Аутизм омск

Аутизм у детей

Детским аутизмом признается патология психического развития, когда нарушается нормальный порядок социального взаимодействия ребенка с другими индивидами. Могут возникать речевые, моторные и поведенческие расстройства.

Ранний детский аутизм, или РДА, называют синдромом Лео Каннера. Это заболевание в 5 раз чаще встречается у мальчиков. В среднем тяжелым психическим расстройством страдает каждый тысячный ребенок.

Дети, заболевшие тяжелой формой аутизма, игнорируют даже самых близких людей. Такая ослабленная эмоциональная реакция называется «аффективной блокадой». Родители могут наблюдать у малыша заторможенность, сниженную реакцию на слуховые и зрительные раздражители.

Причины развития РДА

Факторы, способствующие возникновению заболевания

Нарушение психического состояния ребенка может быть спровоцировано объективными факторами, например:

  • генными нарушениями у родителей или плода;
  • органическими поражениями ЦНС (аномальным развитием отделов мозга, энцефалитом);
  • гормональной дисфункцией;
  • ртутным отравлением, которое может произойти в результате нарушения правил вакцинации;
  • бактериальной инфекцией;
  • злоупотреблением антибиотиками;
  • вирусным заражением;
  • химическим воздействием на организм матери во время беременности;
  • развитием патологий в период вынашивания плода матерью в связи с перенесенной вирусной инфекцией (ветрянкой, краснухой или корью);
  • шизофренией.
  • Патогенез синдрома Лео Каннера

    Причины аутизма могут быть:

    В число первичных причин болезни медики включают повышенную эмоциональную чувствительность малыша. Ребенок, который имеет невысокий энергетический потенциал, под влиянием вторичного фактора может демонстрировать признаки психического расстройства.

    Среди вторичных причин развития следует отметить желание сбежать от проблем окружающего мира, стремление избавиться от внешних воздействий, появление сверхценных интересов и формирование устойчивых стереотипов.

    Наследственность играет ключевую роль в процессе формирования аутизма. Существует теория, согласно которой аутичный ребенок может родиться в семье с любым материальным достатком и психологическим климатом.

    Основные признаки детского аутизма

    Симптомы аутизма могут проявляться в виде поведенческих и физиологических нарушений.

    Поведенческие аутические проявления

    Внешние признаки аутизма выражаются в разных формах в зависимости от возраста больного.

    Поведение детей до 6 месяцев

    Новорожденные дети в возрасте до 6 месяцев могут страдать от психического нарушения, о чем будет свидетельствовать:

  • постоянная пассивность – ребенок практически не плачет, совершает минимальные движения, не заинтересован в познании окружающего мира;
  • чрезмерная активность – проявление нервозности, постоянный плач;
  • отказ от зрительного контакта с людьми, отсутствие концентрации взгляда на лицах или окружающих предметах;
  • непроявление реакции на голос родителей;
  • уклонение от прикосновений матери и отца;
  • отказ от материнского молока;
  • отставание в развитии;
  • ускоренный рост черепа.
  • Поведение детей до 11 лет

    Дети в возрасте от 2 до 11 лет способны демонстрировать:

  • отсутствие реакции на собственное имя;
  • желание играть в одиночестве;
  • отсутствие стремления к общению;
  • отказ от зрительного контакта с собеседником;
  • нежелание беседовать с окружающими людьми;
  • ограниченная заинтересованность в конкретном виде деятельности (музыкальное течение, направление изобразительного искусства или математические способности);
  • систематическое повторение одного жеста, звука или слова;
  • паника при смене привычной обстановки;
  • сложности при обучении, приобретении новых практических навыков (аутичному ребенку тяжелее научиться писать и читать).
  • Поведение детей после 11 лет

    На пороге наступления подросткового возраста симптоматика больных аутизмом обогащается следующими признаками:

  • депрессивное состояние с агрессивными проявлениями;
  • отрицание потребности в налаживании контактов с окружающими;
  • склонность к совершению повторяющихся действий;
  • однообразие интересов;
  • отрицательное отношение к любым переменам;
  • речевые нарушения;
  • общение с невидимыми собеседниками;
  • повышенная нервозность, тревожность и возбудимость;
  • наличие патологических страхов;
  • склонность к формированию ритуалов;
  • повышенная привязанность к некоторым предметам.
  • Стереотипия поведения аутичного малыша

