Арт терапия при неврозах

неврозы 5 арт-терапия

И так, арттерапия продолжается.

Я и пациентка очень от эмоций устали, но эту психотехнику надо проходить на одном дыхании. Иначе «сойдешь с волны» и уже не захочется обратно переживать этот негатив. Елена не смогла пойти на место прежней работы в проектный институт, не смотря на то, что коллектив там был очень доброжелательный и интеллигентным. Елене не хотелось отвечать на вопросы своих коллег и ей не хотелось заново переживать это горе. Хотя теперь Елена понимала, что она сделала ошибку, не вернувшись обратно в институт. Ей надо было выплакаться, выговориться или скажем более простым языком поделиться свой болью. А так у нее произошло то, что называется в психологии подавление и вытеснение в подсознание травмирующей психологической ситуации.

Муж устроил Елену начальником секретной части в ракетной дивизии. Секретной частью заправляла она одна. Это время на бумаге она изобразило все в цветочках: розовеньких, беленьких, желтеньких. При этом, она вспоминала, как все мужчины воинской части ею обожали, каждый день ей носили цветы, подарочки, конфеты и Елена сама себя ощущала цветочком. Офицеры полка так сильно ее окатывали нежностью и вниманием, что ее рисунок даже не испортила ежедневная ревность мужа и его постоянный контроль.

При устройстве на должность командир полка потребовал от Елены дать слово, что она в течение 2-х лет не будет беременеть. А после того, как ее секретная часть стала лучшей из 12 подразделений дивизии, командир полка ей еще раз напомнил о ее слове. И это при том, что вначале при приеме на работу, командир сомневался в ее серьезности.

Елена не долго радовалась , жизнь продолжалась и произошло чудо. Через короткое время, предохраняясь всеми возможными методами, непонятным образом Елена забеременела и долго об этом не подозревала. Придя в госпиталь, она обнаружила, что уже три месяца была в положении. Елену пронзил ужас и черной молнией это отразилось на ее рисунке, как гром среди ясного неба. Недавние, угрожающие события ее жизни мгновением пронеслись в нее голове и в чувствах. Елена нарисовала пропасть, потому что каждый ее день, это было прощание с жизнью. Каждый день был тягучим, тоскливым и страшным, не смотря на молодость, природное жизнелюбие. Но все когда-нибудь заканчивается. На этот раз Елена родила в срок прекрасного сына богатыря без осложнений. На листе бумаги появилось огромное улыбающиеся с веснушками желтое солнце. Радости не было предела. Листа бумаги, для того чтобы обозначить это эмоциональное состояние, не хватало.

Эмоциональное состояние Елены пяти-шести лет было одинаковым. Она полностью посвятила себя воспитанию сына. На бумаге это отразилось в виде голубого ручейка с корабликами и зеленой травкой. В таком состоянии Елена не заметила, что ее муж стал жить своей жизнью. Поступил в военную академию, на несколько месяцев уезжал в Москву и стал активно общаться с другими женщинами. Когда Елена об этом узнала над ручейком появились тучки и дождик, но при этом из-за того, что рядом с ней была ее радость – ее сынок, это не сильно ее огорчила и после дождика появилась радуга.

Предательство мужа не было для нее угрожающим и на листе бумаге появилось две дороги по одной из которой за ручку она шла со своим сынком, а по другой – шел ее муж. Интуитивно Елена чувствовала, что там в дали где-то ждет ее счастье. Дорога была светлой, вокруг цветы и впереди яркая большая разноцветная звезда.

Действительно, через год в Доме культуры советской армии при просмотре кинофильма, Елена познакомилась с молодым, красивым офицером, который проводил ее домой. Конечно, в тот момент Елена еще не подозревала, что та звезда, которую она изобразила, это и была ее судьба. Судьбу звали Егор, с голубыми глазами и шелковистыми пшеничными волосами. Егор был высоким, статным, ласковыми внимательным мужчиной.

В первую ночь (после знакомства с Егором) Елене приснился вещий сон. Ей приснился город, в котором она родилась – Смоленск, яркое солнце, Собор на холме. И в свадебных белых нарядах она и Егор будто венчаются. От яркого света во сне Елена в недоумении проснулась. Сон был настолько явственным, что Елене показалось, что она уже замужем за Егором. Не увидев его рядом, она поняла, что это всего лишь сон. Елене захотелось нарисовать этот сон золотыми красками, но такой краски у нас не нашлось, и она нарисовала два силуэта в желтом свечении.

