Заикание с позиции логопсихокоррекционного подхода

Заикание с позиции логопсихокоррекционного подхода

Система реабилитации для заикающихся подростков разработана главным образом для медицинских учреждений. Это связано с тем, что при реабилитации заикающихся подростков большое значение имеют различные виды психотерапевтической помощи, включая и гипнотическое воздействие.

В настоящее время в литературе представлена система реабилитации для заикающихся подростков, разработанная М.И. Буяновым, Б.3. Драпкиным, Е.В. Богдановой, Н.Б. Жихаревой и др. (см. Заикание у подростков. М., 1989; ред. М.И. Буянов).

Данная система реабилитации складывается из тесного взаимодействия трех основных направлений: психотерапевтического, логопедического, психологического. Эти воздействия проводятся на фоне общеоздоровительного лечения с помощью лекарственных препаратов, лечебной физкультуры, физиотерапии и т.п.

Особое место в этой системе занимает психотерапия, которая включает как общую, так и частную: рациональную, суггестивную и трудотерапию.

Если общая психотерапия, используемая при заикании как у детей, так и у взрослых, состоит из создания положительного эмоционального фона окружающей обстановки, то частная психотерапия в основном проводится, начиная с подросткового возраста. С помощью рациональной терапии подростку разъясняются причины его речевой патологии, последовательно и постепенно воспитывается адекватная оценка своих возможностей и адекватное отношение к себе и речевому дефекту. С помощью этого вида психотерапии идет воспитание личности заикающегося подростка в целях переосмысления своей позиции к речевому дефекту, своего положения среди сверстников, своих возможностей получения образования, выбора профессии, устройства семьи.

В процессе суггестивной терапии, которая проводится обычно в бодрствующем состоянии заикающихся подростков, внушаются мысли о возможности полного избавления от речевой патологии, о полноценности и самоценности личности подростка, о его собственном умении сделать свою речь плавной в любой ситуации, о его способности регулировать свое эмоциональное состояние и поведение и т.п.

Одним из важных методов суггестивной терапии, применяемом при заикании у подростков, является аутогенная тренировка.

Большое значение в реабилитационной работе с подростками придается методу коллективной психотерапии. Учитывая особенности социализации заикающихся подростков, в этом виде психотерапии развивается утверждение роли подростка в коллективе сверстников, обсуждается и утверждается мысль о необходимости согласовывать свои действия с коллективом, героические примеры поведения из жизни литературных героев в процессе коллективной психотерапии становятся образцом для подражания.

Библиотерапия в подростковом возрасте оставляет глубокий след, помогает подросткам в формировании личности.

Проведение так называемых функциональных тренировок в процессе школьного урока, посещения музея, читального зала, участие в дискуссиях позволяют подросткам использовать новые речевые и психологические стереотипы в ситуациях, прежде их травмировавших и провоцировавших заикание.

Логопедическая коррекция заикания у подростков предусматривает на первом этапе формирование техники речи, которая включает в себя постановку дыхания, голоса и работу над артикуляцией. Обучение строится на материале упрощенных форм речевых заданий. Логопедическая работа проводится одновременно с психотерапией.

На втором этапе логопедической коррекции используются освоенные формы техники речи на более сложном речевом материале: чтение текстов и их пересказ. На этом этапе особое внимание уделяется также пониманию подростками содержания и смысла текста. На логопедических занятиях отрабатывается материал, который подросток затем будет отвечать в школе на уроках.

На третьем этапе логопедической работы проводится автоматизация новых навыков речи и использование их в различных видах речевой деятельности, в том числе и в спонтанной речи в различных ситуациях общения. Особое внимание уделяется воспитанию психологической устойчивости к речевым и другим трудностям, рациональному преодолению стрессовых ситуаций.

Общий комплекс мероприятий по реабилитации заикающихся включает работу с семьей. На протяжении всего курса реабилитации родители подростка могут посещать логопедические занятия, регулярно получают сведения от логопеда о работе с подростком, его успехах и трудностях. Родители должны знать, какие требования необходимо предъявлять к речи подростка.

