Англ стресс

1 стресс

2 стресс

вызванный стрессом, обусловленный стрессом — stress-induced, stress-related

не подвергающийся стрессу — unstressed

3 стресс

4 стресс

[lang name=»Russian»]технологический стресс — technology stress

[lang name=»Russian»]нежелательный стресс — undue stress

[lang name=»Russian»]каждодневный стресс — daily stress

[lang name=»Russian»]в условиях стресса — under stress

[lang name=»Russian»]снятие стресса — stress coping

5 стресс

со стрессом — estresado

вызыва́ющий стресс — estresante

вызыва́ть стресс — estresar vt

6 стресс

источник стресса — stressor

снятие стресса — stress coping

в условиях стресса — under stress

каждодневный стресс — daily stress

нежелательный стресс — undue stress

7 стресс

8 стресс

9 стресс

снять стресс — stresi çözmek

10 стресс

11 стресс

12 стресс

13 стресс

14 стресс

15 стресс

16 стресс

испытывать стресс (находиться под влиянием стресса) — to suffer from a stress

17 стресс

испы́тывать стресс — únter Streß stéhen (непр.) vi, gestréßt sein

18 стресс

19 стресс

20 стресс

См. также в других словарях:

стресс — стресс, а [рэ] … Русское словесное ударение

стресс — стресс, а … Русский орфографический словарь

стресс — стресс/ … Морфемно-орфографический словарь

Стресс — (от англ. stress давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной… … Википедия

стресс — Состояние человека, характеризующееся неспецифическими защитными реакциями (на физическом, психологическом и поведенческом уровне) в ответ на экстремальные патогенные раздражители (смотри Адаптационный синдром). Реакция психики на… … Большая психологическая энциклопедия

СТРЕСС — (стресс реакция) (англ. stress напряжение) особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель. В русском языке термин стресс употребляется также для обозначения и самого раздражителя… … Большой Энциклопедический словарь

стресс — а; м. [от англ. stress напряжение] Состояние напряжения организма человека или животного как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.). ◁ Стрессовый, ая, ое. С ое состояние. С … Энциклопедический словарь

СТРЕСС — в психологии и биологии любое напряжение или препятствие функционированию организма. Человек реагирует на физический или психологический стресс сочетанием физических и психологических защитных механизмов. Если стресс слишком силен или защитные… … Философская энциклопедия

стресс- — СТРЕССО. [от англ. stress напряжение] Первая часть сложных слов. Обозначает: связанный с нервными перегрузками, стрессом. Стресс клиника, стрессотерапия, стресс реакция, стресс фактор … Энциклопедический словарь

СТРЕСС — [англ. stress напряжение, давление] физиол. состояние напряжения организма под действием неблагоприятных причин (холода, голода, психических и физических травм и т.д.). Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. стресс (англ. stress напряжение) … Словарь иностранных слов русского языка

стресс — перенапряжение, напряжение Словарь русских синонимов. стресс сущ., кол во синонимов: 4 • дистресс (1) • … Словарь синонимов

translate.academic.ru

Англ стресс

7.2. Профессиональный стресс

Стресс (от англ. stress — «давление», «напряжение») — термин, обозначающий большой круг состояний физического и психического напряжения, возникающих у человека в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (неблагоприятные, значительные по силе, продолжительные, неожиданные и пр.). Факторами стресса — стрессорами — могут быть как внутренние, так и внешние причины: сильные физические и психические травмы, инфекция, психические (сенсорные, эмоциональные, когнитивные), мышечные перегрузки, резкие изменения температуры и т. д.

Феномен стресса был открыт канадским (родился в Вене в 1907 г., переехал в Канаду в 1932 г.) физиологом Гансом Селье в 1936 г. для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Общий адаптационный синдром имеет три классические стадии — угнетение, мобилизация, истощение. Он может оказывать как мобилизующее, так и отрицательное влияние на поведение и деятельность — вплоть до полной их дезорганизации [319, 320].