В жизни оказалось не все так просто. Муж Николай, узнав про любовь Елены с Егором, всеми силами пытался разрушить этот, состоявшийся перед богом, союз. Николай «ударился» в черную магию, ходил по колдунам и ведьмам, распускал слухи, не давал развода, но Егор оказался сильной личностью смог защитить себя и свою любимую и сделал все, чтобы перевестись в Москву. В столице Елену и Егора ждала совершенно новая насыщенная событиями интересная творческая жизнь. Но пережитые травмирующие события в душе Елены оставили раны, которые проявлялись невротическими состояниями, неврозами, страхами, из-за которых она и обратилась ко мне.

И так, картина жизни Елены была на данный момент завершена. Мы обе были удовлетворены тяжелой, но очень продуктивной работой. От такой работы у Елены стало легко на душе. Настал момент, когда можно было попить кофе и немного передохнуть.

После перерыва работа продолжилась. Просмотрев четырех-метровую картину жизни Елены, нам нужно было удалить негативные травмирующие ее психику факторы. Елена взяла ножницы и решительно вырезала из своей картины все страшные тона, которые несли ее боль. Потом с неистовством резала на мелкие кусочки и палила их на огне, после чего пепел своих проблем развеяла по ветру.

Для того, чтобы картина жизни была цельной, на место вырезанных отрезков, Елена приклеила новые рисунки с цветочками, сердечками, звездочками и улыбающимися лицами.

Цель этой методики — выявить травмирующие моменты в жизни человека, продиагностировать пациента, а потом «проработать» душевные травмы. А для пациента – положено начало психического выздоровления. Зрительный анализатор зафиксировал, что проблемы можно уничтожить, через катарсисы «убралось» часть напряжений, а в душе появилась надежда на полное психическое выздоровление.

Но, конечно, работа по психическому выздоровлению будет продолжаться с использованием других методик.

Эта методика очень продуктивна при работе с детьми.

www.b17.ru

Групповая и ифовая психотерапия. Арт-терапия

Групповая, или коллективная, психотерапия стала приме­няться с начала XX столетия [Вяземский Н. В., 1904; Ргай 1905; Неткачев Г. Н., 1909; Бехтерев В. М., 1910, и др.]. С это­го времени интерес к ней не ослабевает.

С. С. Либихом (1971 — 1979), Б. Д. Карвасарским (1979 — 1990), В. А. Мурзенко (1976, 1979), А. И. Захаровым (1977) и др. Обширные материалы представлены в сборниках: «Групповая психотерапия при неврозах и психозах» (1975) и «Клинико-психологические исследования групповой психо­терапии при нервно-психических заболеваниях» (1979).

Некоторые авторы предлагают коллективной психоте­рапией называть лишь лечение путем воздействия больных друг на друга — лечение коллективом; групповой — психоте­рапию, при которой преобладает воздействие врача на группу больных (внушение в гипнозе, аутогенная тренировка, беседы с группой). В зарубежной литературе наиболее распростра­нен термин «групповая психотерапия» (§гоир ркусЬоШегару, §гиррепр5усЬоШегар1е) без указанной дифференциации. Мы будем им пользоваться в этом смысле.

Особенностью групповой психотерапии является то, что сеансы ее происходят одновременно с группой больных и что при этом формируется коллектив больных, который оказы­вает лечебное воздействие на его членов. Во время сеанса групповой психотерапии применяются принципиально те же методы, что и при индивидуальной. Так, например, могут про­водиться коллективные сеансы гипнотерапии (при лечении хронического алкоголизма), аутогенной тренировки, внуше­ния во время естественного сна. Технику их мы описывали при рассмотрении указанных методов, поэтому здесь мы ос­тановимся лишь на групповой рациональной и игровой пси­хотерапии.

