Аутизм это синдром или болезнь

Заболевание аутизм — что это такое

Аутизм фиксируется врачами гораздо чаще по сравнению с прошлым веком. Заболеванию подвержены все люди, вне зависимости от пола, возраста и социального положения. По результатам исследований ученых из США, с 2013 по 2015 год на 88 детей приходится один ребенок с аутизмом. Предположительно, болезнь более распространена среди мужчин. Проблема усугубляется тем, что круг специалистов, компетентных в этой области, весьма ограничен. Узнайте больше про аутизм, что же это за болезнь.

Что такое аутизм

Что такое аутизм и как он проявляется? Недуг связан с развитием патологий мозга: наблюдаются изменения в работе коры лобных долей мозга. Характерен выраженный недостаток социальных коммуникаций, сфера интересов аутиста ограничена, регулярно повторяются одинаковые монотонные движения. Существуют известные люди с аутизмом, что не мешает им достигать успехов в своем деле. Считается, что атипичный аутизм – более легкая разновидность болезни, по сравнению с классической, однако это мнение ошибочное.

В некоторых источниках к аутизму причисляют синдром аспергера, но специфика у заболеваний разная. Сегодня специалисты выделяют такие стадии проявления аутизма у человека:

  • Не идет на контакт с окружающим миром.
  • Замыкается в себе, может подолгу заниматься любимым хобби.
  • Не воспринимает нормы поведения в социуме.
  • Не умеет справляться с проблемами. Обидчив, инфантилен.
  • Среди аутистов много гениев, умственно развитых математиков, физиков, талантливых музыкантов, писателей, поэтов, художников.
  • В каком возрасте появляется

    Детский аутизм, что же это за болезнь? Недуг формируется еще в утробе и начинает проявляться еще в младенчестве. Ранний аутизм у детей современные медики диагностируют еще до 3 лет, ведь чем раньше обнаружить эту проблему, тем быстрее можно начать лечение. Существуют первые признаки, которые указывают на симптомы этой болезни. Сюда относится, к примеру, не привыкание к рукам матери, младенец не фиксирует взгляд на людях, не выражает привязанность к маме.

    Тест на аутизм

    Как распознать аутизм в раннем возрасте? Чтобы выявить истинный ли это синдром или ложный, врач проводит серию специализированных скрининговых тестов. В них больной описывает состояние своих чувств, эмоции других людей, пробует ставить себя на их место с целью описать психическое состояние другого. Этот высокофункциональный метод является чрезвычайно эффективным. Оценке подвергается и физическое состояние, слух, проводятся дополнительные исследования (хромосомный анализ, энцефалограмма, магнитно-резонансная томография).

    Причины возникновения болезни

    Ученые не могут с точностью ответить на вопрос об основаниях появления данного заболевания. Истинная причина неизвестна, к косвенным относят:

  • генетический фактор;
  • наследственность;
  • сочетание вредных воздействий на организм матери во время беременности и родов;
  • заболевания: менингит, фенилкетонурия, энцефалит;
  • отравления ртутью/свинцом;
  • комбинированные вакцины.
  • Впервые про детскую форму этого заболевания заговорил психиатр из США Лео Каннер в 30-х годах прошлого века. Почему рождаются дети с аутизмом? Как утверждает статистика, в самый ранний период жизни человека — такой как младенчество, в развитии этой болезни повинны гены. Диагностика ребенка сложна тем, что некоторые факты из поведения малыша можно отнести к особенностям характера, списать на ранний возраст. При появлении первых симптомов рекомендуется обратиться к педиатру. Практика показывает, что не всегда участковые врачи способны поставить правильный диагноз.

    Приобретенного аутизма у взрослых

    С этим заболеванием человек может не только родиться, но и приобрести его в течение жизни. Это связано с неврологическими и психическими проблемами, аутизм развивается вследствие длительной и запущенной депрессии. Аутизм у взрослых крайне опасен, так как возникает резко и протекает незаметно. Заболевание не имеет выраженности, однако, развивается стремительно. Имея такой фенотип, человек замыкается в своем мире, перестает быть социально активным, хочет убежать от реальности.