Разработанная В.М. Шкловским комплексная система реабилитации заикающихся рассчитана на подростков и взрослых. (В.М. Шкловский, 1994). В ней объединена и тесно взаимосвязана работа логопеда, психиатра, психотерапевта и невропатолога. Реализация данной системы предусматривает пребывание заикающихся в стационарных условиях, в связи с чем правомерно говорить о лечении заикания.

Курс лечения рассчитан на 2,5-3 месяца и включает 4 этапа: диагностический; перестройку патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности; закрепление достигнутых результатов; диспансеризацию и профилактику рецидивов.

Диагностический этап (10-15 дней) включает тщательное изучение каждого заикающегося невропатологом,

психиатром, психотерапевтом, психологом, логопедом, нейропсихологом. В результате чего устанавливается диагноз и намечается план лечения.

Этап перестройки речевых навыков и нарушенных отношений личности продолжается 30-45 дней. В это время проводятся логопедические занятия по отработке речевых техник: нормализация дыхательной и голосовой функций, выработка речевых эталонов. Одновременно с логопедической работой начинается аутогенная тренировка и личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, проводятся сеансы внушения в бодрственном состоянии, индивидуальная и групповая психотерапия.

На третьем и четвертом этапах (30 дней) проводится тренировка речи в обычной для заикающегося жизненной обстановке, благодаря чему воспитывается речевая активность и укрепляется уверенность в том, что заикающийся может самостоятельно справиться с нарушениями речи в любых ситуациях общения.

После окончания лечения пациенты получают необходимые консультации, организуются встречи заикающихся.

В.М. Шкловский особое внимание обращает на необходимость дальнейшей диспансеризации заикающихся, что служит профилактикой рецидивов заикания.

Система комплексной медико-педагогической реабилитации взрослых заикающихся, проводимая в условиях стационара и разработанная коллективом “Лаборатории патолопи речи” под руководством Н.М. Асатиани (см. кн. “Заикание” под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккера, 1983) имеет свои отличительные особенности. В основу данной системы лечения заикания положен подход разработанный НА. Власовой. Курс реабилитации включает комплекс медико-педагогических мероприятий, включающих медикаментозное, психотерапевтическое, логопедическое и логоритмичесхое воздействие.

Перед началом курса лечения проводится сбор анамнеза. С этой целью заикающимся за месяц до стационирования рассылаются специальные анкеты, что дает обширную предварительную информацию о каждом заикающемся.

При поступлении заикающихся в стационар проводится подробное медицинское и логопедическое обследование, в результате которого осуществляется дифференциальная диагностика и определяется план индивидуальной работы с заикающимся в рамках комплексного медико-педагогического метода.

Курс реабилитации в условиях стационара длится 45 дней и подразделяется на несколько этапов.

1. Подготовительный этап (5-7 дней). На этом этапе с целью угашения патологических навыков в первую неделю пребывания в клинике организуется “режим молчания” и режим “ограничения речи”, на фоне которых начинают проводить психологические, психотерапевтические и логопедические занятия.

2. Этап активной терапии (20 дней). На этом этапе проводятся систематические коллективные и индивидуальные занятия с логопедом, специализированная аутогенная тренировка, индивидуальная психотерапия и медикаментозное лечение.

3. Этап активных тренировок (10 дней). На этом этапе вводятся функциональные тренировки, во время которых пациенты тренируют свою речь за пределами стационара (разговор на улице с прохожим, по телефону, в магазине и т.п.). Все лечебные воздействия направлены на реализацию речевого общения пациентов в усложняющихся речевых ситуациях.

4. Заключительный этап. Данный этап включает подготовку пациентов к наиболее сложной для них речевой ситуации — публичному выступлению перед многолюдной аудиторией, которое проводится в виде концертной программы. Все звенья комплексного лечебно-педагогического воздействия направлены на подготовку пациентов к этому серьезному речевому испытанию.

5. Перед выпиской из стационара каждый из специалистов проводит с пациентами индивидуальную беседу, в ходе которой даются рекомендации по дальнейшей самостоятельной работе пациентов. Логопедическая работа, предусмотренная данной системой, базируется на поэтапной отработке различных видов речи: сопряженной, отраженной, чтение стихов и прозы, вопросно-ответной и спонтанной.