Сеансы групповой рациональной психотерапии проводят­ся с группой больных обычно 1 — 2 раза в неделю в течение часа. Группы могут быть большие (15 человек и больше), средние (7 — 14 человек) и малые (2 — 6 человек). Состав группы может быть постоянным (группа закрытого типа) или переменным, то есть по мере того как из группы выбывают одни больные, другие занимают их место (группа открытого типа). В группах закрытого типа лечение эффективнее. При проведении коллективных сеансов внушения или самовну­шения (аутогенной тренировки) желательна максимальная однородность групп (группа лечащихся по поводу алкого­лизма, группа больных логоневрозами, группа с «неврозом сердца» и т. д.). При групповой психотерапии больных нев­розами комплектование групп на основе клинических форм болезни или однородности симптомов нерационально. Оно сужает возможности обсуждения различных проблем и ве­дет к чрезмерной концентрации лиц со сходными характеро­логическими особенностями, затрудняющими коллективное обсуждение вопросов (эгоцентризм, претенциозность у боль­ных истерией, мнительность, нерешительность у больных нев­розом навязчивых состояний). Наиболее целесообразно объ­единение в одну группу больных с разными формами невро­зов. При комплектовании, особенно малых и средних групп из числа больных стационара, могут быть применены и социо­метрические методы, позволяющие выяснить отношения, сло­жившиеся между отдельными больными. Для этого им раз­даются анкеты, в которых имеются вопросы: «С кем из боль­ных вы хотели бы быть в одной палате?» или «С кем из больных вы не хотели бы быть в одной палате?» и т. д. Очень важно создание в группе атмосферы доброжелательности, не­принужденности, превращение группы в коллектив, сплочен­ный и объединенный стремлением помочь друг другу выздо­роветь.

Во время сеансов групповой рациональной психотерапии подчеркивается, что неврозы являются обратимыми заболева­ниями. Разбираются особенности различных патогенных си­туаций и отношения к ним личности, рассматриваются пути преодоления невроза, показывается важность перевоспитаний; умения преодолеть отрицательные характерологические осо­бенности, тренировки нервных процессов, отмечается значе­ние труда и гигиенического режима для сохранения здоровья и т. д. Обсуждаются истории заболевания выписавшихся больных, а также различные типичные психотравмирующие ситуации, ведущие к болезни. Примеры подбираются так, что­бы они позволили больному узнавать отдельные черты своей болезни без того, чтобы быть узнанным окружающими. По­ощряется свободная дискуссия. Вариантом групповой раци­ональной психотерапии является внутрисемейная групповая психотерапия, при которой врач проводит беседы со всеми членами семьи больного одновременно. Он помогает им ра­зобраться в возникших «семейных трудностях», обсуждает не только вопросы психогигиены, но и поведение того или иного члена семьи, формы его реагирования на те или иные раздра­жители, то есть выступает и как врач, и как воспитатель, и как наставник. Наши наблюдения свидетельствуют о высокой эф­фективности внутрисемейной групповой психотерапии, позво­ляющей оздоровить отношения в семье и тем самым устра­нить возможный источник психической травматизации.

Достоинством групповой психотерапии является то, что при ней врач затрачивает меньше времени на проведение ле­чения и может одновременно охватить группу больных. Кро­ме того, внушаемость больных, доступность психотерапевти­ческому воздействию при условии пребывания в коллективе обычно возрастают.

При проведении сеансов групповой рациональной пси­хотерапии психотерапевтическое воздействие, помимо врача, оказывают и дискуссии между членами коллектива. Выска­зываемые врачом и больными суждения по поводу тех или иных вопросов воспринимаются больным не как адресован­ные специально к нему с целью успокоить или устранить имеющийся у него симптом, а как обращенные ко всему кол­лективу и поэтому вызывают большее доверие и меньшее сопротивление. Наблюдение за успехами в лечении других больных повышает веру в его успех, укрепляет установку на выполнение рекомендуемых врачом мероприятий. Отноше­ния, возникающие между больными внутри лечебной группы (интерперсональные отношения), могут способствовать от­влечению от болезненных переживаний, появлению новых интересов, выявлению характерологических особенностей каждого больного, подлежащих коррекции путем психотера­пии. Иначе говоря, коллективные сеансы могут иметь как ле­чебное, так и диагностическое значение.

Недостатком метода групповой психотерапии является то, что при проведении коллективных сеансов трудно оказать строго индивидуализированное воздействие на больного. Поэтому сеансы эти должны сочетаться с индивидуальными сеансами и проводиться врачом, хорошо знающим больного. Сеансы групповой рациональной психотерапии могут соче­таться с коллективными сеансами внушения или самовнуше­ния (аутогенной тренировки) или прогрессивной мышечной релаксации, которые проводятся с группой непосредственно после сеанса рациональной групповой терапии, образуя как бы ее продолжение.

