2 года признаки аутизма

Аутизм у детей — признаки и симптомы

Расстройство психики – аутизм – выражается как дефицит взаимодействия с обществом. У аутистов восприятие мира не такое, как у обычных людей, особое, так как уже у маленьких имеются нарушения в развитии. Важно запомнить некоторые признаки заболевания аутизма и точно понять, что это такое.

Признаки аутизма у детей

Как и когда проявляется аутизм у детей? Во-первых, должно насторожить слабое развитие речевого аппарата. Во-вторых, аутизм проявляется даже в нежелании общаться с другими детьми из-за разных интересов, других стереотипов. Как выявляют аутизм у детей – признаки включают неумение радоваться за окружающих и сопереживать друзьям. Самый распространенный ранний признак детского аутизма – это полное отсутствие каких-либо чувств и эмоций.

Как проявляется аутизм у детей до года? Есть несколько важных моментов, которым стоит сразу же обратить внимание:

  • простейший тест – отсутствие улыбки и эмоций;
  • взгляд грудничка зафиксирован на одной точке;
  • если сравнивать новорожденного с остальными ребятишками, то он малоподвижен и неактивен;
  • малыш не просится на ручки;
  • грудничок не гулит и не лепечет, он молчит;
  • может играть сам с собой, теребя соску или игрушки;
  • в развитии малыш очень поздно начинает опираться на ручки, вставать на ножки и делать первые шаги.
  • Признаки аутизма в 2 года у ребенка таковы:

  • он очень закрыт, не проявляет эмоций;
  • малыш почти не говорит и лепечет что-то неразборчивое;
  • взгляд постоянно отведен в сторону, нет зрительного контакта;
  • дети говорят о себе часто в третьем лице, называя свое имя;
  • резкое расстройство речи;
  • если малыш ходит, то, в основном, на цыпочках;
  • постоянное раскачивание на стуле;
  • появление странных увлечений и интересов: включить и выключить свет/воду и т.д.;
  • нет реакции на падение, отсутствие слез даже на физическую боль.
  • Как заметить аутизм у детей – признаки просты. Малыш боится всего, даже звука пылесоса и дверного звонка, в среднем это проявляется раньше, чем в полтора года. Как определить аутизм у ребенка 3 лет? Детское мышление формирует своеобразные ранние страхи: их надо понять каждому родителю, чтобы он начал контактировать хотя бы с мамой и папой. Для ребенка самое главное – понимание близкими его собственного мира. Если дитя необходимо отправить в садик и подготовительную группу, то стоит отдать малыша в ясли, где 4-5 человек – так ребенку будет спокойнее.

    Детский сад не должен восприниматься как форма стресса, а для этого важно сказать воспитателям, что у вас особенный малыш. Нюансы:

    1. В 3 года проявляются первые ранние попытки контакта с собеседниками, но все это может быстро исчезнуть в этом возрасте, если над аутистом начнут смеяться и тыкать пальцем, считая, что он больной. Это часто делают малыши.
    2. Конфликтов вообще не должно быть, чтобы дети-аутисты не замкнулись в себе окончательно.
    3. На прогулке важно разговаривать с малышом, показывать на интересные в окружающей жизни вещи – это развивает дошколят и немного выводит их из этого состояния.

    Проявления и симптомы аутизма у детей 4 лет выражены намного острее, чем предыдущие. Пугливость и другие страхи становятся ощутимее и ярче. Сын или дочь могут постоянно мыть руки, считая, что через пару минут они обязательно будут грязными. Появляются странные последовательности в еде, играх. Часто в 4 годика малыш гиперактивен, а реакция все равно остается заторможенной. Ребенку этого возраста редко удаются простые движения:

    • завязать шнурки;
    • застегнуть пуговицы;
    • удержать карандаш в руке.
    • Признаки аутизма у детей 5 лет почти такие же, что и в 4 годика. Добавляется только:

    • чрезмерная активность;
    • малышам этого возраста сложно усидеть на одном месте;
    • малышу всегда хочется куда-то убежать, уйти, скрыться от всех.
    • Признаки аутизма у детей 7 лет разнообразнее. Диагностировать их важно. Поможет знание, каковы ранние признаки аутизма:

