Аутизм расстройство

Психиатр рассказала, почему людей с аутизмом стало больше

2 апреля – Всемирный день информирования об аутизме. Аутизм – это психическое расстройство, связанное с нарушением развития. Он проявляется у детей в возрасте до пяти лет. Дети-аутисты живут в собственном мире и избегают привычного для всех общения. Считается, что аутисты по-другому воспринимают информацию из внешнего мира. Среди них много людей с феноменальными математическими способностями. Причины аутизма до конца не изучены. В рамках акции «Зажги синим» в разных городах мира включают синюю подсветку.

Почему детям все чаще ставят диагноз «аутизм», какие расстройства аутистического спектра существуют, в чем их причина, а также в каком возрасте и как можно распознать аутизм, в интервью «МИР 24» рассказала врач-психиатр, директор центра персонализированной психиатрии Надежда Соловьева.

Надежда Валентиновна, здравствуйте. Раньше аутизм считался крайне редким психическим заболеванием. Теперь уже нет. С чем это связано? Аутистов становится больше? Или заболевание изучили лучше? И то, что раньше могли счесть особенностями или странностями ребенка, теперь относят к аутичным симптомам?

Н.С.: И то, и другое. Помимо того, что улучшилась диагностика, наблюдается реальный рост количества детей, рожденных с аутизмом. Каждый 68 ребенок в мире на сегодняшний день имеет какое-либо расстройство аутистического спектра. Это очень большие цифры, и они объясняются только лишь улучшением диагностики.

Я читал, что аутизм — широкое понятие. У некоторых людей проявляются незначительные аутичные черты. Другим, из-за тяжести болезни, требуется постоянный уход. Действительно ли, что людей, у которых есть аутизм, много, но они живут нормально и мы просто это не замечаем?

Н.С.: Нет, вы, наверное, все-таки замечаете, потому что они отличаются от других людей. Есть понятие высокофункционального аутизма, то есть это люди с синдромами аутистического спектра, которые действительно хорошо приспосабливаются к жизни и в принципе не нуждаются в инвалидности. И есть люди с расстройствами, которые нуждаются в дополнительном уходе, это инвалиды с детства. Это люди, которые никогда не смогут самостоятельно жить, им нужна поддержка. Пример высокофункционального синдрома аутизма – синдром Аспергера.

Если человек живет обычной жизнью, работает, но он нелюдим, замкнут.

Н.С.: Нет, не совсем. То, что вы описываете, это все-таки особенности личности аутистического спектра. Это не является аутизмом в смысле расстройства аутистического спектра. Вы описываете странного человека, одинокого, нелюдимого – это не аутизм. Все-таки аутизм – это степень выраженности погруженности в собственнный мир, которая настолько высока, что это уже является расстройством -расстройством психического регистра.

Если не лечить, не корректировать развитие – заболевание может перейти в тяжелую форму?

Н.С.: Нет, это все-таки останется нарушением. То, что раньше называли психопатией или акцентуацией личности, то есть это немного другое. Когда мы говорим о том, что развивается аутизм, развиваются расстройства аутистического спектра, это все-таки более серьезное нарушение психики, и люди нуждаются в особых условиях. Все-таки люди с расстройством аутистического спектра нуждаются в специализированной помощи.

Причины аутизма науке известны?

Н.С.: Расстройства аутистического спектра многогранны. Но есть часть расстройств, причины которых известны. Есть так называемый «синдром Мартина – Белл». Это патология Х-хромосомы, которая проявляется расстройством аутистического спектра. На сегодняшний день этот синдром достаточно распространен. Настолько распространен, что в Израиле проверяют на него всех рожденных детей.

Я читал, что риск рождения ребенка с аутизмом значительно возрастает, если – я перечислю — ребенок зачат в позднем возрасте (при этом особенно важен возраст отца), в роду были родственники с синдромами аутизма, ребенок рожден в многодетной семье седьмым, восьмым и далее по счету, мама во время беременности перенесла краснуху, туберозный склероз, страдала от сильной избыточной массы тела. Наконец, риск аутизма значительно выше у однояйцовых близнецов. Как считаете, все перечисленное можно считать факторами риска?

Н.С.: Да, это факторы риска. В то же время факторами риска являются и внешние факторы, такие как экология. На Украине, например, проводилось многолетнее исследование по периодам рождаемости детей с аутизмом. И дети с аутизмом рождались в сельской местности в те сезоны, когда использовались химические вещества на полях. При этом в городах были совершенно другие цифры. Оказывают влияние, конечно, здоровье матери и наследственные факторы. Мутации, которые сейчас появились у матери, – это наиболее грозная и непонятная на сегодняшний день проблема аутизма. Потому что рост этих мутаций налицо.

Некоторые ученые продвигают идею нейроразнообразия. И с их точки зрения, аутизм это не диагноз, а свидетельство того, что мозг этих людей устроен по-другому. А другие не значит больные. Что вы думаете на этот счет?

Н.С.: Если рассматривать аутизм с гуманистической точки зрения, а не с медицинской, то это так. То есть когда мы обращаемся к человеку с расстройством аутистического спектра, мы ни в коем случае не должны рассматривать его как больного, как человека с инвалидностью. Мы должны рассматривать его как человека с особенностями. С этой точки зрения, да. Когда мы, как врачи, общаемся с таким человеком, мы, конечно, смотрим на него с медицинской точки зрения.