    Симптомы аутизма

    Первые признаки и симптомы для диагностики этой болезни:

  • Трудности социального взаимодействия, сопровождающиеся определенным специфическим поведением, заметным окружающим.
  • Трудности социальной коммуникации, сложности при вербальном и невербальном общении.
  • Повторение определенных, монотонных действий.
  • Сосредоточение на одинаковых деталях, аутистам не хватает мышления при описывании объекта в целом.
  • Затруднительная речь, аутисту сложно сложить слова в предложения.
  • Какие признаки аутизма у детей 2 лет и частично в первый год жизни можно увидеть родителям для того, чтобы определить заболевание? Классификация такая:

  • У новорожденных отсутствует привязанность к членам семьи.
  • Наблюдается умственная отсталость в развитии ребенка.
  • Любовь к одной игрушке/предмету, другие неинтересны.
  • Неадекватная реакция на резкие звуки, другие внешние раздражители.
  • Дети с аутизмом с трудом отличают живые и неживые предметы.
  • Предпочитают одиночество.
  • Не умеют копировать поведение взрослых.
  • У взрослых

    • Скудный словарный запас, многократное повторение определенных слов и фраз.
    • Однообразная речь, как у робота.
    • Отсутствие интонаций.
    • Невыраженный социальный интерес.
    • Существует привязанность к каким-либо определенным предметам.
    • Человек пребывает в своем собственном мире.
    • Больной игнорирует правила поведения и нормы этики, принятые в обществе.
    • Не обращается к кому-либо первым.
    • Человек может страдать припадками.
    • Не чувствует эмоций и состояния другого человека.
    • Не нуждается в любви, романтике, дружбе.
    • Лечение аутизма

      Лечится ли аутизм у детей и взрослых людей? К сожалению, вылечить полностью это заболевание нельзя, вне зависимости от того, врожденное оно или приобретенное. Однако, существует ряд разработок, которые помогают аутистам если не излечиться полностью, то научиться самообслуживанию, рабочим навыкам. Внимание здесь уделяется адаптации в обществе, поведенческой терапии. Практикуется коррекция социальных взаимодействий, осуществляется профилактика прогресса заболевания. По назначению лечащего врача используются биологически активные добавки, специальные диеты.

      Видео: доктор Комаровский об аутизме

      Компетентное и адекватное мнение одного из самых известных педиатров стран СНГ доктора Комаровского смотрите в видео. Он популярно расскажет про аутизм, что это за болезнь, как с ней бороться. Доктор доходчиво объяснит каковы ранние признаки заболевания, опишет проблемы, с которыми могут столкнуться родители, подскажет куда обращаться за помощью, а также ответит на вопросы зрителей. Поднимается важная тема появления приобретенной болезни у детей после какого-либо события (прививки, тяжелой болезни и др.), описываются симптомы.

      Информация представленная в статье носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

      sovets.net

      Что такое аутизм у ребенка: причины

      Еще несколько десятков лет назад аутизм считался редким недугом. Современные реалии жизни вносят свои неумолимые коррективы. По данным статистики, еще в 70-ых годах аутизм диагностировался у одного из 10 000 детей, сейчас такой патологией страдает один ребенок из 90. Как распознать аутизм, что это за болезнь, симптомы и лечение, что делать родителям?

      Аутизм – глубокое расстройство психического развития ребенка. Эта патология является самой загадочной и необъяснимой в многочисленном перечне душевных заболеваний. Особенно ярко проявляется болезнь в раннем возрасте. Ранний детский аутизм (РДА) изолирует малыша от общества, болезнь безжалостно выдергивает кроху из семьи, погружая его во мрак недуга.

