2 апреля всемирный день распространения информации об аутизме

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Досье

Акции и мероприятия, которые ежегодно проводятся 2 апреля, нацелены на привлечение внимания к качеству жизни людей, страдающих аутизмом

ТАСС-ДОСЬЕ. Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day) отмечается ежегодно 2 апреля. Он был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 2007 г. (резолюция 62/139). Цель Дня — привлечение внимания общественности к необходимости помогать людям, страдающим аутизмом, и повышать качество их жизни.

Аутизм: как обнаружить его у ребенка до года и появится ли когда-нибудь лекарство

Аутизм (от греч. «аутос» — сам) — психическое расстройство, связанное с нарушением развития головного мозга. Оно характеризуется дефицитом социального взаимодействия, ограниченностью интересов и стереотипностью деятельности. Проявляется у детей в возрасте до пяти лет. Для лечения аутизма применяют различные коррекционные методики: сенсорная стимуляция, песочная терапия, кинезотерапия (лечение с помощью движения и физических нагрузок), анималотерапия (лечение путем общения больного с животными).

Данные о распространенности аутизма существенно варьируются в разных исследованиях. Так, по последним оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), один ребенок из 160 имеет какое-либо расстройство аутистического спектра (РАС). По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США, в настоящее время в мире с РАС рождается каждый 68-й ребенок. При этом распространенность данного диагноза у мальчиков в 5 раз выше, чем у девочек.

В 2005 г. американская организация Autism Speaк, основанная Бобом и Сюзанной Райт (внук которых был аутистом), инициировала кампанию «Зажги синим». Ежегодно 2 апреля в 20:00 (по местному времени) исторические здания, улицы, мосты и площади принимающих участие в акции городов мира освещаются синим цветом в знак солидарности с людьми, страдающими РАС, и их семьями. В России организатором акции выступает Фонд содействия решению проблем аутизма «Выход» (писательницы и сценариста Авдотьи Смирновой).

Мероприятие проходит при поддержке комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, Агентства социальной информации и информационно-аналитического портала «Социальная карта Российской Федерации». В 2017 г. в акции «Зажги синим» примут участие многие города России, среди них — Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Саратов, Архангельск, Пенза и др.

Тема Всемирного дня 2017 г. — «К самостоятельности и правоспособности». ООН, ссылаясь на принятую в 2006 г. Конвенцию о правах инвалидов, призывает изменить отношение к аутистам, признавать их права наравне с другими и уважать их личную самостоятельность.

tass.ru

2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

2 апреля — особая дата в международном календаре. Этот день посвящён аутистам — людям, которые абсолютно беззащитны перед этим миром. Он ранит их любыми своими проявлениями, а не только злобой или агрессией. Однако далеко не все специалисты согласны, что аутизм — это болезнь, скорее — особенность психики.

Детям-аутистам трудно различить лица и понять, о чём говорят окружающие, резкие звуки невыносимы, всё вокруг страшно и опасно. Ни один учёный в мире вам не скажет, почему вдруг радостный полуторагодовалый малыш замыкается, и словно живёт в каком-то своём мире, где вместо друзей — мягкие игрушки, а вместо детских шалостей — истерики и капризы.

«Мы дотрагиваемся, например, до улитки — она раз, сразу закрывается, прячется в свой домик! С этими детьми происходит то же самое», — объясняет тренер-психолог Юрий Торгашов.

Просто подойти и спросить — для Глеба это уже огромная победа над собой. Правда, вот так же открыто гордиться своим ребёнком готовы далеко не все родители.

«Когда я прошу родителей дать интервью на телевидении, они мне сплошь и рядом говорят: мы очень боимся, если в школе узнают, что у нас ребёнок-аутист, то нас оттуда попросят», — рассказывает психолог Игорь Шпицберг.

Соня Шаталова — удивительный человечек. Однажды вместе с мамой они не поверили врачам, что их тяжёлую форму аутизма лечить бесполезно, выбросили таблетки и образумили не один десяток вроде бы образованных взрослых.

«Многие не знают даже просто того, что аутизм не заразен! Ко мне обращались люди и говорили: она не заразит нас?» — рассказывает Евгения Шаталова, мама Сони Шаталовой.

