Антропов юф шевченко юС психосоматические расстройства

автореферат и диссертация по психологии 19.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Социально-психологические и клинические особенности подростков с соматоформной вегетативной дисфункцией сердечно-сосудистой системы

Автореферат диссертации по теме «Социально-психологические и клинические особенности подростков с соматоформной вегетативной дисфункцией сердечно-сосудистой системы»

На правах рукописи

Маринчева Людмила Павловна

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С СОМАТОФОРМНОЙ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСФУНКЦИЕЙ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

19.00.05 — Социальная психология 14.00.18 — Психиатрия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Северный государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации», на кафедре психологии и психиатрии

Научные руководители доктор медицинских наук, профессор Андрей Горгоньевич Соловьев доктор медицинских наук, доцент Марина Владимировна Злоказова

Официальные оппоненты’ доктор медицинских наук, профессор Виктор Викторович Макаров доктор медицинских наук, профессор Николай Сергеевич Ишеков

Ведущая организация Петрозаводский государственный университет

Защита диссертации состоится 005 г в ^^-^^часов на

заседании диссертационного совета КМ 208 004 01 при Северном государственном медицинском университете по адресу 163061, г Архангельск, пр. Троицкий, 51

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Северного государственного медицинского университета (163061, г Архангельск, пр Троицкий, 51)

Автореферат разослан «¿У&у 2005 г

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат медицинских наук

Жанна Леонидовна Варакина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы Распространенность психосоматических расстройств среди детей и подростков велика (Северный А А, Баландина Т А, 1998, Березанцев А Ю , 2001), частота их выявления составляет от 40 до 68 % от общего числа обратившихся за помощью к педиатру (Исаев Д Н. 2002) До настоящего времени в изучении данной группы расстройств преобладал преимущественно клинический подход, в то время как социально-психологические аспекты проблемы оставались недостаточно разработанными Вместе с тем, подростки с психосоматическими расстройствами представляют собой специфическую и достаточно уязвимую социальную группу, угрожаемую по психологической дезадаптации

Наиболее распространенной совокупностью пограничных психических расстройств являются соматоформные расстройства (СР) и, в частности, соматоформные вегетативные дисфункции сердечно-сосудистой системы (СВД ССС), относимые, согласно МКБ-10, к рубрике F 45 3 и проявляющиеся, главным образом, в виде соматических жалоб, не соответствующих реальной соматической причине, с наличием объективно регистрируемых локальных соматовегетативных дисфункций функционального характера

Современному понятию СВД ССС соответствуют многие принятые прежде в медицинской среде термины функциональная кардиопатия, нейроциркуляторная дистония, вегето-сосудиаая дистопия, психовегетативный синдром и др (Rief W, Hiller W, 1966, Исаев Д.Н, 1999; Холмогорова А.Б, Гаранян Н Г, 2000); диагноз вегето-сосудистой дистонии выставляется 50-70% детей (Белоконь Н А, 1998), вегетативные нарушения с клинически выраженной артериальной гипертензией у школьников встречаются в 10-15 % случаев в препубертатном и пубертатном возрасте (Юрьев В В, 1999)

Несмотря на значительный объем исследований по клиническим особенностям СР (в основном, применительно к взрослым пациентам, реже — к детям) (Антропов Ю Ф , Шевченко Ю С , 2002, Райзман Е М и соавт, 2003 и др ), до сих практически отсутствовали попытки проанализировать данную проблему комплексно, с учетом ее социально-психологических и медицинских аспектов (значение семейной микросреды, школы, уровня материального благосостояния, жилищных условий и др), а также влияния расстройства на уровень социальной адаптации, успеваемости, предрасположенности подростка к другим заболеваниям Вопросы, касающиеся клинико-психологических характеристик подростков с СВД ССС, изучения значимых для возникновения СР и формирования вариантов течения социально-психологических и медико-социальных факторов, до сих пор освещались в научной литературе крайне редко Это ограничивает важные для практической медицины возможности определения

эффективных мер диагностики, профилактики и комплексной терапии, включая современные средства психотерапии и социально-психологической реабилитации

Целью исследования явилась социально-психологическая оценка факторов, способствующих формированию соматоформных вегетативных дисфункций сердечно-сосудистой системы, и выявление клинико-психологических особенностей подростков с данными расстройствами для разработки эффективной терапии

1 Систематизировать социально-психологические, микросоциальные и биологические факторы риска, предрасполагающие к возникновению и развитию соматоформных вегетативных дисфункций сердечно-сосудистой системы в подростковом возрасте

2 Выявить социально-психологические, характерологические и психоэмоциональные особенности личности подростков с соматоформными расстройствами и их соотношение с клиническими проявлениями

3 Установить специфику паттернов семейных взаимоотношений и родительского воспитания у пациентов с соматоформными вегетативными дисфункциями сердечно-сосудистой системы

4 Исследовать влияние особенностей вегетативного реагирования на формирование клинических вариантов (кардиопатического или васкулярного) течения соматоформных расстройств

5 Разработать основные подходы к комплексной терапии и социально-психологической реабилитации подростков с соматоформными дисфункциями сердечно-сосудистой системы

Научная новизна Новым в проведенном исследовании является системный подход к изучению социально-психологических и клинических предпосылок возникновения СВД ССС С помощью современных методов исследовано влияние разнообразных факторов на формирование, развитие и клинические проявления СР у подростков социально-психологических (стиль семейного воспитания, особенности межличностных взаимоотношений), личностных

(характерологические и психоэмоциональные особенности и стереотипы психологического реагирования) и биологических (преморбидное состояние центральной нервной системы (ЦНС) и типы вегетативного реагирования)

Впервые применен комплексный анализ социально-психологических и клинических особенностей лиц подросткового возраста, страдающих СВД ССС, включая характеристики микросоциальной среды (стиль воспитания и особенности взаимодействия в семьях пациентов, социальный статус и уровень

материального достатка родителей, жилищные условия, психотравмируюгцие факторы), специфику клинических проявлений заболевания и влияние его на уровень социальной адаптации и успеваемости, коморбидность с другой неврологической, соматической и непсихотической психопатологией, а также характеристики психоэмоционального статуса и личности обследуемых Принципиально новой явилась попытка анализа зависимости клинических проявлений от особенностей личности пациентов, эмоционального состояния, специфики вегетативного статуса

Полученные в результате исследования данные позволили определить подходы к осуществлению своевременной диагностики СВД ССС и комплексной терапии с применением социально-психологических, психотерапевтических мероприятий и фармакотерапии