— В каком возрасте и по каким симптомам диагностируется аутизм?

Н.С.: Лучше если это происходит достаточно рано, в идеале – до трех лет. Иногда родители, к сожалению, не обращают внимания на то, что ребенок начинает поздно говорить: уже два с лишним года, а он не разговаривает. Родители вспоминают, что в их семье кто-то из родственников тоже поздно начал говорить, а потом все было нормально. Вообще с пеленок. Когда ребенок не фиксирует взгляд, не смотрит на маму, то есть это уже должно насторожить родителей. Но, к сожалению, часто бывает так, что ребенок развивается нормально и это проявляется только после первых температурных реакций, после первых вакцинаций. И наступает – для аутизма это очень характерно – некий регресс. Мы смотрим на детей с аутизмом с точки зрения клиницистов, но имея в виду генетические особенности развития аутизма, и индивидуально подбираем и лекарственные препараты, и биологически активные добавки, и питание, в зависимости от биохимических процессов, которые нарушены при том или ином варианте аутизма. А вариантов аутизма огромное количество. И просто подходить ко всему с безглютеновой диетой или отказом от молочных продуктов – и тогда у ребенка произойдет скачок в развитии (во многих руководствах это написано), но не так все просто решается. Все индивидуально.

mir24.tv

Что такое аутизм? И почему так важно о нём знать?

Эйнштейн и Ньютон. Что, помимо гениальных способностей и вклада в науку могло бы их объединять? Английские ученые Симон Барон-Коэн из Кембриджа и Йоан Джеймс из Оксфорда долгое время изучали личности Альберта Эйнштейна и сэра Исаака Ньютона. И пришли к выводу: великие умы проявляли все признаки синдрома Аспергера. А это одна из форм аутизма. К обладателям этого диагноза также причисляют Ван Гога, Моцарта, Марию Кюри и еще целый ряд выдающихся деятелей культуры, науки и искусства. Из наших современников это, например, Бил Гейтс и Сатоси Тадзири — создатель покемонов. Знаменитых россиян в этом списке нет, и, если верить фонду «Антон тут рядом», то нет и информации, сколько в нашей стране людей рождается, живет и пытается преодолеть барьеры общения с диагнозом аутизм.

В начале 2000-х годов в США аутизм диагностировали каждому 150-му ребенку, появившемуся на свет. В Великобритании — каждому 100-му. Сегодня ситуация изменилась и, по данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, уже каждый 68-й ребенок рождается с расстройством аутистического спектра. А вот в России такой статистики просто нет. Об этом в интервью Пятому каналу рассказала Зоя Попова, исполнительный директор благотворительного фонда «Выход в Петербурге».

«В России принята усредненная статистика — 1 из 100. Однако уровень диагностики остается крайне низким: по принятой статистике, прогнозное количество детей с аутизмом в Санкт-Петербурге — 9115, фактически же диагноз стоит у 402 детей в городе. Это данные Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга на декабрь 2016 года. Что касается взрослых людей, то по ним статистика вовсе отсутствует: до самого последнего времени (Письмо Минздрава от 4 октября 2017 года) по достижении человеком 18-летнего возраста диагноз аутизм зачастую сменялся на диагноз шизофрения. Поэтому количество людей с аутизмом старше 18 лет не учтено вовсе, то есть они и их особые потребности в принципе не учитываются в государственной системе помощи. Самая основная проблема — отсутствие своевременной диагностики и специалистов, которые оказывали бы раннюю помощь, построенную на современных эффективных методах. Поэтому все остальные сложности, которые возникают, в большинстве своем являются лишь следствием. Сложности для сотрудников фонда связаны с отсутствием инфраструктуры и системы поддержки человека с РАС (расстройство аутистического спектра) и крайне низкой информированностью общества о проблеме».

Страшная беда неинформированности

Обыватели, как это не прискорбно, из-за своей низкой информированности, зашоренности и стереотипов часто ставят знак равенства между «дауном» и «аутистом», не видя никакой разницы. А она не то что на лицо — это в принципе разные недуги. Типичные черты первых формируются из-за наличия в организме той самой 23-ей пары хромосом. У аутистов же строение ДНК ни каким образом не выходит за пределы нормы. Да и в МКБ синдром означает не болезнь, а расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Однако, проблемы, с которыми сталкиваются люди с этими разными диагнозами практически идентичны.

m.5-tv.ru

Шелдон Купер, Шерлок по версии BBC и Эбед из «Сообщества» заходят в бар. Бармен поднимает взгляд и говорит: «Это что, будет анекдот про чрезмерное использование образа аутиста в кино?».

Симптомы аутизма: нестандартное обращение с игрушками; неумение налаживать отношение с другими; смех или плач невпопад; гиперактивность или пассивность; слишком большая или маленькая чувствительность к звукам; странная привязанность к объектам; плохая речь или её отсутствие; сложности с изменением привычек; невнимание к опасности.

Если отставить в сторону моё потрясающее чувство юмора, то если и есть какое-либо психическое расстройство, слишком часто упоминаемое в СМИ – то это (высокофункциональный) аутизм. Сценаристы обожают включать в повествование гениальных, социально неприспособленных нёрдов, решающих нерешаемые загадки и заставляющих обычных людей выглядеть нелогичными. Но насколько такой стереотип соответствует действительности? И что такое аутизм, если это не Шелдон Купер? Некоторые считают, что его можно приравнять к возможности «человека дождя» подсчитывать количество спичек в коробке после быстрого взгляда на него, а другие могут решить, что это приводит к отсутствию социальных навыков и к наличию большой коллекции крышек от бутылок. По большей части правда где-то посередине: аутизм – это очень широкое понятие (не зря его называют расстройством аутистического спектра), и двух одинаковых диагнозов в этой области не бывает. Так давайте посмотрим, что это такое на самом деле, и какое участие тут принимает мозг.

