Аутизм личностные особенности

Личностные особенности родителей детей аутистов

К.А. Натарова, А.В. Семке

Консультатвно – диагностическая поликлиника № 2

630058, Новосибирск, ул. Русская, 37

НИИ психического здоровья СО РАМН

634014, Томск, ул. Алеутская 4

Конституционально-средовые факторы в личности родителей детей страдающих расстройствами аутистического спектра

Цель исследования: выявить конституционально – средовые особенности характерные для родителей детей страдающих расстройствами аутистического спектра. В исследование вошли данные о 101 семье больных аутизмом. Шизоидным типом личности в большинстве случаев обладают отцы или родственники по мужской линии. Большинство родителей имеют высшее образование. Среди отцов преобладают лица чье образование и профессия связаны с физикой и математикой. Возраст родителей старше 29 лет при наличии наследственной предрасположенности увеличивает риск рождения ребенка с аутизмом.

The parents’s peculiarities of children with autistics disorders.

Object of investigation: to determine the peculiarities of personality of children’s parents with autistics disorders. 101 fathers and 101 mothers were investigated. In most cases the fathers or their relalives have scizoids type of personality. Most fathers have higer education and their education and professions have connection with physics and mathimatics. The age of parents more than 29 years old and hereditary predisposition increase the risk of the birth of children with autistics disorders.

Keywords: parents, autistics disorders, peculiarities.

В настоящее время в РФ и за рубежом отмечается рост расстройств аутистического спектра, в связи с чем повысился интерес исследователей к данной нозологии [1]. За последнее десятилетие были уточнены диагностические критерии аутизма, выделены отдельные клинические формы, разработаны психиатрические и психологические классификации расстройств аутистического спектра [1,2]. Но этиология данной группы заболеваний остается малоизученной. Большинство авторов сходятся во мнении о полиэтиологии заболевания [3], но ряд факторов, которые могут оказать влияние на возникновение аутистических нарушений остаётся спорным.

В литературе периодически приводятся сведения о неблагоприятном влиянии таких факторов внешний среды как действие вакцин, тяжелых металлов, соединений ртути [4,5]. Но не одно из этих предположений нельзя считать полностью достоверным так как нет четких и убедительных доказательств в пользу настоящих теорий. Другая группа исследователей приводит доказательства того, что факторы внешней среды мало способны влиять на возникновение аутистических расстройств [6]. Современными исследователями так же уделяется большое внимание неонатальным и перинатальным повреждениям головного мозга как патологиям связанным с аутистическими нарушениями [7]. Тем не менее в последнее время, все большее внимание уделяется наследственной этиологии заболевания. Рассматривается вопрос о генетической передаче заболеваний аутистического спектра. В ряде стран ведутся интенсивные исследования в области генетической природы заболевания [8]. Отмечен более высокий процент аутистических нарушений в местах где проживает большое количество людей определенного личностного типа – интровертированных, склонных к уединению, имеющих высокие способности в области точных наук, аналитический склад ума, высокий интеллект и трудности в межличностном общении. Данные предположения подтверждены исследованиями проведенными в Селиконовой Долине – районе развития высоких технологий в Калифорнии. [9].

В контексте изложенного была поставлена цель: изучить особенности личности родителей детей, страдающих расстройствами аутистического спектра и определить их взаимосвязь с возникновением аутизма.

Материалы и методы

В исследование вошли сведения о 101 семье пациентов с расстройствами аутистического спектра находящихся на амбулаторном лечении в психоневрологическом отделении МБУЗ КДП №2 г. Новосибирска. Возраст родителей и родственников составил от 18 до 65 лет. В качестве методов обследования применялись клинико-анамнестический, клинико-психопатологический и клинико-динамический методы. Для установления личностных особенностей родителей детей с аутистическими нарушениями была разработана анкета, включающая в себя анамнестические сведения, характеристику черт личности в основу которой легла концепция об акцентуациях Леонгарда [10] , анализ наследственных и социальных факторов. Шизоидная акцентуация личности характеризуется такими чертами как замкнутость, эмоциональная холодность, отстраненность от окружающего, повышенная концентрированность на внутренних переживаниях, трудность в межличностных отношениях, своеобразие, необычность увлечений.