Позже, с начала 1960-х гг., понятие «стресс» стало активно использоваться психологами для описания состояния человека в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом, поведенческом уровнях. Большой вклад в изучение психологических механизмов этого феномена внес Р. Лазарус, один из основоположников когнитивной теории стресса, базирующейся на субъективной оценке, которую дает человек угрожающим факторам [142].

В современных концепциях, в зависимости от вида стрессора, различают стресс физиологический и психологический. Последний разделяется на эмоциональный (появляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и т. д.) и информационный (возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать решения в требуемом темпе, при высокой ответственности за последствия решений) [14, 33, 51, 97, 142, 158, 198, 200].

Информационный стресс изучается как составляющая многих видов профессионального труда. Стресс в спорте наиболее активно изучался Б. А. Вяткиным, О. В. Дашкевичем, А. Ц. Пуни и др., в деятельности профессиональных военных — В. А. Бодровым, В. Л. Марищуком, В. А. Плахтиенко, В. А. Пономаренко и др. [33, 51, 198, 200].

Согласно В. А. Бодрову, оптимизация поведения работника в экстремальных и особых условиях предполагает решение нескольких стандартных научно-практических задач:

• изучение феноменологии психических состояний человека в особых и экстремальных условиях, механизмов их возникновения и развития;

• разработку методов диагностики функциональных состояний на различных уровнях: психофизиологическом, психологическом, нозологическом;

• разработку методов и средств управления и самоуправления функциональным состоянием;

• моделирование «трудных» психологических состояний человека;

• изучение возможности человека адаптироваться к деятельности в особых и экстремальных условиях, его психической стрессоустой-чивости.

В практическом плане выделяют четыре синдрома стресса.

1. Когнитивный — проявляется в виде изменения восприятия и осознания информации, поступающей к человеку, который находится в экстремальной ситуации, в изменении его представлений о внешней и внутренней пространственной среде, в изменении направленности его мышления и т. д.

2. Эмоционально-поведенческий — состоит в эмоционально-чувственных реакциях на экстремальные, критические условия, ситуации и т. д.

3. Социально-психологический — проявляется в изменении стиля общения людей, находящихся в стрессогенных ситуациях. Эти изменения могут проявляться в виде социально-позитивных тенденций: в сплочении людей, в увеличении взаимопомощи, в склонности поддерживать лидера, следовать за ним и т. п. Однако могут складываться и социально-негативные формы общения: самоизоляция, склонность к конфронтации с окружающими людьми и т. п.

4. Вегетативный — проявляется в возникновении либо тотальных, либо локальных физиологических стрессовых реакций, которые направлены на адаптацию, но могут стать основанием для развития так называемых болезней стресса [33, 51, 167, 168].

Индивидуальные различия в поведении людей проявляются в зависимости как от их индивидуальных особенностей, так и от выраженности стрессогенных факторов. При сравнительно невысокой экстремальности у большинства людей возникает активное стрессовое поведенческое и трудовое реагирование: увеличение скорости реакций, уменьшение количества ошибок и т. п. При сравнительно высокой экстремальности условий деятельности у большинства людей проявляются отрицательные формы стрессового реагирования и уменьшается количество лиц, активно и адекватно реагирующих.

Три классические стадии стресса хорошо просматриваются и слышатся в предельно искренних строках поэтов-фронтовиков:

Когда на смерть идут — поют, а перед этим можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою — час ожидания атаки. Снег минами изрыт вокруг и почернел от пыли минной. Разрыв. И умирает друг. И, значит, смерть проходит мимо. Сейчас настанет мой черед. За мной одним идет охота. Будь проклят сорок первый год — Ты, вмерзшая в снега пехота. Мне кажется, что я магнит, что я притягиваю мины. Разрыв — и лейтенант хрипит. И смерть опять проходит мимо.

По мы уже не в силах ждать. И нас ведет через траншеи окоченевшая вражда, штыком дырявящая шеи. Бой был короткий. А потом глушили водку ледяную, и выковыривал ножом из-под ногтей я кровь чужую.

