Анкета стресс у студентов

Учебный стресс у студентов при разных формах обучения 3177

В данной статье представлены результаты пилотажного исследования, целью которого является сравнение уровня учебного стресса, стрессоустойчивости и эмоционального выгорания студентов, получающих первое высшее и второе высшее образование. Обследовано 55 человек: 28 студентов третьего курса первого высшего образования (средний возраст 21,5 лет), 27 студентов третьего и четвертого курса второго высшего образования (средний возраст 34 года). Выявлено, что студенты второго высшего образования имеют ста- тистически значимые различия по уровню психического состояния, стрессоустойчивости и эмоционального выгорания по сравнению со студентами первого высшего образования. Студенты, получающие второе высшее образование, меньше эмоционально выгорают, так как их профессиональный выбор является более осознанным по сравнению со студентами первого высшего образования, находящимися под влиянием кризиса профессиональной идентичности на третьем курсе.

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Учебная деятельность в вузе — один из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных видов деятельности [5]. Для людей, получающих второе высшее образование, период обучения является сложным длительным процессом, требующим не только огромных физических усилий, эмоциональной устойчивости, психологической уравновешенности, но и ощутимых материальных затрат.

  1. ГаранянН.Г., Холмогорова А.Б., Евдокимова Я.Г., Москова М.В., Войцех В.Ф.,Семикин Г.И. Предэкзаменационный стресс и эмоциональная дезадаптация у студентов младших курсов // Социальная и клиническая психиатрия. 2007. № 2. C. 38—43.
  2. Бойко В.В. Диагностика эмоционального выгорания личности / Фети- скин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диа- гностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психоте- рапии. 2002. C. 276—279.
  3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с. Истомина Н.Н. Исследование психолого-педагогических характеристик об- разовательной деятельности // Язык и культура, 2009. № 4. С. 18—25.
  4. КарякинаС.Н. Характеристика учебного стресса студентов младших и старших кур- сов высшего учебного заведения // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 2. С. 210—215.
  5. Краснова В.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность и студенческая де- задаптация [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. № 1. URL:http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39944.shtml (дата обращения: 18.11.2015)
  6. Крюкова Т.Л. Возрастные различия в стратегиях совладающего поведения // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реаль- ность. Мат. Сибирск. психологического форума. — Томск: Томский государ- ственный университет. 2004. 862 с. (http://psy.tsu.ru/problems_psy.php).
  7. Марищук В.Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984. 190 c.
  8. Мельник Ш. Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и высокую эффективность в любых ситуациях, 2014, 310 с. URL: http://www.universalin- ternetlibrary.ru/book/52821/chitat_knigu.shtml (дата обращения: 18.11.2015)
  9. Перре М. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Баумана. СПб.: Питер, 2002. 965 c.
  10. Павлова Т.С., Холмогорова А.Б. Психологические факторы социальной тре- вожности в студенческом возрасте // Консультативная психология и психо- терапия, 2011. № 1. С. 29—43.
  11. Северный А.А., Иовчук Н.М. Депрессии у детей и подростков. Издательство «Школа-Пресс», 1999. 80 с.
  12. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 180 с.
  13. Семикин Г.И. Профилактика асоциальных явлений и формирование здоро- вого образа жизни молодежи. Учебник для вузов / Г.И. Семикин, Г.А. Мыси- на, А.С. Миронов, З.Н. Калинина. Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2013. 244 с.
  14. Холмогорова А.Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра: автореф. дисс. . докт. психол. наук. М., 2006. 53 c.
  15. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Многофакторная модель депрессивных, тре- вожных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психо- терапии // Социальная и клиническая психиатрия. 1998. № 1. С. 94—102.
  16. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Горшкова Д.А., Мельник А.М. Суицидальное поведение в студенческой популяции // Культурно-историческая психоло- гия. 2009. № 3. С. 101—110.
  17. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Евдокимова Я.Г., Москова М.В. Психологиче- ские факторы эмоциональной дезадаптации у студентов // Вопросы психо- логии. 2009. № 3. С. 16—26.
  18. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006. 256 с.
  19. Ellis A., Young J. & Lockwood G. Cognitive therapy and rational-emotive therapy: A dialogue. Journal of Cognitive Psychotherapy: An International Quarterly. 1987. № 1. Pp. 205—255.
  20. Spielberger C.D. Conceptual and methodological issues in anxiety research. In C.D. Spielberger (Ed.), Anxiety: Current trends in theory and research. New York:Academic Press, 1972. Pp. 481—492.

