Аргунова юН права граждан с психическими расстройствами

Права граждан при оказании психиатрической помощи

«Разрешение в процессе правоприменения коллизий между различными правовыми актами должно осуществляться исходя из того, какой из этих актов предусматривает больший объём прав и свобод граждан и устанавливает более широкие их гарантии»

(из Определения Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2005 г. № 439-О)

Автор: Аргунова Юлия Николаевна

кандидат юридических наук советник юстиции

Пособие издано в рамках проекта «Право граждан на получение информации о своём психическом здоровье». При реализации проекта используются средства государственной поддержки (грант) в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115-рн

Данное пособие замысливалось как очередное, уже четвёртое, издание пособия «Права граждан с психическими расстройствами», которое должно было содержать разделы, посвящённые правовому положению граждан, страдающих психическими расстройствами, в самых разных сферах правоотношений. Это права и ограничения, предусмотренные трудовым, семейным, жилищным законодательством, законодательством о воинской обязанности и военной службе, службе в органах, требования, касающиеся возможности осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности; вопросы инвалидизации, социального обслуживания, признания лица недееспособным, установления опеки, восстановления дееспособности и др.

Однако по мере переработки и дополнения третьего издания пособия, опубликованного в 2010 г., стало очевидным, что от ставившейся ранее задачи охвата в рамках одного пособия максимально широкого спектра правоотношений, участниками которых выступают лица данной категории, на данный момент следует отказаться и сосредоточить внимание на одном блоке вопросов – правовом регулировании оказания медицинской помощи при психических расстройствах и правах пациента. Этот выбор обусловлен рядом причин.

Первая причина – масштабность преобразований в сфере охраны здоровья граждан, в частности, принятие нового базового федерального закона в данной сфере, внесение многочисленных, не достаточно ясных изменений в законодательство о психиатрической помощи и другие законодательные акты, возникновение в связи с этим пробелов и противоречий, обширность вопросов, не имеющих нормативно-правового обеспечения.

Вторая причина – широкое распространение нарушений прав граждан при оказании психиатрической помощи и, прежде всего в недобровольном порядке, со стороны медицинских организаций, правоохранительных и судебных органов.

Третья причина – недостаточная осведомлённость врачей-психиатров, главных врачей и их заместителей в отношении прав пациента и корреспондирующих им обязанностей врачей. Это имеет место, несмотря на установленные требования об обязанности врача-психиатра «знать Конституцию РФ, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, порядок оказания психиатрической помощи» [1] . В учебных программах подготовки специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи, заложены лишь общие сведения о праве пациента на информацию, праве иметь представителя, правилах предоставления сведений, содержащих врачебную тайну, обязанностях врачей при проведении освидетельствования и госпитализации в недобровольном порядке. Занятия по этим темам проводят преподаватели, как правило, не имеющие юридического образования. В итоге врачи не всегда способны принять верное решение в нетипичной или конфликтной ситуации и обосновать его ссылкой на норму закона.

Четвёртая причина – представившаяся возможность подвергнуть анализу судебную практику по рассмотрению дел, связанных с оказанием психиатрической помощи в недобровольном порядке, разрешением споров между пациентом и медицинской организацией, между правоохранительным органом и медицинской организацией. Особый интерес представляют дела, касающиеся восстановления нарушенных прав граждан в психиатрии (об обязании предоставления копии медицинских документов, о признании незаконной передачу сведений, составляющих врачебную тайну и др.).

Открытый доступ к информации о деятельности судов позволил отыскать и систематизировать более 100 решений судов первой и апелляционной инстанций различных регионов России, преимущественно за 2012–2013 годы.

Мы надеемся, что читателю будет интересно и, главное, полезно во всём многообразии возникающих ситуаций проследить логику пациента, врача, адвоката, законодателя, судьи. В сущности, по одному и тому же вопросу даже у судей обнаруживаются разные суждения, обоснования и выводы, не редко прямо противоположного характера; некоторые из них представляются даже абсурдными. Каждое следующее судебное решение дополняет картину. Многие рассмотренные случаи являются весьма поучительными. Они высвечивают проблемы права и психиатрии подчас в неожиданном ракурсе.

Пятая причина – насущная потребность (в связи с наличием указанных выше четырёх других причин) провести детальное, «пошаговое» рассмотрение каждого, в том числе сложного и на первый взгляд не решаемого, вопроса; постараться найти наиболее оптимальные, возможно компромиссные, пути их решения, исследовав правовые нормы в единстве с нормами других законодательных актов, исходя из позиций Конституционного Суда РФ, в контексте постановлений Европейского Суда по правам человека, практики судов общей юрисдикции и рекомендаций Верховного Суда РФ. Эта информация должна помочь «противоборствующим» сторонам оценить возможные риски, предостеречь от возможных заблуждений, ошибок и нарушений закона.

Данное пособие является продолжением серии изданий, посвящённых правовому положению граждан, страдающих психическими расстройствами. [2] Оно подготовлено на основе многолетней практики автора в области прав человека в психиатрии, по результатам исследовательской, нормотворческой, преподавательской, экспертной, консультативной и правозащитной деятельности по вопросам, находящимся на стыке права и психиатрии.

Задача пособия – помочь медицинским работникам избежать судебных исков, восполнить дефицит правовых знаний граждан, должностных лиц, специалистов; обратить внимание государственных органов и организаций на необходимость уважительного отношения к Закону, правам, свободам и законным интересам граждан, в т. ч. принадлежащих к наиболее уязвимым категориям, а также обозначить для законодателя направления совершенствования правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения.

Указатель сокращении

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации

ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

ГСЭУ – государственные судебно-экспертных учреждения Европейский Суд – Европейский Суд по правам человека Закон о бесплатной юридической помощи – Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

Закон о персональных данных – Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»

Закон о полиции – Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»

Закон о прокуратуре – Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

Закон о психиатрической помощи – Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании»

Закон об адвокатуре – Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

Закон об опеке и попечительстве – Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

Закон об охране здоровья – Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Закон № 73-ФЗ – Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

КЭК – клинико-экспертная комиссия медицинской организации

МКБ-10 – Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр)

МСЭ – медико-социальная экспертиза

НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации

НПА России – Общероссийская общественная организация «Независимая психиатрическая ассоциация России»

ООН – Организация Объединенных Наций

Основы – Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1

ПБ – психиатрическая больница

ПНД – психоневрологический диспансер

ПНИ – психоневрологический интернат

Принудительное лечение – принудительные меры медицинского характера, применяемые по решению суда по основаниям и в порядке, установленным УК и УПК РФ

Психиатрический стационар – медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях

СК РФ – Семейный кодекс Российской Федерации

СПЭ – судебно-психиатрическая экспертиза

ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации

УИК РФ – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

УИС – уголовно-исполнительная система

УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации

УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

Раздел 1
Права граждан в сфере охраны психического здоровья и оказания психиатрической помощи

Обладает ли человек правом на сохранение и укрепление своего психического здоровья и какими мерами оно обеспечивается?

Надлежащее состояние психического здоровья человека – одно из необходимых условий функционирования личности в качестве полноценного представителя человеческого общества. Психическое расстройство может изменить отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку. [3]

Статья 41 Конституции РФ гарантирует право каждого на охрану здоровья. Охрана здоровья граждан – это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в т. ч. санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (п. 2 ст. 2 Закона об охране здоровья).

Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью (ст. 18 Закона об охране здоровья).

Основными принципами охраны здоровья (ст. 4) являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

Политика и приоритетные задачи в области охраны психического здоровья, а также практическая деятельность и обязательства в этой сфере министров здравоохранения государств-членов европейского региона ВОЗ, в т. ч. России, отражены в Европейской декларации по охране психического здоровья, принятой в 2005 г. Среди приоритетных задач – способствование более широкому осознанию важности психического благополучия; борьба со стигматизацией, дискриминацией и неравенством лиц с проблемами психического здоровья, а также расширение прав и возможностей этих лиц и членов их семей, оказание им поддержки в целях привлечения их к активному участию в данном процессе; разработка и внедрение комплексных интегрированных систем охраны психического здоровья, включающих такие элементы, как укрепление психического здоровья, профилактика, лечение и реабилитация, уход и восстановление здоровья; обеспечение удовлетворения потребностей в квалифицированном персонале, способном эффективно работать в этих областях.

Министры здравоохранения обязались поддерживать осуществление мер, направленных на:

– обеспечение выполнения политики и соблюдения законодательства по охране психического здоровья, устанавливающего стандарты деятельности в этой области и способствующего защите прав человека;

– координацию в рамках госаппарата обязанностей по разработке, распространению и выполнению стратегий и законодательства в области охраны психического здоровья;

– оценку воздействия правительственных мер на психическое здоровье населения;

– устранение стигматизации и дискриминации лиц с проблемами психического здоровья, усиление социальной интеграции путём повышения уровня информированности населения и расширения прав и возможностей лиц группы риска; пересмотр и принятие законодательных норм, обеспечивающих равенство возможностей и устранение дискриминации;

– предоставление лицам с проблемами психического здоровья возможности выбора и вовлечения их в процесс собственного лечения с учётом их потребностей и культурного уровня;

– создание производственных условий, способствующих укреплению психического здоровья работников, а также более раннему возвращению на работу лиц, успешно преодолевших проблемы, связанные с психическим здоровьем;

– предупреждение самоубийств и устранение причин вредных стрессовых факторов, насилия, депрессий, тревожных состояний и расстройств, связанных с употреблением алкоголя и психоактивных веществ, и др.;

– развитие служб охраны психического здоровья по месту жительства, с тем чтобы заменить ими помощь в стационарных учреждениях для лиц с выраженными психическими проблемами. Министры здравоохранения обязались также поддерживать неправительственные организации, активно работающие в области охраны психического здоровья, стимулировать их создание, а также создание организаций потребителей услуг, развивающих собственные виды деятельности, включая создание и функционирование групп самопомощи и обучения навыкам, способствующим восстановлению здоровья, отстаивание интересов уязвимых групп населения.

В рамках Европейской декларации был принят Европейский план действий по охране психического здоровья.

Использует ли закон понятие презумпции психического
здоровья лица?

Законом о психиатрической помощи такое понятие прямо не сформулировано. Вместе с тем, его суть отражена в ст. 8 данного Закона, запрещающей требование сведений о состоянии психического здоровья гражданина при реализации им своих прав и свобод. Требование от гражданина предоставления таких сведений либо требование обследования его врачом-психиатром допускается лишь в случаях, установленных законами Российской Федерации.

Принцип презумпции «полноценного психического состояния здоровья гражданина пока не доказано иное» вытекает из норм международного права. На него ссылаются суды в своих решениях, например, по делам о признании сделки недействительной по мотиву совершения её гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК РФ). Речь идёт о случаях, когда не удаётся установить, в т. ч. с использованием специальных знаний, в каком состоянии лицо совершало сделку, например, завещание.

Так, на презумпцию психического здоровья сослался Волжский районный суд Самарской области (решение от 29 ноября 2013 г. по делу № 2-861/2013-М-884/2013), отказав в удовлетворении исковых требований Ш. к С. о признании завещания недействительным.

Суд согласился с выводами СПЭК о том, что достоверно установить, страдала ли Ш.А.Ф. в период оформления завещания каким-либо психическим расстройством не представляется возможным по ряду причин. Во-первых, отсутствуют данные медицинского наблюдения за состоянием здоровья подэкспертной в этот период (в амбулаторной карте из поликлиники нет записей врачей). Во-вторых, описание состояния Ш.А.Ф. в юридически значимый период, данное свидетелями, противоречиво (одни указывают на отсутствие у неё психических недостатков, на полностью адекватное поведение; другие описывают у неё нарушения психической деятельности). Кроме того, описанные отдельными свидетелями разрозненные признаки нарушения психики у подэкспертной (ослабление памяти, эпизоды дезориентировки) недостаточны для верификации диагноза в соответствии с диагностическими указаниями МКБ-10. Свидетели, описавшие такие нарушения, не имели возможности в исследуемый период времени видеть подэкспертную, т. к. она проживала у ответчицы. В силу указанных причин невозможно установить полноту её способности понимать значение своих действий и руководить ими, и возможность понимать юридическое значение и последствия совершения ею сделки.

В законодательство некоторых зарубежных государств такое понятие включено. Например, оно предусмотрено в ст. 6 «Презумпция отсутствия психического расстройства (заболевания)» Закона Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 349-З «Об оказании психиатрической помощи». Согласно этой норме лицо считается не имеющим психического расстройства (заболевания), пока наличие психического расстройства (заболевания) не будет установлено по основаниям и в порядке, установленным настоящим Законом.

Какие виды психиатрической помощи гарантируются
государством?

Статья 41 Конституции РФ помимо права на охрану здоровья гарантирует также право каждого на медицинскую помощь. 4

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в т. ч. в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1 и 2 ст. 19 Закона об охране здоровья).

Психиатрическая помощь лицам, страдающим психическими расстройствами, гарантируется ч. 2 ст. 1 Закона о психиатрической помощи. Она осуществляется на основе принципов законности, гуманности и соблюдения прав человека и гражданина.

Медицинская помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения оказывается в виде: [4]

• первичной медико-санитарной помощи;

• специализированной медицинской помощи;

• скорой, в т. ч. скорой специализированной, медицинской помощи;

• психиатрической помощи при стихийных бедствиях и катастрофах (ст. 16 Закона об охране здоровья).

В рамках скорой, в т. ч. скорой специализированной, медицинской помощи медицинская помощь оказывается фельдшерскими или врачебными выездными бригадами в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2004 г. № 179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи».

Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-психиатрами во взаимодействии с иными врачами-специалистами и включает в себя диагностику и лечение психических расстройств и расстройств поведения, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Пациент после проведения лечения и медицинской реабилитации в стационарных условиях в соответствии с медицинскими показаниями направляется для дальнейшего лечения и медицинской реабилитации в медорганизации (и их структурные подразделения), оказывающие первичную специализированную медико-санитарную помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения.

pda.litres.ru

Права граждан с психическими расстройствами (вопросы и ответы)

Транскрипт

1 НЕЗАВИСИМАЯ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ РОССИИ Ю.Н.Аргунова Права граждан с психическими расстройствами (вопросы и ответы) Издание второе, переработанное и дополненное Москва 2007 г.

