Заикание у детей 6-7 лет

Заикание у детей: причины и лечение

В случаях, когда речь несознательно прерывается повторами или растягиванием определенных звуков, слогов или слов. Около 5 процентов населения Земли страдает от расстройства речи в тот или иной период жизни. Постоянно заикается около 1 процента людей. Однако наиболее характерно и распространено заикание у детей младшего возраста. К счастью, и у большинства из них оно проходит с возрастом и при правильном лечебном подходе.

Причины заикания у детей

К сожалению, на сегодняшний день ученые до сих пор не выяснили точно, что является причиной заикания у детей. Но большинство их них склоняется к мнению, что расстройство речи возникает под влиянием ряда негативных факторов, влияющих на здоровье и жизнедеятельность ребенка. Кроме того, заикание у детей может быть вызвано как одним фактором, так и сочетанием нескольких причин:

  • Генетика. Большинство исследователей признают, что у заикания есть генетическая составляющая. У 60 процентов из всех заикающихся людей есть близкой родственник, который тоже страдает этим речевым расстройством. Поэтому можно утверждать, что подобное расстройство речи можно унаследовать от родителей и близких родственников.
  • Заикание как стадия детского развития. Многие маленькие дети в возрасте от 18 месяцев до 2 лет проходят через период заикания. В это время они учатся пользоваться языком, совершенствуют свои речевые навыки. Заикание такого плана чаще всего носит временный характер, и ребенок самостоятельно перестанет заикаться с возрастом. Но если продолжительность речевого дефекта длится дольше 6 месяцев, то вероятность того, что заикание временно, и может пройти без врачебного вмешательства, существенно снижается.
  • Неврологические причины. Исследования продемонстрировали, что люди с заиканием воспринимают речь по-другому в отличие от людей без каких-либо расстройств речи. В некоторых случаях это происходит из-за проблем передачи языковой информации в мозговой центр. Истинные причины такого психического механизма пока, к сожалению, учеными не обнаружены.
  • Пол. Согласно статистических данных, мальчики в 3-4 раза чаще страдают от заикания, чем девочки.
  • Другие расстройства речи или языка. Если у ребенка есть другие проблемы с речью (например, короткая уздечка языка) или ее пониманием, то шанс развития заикания возрастает.
  • Окружающая ребенка обстановка. Отношение родителей, их ожидания, языковое и речевое окружение ребенка, произошедшие с ним стрессовые события могут также выступать в роли негативного фактора риска развития заикания. Это не значит, что виноваты родители, или они сделали что-то неправильно. Часто перечисленные причины не наносят вреда ребенку, который не заикается, но могут стать пусковым механизмом для него, особенно если он уже имеет тенденцию к заиканию.
  • Страх и тревожность ребенка по поводу своего заикания. От этого речевой дефект может принимать все более тяжелые формы. И, даже если расстройство речи носило временный характер, оно может продолжаться в течение последующей жизни. Иногда выступление перед публикой или разговор по телефону могут усиливать заикание, а пение или чтение стихотворений, наоборот, его снижать. Стресс может также ухудшать заикание.
  • Причины заикания у детей могут быть связаны с многочисленными факторами. Чтобы выяснить их природу, важна консультация детского психолога.

    Виды заикания у детей

    В настоящее время заикание или логоневроз является слишком распространенной проблемой большинства детей. В неврологической практике принято использовать некоторую классификацию логоневрозов.

  • Клоническое. Характеризуется неконтролируемыми повторами или растягиванием звуков, слогов или слов. Когда говорят о заикании у детей, чаще всего имеют в виду именно этот вид расстройства.
  • Тоническое. Характеризуется паузами или блоками, когда ребенок не может произнести какой-либо звук.
  • Смешанное. Сочетает признаки клонического и тонического заикания.
  • Клонический тип заикания, при котором ребенок без усилий совершает повторения или растягивания звуков или слогов, считается самым безопасным и «здоровым».