Юридическая психология | Булыгина В.Г., Шпорт С.В., Дубинский А.А., Васильченко А.С.

psyjournals.ru

Оценка уровня учебного стресса у студентов вгму Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Городецкая И.В., Солодовникова О.И.

По результатам анкетирования 480 студентов (по 30 студентов каждого курса лечебного, стоматологического и фармацевтического факультетов) оценен уровень учебного стресса . Выявлены его особенности, зависящие от факультета и курса обучения. Установлено, что наиболее частой причиной, вызывающей развитие стресса у студентов , является высокая учебная нагрузка. Самое частое его проявление плохой сон, самое редкое затруднение дыхания. Наиболее практикуемыми приемами снятия стресса для большинства студентов всех курсов университета оказались сон и общение с друзьями, наименее часто используемым курение. Предэкзаменационный стресс наиболее выражен у студентов младших курсов. Учет полученных результатов при организации учебного процесса повысит его качество.

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Городецкая И.В., Солодовникова О.И.,

THE EVALUATION OF THE LEVEL OF EDUCATIONAL STRESS IN THE STUDENTS OF VSMU

According to the results of the survey of 480 students (in groups of 30 students from each course of the medical, dental and pharmaceutical faculties) the level of educational stress has been evaluated. Its features, depending on the faculty and the year of studying have been revealed. It has been found that the most common reason causing the development of stress in students is high educational load. The most frequent manifestation of it is bad sleep, the rarest one is breathing difficulty. The most frequently practiced ways of stress relief for the majority of the students of all university courses turned out to be sleeping and socializing with friends, the least frequently used smoking. Pre-examination stress is most pronounced among junior students . The consideration of the results obtained during the educational process arrangement will improve its quality.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня учебного стресса у студентов вгму»

© ГОРОДЕЦКАЯ И.В., СОЛОДОВНИКОВА О.И., 2016

ОЦЕНКА УРОВНЯ УЧЕБНОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ ВГМУ ГОРОДЕЦКАЯ И.В., СОЛОДОВНИКОВА О.И.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», г.Витебск, Республика Беларусь

Вестник ВГМУ. — 2016. — Том 15, №2. — С. 118-128.

THE EVALUATION OF THE LEVEL OF EDUCATIONAL STRESS IN THE STUDENTS OF VSMU GORODETSKAYA I.V., SOLODOVNIKOVA O.I.

Educational Establishment «Vitebsk State Order of Peoples’ Friendship Medical University», Vitebsk, Republic of Belarus Vestnik VGMU. 2016;15(2):118-128.

По результатам анкетирования 480 студентов (по 30 студентов каждого курса лечебного, стоматологического и фармацевтического факультетов) оценен уровень учебного стресса. Выявлены его особенности, зависящие от факультета и курса обучения. Установлено, что наиболее частой причиной, вызывающей развитие стресса у студентов, является высокая учебная нагрузка. Самое частое его проявление — плохой сон, самое редкое — затруднение дыхания. Наиболее практикуемыми приемами снятия стресса для большинства студентов всех курсов университета оказались сон и общение с друзьями, наименее часто используемым -курение. Предэкзаменационный стресс наиболее выражен у студентов младших курсов. Учет полученных результатов при организации учебного процесса повысит его качество. Ключевые слова: учебный стресс, студенты.

