Адаптация детей с аутизмом к доу

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Как справиться с ребенком-аутистом в группе детского сада?

Вопрос: Добрый день! Мне нужна ваша помощь. К нам в группу приходит больная аутизмом девочка. Группа средняя. Нигде не могу найти информацию, как себя вести с такими детьми, ведь они могут проявлять агрессию просто так. У меня в группе 20 человек, по списку — больше, но ходит двадцать, меньше — редко. Уделять много времени этой девочке я не могу.

У меня четверо детей в группе очень оперативные — за ними глаз да глаз нужен. Я собрала в интернете информацию, но как общаться с такими детьми в детском саду нигде не могу найти. Боюсь агрессии.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

На переднем плане письма Ваш страх – «боюсь агрессии»…

Возможно, он вызван какими-то неприятными событиями, имевшими место в прошлом, а может, чем-то другим. Но почему все письмо только об этом?

Страхи, особенно рационально не обоснованные, возникающие самопроизвольно, как бы помимо воли человека, оказывают сильное влияние на его жизнь. Обычно они реализуются в действительности по принципу «чего боишься, то и случается». Традиционно это принято называть законом подлости. На самом деле никакой «подлости» здесь нет. Просто часто возникающие в воображении картины, к тому же сопровождающиеся яркими эмоциональными переживаниями, осуществляются. Все равно, о чем Вы часто думаете – о хорошем или о плохом, предчувствуете радость или боитесь. Достаточные условия – часто и эмоционально. И можете считать, что заказ на выполнение Вашего «желания» (на самом деле — не-желания) принят.

— Будет исполнено! – рапортует мир, и создает условия для его быстрейшей реализации.

Так работает «закон подлости». Коротко говоря, бояться невыгодно. Ведь с таким же рьяным усердием будут выполнены и Ваши истинные желания.

Но оставим метафизику и вернемся к нашим детям в садике.

Очень меня удивил такой ход – отдать в сад аутичного ребенка. Конечно, случай случаю рознь, и на месте, безусловно, виднее. Тем не менее, этот ребенок возлагает на Вас дополнительную нагрузку. То, что Вы не нашли в интернете методик по воспитанию аутистов в саду, неудивительно – их просто туда не отдают. Так что Вы будете нашим пионером-первопроходцем. Может, будете делиться своими открытиями, знаниями и опытом? Это было бы очень полезно и интересно.

В общем случае аутичный ребенок очень замкнут, а коллективным играм и общению предпочитает уединение и самостоятельные занятия. С ним в группе гораздо меньше хлопот – он не будет приставать к другим детям, чего-то от них хотеть или требовать, отстаивать свои права и игрушки, заводить игры и беготню. Но как до него достучаться, чтобы он открыл Вам дверь к себе – тут Вам придется искать путь самой. Потому что остаются организационные моменты, когда нужно спать, есть, гулять и т.п., и это принято делать всем вместе.

Могу только порекомендовать не оказывать никакого давления, иначе дверь перед Вами еще плотнее закроют.

Вашим инструментом может быть интерес. Сумеете заинтересовать – считайте, дело сделано.

Вам придется искать то, что нравится этой девочке, что ей интересно. Говорить с ней через понятия принуждения бессмысленно, все «надо», «должен», «все детки так делают» ее оставят равнодушно-невозмутимой. Ищите ее конек, это может быть, что угодно – музыка, рисунок, лепка, конструкторы, звери, цветы или что-то еще. На языке того, что ей нравится, Вы сможете с ней обо всем договориться.

Это как диковинный экзотический цветок – у нас такие не выращивают, как за ним ухаживать – непонятно, все приходится искать опытным путем. Но если правильный подход найден, сколько радости и восхищения принесут невиданные цветы и плоды…

А насчет «проявить агрессию просто так» могу Вам сказать одно: ничего не бывает просто так. Так может казаться, если человек не знает или не понимает причины.

Причины, вызывающие агрессию – насилие и ограничение.

Если у ребенка открыты все возможности для нормального, здорового, естественного развития, его не заставляют делать то, что ему мешает или не нужно. когда ему разрешают делать то, что ему нужно и хочется, тогда и агрессии не будет, она просто не нужна. Чтобы человек проявил агрессию, его нужно до этого специально довести, создать условия.