(С. Гудзенко. Перед атакой 1149]) ***

Я только раз видала рукопашный. Раз — наяву. И тысячу — во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.

(10. Друнина. Я только раз видала рукопашный. [149])

www.mnogosmenka.ru

СТРЕСС (стресс-реакция) (англ . stress — напряжение), особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель.

Концепция стресса была разработана канадским физиологом Г.

Селье, который впервые применил этот физический термин в биологии в 1936. Согласно Селье любой достаточно сильный внешний стимул (стрессор), физический или психический, вызывает состояние стресса, проявляющееся в определенном неспецифическом (т. е. не зависящем от характера стрессора) ответе организма млекопитающего, названном им общим адаптационным синдромом.

Общий адаптационный синдром делится на три фазы:

1. Фаза тревоги: при первом восприятии стрессовой ситуации тело входит в состояние шока, когда температура тела и кровяное давление существенно снижаются. В конце этой фазы организм запускает реакцию активации.

2. Фаза противодействия: физиологические системы организма пытаются восстановить нормальную деятельность. Температура и давление возвращаются к норме.

3. Фаза истощения. Если стресс отличается интенсивностью или продолжительностью, оргнаизм испытывает слишком большую нагрузку, и снова возникают симптомы первой фазы. Организм больше не способен справиться с ними, в результате чего развивается физическое расстройство (психосоматическое заболевание).

Стресс и здоровье. Исключительно важно то значение, которое имеет физический и эмоциональный (психический) стресс в жизни человека и в формировании многих заболеваний. Одну из главных и нерешенных проблем при этом можно сформулировать следующим образом: стресс — это хорошо или плохо? На этот вопрос не смог ответить даже сам Селье; если в первых работах он высказывал мнение о том, что умеренные стресс-стимулы оказывают благотворное воздействие на организм, стимулируя его защитные силы, и только чрезмерные или слишком длительные перегрузки могут «выбить из колеи», то в конце жизни он был вынужден выдвинуть понятие «хорошего» и «плохого» стресса (эустресс и дистресс), чем в значительной степени разрушил целостность своей концепции.

xn--80ahc0abogjs.com

Стресс (от англ. stress – давление, нажим, напор; гнет; нагрузка; напряжение) – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его нормальное функционирование, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Стрессор (синонимы – стресс-фактор, стресс-состояние) – фактор или воздействие, вызывающие стресс [Википедия] .

Каждый раз на тренингах (по управлению людьми и оценке кандидатов для приема на работу или по развитию потенциала подчиненных) участники делают акцент на том, как важна стрессоустойчивость в современной жизни и бизнесе.

Итак, сначала давайте вместе попробуем определить, что же может войти в понятие стрессоустойчивости, и только после будем рассуждать о том, как конкретно улучшить эту характеристику в себе.

Строго говоря, в понятии стрессоустойчивость можно выделить три основных фактора.

1. Воспринимает ли человек саму ситуацию как ситуацию стресса, т. е. является ли данный фактор стрессором для конкретного человека. Надо сказать, что большинство факторов для одних людей являются стрессорами, а для других – нет. Например, одни боятся летать на самолете, а другие совершенно спокойно к этому относятся, одни любят быть в центре внимания, а для других публичное выступление является тяжким испытанием, одних цейтнот стимулирует, а других вводит в ступор. Список можно продолжить почти бесконечно. Универсальных стрессоров крайне мало, и они, в основном, имеют физиологический характер. Боль, голод, холод, крайняя степень физического утомления. Есть физиологические стрессоры, которые актуальны для многих, но не для всех: например, резкая смена часовых поясов или режима сна.

2. Как человек ведет себя в ситуации стресса. Есть три принципиально разные категории людей: те, кто в стрессе мобилизуется и показывает результат выше обычного, те, кто впадает в ступор и теряет эффективность, и те, кто ведет себя как всегда. Навыки эффективного поведения в стрессе в английском языке получили название problem solving skills (навыки решения проблем), а людей, ими владеющих, назвали problem solvers. Будем так их называть не потому, что английский язык лучше русского, а потому, что по-русски «решатель проблем» звучит не вполне естественно. Как сделать шаги к тому, чтобы стать таким problem solver, мы обсудим ниже.