Научно-практическая значимость и внедрение результатов. Результаты исследования социально-психологических и клинических особенностей подростков с СВД ССС, а гакже медико-социальных факторов, способствующих развитию данной группы расстройств, дают возможность эффективно осуществлять системный подход к подбору методов лечения и профилактики заболевания, учитывая психологические, социальные и биологические аспекты проблемы Разработана программа ранней диагностики и подбора эффективных средств комплексной терапии, включая методы психотерапии и социально-психологической реабилитации детей и подростков, сградающих СВД ССС По результатам исследования внесены рационализаторские предложения «Способ повышения эффективности диагностики соматоформных вегетативных дисфункций сердечно-сосудистой системы у подростков» и «Способ лечения подростков с соматоформной вегетативной дисфункцией сердечно-сосудистой системы»

Данные диссертационного исследования внедрены в практическую деятельность Детской городской клинической больницы (ДГКБ) г Кирова (акт внедрения № 12 от 14 04 05), а также в программы преподавания психологии и психотерапии в Кировской государственной медицинской академии (КГМА) и в Вятском государственном гуманитарном университете (акт внедрения № 19 от 25 04 05)

Положения, выносимые на защиту.

1 Наиболее значимыми причинами, способствующими развитию СВД ССС, являются микросоциальные факторы, личностные особенности и характеристики психоэмоционального статуса пациентов, наличие психотравмирующих событий в анамнезе, наследственная предрасположенность к возникновению СР, церебрально-органический фон и особенности вегетативного реагирования

2 К социально-психологическим характеристикам подростков с СВД ССС относятся личностные особенности (сенситивный и психастенический типы личности), проявляющиеся на фоне психосоциальной дезадаптации

3 Проявления функциональных нарушений ССС соотносятся с микросоциальными факторами (наличие конфликтных взаимоотношений в семьях пациентов, разводы родителей, неконструктивные стили воспитания) и нарушениями со стороны психоэмоционального статуса

4 Особенности клинической картины СВД ССС у подростков с кардиопатическими и васкулярными проявлениями обусловлены преобладанием симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы (ВНС).

5 Проведение психотерапии и социально-психологической реабилитации лиц с СВД ССС направлено на расширение спектра адаптивных реакций, преодоление тревожных и депрессивных проявлений и коррекцию дез адаптивных стилей внутрисемейных взаимодействий с учетом личностных особенностей подростков

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы доложены и обсуждены на Всероссийских научно-практических конференциях с международным участием «Бехтеревские чтения» (Киров, 2003, 2005), «Клинические и социально-психологические аспекты качества жизни психоневрологических больных в современном обществе» (Санкт-Петербург, 2003), межрегиональных конференциях неврологов и нейрохирургов Волго-Вятского региона (Киров, 2003, 2004), межрегиональной научно-практической конференции «Молодая семья XXI века» (Киров, 2004), расширенном заседании Проблемной комиссии по психическому здоровью Северного государственного медицинского университета (2005)

Работа выполнена в РНТП «Здоровье населения Европейского Севера» и имеет № государственной регистрации 01 20 0507703

Публикации по теме: По теме диссертации опубликовано 9 работ

Объем и структура работы Диссертация состоит из пяти глав, заключения и выводов, списка литературы и приложений, изложена на 149 страницах машинописного текста Работа содержит 19 рисунков и 5 таблиц Список литературы включает 268 наименований, из них 100 работ — зарубежных авторов

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объекты исследования. В исследовании приняло участие 222 подростка Основная группа включала 117 чел (русских, уроженцев г Кирова), страдающих СВД ССС и находившихся на лечении в ДГКБ г Кирова Выборка состояла из 70 (59,8%) девочек и 47 (40,2%) мальчиков, возрастной диапазон — от 14 лет до 16 лет (средний возраст — 15,2+1,1 лет) Среди детей, вошедших в основную группу, у 75 (64,1%) имелись сопутствующие нарушения в эмоциональной сфере (гипертревожное, эмоциональное расстройства в детском возрасте, фобическое тревожное расстройство и др ) Госпитализировались впервые 81 (69,2%), повторно — 36 (30,8%) чел , длительность заболевания составила от 2 недель до 3 лет (средняя длительность — 6,3+2,0 месяцев) Контрольная группа включала 105 подростков (59 чел — 56,2% девочек и 46 — 43,8% мальчиков) с первой группой здоровья — учащихся 8-10 классов средних школ г Кирова (средний возраст -15,0+1,1 лет)

Для выявления особенностей микросоциального окружения и стиля внутрисемейных взаимоотношений обследовано 222 семьи, включая 117 семей (198 родителей) подростков с СВД ССС и 105 (186 родителей) — контрольной группы В неполных семьях воспитывалось 36 (30,8%) подростков с СВД ССС (24 чел — 22,8% — в контрольной) Для уточнения анамнестических данных и получения дополнительной информации о наблюдаемой группе подростков и их социальном окружении в 100% случаев проанализированы истории развития ребенка, истории болезни и характеристики из школ

Методы исследования. Для уровневой оценки социально-психологического статуса испытуемых и особенностей внутрисемейных взаимодействий использовались

• Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер Э Г, Юстицкис В., 1999)

• Тест «Шкала самооценки» Е Д Спилбергера и Ю.Л Ханина (Райгородский Д Я , 1998)

• Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В Зунга в адаптации Т И Балашовой (Райгородский Д Я , 1998)

• Торонтская алекситимическая шкала, адаптированная в институте им В M Бехтерева (Ересько Д Б и соавт , 1979,1993)

• Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) АЕЛичко (1999)

По разработанной нами (Злоказова M В , Маринчева Л П, 2001 ) методике проводилось анкетирование для сбора сведений о ребенке и анализа анамнестических данных, анкета содержала вопросы, позволяющие определить

материальное положение семьи, социальный статус родителей, жилищные условия, отношения внутри семьи, наличие психотравмирующих обстоятельств

Кпинико-психопатологический метод исследования включал в себя анализ жалоб, субъективного восприятия собственной болезни, данных диагностической беседы с пациентами и их родителями, подробных анамнестических сведений (наличие церебрально-органических факторов риска (ФР), развитие ребенка в раннем возрасте, особенности личности в преморбиде, стиль внутрисемейных взаимодействий, перенесенные заболевания, психотравмирующие ситуации, наследственные факторы), данных, полученных при работе с медицинской и школьной документацией, результатов клинического наблюдения в условиях стационара