Результаты и обсуждение

Настоящее исследование включало в себя ряд пунктов: исследование наследственной отягощенности психическими заболеваниями, выявление акцентуаций личности; определение возраста родителей на момент рождения ребенка, изучение образования и профессии родителей.

В результате комплексного обследования было установлено, что шизофренией и шизотипическим расстройством личности страдают пять отцов из101, что составило 4,9% и пять матерей – 4,9% от общего числа исследуемых. Среди родственников по линии отца, больные шизофренией установлены в 13 случаях (12,8%), по линии матери – в шести (5,9%). Рекуррентное депрессивное расстройство диагностировано у семи матерей (6,9%), а так же в девяти (5,9%) случаях по линии матери и в двух случаях (1,9%) по линии отца, эпилепсией страдал 1 родственник по линии отца (0,9%), алкоголизм зафиксирован у 16 (15,8%) отцов и у четырех (3,9%) матерей, а так же у семи (6,9%) родственников по линии отца и у десяти (9,9%) по одному родственнику по линии матери страдают синдромом Дауна и синдромом Жиля де ля Туретта – по 0,9%.

Отцы, обладающие шизоидным типом личности выявлены в 61 случае, что составило 60,3% от общего числа обследованных отцов. Матери обладали шизоидным типом у 29 пациентов соответственно — 28,7% матерей. Очевидно, что среди родителей людей страдающих аутистическими нарушениями отцов с шизоидными личностными чертами на 31,6% больше, чем матерей. Акцентуация личности по эпилептоидному типу обнаружена у 12(11,8%) отцов и у одной (0,9%) матери, по истероидному типу – у 23 (22,7%) матерей и у одного (0,9%) отца. Психастенический тип выявлен у одного (0,9) отца, конформный тип – у трех (2,9%) матерей.

В целях исследования, кровные родственники пациентов страдающих расстройствами аутистического спектра были разделены на две группы: родственники по линии отца и родственники по линии матери. В результате исследования обнаружено следующее: среди родственников по линии отца людей обладающих шизоидным личностным типом выявлено 26 человек т.е. 25,5%. В группе родственников по линии матери данный личностный тип присутствует у девяти человек – всего 8,9%. Очевидно, что среди родственников по материнской линии лица обладающие шизоидным типом личности встречаются достоверно реже – на 16,8%. Акцентуированные личности по эпилептоидному типу установлены в 11 (10,8%) случаях по линии отца и в трех (2,9%) по линии матери, по истероидному типу – в пяти (4,9%) случаях по отцовской и в 17 (16,8%) по материнской линии. Так же по линии матери присутствуют по одному родственнику акцентуированному по гипертимному и циклоидному типу (по 0,9%).

У 101 пациента страдающего заболеваниями аутистического спектра в 38 случаях шизоидными чертами личности обладает только отец, в шести случаях только мать, оба родителя являются личностями шизоидного плана у 23 больных вошедших в исследование, кровные родственники с данными особенностями выявлены у 34 больных, у 24 исследуемых шизоидными особенностями личности наделены и один из родителей и кровные родственники.

Таким образом, очевидно присутствие наследственной отягощенности шизофренией и шизотипическим расстройством личности или наличие шизоидного типа личности у родителей или родственников у всех исследуемых, что составило 100%. По всей вероятности, наследственная передача личностных особенностей характерных для шизоидного типа может предрасполагать к заболеваниям аутистического спектра.

Исходя из результатов исследования, можно предположить, что личностные особенности характерные для шизоидного типа чаще передаются по линии отца. Настоящее предположение подтверждает и то, что среди родственников по линии отца людей с шизоидной акцентуацией личности достоверно выше, чем по линии матери. Косвенным подтверждением может служить и тот факт, что мальчики заболевают существенно чаще, чем девочки – по данным статистики соотношение заболевших мальчиков и девочек составляет 1:4 [1]. Можно предположить, что мужской пол является более уязвимым в плане заболеваний аутистического спектра и может являться фактором риска для возникновения данной нозологии.

В рамки настоящего исследования вошло изучение возраста родителей на момент рождения ребенка впоследствии выявившего расстройство аутистического спектра. Соответственно интересам исследования родительский возраст на момент рождения ребенка был разделен на группы. Первая включала в себя родителей старше 35 лет, возраст родителей второй группы составил от 30 до 34 лет, в третью вошли родители в возрасте от 25 до 29 лет, четвертая состояла из родителей от 18 до 24 лет. Возраст отцов и матерей оценивался отдельно.