2 ББК Аргунова Ю.Н. Права граждан с психическими расстройствами. Изд. 2-е, перераб. и доп. М: ФОЛИУМ, Автор: Аргунова Юлия Николаевна, кандидат юридических наук, доцент по специальности, советник юстиции В пособии рассматриваются вопросы правового положения лиц с психическими расстройствами, регламентированного законодательством о здравоохранении, о социальном обслуживании, а также гражданским, гражданско-процессуальным, семейным, трудовым, жилищным и иным законодательством. Предлагаются способы защиты прав и законных интересов лиц с психическими расстройствами. Пособие подготовлено в форме вопросов и ответов. Предназначено для граждан, страдающих психическими расстройствами, их родственников и законных представителей, врачей-психиатров, юристов, социальных работников, студентов и преподавателей вузов, правозащитных организаций, а также широкого круга читателей. Издано при финансовой поддержке программы Matra Посольства Королевства Нидерландов в Москве 2 НПА России, 2007 Ю.Н.Аргунова, 2007

3 Оглавление Предисловие. 7 Указатель сокращений Правовые гарантии прав граждан, страдающих психическими расстройствами. 14 Какими правами обладают лица, страдающие психическими расстройствами? В каких случаях и на основании какого акта они могут быть ограничены. 14 Какова роль международно-правовых документов при защите прав лиц с психическими расстройствами? Как обеспечивается их исполнение? Права граждан в сфере охраны психического здоровья и оказания психиатрической помощи. 19 Обладает ли человек правом на сохранение и укрепление своего психического здоровья и какими мерами оно обеспечивается. 19 Какими нормами гарантировано право гражданина на психиатрическую помощь. 20 Что включает в себя психиатрическая помощь. 20 Является ли психиатрическая помощь бесплатной для пациента. 20 Кто вправе оказывать психиатрическую помощь? Вправе ли диагноз психического заболевания устанавливать врач, не являющийся психиатром. 21 Чем определяется правовой статус лица при оказании ему психиатрической помощи. 22 Имеет ли право пациент при оказании ему психиатрической помощи на получение информации о своих правах. 22 Имеет ли гражданин право на информацию о состоянии своего психического здоровья. 23 Какая ответственность предусмотрена за непредоставление гражданину информации. 24 Что такое врачебная тайна? Как гарантировано ее сохранение. 24 В каких случаях допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, иным лицам. 26 Какая ответственность предусмотрена за разглашение врачебной тайны. 30 Кто вправе представлять интересы граждан, которым оказывается психиатрическая помощь? Как оформляется представительство. 31 Как воспользоваться услугами адвоката и каковы его полномочия? Что включает в себя профессиональная тайна адвоката. 32 В каких случаях юридическая помощь оказывается гражданам бесплатно. 34 В чем выражается добровольность обращения за психиатрической помощью? В каких случаях оказание психиатрической помощи возможно без согласия гражданина. 35 Каков порядок помещения лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке. 37 Как регламентирована судебная процедура недобровольной госпитализации. 39 Кто обладает правом обжаловать судебное решение о недобровольной госпитализации? Каков порядок обжалования. 40 Предоставляет ли закон право лицу, госпитализированному в недобровольном порядке, самостоятельно возбуждать процедуру судебного контроля за его госпитализацией. 40 В чем отличие принудительного лечения в психиатрическом стационаре от лечения в недобровольном порядке. 41 В каких случаях наступает уголовная ответственность за незаконное помещение лица в психиатрический стационар и какое наказание за это установлено? Ограничения для профессиональной деятельности. 44 Какие существуют ограничения для профессиональной деятельности, связанные с наличием психического расстройства? Кто их устанавливает. 44 Каков порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. 45 Можно ли обжаловать принятое врачебной комиссией решение. 46 Каковы последствия для работника, отказавшегося от прохождения обязательного психиатрического освидетельствования, либо для работника, у которого выявлены психиатрические противопоказания для выполнения работы. 46 Вправе ли работодатель запросить, а лечебное учреждение соответственно направить вместо решения врачебной комиссии о профпригодности (о профнепригодности) справку о том, состоит ли лицо под диспансерным наблюдением? Ограничения годности к военной службе

4 Каков порядок прохождения медицинского, в том числе психиатрического, освидетельствования и обследования для определения годности гражданина к военной службе? Является ли прохождение такого освидетельствования обязанностью гражданина. 48 Какие требования к состоянию психического здоровья граждан установлены Положением о военно-врачебной экспертизе. 50 Вправе ли военно-врачебные комиссии запрашивать у медицинских организаций сведения о гражданах, состоящих под наблюдением по поводу психических расстройств. 50 Возможно ли обжаловать заключение военно-врачебной комиссии. 50 Вправе ли гражданин на производство независимой военно-врачебной экспертизы. 50 Какая ответственность предусмотрена за уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования? Ограничения для владения оружием. 52 Какие противопоказания, связанные с наличием психического заболевания, предусмотрены для владения оружием. 52 Каков порядок прохождения освидетельствования. 52 Вправе ли органы внутренних дел потребовать от гражданина помимо медицинского заключения справку из ПНД? Недееспособность и опека. 54 Что такое дееспособность? В каких случаях гражданин, страдающий психическим расстройством, может быть признан недееспособным. 54 Что следует учитывать при постановке вопроса о признании лица недееспособным. 54 Кто вправе подать заявление в суд о признании лица недееспособным. 55 Должно ли лицо, подавшее заявление о признании больного недееспособным, оплачивать судебные издержки. 55 Является ли судебно-психиатрическая экспертиза обязательной по данной категории дел. 55 Кому суд поручает производство судебно-психиатрической экспертизы? Учитывается ли при этом мнение лица, чье психическое состояние подлежит оценке. 56 Как оценивается судом экспертное заключение. 57 Чье участие в судебном заседании является обязательным? Должен ли гражданин, в отношении которого рассматривается вопрос о его недееспособности, быть приглашен в судебное заседание. 58 Может ли лицо, в отношении которого рассматривается дело, пригласить в суд своего представителя. 58 Кто и когда назначает опекуна? Учитывается ли при этом желание подопечного? Предусмотрены ли психиатрические противопоказания для выполнения опекунских обязанностей. 60 Каковы обязанности опекуна. 61 Что представляет собой доверительное управление имуществом подопечного? Когда оно необходимо. 62 Какие дополнительные меры предусмотрены законодательством по охране имущественных прав недееспособных. 62 В каких случаях опекун может быть освобожден или отстранен от исполнения своих обязанностей. 63 Предусмотрена ли ответственность за вред, причиненный недееспособному действиями органов опеки и попечительства. 63 Куда может обратиться сам недееспособный в случае нарушения его прав или причинения ему вреда. 63 Какие последствия возникнут при совершении той или иной сделки самим недееспособным. 64 Будет ли признана действительной сделка, совершенная лицом, хотя и не признававшимся недееспособным, однако, находившимся в момент ее совершения в болезненном состоянии, исключающем свободное волеизъявление. 64 Кто несет ответственность за противоправные действия недееспособного. 65 Кто отвечает за вред, причиненный дееспособным лицом в состоянии, когда он в силу психического расстройства не способен понимать значения своих действий. 65 Как может быть восстановлена дееспособность лица. 65 Применяется ли российское законодательство о недееспособности и опеке к лицам, не являющимся гражданами России?