    Признаки заикания у детей

    Симптомы или признаки заикания у детей различаются в зависимости от степени тяжести расстройства. Так, например, признаки нормального, или временного, заикания у детей характеризуются следующими проявлениями:

    • Однократное или двукратное повторение звука, слога или слова. Сюда же относится употребление различных междометий для связи слов.
    • Заикание носит переменный характер: исчезает на несколько недель и снова появляется. Если ребенку от 1 года до 5 лет, то это отражает фазы изучения языка.

    Признаки заикания средней тяжести у детей выражены более ярко и характеризуются следующими симптомами:

  • Повторение звуков, слогов больше двух раз.
  • Напряжение и усилия при произнесении звуков можно увидеть на лицевых мышцах, особенно вокруг рта.
  • Резкое повышение тона голоса при заикании.
  • Паузы, или блоки, в речи в течение нескольких секунд.
  • Логоневрозы у детей тяжелой степени обусловлены следующими признаками:

  • заикание занимает более 10% речи ребенка;
  • ребенок говорит, заикаясь, с большим трудом и напряжением;
  • во время построения фразы ребенок переставляет в ней слова, а в словах — слоги;
  • использование дополнительных словосочетаний, помогающих начать речь;
  • избегание ситуаций общения с другими людьми;
  • преобладание тонического вида заикания.
  • Заикание у детей различается также частотой и степенью тяжести. Чем раньше будет выявлено речевое расстройство и начало лечение, тем больше шансов на полное выздоровление.

    Диагностика

    Ранняя диагностика заикания и начало лечения очень важны. Но многие родители не спешат прибегать к помощи логопедов, боясь, что это только разовьет в ребенке стыд за свое расстройство речи. Ученые уверены, что, если ребенку больше 3 лет и он заикается дольше 6 месяцев, родители должны отвести его к специалисту для постановки диагноза. Некоторые характеристики речи детей-заик трудно определить на слух неспециалисту. Логопед решит, требует ли случай вмешательства и последующей терапии или можно обойтись без помощи врача.

    Признаки, на которые родителям следует обратить внимание и обратиться за профессиональной помощью:

  • заикание со временем становится сильнее и хуже;
  • заиканию сопутствуют активная жестикуляция (движения тела или лица);
  • затрудненная, напряженная или неестественная речь;
  • избегание ситуаций, требующих общения с окружающими людьми;
  • голосовое напряжение, в результате которого резко повышается тон голоса;
  • заикание не проходит у ребенка после достижения ним 5 лет.
  • Важно помнить, что заикание не является болезнью в обычном смысле слова, и полностью вылечить его невозможно. Мыслить следует другими категориями.

    Заикание ребенка – это особенность его речи, с которой он должен научиться жить максимально комфортно и успешно общаться. А в этом помогут различные методы и техники лечения заикания.

    Методы лечения заикания у детей

    Во время работы с логопедом, родителям необходимо реалистично оценивать свои ожидания. Лечения как такого от заикания не существует, как и прошедших клинические испытания медикаментов. Однако существует ряд методов, которые научат ребенка контролировать речь и уменьшат в той или иной степени проявления логоневроза.

    Логопед работает с ребенком, чтобы развить у него индивидуальные модели поведения, которые смогут помочь произносить слова без усилий или научить разговаривать без заикания. Методы лечения варьируются и зависят от степени тяжести заикания и конкретных условий, в которых находится ребенок. Терапия должна подбираться каждому отдельному ребенку.

    Выделяют два основных метода лечения заикания у детей. Первый сконцентрирован на том, чтобы развить у ребенка навык плавной речи. Этого можно добиться тогда, когда ребенок может следить за собой, имеет навык самонаблюдения. В начале работают над произношением одного слова максимально медленно и расслабленно. Затем количество слов увеличивают до тех пор, пока ребенок не сможет произносить плавно целые предложения. Например, «мяч» – «красный мяч» – «большой красный мяч» – «у меня есть большой красный мяч». Преимущество этого метода лечения в том, что он подходит детям любого возраста.