    Больные дети склонны к совершению непроизвольных действий. Неосознанные движения совершаются ими систематически. Ребенок не может контролировать такие проявления как:

    • движения. Двигательная активность выражается в виде прыжков, раскачивания туловища или махания руками. Некоторые больные склонны к бегу на цыпочках по кругу. Известно, что усиление двигательных стереотипов происходит в периоды крайнего утомления или возбуждения организма. Активность может сменяться заторможенностью, во время которой ребенок способен застывать в неудобной позе;
    • речь. Типичным признаком аутичного ребенка является бесконтрольное повторение фраз или слов других людей. Больным свойственна неестественная разговорная речь, состоящая из штампов. Дети неверно используют личные местоимения. Говоря о себе, аутичные пациенты применяют слова «она», «он», «ты»;
    • пространственные стереотипы. Возможны трудности с внешней ориентацией, сложности при необходимости скопировать чужие движения во время занятий по физической культуре;
    • социальные стереотипы. Дети с РДА избирательны в контактах, они испытывают явный дискомфорт в присутствии незнакомых людей;
    • игровые стереотипы. Страдающие от синдрома Лео Каннера малыши могут играть с необычными предметами. Игрушкой аутичного ребенка может стать провод, электроника и бытовая техника, предмет интерьера, а также обувь и одежда. Пациенты с психическим расстройством не заинтересованы с традиционных детских играх, в просмотре развлекательных мультфильмов и кинокартин.
    • Физиологические аутические проявления

      Болезнь имеет ряд физиологических симптомов, а именно:

    • судороги;
    • слабая иммунная система;
    • избыточное или притупленное сенсорное восприятие;
    • синдром раздраженного кишечника;
    • хронические желудочно-кишечные патологии;
    • нарушение работы поджелудочной железы.
    • Классификация

      Ранний детский аутизм может протекать в различной степени тяжести. Разновидности болезни отличаются друг от друга способом отделения ребенка от действительности.

      1 тип

      Больной полностью отрешен от происходящего во внешнем мире. Он чувствует дискомфорт при общении с посторонними, не проявляет социальной активности, не демонстрирует ответные реакции на раздражители и не показывает свои эмоции.

      Для обеспечения полного отказа от контактов пациент может игнорировать неблагоприятные условия жизнедеятельности. Чтобы избавить себя от общения с окружающими, дети с пораженной психикой терпят голод, не придают значения опасности. Ребенок с аутизмом 1-го типа не адаптирован к самостоятельной жизни.

      2 тип

      Активное отвержение внешнего мира. Пациент не отрешен от окружающих, но крайне избирателен в выборе контактов. Зачастую единственными проводниками для связи с окружающей действительностью для ребенка являются родители.

      Аутичный малыш выбирает для себя только конкретные виды пищи, может испытывать нездоровую привязанность к вещам, предметам одежды. Ребенок боится перемен. При усилении тревожности отмечает рост агрессивности, появление двигательных и речевых стереотипов. Больной имеет пониженный уровень приспособленности к жизни.

      3 тип

      Интересы ребенка сосредоточены на ограниченных сферах деятельности. Пациент временно увлекается определенной областью знаний или искусства, разговаривает только о своих интересах, регулярно воспроизводит одинаковые действия или слова.

      Увлечения имеют цикличный характер, то есть постоянно сменяют друг друга. Больной не углубляет своих познаний о предмете заинтересованности, не занимается исследовательской работой.

      Аутичные дети отличаются мрачностью и периодической агрессивностью. Они имеют средний показатель адаптации к жизни и взаимодействию с внешней средой.

      4 тип

      Ребенок испытывает сложности при взаимоотношениях с окружающими ввиду сниженной самооценки и ранимости. Он избегает новых контактов, чтобы оградить себя от критики. Такие больные имеют самые высокий процент приспособленности к жизни, они могут самостоятельно справляться с основными бытовыми и социальными задачами, легко поддаются лечению.