Установлено, что из 101 обследованного ребенка семеро (6,9%) родились от матерей старше 35 лет, 37 (36,6%) родились когда средний возраст матерей составлял от 30 до 34 лет, 35 — от матерей в возрасте от 25 до 29 лет, что составило 34,6% и 24 ребенка родилось от матерей в возрасте от 18 до 24 лет – 23,7% соответственно.

При исследовании отцов пациентов обнаружено, что возраст старше 35 лет на момент рождения ребенка имели 25 человек, что составляет 35,6%; 36 (34,6%) детей родилось от отцов средний возраст которых составил от 25 до 34 лет, 25 (24,7%) отцов находились в возрасте от 25 до 29 лет, 15 обследованных родились когда возраст их отцов составлял от 18 до 24 лет т.е. 14,7% от общего числа обследованных.

Таким образом очевидно, что большинство детей родилось от матерей старше 25 лет – 78,2% от общего числа, из них 44 (43,5%) от матерей старше 29 лет. Большинство детей родилось от отцов возраст которых превышал 25 лет, что составило 86 человек и 85,1% соответственно. Из них 61 (60%) ребенок от отцов старше 30 лет.

Установлено, что в 43 семьях где родителям на момент рождения ребенка, выявившего впоследствии аутистические нарушения, было более 25 лет есть здоровые старшие дети. По всей вероятности, при наличии наследственной предрасположенности к заболеваниям аутистического спектра, с увеличением возраста родителей возрастает риск рождения ребенка страдающего данной нозологией.

Опираясь на вышеизложенное, можно предположить, что возраст родителей на момент рождения ребенка превышающий 25 лет является фактором риска для возникновения у потомства расстройств аутистического спектра, возраст превышающий 30 лет еще более усиливает риск.

Изучение уровня образования родителей показало, что из 101 отца высшее образование имеют 72 человека, что составило 71,2%, из которых образование в области физики и математики у 51 (50,4%), гуманитарное – у 7 (6,9%), в других областях – у шести человек – 5,9% соответственно. Среднеспециальное образование получили 15 отцов (14,8%), из них 13 в технической области, что составляет 12,8%. У 13 (12,8%) человек среднее образование и у одного (0,9%) исследуемого начальное образование.

При этом, научной деятельностью занимаются 25 человек, из которых 24 (23,7%) в сфере математики и физики. Работают в области математики, физики и программирования 40 отцов, что составило 39,6% от общего числа.

В общей сложности, прямое отношение к математике, физике и программированию имеют 64 отца, что составляет 63,3%. Среди остальных 56,6% принадлежность по специальностям распределилась следующим образом: в сфере гуманитарных наук работают девять человек (8,9%), военными являются четверо, что составляет 3,9%, неквалифицированным трудом заняты 11 (10,8%), не работают 14 человек (13,7%), из них трое (2,9%) имеют инвалидность по шизофрении.

Таким образом, становится очевидным, что среди отцов детей страдающих аутистическими расстройствами людей с высшим физико-математическим образованием и работающих в области физики и математики достоверно (на 36,7%) выше, чем лиц имеющих образование и профессию в других областях.

В рамках настоящего исследования изучены данные о 101 матери детей с расстройствами аутистического спектра .Установлено, что высшее образование получили 34 матери (33,6%). Их них 32 в области гуманитарных наук. Среднеспециальное образование имеют 22 человека, что составляет 21,7%.Среднее образование у 14 (13,8%). Не имеет даже начального образования одна из матерей.

При этом, научной деятельностью занимаются 11 человек (10,8%), из них в области физики и математики 10 (9,9%). Работают в сферах, имеющих отношение к математике, физике и программированию 17 человек (16,8%). Очевидно, что непосредственное отношение к математике и физике имеют 27 матерей, что составляет 26,7% от общего числа опрошенных. Специальности в гуманитарной сфере имеют 28 человек – соответственно 27,7%. Неквалифицированным трудом заняты шестеро, 28 матерей не работают т.к. вынуждены осуществлять уход за детьми-инвалидами и одна мать находится на инвалидности.