    Другой метод направлен на уменьшение вторичных признаков заикания, таких как подергивания, моргания, зажимами челюсти. Занятия с логопедом оказывают положительное влияние на большинство детей с длительным заиканием. В одних случаях проблема полностью исчезает, в других – речь становится значительно лучше. Независимо от результата, терапия укрепит у ребенка уверенность в себе, ведь он научился справляться с заиканием и улучшил навыки общения.

    Советы родителям

    Родители и другие члены семьи могут сделать многое, чтобы помочь ребенку с заиканием преодолеть свои проблемы с речью. Психологи и логопеды рекомендуют родителям:

    1. Создать спокойную, приятную и веселую обстановку для разговора.
    2. Найти время для общения с ребенком, когда телевизор, компьютер, телефон и другие раздражители не мешают этому общению. Например, сделать привычкой ежедневную беседу во время ужина в кругу всей семьи или каждый день уделять время ребенку и общаться с ним одним в расслабленной атмосфере.
    3. Не критиковать речь ребенка, не исправлять и не требовать четкости произношения.
    4. Не заставлять ребенка выступать на публике (прочитать стихотворение, спеть песню) или вербально взаимодействовать с людьми, когда заикание стало серьезной проблемой. Необходимо поощрять социальную активность, которая не требует много словесного общения.
    5. Внимательно слушать, что говорит ребенок, и устанавливать обычный зрительный контакт, не выражающий нетерпения или разочарования.
    6. Избегать негативных реакций, когда ребенок заикается, не поправлять его, не завершать за него предложения. Важно, чтобы ребенок понял, что люди с заиканием могут эффективно общаться с другими людьми.
    7. Не употреблять фразы «Остановись и сделай глубокий вдох!», «Не торопись!» и другие. Хотя они и призваны помочь ребенку и формально не имеют отрицательного смысла, но на самом же деле они развивают в ребенке смущение и стыд за свое расстройство речи.
    8. Сделать свою речь максимально медленной и расслабленной, чтобы помочь ребенку замедлить скорость его собственной речи.

    Очень важно, чтобы родители не боялись говорить с ребенком о заикании. Если он задает вопросы или делится переживаниями, выслушайте его внимательно и ответьте так, чтобы это помогло ему понять, что расстройства речи абсолютно нормальны и у каждого они есть в той или иной форме.

    Вместо заключения

    Лечение заикания у детей требует усилий не только от ребенка во время занятий с логопедом и в повседневной жизни, но и от всей семьи. Успех зависит от обстановки, психологической атмосферы дома, терпения родителей и их умения выделить время для занятий и общения с малышом. А это требует некоторой работы над своим поведением и коммуникативным стилем всех членов семьи. Ребенок с заиканием должен чувствовать, что его понимают, поддерживают и принимают таким, какой он есть. Поддержка семьи особенно важна, ведь в обществе люди с заиканием и другими расстройствами речи все еще подвергаются стигматизации.

    childage.ru

    Заикание у детей 6-7 лет

    Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

    При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

    • ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);
    • употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
    • повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
    • вынужденные остановки в середине слова, фразы;
    • затруднения перед началом речи.
    • Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации — постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

      Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.

      Знание этих причин должно помочь родителям и педагогам вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

      Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.

      Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.

      Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

      Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.

      Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.

      Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

      Педагогам необходимо помнить следующее. В случае поступления заикающегося ребенка в детский сад или школу нужно установить связь с родителями, выявить причины заикания и постараться их устранить, проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.

      Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

      Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

      Таких детей нельзя спрашивать первыми на уроках. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, учитель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

      На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.

      Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

      Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

      logoped.ru

      Преодоление заикания у детей

      Заикание у детей — это расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Звучит как медицинское определение. И конечно, об этой стороне проблемы должны говорить врачи и логопеды, а я хочу коснуться другого аспекта. Заикание является не только логопедической проблемой, к нему может привести и психологическая травма.