И вот еще что. Это не совет и не рекомендация, а просто мое мнение. Если бы я работала с детьми, и мне привели бы аутиста, я, наверное, поставила бы себе задачу определить, насколько возможно и полезно для всех присутствие такого ребенка в группе детей. Выяснила бы все возможности взаимодействия и взаимной пользы, испытала бы как можно больше разных методик, придумывала бы и опробовала свои методы, корректировала бы их по ходу жизни. Ух, а потом бы я… книжку бы опубликовала….

deti-club.ru

Адаптация детей с аутизмом к доу

Проблемы которые связаны с адаптацией к детскому саду, далеко не новы, психологи, педагоги, родители давно уже изучают эти проблемы. И вопрос адаптации детей к детскому саду, также остро стоит, как и раньше. Главное оказавшись в новой ситуации, ребенок должен получить поддержку и помощь. В этот период надо создать для ребенка психологический комфорт.

Эмоциональное неблагополучие ребенка может плохо сказаться на сне ребенка, на его аппетите.

Одно из важнейших понятий, влияющих на адаптацию ребенка в ДОУ, — социальная ситуация его развития. Обследуя и проводя диагностику психосоматического состояния ребенка, развития его способностей и интеллекта, следует учитывать динамику взаимоотношений малыша с окружающими его людьми. Именно социальные отношения могут прояснить своеобразие индивидуальных качеств ребенка. Это поможет воспитателям и медицинскому персоналу ДОУ выбрать правильную, эффективную в отношении конкретного ребенка тактику в организации воспитательных, развивающих и укрепляющих здоровье мероприятий, а также мероприятий, помогающих его адаптации к условиям ДОУ.

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

Как проходит адаптация к детскому саду

Адаптация к дошкольному учреждению — сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.

Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. В этом мы неоднократно убеждались, консультируя родителей и детей по поводу адаптации к детскому саду.

Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних.

Как привыкнуть ребенку к новому коллективу

Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам.

Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Как показывает анализ случаев консультативной практики — дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации.

Правила адаптации в детскому саду

Чтобы облегчить малышу процесс адаптации к условиям ДОУ, соблюдаются следующие правила:

  • В любое время родители ребенка могут придти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным.
  • Родители могут приводить и забирать ребенка в удобное для них время, но следует помнить, что в первые дни пребывание малыша в группе не более 2-3 часов, в зависимости от степени его психического состояния.
  • Воспитатель обязательно выполнит просьбы родителей относительно питания, сна, одежды ребенка.
  • Все медицинские и закаливающие процедуры проводятся только с согласия родителей.
  • Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются:

  • отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,
  • наличие у ребенка своеобразных привычек,
  • неумение занять себя игрушкой,
  • отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,
  • отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.
  • Рассмотрим факторы, влияющие на адаптацию это:

    • возраст ребенка;
    • состояние здоровья;
    • уровень развития;
    • характеристика нервной системы;
    • умение общаться с взрослыми и сверстниками;
    • сформированность предметной и игровой деятельности;
    • приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
    • Разные степени адаптации

      Тяжелая степень адаптации — дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант.

      Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Очень часто родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Hо постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома.

      Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо вас и воспитателей, поможет только педиатр или узкий специалист!

      Средняя степень адаптации

      Средняя степень адаптации — в эту группу опадают дети без нервных расстройств — они в детском саду «всего лишь» начинают часто болеть. Еще бы, происходит «обмен» всевозможными инфекциями. Подобную «прививку» могут выдержать далеко не все дети — у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш ваш заболеет, а значит, адаптация его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться вашему ребенку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы.

      Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).

      При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.

      Легкая степень адаптации

      Легкая адаптация — наконец, почти половина детей составляет самую благополучную группу — они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

      Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, например, понарошку кормит куклу, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего — полмесяца.

      Когда считать адаптацию законченной?

      Каждый ребенок привыкает к жизни в детском саду по-своему. Одному ребенку на адаптацию потребуется всего неделя, а другому – целый месяц. Продолжительность привыкания зависит от многих факторов. Надо учитывать темперамент малыша, его состояние здоровья, какова обстановка в семье и даже то, насколько готовы к этому важному этапу сами родители. Некоторые дети в первые дни проявляют нешуточную агрессию: царапаются, кусаются, бросаются на пол, с яростью швыряют предлагаемые игрушки. Иногда бывает все наоборот: малыш после расставания с мамой замыкается в себе и, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживает рыдания; сидит, уткнувшись в одну точку, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде. Так что родители должны быть готовы ко всему.