    • Школьник не сможет учиться в слишком шумном классе, где много учеников. Для аутиста оптимальное количество обучающихся – 6-7 человек, не более.
    • Как правило, такие детки больше склонны к творчеству, но сфокусировать свое внимание на уроках в школе у них не получается.
    • Малыши-аутисты плохо читают даже обычные слоги, с большими трудностями проговаривают и запоминают их.
    • Младший школьник или подросток проявляет агрессию, если окружающие не понимают их.
    • Дети могут кушать пищу, основываясь на цветовых предпочтениях. Для них становится важной визуализация еды.
    • Как проявляется аутизм у новорожденных

      Как обнаружить аутизм у детей – основные признаки: по только что родившемуся грудному малышу или во время беременности очень сложно понять, есть ли у него какие-либо симптомы. Самый тесный контакт с мамой. Кто, как не она, может не только распознать близкую болезнь, но и описать ощущения, как ведет себя ее малыш. Вот несколько моментов, как проявляется аутизм у новорожденных, исходя из наблюдений внимательных мамочек.

      Первые признаки аутизма у детей:

    • в напряжении у младенца почти все тело, нет расслабления и реакции на укачивание;
    • в младенчестве нет эмоций и даже легкого крика, ощущение полного безразличия ко всему, очень вялые мышцы;
    • фокусировка и распознавание лиц с первого месяца очень медленная и малозаметная.
    • Диагностика аутизма

      Все симптомы одновременно никогда не проявятся. Определение по 2-3 признакам – это максимум, который можно увидеть со стороны. Если у малыша есть хотя бы 1 критерий – не нужно сразу же считать, что он является аутистом. Детки все разные, развитие не одинаковое. Самое главное, как распознать аутизм у ребенка, что можно выявить самим – это нарушение восприятия реальности.

      Проявляется это в том, что малышу не нужно общение со сверстниками, безразлично поведение окружающих, и еще будто не ощущается физической боли. Если замечен легкий симптом, обязательно стоит обратиться к врачу, здесь поможет профессиональная диагностика аутизма. Не стоит относиться к таким детям как к чему-то странному. Аутизм – не диагноз, чтобы не замечать проблему или избегать общения. Лучший способ помочь – это начать эффективное лечение и коррекцию.

      Информация представленная в статье носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

      sovets.net

      Как выявить ранние признаки аутизма у младенцев и детей младшего возраста

      Кристоферу было 3 года, когда это случилось.

      Он всё делал по-другому: по-своему играл с игрушками и, казалось, никогда не контактировал с окружающим миром, и я не знала почему. После обследования мой мир полностью перевернулся.

      Вспоминая годы, предшествовавшие этой шокирующей новости, в голове всплывает фраза: «Если бы я только знала…». У меня было бы намного меньше разочарований.

      Мне жаль, что я не уделила больше внимания ранним признакам аутизма у своего ребёнка, ведь можно было помочь ему раньше. Чем раньше выявлен аутизм, тем большее влияние на ребёнка оказывает лечение, корректирующее важнейшие навыки, которыми он будет пользоваться всю жизнь.

      Здесь, в штате Висконсин, существует программа под названием «С рождения до трёх». При необходимости врач может направить вас на местную программу раннего вмешательства.

      Аутизм подобен пазлу.

      Необходимо рассмотреть все «кусочки» и понять, что из них складывается. Врач знает, что именно он ищет, и будет прислушиваться к вашим наблюдениям, чтобы назначить ребёнку надлежащее обследование для постановки диагноза.

      Итак, сегодня мы рассмотрим некоторые из этих «кусочков». Но прежде, давайте сделаем глубокий вдох.

      Этот список наблюдений нужен, чтобы помочь вам увидеть возможные признаки, а затем донести эту информацию до педиатра для дальнейшего обследования. Эта статья написана не для того, чтобы вызвать дополнительное беспокойство или стресс. Помните, знание – это сила!

      Это далеко не все признаки аутизма у детей!

      Запишите основные ранние признаки детского аутизма, а затем обсудите их с вашим врачом.

      Ранний признак аутизма №1. Нет реакции

      Понаблюдайте за ребёнком…

    • не отзывается на своё имя;
    • не поворачивает голову, чтобы определить, откуда идёт звук.

    По мере развития обычные дети начинают поворачивать голову и реагировать на шум, голос родителя и т. д. Обычно к 6 месяцам можно ожидать реакции на громкие звуки или речь.

    Ранний признак аутизма №2. Развивается немного с задержкой

    Ребёнок немного запаздывает в освоении базовых навыков? Я знаю, все дети развиваются с разной скоростью, но чаще основные этапы (то есть ребёнок начинает переворачиваться, ползать, ходить и т. д.) у детей происходят в границах разумного промежутка времени.