      Аутизм — дефицит социального внимания

      Мир аутичного малыша

      По мнению психиатров, реальность аутистов (их еще называют «дети дождя») представляет собой разрозненные детали. Как понять, что такое аутизм у ребенка: представьте, что окружающий мир состоит из разбитого калейдоскопа, где каждое стеклышко несет с собой частичку предмета.

      Аутичный ребенок не способен объединить увиденное в единый образ. Человек представляется ему несвязанным набором, состоящим из рук, ног, носа, глаз, ушей, волос. Больной малыш не может отличить живые предметы от неодушевленных.

      По данным статистики, аутичное расстройство поражает большей частью мальчиков (один случай на 50 мальчиков и 250 девочек). Эта болезнь имеет хроническое течение.

      Маленький аутист приходит в ужас от любых внешних воздействий. Яркие цвета, освещение, звуки, прикосновения (даже самые нежные) вызывают у больного ребенка болезненный дискомфорт. Малыш стремится полностью уйти и спрятаться в свой внутренний мир.

      Интеллектуальные способности

      Как проявляется аутизм у ребенка в интеллектуальном плане? Аутичное расстройство затрагивает уровень мышления и негативно влияет на развитие интеллекта. Чаще у «детей дождя» отмечается легкая либо умеренная форма умственной отсталости.

      Аутизм — болезнь XXI века

      Такие дети не способны полноценно учиться. Порой бывает, что патология протекает с дополнительными проблемами, касающимися мозговой деятельности:

    • Эпилепсией.
    • Микро- и гидроцефалией.
    • Хромосомной аномалией.
    • В этом случае отмечается глубокая умственная отсталость, граничащая с олигофренией.

      При аутизме легкой формы интеллектуальное развитие вполне соответствует уровню здорового человека, а порой даже и превышает его. Для аутистов характерен избирательный интеллект.

      При избирательном интеллекте дети аутисты могут добиться феноменальных результатов в определенной тематике. Проявляется савантизм (явление, когда человек одарен в какой-либо одной области).

      Некоторые аутисты могут безошибочно сыграть любую мелодию, услышав ее один раз, другие по памяти рисуют сложнейшие технические схемы. В число известных аутистов входят Энди Уорхол, Альберт Эйнштейн, Вуди Аллен, Энди Кауфман.

      Пограничные аутичные состояния

      В психиатрии различают схожие с аутизмом психические патологии, отличающиеся различными проявлениями. Такие заболевания включены в список расстройств аутического спектра:

      1. Синдром Аспергера. Легкая форма патологии аутичного спектра. Заболевание также негативно влияет на социализацию больного, но не полностью лишает ее. Малыш аспер может потерять заинтересованность к семье, но к дому привязанность остается.
      2. Синдром Ретта. Особенность патологии кроется в деградации развития ребенка. Он нормально развивается до годика, затем приобретенные навыки (ползанье, гуление, умение сидеть, хватательные рефлексы) утрачиваются. Ребенок становится совершенно беспомощным. Синдром Ретта считается самым тяжелым проявлением аутичной патологии.
      3. Атипичный аутизм. Начало развития болезни приходится на подростковый возраст ребенка. Патология характеризуется более мягким проявлением синдрома и отсутствием некоторых важных признаков аутизма.
      4. HELLER (дезинтегративное расстройство). Первые симптомы появляются у малышей после 2 лет жизни. Ребенок постепенно погружается во внутренний мир, ухудшаются речевые навыки, падает уровень коммуникативных и интеллектуальных способностей.

      Чаще всего аутизм диагностируют у детей до 3—5 лет. Именно в этом раннем возрасте отмечаются первые яркие проявления болезни. В очень редких случаях аутистическое расстройство психики развивается в подростковом и взрослом периоде. Как распознать заболевание?

      Симптоматика патологии

      Чтобы вовремя выявить тревожную ситуацию, родителям следует внимательно наблюдать за малышом. Все нетипичные проявления поведенческих и коммуникативных реакций, несвойственных по возрасту, нужно обсудить с педиатром. Признаки раннего аутизма у детей проявляются в период с 1,5 до 2 лет.

