Аооп обучающихся с умственной отсталостью

Требования к АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Требования
к АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2. Требования к структуре АООП

2.2. АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.

Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.

Организация должна обеспечить требуемые для этой категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.

Вариант 2 предполагает, что обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.

Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 АООП. характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

При реализации АООП в форме обучения ребенка на дому или семейного образования обязательным является расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах.

Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).

2.3. На основе стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

На основе Стандарта создается АООП, которая при необходимости индивидуализируется (СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью.

Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить вариант 1 АООП, получает образование по варианту 2 АООП, на основе которой организация разрабатывает СИПР, учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося. В случае, если у обучающегося имеется готовность к освоению содержания варианта 1 АООП, то в СИПР могут быть включены отдельные темы, разделы, предметы данного варианта АООП.

2.6. АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса

Обязательная часть АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет не менее 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 30% от общего объема АООП.

Обязательная часть АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми и множественными нарушениями развития составляет не менее 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений не более 40% от общего объема АООП.

В отдельных случаях соотношение объема обязательной части СИПР и части, формируемой участниками образовательных отношений, определяется индивидуальными образовательными возможностями обучающегося.

2.8. АООП должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный

Содержательный раздел АООП включает Программу коррекционной работы.

Содержательный раздел АООП включает Программу сотрудничества с семьей обучающегося.

2.9. Требования к разделам АООП

2.9.1. Пояснительная записка

Пояснительная записка включает описание структуры и общую характеристику СИПР, разрабатываемой на основе АООП.

Структура СИПР должна включать:

1) общие сведения о ребёнке;

2) характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка;

3) индивидуальный учебный план;

4) содержание образования в условиях организации и семьи;

5) условия реализации потребности в уходе и присмотре;

6) перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;

7) перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;

8) перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;

9) средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.

2.9.2. Планируемые результаты освоения АООП

Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП представлены личностными и предметными результатами.

Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП должны адекватно отражать требования Стандарта, передавать специфику целей изучения отдельных учебных предметов, соответствовать возможностям обучающихся.

Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции обучающегося и ценностные установки.

Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.

Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность к их применению. Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс и рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по АООП (вариант 1). В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану (СИПР) или на вариант 2 АООП.

Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися АООП должны рассматриваться в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.

2.9.3. Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область

Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей

Предметная область: Язык и речевая практика.

Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач.

Чтение (Литературное чтение).

Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.

Расширение представлений об окружающей действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.

Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей Предметная область: Язык и речевая практика.

Речь и альтернативная коммуникация.

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов. Пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и другие). Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне.

Предметная область: Математика.

Математика (Математика и информатика).

Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и другими). Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры в различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни. Формирование начальных представлений о компьютерной грамотности.

Формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях. Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Предметная область: Естествознание.

Основные задачи реализации содержания:

Мир природы и человека.

Формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

Формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязях, существующих между ними. Применение полученных знаний в повседневной жизни. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.

Формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье. Практическое применение биологических знаний: усвоение приемов выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, ухода за своим организмом; использование полученных знаний для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.

Усвоение элементарных знаний по физической и экономической географии России. Формирование элементарных представлений о географии материков и океанов. Расширение географических представлений о родном крае.

Предметная область: Человек и общество.

Основы социальной жизни.

Развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях. Понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений.

Формирование первоначальных временных исторических представлений. Установление простейших взаимосвязей между историческим временем и изменениями, происходящими в предметном мире (мире вещей); жизни отдельного человека и общества.

Формирование представлений о наиболее значимых исторических событиях в жизни нашей страны, о традициях, трудовых и героических делах народов, проживающих на территории нашей Родины, о примерах служения своему Отечеству в борьбе за свободу и независимость.

Практическое освоение социальных ритуалов и форм продуктивного социального взаимодействия, в том числе трудового. Обогащение практики понимания другого человека (мыслей, чувств, намерений другого), эмоционального сопереживания, морального выбора в различных жизненных ситуациях.

Формирование первоначальных представлений о правах и обязанностях гражданина; основных законах нашей страны.

Предметная область «Окружающий мир».

Окружающий природный мир.

Формирование представлений о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Формирование представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание). Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Представления о своей семье, о взаимоотношениях в семье.

Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами; участие в покупке продуктов, в процессе приготовления пищи, в сервировке и уборке столов.

Окружающий социальный мир.

Формирование первоначальных представлений о мире, созданном человеком: о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д. Усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице. Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Развитие межличностных и групповых отношений. Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни. Формирование представлений об обязанностях и правах ребенка. Представление о своей стране (Россия).

Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению. Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических ориентиров.

Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности; воспитание потребности в художественном творчестве.

Предметная область: Искусство.

Музыка и движение.

Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам музыкального искусства. Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игры на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений. Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.

Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация).

Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво — не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника. Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация; использование различных изобразительных технологий. Развитие способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности. Накопление опыта самовыражения в процессе изобразительной деятельности.

Предметная область: Технология.

Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии.

Формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах. Формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.

Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку обучающегося к индивидуальной трудовой деятельности.

Совершенствование трудовых умений по выбранному профилю труда осуществляется в процессе трудовой практики, определение ее содержания и организация осуществляется самостоятельно образовательной организацией с учетом региональных условий и потребности в рабочих кадрах, а также в соответствии с требованиями санитарных нормам и правил.

Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах. Овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия. Обогащение положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

Предметная область: Физическая культура.

Физическая культура (Адаптивная физическая культура).

Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и других. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и другими) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств личности.

Адаптивная физическая культура.

Развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений. Освоение доступных способов передвижения (в том числе с использованием технических средств). Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. Формирование двигательных навыков, координации движений, физических качеств. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: велосипедная езда, ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры, туризм и других.

Коррекционно-развивающая область и основные задачи реализации содержания

Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: «Ритмика», «Коррекционные занятия (логопедические и психокоррекционные)».

Содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР.

Коррекционный курс «Ритмика».

Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности.

Коррекционный курс «Логопедические занятия».

Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).

Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия».

Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения.

Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно определяется организацией, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основании рекомендаций ПМПК и ИПР инвалида. На реализацию коррекционно-развивающей области отводится до 6 часов в неделю от общего количества часов, предусмотренных на внеурочную деятельность.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:

учебные занятия для факультативного изучения отдельных учебных предметов (основы безопасности жизнедеятельности; домоводство, деловое и творческое письмо и другие);

увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные (история и культура родного края; занимательная информатика; компьютерная грамотность и другие);

введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии.

Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: «Сенсорное развитие», «Предметно-практические действия», «Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация», «Коррекционно-развивающие занятия».

Коррекционный курс «Сенсорное развитие».

Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.

Коррекционный курс «Предметно-практические действия».

Формирование интереса к предметному рукотворному миру; освоение простых действий с предметами и материалами; умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий. Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

Коррекционный курс «Двигательное развитие».

Мотивация двигательной активности; поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений. Обучение переходу из одной позы в другую; освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации); формирование функциональных двигательных навыков; развитие функции руки, в том числе мелкой моторики; формирование ориентировки в пространстве; обогащение сенсомоторного опыта.

Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация».

Освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы. Освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации. Составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей для общения в школе, дома и в других местах. Освоение технических коммуникативных устройств.

Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия».

Коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы. Формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и другое. Коррекция речевых расстройств и нарушений коммуникации. Дополнительная помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными. Развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии.

2.9.4. Программа формирования базовых учебных действий

Программа формирования базовых учебных действий должна обеспечивать: связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов; решение задач формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных базовых учебных действий.

Результативность овладения базовыми учебными действиями у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на завершающем этапе обучения (IX-XII (XIII) класс). Организация самостоятельно разрабатывает процедуру и содержание итоговой комплексной оценки базовых учебных действий.

Программа формирования базовых учебных действий должна содержать: задачи подготовки ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся;

формирование учебного поведения, умения выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени, умения самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий.

2.9.7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Реализация программы должна осуществляется в единстве урочной (через содержание учебных предметов «Чтение», «Мир природы и человека», «Природоведение», «Биология», «География», «Основы социальной жизни»), внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.

Содержание программы подробно раскрывается через программы учебных предметов, в частности: «Человек» (гигиена), «Домоводство» (здоровое питание), «Человек и окружающий природный мир», «Физкультура», «Человек и окружающий социальный мир» (выполнение роли пациента у врача, поведение в экстремальной ситуации и другое), а также в ходе коррекционных курсов и во внеурочной деятельности.