    Мой сын пополз в 10 месяцев, первый зуб у него вылез почти в 9 месяцев, и он начал ходить в 16 месяцев.

    Ранний признак аутизма №3. Слишком идеальный

    Все вокруг говорят: «Какой чудесный малыш!»

    Но иногда это не комплимент. Если ребёнок молчалив, это может указывать на аутизм: замкнутый, не гулит, скудно выражает эмоции, нет лепета и отдельных слов.

    Мой сын был хорошим, самодостаточным ребёнком. Он иногда выражал эмоции и немного лепетал, но слов говорил очень мало – возможно, четыре к возрасту 18 месяцев.

    Ранний признак аутизма №4. Фокусируется на странных вещах

    Кажется, что малыш живёт в своём маленьком мире…

  • летает в облаках;
  • не смотрит в глаза;
  • не ищет предметы, которые вы прячете;
  • не замечает, когда родитель (или опекун) уходит и возвращается;
  • фокусируется только на визуально-стимулирующих игрушках с музыкой и огоньками.
  • В нашей семье мы всё поняли ещё до постановки диагноза, когда решили убрать все игрушки на батарейках, потому что ребёнок зациклился на них и никогда не играл с игрушками как обычные дети, то есть, например, не катал машинку по полу, издавая шум мотора.

    Больше всего Кристоферу нравились «конкретные» игрушки, те, с которыми нужно было совершать определённое действие, имеющее начало и конец, а затем его повторять. Игрушки, вроде сортеров или такие, где что-то выскакивает.

    «Обычные» игрушки – машинки, мягкие игрушки или доска для рисования – ему не нравились. С ними нет чёткого сценария игры, требуется проявить воображение. Это расстраивало Кристофера, потому что он не знал, когда игра заканчивается.

    Единственным исключением были игрушки для сенсорного восприятия, например, «Гонка пингвинов» или мягкие игрушки с подсветкой.

    Ранний признак аутизма № 5. Фиксирует внимание на предметах

    Это похоже на предыдущий признак, но только сильнее. Когда ребёнок фиксирует внимание на чём-то, это значит, что он максимально сфокусировался:

  • всё должно происходить в очень специфическом виде или порядке;
  • уделяет всё своё внимание предметам, которые развлекают или привлекают ребёнка, то есть видео, музыка, лампа, электронные приборы;
  • будет просить, чтобы это включали или показывали снова и снова.
  • Всё так, как было у нашего сына: ему нравилось повторение и он закатывал истерику, если что-то было сделано не точно так, как раньше. То есть тосты должны быть нарезаны на треугольники, а не на прямоугольники. Он также просил включать ему Baby Einstein снова и снова.

    Ранний признак аутизма № 6. Жизнь как снежный шар

    Знаете, как это – рассматривать сувенир в виде стеклянного шара со снегом? Вам не кажется, что ваш малыш воспринимает жизнь вокруг, как будто он смотрит на такой шар?

  • Он сидит и наблюдает, но никогда не участвует?
  • Кажется, что он не «вписывается» к своим сверстникам на детской площадке или в детском саду?
  • Будет ли он сидеть в одиночестве где-нибудь в комнате, когда другие дети в группе играют и бегают без него?
  • В комнате, где полно игрушек, он находит что-то другое, например, занавеску, и играет этим предметом?
  • Он слоняется, не зная, чем заняться?
  • Эти постоянные моменты были очень тяжелы для меня.

    Если мы с сыном приходили в гости поиграть, то он либо выбирал предметы, которые игрушками не являются, либо сидел один в углу и смотрел на какую-то одну игрушку или нажимал на ней кнопки снова и снова. Признаюсь, я много раз просто вставала и уходила, потому что была расстроена, смущена и огорчена, и моё сердце не выдерживало, когда я видела «обычных» детей.

    Я всё ещё борюсь с этим, хотя мне уже проще. Раньше я позволяла его отличиям питать моё горе, что вводило меня в депрессию. Но благодаря консультациям, группе поддержки и моей вере я научилась замечать сильные стороны сына и сосредотачиваться на них.

    Я перестала использовать в речи слово «нормальный» и рассматривать сына как проблему, которую необходимо решить.

    Ранний признак аутизма № 7. Выборочное подражание

    Детям, проявляющим первые признаки аутизма, не интересно никому подражать.