      Признаки раннего аутизма

      Поведенческие проблемы

      Аутизму присущи следующие черты:

      Речевые дисфункции. Многие аутисты не разговаривают совсем, прочие обходятся парой-тройкой слов. Что должно насторожить родителей:

    • груднички не гулят, но издают одни и те же звуки;
    • первые три месяца жизни дети не так активны, как положено в их возрасте;
    • к годику не умеют улыбаться, не реагируют на свое имя, взгляд неосмысленный;
    • до двух лет обзаводятся очень бедным словарным запасом (знают слов 10—15), практически их не используют;
    • к трем годам не могут комбинировать слова и составлять предложения, но способны придумывать собственные обозначения предметам (неологизмы).
    • Аутисты не используют речь для общения. Такие малыши никогда не пользуются личными местоимениями, а о себе говорят только в третьем лице.

      Эмоциональные нарушения. «Дети дождя» при попытках разговора с ними никогда не смотрят в глаза собеседнику, эмоционально никак не реагируя. Такие симптомы аутизма очень расстраивают родителей, ведь малыши сопротивляются любым попыткам приласкать их, погладить, поцеловать.

      Маленькие аутисты подобны слепо-глухо-немым людям. Они не различают близких и не замечают, когда к ним кто-то обращается.

      Проблемы социализации. Больные малыши испытывают сильнейший, вплоть до болезненных проявлений дискомфорт, оказываясь среди сверстников. Маленькие недотроги убегают, пытаясь скрыться от ребячьего гвалта, панически боясь любого общения.

      Такие детки не способны выстраивать дружеские отношения, не понимая и не оценивая эмоции посторонних. Они прячутся, выбирая спасительное уединение, которое ограждает «детей дождя» от сильнейших переживаний из-за неумения общаться.

      Классификация аутизма

      Проявления агрессии. Аутичные малыши остро реагируют на малейшую неудачу и расстройства. Такие эмоции вызывают у них мощную истерику, вплоть до агрессивных проявлений. Агрессия чаще направлена на окружающих людей, в 20% случаях маленькие аутисты стремятся причинить боль себе.

      Незаинтересованность игрушками. Малыши с аутизмом не понимают, что делать с игрушками по причине неразвитого абстрактного мышления. Они не станут понарошку поить чаем (как можно размешивать несуществующую жидкость), не умеют представлять, что в руках не палочка, а пистолет.

      Аутисты умеют лишь копировать увиденные либо услышанные действия. Но могут использовать игрушки, правда, нестандартными способами: не возить машинку, как обычные дети, а педантично крутить одно колесо, не расчесывать кукле волосы, а однообразно поворачивать кукольную голову в разные стороны.

      Страх перед переменами. Поведение маленьких аутистов отличается однотипностью и одинаковыми повторами одного действия. У них присутствует очень развитая компульсивность (стереотипность). Таким детками важен привычный распорядок.

      Если что-то меняется в их привычном укладе жизни (переезд, перестановка мебели, даже игрушки, которые стоят не на своих местах), они реагируют бурными агрессивными истериками.

      Каждый случай аутизма индивидуален. Многие из симптомов могут и не отмечаться. Известны случаи проявления болезни в легкой форме. Такие люди успешно учатся, работают, заводят семьи.