Инструментальное нейрофизиологическое обследование проводилось на базе ДГКБ и включало использование компьютерной электрокардиографической (ЭКГ) программы «Полиспектр» (на аппарате «Биосет 6000») — для определения характера нарушений со стороны ССС, кардиоинтервалографии (КИГ), позволяющей провести точный анализ сердечного ритма и выявить преобладание симпатического или парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС); эхокардиографии (ЭхоКГ) — для уточнения глубины и характера нарушений со стороны ССС, реоэнцефалографии (РЭГ) (на приборе «Реограф-4 РГ-2м» с фиксацией по четырем каналам) — для получения представления о состоянии общей гемодинамики и интенсивности кровенаполнения определенных сосудистых бассейнов головного мозга, тонусе и эластичности сосудов, состоянии венозного кровообращения, электроэнцефалографии (ЭЭГ) (на аппарате «Астел-ЛТД» с использованием компьютерной программы «Брейн-графф») — при дифференциальной диагностике с пароксизмальными состояниями

СВД ССС диагностировалась на основании клинико-психопатологических характеристик и дифференциальных критериев МКБ-10 (Исаева Д Н , 1998, 2000, Антропов Ю Ф , Шевченко Ю С ,1999,2002, Чуркин А А , Мартюшов А Н , 2000)

Статистический анализ данных проводился в программном пакете «SPSS» for Windows, Version 10 на PC «Pentium» Использовались критерии Стъюдента для независимых выборок, Манна-Уитни, корреляции Пирсона и факторный анализ

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Диагностика СВД ССС у подростков, представляющих собой своеобразную социально-дезадаптированную группу, не может быть ограничена только клиническими методами исследования, дающими далеко не полную картину клинико-психологических проявлений В то же время, психодиагностическому исследованию эмоционального состояния и анализу факторов, способствующих их возникновению, до настоящего времени не уделялось должного внимания, хотя

нарушение психологического статуса является составной частью клинической картины СВД ССС и требует соответствующего лечения В связи с этим, нами предложен алгоритм диагностики данного типа расстройств, позволяющий дать комплексную опенку психоэмоционального статуса, личностных особенностей и соматического состояния, а также определить основные ФР развития СР в рамках реализации трехэтапных диагностических мероприятий, включающих I — оценку характера жалоб пациента и анамнеза — с акцентом на уточнение связи манифестации расстройства с неблагоприятными факторами внешней среды, наследственной предрасположенности к эмоциональной нестабильности, вегетативным нарушениям и заболеваниям ССС, II — оценку психического состояния, личностных особенностей и нарушений внутрисемейных взаимоотношений, III — дифференциальную диагностику с органическими поражениями ССС с определением глубины и характера нарушений последних (уд нарац предл № 11/05 от 28 09 05.)

Значимость микросоциальных, в частности, семейных факторов (стиля воспитания, особенностей личности родителей, взаимодействия в семье) для возникновения и развития психосоматических расстройств ранее подчеркивалась рядом авторов (Эйдемиллер Э Г, Юстицкис В , 1999, Холмогорова А Б , Воликова С В, 2000) В нашем исследовании неконструктивный стиль семейного воспитания в основной группе был выявлен в 56,4% семей, в контрольной — в 20,0% (р

1 — школьные ситуации; 2 — конфликты в семье; 3 — смерть кого-либо из близких; 4 — расставание с родителями; 5 — развод родителей

I основная группа

I контрольная группа

Рис 3 Психотравмирующие факторы в анамнезе жизни детей с СВД ССС и контрольной группы, % Примечание * — обозначены достоверные различия (р<0,05) ** - обозначены достоверные различия (р<0,01)

школьных ситуациях (перед контрольными работами, экзаменами) и в нарушении взаимоотношений со сверстниками; в группе здоровых — подобные отклонения были отмечены лишь у 5,7% обследованных Достоверных различий в показателях успеваемости между группами не было выявлено

Для проведения анализа клинических особенностей течения СВД ССС были изучены данные параклинического исследования При проведении КИГ гиперсимпатикотония отмечена у 37,6%, преобладание тонуса парасимпатического отдела ВНС — у 17,9% Функциональные изменения на ЭКГ выявлены в 82,1% случаев, двухмерная ЭхоКГ проводилась 82,1% обследуемым во всех случаях признаки органической патологии отсутствовали

При исследовании наследственных факторов, влиявших на возникновение заболевания, обнаружено, что у родителей и родственников детей из основной группы достоверно чаще (р<0,01) обнаружены предрасположенность к вегетативным нарушениям - в 69,2%, заболеваниям ССС (ишемическая болезнь сердца) - 61,5%, возникновению невротических состояний и СР - 32,5%,

тогда как у родственников детей из контрольной группы — в 40,9% , 29,5% и 3,8% случаев, соответственно

В комплексной оценке социально-психологических и клинических особенностей подростков с СВД ССС обнаружено наличие прямых корреляций

между наличием неконструктивных стилей воспитания, соматическими и психопатологическими проявлениями (рис 4)

Рис 4 Наличие прямых корреляций между социально-психологическими и семейными факторами и психопатологическими проявлениями

Таким образом, у детей, страдающих СВД ССС, достоверно чаще были выявлены социально-психологические психотравмирующие ситуации в анамнезе, семейное неблагополучие, неконструктивные стили воспитания, дисгармонии в детско-родительских отношениях, предрасполагающие к СР наследственные факторы Подростки из группы детей с СВД ССС характеризовались снижением адаптивных возможностей, несмотря на хорошую успеваемость Достоверно чаще, чем здоровые, они имели церебрально-органические ФР в анамнезе; у лиц основной группы чаще регистрировались отклонения со стороны психоэмоционального статуса и признаки акцентуаций характера, преимущественно по сенситивному и психастеническому типам

Для определения факторов, предрасполагающих к васкулярному или кардиопатическому варианту клинических проявлений при СВД ССС, нами

проведен анализ показателей психоэмоционального статуса, перинатальных и наследственных ФР, стиля семейного воспитания и нарушений в системе детско-родительских отношений, влияния характера и специфики психотравмирующих обстоятельств у подростков с различными вариантами проявления заболевания Существенных различий между подгруппами по указанным показателям отмечено не было, однако, выявлены достоверные изменения по данным КИГ у подростков с кардиопатическим вариантом клинических проявлений — в виде кардиалгии и аритмии (Антропов ЮФ, Шевченко ЮС, 1999) — в 28,1% случаев (р<0,01) преобладал тонус парасимпатического отдела ВНС, с васкулярным вариантом - в виде повышения или колебания артериального давления - гиперсимпатикотония -26,3% (р<0,05) В целом, кардиопатический вариант клинических проявлений отмечен в основной группе в 48,7%, васкулярный - в 51,3% случаев