    На это можно посмотреть по-разному.

  • С одной стороны, это печально, потому что они не будут пытаться подметать пол как мама.
  • С другой, можно найти и положительный момент: они не будут прыгать или стучать, как брат или сестра.
  • Несмотря на то, что такие дети, как правило, не подражают поведению окружающих, очень часто, как только позволяет развитие речи, они начинают повторять фразы из фильмов, книг и песен.

    Это называется эхолалия – автоматическое повторение речи.

    В этом мой сын – «олимпийский чемпион». Он никогда не повторял за мной или мужем, но он цитирует фильмы и книги, как никто другой!

    Первые два года его «разговора» были похожи на сценарии фильмов. Я помню «Ты … игрушка, ты не настоящий Базз Лайтер!» снова и снова в 2 часа ночи.

    Несмотря на то, что это тяжело, от эхолалии есть большая выгода. У ребёнка, проявляющего эти симптомы, есть возможность выучить язык и тем самым «вернуть» его.

    Не все дети демонстрируют эхолалию, так что не пугайтесь, если у вашего малыша её нет. Помните, что ранние признаки детского аутизма – это просто наблюдения! Врач рассмотрит их, чтобы получить общую картину для постановки возможного диагноза.

    Ранний признак аутизма № 7½. Мамина интуиция

    У этого признака номер с «половиной» не потому, что он менее важен (на самом деле, он очень важен), а потому, что ваш доктор не будет придавать ему большое значение для получения цельной картины, которая может привести к постановке диагноза. (Если он спрашивает вас об этом, у вас отличный педиатр!)

    Доверяйте своей интуиции.

    Возможно, у вас появились подозрения, основанные на одном из вышеприведенных признаков.

    Или, возможно, возникли вопросы о поведении вашего ребёнка.

    Лучшее, что вы можете сделать, это спросить, и чем раньше вы это сделаете, тем лучше будет для вашего ребёнка.

    Балансируя на волнах родительства

    Ваша задача сейчас – найти идеальный баланс на волнах родительства.

    Не стоит отступать и игнорировать возможные ранние признаки детского аутизма. Вы не можете просто закрыть глаза и думать о хорошем. Такой подход «спрятать голову в песок» никому не поможет.

    Также не стоит паниковать по поводу всех возможных опасностей, связанных со словом «аутизм».

    Помните, вы ещё ничего не знаете. Вы просто наблюдаете за возможными знаками.

    Хорошо, если вы что-то заметили, у вас появились вопросы, и вы поговорите с профессионалом, врачом, учителем и начнёте действовать.

    Не паникуйте! Всё нормально!

    Аутизм НЕ смертный приговор, вы и ваш ребёнок это переживёте!

    «Нормальный», просто по-другому.

    Другой, новый путь.

    Может быть среди ваших знакомых есть кто-то, у кого ребёнок с аутизмом? Вы заметили какие-либо из этих признаков у вашего малыша?

    Вы не одиноки. Поделитесь своими комментариями ниже и вас поддержат!

    mchildren.ru

    признаки аутизма до года


    Обсуждаем медицинские вопросы по диагностике аутизма у детей. Как определить аутизм, отличительные признаки аутизма, аутичные черта поведения. Диагностика аутизма, аутичные черты поведения Форум родителей детей с аутизмом

    Форум ребёнок-инвалид » Форум родителей детей с аутизмом » Диагностика аутизма, аутичные черты поведения » признаки аутизма до года

    признаки аутизма до года

    Всего сообщений: 3
    Рейтинг пользователя: 0

    Дата регистрации на форуме:
    15 сен. 2016

    Всего сообщений: 1262
    Рейтинг пользователя: 4

    Дата регистрации на форуме:
    20 окт. 2015

    Откуда: г. Кемерово
    Всего сообщений: 152
    Рейтинг пользователя: 0

    Дата регистрации на форуме:
    15 июня 2016

    у меня сыну сейчас 1,10 — ставят аутичные черты, но у нас может быть на фоне гипотериоза. не важно. Сейчас беспокоят навязчивые движения — кружение, беготня вдоль оград и заборов, слабое понимание речи, ничего не показывает, никого не зовет, не называет, звукоподражания нету, речи нету.