Проводится работа по постановке диафрагмального дыхания, удлинению продолжительности фазы выдоха, развитию навыков рациональной голосоподачи, артикуляции, развитию просодических компонентов речи.

Немаловажное место в системе занимает логопедическая ритмика.

При психотерапевтическом воздействии больший акцент делается на методиках, стимулирующих активность пациентов, а именно рациональной психотерапии и специализированной аутогенной тренировке.

Данная система предусматривает проведение реабилитационной работы с учетом клинической разнородности пациентов. Так, с пациентами, страдающими невротической формой заикания, проводится массивная психотерапевтическая работа, которая в процессе логопедической работы принимает характер усложненных функциональных тренировок вне стен стационара, а в условиях логопедического кабинета используется метод моделирования различных ситуаций общения.

Для пациентов с неврозоподобной формой заикания основным направлением логопедической работы является нормализация двигательных речевых стереотипов, расширение словарного запаса и развитие речи как средства общения.

Эти пациенты в большей мере нуждаются в индивидуальных логопедических занятиях. Напротив, психотерапевтические мероприятия, проводимые с ними, редуцированы.

Таким образом, особенностью данной системы комплексного медико-педагогического воздействия на взрослых заикающихся является обязательная дифференциация заикающихся с учетом клинической принадлежности, а также применение всего арсенала комплексного медико-педагогического метода: психотерапии, лекарственной терапии, логопедических и логоритмических занятий, функциональных тренировок, индивидуальных, групповых и коллективных занятий, лечебной физкультуры, физиотерапии и общеукрепляющего лечения.

Особая система реабилитации заикающихся разработана Ю.Б. Некрасовой (1985, 1992).

Эта система носит название социореабилитационной и включает пропедевтический этап, сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии и этап активной логопсихотерапии.

Система социореабилитации по Ю.Б. Некрасовой представляет собой целенаправленное воздействие на личностные характеристики заикающихся, в ходе которого проводятся непрерывные наблюдения за результатами используемых логопсихотерапевтических воздействий, их дозировкой.

В ходе пропедевтического этапа у заикающихся формируется увлеченность предстоящей работой, увеличение интенсивности “положительных психических состояний”.

На втором этапе основным приемом является сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии. В процессе сеанса происходит усиление отрицательных проблемных и положительных оздоровительных психических состояний. Основная цель сеанса — осуществление первичной работы по начальной реконструкции личности (М.Н. Дубровский). Сеанс проводится в сложной ситуации публичного выступления. После сеанса эмоционально-стрессовой терапии у заикающихся появляется новое психическое состояние, которое позволяет им с доверием и интересом включиться в активную логопсихотерапию.

На третьем этапе осуществляется перевоспитание личности заикающегося, благодаря использованию библиотерапии, символотерапии и кинезитерапии. В этот период заикающиеся обучаются навыкам саморегуляции я техникам речи. Активно используется парадоксальная дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой.

В результате реализации системы, предложенной Ю.Б. Некрасовой, у пациентов развивается потребность в творческом отношении к жизни, к своим проблемам и к своей речи. У них появляется возможность самостоятельно решать свои проблемы, тем самым достигается основная задача данной системы.

Система комплексной реабилитации заикающихся, предложенная Л.3. Арутюнян, определяется автором, как комплексная методика устойчивой нормализации речи при заикании (Л.З.Арутюнян. “Как лечить заикание”. М., 1993).

Коррекционная работа идет по трем направлениям:

1) логопедическая работа, направленная на устранение речевых судорог; 2) психотерапия, направленная на редукцию чувства тревоги в связи с актом речи; 3) психологическая работа, направленная на осознание своего состояния и уверенности в реальной возможности выздоровления.

Особенностью данной логопедической методики является синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, определяющими ритмико-интонационный рисунок фразы. Первоначально такая речь реализуется в замедленном темпе. Применение метода синхронизации движения пальцев руки и речи в замедленном темпе позволяет заикающимся с первых же занятий иметь речь без судорожных запинок.