Исследование показало, что среди матерей детей с аутистическими нарушениями преобладают лица с высшим образованием, но нет преимущества в какой-то отдельно взятой сфере.

На основании вышеизложенного, можно предположить, что мужчины, имеющие определенный тип умственного склада – способность к точным вычислениям, склонность к математическому анализу, обладающие высокими интеллектуальными возможностями, выбирающие профессии в сфере точных технологий, математики и физики имеют более высокий риск рождения детей с аутистическими нарушениями.

Результаты настоящего исследования дают основания для предположения о роли совокупности факторов, влияющих на формирование аутизма. По всей вероятности, наследственная предрасположенность к аутистическим расстройствам в большинстве случае передаётся по линии отца. Мужчины обладающие шизоидными чертами личности, имеющие высшее образование и выбирающие профессию в сфере точных наук и технологий находятся в «группе риска» по рождению детей впоследствии заболевающих аутизмом. Риск существенно возрастает если возраст родителей на момент рождения ребенка превышает 29 лет.

Таким образом, очевидно, что среди родителей и близких родственников детей с аутистическими нарушениями высок процент людей с шизоидной личностной акцентуацией. В большинстве случаев шизоидные черты передаются по мужской линии. Возраст родителей старше 29 лет усиливает риск рождения ребенка с аутистическими нарушениями. Отцы, чаще всего, имеют образование в области физики и математики и работают в сфере точных наук.

1.О.С. Никольская., Е.Р. Баенская., М.М. Либлинг и соавт. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М. Теревинф — 2005: 7 – 13

2. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. СПб.: Оверлайд, 1994

3. Лебединская К.С., Лукашова И.Д., Немировская С.В., Клиническая характеристика синдрома раннего детского аутизма.- СПб.: Ранний детский аутизм. Под ред. Т.А. Власовой, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской. – М.: НИИД АПН СССР. 19814.

4. Sarah.K. Parker, Benjamin Schwarts, James Todd and Larru K. Pickering Thimerosal-Containing Vaccines and Autistic spectrum Disorder; A Critical Reviev of Published Original Data; Pediatrics 2004: 114;

5. Geier DA,Geier MR Neurodevelopmental disorders after thimerosal-containing vaccines abriet communication. Exp.Biol Med (Maywood) ).2003;228 600-664; Geier DA, Geier MR An assesment of the impact of thimerosal on childhood neurodevelopmental disorders. Pediatr Rehabil.2003; 6 97-102

6. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. с 144.

7. Ornitz E.M.,Ritvo E.R. Perceptual Inconstancy in Earlu Infantile Autism// In Classic Reading in Autism/Ed by Anne M. Donnellan. – N.Y. – L.: Plenum Press. 1987. P.

8. Muhle R. et al. The Genetics of Autism. Pediatrics, V. 133, 2004, p. 472-486.

9. Stev Silberman The Geek Syndrome. Wired Magazine – December 2001

Сведения об авторах:

Натарова Кира Александровна, к.м.н., Новосибирск ГБУЗ КДП №2 врач психиатр, психотерапевт, е — mail: kira [email protected] yandex . ru

Семке Аркадий Валентинович, доктор медицинских наук, профессор, ГУ НИИ ПЗ СО РАМН, Томск.

www.b17.ru

Психологические особенности семей, имеющих детей с детским ранним аутизмом

Во всём мире детям с аутизмом уделяют большое внимание, однако тема проблем их родителей является мало разработанной.

Слово “аутизм” в переводе с латинского значит “сам”. Это такое нарушение развития, при котором затруднено формирование социальных контактов с внешним миром. Ребёнок-аутист находится как бы «сам в себе», он оторван от реальности и не может адекватно на неё реагировать. Отсюда и расстройства речи, моторики, стереотипность деятельности и поведения.

Общими чертами индивидуального развития, проявляющимися во всех ситуациях, являются такие качественные нарушения как, недостаток социального взаимодействия, взаимной коммуникации, а также наличие стереотипных форм поведения.

Кроме того, аутизм это спектральное расстройство. На одном конце спектра мы находим не говорящего ребёнка, забившегося в углу, а на другом – университетского учёного, имеющего должность, не предполагающую общения с клиентами.