    В вашем возрасте вел себя примерно также (это меня не настораживало до 1,5 лет) — он целый день занимался сам с собой, моего общества он избегал в плане занятий, но не прочь был и пообниматься-понежиться. Вот что найдет на своем пути, пока ползает, с тем и копошится.
    Гонял целыми днями мячики как котенок по квартире (из сухого бассейна которые), крутил колеса у перевернутых машин, дочкину кукольную коляску катал. И вообще нравилось все что крутится-движется, особенно мог целый цикл простоять у стиральной машинки — это уже!! были стимуляции зрительные!! Также любил всё пялиться на люстры, любые другие лампы.
    Когда я уходила куда — он совершенно не расстраивался.

    В вашем возрасте вы сейчас ничего не сделаете, и мне кажется ни один спец не скажет что что-то плохо. особенно неврологам поликлиники вообще глубоко наплевать — за время приема 15 минут, они делают вывод что все в порядке, вы загоняетесь, мамаша.. Старайтесь держать режим, заниматься с ней и отвлекать от подозрительных стереотипий. И если найдете, покажите ее дефектологу.

    Откуда: Беларусь
    Всего сообщений: 1790
    Рейтинг пользователя: 3

    Откуда: хмао
    Всего сообщений: 3857
    Рейтинг пользователя: 233

    Дата регистрации на форуме:
    15 сен. 2009

    ОЙ, мамочки-папочки. В таком возрасте специалист не скажет прогноз, по тем признакам, что Вы обозначили, а кто ж (кроме jaded) вам даст ответ . Все дети РАЗНЫЕ, патологических признаков точно нет. Что значит «реву»? Хороший, здоровый ребёнок, чтоб она с Вами общалась, надо не разглядывать патологии, а играть, общаться, петь, кривляться, ползать с ней на полу, вместе качать куколку, строить башенки, мяукать, крякать, мычать, кукарекать. Остаётся одна? — Прекрасно! Что лучше, когда орёт и гоняется?

    По поводу кружений, это тоже не показатель! Мой крестник, придя домой, в возрасте 1-3 лет, придя домой раздевался догола и носился по кругу, благо площадь комнаты позволяла, минут по 10-15 без остановок. Мы в те времена о таких «отклонениях не слышали и воспринимали это без ужаса. Вырос, общительный интеллектуал, спортсмен, закончил универ — душа компаний. Отказ от общения — повод для тревог, зацикленность — тоже повод, непредсказуемые истерики (по идее должен обрадоваться, а ребёнок истерит(на новую игрушку, сладость)) — повод для тревог.

    Всего сообщений: 248
    Рейтинг пользователя: 0

    Дата регистрации на форуме:
    19 янв. 2016

    Lara1978 малышка у вас крохотная совсем, ни один врач вам ничего не скажет, думаю. Сами занимайтесь, говорите простыми фразами, называйте предметы, работайте над моторикой почаще — пусть собирает мелкие предметы. Помогайте ей пользоваться указательным жестом. И не надо реветь раньше времени. Возможно ваши страхи надуманны. А если и нет, то у вас есть возможность работать с ребенком с такого раннего возраста. Многие мамы лишь к 3 годам начинаю коррекцию.

    а у меня наоборот. Первый невролог (в 1,11 г.) сказал, что аутичная симптоматика присутствует, хотя и не выраженная. Психиатр в 2,2 подтвердила. Потом еще невролог и дефектолог в 2,4 то же самое сказали. И вот последний визит к психиатру — симптоматика есть, но опять-таки смазанная, не выраженная. Болтаемся на границе нормы. Только речь сильно отстает, остальное более-менее.

    Дата регистрации на форуме:
    18 мар. 2016

    Мы тоже в садовском возрасте так болтались, потому что маленьким детям многое простительно в поведении. Но школа всё показывает более чётко и разница видна. Да ещё при повышении требований неврозы возникают, нежелательное поведение новое. Вот из свежего. Вроде в этом году со школой всё казалось не плохо, но новый дефектолог по русскому языку не находит с ним общего языка. Миша истерит, просится на урок в обычный класс. Вчера она его привела посреди урока и он сидел в классе с обычными детьми писал их задания. Хочу на той неделе поговорить с учителем русского, т.к. такие уступки ему в нашем случае недопустимы — моментально сядет на голову. Да и в классе начинает причитать заранее «не пойду к дефектологам».

