Задержка психического развития или аутизм

Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

  • 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
  • 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
  • 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
  • 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
  • 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
  • 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.
  • У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

    Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

    В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

    Основные причины задержки речевого и психического развития

    Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

    Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.
  • Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
  • эпилепсия и другие психические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.
  • Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

    ЗПРР с элементами аутизма

    В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

    Аутичные черты в поведении ребенка:

    • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
    • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
    • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
    • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
    • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.
    • Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

      Как лечить ЗПРР

      При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.

      Основные методы лечения ЗПРР:

      Микротоковая рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.

      Занятия с дефектологом и логопедом. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

      Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

      Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.

      Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.

      Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

      • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
      • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
      • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.
      • Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

        Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.

        Лечение ЗПРР за границей

        Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.

        К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.

        Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.

        Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.

        Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.

        Где лечить ЗПРР в Москве

        В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.

        Техники, применяемые в московских медицинских центрах:

      • Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
      • Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
      • Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
      • Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).

      Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.

      Где можно пройти диагностику ЗПРР?

      С любым заболеванием легче справиться на начальных стадиях, так же и ЗПРР у детей лучше поддается лечению в возрасте 2–3 лет. Конечно, сложно самостоятельно определить, есть ли у ребенка до 5 лет задержка психоречевого развития. Поэтому профилактический медосмотр — это важная составляющая заботы о здоровье детей. Пройти диагностику ЗПРР можно в государственных и частных клиниках. Если выбор пал на второй вариант, следует учесть несколько важных моментов:

    • Наличие лицензии — без этого документа оказание медицинских услуг запрещено;
    • Опыт специалистов и их репутация — порой, в сложных ситуациях, помочь могут только врачи, имеющие обширный стаж в своей области;
    • Оснащенность — наличие современного оборудования играет важную роль для высокоточной диагностики заболеваний;
    • Спектр услуг — возможность пройти все необходимые процедуры в одной клинике экономит время и деньги;
    • Ценовая политика — пусть не решающий, но все-таки важный фактор. Кроме того, некоторые медицинские центры проводят различные акции, благодаря которым можно получить комплекс медицинских услуг по выгодной цене.
    • Примером такого медицинского учреждения является «ABC-медицина» — сеть клиник, в которых оказывается широкий спектр медицинских услуг. Во всех клиниках ведется прием взрослых и детей. Высокоточную диагностику можно пройти в филиалах в Балашихе и на «Парке культуры». В штате всех клиник врачи широкой и узкой специализации с многолетним опытом работы, которые по сей день продолжают развиваться — повышают квалификацию, участвуют в профессиональных объединениях и конференциях, проводят клинические исследования. Также в клинике на «Чистых прудах» собрана настоящая элита медицинского сообщества — заслуженные деятели науки и работники здравоохранения, профессоры, доктора и кандидаты наук, к ним можно обратиться за консультацией в особо тяжелых случаях.

      «ABC-медицина» придерживается демократичной ценовой политики, а также регулярно проводит различные акции, которые помогут получить медицинскую помощь по выгодной стоимости.

      P.S. Записаться на консультацию можно по телефону +7 (495) 223-38-83 и на сайте www.abc-medicina.com. Сдать необходимые анализы при подозрении на ЗПРР возможно ежедневно в любой клинике сети «ABC-медицина» в Москве и области.

      Лицензия № ЛО-50-01-009187 выдана 14 ноября 2017 года Министерством здравоохранения Московской области (филиалы в Ромашково и Коммунарке).

      Лицензия № ЛО-77-01-013027 выдана 1 сентября 2016 года Департаментом здравоохранения г. Москвы (поликлиника у ст. м. «Бауманская»).

      Лицензия № ЛО-50-01-007895 выдана 28 июля 2016 года Министерством здравоохранения Московской области (филиал в Балашихе).

      Лицензия № ЛО-77-01-013523 выдана 23 ноября 2016 года Департаментом здравоохранения г. Москвы (клиника у ст. м. «Улица 1905 года»).

      Лицензия № ЛО-77-01-012454 выдана 8 июня 2016 года Департаментом здравоохранения г. Москвы (клиника у ст. м. «Коломенская»).

      Лицензия № ЛО-77-01-014762 выдана 13 августа 2017 года Департаментом здравоохранения г. Москвы (клиника у ст. м. «Парк культуры»).