Среди основных признаков можно выделить:

· Врождённую неспособность ребёнка к установлению контакта посредством взгляда, мимики, жеста, не обусловленную низким интеллектуальным уровнем;

· Стереотипность поведения (стремление к постоянству, сопротивление изменениям в окружающем);

· Необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощённость впечатлениями);

· Особую характерную задержку в развитии речи не связанную с уровнем интеллектуального развития;

Из-за тревожности, сверхчувствительности у таких детей возникает много страхов. Так, они могут бояться яркого света, группы шумных, подвижных детей. Именно поэтому, аутичные дети стремятся сохранить неизменным, а значит предсказуемым, мир вокруг себя.

Они хотят ходить одним и тем же привычным маршрутом, есть одну и ту же привычную пищу, носить одну и ту же привычную одежду, видеть вокруг себя одних и тех же людей, получать одни и те же впечатления. Все новое кажется им страшным и непредсказуемым, и поэтому вызывает дискомфорт.

Важнейшим ресурсом для таких детей является семья. Именно в ней ребенок получает первые знания, навыки и переживания. Невозможно помочь ребёнку, не помогая его семье. Для аутичного ребенка семья – первая модель общества, в которой ему предстоит наладить взаимодействие. Первый источник социализации ребёнка.

Она же выступает наиболее сильным психическим фактором, воздействующим на ребёнка и фактически определяющим его дальнейшую жизнь.

Рождение ребенка с отклонениями в развитии – большая трагедия для всей семьи. Родители фактически погружаются в пролонгированный стресс. Семья сталкивается с достаточно большим количеством затруднений, связанных с организацией жизни ребенка, общения и воспитания, непониманием со стороны окружающих.

Родители часто вынуждены жертвовать не только своими интересами, но и интересами других своих здоровых детей.

Таким образом, семья попадает в кризисную ситуацию, которая характеризуется эмоциональным и интеллектуальным стрессом, требующим значительного изменения представлений о мире, о себе, о перспективах дальнейшего существования, за достаточно короткий промежуток времени

Члены семьи, находящиеся в кризисной ситуации, проходят определённые стадии от роста напряжения до мобилизации внешних и внутренних источников. Если предпринятые действия оказались безрезультатными наступает дезорганизация личности. Происходит повышение тревоги, возникает депрессия, появляются чувства беспомощности и безнадежности.

Спектр критериев, по которым мы можем определить, что семья находится в кризисе, достаточно широк: от неожиданности происходящего до пролонгированных страданий.

Когда родители впервые узнают о заболевании ребенка они безусловно проходят путь проживания горя от отрицания до принятия, через агрессию, торги и депрессию. Отношения внутри семьи и с социумом искажаются, появляется неопределенность будущего, привычный ход жизни разрушается, появляется страх, отчаяние, чувство одиночества

Наибольший стресс в семье аутичного ребенка проявляется у матерей. Сложности, связанные с внутренним состоянием и обеспечением жизнедеятельности семьи, а так же обучение и воспитание детей в основном ложатся на женщину. Как правило, матери находятся с детьми постоянно. Они жалуются на обилие повседневных забот, связанных с ребёнком, что ведёт к физической и моральной нагрузке, вызывает утомление. Они не только испытывают чрезмерные ограничения личной свободы из-за сверхзависимости от детей, но и имеют очень низкую самооценку, считая что, недостаточно хорошо справляются со своей материнской ролью. Ребенок с раннего детства не поощряет мать, не подкрепляет ее материнского поведения: не улыбается ей, не смотрит в глаза, не любит бывать на руках; иногда даже не выделяет её из других людей. В результате у матери аутичного ребенка естественны проявления депрессивности, раздражительности, эмоционального истощения. Часто для таких матерей свойственны сниженный фон настроения, потеря вкуса к жизни, перспектив профессиональной карьеры, невозможности реализации творческих планов, потеря интереса к себе как женщине и личности.

Отцы обеспечивают в первую очередь экономическую базу семьи, избегая ежедневного стресса, связанного с воспитанием ребенка. Они не оставляют и не изменяют профиль своей работы, и, таким образом, не исключаются из привычных социальных отношений. Их жизненный стереотип не столь сильно подвергается изменениям, так как большую часть времени они проводят в привычной среде (на работе, с друзьями).