При проведении факторного анализа было установлено, что наибольшее значение в возникновении СВД ССС принадлежало таким ФР, как психотравма и наследственная предрасположенность к вегетативным нарушениям и заболеваниям ССС На втором месте по значимости стояли проявления акцентуаций характера, наличие эмоциональных нарушений (повышенная личностная и реактивная тревожность, проявления депрессии, алекситимия), а также проявления неконструктивного стиля воспитания и дисгармонии детско-родительских отношений (потакающая и доминирующая гиперпротекция, фобия утраты ребенка, избыточность запретов)

В подборе методов терапевтического воздействия мы руководствовались основными принципами лечения психосоматических расстройств (Любан-Плоцца Б., 1996, Исаев Д Н, 2000, Холмогорова А Б, Гаранян Н Г , 2000, Антропов Ю Ф , Шевченко Ю С, 2002) В то же время, с учетом выявленных особенностей становления и течения СВД ССС у подростков — как группы с социально-психологической дезадаптацией они получали комплексную терапию в рамках разработанного нами трехэтапного метода лечебно-реабилитационных мероприятий (уд рац предл № 13/05_от 15 10 05)

I этап назначение соматотропной терапии — для уменьшения болевых проявлений, нарушений ритма, изменений артериального давления,

II этап присоединение психофармакотерапии — с момента точного установления диагноза СВД ССС — для уменьшения проявлений тревоги, депрессии и фобических проявлений и семейной психотерапии — для коррекции дисгармонии в семейных отношениях,

III этап с момента улучшения соматического и эмоционального состояний -активное использование индивидуальной и групповой психотерапии (арттерапии, гепггальт-терапии, телесно-ориентированной) — для снижения проявлений

тревожности, депрессии, алекситимии, коррекции патологических черт личности, устранения дезадаптации на фоне акцентуаций характера

Важнейшим элементом психотерапевтической работы являлась семейная терапия, направленная на коррекцию стиля воспитания и семейных взаимоотношений Использовался системный подход к решению проблем пациента и его семьи В ходе проведения психотерапии с подростками применялась индивидуальная и групповая формы работы (в виде социально-психологического тренинга)

Критерием окончания соматотропной и психофармакотерапии СВД ССС (45 недель с момента обращения) считалась стабилизация соматического и эмоционального состояния Продолжительность психотерапии (10-12 сеансов за время пребывания в стационаре — не более 2-2,5 недель и до 50 сеансов — на амбулаторном лечении) определялась глубиной личностных нарушений, проявлений психосоциальной дезадаптации и степенью нарушения семейных взаимоотношений

К моменту выписки из стационара на фоне проводимой терапии была отмечена положительная динамика в виде редукции тревожной и депрессивной симптоматики (улучшение настроения и сна, снижение тревоги, раздражительности), стабилизации психоэмоционального статуса, уменьшения соматических проявлений у 95,7% подростков с СВД ССС, что свидетельствует о высокой эффективности сочетанного применения социально-психологических коррекционных мероприятий и назначения медикаментозных препаратов и психотерапии

Применение указанного лечебно-реабилитационного подхода в 2001-2004 г г на базе ДГКБ г Кирова позволило значительно повысить эффективность терапии количество повторных поступлений подростков с СВД ССС сократилось до 11,9% (по сравнению с 35% — при традиционном лечении), уменьшилась длительность пребывания их в стационаре, снизился койко-день с 19,5-21,5 в 2001 г до 14,5-16.9 в 2004 г, в более короткие сроки происходила стабилизация соматического состояния и психоэмоционального статуса подростков на фоне отчетливой тенденции к гармонизации семейных взаимоотношений

1 Подростки с соматоформной вегетативной дисфункцией сердечнососудистой системы представляют собой специфическую социально-дезадаптированную группу с мультифакториальной этиологией расстройств, включающей микросоциальные (неконструктивные стили семейного воспитания -56,4%, разводы родителей — 34,2%, скандалы в семьях — 21,4%), психологические (психотравмирующие ситуации в анамнезе — 64,9%, повышенные показатели

реактивной — 12,0% и личностной тревожности — 50,4%, алекситимии — 41,0%, депрессии — 11,1%, акцентуации характера по сенситивному — у 21,4% и психастеническому типам — 11,9%); биологические (перинатальное поражение центральной нервной системы — 64,1%), наследственные факторы (предрасположенность к проявлению вегетативных нарушений — 69,2%, заболеваниям сердечно-сосудистой системы — 61,5%, возникновению расстройств со стороны психической сферы — 32,5%)

2 К личностным особенностям подростков с соматоформными вегетативными дисфункциями сердечно-сосудистой системы относятся социально-психологическая школьная и семейная дезадаптация — у 35,0%, акцентуации характера по сенситивному — 21,4% и психастеническому — 11,9 % типам, высокие показатели реактивной — 11,96% и личностной тревожности — 50,4%, депрессии -11,1% и алекситимии — у 41,0%

3 Специфика паттернов семейных взаимоотношений и родительского воспитания у лиц с соматоформными вегетативными дисфункциями сердечнососудистой системы проявляется преобладанием неконструктивных стилей-потворствующей — у 29,1% и доминирующей гиперпротекции — 17,1%, повышенной моральной ответственности — 7,7%, закрепляющих такие личностные черты, как тревожность, мнительность, зависимость от значимых социальных объектов

4 Соматоформная вегетативная дисфункция сердечно-сосудистой системы у подростков часто сочетается с непсихотическими психическими расстройствами (тревожное, депрессивное, фобическое, обсессивно-компульсивное) — в 64,1%, заболеваниями со стороны соматической сферы (бронхиальная астма, патология желудочно-кишечного тракта, аллергодерматозы) — 48,7%, неврологической патологией (сосудистые головные боли, синдром внутричерепной гипертензии, синдром гиперактивности) — в 70,9% случаев

5 Специфика клинических проявлений соматоформной вегетативной дисфункции сердечно-сосудистой системы обусловлена наличием выраженных прямых корреляций между гиперсимпатикотонией и симптомами васкулярного варианта (в 26,3%) и между парасимпатикотонией и проявлениями кардиологического варианта (в 28,1% случаев)

6 Терапия соматоформных вегетативных дисфункций сердечно-сосудистой системы строится на трехэтапной основе, включающей использование соматотропной, психофармакотерапии, психотерапии и социально-психологических технологий, как патогенетических методов, мишенями реабилитации являются неконструктивные стереотипы взаимодействия в семьях -дезадаптивный стиль воспитания, искажения в системе детско-родительских отношений, расстройства социальной адаптации и нарушения со стороны