      Физиологические признаки

      При диагностике аутизма учитываются не только поведенческие признаки патологии. Отмечаются и иные расстройства: физиологические и физические. Они не всегда встречаются при заболевании, но тенденция к их развитию при аутичных состояниях присутствует:

    • падение иммунитета;
    • судорожные проявления;
    • проблемы в работе поджелудочной железы;
    • недуги ЖКТ (раздраженный кишечник, грибковые заболевания);
    • обострение либо притупления сенсорных реакций (кожного восприятия).
    • Памятка для взрослых

      Если вы стали свидетелем необузданной агрессии, истерики у чужого ребеночка, знайте, этот малыш может быть болен аутизмом. Ведите себя в таких случаях предельно тактично и вежливо с родителями маленького агрессора:

    • сохраняйте спокойствие;
    • предложите свою помощь;
    • проявите максимальное внимание;
    • не критикуйте малыша и его родителей;
    • уберите из зоны видимости ребенка опасные предметы;
    • не смотрите на кроху слишком пристально, это еще больше его напугает.
    • К сожалению, стать свидетелем такой ситуации в современном мире можно все чаще. Количество заболеваний растет, что вызывает серьезную озабоченность врачей. Ведь истинные причины патологии до сих пор не выявлены.

      Что приводит к развитию аутизма

      Ученые, долгое время изучавшие проблему, сходятся лишь в одном: причины аутизма у ребенка складываются из набора комплексных факторов. Единственного виновника искать здесь бессмысленно. У «детей дождя» все в порядке с внешностью, мозг не имеет явных отклонений при рождении. Беременность у матерей протекает вполне благополучно.

      Риск появления аутизма повышается в несколько раз при наличии у ребенка либо у беременной матери сопутствующих заболеваний:

    • ДЦП;
    • краснуха (инфицирование беременной);
    • туберозный склероз (обширное поражение нервной системы);
    • нарушение жирового обмена (риск аутизма возрастает, если мать страдает ожирением).

    Причины возникновения аутизма у детей зависят и от наследственности. Генный фактор играет немаловажную роль в развитии болезни. Случаи семейных аутичных проявлений очень распространены.

    Лечение аутичных состояний

    Лечение аутизма – сложнейший и трудный процесс. Такая терапия изнурительная, она истощает организм ребенка нравственно и физически.

    Лечение аутизма — сложный и долгий процесс

    Родителям малыша следует морально подготовиться к длительным и далеко не всегда успешным процедурам.

    Применение медикаментов при лечении аутизма бесполезно. Лекарства лишь кратковременно купируют сопутствующие соматические симптомы (агрессию, бессонницу). Для лечения аутичных расстройств используют психиатрию и методы социальной адаптации.

    Главные правила, которым необходимо следовать родителям, кроются в выполнении следующих рекомендаций:

  • Лечение маленького аутиста проходит всегда и везде: в саду, на улице, в школе, в поликлинике, в гостях. Терапия будет состоять из регулярных, настойчивых повторений каких-либо фраз для закрепления определенных навыков. Даже, когда малыш запомнит правило, к нему предстоит много раз возвращаться для закрепления в сознании.
  • Родителям предстоит совместное посещение психолога. Ведь длительная терапия негативно сказывается и на состоянии самих родственников.
  • Для родителей очень важно суметь выкраивать время для собственного отдыха и восстановления сил. Предстоит трудная, многолетняя борьба за социализацию малыша.
  • Постарайтесь отыскать высококвалифицированного специалиста в области психиатрии. Реабилитировать такого ребенка под силу только опытным врачам.
  • Для малыша важен единственный выбор лечащего медика – смена человека не пойдет ему на пользу, а только ухудшит состояние.
  • Основное лечение аутиста проходит по индивидуально разработанной методике, которой родители должны строго следовать.
  • Хорошую пользу в терапии играют домашние животные со спокойным нравом. Помогают посещения дельфинария, ипподрома, контактного зоопарка.
  • Найдите в пределах города таких же родителей. Общение с людьми, которые находятся в подобной ситуации, придает сил и энергии для борьбы с болезнью.
  • Установите своему малышу строгий распорядок дня и старайтесь не менять его.
  • Никогда не повышайте на ребенка голос, часто зовите его по имени – старайтесь овладеть и подчинить себе его внимание.
  • Не изменяйте привычную для малыша домашнюю обстановку.
  • И не ждите положительного результата через неделю, месяц, даже год. Лечение аутизма продолжается всю жизнь человека. Некоторые детки уже спустя 3—4 месяца радуют близких явными сдвигами – начинают идти на контакт. А у других положительная динамика не отмечается и спустя десятилетия.