      Адаптационный период считается законченным, если:

      • Ребенок ест с аппетитом;
      • Быстро засыпает, вовремя просыпается;
      • Эмоционально общается с окружающими.
      • Играет

      poskladam.ru

      Социальная адаптация детей с аутизмом

      Ирина Лодейщикова
      Социальная адаптация детей с аутизмом

      Социальная адаптация детей с аутизмом

      Ранний детский аутизм (РДА) является одним из наиболее сложных нарушений психического развития и относится современными авторами к группе так называемых первазивных (т. е. всепроникающих) расстройств. Аутизм – это медицинский диагноз, и конечно же, ставить его имеет право только специалист. Поскольку зачастую аутичный ребенок обладает целым комплексом характерных поведенческих особенностей, то первоочередная задача – определить, какое же нарушение является ведущим в каждом конкретном случае. Ведь проводить коррекцию всех нарушений одновременно невозможно. Дети с ранним аутизмом представляют весьма специфичную группу. У них наблюдаются расстройство процессов коммуникации, неадекватное социальное поведение, трудности при формировании эмоциональных контактов с окружающими и, как результат, нарушение социальной адаптации. Следует отметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, внимания, моторики, памяти, речи. Несмотря на общность нарушений в психической сфере, аутизм проявляется в разных формах. По статистике глубокий аутизм встречается у одного ребенка из тысячи. В повседневной практике, в детском саду или в школе, мы, как правило, сталкиваемся с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические признаки. Среди мальчиков аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем среди девочек.

      У детей присутствует боязнь, страх любых изменений окружения и среды. Подобные реакции возникают на не так, как обычно, надетую одежду, на новую пищу, на присутствие незнакомого человека, на перестановку мебели, смену места для сна.

      У детей грубо нарушено социальное развитие. Они избегают прямого (глаза в глаза) контакта. Обычно стремятся уйти от контакта с окружающими людьми, переносят лишь малые дозы прикосновений, поглаживаний, отказываются от коллективной игры. Предпочитают индивидуальную игру в уединении

      Очень трудно у данных детей определить уровень интеллекта. Некоторые имеют значительный запас знаний в отдельных областях. Любят слушать чтение, особенно стихотворений. У них преобладает интерес к форме, цвету, размеру над образом в целом; больший интерес к изображенному предмету, чем к реальному. Они успешно работают с головоломками, кубиками, мозаиками. Проявляют интерес к знаковым системам, к тексту книги, букве, цифре, к другим обозначениям. Но, с другой стороны, у этих детей можно отметить непонимание простых вещей, просьб, неспособность сосредоточиться, беспомощность в элементарном быту, самообслуживании, трудности обучения навыкам, отсутствие интереса к функциональному значению предмета. Для данных детей свойственно отставание в развитии речи. Этот недостаток они не пытаются компенсировать жестами, мимикой. Научить их говорить правильно очень трудно.

      Конечно, каждая встреча с аутичным ребенком поистине уникальна. Но, зная общие закономерности развития детей- аутистов.

      За время пребывания в детском саду этих детей необходимо применять отработанные методики. Изучаем литературу по данному вопросу. Апробировать некоторые методики, такие как: «Развитие речи у аутичных детей» Л. Г. Нуриевой, «Психокоррекционная работа с аутичными детьми» Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной. Использовать в работе рекомендации О. С. Никольской.

      Коррекционную работу с аутичными детьми необходимо строить на основе знаний закономерностей развития детей- аутистов и комплексно: при участии психоневролога, психолога, логопеда, дефектолога, музыкального работника, инструктора по физкультурной работе, родителей. Работа специалистов должна проходить по одной программе, которая в течение года корректируется. Все специалисты совместными усилиями должны добиватся общей цели: помочь ребенку адаптироваться в детском саду.

      Главная задача, которую необходимо перед собой ставить, — вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью применять в работе как можно больше форм взаимодействия с ребенком, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт. Для того чтобы понять с чего начинать коррекционную работу, необходимо определить ведущие направления.