Расстройство аутистического спектра

Расстройство аутистического спектра (РАС) – название группы расстройств развития мозга. Это расстройство довольно распространено: оно есть примерно у 1% всех людей (у мужчин оно встречается в 4-7 раз чаще, чем у женщин). Кроме непосредственно аутизма, в это расстройство входят синдром Аспергера, известный как более щадящая и высокофункциональная версия аутизма, и проникающее расстройство развития (нечто вроде промежуточного состояния между Аспергером и аутизмом). Все эти состояния характеризуются нарушением навыков социализации и общения и повторяющимся/структурированным поведением и привязанностями. Тяжесть определённых нарушений определяет, где на спектре находится человек. Кто-то может молчать и часами оставаться полностью погружённым в некую повторяющуюся деятельность, кто-то может без перерыва рассказывать о своих интересах, не воспринимая намёков на остановку рассказа и не понимая иронии или сарказма.

РАС не подразумевает по умолчанию наличия гениального интеллекта (прости, Шелдон!). Уровень когнитивных функций при аутизме колеблется от инвалидности до сверхинтеллекта. И хотя ассоциировать аутизм с небольшим IQ уже не модно (учёные начинают признавать, что это может быть связано с тем, что стандартные тесты IQ не отражают когнитивные способности детей-аутистов), в последних исследованиях показано, что почти половина детей с РАС обладает интеллектом средним или чуть выше среднего. Кроме того, чтобы запутать тему, упомяну, что в достаточно недавнем исследовании, опубликованном в Nature, показано, что гены, связанные с увеличением риска появления аутизма можно связать с высоким интеллектом (кроме того, люди, обладавшие этой генетической комбинацией, но не демонстрировавшие РАС, лучше справлялись с когнитивными тестами).

У РАС нет одной известной причины. Считается, что генетика играет в нём важную роль (аутизм встречается у родственников, вероятность его возникновения у обоих однояйцевых близнецов выше, чем у двуяйцевых, и т.п.). Тем не менее, неясно, что происходит: нет какого-то одного «гена аутизма», а есть только сложный комплекс взаимодействий (1, 2, 3). Однако ясно, что, по меньшей мере, некоторые гены отвечают за неправильное развитие мозга при РАС.

Мозг при аутизме

Мозг с аутизмом довольно сильно отличается от «нейротипичного» во многих аспектах. Во-первых, у детей с РАС мозг больше (1, 2, 3). Одна из возможных причин – большее количество белого вещества по сравнению с людьми без аутизма. В период между 6 и 14 месяцами дети обычно проходят через фазу быстрого роста синапсов (связей между нервными клетками), за которой следует процесс «чистки», когда ненужные связи устраняются. Считается, что у детей с РАС эта чистка идёт неправильно, и у них остаётся необычно большое количество синапсов, мешающих нормальному распространению информации. В одном исследовании изучался мозг детей-аутистов разного возраста (умерших при разных обстоятельствах). Оказалось, что на последних этапах детства количество синапсов в их мозге упало всего на 16%, в отличие от контрольных случаев, в которых это количество уменьшилось вдвое. Они также обнаружили и возможную причину этого: повреждение протеина, который в нормальных условиях должен помогать клеткам, как бы резко это ни звучало, уничтожать некоторые свои части (аутофагия). В результате в мозге сохранялись лишние синапсы, а его клетки были забиты старыми и повреждёнными частями, от которых невозможно было избавиться. Учёные смогли восстановить аутофагию и чистку, и обратить вспять аутистическое поведение у мышей, снабдив их лекарством, восстанавливающим функционирование этого протеина.

Ещё один фактор, возможно, играющий роль в увеличении размера мозга – количество нейронов в префронтальной коре, ответственной за такие сложные вещи, как рассуждения, общение, социальные взаимодействия и т.п. Было обнаружено, что у мальчиков-аутистов в префронтальной коре на 67% нейронов больше, а их мозг весит на 17% больше, чем у их сверстников без аутизма. В этом случае количество не равно качеству: это приводит к резкому увеличению потенциальных связей, а следовательно, и потенциальных проблем в сетях нервных клеток. Также стоит упомянуть, что нейроны префронтальной коры рождаются во время беременности, то есть, аутизм, возможно, начинается ещё в утробе. Это поможет понять точные молекулярные механизмы, связанные с появлением излишнего количества нейронов, и, возможно – помечтаем немного – разработать способы лечения.


Маленькие белые пупырышки (дендритные шипики) – это места присоединения связей нейрона. Слева – их слишком много. Справа – протеин аутофагии работает, и количество шипиков уменьшается до нормального.

Кстати, о связях. Мы знаем, что мозг аутистов устроен по-другому, но не знаем точно, как именно (поскольку результаты исследования связей противоречат друг другу из-за разных методов и проб). В некоторых исследованиях было обнаружено, что мозг с РАС обладает слишком сильными связями, А другие – что слишком слабыми. Тем не менее, учёные считают, что в этой неразберихе начинают проявляться закономерности, например, меньшее количество связей между удалёнными частями мозга (и эти связи слабее), и большее количество связей на коротких дистанциях.