На подготовительном этапе проводится дестабилизация устойчивого патологического состояния, мобилизация внутренних психологических резервов с помощью психотерапевтических воздействий. Важным итогом занятий является изменение отношения пациента к себе и своему дефекту, что достигается переводом его из состояния “пассивного страдания” в состояние активной борьбы с недугом.

На основном этапе реабилитационной работы у пациентов вырабатывается новый речедвигательный навык посредством синхронизации речи с движениями пальцев руки. На этом этапе формируется новое психологическое состояние, в котором речь заикающихся связывается с чувством спокойствия, правильным интонированием, мимикой, жестом, уверенной осанкой и т.д. Новый речевой стереотип укрепляется в функциональных тренировках различной степени сложности.

После окончания основного курса пациенты проходят несколько микрокурсов, в процессе которых происходит закрепление достигнутых результатов, постепенное увеличение объема самостоятельной работы над речью. Целью таких микрокурсов также является выработка естественной интонационно окрашенной речи. На последующих микрокурсах логопед развивает навыки критического анализа собственных поступков, а также возможность справляться с затруднениями. В целом курс реабилитации, включая и микрокурсы, проходит на протяжении года. Новые навыки речи многократно проверяются в разнообразных ситуациях. В результате проведенного курса у заикающихся устанавливается не только плавная речь, но и исчезает состояние тревоги, связанное со страхом речи.

pedlib.ru

К вопросу о происхождении симптомокомплекса при заикании Текст научной статьи по специальности «Психология»

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Садовникова Е. Н.,

Текст научной работы на тему «К вопросу о происхождении симптомокомплекса при заикании»

тельно повлиять на общее развитие речи, на нервно-психическое состояние, может даже затруднить коммуникацию в целом.

Поэтому актуальной является задача разработки коррекционноразвивающих программ, направленных на формирование голоса и речевого дыхания у дошкольников со стёртой дизартрией.

1. Архипова Е.Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии.// Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. — М., 1997. — С. 27-34.

2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2010. — 254 с.

3. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. -143 с.

4. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой / С.В. Дубровская. — М.: РИПОЛ классик, 2011. — 64 с.

5. Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. — М., 1989.

6. Лопатина Л.В. Нарушения мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии // Речевые и нервнопсихические нарушения у детей и взрослых. — Л., 1987.

7. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие/ под ред. Е. А. Логиновой. — СПб.: Издательство «Союз», 2005. — 192 с. (Коррекционная педагогика).

Е. Н. Садовникова

К вопросу о происхождении симптомокомплекса при заикании

Хотелось бы начать статью словами профессора Е.В. Оганесяна: «Что такое заикание точно не знает никто». С этим высказыванием согласны многие специалисты в области изучения данной проблемы, но чем интереснее, тем более хочется приоткрыть потайную дверцу и хоть на йоту приблизиться к пониманию механизма этого сложного нарушения.

Давайте попробуем ответить на такие вопросы:

1. Почему закрепляется неправильное речевое поведение?

2. Почему это происходит в возрасте 2-4-х лет, реже 5-6?

3. Почему оно способно рецидивировать?

4. Почему дети младшего дошкольного возраста легко начинают заикаться по подражанию?

5. Почему заикание в основном усиливается в стрессовых ситуациях и может совершенно «исчезать» в домашних условиях?

Безусловно, существует несколько научных направлений, дающих свои определения и описывающих механизм заикания, исходя

прежде всего из специализации своих авторов. Так, психологопедагогическое направление, основанное Р.Е. Левиной [6] представляет заикание, как нарушение «речевого поведения. », авторы клинико-психологического подхода определяют заикание как «речедвигательный невроз»[16], последователи школы Ю.Б. Некрасовой [9,10,11,12] логопсихотерапевтического подхода считают его одним из вариантов «нарушения общения, обусловленного нарушением в обработке и передаче сигналов обратной связи», представители нейропсихологического подхода считают заикание следствием нарушения взаимодействия двух полушарий мозга [1, 2, 12]. Несколько определений данного нарушения существует только в рамках клинико-педагогического направления [2, 12]. Возникает вопрос, какая теория могла бы примирить все столь различные на первый взгляд точки зрения на происхождение эволюционного заикания?