«Мне страшно. Голова гудит. Там мечутся слова и просятся уйти. «Пусти нас, Соня, в мир пусти!» — эти стихи Соня записала на тетрадном листке в восемь лет. Сейчас в 18 набралась целая книжка.

Журналисты задали Соне всего два простых вопроса, и она ответила так, как ей удобно общаться с этим миром — напечатав на компьютере.

Вопрос: «Какая твоя самая большая, самая заветная мечта?»

«Я хочу дорасти до взрослого человека. Я должна победить аутизм. Хочу быть самостоятельной», — говорит Соня Шаталова.

Вопрос: «А что такое счастье? Как ты понимаешь счастье?»

«Счастье — это дорогое чувство. Хотя мне трудно, я чувствую его утром», — отвечает Соня.

Валентину Юнин легко нарисовать за пять минут целый мир, но как же трудно попросить взвесить полкило колбасы или познакомиться с девушкой.

«Когда продавцы кричат, боюсь, когда на меня вообще кричат, не могу постоять за себя. Жену надо защищать. Я сам себя не могу защитить. Так что семью я не собираюсь заводить», — говорит Валентин Юнин.

Сейчас Валентин учится, будет выращивать цветы. А по выходным помогает на конюшне, где тренеры и лошади учат малышей-аутистов радоваться жизни.

Он почти не улыбается и кажется нам странным, и говорит чуть громче, чем мы считаем нормальным, как будто 30 лет пробует докричаться, что он — один из нас.

www.1tv.ru

2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Актуальность развития помощи лицам с расстройствами аутистического спектра[1] (РАС[2]) определяется несколькими факторами:

  • высокой и постепенно увеличивающейся частотой встречаемости (примерно 1% населения);
  • сложностью и многообразием клинической картины;
  • трудностями диагностики и дифференциальной диагностики;
  • недостаточной эффективностью лечебно-коррекционного процесса. Чем раньше начинается такая работа, тем в большей степени можно рассчитывать на пластичность нервной системы и психики как важнейшего фактора компенсаторных процессов. Кроме того, многие признаки РАС формируются в течение достаточно длительного периода (несколько лет), и, благодаря этому, ранее вмешательство может способствовать смягчению проявления многих симптомов этого нарушения развития.
  • В то же время, ранее установление диагноза РАС встречает значительные трудности. Это связано с несколькими обстоятельствами:

    1. В раннем возрасте симптомы аутизма, как и многих других нарушений развития, проявляются в незрелых, трудных для выявления формах;
    2. Некоторые из симптомов, особенно стереотипные формы поведения, встречаются в раннем возрасте и в норме, причём достаточно широком диапазоне по степени выраженности и времени проявления, что затрудняет диагностику;
    3. Многие проявляющиеся в раннем возрасте симптомы аутизма встречаются и при других нарушениях развития;
    4. Психопатология аутизма в раннем детском возрасте разработана очень неравномерно.

    С учётом приведённых обстоятельств установление диагноза РАС становится достаточно надёжным лишь в возрасте 3-4 лет. В то же время, психолого-педагогические коррекционные занятия можно и нужно начинать в более раннем возрасте, и это даёт уже в школьном возрасте более чем 10%-ный прирост удовлетворительной социальной адаптации и, несмотря на определённый неизбежный процент диагностических ошибок, обеспечивает положительный экономический эффект (Р.Макольд, П. Макольд, 2004; Р. Маколд, П. Маколд, 2009; Bishop et al., 2008).

    Диагностика РАС должна строиться в соответствии с официально принятым классификатором МКБ-10 (F84, общие (первазивные) расстройства развития , однако МКБ-10 и DSM-IV разработаны на основе исследований детей более старшего возраста и взрослых и недостаточно сориентированы на ранний возраст. В то же время, разработано большое количество разнообразных тестов, вопросников, адресованных родителям или другим людям (няням, домашним воспитателям и т.п.), хорошо знающим ребёнка с аутизмом, и/или профессионалам. Эти диагностические инструменты различаются по целевому контингенту (дети с аутизмом, с нарушениями коммуникации, с различными нарушениями развития), возрастным характеристикам обследуемых, спектру исследуемых функций (социальное взаимодействие, коммуникация, речь, игра, символизация и др.), по чувствительности, сензитивности, положительной и отрицательной предсказательной силе и другим характеристикам тестов. Правильный выбор диагностических инструментов такого рода очень важен, но, по заключению отечественных и зарубежных специалистов, наиболее надёжным является диагноз, установленный на основе информации, полученной из разных источников и разными способами. При этом ведущую роль отдают клинической диагностике, включающей динамическое наблюдение, тщательный сбор и внимательный анализ анамнестических данных. К сожалению, функциональные и рентгенологические методы, лабораторные исследования не располагают в настоящее время маркерами аутистических расстройств и носят в основном вспомогательный характер.