According to the results of the survey of 480 students (in groups of 30 students from each course of the medical, dental and pharmaceutical faculties) the level of educational stress has been evaluated. Its features, depending on the faculty and the year of studying have been revealed. It has been found that the most common reason causing the development of stress in students is high educational load. The most frequent manifestation of it is bad sleep, the rarest one is breathing difficulty. The most frequently practiced ways of stress relief for the majority of the students of all university courses turned out to be sleeping and socializing with friends, the least frequently used — smoking. Pre-examination stress is most pronounced among junior students. The consideration of the results obtained during the educational process arrangement will improve its quality. Key words: educational stress, students.

Стрессовые ситуации повсеместно распространены в современной жизни. Стресс негативно влияет на здоровье человека, его работоспособность, взаимоотношения с окружающими. Согласно Г. Селье, стресс — это неспецифический ответ на любые предъявленные организму требования [1].

Существует большое количество подтверждений тому, что стресс — постоянный спутник студенческой жизни [2, 3]. Он может сказываться на обучении, снижая академическую успеваемость [4]. В свою очередь, это

создаёт дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается, т.е. «порочный круг» замыкается.

По данным большинства исследователей [5, 6, 7], в период обучения в вузе учебный стресс представляет серьезную угрозу здоровью студентов. Во время экзамена организм претерпевает существенные психофизиологические изменения: повышается частота сердечных сокращений, артериальное давление, уровень мышечного и психоэмоционального напряжения; появляются отрицательные эмо-

ции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение, страх. Причем имеется последствие — после сдачи экзамена психические и физиологические показатели не сразу возвращаются к норме.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что психоэмоциональный стресс, развивающийся во время учёбы и в период сдачи экзамена, является причиной значительных функциональных изменений, и его длительное воздействие может привести к развитию целого ряда заболеваний.

Цель работы — оценить уровень учебного, в том числе экзаменационного, стресса у студентов ВГМУ.

Материал и методы

Было опрошено 480 студентов (по 30 студентов с каждого курса лечебного, стоматологического и фармацевтического факультетов).

Респондентам предлагалось оценить по десятибалльной шкале их отношение к тем или иным событиям (от «1» — совершенно не задевает до «10» — очень сильно беспокоит и напрягает).

В нашем исследовании был использован следующий тест [8]:

1. Оцените по 10-балльной шкале вклад указанных факторов в возникновение и развитие учебного стресса:

1.1. Строгие преподаватели;

1.2. Большая учебная нагрузка;

1.3. Отсутствие учебников;

1.4. Непонятные, скучные учебники;

1.5. Жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов);

1.6. Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами;

1.7. Неумение правильно организовать свой режим дня;

1.8. Нерегулярное питание;

1.9. Проблемы совместного проживания с другими студентами;

1.10. Конфликт в группе;

1.11. Излишне серьезное отношение к

1.12. Нежелание посещать занятия;

1.13. Разочарование в профессии;

1.14. Стеснительность, застенчивость;

1.15. Неуверенность перед будущим;

1.16. Проблемы в личной жизни;

1.17. Иное (напишите и оцените).

2. Как изменился уровень Вашего стресса за последнее время?

2.1. Значительно уменьшился;

2.2. Незначительно уменьшился;

2.3. Не изменился;

2.4. Незначительно возрос;

2.5. Значительно увеличился.

3. В чем проявляется Ваш стресс, связанный с учебой? Оцените по 10-балльной шкале его признаки, поставив любое число от 1 до 10:

3.1. Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами;

3.2. Невозможность избавиться от посторонних мыслей;

3.3. Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания;

3.4. Раздражительность, обидчивость;

3.5. Плохое настроение, депрессия;

3.6. Страх, тревога;

3.7. Потеря уверенности;

3.8. Снижение самооценки;

3.9. Спешка, ощущение постоянной нехватки времени;

3.11. Нарушение социальных контактов, проблемы в общении;

3.12. Учащенное сердцебиение, боли в сердце;

3.13. Затрудненное дыхание;

3.14. Проблемы с желудочно-кишечным трактом;

3.15. Напряжение или дрожание мышц;

3.16. Головные боли;

3.17. Низкая работоспособность, повышенная утомляемость;

3.18. Иное (напишите сами и оцените).