      Выбор направления зависит от потребностей конкретного ребенка. В одном случае необходимо обучить его, в первую очередь, навыкам самообслуживания, в другом — провести работу по снятию страхов, налаживанию первичного контакта, созданию положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы для занятий. При этом всегда нужно помнить о пяти «не»:

      — не говорить громко;

      -не делать резких движений;

      -не смотреть пристально в глаза ребёнку;

      -не обращаться прямо к ребёнку;

      -не быть слишком активным и навязчивым.

      Общение строится на поддержании элементарных, даже не соответствующих возрасту аффективных проявлений и стереотипных действий ребёнка посредством игры. Например, ребёнок машет руками – взрослый организует игру «бабочки летят»; ребёнок бегает по кругу – игра «догоню».

      Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Во время занятия физкультурой им не понятно, зачем и как долго надо бегать по кругу. Чтобы их деятельность стала более осмысленной, мы в зале на полу раскладываем несколько игрушек и даем ребенку конкретное задание: каждый раз, пробегая мимо игрушек, брать одну из них и бросать в корзину, когда все предметы будут собраны, перейти с бега на шаг, и, пройдя еще одни круг, сесть на скамейку. Таким образом, ребенок видит план своих действий, и становится более спокойным. Подобной осмысленности мы добиваемся при выполнении любого задания. Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие. С этой целью в группе мы размещаем так называемые пооперационные карты, на которых в виде символов обозначены четкая последовательность действий. Так, например, схему последовательности действий ребенка при сборах на прогулку мы помещаем на шкафчике, схему «Обед» — в уголке для дежурного, в приемной вывешиваем схему выполнения распорядка дня. Работая по схеме, дети видят конечный результат, которого надо достичь (эта методика разработана воспитателями детских садов Санкт-Петербурга). Недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще «путешествовать» с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не хочет повторять название, взрослый делает это сам).

      Аутичный ребенок плохо осознает свое тело. У него может быть нарушена пространственная ориентация. Поэтому в групповой комнате у нас размещено два зеркала на уровне глаз ребенка Время от времени воспитатель привлекает внимание ребенка к его отражению. Этот прием даёт положительные результаты.

      Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия мы используем такие игры как «Волшебный мешочек», «Угадай предмет». На первых этапах работы с аутичными детьми мы предлагаем им игры с жесткой последовательностью действий и четкими правилами. Каждую игру проигрываем не один раз. Во время игры постоянно проговариваем свои действия и действия ребенка. Многократное повторение одной и той же игры, одних и тех же слов даёт свой результат — ребенок начинает включаться в общую деятельность.

      Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия. Мы в буквальном, смысле «работаем» руками ребенка, пишем или рисуем вместе с ним, держа один карандаш. Обязательно нужно хвалить ребенка за любой, даже, на наш взгляд, незначительный успех. Эта похвала повышает уверенность ребенка в себе. Даже если реакция на слова не проявляется внешне, доброжелательный тон и поддержка создают положительную эмоциональную атмосферу, которая со временем делает взаимодействие с ребенком более эффективным. Если ребенок не принимает инструкции и правила, которые мы ему предлагаем, их ни в коем случае нельзя навязывать насильно. Мы присматриваемся к тому, что и как он хочет делать сам, подыгрываем ему, занимаемся тем, что ему интересно. Это помогает наладить контакт с ребенком. Планируя занятия, мы всегда готовы к гибким изменениям своих планов. Для того, чтобы лучше понять ребенка и оказать ему посильную помощь в адаптации детскому коллективу необходимо работать в тесном взаимодействии с родителями. Мы стараемся донести до них, что их детям нужна любовь, поддержка со стороны близких, стремление подчеркивать положительные черты их характера. Для укрепления контактов педагогов с родителями, для оказания более эффективной помощи ребенку мы часто приглашаем родителей в группу, которую посещает ребенок. Родители для работы со своими детьми используют индивидуальные игры, различные рекомендации, которые мы им предлагаем.

      В сферу нашей деятельности входит и пропаганда дефектологических знаний среди окружающих ребенка людей. Это необходимо, потому что трудности социальной адаптации ребенка зависят не только от своеобразия его психики, особенностей личности, но и от неподготовленности людей к общению с ним, непонимание его нужд.