Тем не менее, они тоже переживают чувство вины и разочарования, хотя и не говорят об этом так явно, как матери. Кроме того, отцы обеспокоены тяжестью стресса, который испытывают их жены, на них ложатся задачи материального обеспечения ухода за таким ребенком, которые обещают быть пожизненными.

Отцы и матери с самого начала по-разному реагируют на известия о нарушениях у ребенка. Отцы, как правило, реагируют менее эмоционально и задают вопросы о последствиях нарушений; матери проявляют более эмоциональную реакцию и выражают боязнь не справиться с уходом за ребенком. Отцы больше матерей озабочены социально приемлемым поведением своих детей, их социальным статусом и карьерой.

К сожалению, одним из самых печальных проявлений, характеризующих состояние семьи после постановки диагноза ребенку, является развод. Не всегда внешней причиной развода называется ребенок с особенностями в развитии. Чаще всего родители детей, объясняя причину разрыва семейных отношений, ссылаются на отсутствие взаимопонимания в семье, частые ссоры и, как следствие охлаждение чувств.

В особой ситуации растут братья и сестры детей аутистов, они тоже испытывают бытовые трудности, и родители часто вынуждены жертвовать их интересами. В какой-то момент они чувствуют обделённость вниманием, считают, что родители их любят меньше. Иногда, разделяя заботы семьи, они рано взрослеют, а иногда формируют особые защитные установки, что в свою очередь является дополнительным источником стресса для родителей. Брат или сестра аутиста могут не понимать своей роли в семье и ощущать себя вторым отцом или матерью. Родители же зачастую не замечают и не понимают данных проблем, не оценивают психологическое состояние «здоровых» детей.

Ощущение матерями отличия себя и больного ребенка от окружающих распространяется и на других членов семьи, на отцов, братьев и сестер, бабушек и дедушек. При этом одни из них пытаются отдалиться от аутичного ребенка, а другие – попытаться до минимума сократить контакты с посторонними.

Таким образом, сужается круг родственников вплоть до полной изоляции. Родители пытаются оградить себя и ребенка от подобных проявлений, создавая как физические, так и психологические защиты. Изоляция семьи, не способствует развитию у ребенка аутиста коммуникативных и социальных навыков, делая тем самым его неприспособленным к жизни и зависимым от родителей.

Такие семьи испытывают психологические трудности в разные периоды жизни:

· Основную трудность после рождения ребенка составляет получение информации о наличии патологии, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи;

· в школьном возрасте – трудность в принятии решения о форме обучения ребенка с ограниченными возможностями развития, переживание реакций группы сверстников, организацию его учебы и внешкольной деятельности;

· когда ребенок становится подростком, происходит привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникают проблемы, связанные с пробуждающейся сексуальностью, изоляцией от сверстников и его отвержением (с их стороны), планирование будущей занятости ребенка;

· в период «выпуска» – трудность в признании и привыкании к продолжающейся семейной ответственности, принятии решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей для социализации ребенка;

· в постродительский период – основную трудность представляет перестройка отношений между супругами (например, если ребенок был успешно «выпущен» из семьи) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.

Переживая этап за этапом в семье, воспитывающей ребенка с РДА, происходит деформация внутрисемейных взаимоотношений, нарушение основных функций семьи. Искажаются отношения с окружающим социумом.

Таким образом, изменения в семье происходят на психологическом, социальном и соматическом уровнях.

На психологическом уровне изменяется стиль внутрисемейных взаимоотношений, искажаются отношения с окружающим социумом, изменяется система ценностей, мировоззрения родителей. Отмечаются нарушения в эмоциональной сфере, особенно у женщин.

На социальном уровне семья, воспитывающая ребенка с РДА, в силу различных трудностей, становится избирательной в контактах, уходит от общения с прежними знакомыми. Отношения между родителями, старшими поколениями деформируются. Происходит отказ от рождения других детей, боясь, что родится ребенок с подобным диагнозом.

Соматический уровень характеризуется возникновением психогенного стресса у матери вследствие наличия необратимых психических расстройств ребенка, все это является пусковым механизмом к возникновению соматических или психических заболеваний у матери.