4. Какие приемы снятия стресса Вы практикуете?

— успокоительные препараты, тонизирующие напитки;

— перерыв в работе или учебе;

— общение с друзьями или любимым человеком;

— поддержка или совет родителей;

— прогулки на свежем воздухе;

5. Насколько сильно Вы волнуетесь перед экзаменами? Оцените по 10-балльной шкале.

6. Как Вы снимаете предэкзаменационное волнение?

Результаты и обсуждение

Основные проблемы, приводящие к возникновению и развитию учебного стресса

В качестве таких проблем студенты большинства курсов всех факультетов наиболее часто указывали «высокую учебную нагрузку» (рис. 1). Студенты же старших курсов лечебного факультета самым высоким баллом чаще всего отмечали такой стрессовый фактор, как «неуверенность перед будущим». Возможно, это связано с недостаточным, по мнению студентов, уровнем их практической подготовки.

Наименьшее значение среди указанного круга проблем у студентов большинства курсов всех факультетов занимает «разочарование в профессии» (рис. 2). Это является результатом того, что, во-первых, наши сту-

денты изначально правильно выбрали свою будущую профессию, а во-вторых, следствием введенной в университете организации образовательного процесса на основе компетент-ностного подхода [9, 10], преподавания на 1 и 2 курсах лечебного факультета курса вуза «Введение в клинику».

Также значительное число респондентов наименее существенной проблемой, вызывающей развитие стресса, считают «совместное проживание с другими студентами». У студентов 5 курса лечебного факультета наименьшее влияние на развитие стресса оказывало «нежелание посещать занятия».

Среди проблем, не обозначенных в анкете, студенты всех факультетов отмечали следующие:

Лечебный факультет: Неуверенность в собственных силах и в себе, лень, страх перед преподавателем, боязнь не справиться с нагрузкой, плохой сон, боязнь показаться глупее остальных.

Фармацевтический факультет: Нехватка времени и сна, рейтинговая система обучения, сложность некоторых пред-

cyberleninka.ru

Исследование проявлений учебного стресса в жизни студентов

Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблема психического здоровья студентов весьма актуальна.

Стресс — это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента.

Стресс (от англ. stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету [2]. Причину, вызывающую стресс, психологи называют стрессор. Стрессоры — разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального состояния – стресса [1,230]

В основном, у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии. Очень часто в жизни студента возникают такие ситуации, когда одно дело еще не закончено, а необходимо уже браться за другое, когда при всем желании не успеваешь сделать уроки, выполнить какие-то обязанности по дому, мало времени на подготовку к экзамену.

Когда человек попадает в цейтнот, он сначала все-таки пытается успеть сделать все (иногда за счет сна и отдыха), а потом наступает момент, когда он чувствует бессилие, наступает апатия, все валится из рук и ничего не хочется делать.

Стресс, испытываемый студентами, сказывается на обучении. Трудности с успеваемостью, в свою очередь, также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается.

Исследования (данной проблемой занимались такие учёные-психологи, как Юрий Викторович Щербатых, Дэвид Майерс, Ганс Селье, Юрий Иосифович Александров и др.) показали, что стресс — это неизбежность, о которой необходимо знать и всегда помнить. При этом стресс можно предвидеть, можно подготовиться к его приходу и постараться эффективно справиться с ним.

Актуальной становится задача развития у студентов навыков самоконтроля, формирования навыков управления факторами, вызывающими стресс.

Авторами статьи было проведено исследование влияния факторов личного и учебного плана на возникновение стресса у студентов первого курса и выявление основных приёмов и методов борьбы со стрессами. Возраст участников — 16-18 лет, пол – женский; количество респондентов – 21 человек. Это студентки специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Для исследования были использованы 2 методики:

Тест на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых [4]. Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами.

Студентам предлагалось ответить на 7 вопросов различного содержания.

Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона (студентам предлагалось ответить на 10 вопросов) [4]. Данный тест позволяет человеку оценить уровень своей стрессоустойчивости.