    Влияние эпидемиологических факторов на частоту встречаемости РАС.

  • национальный;
  • географический;
  • расовый;
  • социальный;
  • какой ребенок по порядку рождения;
  • возраст отца, чем старше, вероятность рождения ребенка с аутизмом выше;
  • Этиология.

    Общие концепции.

  • психогенная; Нарушение эмоционального контакта с матерью.
  • кумулятивного риска; Считается, что идет накопление генетических мутаций.
  • информационного шока; Считается, что при нарастании потока информации, возникает уход от реальности.
  • биологическая; Главное направление.
  • Вклад этиологических факторов.

    • Наследственность 20-65 %;
    • Экзогения 25-80%;
    • Наследственные факторы.
    • Конкордантность для монозиготных близнецов 90-93%;
    • Дизиготных 0-10%;
    • Вывод: наследование не моногенное определенную роль играют экзогенные факторы.

      Семейный анамнез.

      Риск рождения 2 ребенка в семье с аутизмом от 4-10%;

      Если 2 первых с аутизмом, то у 3 – до 50%.

      Изменение числа копий, вариации количества копий четко связаны с возрастом отца. С аутизмом связывают порядка 17-20 генов.

      Симптомы аутизма.

      Аутизм представляет собой совокупность основных симптомов, которые можно встретить у любого больного, в сочетании с рядом других симптомов.

      Базисные симптомы (встречаются у всех)

    • Нарушение социального функционирования
    • Нарушение развития навыков общения
    • Необычная способность к символическим играм
    • Ограниченность интересов и стереотипное поведение
    • Начало до 3 лет.
    • Дополнительные симптомы

    • Необычные моторные стереотипии
    • Когнитивные нарушения
    • Нарушения эмоционального реагирования
    • Неврологические нарушения
    • Поведенческие нарушения

    Как нарушается социальное функционирование?

    Социальное функционирование нарушается всегда. Степень его различна, от странностей в социальном взаимодействии, в случае с синдромом Аспергера, до почти полной отстраненности и отсутствия реакции на внешние социальные стимулы. Социальная дефицитарность наиболее очевидно проявляется в общении с незнакомыми и сверстниками, многие дети, страдающие аутизмом, проявляют дифференцированное предпочтение к знакомым людям и демонстрируют выраженную зависимость от близких.

    Социальные нарушения включают в себя:

  • недостаточное использование зрительного контакта;
  • не скучают в отсутствии родителей и редко радуются при их появлении;
  • испытывают затруднения как в распознавании у окружающих, так и в выражении собственного эмоционального состояния (через телодвижение, мимику).
  • Нарушения навыков общения.

    Коммуникативный дефицит намного глубже, чем простое нарушение навыков устной речи.

  • не указывают на предметы, не показывают их;
  • не пытаются привлечь внимание родителей взглядом;
  • речь может не развиться вообще (50%)
  • перед началом речи нет лепета;
  • могут быть болтливыми, но не могут поддерживать беседу;
  • не схватывают юмор и иронию в разговоре.
  • Какие странности в поведении характерны для аутизма?

  • не играют с обычными игрушками;
  • неадекватная повторяемость одного действия;
  • потребность навязчивого характера в сохранении постоянства окружающего их предметного мира;
  • наблюдение за текущей водой, движущимися и вращающимися предметами;
  • при хорошо развитой речи, темы общения ограничиваются вокруг очень специфических областей.
  • Как часты когнитивные нарушения?

    Интеллект у аутичных детей чаще всего нарушен.