3. Как человек выходит из стресса. Если человек все-таки испытал стресс, даже если он при этом проявил себя как problem solver, то ему необходимо из стресса грамотно выйти. В противном случае накапливаются негативные эмоции, усталость, и это может привести к «выгоранию». Крайними последствиями могут стать психосоматические и нервные заболевания.

Остановимся подробнее на каждом из факторов стресса, по традиции сразу рассматривая инструменты работы над ними с целью увеличения своей эффективности.

finbook.news

7.5. Управление стрессами

Согласно теории стрессов Г.

Стресс был всегда. В ходе эволюции сама жизнь требовала от человека постоянной готовности сохранять и защищать себя и своих близких. Чем быстрее он умел мобилизовать силы, тем больше у него было шансов победить, тем он был удачливей.

Первоначальное понятие «стресс» возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие, т. е. обеспечения мобилизации психофизиологических ресурсов организма для адаптации в трудных условиях. Позднее понятие «стресс» стало использоваться для описания состояния индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Особенно популярным термин «стресс» стал в начале 40-х гг. XX в., после того как его употребил в своих работах врач-физиолог Г. Селье (1936 г.).

Стресс есть везде — и в частной жизни, и в каждой профессии. Но он проистекает не столько от труда как такового, сколько из условий или обстоятельств, при которых выполняется та или иная работа, от ощущения безвыходности в стрессовой ситуации.

Менеджер постоянно находится в состоянии нервного напряжения, что разрушающе действует на его здоровье. Согласно исследованиям психологов частота возникновения стрессовых ситуаций в его деятельности составляет примерно 6-7 баллов по десятибалльной шкале

О том, что стрессы стали бедой очень и очень многих, говорят исследования, проведенные недавно в странах Общего рынка. Результаты этих исследований свидетельствуют, что при

чиной стресса в 61% случаев являются служебные проблемы, семейные переживания и финансовые трудности, 22% случаев вызваны причинами «психологического характера», а 7% — серьезными заболеваниями. При этом скрыть свое стрессовое состояние практически невозможно.

Исследования показывают, что стресс вызывает в организме нежелательные сдвиги, которые ведут к изменениям в психике: люди отказываются от активной деятельности, уходят в себя. Такое поведение усугубляет их физиологическое состояние.

Однако организму вреден не сам по себе стресс (в конце концов положительные эмоции человека тоже связаны со стрессом), а его чрезмерная интенсивность. Вредоносность воздействий отмечается только при чрезмерном напряжении. В этом случае говорят о дистрессе. Именно дистресс несет человеку всякие неприятности.

Вместе с тем стресс во многом даже полезен. В связи с этим Г. Селье назвал стресс «универсальным феноменом жизни, своего рода спасительной реакцией, подающей сигнал «тревоги», когда организму нужно в доли секунды мобилизовать физические силы на отражение опасности. Реакция на стресс во многих случаях заставляет работать эффективнее, предпринимать большие усилия, направленные на достижение поставленной цели, т. е. преодолевать его. Пассивность же может обернуться такими расстройствами, как гипертония, сердечные приступы, нарушения психики и т. д. Г. Селье в 1936 г. говорил, что отсутствие стресса равнозначно смерти.

Таким образом, стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс), вплоть до ее полной дезорганизации. Однако граница межу стрессом и дистрессом очень подвижна, она зависит от многих факторов, среди которых главным является эмоциональная устойчивость человека.

Стрессы, которые имеют отношение к руководителям, характеризуются чрезмерным психическим или физиологическим напряжением.

Факторами физиологического стресса являются: чрезмерная физическая нагрузка, голод, шум, высокая или низкая темпе

ратура, огонь, травма, болевые стимулы, операция, беспорядки, затрудненное дыхание, собственная болезнь.