Более двадцати лет мы работаем с заикающимися детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста по первой авторской системе, разработанной не для взрослых людей в рамках школы Ю.Б. Некрасовой и представленной на защиту в 2001г. В изначальном виде она была предназначена для специальных групп, организованных в ДОУ. Однако после 2004 года количество таких групп стало резко уменьшаться, и теперь в Москве их больше нет. Грубо говоря, все родители заикающихся детей дошкольного возраста оказались перед выбором: обратиться в профильное медицинское учреждение, частный психолого-педагогический центр, к частному специалисту или просто остаться без помощи. Иногда, при наличии системного недоразвития речи такого ребёнка на МППК определяют в группу для детей с ОНР, наверное, забывая о том, что дети с ОНР представляют группу риска в плане возникновения заикания. Самому заикающемуся такая помощь тоже может пойти не впрок: проявления симптомокомплекса могу усилиться, т.к. усилится нагрузка, как на эмоциогенные, так и на моторные структуры мозга.

В связи с отсутствием групп в детских садах, мы были вынуждены адаптировать наши методики логопсиходиагностики и логопсихокоррекции для условий психолого-педагогического центра. Логопсиходиагностика, в частности, была дополнена классическим и модифицированным нами вариантами теста Люшера.

Тест Люшера [12, 14] позволяет судить в основном об эмоциональном состоянии клиента и только отчасти о характере его взаимоотношений с социумом, т. е., прежде всего, с семьёй. Мы используем как сам тест, так и потенциал, который нам могут предоставить предпочтения в выборе цвета по ассоциации с определённым понятием. Этот приём позволяет глубже проникнуть в мир ребёнка и оценить его подсознательное восприятие некоторых про-

цессов и явлений, уточнить отношение к членам семьи, коммуникации со сверстниками и др.

Тест выполняется классическим образом, выложенный цветовой ряд фиксируется, и оценка проходит обычным образом. Далее все карточки с цветами перемешиваются и раскладываются на белом листе бумаги. Ребёнку даётся инструкция: «Я буду доставать бумажку с каким-то словом и буду тебе его читать. Ты должен внимательно выслушать меня, посмотреть на эти цвета и выбрать для этого слова цвет. Под каждую карточку мы можем положить сколько угодно бумажек.»

Затем демонстрируются 2-3 пробных примера. После предлагается целая подборка значимых для ребёнка слов с именами, понятиями, конкретными предметами и действиями. После выкладывания всех карточек (слова на них написаны прописью, чтобы ребёнок не мог прочитать), нужно проанализировать получившиеся группы. Таким образом удаётся собрать часть личнозначимого материала, позволяющего «нащупать» субъективно воспринимаемую и оцениваемую картину мира ребёнка. Но какого же было наше удивление, когда дети начали подкладывать карточки со словами «заикание», «речевые запинки», «судороги» под «положительные» цвета, а со словами «работа и учёба» под отрицательные.

Карточки со словами «заикание», «речевые запинки», оказались в 68-ми % случаев в кучках под «положительными» цветами и/ или в соседстве с дорогими сердцу ребёнка словами типа «дом», «мама», «папа», «защита», «спокойствие», «хорошие манеры». Получается, что заикание у большинства дошкольников и ряда младших школьников подсознательно воспринимается положительно.

В такой вывод поверить сложно, однако опыт работы с использованием логопсихокоррекционных (логопсихотерапевтических) методов, в числе которых имеется система специальной релаксации, включающая элементы эриксоновского гипноза и техник НЛП, с очевидностью подтверждает защитно-приспособительный характер судорог и сопутствующих движений. Так во время использования метода СВиСш, основанного на уменьшении отрицательных эмоциональных следов посредством чередования отрицательного и положительного воспоминаний, дети в поисках причины появления заикания видели себя в более младшем возрасте и часто в стрессо-овой ситуации совершали движения, которые потом закрепились в симптомокомплексе заикания. Например, Марк П. (смешанная форма заикания средне-тяжёлой степени. ) в ходе транса вспомнил, что в год увидел паука, висевшего сверху на ветках, чуть выше глаз. Ребёнок тогда, в годик, очень испугался, но объяснить испуг маме не мог. В симптомокомплексе заикания у мальчика присутствовало сопутствующее речи движение отклонения головы назад, судорога