На этих открытиях основана теория «интенсивного мира». Она утверждает, что локальная гиперсвязность в определённых участках мозга ведёт к чрезмерному функционированию, которое, в свою очередь, приводит к гипервосприимчивости к информации и экстремальной работе внимания и обработки ощущений. Это звучит не так уж плохо, и может объяснить возможности гениев, но слабая связь удалённых участков усложняет осознание всей этой поступающей информации и способность выбрать приоритетный источник информации (так как информацию не получается правильно интегрировать). Это быстро перегружает сознание, поэтому люди с РАС пытаются справиться с сенсорной перегрузкой, отдаляясь от социума или углубляясь в повторяющиеся действия (которые помогают создать чувство стабильности и удерживать слишком яркий мир в каких-то рамках). И хотя это на самом деле очень интересная теория, к ней нужно относиться с осторожностью, пока её не изучат должным образом.


Верхний ряд: более слабые связи у пациентов с РАС по сравнению со здоровыми людьми.
Нижний ряд: те связи, что у людей с РАС более сильные.

Один из основных признаков РАС – расстройство социальных взаимодействий. Аутисты могут выглядеть как люди, которым неинтересны социальные намёки, или как люди, неспособные их считывать. Среди самых распространённых проблем, в разной степени тяжести, встречаются невозможность расшифровки выражений лица, сарказма, иронии, чувств и точек зрения других людей. В мозге есть парочка вещей, способных объяснить это явление. В одной из моделей развития социальных навыков утверждается, что у нас есть врождённое умение по распознаванию лиц, и что мозжечковая миндалина, один из эмоциональных центров, усиливает это умение у младенцев, доставляя им удовольствие при взгляде на лица ухаживающих за ними людей. В результате мы часто смотрим на лица и получаем много опыта, обрабатывая и считывая их выражения. Это происходит при помощи «веретенообразного лицевого участка» [fusiform face area, FFA], который, благодаря полученному опыту, увеличивает способности к анализу выражений лиц. В модели считается, что этот опыт становится опорным в понимании невербальных коммуникаций и сложных социальных взаимодействий. А в случае детей с аутизмом, по-видимому, FFA и мозжечковая миндалина развиваются неправильно, что ослабляет выработку социального опыта.

Для этой идеи есть доказательства. Отслеживание движений глаз показывает, что у людей с РАС существует определённая схема: они либо уделяют меньше времени изучению лиц, чем здоровые люди, при просмотре видеоролика с людьми, либо при изучении лиц смотрят на рот, а не на глаза (в отличие от здоровых испытуемых). Этот шаблон зрения совпадает с пропуском социальных намёков и с проблемами общения с людьми, которые часто демонстрируют люди с РАС. Ещё одно исследование показывает, что аутисты стремятся отводить взгляд от глаз других людей, а чем дольше сохраняется зрительный контакт, тем активнее мозжечковая миндалина – что говорит о попытках избежать неприятных ощущений (миндалина также отвечает за избегание неприятного опыта).

Более того, с возрастом миндалина у аутистов уменьшается сильнее, чем у нейротипичных людей. Веретенообразная область также подвергается атипичным изменениям: она гораздо слабее реагирует на лица у аутистов, и ослабляются её связи с миндалиной (что совпадает с исследованием, показывающим, что у детей с аутизмом есть проблемы с распознаванием выражений лиц).

Более того, в недавнем исследовании учёные смогли включать и выключать эмпатическое поведение у крыс, манипулируя определённым контуром в мозжечковой миндалине. Когда срединная часть миндалины выключается, крысы хладнокровно воспринимали, как их друга-грызуна бьёт током. Когда она включалась, они внезапно вновь демонстрировали эмпатию (в случае с крысами это означает, что они замирали в знак солидарности с пострадавшим товарищем). Ещё одна потенциальная цель для фармакологической интервенции!


Красная линия – путь взгляда у людей с (правая колонка) и без (левая) аутизма.

Ещё одна вещь, с которой у аутистов могут быть проблемы – это эмпатия (бывает двух разновидностей: когнитивная, то есть «Я понимаю, что человек чувствует» и эмоциональная, «Я чувствую то же самое») и с моделью психики человека. МПС означает возможность понимания того, что у других людей есть свои собственные мысли, эмоции и точки зрения. Она позволяет нам предсказывать поведение других на основе того, что мы думаем о том, что могут думать они. Конечно же, было бы слишком большим упрощением заявить, что аутисты не понимают, что у других людей есть свои точки зрения, убеждения и т.п. В зависимости от положения на шкале спектра, многие из них это понимают. Просто эти убеждения часто представляют для них тайну. Типичный тест на недостаток МПС у ребёнка – задача «Салли-Энн», представленая на картинке. Детям-аутистам обычно не удаётся решить её правильно.


Обычно детям-аутистам сложнее понять, что Салли сначала будет искать шарик в корзинке, куда она его сначала положила

С проблемами с эмпатией тоже не всё так просто. Некоторые исследования говорят о том, что у испытывающих проблемы с МПС людей есть проблемы с когнитивной эмпатией – им трудно «встать на место другого человека» и понять, что он чувствует (1, 2, 3). Но с эмоциональной эмпатией проблем вроде бы меньше – если они смогут понять, что чувствует другой человек, они смогут испытать те же чувства и продемонстрировать ту же эмоциональную реакцию. А вот психопаты демонстрируют обратное: они хорошо понимают, что чувствуют другие люди, но вообще не могут демонстрировать сочувствие, как в неприятных, так и в приятных ситуациях.