Так, например, А. Л. Гройсман (1969) в амбулаторных ус­ловиях проводил с больными неврозами курс групповой ра­циональной психотерапии, состоявший из 27 занятий, каждое из которых заканчивалось сеансом гипноза. Во время заня­тий, кроме того, больные обучались аутогенной тренировке, самовнушению по Куэ, самоуспокоению и самоубеждению (например, убеждали себя: «Я столько лет хожу по этому мосту и он никогда не проваливается. Почему же он должен провалиться сейчас?»; «Ведь я же отлично знаю Чакону Ба­ха, поэтому я сыграю ее хорошо»; «Ведь бывают же периоды, когда мне хорошо и спокойно!»).

Изменение отношения больного к своему заболеванию, на­чавшаяся перестройка личности, возникшие под влиянием се­ансов коллективной рациональной психотерапии, отчетливо проявились тогда, когда больных опросили до и после нача­ла лечения, какие перемены в жизни могли бы содействовать их выздоровлению (анкетный опрос 500 больных неврозами, проведенный С.

Групповая рациональная психотерапия особенно показа­на, когда важно добиться устранения нежелательных харак­терологических особенностей больного, изменения его отно­шения к психотравмирующим событиям, а также в тех слу­чаях, когда требуется повлиять на его взгляды, установки, егр оценку своего болезненного состояния, формы реакции.

Одной из форм групповой игровой психотерапии являет­ся лечение «психодрамой» по У Могепо (1958). При этом методе либо больные объединяются в специальные группы для того, чтобы каждый из участников группы на сцене дра­матически воспроизвел пережитое им психотравмировавшее событие и таким образом отреагировал на него, либо с этой же целью присутствовал при постановке специальных лечеб­ных пьес, в которых затрагиваются подобные переживания. Для этого Оепез был организован специальнй театр, в кото­ром профессиональные актеры разыгрывали ряд одноактных пьес (например, «Психопат», «Невроз страха»).

Метод стал применяться не только для лечения больных неврозами, но и для предупреждения конфликтов, могущих возникнуть у вступающих в брак юношей и девушек, а также для профессиональной психотехнической экспертизы (изуче­ние поведения обследуемого в разных ситуациях).

Приводим характерное описание применения психодрамы для перевоспитания подростка с асоциальным поведением, взятое из книги Дж. Франка «Групповые методы терапии».

Мальчик Дон, 15 лет — центральная фигура в исправительной колонии, на счету которого была по крайней мере сотня мелких на­рушений, пока он не был приговорен за кражу автомобиля к заклю­чению в исправительную колонию. Его поведение было вызываю­щим. Через 4 нед после начала занятий в группе он сбежал, украл автомобиль и был возвращен невредимым после погони за ним по­лиции, которая стреляла в машину, пробила шину, в результате чего автомобиль налетел на дерево. Дон живо рассказал восхищенной аудитории этот эпизод на следующем собрании группы. Его попро­сили покинуть комнату и быстро составили план психодрамы. Пер­вой была сцена погони за машиной, в которой Дон, играющий само­го себя, был убит пулей в голову. Последующие сцены включали по­лисмена, доктора, осматривающего тело, сцены между его родителями и служащими морга и похороны.

Во всех сценах поддерживались 2 темы: ужасный вид изуродо­ванного трупа («лицо практически исчезло») и мысль о том, что по­скольку он был «непутевый», то его не жалко и, пожалуй, лучше для всех, что он умер. Вопреки обычной процедуре после психодрамы не было дискуссии, и занятие на этом закончилось. Дон выглядел бледным и растерянным. С этого времени наступило заметное улуч­шение в его поведении.

Глава администрации, чьи высказывания совпадали с мнением других лиц из администрации, отметил: «Мальчик преобразился. Раньше я никогда не доверял ему. Теперь я могу безотчетно верить ему, он оказывает влияние на других. Он мой самый лучший маль­чик».

Игровые методы групповой психотерапии с успехом при­меняются для лечения неврозов и нарушений поведения у де­тей [Захаров А. И., 1982; СИпоИ Н. С., 1961, и др.]. При этом наряду с элементами суггестии и рациональной психотерапии, направленными на перевоспитание личности, используется лечение по методу угашения условной связи и отреагирова- ния переживаний.