      Лицензия № ЛО-77-01-012180 выдана 21 апреля 2016 года Департаментом здравоохранения г. Москвы (клиника у ст. м. «Чистые пруды»).

      Лицензия № ЛО-77-01-013720 выдана 28 декабря 2016 года Департаментом здравоохранения г. Москвы (клиника у ст. м. «Беговая»).

      www.kp.ru

      Вопрос ЗПРР или АУТИЗМ

      Девочки, что то я совсем уже потерялась. Ваше мнение очень важно для меня, для очередного вставления мозга на место. Все таки какие отличительные черты ЗПРР и аутизма??

      Неправильно написала… Отличие ЗПРР от аутизма!

      У нас нет стереотипных движений, контакт с глазами есть и был всегда, агрессии тоже нет, но на контакт очень тяжело идет.

      Не идет на контакт

      И боится других детей

      Забыла и говорим очень плохо

      у самой каша в голове на эту тему, но мне уже 6 специалистов сказали, что аутизма у нас нет, так что успокоилась и просто занимаюсь-развиваю сына))

      А мне мой невролог говорит что ауистические черты есть, а в реацентре где мы лечимся говорят нет.

      насколько я поняла, аутизм и аут.черты — разные вещи. и про черты вопрос спорный, многим сейчас ставят, по сути и у многих взрослых они есть, в этом ничего нет страшного

      самое главное это зрительный контакт, аутята никогда не смотрят в глаза, аутисты не используют почти игрушки по приминению, их интересует цвет\форма и тд чаще играют «неигрушками», ребенок с зпр примет помощь взрослого, аутенок просто не пойдет на контакт, у аутят любят однообразие, резко негативно реагируют на перемены, еще много чего их отличает, но на самом деле специалист после контакта с ребенком должен отличить зпрр и аутизм

      Да вот в том то и дело что никак не могут определить, я уже запуталась.

      ищите хорошего дефектолога! во первых совершенно разные причины, и достаточно отличий… не знаю даже почему вам не могут помочь… вы на пмпк ходили?

      ну что вы прям так сразу никогда не смотрят в глаза, не используют игрушки по применению))мой ребенок охотно принимает помощь взрослого человека и никак не реагирует на перемены.Но тем не менее у нас аутизм.Вот честное слово все что вы перечислили это не аутизм.

      Аутизм это стереотипоноые движение, взмахи руками, кружения, прыжки без причины, конечно контакт в глаза снижен, но далеко не всегда отсутствует.Зацикленность.Ребенок может играть с игрушками по назначению, но может выйти на улицу и подходить к каждой двери и просто стоять, или ходить от машины к машине(ну это я к примеру, то что в голову пришло)

      на площадке ребенку не интересны дети, вот что отличает аутизм, они не тянутся к детям, на своей влне и не горят желанием общаться, но если к нему подойдут это не значит что ребенок оттолкнет

      ну и конечно некоторые агрессивны, аутоагрессия тоже присутствуте у многих.

      И с первого раза отличить ЗПРР и аутизм не так то просто, особенно если аутизм не тяжелой формы, это тонкая грань, отличают их как раз по поведению, а то что нет например ролевой игры.Ее и при ЗПРР может не быть, я лично с таким сталкивалась

      Лиля, скажите, пожалуйста, взмахи руками, кружения, прыжки без причины — это явные признаки аутизма? неужели ребёнок не может просто так этого делать?

      может.но не тогда когда он делает это постоянно.например на площадке когда все дети играют в песочнице а ребенок стоит на середине прыгает или машет ручками и на попытки прервать его реагирует агрессивно и психует.То есть это стереотипное постоянно повторяющиеся действие.ПОСТОЯННО, самое главное слово.И надя ниже правильно написала про реакцию на раздражители.

      Аутизм не диагностируется по одному признаку.То есть если ребенок прыгает, это не значит что он аутист, аутизм диагностируется по ряду причин.Не бывает одинаковых аутистов

      Ксения, конечно, может просто так. Мой, например, любит кружится, чаще под музыку, я интерпретирую это как танец. Прыжки без причины — а какая нужна причина, чтобы попрыгать?))) Дети любят прыгать, мой скачик аки конь, родительская кровать — самое подходящее место. ну и батут в игровой само собой.