На роль основ МПС есть несколько кандидатов. Височно-теменной узел (ВТУ) — один из главных членов этой сети. Говорят, что он отвечает за определение мыслей другого человека (что он чувствует и что думает), оценку визуального восприятия другого человека (как он это видит), и другие процессы, необходимые для МПС. Было показано, что у пациентов с РАС он активируется меньше в задачах, связанных с МПС, и эта активация коррелирует с серьёзностью симптомов (чем они сильнее, тем меньше активация). Кроме того, было обнаружено, что у аутистов вся сеть из участков, задействованных в МПС, гипоактивна.

В ещё паре исследований учёные выясняли, возможно ли повлиять на эмпатию или восприятие МПС человека, используя неинвазивную стимуляцию мозга (управляя активностью мозга через электромагнитные поля или электрический ток). И когда работа ВТУ подавлялась, люди показывали худшие результаты в тестах на когнитивные способности и эмпатию. При его возбуждении люди начинали лучше оценивать визуальную точку зрения других людей. Что интересно, в одном исследовании, не направленном конкретно на эмоциональное пробуждение (они просто пытались измерить влияние стимуляции на то, как люди распознают объекты) шестимесячный курс транскраниальной магнитной стимуляции заставил человека, страдающего синдромом Аспергера, почувствовать следующее: ««Каким-то образом я считывал выражения её лица и инстинктивно и правильно реагировал на них. Большинство людей принимают такие способности как само собой разумеющееся, но я всю жизнь не умел распознавать такие вещи и говорил не то, что нужно – иногда, худшее из всего возможного – в ответ на логичные слова, сказанные мне другими. Внутренний голос сказал мне, что я могу заглянуть им в душу. Тогда я почувствовал новый прилив эмоций и мне пришлось выйти, когда эта волна накатила на меня. Глаза людей превратились в окна, и поток льющихся из них эмоций был очень силён. Каким-то образом моя способность казалась мне инстинктивной и естественной, будто бы она была со мной всегда». Вот это да. Я каждый день ощущаю эмоции, и они до сих пор меня ошеломляют. Для него всё это должно было быть довольно трудным.

Обобщая всё это можно сказать, что неинвазивная стимуляция мозга предлагает многообещающие возможности для лечения РАС. Несколько исследований успешно приспособили транскраниальную стимуляцию для облегчения навязчивого повторения, улучшения речи и т.п. Транскраниальная стимуляция при помощи постоянного тока, tDCS, не смотря на дешевизну и простоту, также выглядит достойной попыток её исследования. Разве не было бы круто, если бы мы смогли однозначно определить выключатель, щёлкнув которым, можно было бы подключить эмпатию и МПС?

И последнее по порядку, но не по важности. Приводят ли вакцины к появлению аутизма? Нет.


Секундочку… Ведь в науке довольно много людей с расстройствами из аутистического спектра. Это ведь значит… Что аутизм приводит к появлению вакцин!

m.habr.com

Аутизм расстройство

Аутизм — это психическое расстройство, возникающее из-за различных нарушений в головном мозге и отмечающееся всесторонним, выраженным дефицитом общения, а также ограничением социального взаимодействия, незначительными интересами и повторяющимися действиями. Данные признаки аутизма обычно возникают с трёх лет. Если возникают похожие состояния, однако с менее выраженными признаками и симптомами, то их относят к заболеваниям аутистического спектра.

Аутизм напрямую связан с некоторыми генетическими заболеваниями. В 10% — 15% случаев обнаруживаются состояния, связанные только с одним геном или хромосомной аберрацией, а также подверженные иному генетическому синдрому. Для аутистов присуща умственная отсталость, занимающая от 25% до 70% от общего числа болеющих. Тревожные расстройства также присущи детям аутистам.

Аутизм наблюдается при эпилепсии, а варьируется риск развития эпилепсии в зависимости от когнитивного уровня, возраста, характера речевых нарушений. Некоторые метаболические заболевания, например, фенилкетонурия, ассоциируется с симптомами аутизма.

DSM-IV не разрешает диагностировать аутизм совместно с другими состояниями. При аутизме наблюдается синдром Туретта, набор критериев СДВГ и другие диагнозы.

Аутизм история

Термин аутизм был введен в 1910 году Эйгеном Блейлером, швейцарским психиатром, при описании шизофрении. В основе неолатинизма, которое означает ненормальное самолюбование, лежит греческое слово αὐτός, что значит сам. Тем самым слово подчеркивает аутистический уход человека в мир собственных фантазий, а любое внешнее воздействие воспринимается как назойливость.

Современное значение аутизм приобрел в 1938 году после использования термина «аутистичные психопаты» Гансом Аспергером в лекции по детской психологии в Венском университете. Ганс Аспергер изучил одно из расстройств аутизма, которое впоследствии получило название синдром Аспергера. Широкое признание, как самостоятельный диагноз, синдром Аспергера приобрел в 1981 году.

Далее Лео Каннер привнёс в современное понимание слово «аутизм», описывая в 1943 году сходные черты поведения исследуемых 11-ти детей. В своих работах он упоминает термин «ранний детский аутизм».