Исследования показывают, что к физиологическим проявлениям стресса относятся язвы, гипертония, мигрень, боль в спине, артрит, астма, боли в сердце.

Психический стресс может быть двух видов: эмоциональный и информационный.

Первый возникает в ситуациях производственных неурядиц, опасений, тревог и т. д. Этот стресс вызывают: ситуации угрозы, опасности, обиды, грубость, зависть, измена, несправедливость, борьба за власть, неоправдавшиеся надежды, плохое обслуживание, денежные проблемы, вынужденное ожидание, предстоящий экзамен, смерть близкого человека, увольнение с работы, трудности с начальством, условия труда, ожидаемое повышение, финансовые трудности, получение значительного кредита, строительство собственного дома и многое другое.

Для менеджеров наиболее характерным является информационный стресс, который возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, с потоком обрушивающейся на него информации, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений.

Психологические стрессы вызываются, как правило, не каким-нибудь одним раздражителем, а серией мелких постоянных, каждодневных волнений. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к общению и сексуальным отношениям.

Причины стресса в работе менеджеров:

1. В бизнесе любое начинание всегда риск. Конечно, права поговорка «Кто не рискует, тот не выигрывает». Но, с другой стороны, работа в условиях повышенного нервного напряжения не проходит бесследно.

2. «Ловушка богатства». Порой бизнесмена охватывает азарт: прибыль — любой ценой. Работа ради работы.

3. Боязнь (страх) потери — семьи, имущества, денег. Заработав деньги, они зарабатывают страх. Ставят стальную дверь, оснащают машину «сторожем» и т. п. Они живут в состоянии вечного стресса.

4. «Болезни разрушенных идеалов». Утрата ценностей и идеалов. Если в доперестроечное время преобладали недуги, вызванные невозможностью реализовать себя в советском обществе, — «болезни нереализованное™», то теперь причиной заболеваний гораздо чаще является утрата ценностей.

«Болезни разрушенных идеалов» приводят к более тяжелым последствиям — угасанию, заканчивающемуся смертью, к неконтролируемой агрессии, к борьбе как способу существования. В основном это болезни пожилых. Хотя возраст не играет решающей роли.

Во что вы верите, ради чего живете? Человек с разрушенными идеалами, как правило, этого не знает.

5. «Работоголизм», при котором теряется контакт с близкими, с собой, собственное прошлое становится чужим.

6. «Деловой сумбур» — крайний беспорядок в работе. Такие люди постоянно нервничают, не находя нужные им вещи, паникуют, вспоминая вдруг о несделанном, растрачивают свою энергию, хватаясь то за одно, то за другое, хронически опаздывают.

В данном случае прежде всего необходимо изменить стиль своей работы. В профилактических целях рекомендуется не взваливать на себя лишнего, учиться выбирать приоритеты, точно определять границы возможного и необходимого, доставляющего удовлетворение или вызывающего реакцию отторжения.

Существует весьма большое количество факторов, способствующих возникновению стрессов. Их можно условно разделить натри группы.

Внешние факторы. К ним относятся, например, усиление экономической и политической нестабильности в обществе, инфляция, рост безработицы и т. п.

Факторы, зависящие от организации. Среди них выделяют такие, как: характер выполняемой работы (сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда и т. п.), нечеткое распределение ролей и функций работников, неблагоприятные взаимоотношения и психологический климат в коллективе, определенная организационная структура (например, двойное подчинение), стиль управления, связанный с неоправданным систематическим давлением, угрозами и т. п.

Факторы, связанные непосредственно с самим человеком (особенности нервной системы, характера, личностные проблемы и т. п.).

Большое значение для характеристики стресса имеет также определение степени напряженности. Для этих целей можно пользоваться методикой американских исследователей Томаса Холмса и Ричарда Рея. Они доказали, что каждый человек носит в себе вполне конкретный заряд стресса, и, когда этот заряд достигает критической силы, человек умирает. Данные ученые выявили целый ряд факторов, которые по степени их воздействия выразили в баллах. Если в течение полугода человек набирает до 200-300 баллов, то он подбирается к грани потрясения, а если к 700, то и к более серьезному исходу.