      Еще я много читала про деток аутистов, очень часто пишут, что около 50% детей не любят ходить ногами, то есть они в принципе отказываются это делать.Не видят в этом смысла.Это конкретно наш случай, мы очень долго учили сына ходить ногами.То есть он выучил дорогу до магазина и знает что нам надо туда ходить, но если мы идем из магазина куда то дальше он просто останавливался и не шел.А зачем, в магазин то мы уже сходили? Муж чуть седой не остался, он не хотел идти.Сейчас мы ходим на дальние расстояния и куда нам вздумается, и он идет рядышком и не капризничает.

      И тоже самое многие не хотят кушать сами.А зачем? Просто отказ.Вплоть до того что вообще есть не будет.

      короче тут столько тонкостей, мало одного остутсвия контакта в глаза или ролевой игры

      я не говорю что НИКОГДА не используют игрушки это один из признаков это раз, аутизм это вообще задержка или искажение развития, обусловленное нарушением контакта с окружающим миром-как раз выражается в зрительном контакте хороший дефектолог увидит это, говорю вам со 100% уверенностью возможно контакт будет, но удержать ее очень и очень сложно. то что вы говорите о взмахах и кружениях это тоже присуще не к каждой группе и не каждому ребенку-вообще нет никаких 100% признаков даже ко всем 4м группам детки могут что-то делать, а что-то не делать. Я по моему все как раз написала то же что и вы ребенок не идет на контакт никто не говорит, что он его вообще не примет, но если другой малыш заинтересуется другим ребенком, аутенку это просто не надо. Я говорю о комплексном обследовании, наблюдении и о спец методиках, которые разработаны специально чтобы как раз дифференцировать зпр и аутизм- они есть и прекрасно работают, дефектолог с опытом как раз найдет ту грань, а если будет работать вместе с неврологом то и найдут причину, возникновение зпр и аутизма совершенно различны по патогенезу

      к сожалению у нас причину так и не нашли, только догадки и предположения.Я тоже уже написала выше, не бывает одинаковых аутистов, один может делать хорошо одну вещь, а другой другую, но в комплексе все эти особые привычки вылазиют и создают картину целостную.

      Насчет контакта я тоже не сказала что аутисты его именно держат, кто то вообще не смотрит, а у кого то он есть но не длительный как у здорового ребенка.

      а насчет врачей, у нас например психиатр к которому лучше не ходить.Она сама толком ничего нам сказать не может, о чем может быть дальше разговор? И таких психиатров которые сидят в ПНД великое множество, которые и маму в заблуждения вводят, и сами ничего толком сказать не могут.Сколько мы их за 2 года прошли, так и не нашли врача который внушил был доверие

      m.baby.ru

      Болезнь — не приговор

      Автоликбез

      ЗПР и аутизм — взгляд биоэнерголога

      Автор: Головко Л.А., биоэнерголог
      Источник:

      Задержка Психического Развития (ЗПР) и аутизм — такие диагнозы вызывают растерянность и страх, беспомощность, отчаяние… и вопрос: «В чем МЫ виноваты? Откуда эта напасть на наше безвинное, любимое (иногда долгожданное) чадо?»

      Причинами ЗПР могу быть различные факторы:

      — токсикоз во время беременности или прием различных лекарств;

      — перенесенное во время беременности вирусное заболевание матери;

      — осложнения во время родов;

      — несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору;

      — вакцинация ослабленного ребенка, качество самой вакцины и т.д.

      Признаками ЗПР считаются:

      — незрелость эмоционально-волевой сферы;

      — задержка темпа развития речи;

      — отставание в развитии всех форм мышления.

      В основе возникновения расстройств при АУТИЗМЕ, по мнению большинства специалистов, лежат мутации генов, вследствие чего происходит нарушение развития мозга и формирования его рецепторных систем.

      Не последнюю роль играют гормональные и иммунные нарушения; воспалительные заболевания нервной системы, для которых характерны очаговые поражения головного и спинного мозга.

      Одной из причин аутизма может быть избыточное применение в раннем возрасте больших доз антибиотиков, так как интоксикация является пусковым механизмом формирования аутизма.

      Причины аутизма сходны с причинами ЗПР.