Все особенности, отмеченные Каннером, как аутистическое уединение, а также стремление к постоянству, до сих пор считаются основными проявлениями аутизма. Позаимствованный термин аутизм из другого расстройства Каннером, на долгие годы привнесло путаницу в описания, что способствовало расплывчатому использованию понятия «детская шизофрения». А увлеченность психиатрии таким явлением, как материнская депривация дала ложную оценку аутизма при оценивании реакции ребенка на «мать-холодильник».

С середины 1960-х происходит стабильное понимание пожизненного характера аутизма, а также демонстрация его умственной отсталости и отличий от других диагнозов. Тогда же начинают родители вовлекаться в программу активной терапии.

В середине 1970-х годах было очень мало исследований и доказательств генетического происхождения аутизма. В настоящее время роль наследственности относится к основной причине расстройства. Общественное восприятие детей-аутистов неоднозначное. До сих пор родители сталкиваются с такими ситуациями, когда поведение детей принимается негативно, а большинство врачей придерживаются устаревших взглядов.

В наше время появление интернета позволило аутистам вступать в онлайн-сообщества, а также находить удалённую работу, при этом избегать тягостного эмоционального взаимодействия и интерпретации невербальных сигналов. Культурные, а также социальные аспекты аутизма тоже претерпели изменения. Некоторые аутисты объединяются в стремлении найти метод исцеления, а другие отмечают, что аутизм это один из стилей их жизни.

Генеральная Ассамблея ООН в целях обратить внимание на проблему аутизма у детей учредила Всемирный день по распространению информации о проблеме аутизма, который приходится на 2 апреля.

Аутизм причины

Причины аутизма напрямую тесно взаимосвязаны с генами, которые способствуют возникновению синаптических связей в мозге человека, однако генетика расстройства настолько сложна, что в настоящий момент непонятно, что сильнее влияет на появление расстройств аутистического характера: взаимодействие множества генов, или же редкие мутации. Редкие случаи имеют устойчивую ассоциацию заболевания с воздействием веществ, которые вызывают врождённые дефекты.

Причинами, провоцирующими заболевание, выступают большой возраст отца, матери, место родов (страна), при рождении низкий вес, гипоксия при родах, короткая беременность. Многие профессионалы придерживаются такого мнения, что этническая или расовая принадлежность, а также социоэкономические условия не вызывают развитие аутизма.

Аутизм и его причины, связанные с вакцинацией детей очень спорны, хотя многие родители продолжают на них настаивать. Возможно, что возникновение заболевания совпало с временными рамками осуществления вакцинации.

Причины аутизма не обнаружены до конца. Имеются данные, что каждый 88-й ребёнок страдает от аутизма. Мальчики подвержены заболеванию чаще девочек. Имеются данные, что аутизм, а также расстройства аутистического спектра сегодня резко возросли, по сравнению с 1980-ми годами.

Причиной появления в одной семье большого числа аутистов выступают спонтанные делеции, а также дупликации геномных участков при мейозе. Это значит, что существенное количество случаев припадает на счёт генетических изменений, наследуемые в достаточно высокой степени. Известны тератогены – это вещества, которые вызывают врождённые дефекты и именно их связывают с риском аутизма. Есть данные, которые свидетельствуют о воздействии тератогенов в первые восемь недель после зачатия. Не следует исключать возможности и позднего запуска развития механизмов аутизма, которые выступают свидетельством того, что основы расстройства положены в ранних стадиях развития плода. Имеются отрывочные данные об иных внешних факторах, выступающими причиной аутизма, однако они не подтверждаются надёжными источниками и в этом направлении осуществляется активный поиск.

Есть высказывания о возможном отягощении расстройства следующими факторами: определённые продукты питания; тяжёлые металлы, растворители; инфекционные заболевания; выхлопы дизельных двигателей; фенолы и фталаты, используемые для производства пластиков; пестициды, алкоголь, броминированные огнезащитные материалы, курение, наркотики, вакцины, пренатальный стресс.

Относительно вакцинации подметили, что зачастую время проведения вакцинации малыша совпадает с моментом, когда впервые родители отмечают аутистические симптомы. Беспокойство по причине вакцин способствовало в отдельных странах понижению уровня иммунизации. Научные исследования не нашли связей между MMR-вакциной, а также аутизмом.

Симптомы аутизма возникают из-за изменений в системах мозга, происходящих во время его развития. Заболевание затрагивает многие части мозга. Аутизм не имеет единого, чёткого механизма, как на молекулярном, так и на системном или клеточном уровнях. У детей отмечается повышенная длина окружности головы, мозг весит в среднем больше обычного и поэтому занимает больший объём. Клеточные и молекулярные причины на ранней стадии, из-за которых происходит избыточный рост, неизвестны. Неизвестно также, способен ли избыточный рост нервных систем приводить к избытку локальных связей в ключевых участках мозга, а на ранней стадии развития нарушать нейромиграцию и разбалансировывать возбудительно-тормозные нейросети.

На ранней стадии развития эмбриона начинаются взаимодействия иммунной и нервной системы, а от успешного развития нервной системы зависит сбалансированная иммунная реакция. В настоящее время иммунные нарушения сопутствующие аутизму являются неясными и очень спорными. При аутизме также выделяются нейротрансмиттерные отклонения, среди которых отмечается повышенный уровень серотонина. Исследователям до сих пор непонятно, как эти отклонения способны вести к каким-либо поведенческим или структурным поведенческим изменениям. Часть данных свидетельствует о росте уровня нескольких гормонов; в других работах исследователей отмечается снижение их уровня. Согласно одной из теории, все нарушения в работе системы нейронов деформируют процессы имитации и поэтому вызывают социальную дисфункцию, а также коммуникативные проблемы.