психоэмоциональной сферы — повышенная тревожность, проявления депрессии, алекситимия

1 Оценка социально-психологических факторов риска соматоформных вегетативных дисфункций сердечно-сосудистой системы должна включать детальный анализ стилей семейного воспитания, неблагоприятных внутрисемейных взаимоотношений, материального положения семьи, наличия школьных проблем и нарушения адаптации ребенка к социальному окружению

2 Терапия подростков с соматоформной дисфункцией сердечнососудистой системы должна основываться на комплексном подходе с применением средств психотерапии (включая семейную) и социально-психологической реабилитации при взаимодействии с междисциплинарной бригадой специалистов (педиатром, кардиологом, невропатологом, психотерапевтом, социальным работником) и включением психофармакотерапии

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1 Маринчева Л П Психологические особенности детей с психосоматической патологией/Л П Маринчева, М В Злоказова//Сб научных трудов Современные подходы к диагностике и лечению нервных и психических заболеваний — С -Пб, 2000 — С 140-141.

2 Маринчева Л П Роль перинатальной патологии в возникновении и развитии соматоформных расстройств сердца и сердечно-сосудистой системы у подростков/Л П Маринчева, М В ЗлоказоваУ/Сб научных работ конференции неврологов и нейрохирургов Вятского региона — Киров, 2003 — С 57-58

3 Маринчева Л П Проведение фармакотерапии и психотерапии у подростков с соматоформными расстройствами сердца и сердечно-сосудистой системы/Л П Маринчева. МВ Злоказова’/Матер Всероссийской научно-практ конф с межд участием — СПб — Киров, 2003 — С 269-273

4 Маринчева Л П Алекситимические проявления у подростков с соматоформными вегетативными дисфункциями сердечно-сосудистой системы /Л П Маринчева, М В Злоказова//Сб тезисов научной конф с междунар участием Клинические и социально-психологические аспекты качества жизни психоневрологических больных в современном обществе — СПб , 2003 -С 137

5 Маринчева Л П Исследование особенностей психоэмоционального статуса у подростков с соматоформными вегетативными дисфункциями сердечнососудистой системы/Л П Маринчева, М В Злоказова //Сб тезисов научной конф с междунар участием Ктинические и социально-психологические аспекты качества

жизни психоневрологических больных в современном обществе — СПб , 2003 -С. 138.

6 Маринчева Л П Исследование клинико-психологических особенностей подростков с соматоформными вегетативными дисфункциями/Л П Маринчева, М.В. Злоказова//Матер всеросс научно-практ конференции с междунар участием Актуальные вопросы психиатрии и наркологии — Москва — Киров, 2004 — С 373-378.

7 Маринчева ЛII Исследование особенностей психоэмоционального статуса и анамнеза жизни у подростков с соматоформными вегетативными дисфункциями сердечно-сосудистой системы/Л П Маринчева, М В Злоказова//Сб научных трудов кировской межрегиональной конференции неврологов и нейрохирургов -Киров, 2004 — С 71-73

8 Маринчева Л П Клинико-психологические особенности подростков с соматоформными вегетативными дисфункциями сердечно-сосудистой системы и подходы к терапии данных заболеваний/Л П Маринчева, М В Злоказова//Нижегородский медицинский журнал — Нижний Новгород, 2005 -С 91-95

9 Маринчева Л П Комплексное обследование и терапия пациентов с соматоформной вегетативной дисфункцией сердечно-сосудистой системы/Л П Маринчева, М В Злоказова//Методические рекомендации — Киров Департамент здравоохранения Кировской области -2005 -19 с

Подписано в печать 21 10 2005 Формат 60×84/1б. Усл. печ л 1,0 Тираж. ЮОэкз Заказ №768

Изготовлено ЦОП «Градиент»

г Киров, ул Ст Халтурина, 56 тел(8332) 35-86-69, www gradiart kirov ru

РНБ Русский фонд

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата медицинских наук, Маринчева, Людмила Павловна, 2005 год

Глава I. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ И СОМАТОФОРМНЫХ РАССТРОЙСТВАХ.

1.1 Понятие о психосоматических и соматоформных расстройствах.

1.2 Исторический аспект представлений о психосоматических и соматоформных расстройствах.

1.3 Соматоформная вегетативная дисфункция сердечно-сосудистой системы как психосоматическая проблема.

1.4 Современные представления о природе соматоформных вегетативных дисфункций у детей и подростков.

1.5 Клинические проявления и диагностические критерии соматоформной вегетативной дисфункции сердечно-сосудистой системы.

1.6 Основные подходы к комплексной терапии и социально-психологической реабилитации подростков с соматоформными расстройствами.

Глава II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1 Объекты исследования.

2.2 Клинико-анамнестические методы исследования.

2.3 Методы экспериментально-психологического исследования.

2.4 Инструментальные методы исследования.

2.5 Статистический анализ данных.

Глава Ш.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА

СОМАТОФОРМНОЙ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ У ПОДРОСТКОВ.

3.1 Алгоритм поэтапной диагностики соматоформной дисфункции.

3.2 Микросоциальные (семейные и школьные) факторы риска.

3.3 Материальное состояние и жилищные условия семей подростков с соматоформной вегетативной дисфункцией сердечно-сосудистой системы.

3.4 Особенности психотравмирующих ситуаций, влияющих на возникновение соматоформной вегетативной дисфункции сердечно-сосудистой системы.

3.5 Личностные особенности подростков с соматоформной вегетативной дисфункцией

3.6 Наследственные и перинатальные факторы риска возникновения соматоформной вегетативной дисфункции сердечно-сосудистой системы.

Глава 1У.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С СОМАТОФОРМНОЙ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСФУНКЦИЕЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ.

4.1 Социально-психологические особенности детей, страдающих соматоформной вегетативной дисфункцией сердечно-сосудистой системы.

4.2 Особенности клинических проявлений соматоформной вегетативной дисфункции сердечно-сосудистой системы у подростков.

4.3 Сочетание соматоформной вегетативной дисфункции с неврологическими, психопатологическими и соматическими симптомами.

4.4 Данные параклинического обследования.

4.5 Соотношение клинических проявлений соматоформной дисфункции и особенностей психоэмоционального статуса.

Глава V. КОМПЛЕКСНАЯ ТЕРАПИЯ И

СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С СОМАТОФОРМНОЙ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСФУНКЦИЕЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ.

5.1 Алгоритм комплексной терапии.