    Помните, чем раньше выявить патологию, тем успешнее будет реабилитация. Прогрессивные результаты зависят от того, в каком возрасте проявляется аутизм у ребенка.

    Обращайте внимание на поведение своего малыша, при любом тревожном симптоме, консультируйтесь с врачом. Поводом для его посещения должны служить даже малейшие нарушения речи и моторики. В этом случае лучше перестраховаться, чем потом «кусать локти».

    ktovdepressii.ru

    Аутизм (синдром Каннера)

    Впервые термин «аутизм» для обозначения заболевания был предложен американским ученым Лео Каннером еще в 1943 году. Он же и дал первое подробное описание этого заболевания, поэтому второе название детского аутизма – синдром Каннера.

    Аутизм — это психическое заболевание, первые симптомы которого обязательно появляются еще в детском возрасте до 2,5 лет. Однако, достоверный диагноз детского аутизма можно установить только в более позднем возрасте (до 5-ти лет), когда у ребенка формируются навыки общения в коллективе. Основные проявления аутизма включают в себя замкнутость, стремление к одиночеству, нарушения эмоционального контакта с окружающими, странности в поведении. Чаще детский аутизм встречается у мальчиков.

    Причины аутизма

    Причины детского аутизма полностью не изучены. Большинство ученых приходит к мнению, что в основе этого заболевания лежит поражение головного мозга, которое может быть обусловлено внутриутробной инфекцией (чаще, краснухой), а также профессиональными вредностями родителей, кроме того, повреждение головного мозга плода может возникать в результате резус-конфликта.

    Многие ученые считают детский аутизм результатом неправильной работы отдельных генов, т.е. признают наследственную природу этого заболевания.

    Небольшая группа исследователей решающую роль в развитии синдрома Каннера отводит внешним факторам, в основном, специфическим отношениям в семье (неблагополучные семьи, воспитание в детском доме, недостаточный эмоциональный контакт с матерью). По-видимому, в развитии аутизма у детей принимает участие совокупность причин.

    Первое, что обычно настораживает родителей ребенка-аутиста задолго до обращения к специалисту – это бедность эмоций. Такие малыши позже начинают улыбаться и делают это редко. Они равнодушны к ласкам родителей, а иногда создается впечатление, что ребенок избегает тактильного контакта с матерью. В первых играх детей-аутистов также есть особенности, например, малыш часами может рассматривать и перебирать свои пальчики, не проявляя интереса к новой яркой погремушке. Часто детям с аутизмом ставят диагноз задержки развития. Иногда у родителейи даже у врачей создается впечатление, что ребенок глухой или плохо видит – настолько он игнорирует призывы к общению.

    По мере роста ребенка становятся все более заметны отклонения в эмоциональной сфере: ребенок неадекватно использует мимику и жесты при выражении своих эмоций, избегает контакта глаза-в-глаза (смотрит как будто сквозь человека), иногда обращается с людьми, как с неодушевленными предметами. В поведении ребенка может преобладать как пассивность, так и наоборот неадекватная активность.

    Речь ребенка с аутизмом часто однообразна, в ней много повторяющихся слов, ребенок может монотонно повторять за взрослым отдельные слова, либо издавать однотипные бессмысленные звуки. Специфичным является использование местоимения «Ты» вместо «Я».

    Бросаются в глаза необычные жесты, вычурная манера ходить, сидеть, есть. В играх дети-аутисты предпочитают одиночество, игры отличаются стереотипностью, т.е. в игре преобладает повторяющийся набор каких-либо действий. Характерно использование в качестве игрушек различных бытовых предметов (прищепки, велосипедные колеса), без ассоциирования их с повседневной жизнью. Одним из излюбленных занятий детей с ауизмом являются различные манипуляции с водой – переливание, игры со струей воды.