Существуют исследования, что при аутизме изменяется функциональная связность нецелевой сети, а также обширной системы соединений, которые участвуют в обработке эмоций, а также социальной информации, однако сохраняется связность целевой сети, которая играет роль в целенаправленном мышлении, а также поддержании внимания. Из-за отсутствия негативной корреляции в двух сетях активации, у аутистов происходит дисбаланс в переключении между ними, что приводит к нарушениям самореферентного мышления. Нейровизуальное исследование работы поясной коры, проведенное в 2008 году, обнаружило специфический паттерн активации в этой части мозга. По теории недостатка связности, при аутизме снижается функциональность высокоуровневых нейрональных связей и их синхронизация.

Другие исследования говорят о недостатке связности внутри полушарий, а аутизм представляет собой расстройство ассоциативной коры. Имеются данные магнитоэнцефалографии, которые показывают, что у детей-аутистов наблюдаются реакции мозга во время обработки звуковых сигналов.

Когнитивные теории, пытающиеся связать работу мозга аутистов с их поведением делят на две категории. Первая категория делает упор на дефицит социального познания. Представители теории эмпатии-систематизации находят в аутизме гиперсистематизацию, способную создавать уникальные правила мысленного обращения, однако проигрывая в эмпатии. В развитии этого подхода выступает теория сверхмаскулинного мозга, которая считает, что психометрически мозг мужчины склонен к систематизации, а женский мозг к эмпатии. Аутизм же представляет вариант именно мужского развития мозга. Эта теория спорная. Представители теории слабой центральной связи считают основой аутизма ослабленную способность к целостному восприятию. К плюсам этого взгляда относят объяснение особых талантов, а также пиков трудоспособности аутистов.

Связанный подход — это теория перцептивного, усиленного функционирования, которая переносит внимание аутистов на ориентацию локальных аспектов, а также на непосредственное восприятие.

Эти теории достаточно хорошо согласуются с возможными предположениями о связностях в нейросетях мозга. Две эти категории по отдельности слабые. Теории, которые основаны на социальном познании, не способны объяснить причин повторяющегося, фиксированного поведения, а общего плана теории не способны понять социальные, а также коммуникативные затруднения аутистов. Предположительно, что будущее за комбинированной теорией, которая способна интегрировать многочисленные отклонения.

Аутизм признаки

Аутизм и его признаки отмечаются в изменениях во многих участках мозга, однако как именно это происходит — неясно. Зачастую родители замечают первые признаки сразу, в первые годы жизни ребёнка.

Ученые склоняются к мнению, что при раннем когнитивном и поведенческом вмешательстве, малышу можно помочь в приобретении навыков самопомощи, социального общения и взаимодействия, однако в настоящий момент нет методов, способных полностью вылечить от аутизма. Лишь немногие дети включаются в самостоятельную жизнь после достижения совершеннолетия, но есть и такие, которые добиваются жизненного успеха.

Общество во мнении, что делать с аутичными людьми разделилось: есть группа людей, продолжающая искать, создавать лекарства, которые облегчат состояние больных, а есть люди, убежденные, что аутизм это скорее альтернативное состояние, особое и большее, чем болезнь.

Существует разрозненные сообщения о проявлении агрессивности, а также насилии со стороны лиц с аутизмом, однако, исследований на эту тему проведено немного. Имеющиеся данные про аутизм у детей говорят напрямую об ассоциациях с агрессией, приступами гнева, а также уничтожением имущества. Данные опроса родителей, которые были проведены в 2007 году, показали, что существенные приступы гнева наблюдались у двух третей из исследуемой группы детей, а каждый третий ребенок проявлял агрессию. Данные тех же исследований показали, что приступы гнева зачастую проявляются у детей с проблемами в освоении языка. Шведские исследования в 2008 году показали, что пациенты старше 15 лет, которые вышли из клиники с диагнозом аутизм, склонны к совершению насильственных преступлений из-за психопатологических состояний, таких как психоз и пр.

Болезнь аутизм наблюдается во множестве форм ограниченного или повторяющегося поведения, подразделяющееся по шкале масштаба-Revised (RBS-R) на такие категории:

— стереотипия (вращение головы, бесцельные движения руками, раскачивание туловища);

— потребность в однообразии и связанное с этим сопротивление переменам, к примеру, сопротивление при перемещении мебели, а также отказ отвлекаться и реагировать на чужое вмешательство;

— компульсивное поведение (намеренное выполнение определенных правил, к примеру, выкладывание объектов определенным образом);

— аутоагрессия — это активность направленная на себя, которая приводит к ранениям;

— ритуальное поведение, для которого характерно соблюдение повседневных занятий в одном и том же порядке, а также времени; как пример, соблюдение определенной диеты, а также ритуала облачения в одежду;

— ограниченное поведение, проявляющееся в узкосфокусированности и характеризующееся интересом человека или его направленности на что-то одно (единственную игрушку или телепрограмму.)