      Однако одна и та же ситуация может вызвать заикание у одних детей и совершенно никак не повлиять на речь других. Это происходит потому, что у первых есть предрасположенность к возникновению заикания. Это дети, которым свойственны: робость, неуверенность, застенчивость, тревожность, склонность к углубленному самоанализу. Такие дети часто пребывают в состоянии паники, недовольства собой, колебания настроения, им присущи сверхответственность, повышенная старательность, быстрая утомляемость и плохая переносимость нагрузок.

      Заикание наиболее характерно для дошкольников, у детей 6-7 лет, оно уже редко появляется.

      Лечение заикания подразумевает работу врача, логопеда, психиатра и психолога, что говорит о том, что проблема комплексная.

      Что делать, если ваш ребенок начал заикаться?

      Во-первых, показать его нескольким специалистам, для начала логопеду и психологу, возможно они направят вас еще куда-то. Ведь очень важно определить, является ли причина заикания психологической или имеет органическую подоплеку.

      Во-вторых, важно пересмотреть нагрузку своего ребенка, так как именно перегруз в некоторых случаях может служить причиной начала заикания. Также стоит проанализировать психологическую ситуацию, в которой находится ребенок.

      Помните, заикание почти всегда можно либо вылечить совсем, либо значительно снизить, но этим надо заниматься.

      Ну и, в-третьих, поскольку заикание не лечится моментально, очень важно правильно вести себя с ребенком, который вдруг стал заикой. Необходимо объяснить ему, что это временная сложность, что он не стал хуже других, он просто заболел. Кроме того нужно поддерживать его в ситуациях общения, чтобы он не замкнулся в себе и не перестал идти на контакт. Заикание пройдет, а замкнутость может и остаться.

      Что делать, чтобы не допустить возникновения заикания?

      Для этого нужно внимательно следить за речью своего ребенка и стараться по мере возникновения исправлять его речевые ошибки, просить ребенка говорить четко и ясно, не «глотая» части слов или даже целые слова, ну и конечно стараться создать вокруг малыша спокойную доброжелательную атмосферу.

      mjcc.ru

      В зависимости от уровня свободной речи и особенностей проявления заикания в каждом конкретном случае задачи и формы речевых упражнений различаются для каждого ребенка в условиях логопедической работы с группами детей.

      Обязательным условием логопедических занятий является их связь со всеми разделами «Программы воспитания и обучения в детском саду» и, прежде всего, с игрой как основным видом деятельности ребенка-дошкольника. Логопедические занятия строятся с опорой на активную сознательность и участие детей в процессе работы над своей речью и поведением. На занятиях широко используются наглядные пособия и технические средства обучения (в частности — магнитофон). Родители ребенка поставлены в условия обязательных и активных помощников логопеда в проводимых занятиях.

      В современных методиках логопедических занятий с заикающимися детьми в последние годы все больше обращается внимание на возможность использования различных игр с коррекционными целями. Игр, известных в практике дошкольного воспитания, модифицированных или даже придуманных логопедами.

      В частности Г.А.Волкова разработала систему использования игр (дидактических, с пением, подвижных, игр-драматизаций, творческих игр) с заикающимися детьми 4—5, 5—6, 6—7 лет на разных этапах последовательных логопедических занятий: на этапе молчания (4—6 дней) и шепотной речи (10 дней); сопряженной (4—5 недель) и отраженной речи (4—5 недель); вопросно-ответной речи (8—10 недель); самостоятельной речи (8—14 недель) и на этапе закрепления активного поведения и свободного общения детей.

      В предложенной системе различных игр, по мнению автора, «дети усваивают правила поведения в игровых, мнимых ситуациях, но отражающих реальные, жизненные явления и отношения людей. И усвоенные формы взаимоотношений способствуют перестройке поведения и речи заикающихся детей и устранению дефекта».