5 7. Права граждан, страдающих психическими расстройствами, в сфере семейных правоотношений. 67 Какие основные вопросы, касающиеся правового положения психически больных, регулируются семейным законодательством. 67 Допустимо ли заключение брака с лицом, признанным недееспособным? Имеются ли ограничения для заключения брака с психически больными гражданами. 67 Должны ли будущие супруги проходить медицинское обследование? Какие последствия наступят при сокрытии одним из них наличия у него психического заболевания. 67 Каковы основания и порядок признания брака недействительным. 68 Каковы последствия признания брака недействительным. 68 Как производится расторжение брака с лицом, признанным недееспособным. 69 Какие алиментные обязательства вытекают из семейных отношений. 69 Как устанавливается происхождение детей. 70 Каковы права и обязанности родителей? В каких случаях допускается отобрание ребенка у родителей, страдающих психическим заболеванием. 70 Имеет ли право лицо, страдающее психическим расстройством, усыновить ребенка. 71 Какова процедура усыновления. 72 Какие могут быть основания к отмене усыновления. 72 Может ли усыновление быть признано недействительным. 73 Что такое приемная семья? Как регламентировано ее образование? Интересы граждан с психическими расстройствами в контексте наследственного права. 75 Какие изменения внесены в законодательство по вопросам наследования. 75 Каковы правила оформления завещаний? Права психически больных по жилищному законодательству. 78 Какие права для лиц с психическими расстройствами предусмотрены жилищным законодательством. 78 Кто признается нуждающимся в жилом помещении? Каковы условия и порядок принятия граждан на жилищный учет. 78 Какие категории психически больных граждан имеют право на получение жилья вне очереди?.80 Кто вправе рассчитывать на получение жилой площади сверх установленной нормы. 80 Имеют ли лица с психическими расстройствами, признанные малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, на освободившееся помещение в коммунальной квартире. 81 Какие правила, касающиеся лиц с психическими расстройствами, должны соблюдаться при обмене жилыми помещениями. 81 Какой орган призван гарантировать соблюдение прав недееспособного при отчуждении жилого помещения. 82 Возможно ли передать в поднаем жилое помещение, если в нем проживает гражданин, страдающий тяжелой формой психического расстройства. 82 Когда за больным сохраняется право на жилое помещение в случае его отсутствия по месту жительства. 83 Какие скидки предусмотрены по оплате жилья и коммунальных услуг. 83 Как осуществляется расчет коммунальных платежей в случае временного отсутствия гражданина по месту жительства? Установление инвалидности. 85 Каковы условия признания лица инвалидом. 85 Какими учреждениями осуществляется признание лица инвалидом? Каковы функции этих учреждений. 85 Каковы правила признания лица инвалидом? На какой срок устанавливается группа инвалидности. 87 Каковы критерии установления группы инвалидности. 88 Каков порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. 89 Каков порядок проведения медико-социальной экспертизы. 89 Как можно обжаловать решение бюро медико-социальной экспертизы? Социальное обслуживание. 92 Что подразумевается под социальным обслуживанием граждан. 92 В каких формах осуществляется социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе страдающих психическими расстройствами. 92 Каковы права граждан пожилого возраста и инвалидов при получении социальных услуг?

6 Что включает в себя социальное и социально-медицинское обслуживание на дому? Какие имеются ограничения для лиц, страдающих психическими расстройствами. 93 Что представляет собой полустационарное социальное обслуживание. 94 В каких случаях и на каких условиях осуществляется стационарное социальное обслуживание? Возможно ли поместить гражданина в психоневрологический интернат без его согласия. 94 Каковы права граждан, проживающих в психоневрологических интернатах. 95 В чем заключаются обязанности администрации психоневрологического интерната. 96 Каков порядок перевода и выписки из психоневрологического интерната. 97 Что включает в себя срочное социальное обслуживание. 97 Что предусматривает социально-консультативная помощь. 98 Какой контроль осуществляется за деятельностью по предоставлению социальных услуг? Право граждан на обращение в органы власти. 99 Какими законодательными актами предусмотрено право гражданина на обращение в органы власти. 99 Что понимается под обращением гражданина? В чем отличие жалобы от заявления. 99 Какими правами наделен гражданин, обратившийся во властные структуры? Каковы требования к письменному обращению гражданина? Какова процедура регистрации и рассмотрения обращения? Будет ли считаться разглашением врачебной тайны переадресация в другой властный орган обращения гражданина, содержащего информацию о состоянии его психического здоровья?. 101 Установлены ли какие-либо особенности для рассмотрения обращений граждан, страдающих психическими расстройствами? Каков порядок личного приема граждан? Приложение I ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН Приложение ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ»

7 Предисловие Правовое положение граждан с психическими расстройствами регулируется большинством отраслей законодательства: международным, конституционным, гражданским, гражданско-процессуальным, семейным, жилищным, трудовым, пенсионным, законодательством о здравоохранении, об образовании, о социальной защите и социальном обслуживании, о воинской обязанности и военной службе, а также административным, уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, множеством отдельных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Законодатель предусматривает для данной категории граждан как систему мер социальной защиты, так и ряд ограничений. Отстаивание же своих прав и законных интересов для лиц, имеющих психические нарушения, как правило, весьма затруднительно, что делает их одной из наиболее уязвимых категорий населения. От полноты, системности и непротиворечивости действующего законодательства, от состояния законности в сфере обеспечения и защиты прав граждан, страдающих психическими расстройствами, добросовестности исполнения своих обязанностей должностными лицами учреждений и организаций, опекунами и иными представителями интересов указанных граждан во многом зависит благополучие не только самих больных, но и общества в целом, отдельных лиц, которым может быть причинен ущерб в результате совершения такими гражданами общественно опасных и иных действий, нарушающих права и законные интересы окружающих, чему может способствовать социальная неустроенность таких граждан, отсутствие должного контроля за их поведением. Несомненно также, что даже такая проблема как соблюдение прав человека непосредственно в сфере психиатрии касается каждого, в том числе, психически здорового гражданина, вынужденного, например, проходить психиатрическое освидетельствование или обследование для определения годности к военной службе, службе в органах, к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности или деятельности, связанной с источником повышенной опасности; для решения вопроса об отсутствии противопоказаний к усыновлению ребенка и т.д. Проведенный нами при подготовке пособия мониторинговый анализ федерального законодательства и правоприменительной практики в сфере прав лиц с психическими расстройствами выявил в этой сфере комплекс проблем, характерных как для всего правового пространства и правоприменительной деятельности, отражающих состояние законности в целом, так и для рассматриваемой сферы правоотношений. Негативными тенденциями в законотворческом процессе и законодательстве в целом по-прежнему являются фрагментарность и бессистемность в разработке законов, слабая прогностическая оценка последствий их принятия, частое внесение изменений в действующие законы, несогласованность между различными законодательными актами, нечеткость формулировок их норм, практика конструирования так называемых отсылочных норм, адресующих к подзаконным актам или к нормам других законов, в свою очередь, таких норм не содержащих. В ежегодных докладах председателя Совета Федерации С.Миронова о состоянии законодательства в России признается, что абсолютное большинство принимаемых законов содержит поправки к уже действующим законам, что вносит неразбериху в законодательство. Продолжается практика принятия законов, по выражению С.Миронова, как бы «под условием», когда необходимость в доработке законопроекта очевидна, однако, в силу его незамедлительной необходимости для общества законопроект все же принимается с надеждой, что поправки в него можно будет внести позднее. «В часть таких законов поправки начинают вноситься почти сразу после их опубликования, другая их часть так и остается в незавершенном виде», — констатируется в докладе 1. Растет число постановлений Конституционного Суда РФ о признании тех или иных положений законов не соответствующими Конституции РФ. При этом законодатель в таких случаях обычно не спешит вносить в законы требуемые изменения, в результате чего не подлежащая применению норма часто годами не получает себе замены. Конституционному Суду РФ, кроме того, все чаще приходится выносить определения, в которых выявляется конституционно-правовой смысл оспариваемых правовых актов, — в связи с тем, что в правоприменительной практике отсутствует однозначное их понимание по причине, зачастую, неясности самого закона. Неясность, неточность закона ведут к произвольному его толкованию и, следовательно, произвольному применению. Председатель Конституционного Суда РФ В.Зорькин в своих выступлениях постоянно обращает внимание на необходимость преодоления «недосказанности» законодательных норм, когда прин- 1 Российская газета, 2006, 25 января 7