По А. И. Захарову, группы создаются из детей, про­шедших полный курс индивидуальной психотерапии, для за­крепления ее результатов. Показаниями являются небла­гоприятные личностные изменения больных (эгоцентризм, мнительность, замкнутость), трудности общения, фобии, нетер­пеливость и т. п. Возрастные границы групп 4 —5, 5—7, 7 — 9, 9—11, 11 — 14 лет, численность группы — 4 больных 5 лет, 6 больных 5—10 лет, 8 больных 11 — 14 лет. При неврозах с нарушением общения и личностными изменениями А. И. За­харов проводит 24 занятия у дошкольников по 45 мин каж­дое, в 7 — 12 лет — до часа и у подростков — до полутора ча­сов, что позволяет разыграть сложные сюжеты и избежать утомления. Процесс групповой терапии начинается с объеди­нения детей в группу. Это достигается совместными экскур­сиями в музей, парк, кино, а также беседами о прочитанных книгах, играми. Следующий этап — игровая групповая пси­хотерапия. Проводятся игры, ставящие целыо эмоционально оживить детей, приучить к исполнению ролей («кошки-мыш­ки», жмурки) и игры-шутки. Далее переходят к играм с те­рапевтически ориентированными темами, например: «Крас­ная шапочка», «Дюймовочка», «Кащей бессмертный», «Урок в школе», «Обед». Занятия включают рассказ детей о своем состоянии, выбор тем, разыгрывание и разбор содержания игры. Игровая психотерапия обычно сочетается с семейной психотерапией, беседами с родителями.

Близко к методу «психодрамы» стоит групповая имаго- терапия (от лат. ипа^о — воображение) по И. Е. Вольперту

(1972). При этом методе с группой в 4 —5 больных невроза­ми проводятся занятия в течение года под руководством ре­жиссера с целью обучения сценическому перевоплощению. Роли подбираются в соответствии с индивидуальными осо­бенностями больного и задачами психотерапии. Обучив боль­ного искусству перевоплощения, ему предлагают и в жиз­ненных ситуациях вести себя так, как вел бы себя герой, которого он изображал. Занятия сочетаются с психотерапев­тическими беседами, групповой гипнотерапией и сеансами ре­лаксации. При варианте индивидуальной имаготерапии боль­ному предлагается выбрать себе героя, которому он хотел бы подражать. Ежедневно в течение одного —двух часов играть роль этого героя — вести себя так, как вел бы себя его герой в различных ситуациях. Постепенно продолжительность иг­ры увеличивается и желаемый образ становится в какой-то мере привычным образом больного. Лечебный образ реко­мендуется воспроизводить также перед засыпанием, при про­буждении и во время занятий аутогенной тренировкой.

Противопоказаниями к групповой психотерапии являют­ся отрицательное отношение к ней больного, а также тики, ис­терические моносимптомы (параличи, гиперкинезы и др.), припадки и судорожные состояния. К относительным проти­вопоказаниям С. С. Либих (1979) относит отсутствие пред­варительного периода индивидуальной психотерапии; обезоб­раживающие дефекты лица; резко выраженные физические недостатки; сложные навязчивые синдромы с ритуалами, нев­розы с нарушениями дыхания или острыми сердечно-сосудис­тыми расстройствами.

Последние десятилетия в ряде стран методы групповой психотерапии стали широко применяться с целью самовос- ‘ питания, самосовершенствования, обучения самообладанию. Однако руководителями групп стали не только врачи и пси­хологи, но и проповедники, актеры. Они создали научно не обоснованные системы самосовершенствования, получившие широкое распространение. Так, например, около 1 млн че­ловек прошли подготовку по так называемому трансцен­дентальному созерцанию в 400 центрах, организованных мо­нахом Махариша Махеш Йоги; тысячи — в тренировочных семинарах Эрхарда (ранее занимавшегося продажей подер­жанных автомашин).