Результаты проведенного тестирования были представлены в форме диаграмм, гистограмм, таблиц и анализа полученных результатов.

В результате нашего исследования мы выяснили, что основными причинами возникновения стресса у студентов являются большие учебные нагрузки, которые появляются из-за большого количества заданий по разным учебным дисциплинам, отсутствие учебников, строгие преподаватели, непостоянное расписание, занятия в две смены, излишне серьёзное отношение к учёбе (Рис.1.)

Вклад отдельных проблем в общую картину стресса

Многие студенты – первокурсники не умеют организовывать свой режим, недосыпают, некоторые из них не используют выходные дни для отдыха, что ведет к ухудшению работоспособности, внимания, памяти, и в целом, к значительному снижению успеваемости. Студенты сталкиваются с такими проблемами и трудностями, как:

— несданные вовремя лабораторные работы;

— невыполненные или выполненные неправильно задания;

— большое количество пропусков по какому-либо предмету;

— недостаточно полные знания по дисциплине;

— плохая успеваемость по определенной дисциплине;

— отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;

— плохие физические условия: отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум.

Стресс, связанный с учёбой (Рис.2.), проявляется в постоянной спешке, нехватке времени, плохом настроении, плохом сне, потере уверенности, снижении самооценки, повышении утомляемости, что сказывается на понижении работоспособности студентов.

Средний показатель экзаменационного волнения в группе составляет 87% . Данный показатель значительно превышает норму, что лишь подтверждает, что ситуация проверки знаний является серьезным стрессогенным фактором. У большинства студентов проявляются такие признаки экзаменационного стресса, как учащенное сердцебиение, скованность и дрожание мышц, головные боли. Также отдельные студенты выделили затрудненную речь.

Основными способами снятия стресса (Рис.3.) является сон (15респондентов), общение с друзьями и любимым человеком (18 респондентов). Прогулка на свежем воздухе (13 респондентов) и вкусная еда (13 респондентов) тоже являются эффективными способами снятия стресса. Радует то, что алкоголь, наркотики для снятия стресса в исследуемой группе не используются.

Анализ полученных результатов диагностики стрессоустойчивости студентов показал, что самое большое количество баллов среди тестируемых набрали 3 респондента (от 24,2 — 34,1 баллов). Это низкая степень сопротивляемости стрессу, что говорит о том, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на их жизнь, и студенты им не очень сильно сопротивляются.

2 респондента из 21, набравшие самое маленькое количество баллов (от 6,8 — 14,1 баллов), имеют высокий уровень устойчивости к стрессовым ситуациям.

16 студентов имеют средний уровень стрессоустойчивости (14,2 — 24,1 баллов), который соответствует в меру напряженной жизни активного человека.

Совершенно исключить из студенческой жизни стрессовые ситуации невозможно, однако можно попытаться свести к минимуму.

В ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П.Раменского» многое делается, чтобы помочь студентам избежать цейтнота: режим дня ОУ, расписание занятий, экзаменов, план работы на семестр, (год), график дежурств и т.п. Это позволяет распланировать свои повседневные дела, чтобы ничего не забыть и не столкнуться с внезапной необходимостью что-то срочно доделывать в последний момент; не браться за несколько дел одновременно, выполнять некоторые задания заранее с учетом своей нагрузки, чтобы предотвратить стресс в период сессии. Наблюдения показывают, что основная масса студентов совершенно не придерживаются этих правил.

Особо следует подчеркнуть, что, планируя свои дела, необходимо учитывать время для отдыха и восстановления сил.

Для сохранения своих душевных и физических сил студентам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.

Существуют методы быстрой мобилизации ресурсов и восстановления сил, например, массаж активных точек:

— массаж мочек ушей;

— надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком;

— массаж переносицы и области «третьего глаза»;

— противострессовое дыхание (дыхательная гимнастика):

— вдох на 4 счёта; задержка дыхания на 4 счёта; выдох на 4 счёта; задержка дыхания на 4 счёта (повторить 4-5раз) и др.