8 ципиально важные вопросы, особенно касающиеся регулирования конституционных прав и свобод граждан, отдаются «на откуп» нормативным актам (положениям, инструкциям и т.д.) органов исполнительной власти, на необходимость преодоления игнорирования, медлительности и неполноты реализации в российском законодательстве международно-правовых норм, содержащихся в конвенциях (договорах, соглашениях), ратифицированных или подписанных Россией. Многие негативные тенденции в развитии законодательства, по мнению В.Зорькина, связаны с отсутствием гласности и даже закрытостью при подготовке законопроектов. Значительная их часть готовится келейно, даже с элементами некоей секретности. В стране отсутствует массовый доступный для граждан печатный орган, где публиковались бы все законопроекты перед их рассмотрением в первом чтении в Госдуме 2. Большинство отмеченных явлений отчетливо проявляется в вопросах регулирования правового положения лиц с психическими расстройствами. Первая проблема с соблюдением прав лиц с психическими расстройствами, обусловленная несовершенством законодательства в этой сфере, связана с коллизией норм. Так, некоторые положения Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» не согласуются с Конституцией РФ (ограничение прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допускается на основании законов, а не федеральных законов), с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан (в отношении объема понятия «врачебная тайна»), с Гражданским процессуальным кодексом РФ (в части регламентации недобровольной госпитализации в психиатрический стационар), с Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (в отношении оснований для помещения недееспособного лица в психоневрологический интернат). С Основами, в свою очередь, не согласуется Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» в вопросе о предоставлении сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина. Федеральный закон «О персональных данных» не внес упорядоченность в этот вопрос, установив нечеткий и совершенно иной, по сравнению с основами, алгоритм допущения передачи сведений о состоянии здоровья граждан. Новый Жилищный кодекс РФ и принятые в субъектах РФ соответствующие региональные законы находятся в противоречии как между собой, так и с федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» в вопросе о жилищных правах лиц с психическими расстройствами. Противоречия имеются между Гражданским кодексом РФ и Гражданским процессуальным кодексом РФ в отношении круга лиц, правомочных подать заявление в суд о признании лица дееспособным. Несоответствия обнаруживаются и в самом Гражданском кодексе РФ: в то время как одна из статей Кодекса вообще не допускает совершение дарения имущества недееспособного его опекуном, другая статья такую возможность предусматривает. Правило по выходу из столь удручающих, на первый взгляд, ситуаций сформулировал Конституционный Суд РФ. Разрешение в процессе правоприменения коллизий между различными правовыми актами, с позиции Конституционного Суда РФ 3, должно осуществляться исходя из того, какой из этих актов предусматривает больший объем прав и свобод граждан и устанавливает более широкие их гарантии. Вторая проблема, вызывающая затруднения с реализацией гражданами своих прав, связана с наличием пробелов в законодательстве. Отсутствует должное правовое регулирование оказания психосоматической, соматопсихиатрической, а также наркологической помощи. Законом о психиатрической помощи не затрагиваются вопросы о правах граждан на стадии обращения за психиатрической помощью, а также при прохождении обследования психического здоровья. Закон не закрепляет за администрацией психиатрического стационара обязанность знакомить (информировать) пациента (или его представителя) с судебным решением об удовлетворении заявления психиатрического учреждения о недобровольной госпитализации лица. Закон не устанавливает право лица, госпитализированного в недобровольном порядке, самостоятельно возбуждать процедуру судебного контроля за его госпитализацией. Тем самым не выполняется поста- 2 Зорькин В. Законный брак: за ошибки законодателя расплачиваются граждане // Российская газета, 2006, 7 июля 3 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2005 г. 439-О (Российская газета, 2006, 31 января) 8

9 новление Европейского суда по правам человека по делу «Ракевич против Российской Федерации» (Страсбург, 2003 г.). Гражданским процессуальным кодексом РФ до сих пор не регламентирована судебная процедура рассмотрения дел о помещении граждан в психоневрологический интернат без их согласия или без согласия их законных представителей в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». В российском законодательстве не получил реализации Принцип 18 Принципов защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи, утвержденных Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 г., в отношении права пациента на независимое психиатрическое заключение. Пробелы обнаруживаются и в Трудовом кодексе РФ. Они, в частности, касаются прав работников при выявлении у них в ходе обязательного психиатрического освидетельствования противопоказаний для выполнения работы, обусловленной трудовым договором. Некоторые нестыковки и пробелы имеются и в уголовном законодательстве, например, в вопросах об уголовной ответственности лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; об ответственности за незаконное помещение в психиатрический стационар. Пробелы в федеральных законах можно обнаружить не только в изначально сформулированной их редакции. Зачастую пробелы образуются вследствие неудачной переформулировки нормы. Например, небезызвестным Федеральным законом от 22 августа 2004 г. 122-ФЗ из Закона о психиатрической помощи оказались необоснованно изъяты: норма, согласно которой законы и иные правовые акты, принимаемые в России и ее субъектах, не могут ограничивать права граждан и гарантии их соблюдения при оказании психиатрической помощи, предусмотренные Законом о психиатрической помощи, а также норма, предусматривавшая контроль за деятельностью лиц, оказывающих психиатрическую помощь. Другой пример касается Гражданского кодекса РФ. Новая редакция п. 4 ст. 292 ГК РФ по-существу лишила недееспособных граждан, опекун которым еще не назначен, превентивной защиты со стороны органов опеки и попечительства при отчуждении жилья, в котором они проживают как члены семьи. Для регионального законодательства характерны пробелы, связанные с низким юридико-техническим уровнем законодательных актов. Так, новая редакция Закона г. Москвы «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве» не регламентирует процедуру назначения опекуна недееспособному; не указывает какой документ должен выдаваться опекуну при его назначении; не устанавливает порядок осуществления надзора за исполнением опекунами их функций; содержит нормы, не согласующиеся с ГК РФ. Следует указать также на просматривающуюся в развитии законодательства и судебном толковании тенденцию ослабления механизмов защиты прав граждан с психическими расстройствами. Так, в соответствии с ГПК РФ участие прокурора и органа опеки и попечительства в рассмотрении дел в суде о признании лица недееспособным уже не является обязательным, как это было предусмотрено в ГПК РСФСР. С точки зрения Верховного Суда РФ, прокурор, кроме того, не вправе подать заявление в суд о признании лица недееспособным, хотя такое право прокурора вытекает из ст. 45 ГПК РФ, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Третья проблема, типичная для законодательства и напрямую связанная с неисполнением законов, касающихся прав граждан с психическими расстройствами, — это отсутствие механизма реализации законов. Государством до сих пор не создана независимая от органов здравоохранения служба защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах. Данное Правительству РФ еще в 1992 г. поручение о разработке и утверждении положения об этой службе не выполнено. Не исполняется, таким образом, ст. 38 Закона о психиатрической помощи. Правительство РФ проявляет бездействие в разработке и утверждении Положения о независимой медицинской экспертизе, что на практике препятствует гражданам реализовывать свое право, в частности, на производство независимой военно-врачебной экспертизы, предусмотренное ст. 51 и 53 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. К нарушению прав граждан с психическими расстройствами, вытекающих из международных обязательств России, приводит неисполнение Правительством РФ Федерального закона от 22 апреля 2004 г. 19-ФЗ, в котором перед Правительством была поставлена задача определить порядок участия федеральных органов исполнительной власти в реализации Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения, заключенной еще в 1997 г. государствами-участниками СНГ. Отсутствие механизма реализации Конвенции 9