      Диагнотика аутизма

      Изучая информацию по вопросу, аутизм — что это за болезнь, родители должны помнить, что непринятие срочных мер по излечению детской психики может пагубно отразиться на развитии ребенка.

      Аутизм может быть одним из последствий тяжелого поражения головного мозга. Именно потому при обнаружении первых признаков расстройства аутичные дети должны пройти комплексное обследование.

      Когда ребенку нужно пройти обследование

      Основанием для обращения к специалисту служит наличие у малыша таких тревожных признаков как:

    • повторяющееся (стереотипное) поведение;
    • сложности в социальном взаимодействии;
    • нарушения коммуникации с внешней средой.

    Какие врачи подтверждают заболевание РДА

    Для подтверждения диагноза пациенту потребуется пройти обследование у следующих врачей:

    Способы выявления нарушения психики

    Диагностика аутизма заключается в наблюдении за поведением пациента, сборе анамнеза жизни ребенка и проведении ряда психологических тестов. Родители вносят данные в опросник, где описывают обычное поведение своего ребенка.

    На основании собранной информации специалист оценивает психическое состояние ребенка и проводит дифференцированную диагностику. Осуществляется углубленное медико-психологическое исследование состояния ребенка. Врач изучает динамику развития пациента, знакомится с его коммуникативными возможностями, границами познавательной деятельности и эмоционально-волевыми чертами, а также уровнем работоспособности.

    Лечение детского аутизма

    Аутизм у детей требует продолжительного комплексного лечения. В число основных принципов медицинской помощи после выявления РДА входит:

  • участие родителей, воспитателей и педагогов в оказании психологической помощи ребенку;
  • терпеливое, внимательное и деликатное отношение к больному;
  • планирование ежедневного распорядка пациента;
  • отказ от повышенных требований к ребенку;
  • обучение больного основным социально-бытовым навыкам;
  • сохранения привычной обстановки жизни пациента;
  • общение родителей пациентов с аутизмом, групповое обсуждение положительного опыта лечения;
  • периодический отдых от лечения для сохранения психической стабильности малыша.
  • Медикаментозное лечение

    Детский аутизм лечится с применением нейролептиков и психостимуляторов для устранения отдельных симптомов, например, повышенной агрессивности или депрессивных проявлений. С целью борьбы с дисбактериозом больному назначают курс пробиотиков. Восполнить запасы минералов, витаминов и аминокислот помогут лекарственные комплексы, содержащие:

  • жирные кислоты Омега-3;
  • витамины B6 и B12, C и E;
  • фолиевую и липоевую кислоты;
  • молибден, марганец, магний, кальций и селен.
  • Ферментные препараты применяются для нормализации пищеварительных процессов и восстановления обмена веществ. Иммуностимулирующая терапия оказывает вспомогательное действие и ограждает ослабленный детский организм от проникновения инфекции.

    Рефлексотерапия

    Логопеды и дефектологи проводят с больными индивидуальные занятия для:

  • активации работы лобных долей головного мозга;
  • повышения работоспособности речевых зон;
  • развития областей мозга, отвечающих за познавательные процессы;
  • ограничения активности срединно-стволовых структур, ответственных за повышенную возбудимость, возникновение тревог и страхов;
  • снижения внутричерепного давления, что поможет восстановить сон и избавиться от головных болей.
  • Диетическое питание

    Рацион пациентов должен отвечать следующим требованиям:

  • исключение красителей и консервантов, казеина и глютена, дрожжевой пищи;
  • увеличение процента белковой пищи и продуктов, богатых клетчаткой.
  • Профилактика

    Для сокращения риска развития аутизма родителям нужно придерживаться следующих правил:

  • производить грудное вскармливание, не заменяя его искусственными смесями;
  • следить за качеством косметических и гигиенических средств во время беременности и лактации;
  • в период вынашивания плода избегать употребления продуктов с ГМО;
  • постоянно находиться рядом с младенцем;
  • давать ребенку только очищенную питьевую воду;
  • обогащать питание натуральными витаминными добавками;
  • не пропускать вакцинацию;
  • исключать из детского рациона продукты, на которые развилась пищевая непереносимость;
  • для кормления ребенка использовать посуду из высококачественных материалов.
  • health.omskinform.ru

    В Омске открылся центр реабилитации детей с ментальными нарушениями

    Общественная организация «Планета друзей», специалисты которой работают с детьми-аутистами, переехала в новое помещение с новыми возможностями и планами.