Холмс и Рей предложили на этой основе шкалу определения степени напряженности. Данная шкала построена на предположении, что стрессовые явления вызываются резкими изменениями в жизнедеятельности человека. При этом практически не учитывается характер изменений (положительный или отрицательный). Кроме того, показатели шкалы отражают разную напряженность у людей с разными типами нервной деятельности и, естественно, с разными темпераментами.

По степени устойчивости к стрессам все люди подразделяются на специфические типы, а именно: тип «А» и тип «Б».

Тип «А» характеризуется тем, что испытывает постоянное стремление быть впереди; непременно хочет достичь своей цели, но часто не знает, в чем заключается эта цель; чувствует потребность соревноваться и одерживать верх; всегда занят сразу многими делами; обычно спешит; стремится форсировать дела; находится в состоянии сильного беспокойства. Такой человек относится к коронарному типу, он очень сильно подвержен стрессу.

Тип «Б» прямо противоположный типу «А». Стрессы на него влияют меньше.

Следует также заметить, что люди с теми или иными со-ционическими темпераментами в разной степени подвержены стрессам в такой последовательности (по мере возрастания подверженности стрессам):

Управление стрессами требует выявления актуальных для конкретного человека стрессоров, т. е. неблагоприятных факторов, вызывающих в организме человека состояния напряжения -стрессов. Для этих целей служат перечни стрессоров. Один из таких перечней представлен ниже:

— высокая напряженность труда;

— неблагоприятные гигиенические факторы;

— неудовлетворенность правами и обязанностями;

— длительное пребывание на работе;

— ощущение своей бесполезности;

— неблагоприятные ситуации на работе;

— тревога о должностном продвижении;

1 Психологи по типу темперамента делят людей на следующие группы: ХОЛЕРИКИ — это социотипы, которые отличаются как внутренним, так и внешним беспокойством. Этот темперамент самый неуравновешенный: когда на пути социотипа возникает внезапное препятствие, он не в силах сдержать возбуждение — оно выплескивается наружу.

ФЛЕГМАТИКИ — социотипы, которые спокойны как внешне, так и внутренне. Это самый уравновешенный из всех темпераментов. Он сдержан и закрыт, не отвлекается на внешние раздражающие факторы. Это не означает, что флегматик не способен вспылить, однако довести его до такого состояния весьма трудно. САНГВИНИКИ — социотипы, которые беспокойны внешне, но спокойны внутри. Они среднеуравновешанные. После вспышек раздражительности быстро успокаиваются. Им достаточно переключиться на какой-то другой внешний стимул, что они и делают.

МЕЛАНХОЛИКИ — социотипы, которые спокойны внешне, но беспокойны внутри. Они занимают промежуточное положение по степени уравновешенности нервной системы, сдвигаясь, однако, ближе к полюсу неуравновешенности. Свои внутренние переживания скрывают под маской спокойствия или, наоборот, оживленности. Проблема их — поиск внутренней гармонии, которую легко разрушить воздействиями внешних факторов.

— конфликты с сотрудниками;

— неблагоприятная атмосфера в семье;

— волнение в связи с перемещениями;

— неприятности с родственниками;

— трудности взаимоотношений с руководством;

— раздвоенность между семьей и работой;

— конфликт ролей, когда к работнику предъявляются противоречивые требования;

— неопределенность ролей в будущем;

Со временем под влиянием прогрессирующей напряженности труда у каждого человека складывается «своя» группа сигналов, свидетельствующих о наличии стрессового состояния:

— кратковременные сигналы (раздражительность, усиленная тяга к курению, «говорливость», периодические боли в затылке, изжога, икота);

— долговременные сигналы (длительные боли в какой-то области головы, сердца, депрессия, полная потеря аппетита, затухание жизненного тонуса, лихорадочный блеск в глазах).

Управление стрессами предполагает также применение методов профилактики стресса. Наиболее распространенным средством профилактики является отдых (но не ничегонеделание).