10 «застопорило» передачу и принятие Российской Федерацией лиц, совершивших уголовно-наказуемые деяния, для проведения принудительного лечения. Правительство РФ не выполняет свои функции не только по созданию, но и по своевременному обновлению нормативной базы. Это касается, в частности, утвержденного им в 1993 г. Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. В соответствии со ст. 6 Закона о психиатрической помощи указанный перечень должен периодически (не реже одного раза в 5 лет) пересматриваться, что, однако, не было произведено ни разу с момента его утверждения. В некоторых подзаконных актах Правительство РФ делает «шаг назад» в обеспечении механизма реализации своих прав гражданами с психическими расстройствами. Так, Правила признания лица инвалидом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. 95, в отличие от утратившего силу Положения о признании лица инвалидом, не предоставляют гражданину права привлекать для участия в проведении медико-социальной экспертизы любого специалиста по своей инициативе, что осложняет гражданам возможность реализовать такое право, гарантированное ст. 50 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Не обеспечивает четкого механизма реализации законодательных актов и Минздравсоцразвития России, которому Правительство иногда перепоручает по-существу свои обязанности. В частности, не утвержден порядок осуществления контроля за деятельностью психиатрических и психоневрологических учреждений по оказанию психиатрической помощи. Нуждается в дополнениях Инструкция об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 30 мая 2005 г В издаваемых министерством приказах не указывается какие из ранее изданных приказов по тому или иному вопросу утрачивают силу, что приводит к параллельному действию взаимоисключающих норм и, следовательно, разнобою в процессе правоприменения. Нарушения прав граждан с психическими расстройствами связаны не только с недостатками в законодательном обеспечении, но и с рядом других факторов. Во-первых, с особенностями менталитета: настороженным, недоброжелательным, подчас, отношением граждан и должностных лиц к людям с «психиатрическим диагнозом», что приводит к игнорированию правовых норм о полном равенстве прав граждан с психическими расстройствами и всех остальных граждан. Во-вторых, с правовым нигилизмом работников различных организаций и ведомств, не желающих знать и исполнять Закон о психиатрической помощи и другие правовые акты. В-третьих, с крайне низким уровнем правосознания и правовой культуры населения, в целом; отсутствием стремления у граждан повысить свою информированность и тем более занять активную позицию в отстаивании своих прав. Следствием указанных причин является требование от абитуриентов практически всех высших и средних учебных заведений справки из психоневрологического диспансера о том, что они не состоят на диспансерном учете, хотя термин «учет» применительно к лицам с психическими расстройствами давно изъят из законодательных актов, а будущие профессии абитуриентов в большинстве случаев не включены в перечень профессий, требующих обязательного психиатрического освидетельствования. Несмотря на то, что подобное требование противоречит ст. 8 Закона о психиатрической помощи, психоневрологические диспансеры все же отвечают на такие запросы, не задумываясь при этом не только о противоправности своих действий, но и о том, что ответ: «на учете не состоит» укрепляет в общественном сознании предрассудки в отношении психически больных. Аналогичные запросы в диспансеры направляются и органами внутренних дел с формулировкой: «в связи с возникшей необходимостью» со ссылкой на ст. 144 УПК РФ (т.е. до возбуждения уголовного дела) вопреки п. 3 ч. 4 ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, допускающему предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина только в связи с проведением расследования (т.е. лишь после возбуждения уголовного дела). Получив сведения, что человек наблюдается у психиатра, правоохранительные и иные государственные органы, порой, отказывают гражданину в рассмотрении его заявления или жалобы. Запросы в диспансеры стали активно поступать из коммерческих банков на предмет проверки на «психиатрическую благонадежность» получателей кредитов, из риэлторских фирм, налаживающих с диспансерами бесперебойные каналы информации о своих клиентах. Нередко содержащие врачебную тайну сведения, касающиеся известных лиц (политиков, актеров и др.), пытаются получить средства массовой информации для последующего их распространения. 10