      Интересные игры и игровые приемы предложены также для логопедических занятий с заикающимися детьми И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской (СНОСКА: Выгодская И.Г. Пелпингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. — М., 1984). Игры и игровые приемы в соответствии с задачами последовательных этапов логопедических занятий с детьми способствуют здесь проведению расслабляющих упражнений (релаксации), режима относительного молчания; воспитанию правильного речевого дыхания; общению короткими фразами; активизации развернутой фразы (отдельных фраз, рассказа, пересказа); инсценировок; свободного речевого общения.

      pedlib.ru

      Заикание у детей

      Заикание — это нарушение темпа и ритма речи, основным проявлением котого являются судороги в процессе речевого акта. Речь при этом становится прерывистой, в ней появляются паузы, повторы, нарушаются ударения слов, интонация, ритм, изменяются громкость, сила, высота и тембр голоса. Степень проявления заикания зависит от сложности речевой деятельности и речевых ситуаций. Оно менее выражено в стихотворной речи, при простом повествовании о хорошо знакомых вещах, в общении с близкими людьми. Обычно постепенно формируется страх речи (логофобия), что усиливает заикание и способствует нарушению общения больного с окружающими, а фиксация внимания больного на своем недостатке — развитию у него невротических расстройств (чувство собственной неполноценности, неуверенность, повышенная тревожность). Также при заикании наблюдаются различные нарушения общей моторики как в виде насильственных движений (тики мышц лица, шеи), так и произвольных уловок или вспомогательных движений, используемых для облегчения речи и маскировки речевого дефекта.

      Как правило, заикание появляется в период интенсивного развития речи, в возрасте 2—5 лет, когда у ребенка формируется связная речь, и наибольшей выраженности достигает в критические периоды развития (в возрасте 6—7 лет и в пубертатном периоде). Чаще наблюдается у мальчиков.

      В практике выделяют две формы заикания: невротическое (логоневроз) и неврозоподобное. Невротическое заикание развивается как на фоне легких остаточных явлений поражения головного мозга, так и без него. Оно может возникать под влиянием внезапной психической травмы (испуг, изменение привычной обстановки, разлука с родителями и т.п.) или длительной психотравмирующей ситуации (неправильное воспитание, конфликтные отношения в семье и др.). При невротическом заикании рано появляются сопутствующие насильственные движения. Характерно непостоянство его проявлений, а также сочетание с другими невротическими расстройствами (страхи, ночное недержание мочи, нарушения сна, общая раздражительность).

      Неврозоподобное заикание развивается постепенно, на фоне последствий органического поражения ЦНС (например, при прогрессировании гидроцефалии), без связи с явной психотравмирующей ситуацией. Для него характерна выраженная судорожность речи, нередко в сочетании с тикообразными насильственными сокращениями мышц лица и рук. Неврозоподобное заикание отличается стабильностью проявлений; при общении с окружающими у ребенка обычно отсутствует страх речи.

      Факторами, способствующими возникновению заикания, являются наследственный фактор, перегрузка ребенка информацией в период интенсивного развития у него речи, чрезмерная требовательность родителей к его речевой деятельности, использование в семье для общения двух языков, наличие заикающихся в окружении ребенка.

      Лечение надо начинать как можно раньше. Оно должно быть комплексным. Проводят психотерапию, специальные логопедические занятия, целью которых являются нормализация речевого поведения, формирование приемов и навыков полноценного устного общения в различных ситуациях. При невротическом заикании следует избегать привлечения внимания ребенка к его речевому дефекту, так как это может способствовать эмоциональному напряжению и страху речи.

      Медикаментозное лечение зависит от формы заикания. При невротической форме назначают препараты, снижающие возбудимость нервной системы; при неврозоподобной применяют также средства, снижающие тонус речевой мускулатуры, нормализующие внутричерепное давление. Важное значение имеет создание доброжелательной, спокойной обстановки в семье.

      При своевременном систематическом лечении невротическое заикание проходит или значительно уменьшается, неврозоподобное, как правило, трудно поддается лечению, и его проявления зависят от основного заболевания.

      europed.ru