    Некоторые дети с аутизмом склонны к самоповреждению – они кусают себя, вырывают волосы, ударяются головой о стены. В таком случае родителям нужно срочно показать ребенка детскому психоневрологу или психиатру.

    Иногда при аутизме наблюдаются судорожные припадки, это тоже служит основанием для скорейшего посещения врача, т.к. судорожные припадки наносят вред развивающемуся детскому мозгу и требуют безотлагательного лечения.

    Обследование ребенка с аутизмом

    Кроме аутизма в детском возрасте возможны проявления и других психических заболеваний, таких как шизофрения, неврозы. Отдельные симптомы, характерные для аутизма, могут быть как и у психически здоровых детей, так и у детей с поражениями головного мозга в результате родовых и других травм, тяжелых инфекций. Правильно оценить состояние ребенка может только специалист в детской психиатрии, чаще не единолично, а в сотрудничестве с психологами, педагогами, неврологами и педиатрами. Поэтому родителям не следует заниматься самодиагностикой, а тем более, самолечением, ведь существует серьезная опасность еще больше расстроить работу нервной системы ребенка необоснованным использованием каких-либо препаратов.

    Для подтверждения диагноза аутизма и исключения других заболеваний врач может назначить электроэнцефалограмму, консультацию психолога. Иногда психиатру важно знать общее состояние организма ребенка – в таком случае ему необходимо будет ознакомиться с заключением педиатра, невропатолога, лор-врача, оценить данные анализов крови, мочи.

    Большинство врачей крайне осторожно назначают психотропные препараты детям с аутизмом, поскольку нет точных данных о положительном влиянии психотропных препаратов на симптомы этого заболевания. Применение психотропных препаратов оправдано лишь в случае возбужденного поведения ребенка, тенденции к самоповреждению, нарушениях сна. В таких случаях для медикаментозного лечения аутизма применяют небольшие дозы нейролептиков (чаще галоперидола, сонапакса, рисполепта), антидепрессантов (например, амитриптилина).

    Медикаментозное лечение аутизма также включает в себя назначение препаратов, стимулирующих обмен в мозговой ткани (церебролизин, аминалон, глутаминовая кислота) а также ноотропных препаратов (ноотропил).

    Часто улучшение в состоянии ребенка с аутизмом наступает и после курса витаминотерапии. Используются витамины группы В, С и РР. В аптеке можно приобрести ноотропил, поливитаминные препараты и без рецепта врача, но все же лучше чтобы решение о назначении того или иного лекарства принял врач, т.к. существует множество различных нюансов. Например, некоторые ноотропные препараты могут усиливать возбуждение, а препараты, в составе которых вроде бы одно и то же вещество, могут по-разному влиять на состояние ребенка (например, аминалон и гаммалон). Родителям нужно строго соблюдать предписанные врачом дозировки препаратов и незамедлительно сообщать об изменениях в состоянии ребенка.

    Лекарства от аутизма не существует, любые препараты лишь помогают облегчить некоторые симптомы.

    Огромное значение в лечении аутизма имеет психотерапия, причем предпочтительнее семейная психотерапия, ведь родители ребенка с аутизмом нуждаются в поддержке специалиста не меньше, чем маленький пациент. Нужно научиться эффективному общению с ребенком, взаимопониманию, осознать особенности взаимодействия ребенка с обществом. Терпение и еще раз терпение необходимо при воспитании аутичного малыша.

    В доме все должно находиться на привычных ребенку местах, потому что пропажа на ваш взгляд мелочи из обставноки может расстроить малыша больше, чем отсутствие мамы или папы. И ни в коем случае не повышайте голоса, при раздражении лучше удалиться и успокоиться.

    Крайне важны для ребенка и занятия с педагогами. Интеллект при аутизме не страдает, но в силу специфических расстройств эмоциональной сферы и особого склада мышления, таким детям трудно обучаться по общепринятой программе. Педагог-психолог в сотрудничестве с врачами определит наиболее оптимальный способ обучения для ребенка, разработает индивидуальную программу, позволяющую в полной мере использовать способности ребенка.

