в восприятии вербальных инструкций

    Человек с высокофункциональным аутизмом может прекрасно справляться с поставленной задачей, но не в состоянии следовать речевым инструкциям.

    Другими словами, если полицейский говорит остаться в машине и дать ему права и техпаспорт, человек с аутизмом может обрабатывать только «остаться в машине», или только «дай мне права». То же самое касается инструкций данных, скажем, в классе бальных танцев, в кабинете врача, или кабинете начальника. Как вы понимаете, это может привести к любым неприятностям, начиная от серьезных проблем с полицией или ненамеренных ошибок на работе.

    Очевидно, что термин «высокофункциональный» именно это и означает. Но высокофункциональный аутизм не легкий или простой диагноз, с которым можно жить. Для тех, кто ухаживает за людьми с выскофункциональным аутизмом, нанимает на работу, учит или работает с ними, важно помнить, что аутизм это аутизм.

    Автор: Лиса Джо Руди

    Перевод: Екатерина Журавлёва

    autismschool.by

    Вопрос-ответ. Почему так трудно жить с «высокофункциональным» аутизмом?

    Эксперт в области РАС о мифах про высокофункциональный аутизм и основных сложностях, связанных с ним

    Спектр аутизма очень широк. Если представить его в виде радуги (или кривой нормального распределения), то вы заметите, что значительная часть людей в спектре не относятся к тому или иному краю — они где-то посередине. Конечно, в данный исторический момент у нас нет доказательств, что БОЛЬШИНСТВО людей в спектре аутизма «где-то посередине», но очевидно, что СМИ, как правило, уделяют внимание только двум крайностям аутизма — случаям самой тяжелой инвалидности и самым высокофункциональным людям.

    Если посмотреть на аутизм глазами журналистов, то высокофункциональный аутизм — это толпа эксцентричных гениев. Часто упомниются Билл Гейтс, Альберт Эйнштейн, а также актеры Дэн Акройд и Дэрил Ханна. Другими словами, речь идет о людях, которые просто сильно выделяются на фоне окружающих. Однако в реальной жизни понятие «высокофункциональный аутист» редко соседствует с такими эпитетами как «гений», «бизнес-магнат» и «звезда Голливуда».

    На самом деле, интеллект людей с высокофункциональным аутизмом может быть ничуть не выше, чем у их типичных сверстников. И у них может полностью отсутствовать мотивация добиваться общественного признания, которая в свое время заставила Билла Гейтса искать инвесторов, а Эйнштейна — опубликовать статью.

    Они также могут испытывать значительные трудности в повседневных делах, трудоустройстве или личной жизни, и это часто приводит к заниженной самооценке. Эти проблемы во многом усугубляются тем, что окружающие постоянно реагируют на них с недоумением или возмущением. Причина в том, что во многих ситуациях люди с высокофункциональным аутизмом «сходят за нормальных», и от них не ожидают нестандартного поведения или реакций.

    Кроме того, от людей с более тяжелым аутизмом обычно никто не требует «просто взять себя в руки и вести себя нормально» в сложных для них ситуациях, но от людей из более высокой области спектра часто ждут ровно этого.

    Наконец, люди с высокофункциональным аутизмом, как правило, прекрасно осознают собственные трудности и могут очень переживать из-за негативной реакции других людей.

    Вот лишь несколько типичных проблем людей с высокофункциональным аутизмом (включая тех, у кого диагностирован синдром Аспергера), которые часто встают на их пути к успеху и счастью:

    Сильно выраженные сенсорные нарушения. Люди с высокофункциональным аутизмом, так же как и все люди в этом спектре, подвержены нарушениям обработки сенсорной информации. Это может включать как небольшую, так и сильно выраженную гиперчувствительность к шуму, нахождению в толпе, яркому освещению, определенным вкусам, сильным запахам и прикосновениям. На практике это означает, что даже очень одаренный и красноречивый человек может быть полностью неспособен зайти в переполненный ресторан, сходить в кино или выдержать поход в супермаркет, на стадион или в другие общественные места.

    «Социальная слепота». В чем разница между вежливым приветствием и легким флиртом? Как понять, что ты говоришь слишком громко? Когда можно говорить о личных проблемах или интересах, а когда от этого лучше воздержаться? Когда важно прекратить делать то, что тебе нравится, и сосредоточиться на потребностях другого человека? У большинства людей возникали проблемы с ответами на эти вопросы, но если у вас высокофункциональный аутизм, то они могут превратиться в непреодолимые преграды на пути к общению, трудоустройству и романтическим отношениям.

    Тревожные расстройства и депрессия. Тревожные расстройства, депрессия и другие эмоциональные нарушения гораздо чаще встречаются у людей с высокофункциональным аутизмом, чем среди населения в целом. Мы не знаем, приводит ли аутизм к этим расстройствам, или это просто естественные последствия частых неудач и социального отвержения. Но в чем бы ни была причина, эмоциональные расстройства могут инвалидизировать сами по себе.

    Нехватка навыков планирования своих действий. Навыки, которые мы используем для самоорганизации и планирования своей жизни называются исполнительными функциями. Они позволяют нейротипичным взрослым планировать наперед свой распорядок дня, заметить, что шампунь скоро кончится, и купить еще по пути домой, или спланировать работу над сложным долгосрочным проектом. У большинства людей с высокофункциональным аутизмом есть очень сильные нарушения исполнительных функций. В результате, им крайне сложно справляться с бытовыми делами, малейшие изменения в привычном распорядке могут стать для них катастрофой и так далее.

    Проблемы эмоциональной регуляции. Вопреки распространенному мнению люди с аутизмом не страдают от нехватки эмоций. Более того, люди с аутизмом могут стать слишком эмоциональными в неподходящей ситуации. Представьте подростка, рыдающего из-за изменений в планах, или взрослую женщину, у которой началась истерика, потому что машина не завелась. Это примеры типичных проблем людей с высокофункциональным аутизмом, которые могут быть очень успешны, но ТОЛЬКО в предсказуемых ситуациях без неожиданных препятствий.

    Проблемы с изменениями и переходами. Многим нейротипикам бывает сложно адаптироваться к переменам, но для людей с высокофункциональным аутизмом это проблемы на совершенно ином уровне. Как только установилась привычная и комфортная рутина, люди с аутизмом по большей части хотят сохранить эту рутину навсегда. Аутичный взрослый может ходить с друзьями каждую среду есть начо без каких-либо проблем, но идея сходить вместо этого в четверг за куриными крылышками может вызвать приступ паники и даже злости.

    Трудности с восприятием устной речи. Человек с высокофункциональным аутизмом может быть готов справиться с данным ему заданием просто блестяще, но если инструкции были даны ему устно, то есть риск, что он просто не сможет им следовать. Например, если полицейский скажет «оставайтесь в машине и передайте мне ваши документы», человек с аутизмом может разобрать только «оставайтесь в машине» или только «передайте документы». То же может относиться к инструциям в классе, в кабинете врача или на рабочем месте. Как вы можете догадаться, это часто приводит к самым разнообразным трудностям, начиная от проблем с полицией до непредумышленных ошибок на работе.

    Как вы могли убедиться, термин «высокофункциональный» значит именно это. Однако это не значит, что высокофункциональный аутизм — это «легкий» диагноз. Близким, работодателям, учителям или другим людям, которые взаимодействуют с людьми в высокой части спектра аутизма, важно помнить, что аутизм — это аутизм.

    Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

    outfund.ru