5.2 Проведение соматотропной и психофармакотерапии.

5.3 Психотерапия и социально-психологическая реабилитация подростков с соматоформными расстройствами.

Введение диссертации по психологии, на тему «Социально-психологические и клинические особенности подростков с соматоформной вегетативной дисфункцией сердечно-сосудистой системы»

Актуальность выбранной темы связана с широкой распространенностью среди детей и подростков психосоматических расстройств (Северный A.A., Баландина Т.А., 1998; Березанцев А.Ю., 2001). Частота их выявления составляет от 40 до 68 % от общего числа детей, обратившихся за помощью к педиатру (Исаев Д.Н., 2002). До настоящего времени в изучении данной группы расстройств преобладал преимущественно клинический подход, в то время как социально-психологические аспекты проблемы оставались недостаточно разработанными; редко рассматривалась их взаимосвязь с различными особенностями микросоциальной среды, а также влияние расстройства на уровень социальной адаптации, успеваемости, предрасположенности подростка к другим заболеваниям. В настоящее время требуется рассмотрение подростков с соматоформными вегетативными дисфункциями сердечно-сосудистой системы как наиболее уязвимой в силу своего заболевания части подростковой социальной группы, угрожаемой по социальной дезадаптации.

Наиболее распространенной группой пограничных психических расстройств, с которыми чаще всего обращаются к врачам общей практики, являются соматоформные расстройства (СР) и, в частности, соматоформные вегетативные дисфункции сердечно-сосудистой системы (СВД ССС), относимые, согласно МКБ-10, к рубрике F 45.3 и проявляющиеся, главным образом, в виде соматических жалоб, не соответствующих реальной соматической причине, с наличием объективно регистрируемых локальных соматовегетативных дисфункций функционального характера.

Современному понятию СВД ССС соответствуют многие принятые прежде в медицинской среде термины: функциональная кардиопатия, нейроциркуляторная дистония, вегето-сосудистая дистония, психовегетативный синдром и др. (Исаев Д.Н., 1999; Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., 2000; Rief W., Hiller W., 1966); диагноз вегето-сосудистой дистонии выставляется 50-70% детей (Белоконь H.A., 1998); вегетативные нарушения с клинически выраженной артериальной гипертензией у школьников встречаются в 10-15 % случаев в препубертатном и пубертатном возрасте (Юрьев В.В., 1999).

Несмотря на значительный объем исследований, рассматривающих клинические аспекты СР (в основном, применительно к взрослым пациентам, реже — к детям) (Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С., 2002; Райзман Е.М. и соавт., 2003 и др.), до сих практически отсутствовали попытки проанализировать данную проблему комплексно, с учетом ее социально-психологических и медицинских аспектов (влияние семейной микросреды, школы, уровня материального благосостояния, жилищных условий и др.). Вопросы, касающиеся клинико-психологических характеристик подростков с СВД ССС, а также изучения социально-психологических и медико-социальных факторов, значимых для возникновения и формирования вариантов течения, до сих пор освещались в научной литературе крайне редко. Это ограничивало значимые для практической медицины возможности определения эффективных мер диагностики, профилактики и комплексной терапии (включая современные средства психотерапии и социально-психологической реабилитации). Представляется актуальным проведение комплексного исследования, направленного на изучение медико-социальной и клинико-психологической картины СВД ССС у подростков и разработку эффективной терапии и профилактики.

Целью исследования явились социально-психологическая оценка факторов, способствующих формированию соматоформных вегетативных дисфункций сердечно-сосудистой системы и анализ клинико-психологических особенностей подростков для разработки эффективных мер комплексной терапии и профилактики.

Для достижения цели сформулированы следующие задачи:

1. Систематизировать социально-психологические, микросоциальные и биологические факторы риска, предрасполагающие к возникновению и развитию соматоформных вегетативных дисфункций сердечно-сосудистой системы в подростковом возрасте.

2. Изучить социально-психологические, характерологические и психоэмоциональные особенности личности подростков с соматоформными вегетативными дисфункциями сердечно-сосудистой системы и их соотношение с клиническими проявлениями заболевания.

3. Установить специфику паттернов семейных взаимоотношений и родительского воспитания у пациентов с соматоформными вегетативными дисфункциями сердечно-сосудистой системы.

4. Исследовать влияние особенностей вегетативного реагирования на формирование клинических вариантов (кардиопатического или васкулярного) течения соматоформных расстройств.

5. Разработать основные подходы к комплексной терапии и социально-психологической реабилитации подростков с соматоформными дисфункциями сердечно-сосудистой системы.

Новым в проведенном исследовании является системный подход к изучению социально-психологических и клинических предпосылок возникновения СВД ССС. С помощью современных психологических и психиатрических методов исследовано влияние разнообразных факторов на формирование, развитие и клинические проявления СР у подростков: социально-психологических (стиль семейного воспитания, особенности межличностных взаимоотношений), личностных (характерологические особенности пациентов, стереотипы психологического реагирования, особенности психоэмоционального статуса) и биологических (преморбидные особенности центральной нервной системы (ЦНС), особенности вегетативного реагирования).

Впервые применен комплексный анализ социально-психологических и клинических особенностей лиц подросткового возраста, страдающих СВД ССС, включая характеристики микросоциальной среды (стиль воспитания и особенности взаимодействия в семьях пациентов, социальный статус и уровень материального достатка родителей, жилищные условия, психотравмирующие факторы), специфику клинических проявлений заболевания и влияние его на уровень социальной адаптации и успеваемости, коморбидность с другой неврологической, соматической и непсихотической психопатологией, а также характеристики психоэмоционального статуса и особенностей личности обследуемых. Принципиально новой явилась попытка анализа зависимости клинических проявлений от особенностей личности пациентов, эмоционального состояния, специфики вегетативного статуса.

Полученные в результате исследования социально-психологических и клинических особенностей подростков данные позволили определить подходы к осуществлению своевременной диагностики СВД ССС и комплексной терапии данного контингента пациентов с применением социально-психологических, психотерапевтических мероприятий и фармакотерапии.

Научно-практическая значимость и внедрение результатов исследования

Результаты исследования социально-психологических и клинических особенностей подростков с СВД ССС, а также медико-социальных факторов, способствующих развитию данной группы расстройств, дают возможность эффективно осуществлять системный подход к подбору методов лечения и профилактики данного заболевания, учитывая психологические, социальные и биологические аспекты проблемы. Полученные данные позволили разработать программу ранней диагностики и подбора эффективных средств комплексной терапии, включая методы психотерапии и социально-психологической реабилитации детей и подростков, страдающих СВД ССС. Данные диссертационного исследования используются в клинической практике при работе с детьми и подростками на базе Детской городской клинической больницы (ДГКБ) г. Кирова (акт внедрения № 12 от 14.04.05), а также на кафедре психиатрии и медицинской психологии Кировской государственной медицинской академии (КГМА) и в преподавании психотерапии и медицинской психологии в Вятском государственном гуманитарном университете (акт внедрения №19 от 25.04.05).