корня языка, вокальная судорога. Другой пример: Наташа (невротическая форма заикания тяжёлой степени) — девочке в 6 месяцев не давали пить, взрослые говорили межу собой, держа бутылочку, а она чмокала губами, пытаясь привлечь их внимание — в симптомокомплексе появилась тяжелейшая губно-губная судорога. Женя П. (невротическая форма заикания, средне-тяжёлая степень) — в 3 года на даче попала в рой мошки так, что не могла вздохнуть — в симпто-мокомлексе заикания выраженные генерализованные судороги, характерные движения головой, глотательные движения перед речью. Таких примеров много. К ним прибавляются ещё чисто логические рассуждения и наблюдения. Приведу пример.

Миша Ч. (смешанная форма заикания средне-тяжёлой степени. ) демонстрировал верхнегубную судорогу, не описанную ранее А.И. Сикорским (1889 г.). Его рот плотно смыкался и принимал форму дуги, обращённой вниз. Верхняя губа натягивалась на верхние зубы и по углам опускалась вниз. Ребёнка в младенчестве кормили с помощью зондов. Это была защитная и протестная реакция, отчасти защищающая десну (тогда у мальчика зубов ещё не было). Данная судорога и не могла быть описана в конце 19-го — начале 20-го века, т.к. детей зондами тогда не выкармливали.

Давайте задумаемся, разве можно сравнить хаотичные судороги, например, при эпилепсии и вполне соответствующие защитноприспособительным механизмам организма судороги и сопутствующие движения при заикании? Даже «ступор» можно рассматривать как «первородную» приспособительную реакцию. Вспомните, когда жука накрывает тень птицы, он может войти в стадию каталепсии и замереть, притворяясь мёртвым.

Вопрос о принадлежности неврозов к болезням является до сих пор спорным. К. Роджерс предпочитал называть людей, нуждающихся в его помощи, клиентами. Имеется интересная теория, которая активно пропагандировалась такими учёными, как М. Эриксон [3, 15], С. Гиллиген [3], их в определённой мере поддерживают А. И. Захаров [4], Г.Л. Лендрет [7] и др. По данной теории невроз относится к приспособительным механизмам, которые, по сути, становятся установками.

Рассмотрим с этих позиций, конкретно, заикание. Ребёнок в период становления фразовой речи, как правило, проходит стадию появления итераций (запинок не судорожного характера, возникающих из-за сбоев работы ЦНС в период смены доминантности полушарий). И, если такие запинки вдруг становятся судорожными, это привлекает внимание окружающих как сигнал о неблагополучии ребёнка. Для ребёнка семья в 2-3 года — это сверхценность! Ради её внимания, ради её защиты и гармонизации отношений с ней малыш подсознательно готов на всё. Теперь представим, что в семье име-

ется нарушение общения, может, воспринимаемое субъективно, только ребёнком. Пожертвовать в общем-то маловажной в 2— 4 года речевой функцией, чтобы получить хоть какую-то возможность воздействоваать на ситуацию, для организма кажется приемлемым (это не движение, не питание и т. д.). Ребёнок неосознанно демонстрирует нездоровье (судорожные запинки), но получает желаемое — допустим, какое-то преимущество перед другими детьми или послабление. 2-3 раза в ситуации стресса или фрустрации, и установка может закрепиться. Затем этот симптомокомплекс, на наш взгляд, вбирает в себя все приспособительные, но непродуктивные реакции защитного характера, оставшиеся в памяти на подсознательном уровне, т.к. существовать и развиваться он может только при поддержке основных анализаторных систем и их памяти. Зона, лежащая между корковыми представительствами анализаторов, где происходит, как утверждал А.Р. Лурия, синтез и вторичная обработка сигналов различной модальности, как раз и отвечает за мнестические процессы и пространственно-временные коды. Давайте вспомним в связи с этим работы М.И. Лохова [2], который особое внимание уделял именно зоне ТРО в механизме заикания. Там начинается нарушение нейродинамики. Причём, по всей вероятности, очаг настолько мощный, что способен обкрадывать в энергетическом смысле другие зоны. Вспомним работы Ж.М. Глоз-ман [1], которая говорила о нескольких нестабильных в функциональном отношении корковых зонах у взрослых заикающихся, которые приходили в норму буквально в течение полутора месяцев после курса социореабилитации у Ю.Б. Некрасовой.