Важным методом профилактики стрессовых состояний является применение упражнений по созданию и поддержанию мажорного настроения. Для этого следует приучить себя включать психорегулирующие упражнения в свой режим дня. Начать с подъема и утренних процедур. Проделывать некоторые упражнения в течение дня. Данные специальные упражнения можно разделить на следующие группы:

Профилактика и нахождение путей преодоления стресса должны осуществляться как на уровне организации, так и на уровне отдельного индивида. На уровне организации профилактика стресса и стрессовых ситуаций может осуществляться за

счет правильного подбора и расстановки кадров, постановки конкретных и реально выполнимых задач, верного проектирования работ, взаимодействия с членами коллектива и группового принятия решений, а также реализации программы оздоровления работников. На уровне отдельного индивида справиться со стрессом и сохранить психическое здоровье можно, следуя определенным психологическим рекомендациям:

— научиться планировать свою жизнь и верно определять приоритетные задачи;

— правильно соотносить свои возможности и потребности и ставить перед собой достижимые цели;

— иногда отвлекаться от жизненных проблем и находить для себя приятные, интересные занятия;

— избегать критики других и стараться хвалить людей за те качества, которые вы в них цените;

— научиться понимать, прощать и принимать других;

— стараться избегать излишней ненужной конкуренции;

— регулярно заниматься спортом или выполнять физические упражнения;

— овладевать методами снятия психического напряжения (медитация, релаксация, аутогенная тренировка и т. п.).

В настоящее время специалистами в области психологии разработано огромное количество тестов, анкет, которые должны помочь человеку определить уровень раздраженности, возможности нервного срыва, угрозы стресса.

Можно привести рекомендуемые канадским ученым Г. Се-лье пути преодоления стрессов:

1. Если человек будет руководствоваться правилом: «Поступай так, чтобы завоевать любовь других, вызвать расположение и доброжелательное отношение окружающих», он создает для себя максимум психологического комфорта и возможность успеха.

2. Стремясь к хорошим отношениям с окружающими, все же не заводите дружбы с «трудными», несдержанными людьми.

3. Цените радость подлинной простоты жизненного уклада: напыщенная искусственность вызывает неприязнь у окружающих.

4. С какой бы жизненной ситуацией вы ни столкнулись, подумайте, стоит ли сражаться.

Другие специалисты по преодолениям последствий стрессов рекомендуют:

— использовать физические упражнения, заряжающие организм бодростью и энергией;

— в каждом виде достижений есть своя вершина, поэтому следует стремиться к ней и довольствоваться этим;

— постоянно сосредоточивать внимание на светлых сторонах жизни и на действиях, которые могут улучшить ваше состояние. Лучший способ уменьшить стресс — это отвлечься;

— если предстоит удручающе неприятное дело, не откладывать его;

— не забывать, что нет готового рецепта успеха, пригодного для всех. Мы все разные, и наши проблемы тоже;

— возможен и такой подход к сложившейся ситуации: я не принимаю общество, в котором живу, однако не воюю с ним, а отгораживаюсь от него или учусь реализовывать свои жизненные программы в тех условиях, в которых живу и которые не могу изменить;

— «профилактика радостью». Предполагается овладение тренингом самовнушения «радости дня», радости выполняемой работы;

— разработать систему приоритетов в своей работе;

— научиться говорить «нет», когда нет больше сил для дальнейшей работы;

— наладить хорошие отношения с руководителем;

— не занимать обвинительно-агрессивной позиции.

1. Кто такой менеджер?

2. Какие уровни менеджеров выделяют?

3. Руководитель какого уровня основную часть рабочего времени должен заниматься решением оперативных задач?

4. Что такое стиль управления?

5. Назовите и дайте характеристику основных стилей руководства.

6. Какой фактор в наибольшей мере определяет стиль деятельности менеджера?

7. Что включает в себя понятие «организаторские способности»?

8. Какие, на ваш взгляд, можно выделить положительные и отрицательные качества российского менеджера?

9. Что такое имидж менеджера?