2.9.8. Программа коррекционной работы*

Программа коррекционной работы направлена обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

1) выявление особых образовательных потребностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в их психическом и физическом развитии;

2) осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

Программа коррекционной работы должна содержать:

механизм взаимодействия учителей и других специалистов в области сопровождения, медицинских работников организации и специалистов других организаций с целью реализации программы коррекционной работы.

перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей; корректировку коррекционных мероприятий.

2.9.10. Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности предполагает следующие направления: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное в таких формах как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные (трудовые) практики и т. д.

Время, отводимое на внеурочную деятельность (с учетом часов на коррекционно-развивающую область), составляет в течение 9 учебных лет не более 3 050 часов, в течение 12 учебных лет — не более 4 070 часов, в течение 13 учебных лет — не более 4 400 часов.

Программа внеурочной деятельности направлена на социально-эмоциональное, спортивно-оздоровительное, творческое, нравственное, познавательное, общекультурное развитие личности средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Внеурочная деятельность также направлена на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с разными людьми.

Программа внеурочной деятельности должна предусматривать организацию и проведение специальных внеурочных мероприятий, направленных на развитие личности обучающихся, таких как: конкурсы, выставки, игры, экскурсии, занятия в кружках по интересам, творческие фестивали и, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и другое.

Внеурочная деятельность, должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и обучающихся, не имеющих каких-либо нарушений развития, из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников.

Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в СИПР.

2.9.11. Программа сотрудничества с семьей обучающегося

Отдельно не предусматривается.

Программа сотрудничества с семьей обучающегося должна отражать направленность на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа должна включать консультации, семинары, тренинги, занятия, беседы, собрания, домашнее визитирование и другие мероприятия, направленные на:

психологическую поддержку семьи, воспитывающей ребенка-инвалида; повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;

обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР; обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в организации;

организацию регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;

организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях.

2.10. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП должна ориентировать образовательный процесс на развитие личности обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания СИПР и АООП.

3. Требования к специальным условиям реализации АООП

3.4 Требования к кадровым условиям

Кадровое обеспечение организации, реализующей АООП (СИПР) предполагает междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники), компетентных в понимании особых образовательных потребностей обучающихся, способных обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку.

Организация имеет право включать в штатное расписание инженера, имеющего соответствующую квалификацию в обслуживании электроакустической аппаратуры.

В процессе реализации АООП в рамках сетевого взаимодействия при необходимости должны быть организованы консультации специалистов медицинских и других организаций, которые не включены в штатное расписание организации (педиатр, психиатр, невролог, офтальмолог, ортопед и другие) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения медицинских заключений о состоянии их здоровья, возможностях лечения, оперативного вмешательства, медицинской реабилитации; подбора технических средств коррекции (средства передвижения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуховые аппараты и кохлеарные импланты, очки и другие средства коррекции зрительных нарушений и т.д.).

При необходимости, с учетом соответствующих показаний, в рамках сетевого взаимодействия осуществляется медицинское сопровождение обучающихся.

3.6. Требования к материально-техническим условиям

Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность**:

проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения;

наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определения местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;

создания материальных объектов, в том числе произведений искусства.

Требования к организации пространства

Материально-техническое обеспечение АООП должно предусматривать:

трудовые мастерские с необходимым оборудованием в соответствии с реализуемыми профилями трудового обучения;

кабинет для проведения уроков «Основы социальной жизни».

В классных помещениях должны быть предусмотрены учебные зоны и зоны отдыха обучающихся.

Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) может быть предоставлена возможность проживания в организации в случае ее удаленности от их места проживания.

Важным условием реализации АООП (СИПР) является возможность для беспрепятственного доступа тех обучающихся, у которых имеются нарушения опорно-двигательных функций, зрения к объектам инфраструктуры организации. С этой целью территория и здание организации должны отвечать требованиям безбарьерной среды.

В помещениях для обучающихся должно быть предусмотрено специальное оборудование, позволяющее оптимизировать образовательную деятельность, присмотр и уход за обучающимися, а также обеспечивать максимально возможную самостоятельность в передвижении, коммуникации, осуществлении учебной деятельности.