Возникает установка — порочный круг: ребёнок испытывает фрустрацию при коммуникации — включаются защитные механизмы по типу установки, а именно симптомокомплекс заикания. Результаты неправильного выполнения программы, как писал Н.И. Жинкин [5], воспринимаются по обратной связи анализаторными системами, причём не только аудиосистемой, но и, на чём делала акцент Ю.Б. Некрасова [9], на кинестетической и визуальной. Она называла это феноменами «Эхо», «Зеркало», «Кинези». Понимая на сознательном уровне, что речевая программа реализована неправильно, ребёнок испытывает ещё большую фрустрацию и пытается воздействовать на речевой аппарат, но ожидает худшего и ещё более интенсивно включает патологический защитный механизм в виде заикания. Установка подкрепляется от раза к разу, и чем более дефект осознаётся, тем более закрепляется. Механизм защитной установки, кстати, довольно убедительно объясняет и тенденцию распространения заикания в коллективе дошкольников, и возможность возникновения рецидивов.

Поэтому, как справедливо писал Л.Я. Миссуловин: «. ни логопед, применяющий традиционное педагогическое воздействие, ни врач, имеющий «недостаточно глубокие знания о нарушениях речи и методах их устранения»[8, C.5] , не смогут обеспечить полноценную реабилитацию заикающихся лиц в силу необходимости подходить к данной проблеме комплексно.

На наш взгляд, уже в дошкольном возрасте к заикающимся лицам необходим логопсихотерапевтический подход, позволяющий изменить личностно-коммуникативную сферу, повысить стрессо-устойчивось, помочь адаптировать ребёнка в семье и кругу сверстников.

1. Глозман Ж.М., Вартанов А.В., Кисельников А.А., Карпова Н.Л. Мозговые механизмы восстановления речи при коррекции заикания / Материалы н/п конф. « Психологические, логопедические и психотерапевтические аспекты восстановления нарушенного речевого общения при заикании». — М., 2006. -С. 259-263.

2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Хрестоматия. — М., 2001. — 416 с.

3. Гиллиген С. Терапевтические трансы. Руководство по эриксоновской гипнотерапии. — М.: «Класс», 1997. — 416 с.

4. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб.: «Союз», 1998. -336 с.

5. Жинкин Н.И. Механизмы речи / АПН РСФСР. — М., 1958. — 370 с.

6. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — «Просвещение», М., 1968. — 367 с.

7. Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / Международная педагогическая академия. — М., 1994. — 368 с.

8. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. — М.: «Медицина», 1988. — 184 с.

9. Некрасова Ю.Б «Психологические основы процесса социореабилитации»: автореф. дис. . д-ра психол. наук / Псих. ин-т РАО — М., 1992. — 45 с.

10. Рау Е.Ю. Психолого-педагогическая система адаптации взрослых заикающихся к проблемным речевым ситуациям / дис. . канд. пед. наук / МПГУ им В.И. Ленина. — М., 1995. — 179 с. и прил.

11. Садовникова Е.Н. Личностно-ориентированная психологопедагогическая система реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2001. — 26 с.

12. Садовникова Е.Н. Заикание с позиции логопсихокоррекционного подхода. — М.: «Логомаг», 2014. — 158 с.

13. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном / ред. ДЖ.К.Зейга / Библ. практ. псих-ии и психотер-ии. — М.: «Класс», 1994. — 336 с.

14. Собчик Л.И. Методы психологической диагностики. — Вып. II. — М.: Москва, 1990. — 88 с.

15. Хейли Д. Необычайная психотерапия: в 2 ч. — Нью-Йорк, Лондон. -1986. — 171 с.

16. Шкловский В.М. Экспериментальное и клинико-психологическое исследование больных заиканием в связи с задачами комплексного лечения: ав-тореф. дис. .канд. псих. наук. — Л.: Лен. гос. ун-т им. А.А. Жданова 1967. — 15 с.

cyberleninka.ru