      Работая с аутичными детьми, мы понимаем, что коррекционная работа будет продолжительной. И чтобы по-настоящему помочь ребенку, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза, но мы можем сделать многое: понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться и адаптироваться к окружающему миру.

      1. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие – Москва. 2002.

      2. Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию – Москва. 2002.

      3. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей – Москва. 2003.

      4. Карвасарская И. Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми – Москва. 2003.

      Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Социальная активность «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

      Социальная акция — основа формирования отношения детей к общественной жизни Говорю. Предоставляю Вам опыт работы с детьми в области социально-нравственного воспитания, а так же нетрадиционную форму работы, где проведение.

      Игровой тренинг для детей среднего дошкольного возраста «Социальная и психологическая самоценность дошкольного детства» СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОЦЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА Форма: игровой тренинг Участники: дети среднего дошкольного возраста Цель:.

      Памятка родителям ребёнка с аутизмом Памятка родителям ребенка с аутизмом Понять ребёнка и работать с ним — это трудно для любого родителя. Дети, больные аутизмом, требуют ещё.

      Рекомендации по коррекционно-развивающей работе с ребенком с аутизмом и детьми с нарушением интеллекта Рекомендации по коррекционно-развивающей работе с ребенком с аутизмом: 1. Сенсорная интеграция, направленная на адаптацию ребенка к окружающему.

      Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка безобразен.

      Социальная адаптация и развитие речи детей в ДОУ с полиэтническим составом дошкольников СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ПОЛИЭТНИЧЕСКИМ СОСТАВОМ ВОСПИТАННИКОВ Лемберг Тамара.

      Социальная адаптация ребёнка в детском саду Первый день ребёнка в детском саду – крайне важный социальный этап в жизни маленького человека. Это один из тех моментов, которые могут.

      Социальная защита детей от жестокого обращения в семье: проблемы и пути решения В данной статье рассматривается проблема жестокого обращения с детьми в семье. Выявляется механизм возникновения жестокого обращения по.

      Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов Жизнь «преподнесла» нам еще одну психологическую проблему — зависимость от гаджетов (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка»).

      www.maam.ru

      Материал (младшая группа) на тему:
      Адаптация ребенка с ранним детским аутизмом в детском саду

      Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Семицветик»

      «Психолого-педагогический подход к развитию детей с аутизмом. Организация образовательной работы с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра»

      «Адаптация ребенка с ранним детским аутизмом в детском саду»

      Подготовила воспитатель: Тренина Л.В.

      г.п. Андра , 2014 г

      Всю часть времени ребенок, посещающий наше образовательное учреждение, находится с воспитателем. Поэтому роль воспитателя в формировании навыков общения аутичного ребенка со взрослыми и сверстниками особо важна. Чтобы по – настоящему помочь ребенку, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза , но мы можем сделать многое : понять ребенка , принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру.

      За время работы с ребенком мы пользуемся определенными психологическими установками:

      — Доброжелательность . Агрессия взрослых – препятствие на пути к установлению положительного контакта.

      — Целеустремленность . Только ежедневное обучение позволит ребенку осваивать новые умения.

      — Терпимость по отношению к ребенку . Длительная работа и большие усилия взрослых приведут к положительным изменениям в развитии.

      — Внимательность и оптимистичность . Важно замечать каждый шаг ребенка.

      — Стремление поддержать ребенка в трудной ситуации .

      — Готовность поощрять ребенка каждый раз, когда он делает попытку выполнить задание, даже если она не очень успешна.

      — Требовательность взрослых в процессе обучения и повседневной жизни.

      —- Нельзя позволять ребенку управлять собой.

      Адаптация аутичного ребенка к детскому саду – процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий близких и персонала ДОУ. Такой ребенок требует дополнительного внимания, которое может проявляться, в частности , в следующем:

      Во – первых, мы стараемся помогать ребенку, понять смысл всего, что происходит в группе , поэтому комментируем для него все происходящее и намечаемые действия ( «Сейчас все собираются на музыкальное занятие , и ты тоже пойдешь на него ; потом будем одеваться на прогулку, а когда вернемся – будем обедать»).