Арт-терапия (от англ. ай — искусство) — лечение мето- » дами искусства (театрального или изобразительного) с целью

воздействия на личность больного путем отреагирования пси- хотравмирукицих переживаний и снижения эмоциональной напряженности. Сюда относится музыкотерапия, терапия творческим самовыражением по М. Е. Бурно (1989), библио­терапия (от греч. ЫЬИоп — книга) и др.

bib.social

Яркая грань

«На душе скребут кошки», — говорим мы, когда гнетёт какая-то проблема, которую порой даже сложно облечь в конкретные слова. Впрочем, психологи утверждают, что гораздо эффективнее нарисовать её во всей красе, вернее, во всех красках. Или вылепить из пластилина. Детские забавы? Отнюдь!

Психолог или краски?

Лечение с помощью искусства пришло из глубины веков, неслучайно арт-терапия ближе всего к примитивному доисторическому искусству. Изначально арт-терапия использовалась преимущественно как метод психокоррекции. Даже у очень тяжёлых пациентов с его помощью устраняют апатию и безынициативность, что нередко заменяет собой медикаментозное лечение, ведь самоисцеляющие ресурсы человека тесно связаны с его творческими способностями. Однако арт-терапия давно вышла за рамки медицинских кабинетов. Для здоровых людей это прекрасное средство профилактики нервно-психических заболеваний. Лечение искусством помогает избавиться от депрессий, фобий, неврозов, так как оно повышает самооценку, расслабляет и избавляет от негативных эмоций и мыслей, формирует творческое отношение к жизни со всеми её сложностями и учит находить пути их преодоления.

Классическая арт-терапия включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как живопись, графику, фотографию, рисование и лепку. Однако число таких методик постоянно растёт. Сегодня арт-терапия имеет в своём арсенале также оригами, музыкотерапию, игротерапию, рисунки на песке и многое другое. Был разработан и комплексный метод — арт-синтезтерапия, сочетающий элементы живописи и стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики. Мы остановимся на самых распространённых и доступных методиках — рисунок и лепка.

Если сполна наслаждаться жизнью вам мешают такие сильные эмоции, как агрессия или гнев, то лучший выбор в отделе канцтоваров — пластилин (его можно успешно заменить глиной, тестом и пр.). Рисунок будет раздражать, но при угнетённых состояниях акварель — прекрасный доктор. Учтите, что чем разнообразнее палитра, тем интереснее и полезнее будет предстоящий разговор с самим собой.

Кисть позволяет раскрепостить сознание лучше, чем карандаш и фломастеры. Когда вы освоите азы арт-тепарии, можно включить в свой арсенал и их, даже делать коллажи, используя вырезки из журналов.

Впрочем, если вам хочется начать именно с карандашей или, например, мелков, — стоит пойти на поводу у своих желаний.

Стоит обзавестись большой цветовой палитрой, однако предпочтение следует отдать краскам. Карандаши менее способствуют раскрепощению подсознания, особенно на первых порах.

Как лепить и рисовать?

Собственно говоря, ничто не ограничивает вас, кроме собственной фантазии. Можете с помощью спонтанно возникающих образов изобразить ситуацию, которая вас беспокоит, или нарисовать самого себя, свою семью, работу.

Если вам грустно, нарисуйте свою грусть и мысленно поговорите с ней, это поможет вам нащупать путь к радости (не забудьте, когда найдёте ответы на тревожащие вопросы, изобразить и её).

Можно вылепить свою проблему и побеседовать с ней «по душам», а потом трансформировать то, что вас раздражает, во что-то иное. Если хотите, можете даже сделать это довольно грубо.

Для тех, кто серьёзно увлечётся арт-терапией, можно даже предложить такой эффективный способ, как (не удивляйтесь!) изобразить самого себя в полный рост.

Чтобы осуществить это, вам потребуется помощник. Склейте несколько листов ватмана или используйте белые обои. Попросите вашего помощника обвести вас, а затем можете наслаждаться творчеством в одиночестве, раскрашивая себя, любимого, как душе угодно. Представьте, что происходит внутри вас, как проходят по телу энергетические потоки.

Кстати, это можно превратить в увлекательную игру для вашего ребёнка, а вам это позволит получить представление об изменении его эмоционального состояния.

— Если с помощью арт-терапии вы хотите проститься с вредными зависимостями, возьмите три листа. На одном нарисуйте своё состояние до зависимости. На втором — тот момент, когда она довлеет над вами. А на третьем изобразите ваше состояние после избавления от пагубной привычки. Увидели разницу?