10. Что включает в себя деловой этикет руководителя?

11. Что такое деловая этика?

12. Каким требованиям должен отвечать костюм делового человека?

13. Какой должна быть речь менеджера?

14. Каковы основные правила деловых переговоров?

15. Каковы особенности делового этикета в государствах Азии и Дальнего Востока?

16. Что такое стресс?

17. Какие существуют методы профилактики стрессовых состояний менеджеров?

18. Какие новые качества определяют профессионализм современного менеджера?

19. Какой стиль деятельности менеджера должен преобладать в начальный период формирования трудового коллектива?

20. Какой стиль следует использовать менеджеру, чтобы достичь результатов в экстремальных условиях?

21. Какие, на ваш взгляд, можно выделить положительные и отрицательные качества российского менеджера?

22. Какие наблюдаются изменения требований к личным и профессиональным качествам менеджера в современном российском бизнесе?

23. Какова зависимость стиля руководства и эффективности управленческой деятельности?

1. Вершигора Е. Е. Менеджмент: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 1998.

2. Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник. — 2-е изд. -М.: Триада, ЛТД, 1997.

3. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент. — М.: Гар-дарика, 2000.

4. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика / Пер. с англ. — М.: Дело, 1991.

5. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд., пере-раб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

6. Глухое В. В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. -СПб.: Питер, 2006.

7. Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник для вузов. 3-е изд. — Н. Новгород: НИМБ, 2001.

8. Кнорринг В. И. Искусство управления: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 1996.

9. Копейкин Д. П. Деловые переговоры в управлении торговлей. — М., 1994.

10. Кричевский Р. Л. Если Вы — руководитель. Элементы менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1993.

11. Мазырин В. П. Руководитель в системе управления. Екатеринбург: Изд-во УПК УГТУ, 1999.

12. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М. М. Мак-симцова, А. В. Игнатьевой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

13. Набоков В. И., Хворое Ю. И., Штонда В. А. Деловой этикет менеджера. — Екатеринбург: Изд-во «Лавка», 1997.

14. Ниссинен И.,’Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования: Пер с фин. / Авт. предисл. А. И. Китов. — М.: Экономика, 1998.

15. Паркинсон С. Рустомжи М. Бизнес — это люди. — М.,

16. Пирожков В. А., Набоков В. И. Активные методы в бизнес-образовании: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 1998.

17. Пирожков В. А., Набоков В. И. Деловое общение менеджера. Екатеринбург: Изд-во «Лавка», 1998.

18. Пирожков В. А. Организация самостоятельной работы студентов при подготовке менеджеров. — Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2003.

19. Производственный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

20. Психология управления: курс лекций / Л. К. Аверченко, Г. М. Залесов и др. — Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИН-ФРА-М, 1997.

21. Рогожин С. В., Рогожина Т. В. Исследование систем управления: учебник. — М.: Экзамен, 2005.

22. Русинов Ф. М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учеб. пособие. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.

23. Семенов А. К., Маслова Е. Л. Этика менеджмента: Учебное пособие. — М.: ИТК «Дашков и К0», 2005.

24. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М. Г. Лапус-ты. — М.: ИНФРА-М, 1996.

25. Теория управления: Учебник / Под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. Н. Ушвицского. 2-е изд., доп. — 2005.

26. Фалмер Р. Энциклопедия современного управления: В 5 т. — М.: ВИПК энерго, 1992.

27. Фатхутдинов Р. А. Система менеджмента: Учеб.-практ. пособие. — М.: «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000

28. Ферцов В. Г., Ферцова А. В. Менеджмент: комплексный подход: Учеб. пособие для высших учебных заведений. М.: Приор, 2005.

29. Цыпкин Ю. А., Люкшинов А. Н., Эриашвили Н. Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

30. Экономика предприятия / Пер. с нем. — Под ред. Ф. К. Беа, Э. Дихтла, М. Швайтцера. — М.: ИНФРА-М, 1999.

31. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса / Пер. с англ. — М.: «Джон Уайли энд Санз», 1994.

lib.sale