Положения, выносимые на защиту

1. Наиболее значимыми причинами, способствующими развитию СВД ССС, являются микросоциальные факторы, личностные особенности и характеристики психоэмоционального статуса пациентов, наличие психотравмирующих событий в анамнезе, наследственная предрасположенность к возникновению СР, церебрально-органический фон и особенности вегетативного реагирования.

2. К социально-психологическим и медико-социальным характеристикам подростков с СВД ССС относятся личностные особенности (сенситивный и психастенический типы личности), проявляющиеся на фоне психосоциальной дезадаптации.

3. Проявления функциональных нарушений ССС соотносятся с микросоциальными факторами (наличие конфликтных взаимоотношений в семьях пациентов, разводы, неконструктивные стили воспитания) и нарушениями со стороны психоэмоционального статуса.

4. Особенности клинической картины соматоформной вегетативной дисфункции ССС у подростков с кардиопатическим и васкулярными проявлениями заболевания обусловлены преобладанием симпатического или парасимпатического отделов ВНС.

5. Проведение психотерапии и социально-психологической реабилитации лиц с СВД ССС должно быть направлено на расширение спектра адаптивных реакций, преодоление тревожных и депрессивных проявлений и коррекцию дезадаптивных стилей внутрисемейных взаимодействий с учетом личностных особенностей подростков.

Основные положения диссертационной работы доложены и обсуждены на Всероссийских научно-практических конференциях с международным участием: «Бехтеревские чтения» (Киров, 2003, 2005), «Клинические и социально-психологические аспекты качества жизни психоневрологических больных в современном обществе» (Санкт-Петербург, 2003), межрегиональных конференциях неврологов и нейрохирургов Волго-Вятского региона (Киров, 2003, 2004), межрегиональной научно-практической конференции «Молодая семья XXI века» (Киров, 2004), расширенном заседании Проблемной комиссии по психическому здоровью Северного государственного медицинского университета (2005).

Работа выполнена в РНТП «Здоровье населения Европейского Севера» и имеет № государственной регистрации 01.20.0507703.

Публикации по теме: По теме диссертации опубликовано 9 работ.

Заключение диссертации научная статья по теме «Социальная психология»

1. Подростки с соматоформиой вегетативной дисфункцией сердечнососудистой системы представляют собой специфическую социально-дезадаптированную группу с мультифакториальной этиологией расстройств, включающей микросоциальные (неконструктивные . стили семейного воспитания — 56,4%, разводы родителей — 34,2%, скандалы в семьях — 21,4%), психологические (психотравмирующие ситуации в анамнезе — 64,9%, повышенные показатели реактивной — 12,0% и личностной тревожности -50,4%, алекситимии — 41,0%, депрессии — 11,1%, акцентуации характера по сенситивному — у 21,4% и психастеническому типам — 11,9%); биологические (перинатальное поражение центральной нервной системы — 64,1%); наследственные факторы (предрасположенность к проявлению вегетативных нарушений — 69,2%, заболеваниям сердечно-сосудистой системы — 61,5%, возникновению расстройств со стороны психической сферы — 32,5%).

2. К личностным особенностям подростков с соматоформными вегетативными дисфункциями сердечно-сосудистой системы относятся социально-психологическая школьная и семейная дезадаптация — у 35,0%, акцентуации характера по сенситивному — 21,4% и психастеническому — 11,9% типам, высокие показатели реактивной — 11,96% и личностной тревожности — 50,4%, депрессии -11,1% и алекситимии — у 41,0%.

3. Специфика паттернов семейных взаимоотношений и родительского воспитания у лиц с соматоформными вегетативными дисфункциями сердечнососудистой системы проявляется преобладанием неконструктивных стилей: потворствующей — у 29,1% и доминирующей гиперпротекции — 17,1%; повышенной моральной ответственности — 7,7%, закрепляющих такие личностные черты, как тревожность, мнительность, зависимость от значимых социальных объектов.

4. Соматоформная вегетативная дисфункция сердечно-сосудистой системы у подростков часто сочетается с непсихотическими психическими расстройствами (тревожное, депрессивное, фобическое, обсессивно-компульсивное) — в 64,1%, заболеваниями со стороны соматической сферы (бронхиальная астма, патология желудочно-кишечного тракта, аллергодерматозы) — 48,7%, неврологической патологией (сосудистые головные боли, синдром внутричерепной гипертензии, синдром гиперактивности) — в 70,9% случаев.

5. Специфика клинических проявлений соматоформной вегетативной дисфункции сердечно-сосудистой системы обусловлена наличием выраженных прямых корреляций между гиперсимпатикотонией и симптомами васкулярного варианта (в 26,3%) и между парасимпатикотонией и проявлениями кардиопатического варианта (в 28,1% случаев).

6. Терапия соматоформных вегетативных дисфункций сердечнососудистой системы строится на трехэтапной основе, включающей использование соматотропной, психофармакотерапии, психотерапии и социально-психологических технологий, как патогенетических методов; мишенями реабилитации являются неконструктивные стереотипы взаимодействия в семьях — дезадаптивный стиль воспитания, искажения в системе детско-родительских отношений, расстройства социальной адаптации и нарушения со стороны психоэмоциональной сферы — повышенная тревожность, проявления депрессии, алекситимия.

1. Оценка социально-психологических факторов риска соматоформных вегетативных дисфункций сердечно-сосудистой системы должна включать детальный анализ стилей семейного воспитания, неблагоприятных внутрисемейных взаимоотношений, материального положения семьи, наличия школьных проблем и нарушения адаптации ребенка к социальному окружению.

2. Терапия подростков с соматоформной дисфункцией сердечнососудистой системы должна основываться на комплексном подходе с применением средств психотерапии (включая семейную) и социально-психологической реабилитации при взаимодействии с междисциплинарной бригадой специалистов (педиатром, кардиологом, невропатологом, психотерапевтом, социальным работником) и включением психофармакотерапии.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата медицинских наук, Маринчева, Людмила Павловна, Архангельск

1. Аведисова A.C. Особенности психотерапии больных с пограничными психическими расстройствами / A.C. Аведисова // Психиатрия и психофармакотерапия. 2003. — Т. 5. — № 2. — С. 92-94.