— Не старайтесь рисовать красиво и «как положено». Это только мешает выплеснуть эмоции!

— Трактовать рисунок должен не психотерапевт, а сам «художник». Ни один специалист даже за большие деньги не скажет вам больше, чем вы сами сможете узнать о себе. Поэтому время от времени пересматривайте свои рисунки, собирайте их в отдельную папку и отмечайте, как они меняются. Это подскажет вам, в какую сторону двигаться в будущем.

www.myjane.ru

Арт-терапия: Что и как лечат красками и любовными романами

Текст: Анастасия Пивоварова

Мир постепенно привыкает к тому, что психические расстройства — это серьёзно, и даже в лёгкой форме они нуждаются в коррекции. Лечение при этом может заключаться не только в беседах с психотерапевтом или приёме лекарств. Мозг человека откликается и на воздействие искусством — на этом основаны арт-терапия и библиотерапия. Мы постарались понять, как работает лечение книгами и произведениями искусства, и обсудили воздействие искусства на ментальное здоровье с психотерапевтом Зоей Богдановой.

Лечение творчеством

Влияние искусства на эмоциональное состояние человека заметили, наверное, ещё пещерные люди, начавшие изображать мамонтов на стенах. О том, как живопись или музыка может изменить жизнь (причём не только художника или исполнителя), написано и рассказано многое — и неудивительно, что искусство пытаются специально применять для получения нужного эффекта. Арт-терапию используют и психотерапевты при разных заболеваниях, и психологи. Существуют даже ассоциации арт-терапевтов.

У арт-терапии почти нет научно обоснованных доказательств эффективности, в том числе из-за сложности её изучения: трудно провести сравнительное исследование способов лечения, основанных на индивидуальном подходе. Тем не менее данные наблюдений и их анализ показывают: это работает. Когда человек занимается творчеством, он погружается в процесс и остаётся наедине с собой, фокусируется на настоящем, учится выражать себя и знакомится со своим внутренним миром, выплёскивает эмоции и контролирует их. Лечение искусством охватывает разные сферы, и оно намного шире и интереснее, чем использование раскрасок для снятия стресса.

Психотерапевт Зоя Богданова рассказывает, что арт-терапия включает множество методов, связанных с творчеством. Выражение чувств и эмоций через рисунок или живопись — это изотерапия, причём техника может быть любой, от классической до рисования пальцами и расплёскивания краски. Такой вид арт-терапии — единственный, у которого нет противопоказаний, и его применяют в центрах помощи жертвам насилия или пациентам с онкозаболеваниями.

Скрытые сообщения

В изотерапии не рисуют картины как таковые, главная цель — выразить своё душевное состояние: эмоции, чувства и ощущения. Здесь не нужна идея полотна или талант художника; но важную роль играет, например, цвет используемых красок. Важен посыл, который может расшифровать профессионал. Богданова отмечает, что если человек не понимает, что ему рисовать и как это может помочь, то проблема может заключаться в специалисте — он должен соблюдать методику терапии и обязательно подготавливать пациентов. Терапевт —проводник человека в состояние, когда он готов перенести свой внутренний мир на лист бумаги.

Арт-терапия не такая безобидная штука, как кажется, и в некоторых случаях может усугубить положение дел. Ограничения, например, есть для людей, перенёсших сильный инсульт, для пациентов в тяжёлом реабилитационном периоде, детей с церебральным параличом и людей с биполярным расстройством. Для этих групп пациентов довольно эффективна фототерапия — метод, позволяющий как бы взглянуть на себя со стороны. Человек вместе со специалистом анализирует этапы своей жизни через снимки, разбирая детали, то, как эмоциональное состояние выражалось в определённый момент времени, какие люди его окружали, их позы и взаимоотношения.

К творческим видам терапии искусством относят ещё, например, глинотерапию. Для лепки может использоваться не только обычная, но и полимерная глина или пластилин, а получившаяся «поделка» отражает эмоциональное состояние человека. Бывает песочная терапия, драматерапия, куклотерапия, кинотерапия — и этот список продолжает пополняться.