    Психолог может оказать незаменимую поддержку больному ребенку. С помощью различных психологических методик можно выработать навыки социального общения, преодолеть трудности адаптации в детском коллективе. Существуют психологические методики, разработанные специально для больных аутизмом, например, холдинг-терапия (метод принудительных объятий), способствующая укреплению эмоциональной связи между ребенком и родителями.

    Сейчас везде очень много «курсов» для детей с аутизмом и их родителей, работают они по совершенно разным методикам. Прежде чем начать посещать такие курсы, внимательно изучите их программу и методы работы, квалификацию и опыт педагогов и психологов. Ведь неправильный подход может стать не шагом вперед, а рывком назад, и привести к потере уже закрепленных ребенком навыков вместо их преобретения. Вы должны выбрать одного опытного психиатра, который будет вести вашего ребенка, практически, всю жизнь.

    Самое главное в воспитание ребенка с аутизмом — терпение и еще раз терпение. Очень трудно привлечь к себе внимание ребенка с аутизмом, а без этого все ваши действия для него — пустой воздух. Называйте ребенка по имени, при необходимости несколько раз, спокойным тоном, пока он не обратит к вам свое внимание. Ни в коем случае не повышайте голос и не применяйте грубую силу. Далее следует терпеливое повторение и закрепление изо дня в день полученных малышом навыков (к примеру, завязывание шнурков или застегивание молнии), даже длительное время после того, как ребенок их уже вроде бы усвоил. Необходимо придерживаться режима дня, непредвиденные события надолго выбивают аутиков из привычной колеи.

    В крупных городах, да и в интернете, есть клубы для родителей детей-аутиков, где можно поделиться своими переживаниями и опытом.

    Отдельно нужно сказать об особенностях питания ребенка с аутизмом. Доказано, что у детей с синдромом Каннера есть дефект в работе пищеварительных ферментов – у таких детей снижена способность к расщеплению некоторых белков, содержащихся в молоке и мучных изделиях. Поэтому целесообразно ограничить мучные и молочные продукты в рационе ребёнка.

    Некоторые родители обращаются за помощью к народной медицине, опасаясь препаратов, используемых в психиатрии. Однако, народная медицина не располагает эффективными средствами для лечения детского аутизма. Все, что могут предложить народные целители – мягкие успокаивающие средства растительного происхождения, основными компонентом которых является валериана, пустырник, донник лекарственный. Однако, это как правило, не дает никакого эффекта. Вред такого «лечения» заключается в откладывании сроков лечения у специалистов, а чем позднее ребенок получит квалифицированную помощь – тем хуже прогноз заболевания. С разрешения врача можно принимать успокаивающие травяные сборы как вспомогательный метод лечения.

    У большинства аутичных детей при адекватном лечении с возрастом отмечаются улучшения в состоянии. Но, к сожалению, нельзя исключать, что в старшем возрасте у ребенка может развиться более тяжелая психическая патология, например, шизофрения. Поэтому для родителей важно как можно раньше обратиться к врачу и начать лечение и реабилитацию ребенка, кроме того, даже при значительном улучшении состояния не следует пренебрегать профилактическими осмотрами детского психоневролога или психиатра.

    Профилактика аутизма

    Действенных мер профилактики детского аутизма не разработано. Но снизить риск возникновения этого заболевания поможет серьезное отношение супругов к планированию беременности. Необходимо обследование у специалистов с целью выявления и лечения инфекций и хронических заболеваний. Беременная женщина должна регулярно наблюдаться у врача женской консультации и вести здоровый образ жизни, избегать контакта с инфекционными больными.

    В любом случае, родителям особых детей не нужно отчаиваться. Заручившись поддержкой специалистов, вы сможете сделать своего ребенка счастливым и помочь ему найти свое место в жизни.

    www.medicalj.ru