Таким образом, в результате исследования были сделаны выводы, что студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций; важнейшим стрессогеном является острая нехватка времени, сопровождающая студенческую жизнь с первого до последнего года учебы. Именно ограничение во времени — физиологически самый вредный фактор, приводящий к нарушению физического и психического здоровья.

Стресс в учебном процессе необходимо и возможно регулировать. Это задача самих студентов и их педагогов, психологов. Возможно, пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий.

Ганс Селье писал: «Вопреки расхожему мнению, мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни». [3]

1. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] — М.: ПЕРСЭ, 2006. — 528 с.

2. Понятие стресс. [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://www.ayzdorov.ru /ttermini_stress.php.

3. Селье Г. Стресс без дистресса / Селье Г. – М.: Книга по Требованию, 2012. — 66 с.

4. Психологические тесты [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.no-stress.ru/testy/stress.html

5. Усатов И. А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46005.htm.

6. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст]. — СПб.: Питер, 2006. — с.256

e-koncept.ru

Анкета стресс у студентов

Герунов Тарас Владимирович

канд. биол. наук, ассистент, ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина», г. Омск

Дмитриенко Сергей Александрович

студент, ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина», г. Омск

Ларионова Евгения Сергеевна

студентка, ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина», г. Омск

Учебная деятельность в вузе — один из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных видов деятельности [2, с. 210]. Период обучения является сложным процессом, требующим огромных затрат физических усилий, эмоциональной устойчивости, психологической уравновешенности. Исследователи все чаще отмечают, что современные студенты имеют неудовлетворительные показатели физического здоровья и высокий уровень тревоги [цит. По 1, с. 109]. Развитие стресса у них является реакцией на скопившиеся проблемы и бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Он представляет собой однотипную нейрогормональную реакцию организма, возникающую под влиянием определенных раздражителей.

Конкретными причинами стресса у студентов ветеринарного вуза могут стать проблемные ситуации, связанные со сложностью клинических дисциплин, избытком информации для освоения во внеаудиторное время, работой с животными. Возникающие состояния острого и хронического напряжения нередко являются причиной нарушения адаптации и провоцируют развитие болезней [3, с. 150]. Поэтому каждый студент выбирает для себя индивидуальные методы борьбы со стрессом.

Цель работы — оценить взаимозависимость психоэмоционального состояния студентов и употребления ими психотропных средств.

В Омском государственном аграрном университете было проведено анкетирование студентов 4 курса факультета ветеринарной медицины. Анкета состояла из 14 утверждений, которые предлагалось оценить по пятибалльной шкале (от 0 до 4), где 0 «Совсем не согласен с утверждением» и 4 — «Полностью согласен с утверждением». Также были собраны общие данные о респондентах — пол, возраст и семейное положение.

Анкета содержала следующие утверждения:

1. Я нахожусь в постоянном напряжении из-за большого объема работы;

2. Я вынужден часто пропускать занятия, а затем работать дополнительно;

3. С течением времени учиться становится все труднее;

4. В ходе моей учебы и практики я опасаюсь травм и инфекций при работе с животными;

5. Иногда у меня нет взаимопонимания с преподавателями;

6. Иногда мне трудно сотрудничать с моими однокурсниками;

7. У меня есть трудности в совмещении моей личной и профессиональной деятельности;

8. В моей учебе и общественной деятельности имеет место сильная конкуренция;

9. Я думаю, что у меня мало свободного времени;

10. Я беспокоюсь о моем профессиональном будущем;

11. Мои профессиональные достижения и успехи не получают достаточного признания;

12. Я прибегаю к использованию табачных изделий как средству борьбы со стрессом;

13. Я прибегаю к употреблению алкогольных напитков как средству борьбы со стрессом;

14. Я прибегаю к использованию лекарственных препаратов как средству борьбы со стрессом.

В опросе приняли участие 52 человека, из которых 40 — полностью ответили на вопросы, а остальные респонденты лишь выборочно заполнили анкету, в связи с чем их ответы не были учтены в нашем исследовании.