Ирина Борисовна Карвасарская в своей книге пишет: «Аутизм ребенка можно воспринимать как „крест», как наказание, а можно как стимул к собственному развитию… Можно всю жизнь страдать, можно смириться и принять ситуацию как неизменную, можно не оставлять усилий. И этот выбор каждый родитель делает сам».

Понимая всю остроту проблемы и шагая в ногу со временем, на базе нашего учреждения открыта единственная в округе медицинская площадка с комплексным подходом к проблеме таких семей. Свою работу мы осуществляем в составе полипрофессиональных бригад, включающих детского психиатра, психотерапевта, медицинского психолога, специалиста по социальной работе, логопеда и дефектолога.

Как правило, работа с семьей, переживающей кризис, осуществляется в формате краткосрочной терапии (от 1 до 20 встреч).

На первом этапе мы определяем показания к психологическому сопровождению семей, затем осуществляем психологическое консультирование и выделяем направления психологической помощи .

Для сопровождения семьи учитываем:

· эмоциональную и когнитивную готовность родителей к сотрудничеству

· реакцию родителей на стрессы, сопровождающие этот процесс

· субъективные страдания родителей

· доступ к необходимым личностным и социальным ресурсам.

На этапе – консультирования родителей мы оказываем поддержку и выявляем представления членов семьи о характере переживаемых трудностей. Это дает возможность родителям почувствовать облегчение, и ведет к снижению напряжения в контакте с ребенком, укреплять родительскую самооценку. Уточняем факты семейной жизни и особенностей ее динамики. Анализируем семейную историю для адекватного понимания сложившейся ситуации. Даем обратную связь от консультанта семье, включающую сообщение о том, как консультант понимает проблему, отражение его собственных чувств и переживаний, поддержка семьи в их желании получить психологическую помощь. Определяем проблемное поле семьи, согласовываем представления психолога и членов семьи об имеющихся проблемах, затем ставим реалистичные цели. Прорабатываем чувства членов семьи, обсуждаем возможные альтернативы решения проблем. Планируем и оцениваем альтернативы с точки зрения предыдущего опыта и актуальной готовности измениться. Реализовываем план, осуществляя поддержку родителей.

Проблемы семьи в процессе консультирования, мы рассматриваем с точки зрения двух моментов:

-это проблемы, касающиеся эмоционального баланса в семье

— и проблемы касающиеся обучения, воспитания и развития ребенка

На последнем этапе выделяем направления помощи. Э то может быть:

· обучение и разъяснения по поводу заболевания и симптомов

· обучение родителей более продуктивным способам взаимодействия с ребенком

· структурирование домашней среды, изменение стиля общения, обучение родителей техникам присоединения, отзеркаливания, совместным играм в форме тренинга, при поддерживающей, позиции психолога с последующим переносом этого опыта в домашнюю среду

· возможна работа с душевными переживаниями (страхом, виной, стыдом), тревогой, связанной с будущим ребенка и с их собственными жизненными перспективами.

Для решения поставленных проблем на базе психоневрологической больницы более трех лет успешно функционирует Родительская школа.

Основная цель: оказание психологической, эмоциональной и информационной поддержки.

Кроме того, в работе с родителями, оказавшимися в подобной ситуации, мы много времени посвящаем объединению партнеров, учим их обсуждать произошедшие изменения, вместе мы находим и наполняем смыслом их новую жизнь. Достаточно непростым моментом является разведение в понимании родителей того факта, что диагноз ребенка – не сам ребенок, не вся жизнь семьи. В процессе нашей совместной работы родители учатся уделять время себе, реализации своих потребностей, доверяя часть работы партнеру, специалистам или бабушкам, дедушкам.

Таким образом, психологическое сопровождение семьи должно осуществляться в трех направлениях: индивидуальная терапия родителей, коррекция детско-родительских отношений, обучение способам чувствовать и понимать, принимать друг друга.

1. Куташов В. А., Квасова В. В. Родительско-детские отношения в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 279-283.

2. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Изд.: Просвещение, — М., 2008 г. – 240 с.

3. Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 4-е, стер. – М.: Теревинф, 2007. – (особый ребенок). – 288 с.

4. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт.- М., 1993. – 380с.

www.npnd.ru