11 Дополнительные основания для направления граждан на психиатрическое освидетельствование незаконно вводят органы местного самоуправления, обязывая пройти его каждого, кто желает принять под опеку недееспособного. Для введения граждан в заблуждение в отношении законности таких требований указанные органы фальсифицируют официальные формы документов. Нарушения прав граждан с психическими расстройствами получили широкое распространение в самых разных сферах. Их не допускают к участию в голосовании на выборах; гражданам пожилого возраста и инвалидам, страдающим психическими расстройствами в стадии ремиссии, неправомерно отказывают в социально-медицинском обслуживании на дому. Дети-инвалиды с задержкой умственного развития, не имеющие грубых психических расстройств и вполне способные к самообслуживанию, необоснованно удерживаются в интернатах и используются в качестве бесплатной рабочей силы. Нарушается право граждан на наивысший достижимый уровень психического здоровья и на получение адекватной психиатрической помощи, что связано среди прочих факторов с отсутствием надлежащего финансирования и учета возможностей регионов. В психиатрических стационарах, многие из которых размещены в не предназначенных для этого помещениях, имеется явная нехватка врачей-психиатров, медицинского персонала, специалистов по социальной работе, что существенно снижает качество психиатрической помощи, не позволяя индивидуализировать лечение, и отрицательно влияет на уровень безопасности пациентов и персонала. Недостаточно развита система внестационарных видов психиатрической помощи (соответствующая базовому требованию об оказании психиатрической помощи в наименее ограничительных условиях): в диспансерах не хватает психотерапевтов, психологов, юристов и социальных работников, крайне мало дневных стационаров, фактически отсутствуют общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами и утративших социальные связи. В результате основная психиатрическая помощь по-прежнему оказывается в стационарах даже в тех случаях, когда по медицинским показаниям в этом нет особой необходимости. 4 Права граждан, в том числе страдающих психическими расстройствами, нарушаются при производстве судебно-психиатрической экспертизы и даже в ходе судебного рассмотрения гражданских и уголовных дел. Некоторые экспертные учреждения отказываются исполнять определения судов, в которых по ходатайству подэкспертного суд привлекает к производству экспертизы дополнительного эксперта, указанного в ходатайстве. В свою очередь, суды, зачастую, ставят в определении перед экспертами некорректные вопросы; расценивают заключение экспертизы как решающее средство доказывания, не подвергая его критическому анализу и оценке в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами; рассматривают дела в отсутствие заинтересованных лиц, которые по своему психическому состоянию могут участвовать в судебном заседании. Это относится к делам о признании гражданина недееспособным; о назначении принудительных мер медицинского характера лицу, совершившему деяние, предусмотренное уголовным законом; о госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке на основании ст. 29 Закона о психиатрической помощи. В последнем случае судьи уклоняются от возможности составить личное мнение о госпитализированном лице даже в ситуации, когда рассмотрение заявления проходит непосредственно в психиатрическом учреждении, где лицо находится. Перечень вопиющих нарушений прав и законных интересов граждан с психическими расстройствами можно продолжить. Однако наша задача в другом информировать граждан об их правах и обязанностях, способствовать повышению их правовой культуры, формированию правосознания и уважительного отношения к правам и свободам других граждан. Обычный человек не в состоянии знать все законы, но он должен знать, где их отыскать и как защитить себя и других, придерживаясь рамок закона. Наша задача также предостеречь от нарушения законов должностных и иных лиц, призванных точно, строго и неуклонно соблюдать их. Настоящее пособие является вторым, переработанным и дополненным изданием Независимой психиатрической ассоциации России, посвященным правам граждан, страдающих психическими расстройствами. Его подготовка стала необходимой в связи со значительным обновлением российского законодательства с момента опубликования первого издания пособия в 2003 г., а также целесообразностью использования практики НПА России и опыта самого автора пособия по защите прав указанной категории граждан. В пособии мы остановимся на вопросах, наиболее часто встречающихся в обращениях граждан, страдающих психическими расстройствами, их родственников, иных представителей. Мы не 4 См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 год (Российская газета, 2006, 15 июня) 11

12 рассматриваем подробно все нормы ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не касаемся особенностей реализации психически больными права на участие в выборах и референдумах, не затрагиваем вопросы применения законодательства о реабилитации жертв политических репрессий к лицам, находившимся в свое время по определению суда на принудительном лечении в связи с возбуждением против них уголовных дел по так называемым диссидентским статьям. Проблемы уголовной ответственности лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; освобождения от отбывания наказания осужденных с психическими расстройствами; вопросы назначения и производства судебно-психиатрической экспертизы по уголовным делам, а также по делам об административных правонарушениях требуют отдельного изложения и поэтому также не вошли в данное пособие. Подробные ответы на эти и другие вопросы вы сможете найти на страницах Независимого психиатрического журнала в постоянной рубрике «Психиатрия и право», которую автор пособия ведет много лет. По вопросам приобретения журнала обращайтесь в Независимую психиатрическую ассоциацию России по телефону (495) Адрес для корреспонденции: Москва, Новый Арбат, Российский исследовательский центр по правам человека, НПА России. Подписной индекс журнала: Для удобства читателей в поиске комментируемых нормативных правовых актов в пособии приводятся ссылки на официальные изданиях, где они опубликованы, указываются номера статей документов. Приложение к пособию содержит текст двух основных законодательных актов в сфере охраны здоровья граждан в действующей редакции. 12

13 Указатель сокращений ВВК военно-врачебная комиссия ВВЭ военно-врачебная экспертиза ВОЗ Всемирная организация здравоохранения ВС военная служба ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации ГПК РФ Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации ЖК РФ Жилищный кодекс Российской Федерации Закон о психиатрической помощи Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях КЭК клинико-экспертная комиссия лечебно-профилактического учреждения МКБ-10 Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) МСЭ медико-социальная экспертиза НК РФ Налоговый кодекс Российской Федерации ООН Организация Объединенных Наций Основы Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан ПНД психоневрологический диспансер ПНИ психоневрологический интернат СЗ Собрание законодательства СК РФ — Семейный кодекс Российской Федерации СПЭ судебно-психиатрическая экспертиза ТК РФ Трудовой кодекс Российской Федерации УИК РФ Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации УК РФ Уголовный кодекс Российской Федерации УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации ФЗ Федеральный закон 13

14 1. Правовые гарантии прав граждан, страдающих психическими расстройствами Какими правами обладают лица, страдающие психическими расстройствами? В каких случаях и на основании какого акта они могут быть ограничены? Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких бы то ни было обстоятельств. Лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами, предусмотренными Конституцией РФ и федеральными законами. Государство устанавливает для них меры социальной поддержки: социально-бытовую помощь и содействие в трудоустройстве; решение вопросов опеки, консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи в психиатрических и психоневрологических учреждениях; общеобразовательное и профессиональное обучение несовершеннолетних и инвалидов с психическими расстройствами; социально-бытовое устройство инвалидов и престарелых, страдающих психическими расстройствами, а также уход за ними. Ограничение прав и свобод граждан, в том числе связанное с наличием психического расстройства, допустимо лишь в случаях, предусмотренных федеральными законами (а не законами субъектов Федерации, постановлениями Правительства или ведомственными положениями и инструкциями), и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничение прав и свобод лиц с психическими расстройствами только на основе психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением, в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения не допускается (ст. 5 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при его оказании»). Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний (ст. 17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). Лица, виновные в нарушении этих положений, несут установленную законом ответственность. Какова роль международно-правовых документов при защите прав лиц с психическими расстройствами? Как обеспечивается их исполнение? Международным договорам, вступившим в силу для России, принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав и свобод граждан, в том числе страдающих психическими расстройствами. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это означает, что, во-первых, решения органов власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и процедура их принятия не должны противоречить положениям международных договоров и, во-вторых, нормы международного договора (конвенции, пакта, соглашения и т.д.) органами власти, включая суды 5, могут применяться напрямую, если по условиям договора для их применения не требуется издания внутригосударственных актов. Общие фундаментальные права, распространяющиеся на всех граждан, зафиксированы в принятых ООН Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, (1966 г.), а также в Факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966), предоставляющем гражданам право направлять в Комитет по правам человека сообщения о том, что их права, содержащиеся в Пакте, были государством нарушены. Рассмотрение таких сообщений может завершиться направлением уведомления 5 См. постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» от 10 октября 2003 г. 5 (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003, 12). 14