      Признаками аутизма считаются:

      — нарушение способности общения с окружающими и стремление к одиночеству;

      — стереотипность поведения и страх перед любыми изменениями привычного распорядка;

      — нарушения речи и др.

      Термин «аутизм» происходит от греческого «autos», что значит «сам». Это, как нельзя лучше, характеризует самые заметные черты нарушения, проявляющиеся в том, что ребенок всячески избегает любые социальные контакты.

      В этих двух заболеваниях серьезным психологическим фактором является нарушение взаимосвязи между ребенком и матерью, недостаток в общении с родителями, безучастное отношение к интересам и потребностям ребенка, а также отсутствие занятий, развивающих малыша.

      В определении задержки развития главная роль принадлежит родителям, именно они первыми могут заметить, чем их ребенок отличается от сверстников. Если к полугоду ребенок не реагирует на речь, не улыбается, — это первый звоночек, указывающий на проблему.

      Обычно процесс диагностирования длится достаточно долго – сначала посещение педиатра, который должен сам понаблюдать ребенка, тем более, если в роддоме не были выявлены генетические предпосылки к заболеванию по анализу крови новорожденного.

      Если компетентность врача не позволяет определить задержку развития в короткие сроки, а родителей тревожит эта неизвестность, обычно они требуют направление к неврологу. Затем нужны обследования — УЗИ головного мозга и энцефалограмма для выявления патологии. Однако и после этих анализов вам не объявят диагноз, так как нужно дождаться времени, когда по срокам ребенок еще не овладел теми или иными навыками по сравнению со здоровыми детьми.

      И вот вердикт у вас в кармане. С чего начать? Безусловно, с поиска специалистов: психиатра, психолога, дефектолога, логопеда, остеопата, коррекционного педагога. Ведь надо учесть весь спектр отклонений от нормы. А потом серьезная и долгая восстановительная работа.

      А теперь мнение биоэнерголога дополнит «скрытую» картину. Это мнение построено на опыте восстановления функциональных отклонений у детей с диагнозами ЗПР и аутизм.

      1. Если у будущей матери ребенка присутствует сколиоз, на который она не обращает внимание, то во время беременности и родов могут возникнуть следующие проблемы:

      — угроза прерывания беременности;

      — преждевременные, скоротечные или затяжные роды;

      — развитие поражения центральной нервной системы у ребенка.

      2. Нарушение гомеостаза (постоянства внутренней среды организма).

      3. Генетическая предрасположенность может обнаруживаться в далеких родственных связях, о которых не подозревают родители ребенка.

      4. Повышенная резонансная частота головного мозга, при которой в организме развиваются деградационные процессы. Неправильная психическая функция человека начинает проявляться в диапазоне частот от 2,6 – 2,8 Герц и выше. Согласно исследованиям у детей с ЗПР и аутизмом резонансная частота головного мозга может достигать 7 и выше Герц.

      5. Если причиной ЗПР или аутизма была травма головы, то образуется блок в шейном отделе позвоночника, который изменяет состояние внутричерепного давления и является причиной нарушения кровообращения и доставки кислорода в клетки головного мозга.

      6. В 80% случаев ЗПР и аутизма является длительное нахождение ребенка в гепатогенной зоне — спальное место, игровая зона (см. статью «Влияние геопатогенных зон на наше здоровье»).

      7. Энергетические центры у таких детей, как правило, заблокированы. По этой причине не может нормально питаться энергией все физическое тело и мозг, следовательно, нарушаются его функции (см. статью «Чакры и их роль в жизнедеятельности организма»).

      8. В ряде случаев в различных отделах головного мозга обнаруживаются вирусы Эпштейна-Барр, аденовирус, цитомегаловирус, или другие, которые нарушают поступление нервных импульсов из головного мозга в центр развития, в центр восприятия и в речевой центр.

      В чем заключается работа биоэнерголога при таких диагнозах:

      — выявление и инактивация геопатогенных зон;

      — удаление из организма геопатогенной нагрузки;

      — блокировка генетических маркеров болезни;

      — удаление обнаруженных вирусов;

      — активация и балансировка всех энергетических центров;

      — активация всех отделов головного мозга;

      — избавление психической структуры от дисбаланса;

      — рекомендации для восстановления шейного отдела позвоночника;

      gorod21veka.ru