  • 40-60% имеют тяжелую и умеренную умственную отсталость
  • 20-30% легкую умственную отсталость
  • 17% пограничный уровень
  • 3% показатели средние и выше среднего
  • Основу систематики современных подходов к коррекции можно представить следующим образом:

    I Традиционные (основные) подходы:

    II Альтернативные (вспомогательные) подходы:

  • Альтернативные варианты медико-биологических воздействий;
  • Альтернативные варианты психолого-педагогических воздействий;
  • Основные методы, как правило, направлены на коррекцию основных проблем ребенка с аутизмом.

    Вспомогательные методы не решают основных проблем, но при определенных условиях могут создавать более или менее действенные предпосылки для их решения.

    Пожизненный характер патологии при РАС, отсутствие не только гарантий успеха коррекционной работы, но и относительно твердого прогноза создают серьезные психологические проблемы. Родители часто воспринимают диагноз аутизм, как приговор, диагноз нередко вытесняет реальные проблемы ребенка, толкает родителя не на использование современных возможностей помощи, а на поиск недостижимого «полного излечения».

    Медикаментозные мероприятия

    1. Медикаментозное лечение при современном уровне знаний не является каузальным (воздействующим на причину) методом лечения аутистических синдромов.

    2. В каждом случае использование медикаментозных методов требует четкого анализа проблемы детальной диагностики и тщательного учета баланса между желательным эффектом и нежелательными побочными эффектами.

    3. Так как медикаменты пока не действуют на причину расстройства, их назначают в соответствии с целевыми симптомами или синдромами (например, страх, депрессия, агрессивное поведение, самоповреждения).

    4. Есть точные данные о механизмах действия препаратов. Но эти сведения еще не всегда используют. Важной задачей специалистов-медиков, занимающихся аутистическими расстройствами (главным образом детско-подростковых и взрослых психиатров), является распространение этих знаний как среди врачей, так и среди других специалистов смежного профиля, а также среди родителей. Стойкое предубеждение против медикаментозного лечения не способствует улучшению состояния пациентов, страдающих аутизмом.

    Реабилитация аутистов представляет собой процесс взаимодействия, требующий приспособления, как со стороны пациентов, так и со стороны окружающих их людей. Но в основе этого взаимного процесса — право аутиста быть самим собой и непохожим на других, что является характеристикой его личности и должно признаваться обществом.

    Заведующий отделением медицинской реабилитации ГКДПД

    Наливко Ирина Ивановна.

    [1]
    Далее более привычный термин «аутизм» употребляется как синоним РАС.

    [2]
    В РАС включают детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F.84.1) и синдром Аспергера (F.84.5), в DSM-5 и, как ожидается, в МКБ-11 РАС является самостоятельным диагнозом и не подразделяется на отдельные формы.

    www.krupki-crb.by

    ВКонтакте, Баста и фонд «Выход» объединились в день распространения информации о проблеме аутизма

    2 апреля, во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, в VK пройдет несколько масштабных специальных проектов.

    В сообществе autism.help запустили тест «Всегда ли я поступаю как человек, когда встречаюсь с людьми, не похожими на меня?». Он подготовлен фондом содействия решению проблем аутизма «Выход» совместно с ВКонтакте и неравнодушными людьми, которые хотят изменить отношение к людям с аутизмом и добиться признания их прав на полноценную жизнь.

    Одним из первых в акции поучаствовал Баста — посол фонда «Выход». Каждый пользователь, кто полностью пройдёт тест и поделится результатом, получит от рэпера специальный благотворительный подарок ВКонтакте — синего мишку.

    Авдотья Смирнова, сценарист, кинорежиссёр, публицист и учредитель благотворительного фонда «Выход»:

    «С аутизмом рождается каждый сотый ребенок, это очень распространенное расстройство. Фонд «Выход» занимается информированием о проблемах аутизма, наш символ — необычная детская игрушка. Вроде бы обычный плюшевый медведь, но — синий (это цвет аутизма). Его зовут Петруша в честь Петруши Гринева, героя «Капитанской дочки». Он говорил, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений. Нам близка эта мысль, мы тоже верим в улучшение нравов и работаем для того, чтобы людей с аутизмом понимали и принимали, чтобы для них существовала государственная система помощи».