      Во –вторых, помогаем ребенку налаживать контакт с другими детьми: стараемся вовлекать в общие игры, предотвращать возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом не просто пресекаем недопустимые поведенческие проявления, но и, сохраняем доброжелательность, обучаем ребенка более «правильным», социально приемлемым способам взаимодействия со сверстниками («Подожди, отбирать игрушку без спроса нельзя.» Надо попросить : «дай поиграть»). Предлагаемая ребенку речевая формула зависит от уровня его речевых возможностей. Передавая по окончании дня ребенка родителям, мы «вместе» с ним кратко перебираем произошедшие за день события , рассказывая родителям, «как мы все жили сегодня».

      Конечно, такие меры требуют от нас, сотрудников детского сада, большого терпения и дополнительных усилий, но они помогают организовать поведение аутичного ребенка, сделать его более упорядоченным.

      Когда ребенок начал ходить в наше ДОУ, мы наблюдали за ним в течение нескольких дней. Сначала понаблюдали пассивно и незаметно, сведя к минимуму перемещения по группе. После пассивного наблюдения пытались стать более активным наблюдателем. Обращали внимание на характер траектории и ритм перемещения малыша по комнате, посмотрели, какие предметы его притягивают; одинаково ли негативно он реагирует на прикосновения к разным частям тела; нравится ли ему стишки, песенки. Оценивали, одинаково ли смотрит ребенок на нас с разного расстояния и в разных позах, так как знали, что многие дети избегают контакта глазами. Как правило, первые несколько занятий приходилось чередовать очень тесный контакт с прямым взглядом в глаза и перерывами во взаимодействии. Когда ребенок стал допускать наше присутствие поблизости , пробовали просто перемещаться за ним в его ритме или рядом, комментируя все , что он делает радостно, но не очень громко. Избегали прямого взгляда в глаза. Если контакт с ребенком по каким- то причинам нарушался , начинали сначала – садились на прежнее место и наблюдали, пока ребенок снова не переставал нас бояться. Как правило, нарушенный контакт восстановить легче, чем построить его впервые.

      Теперь мы знаем, что привлекает ребенка. Учитывая это, используем разные виды взаимодействия как по отдельности (если какой-то из вариантов ребенок пока не допускает), так и одновременно в течении одного занятия. Но помним, что у ребенка с расстройствами аутистического спектра (РАС) обязательно должен быть отдых от взаимодействия , причем первое время периоды такого отдыха преобладали.

      Если мы замечали, что ребенок предпочитает гладить предметы, стучать ими и слушать их звук, или любит играть с водой или песком, или смотрит на блики и тени, — то использовали для установления более прочного и устойчивого взаимодействия. Пробовали присоединиться к нему, радостно, но не очень громко комментируя. Во время прогулки вместе играли в песке: пересыпали, просеивали, подбрасывали и т.д. Как и любое взаимодействие с ребенком, в том числе и обычным , наши действия были эмоционально насыщенными , живыми , даже несколько утрированными – как с малышом 1-2 лет. Прекрасно проходят и всевозможные игры с водой: от простых переливаний и разбрызгивания до окрашивания воды в прозрачных бутылочках. Хороший материал для сенсорных игр – крупа (мы используем фасоль), куда можно зарывать мелкие предметы, а потом отыскивать их. Можно положить в тазик с фасолью 5-10 игрушек одного вида. Их достают и кладут в разные мисочки. При этом игра не должна пресыщать, поэтому количество игрушек и время игры увеличивается постепенно.

      Основное в таких играх – разделенное переживание. С одной стороны, оно является способом установления контакта, а с другой – становится основой взаимодействия и создает базу для возникновения разделенного внимания, вокруг которого строится вся остальная деятельность.

      Аутичный ребенок видит смысл какой – либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: ребенок должен знать , что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. С этой целью в группе, где находится аутичный ребенок, мы разместили так называемые пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Так, схему, отражающую в нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, мы разместили на шкафчике.

      Ребенок с удовольствием складывает мозаики и головоломки. Они доступны и понятны ему. Особым увлечением его является рисование, может в течение длительного времени разрисовывать свою «любимую» тетрадь.

      Каждая встреча с аутичным ребенком поистине уникальна. Но, зная общие закономерности развития детей- аутистов и имея в копилке «набор» приемов для работы с ними, всегда можно подобрать ключик к ним, даже в самых сложных и непредсказуемых случаях.

      nsportal.ru