    Центр коррекции, развития, сопровождения и реабилитации детей омской общественной организации «Планета друзей» отрылся в здании на Иртышской набережной, 26. Здесь получают комплексную реабилитационную помощь около 70 детей с инвалидностью и ментальными нарушениями, в частности аутизмом. Особенность центра заключается в том, что он может принимать детей от 0 лет. Так, в ближайшее время здесь ждут на реабилитацию двух новорождённых.

    Помещение площадью 400 кв. м организация получила на безвозмездной основе от областного министерства труда. В новое здание переехали дефектологи, психологи, логопеды, педагоги по изобразительному творчеству, музыке, хореографии, физкультуре. Чтобы научить детей прикладным навыкам, функционируют трудовые мастерские: столярная, гончарная, швейная, театральная и по домоводству. Немаловажно, что новое здание, в отличие от старого, соответствует принципам доступной среды. И на этом оборудование центра не заканчивается.

    Поскольку к нам приходит много детей с аутизмом, мы хотим сделать новую для Сибири комнату двигательной терапии. У таких детей проблемы с развитием всех органов чувств и движением, поэтому мы моделируем для них такую специальную комнату, — рассказала корреспонденту «Омск Здесь» директор ОРОО «Планета друзей» Наталья Мишенина.

    Общественная организация в этом году начнёт работать по ещё одному направлению. В старом помещении по улице Братской, 13, откроется социальная гостиница для семей с особыми детьми. Постояльцы могут жить там как временно (например, жители муниципальных районов, приехавшие в Омск на лечение или курсы реабилитации), так и постоянно. На базе гостиницы будет реализован проект по сопровождаемому проживанию молодых людей с ментальными нарушениями старше 18 лет. Гостиница рассчитана на 10 человек, но может быть расширена. В Сибири подобных проектов пока нет. Откроется гостиница к сентябрю.

    Фотографии предоставлены пресс-службой министерства труда и социального развития Омской области. Автор: Дмитрий Феоктистов

    omskzdes.ru

    В Омске обсуждают способы коррекции детского аутизма

    Форум «Содружество специалистов в помощь семье, воспитывающей ребенка с расстройствами аутистического спектра» прошел в понедельник в Конгресс-холле. Вместе с родителями больных детей проблему обсудят уже в рамках двух «круглых столов».

    Об основных проблемах социализации детей с РАС на региональном форуме рассказала Оксана Марьенкина, замначальника управления опеки и попечительства над несовершеннолетними и адаптивного образования Министерства образования Омской области:

    «Я считаю, что основной проблемой социализации детей с расстройством аутического спектра, является отсутствие профессиональных организаций для специализированного обучения детей с РАС. Так же немаловажная проблема заключается в отсутствии организаций работы с родителями детей, отсутствии площадок, на которых родители могли бы высказать свое беспокойство, а специалисты — дать какие-то советы».

    На форуме также обсудили вопросы психолого-педагогической реабилитации и обучения детей с РАС. По словам преподавателя дефектологического образования ОмГПУ Екатерины Орловой, родители больных детей часто сталкиваются с тем, что психиатры долго – порой до трех лет – тянут с постановкой диагноза.

    «О тенденциях развития психического нарушения врачи предпочитают не сообщать. Именно это снижает эффективность работы и осложняет само нарушение по мере взросления ребенка… Нам очень хотелось бы, чтобы специалисты-медики как можно раньше говорили родителям о замеченных признаках эмоционального неблагополучия», — рассказала Орлова.

    Эту и другие проблемы коррекции аутизма специалисты обсудят 3 апреля на «круглом столе» «Проектирование и реализация специальных индивидуальных программ развития для детей с РАС». Днем позже для родителей, воспитывающих ребенка с РАС специалисты проведут мастер-класс, посвященный теме «Стратегии сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с РАС».

    Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. По словам медиков, в Омской области официальный диагноз поставлен всего 60 ребятам, но признаки заболевания имеет каждый сотый ребенок.

    Автор текста: Александра Шишкина

    m.omskregion.info

    В Омске откроется второй центр развития детей с аутизмом

    В преддверии Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма, который будет отмечаться 2 апреля, в Омске проходит серия информационных мероприятий.

    В последние годы аутизм распространяется всё шире: за десять лет численность детей с этим заболеванием выросла в десять раз. При этом ранняя диагностика и соответствующая коррекционная работа позволяют к семи годам избавить ребёнка как минимум от внешних проявлений аутизма.

    Проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие особых детей, обсуждались специалистами из российских регионов на сегодняшнем круглом столе в библиотеке им. Пушкина. Гости собрались в Омске, чтобы записать видеопособие для родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Таких семей в одной только Омской области 798. И чаще всего, помимо психологической поддержки, им не хватает знаний о том, где их дети могут получить профессиональную помощь.

    Дети с аутизмом очень разные — от детей с задержкой интеллектуального развития до детей гениальных. Но аутизм — это проблема не интеллектуального развития, а коммуникации, — рассказывает заведующая лабораторией «Института коррекции педагогики РАО» Юлия Разенкова.

    Диагноз «ранний детский аутизм» поставлен 93 омским малышам. 57 детей в возрасте от 3 до 12 лет посещают специализированный центр развития «Золотой ключик», открытый четыре месяца назад. Там с детьми работают педагоги дополнительного образования, логопед, психолог. Специалисты развивают как навыки чтения, речи и письма, так и творческие способности детей. Малыши познают музыку, театр, изобразительное искусство.

    Сегодня в центре побывал губернатор региона Виктор Назаров. Он пообещал, что центр будет расширяться — появится спортивный комплекс для занятия детей, а в ноябре в городке Нефтяников откроется центр «Особый ребёнок».

    В Омске для детей с аутизмом проведут специальный киносеанс

    В первых числах апреля в Омске пройдет несколько мероприятий для семей, в которых растут дети с аутизмом, в том числе и кинопоказ.

    В общественной организации «Планета друзей» 30% благополучателей составляют семьи, воспитывающие детей с РАС (расстройством аутистического спектра).

    «Дети с РАС очень чувствительны к звукам и яркому свету. Поход в кинотеатр может оказаться для них непосильной сенсорной нагрузкой. В 2016 году мы впервые договорились с администрацией кинотеатра об особых условиях — когда в зале включен свет и звук при просмотре приглушен, — рассказывает корреспонденту АСИ руководитель организации Наталья Мишенина. — Год спустя нам удалось организовать такой поход в кино 2 апреля, во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. На большом экране семьям, чьи дети страдают аутическими расстройствами, показали ролик, снятый в нашей организации. В этом году нас принимает кинотеатр «Слава», детям организуют просмотр показа «Мульт в кино».

    В 2016 году «Планета друзей» впервые провела флешмоб с хештегом #2апрелябудьвкурсе. «Теперь каждый год мы его активизируем, чтобы рассказать людям в социальных сетях о детях с аутизмом. Флешмоб начинается сразу после 21 марта и продлится до 4 апреля», — уточнила Наталья Мишенина.

    Еще одно мероприятие, которое «Планета друзей» проводит уже пять лет, — просветительская акция. Волонтеры помогают распространять среди омичей листовки и буклеты. А последние два года их стали распространять и в детских поликлиниках.

    «В этом году в Омске раздача листовок пройдет 2 апреля с 15.00 до 17.00 на Иртышской набережной, в районе цирка. Кроме листовок наши помощники будут давать и воздушные шары. Обычно среди волонтеров — студенты педагогического университета и родители, а в этом году к ним присоединяются педагоги нашего центра. Чем больше людей будет знать о проблемах и возможностях людей с расстройством аутистического спектра, тем лучше будут относиться к особым людям», — добавила она.

    www.asi.org.ru