    Екатерина Кочнева, руководитель направления «Благотворительность» ВКонтакте:

    «Сегодня ВКонтакте присоединяется ко Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма. Пользователи сайта могут пройти специальный тест — он поможет узнать, как правильно повести себя при встрече с непохожими на нас людьми. Мы уверены, что тест расскажет большому количеству пользователей о проблемах аутизма, поможет понять таких людей и объяснит, как можно поддержать их близких».

    Также в этот день купол Дома компании «Зингер», штаб-квартиры ВКонтакте, будет подсвечен синим цветом вместе с другими знаковыми зданиями по всему миру.

    Кроме того, на музыкальной витрине ВКонтакте будет опубликован плейлист «Музыка синего света», который состоит из песен артистов с признаками расстройств аутичного спектра.

    m.5-tv.ru

    Аутизм – это заболевание, в результате которого нарушается контакт человека с внешним миром. Заболевание сложное, но при выявлении в раннем детстве, проявления заболевания удаётся скорректировать.

    По данным Всемирной Организации Здравоохранения один из 150 детей болен аутизмом. В Витебской области наблюдается 103 ребёнка с расстройствами аутистического спектра.

    Что такое аутизм?

    Аутизм – общее расстройство развития с максимальным дефицитом сферы общения и эмоций. В самом названии болезни кроется ее суть: внутри себя. Человек с аутизмом никогда не направляет вовне свою энергию, речь, жесты. Всё, что он делает, не имеет социального смысла. Чаще всего диагноз ставится до 3-5 лет, получая название. Лишь в лёгких случаях аутизм обнаруживается у подростков и молодых людей.

    Симптомы аутизма:

    Неспособность понять эмоции окружающих. Мозг здорового человека устроен так, что при взгляде на собеседника можно легко определить его настроение (радость, печаль, страх, удивление). Ребёнок с аутизмом не обладает такими способностями.

    Отсутствие интереса к ровесникам. Дети с аутизмом не принимают участие в играх сверстников. Они располагаются рядом и погружаются в свой мир.

    Трудности в играх с применением воображения и знанием социальных ролей. Здоровый малыш быстро учится катать машинку, баюкать куклу, лечить плюшевого зайца. Аутичный ребёнок не понимает социальные роли в игре. Более того, он не воспринимает игрушку как предмет в целом. Он может найти у машинки колесо и крутить его несколько часов подряд.

    Нет ответа на общение и проявление эмоций. Раньше считалось, что дети с аутизмом вообще не способны на эмоциональную связь с родными. Но теперь известно, что у больных детей уход мамы вызывает беспокойство. Здоровый малыш плачет, зовёт маму, если она надолго ушла. Ребёнок с аутизмом начинает тревожиться, но не предпринимает никаких действий для возвращения родителей. И нет возможности точно определить чувства, возникающие у него при разлуке.

    Нарушение коммуникации. Выраженная задержка речи или её отсутствие.

    При тяжёлом аутизме дети не овладевают речью. Они могут употреблять отдельные слова для обозначения потребностей. Часто отсутствует реакция ребёнка, когда его зовут по имени. Может отмечаться слишком громкая либо тихая речь, неправильные интонации, многочисленные повторы слов.

    Стереотипное поведение. Зацикленность на определённом занятии с невозможностью переключиться. Ребёнок может часами строить башни или сортировать кубики по цветам. Отвлечь ребёнка от его занятия бывает крайне тяжело. Так же для детей с аутизмом характерны повторяющиеся действия: хлопанье в ладоши, качание головой и другие однообразные действия.

    Аутизм у ребёнка – это не приговор. Никто не знает, почему возникает это заболевание. Мало кто может объяснить, что ощущает ребёнок при контактах с внешним миром. Но точно известно одно: при правильном уходе, коррекции раннего аутизма, занятиях и поддержке родителей и педагогов дети могут вести нормальную жизнь, обучаться, работать и быть счастливыми. Старайтесь не замыкаться в своих проблемах, обращайтесь к специалистам.

    По вопросам проблемы аутизма можно обратиться в УЗ «Толочинская ЦРБ» к врачу-психиатру (кабинет № 89). Телефон 2-24-24

    tcrb.by