15 соответствующему государству, которое в течение шести месяцев обязано представить Комитету письменное объяснение или разъясняющее заявление. Кроме того на лиц, страдающих психическими расстройствами, распространяется ряд специализированных документов ООН: Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.), Декларация о правах инвалидов (1975 г.), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.), а также Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи, утвержденные Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1991 г. Принципы ООН представляют собой максимально полный перечень требований к обеспечению прав лиц с психическими расстройствами. И хотя данный документ не является международным договором и носит лишь рекомендательный характер, он имеет исключительно важное значение при разработке внутригосударственного законодательства о психиатрической помощи, правах пациентов, по вопросам признания больного недееспособным; при определении соответствия законодательных актов и практики их применения международным стандартам. Одним из положений Принципа I является недопущение какой-либо дискриминации на основании психического заболевания. Дискриминация согласно документу означает «любое отличие, исключение или предпочтение, следствием которого является отмена или затруднение равного пользования правами». Специальные меры, принимаемые исключительно с целью защиты прав или улучшения положения психически больных лиц, не считаются дискриминационными. Дискриминация не включает в себя любое отличие, исключение или предпочтение, осуществляемое в соответствии с настоящими Принципами и необходимое для защиты прав человека психически больного лица или других лиц. На основе Принципов ООН Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала Инструкцию по содействию реализации прав человека для лиц, страдающих психическими расстройствами, которая может быть использована при оценке степени защищенности прав данной категории лиц, а также состояния психиатрической службы в конкретной стране. В вопросах защиты прав лиц с психическими расстройствами следует использовать возможности независимых национальных учреждений и объединений граждан, осуществляющих защиту прав человека и основных свобод. Обеспечение и поддержка их создания и развития является обязанностью государства. Это правило закреплено в Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1998 г. Международно-правовыми актами, на которых можно основывать требования по защите прав и свобод российских граждан, страдающих теми или иными психическими расстройствами, либо граждан, не имеющих психических расстройств, но «соприкасавшихся» с психиатрической службой, служат документы не только на уровне ООН, но и в рамках Совета Европы. Вступив в Совет Европы, Россия ратифицировала в марте 1998 г. Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 года, признав таким образом юрисдикцию Европейского суда по правам человека, к которому получили доступ российские граждане. Европейский суд дает толкование оспариваемых в жалобах норм внутреннего законодательства страны, оценку правоприменительной практики, с точки зрения их соответствия Конвенции, и выносит постановления, содержащие предписания в адрес соответствующего государства в случае нарушения им требований Конвенции. Право российских граждан обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека можно считать реальным и одним из наиболее эффективных механизмов защиты. Оно гарантировано ч. 3 ст. 46 Конституции РФ, устанавливающей право каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Так, первое же дело, рассмотренное Европейским судом по жалобе гражданки из России, связанное с недобровольной госпитализацией в психиатрический стационар («Ракевич против Российской Федерации», Страсбург, 28 октября 2003 г.) было заявительницей выиграно. Суд обязал Правительство России выплатить ей 3 тыс. ЕВРО в качестве компенсации морального вреда. В своем постановлении Европейский суд помимо констатации имевших место нарушений, допущенных российским судом при рассмотрении вопроса о госпитализации Ракевич в психиатрический стационар 15

16 в недобровольном порядке, указал также на пробелы в российском законодательстве, влекущие ущемление прав пациента и подлежащие устранению. 6 Как отмечают специалисты в области международного права, по смыслу ст Конвенции, право подачи такой жалобы распространяется даже на тех лиц, страдающих психическими расстройствами, которые признаны недееспособными, что исключительно важно, т.к. по российскому законодательству недееспособный лишен права самостоятельно обращаться с жалобами в суд и другие государственные органы. Практика Европейского суда показывает, что в европейских странах в отношении лиц с психическими расстройствами чаще других нарушаются: ст. 5 Конвенции (право на свободу и личную неприкосновенность), ст. 6 (право на справедливое и скорое судебное разбирательство), ст. 8 (право на уважение частной и семейной жизни) и ст. 3 (запрет пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения). Выявляются нарушения и других статей Конвенции. Так, в решении по делу «Херцегфалви против Австрии» от 24 сентября 1992 г. было констатировано нарушение права заявителя на неприкосновенность переписки, а тем самым и его права на получение информации в период, когда он находился на принудительном лечении в психиатрическом стационаре. Европейский суд в этом случае применил ст. 10 Конвенции (свобода выражения мнений). Важно иметь в виду, что п. «е» ч. 1 ст. 5 Конвенции (о праве на свободу и личную неприкосновенность) «законное задержание душевнобольных» относит к лишению свободы. 8 октября 1977 г. Парламентской ассамблеей Совета Европы были приняты Рекомендации 818 (1977) о ситуации с психическими заболеваниями, а 22 февраля 1983 г. Комитет министров Совета Европы принял специальные Рекомендации по правовой защите недобровольно госпитализированных лиц с психическими расстройствами (R(83) 2), в 1994 г. была принята Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе. И хотя государством-членом Совета Европы Россия стала много позже, указанные и другие последовавшие за ними документы должны приниматься во внимание как в законотворческой, так и правоприменительной практике. Учитываться должны также Рекомендации по защите прав человека и достоинства лиц с психическими расстройствами (R(2004) 10). Как руководство к действию следует воспринимать принятую в 2005г. Европейскую декларацию по охране психического здоровья. Для предупреждения и устранения нарушений прав российских граждан, в том числе страдающих психическими расстройствами, находящихся на территории государств ближнего зарубежья, а также граждан государств ближнего зарубежья, оказавшихся на территории России, следует использовать возможности, которые открывает реализация положений многосторонних и двусторонних актов, заключенных в рамках СНГ. Универсальный характер в сфере прав человека имеют Устав СНГ от 22 января 1993 г. и Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. Основополагающим документом Союза Беларуси и России является Устав от 23 мая 1997 г. В Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека помимо перечня гражданских, политических и социально-экономических прав, перечисленных в ранее названных документах ООН, закреплены и гарантии, связанные с учетом особых условий СНГ: это касается, в частности, прав на социальное и медицинское обеспечение. Согласно ст. 15 в целях обеспечения эффективного осуществления права на охрану здоровья государства-участники СНГ обязуются предпринимать меры по устранению в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья; по обеспечению консультативных услуг и учебной базы для укрепления здоровья и поощрения личной ответственности в вопросах здоровья и др. В целях эффективного осуществления права на социальную и медицинскую помощь государства «обязуются обеспечить, чтобы любое лицо, которое не имеет достаточных средств и не может добыть их своими усилиями или из других источников, в частности за счет льгот в системе социального обеспечения, получало необходимую помощь, а в случае болезни уход, необходимый в его состоянии» (ч. 2 ст. 16). Особо оговариваются права физически и умственно нетрудоспособных лиц на восстановление трудоспособности, профессиональную подготовку и возвращение к общественной жизни (ст. 18, 28). С этой целью государства обязуются: а) принимать надлежащие меры по организации учебных заведений, в т.ч., в случае необходимости, государственных или частных специализированных учреждений; б) принимать надлежащие меры по трудоустройству нетрудоспособных лиц, в т.ч. по 6 Перевод на русский язык указанного постановления Европейского суда, комментарий к нему, а также анализ предполагаемых изменений российского законодательства см.: Независимый психиатрический журнал, 2003, IV, 2005, IV. 16

docplayer.ru