Книга — лучший терапевт

Библиотерапия — это тоже способ справиться с внутренними проблемами, только уже при помощи книг. Люди, которые любят читать, наверняка сами замечали особенное влияние текста на сознание и даже поведение. Некоторые произведения настолько сильны, что меняют жизнь человека — и речь далеко не только о религиозных или мотивационных книгах, в которых содержатся прямые призывы к действию или указания. Просто порой после чтения мы не можем выбросить из головы новую идею или у нас «открываются глаза» и мы смотрим на вещи с неожиданного ракурса.

Библиотерапия не настолько исследована, как другие методы, у неё точно нет такой доказательной базы, как у когнитивно-поведенческой терапии, или мощной системы и школы, как у психоанализа. Но пользу большого текста для душевного здоровья заметили очень давно: у фараона Рамзеса II библиотека называлась «храмом исцеления души», да и Зигмунд Фрейд, который перевернул представление о терапии психических расстройств, включал работу с книгами в свой метод, а сам термин появился в 1916 году.

Библиотерапия строится на том, что после разговора с пациентом терапевт подбирает книги, которые могут положительно повлиять на состояние: покажут, как справляться с проблемой, напитают нужными эмоциями или позволят отключиться от текущих сложностей. Как правило, за чтением следует анализ и обсуждение — иногда в группах. Выбор книг при этом ограничивается только особенностями личности и диагноза пациента. Например, «Маленькая жизнь» Янагихары на пике депрессии может оказаться слишком тяжёлым выбором.

Научпоп
или худлит

Научно-популярная литература не всегда поднимает настроение и заглушает тревогу, зато может помочь разобраться, что происходит — как, например, издание «С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города» Дарьи Варламовой и Антона Зайцева. Но чаще всего для восстановления психики всё же используют художественную литературу. Когда пациенты читают о героях, особенно попадающих в сходные с нашими ситуации, они смотрят на проблемы под другим углом. Сопереживание персонажам — это способ выплеснуть эмоции, аналогичный эффекту от изотерапии. Для тех, кому эмоций как раз не хватает (например, это люди в состоянии депрессии, при котором мир кажется серым), текст может стать источником «потерянных» чувств.

В России и раньше в СССР библиотерапия основывалась, конечно, на классике, что сегодня уже неактуально. Мало того, что многие книги из школьной программы сами по себе могут довести до невроза, они ещё и не отражают современных реалий. Возможно поэтому о библиотерапии мы знаем мало, хотя это неплохой способ справиться с тревожностью и депрессией, работающий как дополнение к основной схеме лечения. В любом случае подбирать книги стоит со специалистом, который будет учитывать состояние и особенности пациента.

Книга, которая помогает справиться с внутренними конфликтами и расстройствами, необязательно должна быть особенно глубокой, проблематичной или даже умной. Популярность любовных романов с незатейливым сюжетом как раз и кроется в этой нарочитой простоте с непременным, вопреки всему, хэппи-эндом. Дарья Донцова, детективы которой не ругал, кажется, только ленивый, не зря называет книги «таблетками от депрессии». Писательница, испытавшая на себе опыт серьёзной болезни, фактически говорит о терапевтических эффектах творчества (пусть и чужого). Библиотерапия используется и для детей, которым чтение и подробный разбор сказок помогает разобраться в своих эмоциях.

Как выбрать арт-терапевта

Лечение искусством и литературой — один из самых незатратных, но при этом эффективных способов справиться с некоторых проявлениями расстройств, особенно со стороны настроения. Терапия творчеством помогает разобраться в эмоциях, библиотерапия учит смотреть со стороны на происходящее или отвлекаться от тяжёлых мыслей. Главное, что оба вида всегда можно применять вместе с основным лечением, как фармакологическим, так и «разговорным».

Зоя Богданова советует внимательно относиться к выбору психотерапевта, даже если вы хотите попробовать такой простой на первый взгляд метод, как арт-терапия или чтение книг. Лучше выбирать сертифицированных специалистов, которые получили профессию в аккредитованных заведениях — это может быть вуз или государственные курсы повышения квалификации. Там дают базовые знания по психологическому консультированию и арт-терапии в частности. Как и для других видов терапии, нужно смотреть отзывы клиентов, анализировать практику врача, по возможности поискать рекомендации. Бывает, что у молодого терапевта, несмотря на небольшой опыт, есть знания и желание работать с современными методами — а с той же фототерапией, по словам Богдановой, психотерапевты «старой школы» не занимаются.

www.wonderzine.com