Материально-техническое обеспечение реализации АООП (СИПР) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должно соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций, предъявляемым к кабинету для проведения уроков по Домоводству.

Требования к организация учебного места

Учебное место обучающегося организуется в соответствии с санитарными нормами и требованиями.

Учебное место обучающегося создается с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей. При организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти обучающегося. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для индивидуальной и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса должны быть созданы специальные зоны. Кроме учебных зон необходимо предусмотреть места для отдыха и проведения свободного времени.

Для достижения ребенком большей самостоятельности в передвижении, коммуникации и облегчения его доступа к образованию необходимо использовать вспомогательные средства и технологии с учетом степени и диапазона имеющихся у него нарушений (опорно-двигательного аппарата, сенсорной сферы, расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы).

К ассистирующим технологиям относятся: индивидуальные технические средства передвижения (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы и другое); подъемники; приборы для альтернативной и дополнительной коммуникации; электронные адаптеры, переключатели и другое.

Помимо вспомогательных функций, позволяющих ребенку получить адаптированный доступ к образованию, технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения) должны удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся, способствовать мотивации учебной деятельности.

В связи с тем, что среди обучающихся есть дети, которые себя не обслуживают и нуждаются в уходе, для осуществления таких гигиенических процедур как смена памперса, помывка тела в санузлах или других помещениях предусматриваются оборудованные душевые, специальные кабинки и т.д.

Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения

Учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся; подбора специального учебного и дидактического материала (в младших классах преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности; в старших — иллюстративной и символической). Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических работ необходимо использование рабочих тетрадей на печатной основе, включая специальные прописи.

Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.

Особые образовательные потребности обучающихся требуют. специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации включая электронные, в т. ч. компьютерные устройства и соответствующее программное обеспечение.

Освоение предметной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала в виде предметов различной формы, величины, цвета; изображений предметов, людей, объектов природы, цифр; оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам; программное обеспечение для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений; калькуляторы и другие средства.

Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с окружающим миром в рамках содержательной области «Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, Интернет-ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании организации, а также теплицы, сенсорный сад и другие объекты на прилегающей к организации территории.

Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения предметной области «Окружающий мир» происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт обучающихся. Организация должна располагать необходимыми материалами и оборудованием, позволяющим обучающимся осваивать навыки самообслуживания, доступной бытовой деятельности. Содержательная область предполагает использование широкого спектра демонстративного учебного материала (фото, видео, рисунков), тематически связанного с жизнью общества.

Специальный учебный и дидактический материал необходим для образования обучающихся в области «Искусство». Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц, кисточек и других), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в процессе совместных действий с взрослым.

На занятиях музыкой и театром важно обеспечить обучающимся использование доступных музыкальных инструментов (маракас, бубен, барабан и другие), театральным реквизитом.

Предметная область «Физическая культура» должна обеспечивать обучающимся возможность физического самосовершенствования даже если их физический статус значительно ниже общепринятой нормы. Для этого оснащение физкультурных залов должно предусматривать специальное адаптированное оборудование для обучающихся с различными нарушениями развития, включая различные тренажеры, инвентарь для подвижных игр и т. п.

С учетом того, что подготовка обучающихся к трудовой деятельности в рамках предметной области «Технология» начинается с формирования у них элементарных действий с материалами и предметами, для обучения необходимы разнообразные по свойствам и внешним признакам материалы, игрушки, заготовки, различные инструменты, соответствующие профилю труда, включая оборудование и прочие предметы. По мере накопления опыта предметно-практической деятельности диапазон формируемых действий постепенно расширяется, увеличивается время их выполнения и меняются их качественные характеристики. Постепенно формируемые действия переходят в разряд трудовых операций.

Материально-техническое обеспечение коррекционных курсов включает технические средства, в том числе электронные, специальное программное обеспечение, предназначенное для коррекции и развития движения, коммуникации, познавательной деятельности, сенсомоторных действий. Для обеспечения занятий по сенсорному развитию необходимы наборы средств, воздействующих на различные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Для формирования предметно-практических действий необходимы разнообразные по свойствам и внешним признакам материалы, игрушки и прочие предметы. Двигательное развитие происходит с использованием разнообразного спортивного, а также ортопедического и лечебно-физкультурного оборудования и инвентаря.

base.garant.ru