Таблица 1.

Характеристика респондентов.

Критерии

Оценка

Таблица 2.

Характеристика уровней стресса.

Всего

Парни

Кол-во человек

Низкий уровень стресса (0—15)

Промежуточный уровень стресса (16—30)

Высокий уровень стресса (31—44)

Для определения уровня стресса подсчитывали суммарное количество баллов только на первые одиннадцать утверждений (именно они позволили идентифицировать стресс-факторы и их значимость). Оставшиеся утверждения этого не учитывали, так как они характеризовали способы борьбы с психо-эмоциональным перенапряжением.

Для определения критериев трех уровней стресса максимально возможное количество баллов (4 балла×11 утверждений=44 балла) делили на три. Таким образом, каждая треть от общего числа баллов определяла низкий, промежуточный и высокий уровни стресса.

Таблица 3.

Практикуемые методы борьбы со стрессом.

Методы борьбы со стрессом

Оценка частоты применения

Девушки

Употреб-ление табачных изделий

Употребление алкоголь-ных напитков

Не употребляют (0 баллов)

Использование лекарственных препара-тов

Большинство (75 %) респондентов входят в возрастную категорию от 20 до 21 года, 33 студента (82,5 %) находятся вне семейных отношений. По результатам наших исследований, 52,5 % опрошенных подвержены низкому уровню стресса, 45 % — промежуточному уровню стресса, но одна студентка подвержена высокому уровню стресса, что указывает на наличие у нее больших психических и физических нагрузок и требует поиска способов борьбы со стрессом. Для студентов наиболее значимым стресс-фактором являлась проблема будущего трудоустройства, что может быть связанно с нехваткой рабочих мест, недостаточным опытом работы, низкой заработной платой. В большей степени этому фактору были подвержены девушки (60 % девушек), чем парни (22,5 % парней), вне зависимости от семейного статуса.

40 % всех респондентов считают, что учиться с течением времени становится труднее (44 % девушек, 33 % парней), 22 % в ходе учебы и практики опасаются травм и инфекций при работе с животными (32 % девушек, 7 % парней), 20 % находятся в постоянном напряжении из-за большого объема работы (20 % девушек, 20 % парней).

Из 40 человек 7 прибегают к использованию табачных изделий для борьбы со стрессом, из них 4 парня и 3 девушки. Причем для троих парней это является постоянным способом купирования стресса (они оценили соответствующее утверждение максимально высоким баллом). Алкогольные напитки употребляют 7 человек, из них 3 девушки и 4 парня. Лекарственными препаратами для борьбы со стрессом пользуются 5 человек, причем только девушки. Также респондентам было предложено указать свои способы борьбы со стрессом. Большинство из них (75 %) предпочитают занятие спортом, отдых на природе, сон и общение с друзьями. Из них только единицы имеют вредные привычки, совмещая их с занятием спортом или прогулками на свежем воздухе.

Таким образом, анкетирование продемонстрировало, что 45 % респондентов находятся в стадии промежуточного стресса, 6 человек из них получили более 25 баллов, суммарное количество одного респондента достигло 40 баллов, что свидетельствует о высоком уровне стресса и возможном срыве адаптационных механизмов организма с наступлением фазы истощения. Данный факт обращает внимание на необходимость разработки программ социальной и профессиональной адаптации студентов.

Список литературы:

1. Алексеева Э. А., Шантанова Л. Н., Петунова А. Н., Иванова И. К. Оценка функционального состояния организма студентов в период экзаменационного стресса // Вестник бурятского госуниверситета. 2010. № 12. С. 108—113.

2. Карякина С. Н. Характеристика учебного стресса студентов младших и старших курсов высшего учебного заведения // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 2—3. С. 210—215.

3. Якубенко О. В. Диагностика и профилактика нарушений адаптации студентов-первокурсников // Кубанский научный медицинский вестник. 2009. № 3. С. 149—153.

sibac.info