2. Авруцкий ГЛ. Лечение психических больных / Г.Я. Авруцкий, A.A. Недуева. М.: Медицина. — 1988. — 528 с.

3. Агеенкова Е.К. Особенности психологической структуры личности и психосоматических соотношений у больных гипертонической болезнью сердца и ИБС: Дисс. . канд. психол. наук / Е.К. Агеенкова. Минск. — 1986. -174 с.

4. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский. М.: Медицина. — 1997. — 297 с.

5. Александровский Ю.А. Психофармакотерапия пограничных психических расстройств / Ю.А. Александровский, Р.Г. Акжигитов и др. М.: ГОЭТАР Медицина. — 2000. — С. 163-204.

6. Александровский Ю.А. Терапия депрессий, протекающих с соматовегетативными расстройствами / Ю.А. Александровский, A.C. Аведисова // Психиатрия и психофармакология. 2003. — Т.6. — № 1. — С. 10-13.

7. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем / П.К. Анохин. М.: Наука. — 1980. — 196 с.

8. Антропов Ю.Ф. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков / Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко. -М.: Изд-во института психотерапии. 1999. — 570 с.

9. Антропов Ю.Ф. Лечение детей с психосоматическими расстройствами / Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко. С.-Пб.: Речь. — 2002. — 556 с.

10. Белоконь H.A. Вегетативно-сосудистая дистония у детей / H.A. Белоконь, Г.Г. Осокина, И.В. Леонтьева и др. М.: МЗ СССР — 1987. — 24 с.

11. Белоконь H.A. Подходы к диагностике синдрома вегето-сосудистой дистонии у детей / H.A. Белоконь, Г.Г. Осокина и др. // Педиатрия. -1986. -№1.-С. 37-41.

12. Березанцев А.Ю. Некоторые актуальные вопросы психопатологии телесной сферы / А.Ю. Березанцев // Рос. психиатр, журн. 2000. — № 6. — С. 11-18.

13. Березанцев А.Ю. Психосоматика и соматоформные расстройства / А.Ю. Березанцев. -М.: Информ. Технологии. 2001. — 191 с.

14. Березанцев А.Ю. Психосоматические и соматоформные расстройства: Аналитический обзор / А.Ю. Березанцев // Рос. психиатр, журн. 2001. — № 3.- С.61-69.

15. Березанцев А.Ю. Теоретические и клинические аспекты соматоформных расстройств и психосоматики / А.Ю. Березанцев // Рос. психиатр, журн. 2001.- № 5. С. 4-9.

16. Березанцев А.Ю. Соматоформные расстройства в судебно-психиатрической клинике / А.Ю. Березанцев, Д.М. Давыдов // Рос. психиатр, журн. 2000. — № 5. — С. 8-14.

17. Березин Ф.В. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.В. Березин. Л.: Наука. — 1988. — 270 с.

18. Березин Ф.Б. Психологические механизмы психосоматических заболеваний / Ф.Б. Березин, Е.В. Безносюк, Е.Д. Соколова // Рос. мед. журн. -1998. № 2. — С.43-49.

19. Благосклонова Н.К. Детская клиническая электроэнцефалография / Н.К. Благосклонова, Л.А. Новикова. М.: Медицина. — 1994. — 202 с.

20. Бодалева A.A. Общая психодиагностика / A.A. Бодалева, В.В. Столина. -М.- 1987.-304 с.

21. Брязгунов И.П. Между здоровьем и болезнью. Функциональные заболевания в детском возрасте / И.П. Брязгунов. М. — 1995. — 224 с.

22. Булановская Т.И. Психодиагностика депрессивных расстройств / Т.И. Булановская // Соц. и клин, психиатрия. 1998. — № 3. — С. 30-33.

23. Буренина Н.И. Психопатологическая дифференциация патологических телесных сенсаций / Н.И. Буренина // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1997. — № 5. — С. 22-26.

24. Бурлачук Л.Ф. Психотерапия / Л.Ф. Бурлачук, A.C. Кочарян, М.Е. Жидко. -С.-Пб.: Питер. 2002. — 470 с.

25. Бурно М.Е. К вопросу об отношении больного к своему заболеванию / М.Е. Бурно, Л.Д. Зикеева // Терапевт, архив. 1974. — № 10. — С. 16-22.

26. Бурно М.Е. Психотерапия «сомневающейся» ипохондрии / М.Е. Бурно // Московский психотер. журн. 1994. — № 1. — С. 108-128.

27. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно. — М.: Медицина. 1989. — 304 с.

28. Буторина Н.Е. Психосоматические расстройства в структуре пубертатного криза / Н.Е. Буторина, В.М. Полецкий // Психопатология, психология эмоций и патология сердца. Суздаль. — 1988.-С. 14.

29. Буянов М.И. Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков / М.И.Буянов. М.: Медицина. — 1995. — 192 с.

30. Быков K.M. Кортико-висцеральная патология / K.M. Быков, И.Т. Курцин. — Л.: Медгиз.-1960.-576 с.

31. Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела / И.М. Быховская. М.: Эдиоториал УРСС. — 2000. — 208 с.

32. Бююль A. SPSS: Искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей Ф. Бююль, П. Цефель. — С.-Пб.-2001.-608 с.

33. Вейн A.M. Вегетативные расстройства / A.M. Вейн. М. — 1998. — 752 с.

34. Вейн A.M. Заболевания вегетативной нервной системы / A.M. Вейн. М.: Медицина. — 1991. — 623 с.

35. Вейн A.M. Вегетососудистая дистония / A.M. Вейн, А.Д. Соловьева, O.A. Колосова.-М.: Медицина. 1981.-314 с.

36. Вейн A.M. Актуальные вопросы кардиологии и вегетологии детского возраста / A.M. Вейн. М. — 1986. — С. 73 — 76.

37. Вейн A.M. Психосоматические отношения / A.M. Вейн // Заболевания вегетативной нервной системы. М.: Медицина. — 1991. — С. 374-384.

38. Вейн A.M. Панические атаки / A.M. Вейн, Г.М. Дюкова и др. С.-Пб.: Институт медицинского маркетинга. — 1997. — 304 с.

39. Вертоградова О.П. Психосоматические соотношения в структуре пограничных нервно-психических расстройств / О.П. Вертоградова, С.Э. Поляков и др. // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова 1989. -Т. 89 — № 11 — С. 70-74.

nauka-pedagogika.com