    Согласна на 100%. Другого пути нет, не тратьте время на бессмысленные поиски спецов для этого возраста. Много желающих залезть в карман родителей, но реальную помощь только вы сами окажете.

    invamama.ru

    Симптомы аутизма у детей

    Аутизм важно диагностировать как можно раньше – в идеале в 1-1,5 года. Если начать корректировать поведение с этого возраста, то все пройдет легче, безболезненней для семьи и самого малыша. Как распознать признаки аутизма в раннем детстве?

    Наверное, важно будет повторить несколько известных фактов. С каждым десятилетием рождается все больше людей с аутизмом. По данным ВОЗ, количество детей с таким диагнозом растет на 13% в год. Аутизм – это не научный термин, правильнее будет говорить «расстройство аутичного спектра» (РАС). Спектр отклонений очень и очень широк, степень тяжести каждого из отклонений – индивидуальна. А значит в случае каждого ребенка диагностика должна быть индивидуальной, внимательной.

    Каких-либо анализов или инструментальных методов, способных на 100% подтвердить или опровергнуть РАС, не существует. Врач, как правило это врач-психиатр, применяет методы наблюдения за ребенком, играет с ним, анкетирует и проводит интервью с родителями. Расстройства аутичного спектра – врожденный порок, предположительно, связанный с нарушением генетики и/или органическим поражением головного мозга. Болезнь появляется отнюдь не от плохого воспитания, не из-за приобретенной душевной травмы. Отсюда следуют два очень важных вывода. Первый: родители не виноваты в аутизме своих детей. И второй: РАС коварен, и до трех лет его симптомы могут быть «списаны» как раз на плохое поведение, капризы, дурное воспитание.

    Поскольку это врожденное заболевание, увы, неизлечимо, оно остается с человеком на всю жизнь. Однако проявления аутистического поведения поддаются коррекции с помощью терапевтических занятий, которые особенно эффективны в раннем возрасте. Ребенку можно помочь – чем раньше начать заниматься, тем благоприятнее прогноз. А для этого нужно вовремя распознать болезнь.

    Спектр аутичных признаков

    Несмотря на то, что РАС проявляется очень индивидуально, для простоты предлагается объединить ключевые признаки в три группы.

  • Общение: нарушения социального взаимодействия.
  • Разговор: нарушение речи и других способов говорить (жесты, мимика).
  • Поведение: стереотипность интересов и деятельности.
  • Если говорить о них подробнее, то вот небольшой список особенностей, которые могут стать основанием для обследования. На что родителям, опекунам, родственникам и воспитателям стоит обратить внимание?

  • Зрительный контакт. Ребенок не смотрит глаза в глаза, взгляд ребенка скользит мимо ваших глаз, несмотря на ваши попытки привлечь внимание, – это самые тревожные «звоночки» для ранней диагностики.
  • Эмоциональная нейтральность. Часто дети с РАС не проявляют радости, тревоги, удивления. Бывает, они не «считывают» настроение значимого для них взрослого, не чувствуют его интонацию (ласковую, строгую). Если близкому человеку больно, ребенок вряд ли проявит сочувствие доступным для него способом: взглядом, мимикой, жестами или желанием обнять.
  • Задержка речевого развития или отсутствие речи и при этом способность повторять довольно сложные речевые конструкции, услышанные от взрослых или из мультфильмов/кино.
  • Отсутствие указательного жеста, а также неумение правильно просить могут оказаться серьезными индикаторами. Если ребенок не показывает пальчиком, а ведет или подталкивает взрослого к интересующему объекту, это повод задуматься.
  • Если ребенок не откликается на свое имя, это тоже может стать весомым поводом для профессионального осмотра. Весьма часто в таких случаях сначала консультируются с сурдологом. Если же со слухом все в порядке, то можно посоветовать обратиться к врачу-психиатру.
  • Повторяющееся поведение: вращение вокруг своей оси, пробежки из угла в угол, бег вдоль прямых линий (забор, шкаф), однообразные движения руками, хождение на цыпочках. Неестественные, то есть возникающие спонтанно, без привязки к ситуации, движения и жесты тоже должны насторожить родителя.
  • Стойкие привычки – очередной повод для консультации со специалистом. Это может быть привычка к одному типу еды, режиму дня, определенному порядку среди игрушек (как правило, выстраивание их в один ряд).
  • Фокусирование на деталях. Например, интерес не к игрушке в целом, а к ее детали: колесику, которое ребенок может крутить очень долго.
  • Отсутствие воображения, так нужного для игры – по сути единственного доступного ребенку механизма познания мира. Неумение проводить ролевые, сюжетные игры, играть со сверстниками – тоже означает, что ребенок может быть в зоне риска.
  • Не все из перечисленных признаков обязательно проявляются у ребенка с РАС. Однако если некоторых из них наблюдаются, можно пройти тест (аутизм-тест.рф).

    Что делать семье, в которой растет ребенок с расстройством аутичного спектра? Прежде всего, наверное, нужно заняться АВА-терапией (Applied Behavior Analysis). Система, разработанная в 1980-х в США, на сегодня остается единственным научно доказанным методом коррекции аутизма. Она представляет собой непрерывный и поэтапный процесс обучения с подсказками и поощрения желательного поведения. Среди многих профессионалов и родителей эта система признана наиболее эффективной. Родители могут пройти тренинги по АВА-терапии как в специализированных центрах, так и на онлайн-семинарах.

    Что говорят об аутизме родители и врачи

    Яна Сумм, организатор центра АВА-терапии, мама ребенка с аутизмом: «Коварство болезни в том, что недостатки, по которым ставится диагноз, не выглядят на трехлетнем ребенке чем-то чудовищно неправильным. Мой сын в 2 года даже ходил на обычные кружки с сестрой. Однажды я уезжала и попросила маму присмотреть за детьми. После моего возвращения она сказала: «То, что я вижу, — катастрофа. Он начал терять все свои навыки, и с каждым днем становится глупее, чем вчера». Мама испугала меня и правильно сделала. Потом я начала тщательно вспоминать детали, буквально день за днем в его жизни. В день, когда родился мой Валера, я подумала, что вот он – мой сын, но он еще немного не в себе, словно инопланетянин. Блуждающий взгляд, равнодушие ко мне, слабый сосательный рефлекс… Когда папа купил ему беговел, Валера мог по 1,5 часа ездить по кругу, что всех умиляло, но отнюдь не настораживало. Однажды босоножки очень сильно натерли ему пальчик, а он не заметил боли. Валера, как и другие аутисты, не очень хорошо чувствовал и понимал свое тело. Многих вещей я не понимала, и списывала их на характер, особенности, капризы. Очень важно до года понять, есть аутизм или нет. Три года – это уже не возраст ранней диагностики».

    Елена Бахтинская, детский психиатр: «Впервые аутизм описал в 1943 году австро-американский детский психиатр Лео Канер. В наше время знаний о заболевании несомненно больше, и само оно, увы, стало более распространенным. Диагностируется аутизм гораздо раньше, чем это было принято еще несколько лет назад. В крупных центрах умеют проводить диагностику уже в 1-1,5 года. Очень важно, чтобы родители обратились вовремя, в идеале до года. В этом возрасте можно заметить нарушение зрительного контакта: ребенок не реагирует на улыбку, взгляд, не протягивает ручки, чтобы его взяли на руки. Это должно насторожить, и очень важно, чтобы родители задали себе вопрос, почему ребенок этого не делает. Ранняя диагностика дает больше возможностей эффективно помочь ребенку. К тому же есть расстройства, которые ближе к норме, и если их начать корректировать в раннем возрасте, то ребенок сможет учиться в обычной школе, найти работу и создать семью».

    Александр Галущак, врач-психотерапевт высшей категории, кандидат медицинских наук: «Наиболее явные признаки возникают после трех лет, когда взрослые ждут от ребенка определенного уровня развития. А самые первые признаки возникают раньше – практически с первого года жизни. Прежде всего, это реакция на маму. У детей, у которых мы подозреваем аутизм, практически отсутствует реакция (оживление) на то, что мама подошла, нет реакции на ее голос. Что такое гуление? – Это когда детки издают звуки, смеются, показывают эмоцию, которую можно однозначно интерпретировать как положительную, радостную. Детки с аутизмом не гулят, проявляют эмоциональную нейтральность».

    Юлия Преснякова, клинический психолог, руководитель проекта «Инклюзия»: «Во время занятий и в бытовом общении с ребенком-аутистом самое важное – ровный эмоциональный фон. Нужно постараться все свои фразы формулировать исключительно в положительном ключе, разговаривать очень-очень спокойно и нейтрально. Не стоит загружать речь множеством дополняющих друг друга слов. Лучше спросить: «Хочешь банан?». Фраза «А не хочешь ли ты сейчас банан?» слишком перегружена смыслом. Во множестве слов речь для таких детей превращается в шум, а наша задача – сделать речь функциональной и понятной».

    lisa.ru