Потребность в однообразии тесно связана с ритуальным поведением, и поэтому в процессе исследования по валидации опросника, RBS-R объединили эти два фактора. Исследования 2007 года показали, что до 30 % детей-аутистов причиняли себе повреждения. Только для аутизма повторяющиеся действия и поведение приобретает выраженный характер. Аутистичные черты поведения – это избегание зрительного контакта.

Аутизм симптомы

Расстройство относят к заболеванию нервной системы, которое обнаруживает себя в задержке развития, а также нежелании осуществлять контакт с окружающими. Это расстройство проявляется у детей до 3 лет.

Аутизм и симптомы этой болезни не всегда обнаруживают себя физиологически, однако наблюдение за реакциями и поведением ребёнка дает возможность распознать это нарушение, которое развивается приблизительно у 1-6 малышей на тысячу.

Аутизм и его симптомы: генерализованная недостаточная обучаемость, которая наблюдается у большинства детей, несмотря на то, что заболевания аутического спектра обнаруживаются у малышей с нормальным интеллектом.

55 комментариев к записи “Аутизм”

Здравствуйте! Подскажите пож. Моему сыну 1 год и 8 месяцев. Не говорит ничего. Вообще даже мама. Звуки какие -то произносит по своему. Зрительного контакта нет. Слух проверяли, все норм. На имя не отзывается. С детьми не играет. Игрушки только подкидывает. Любознательный, все новое ему интересно. Если отвлекают от любимиго занятия, истерика падает на пол и бьется головой. Не возможно научить ничему.( как издают звуки животные) мы этого даже не можем. Врачи сказали что он маленький, мол мальчики позже говорят. Я не верю. У нас аутизм?

Здравствуйте, Екатерина. Для установления диагноза аутизм Ваш ребенок еще очень мал.

Здравствуйте! Моей дочери 7 лет ходит в первый класс! Меня очень волнует, что у нее нет зрительного контакта с собеседником. Трудно выступать на публике, начинает крутить пальцы, трогать лицо, крутит локоны волос! Особо не играет с детьми, предпочтение одиночеству отдаёт! Были у психолога, нам сказали, что это норма для ее возраста! Но она то отличается от сверстников! Подскажите, что это норма или какому специалисту обратиться?

Здравствуйте, Елена. Так Вам же специалист объяснил, что для 7-ми лет такое поведение — это норма. Сходите к другому психологу для подтверждения.

Добрый день моему сыну 1год 11 месяцев, родился на месяц раньше срока, неврологических проблем врачи не видели, говорить начал рано, сначала простые слова сейчас говорит предложениями. Меня смущает то, что он несколько раз повторяет одно предложение, когда сам что-то говорит ещё ничего, может ждет чтобы ему ответили, обратили внимание, но он также повторяет и за взрослыми несколько раз. Может ли это быть признаком аутизма или у него так развивается речь. Ребенок общительный с детьми играет в силу своего возраста, игрушками интересуется не особо, играем вместе, книжки любим читать. Подскажите пожалуйста к какому специалисту обратиться и стоит ли переживать.

Здравствуйте, Ольга. Пока малыш мал, просто наблюдайте за ним, развивайте, учите стишки. Со временем проконсультируйтесь по своей проблеме у детского невролога.

Здравствуйте! Моему сыну 2.10, родился на 26-27 неделе. Была гипоксия. Пополз в 7 месяцев, пошел в 1,3. Лепет был, говорил слогами, показывал пока ладошкой и привет. Сейчас лопочет на своем, есть некоторые простые слова на нашем языке, на, нет, дай, ма, ба, мама,папа. Пальчиком показывает что интересно. Любит обниматься, целоваться. В глаза смотрит. Сложно заинтересовать игрушками, с детьми играет неохотно, или вообще почти не играет, но следит за ними, смеется, бегает за ними. В последнее время стал очень раздражительным, что не нравится орет, плачет, швыряет. Очень любит мультики, гаджеты. Листает книги, любит кнопочные игрушки. Прописали таблетки, что бы был спокойнее, не особо помогают. Скажите, это аутизм? Очень переживаю….

Здравствуйте, Лариса. Для установления точного диагноза необходимо очно обращаться к специалистам: педиатру, неврологу, психиатру, нейропсихологу или психологу.
Но поскольку основного симптома — замкнутости и отсутствия реакции на других людей нет, а присутствует симпатия и интерес к окружающим, ребенок пытается привлекать к себе внимание, смеется, обнимается, причин для беспокойств быть не должно.

Добрый день. Успокойте меня или напрягите… Моему сыну 1 год и 2 месяца. Родился в 39 недель. С тугим узлом на пуповине. Родовая асфиксия. Раздыхивали мешком. 5-7 баллов по Апгар. Гуленок во время. Сел и пополз в 6 месяцев. Пошёл в 11. К году произносил разные повторяющиеся звуки ба-ба, папа, гага и т.д. Порядка 10 штук. Ладушки и пока с 9 месяцев , указательный жест с 10-11 мес. С 11 мес берет телефон у уху и говорит ая ( типо але). Сейчас зовёт мама когда теряет, бежит за мной. Пытается повторять слова если ему понравятся.Приходит сам обниматься ко мне и др членам семьи, иногда целует. Когда обнимаю других людей начинает плакать, ревнует. Спит днём хорошо 2-3 часа. Ночью просыпается иногда, плачет, трудно успокоить, но не более 1 раза за ночь. Но у нас сейчас активно лезут клыки. Засыпает сам, надо только рядом полежать. Любит животных. Гладит их. На площадке с детьми особо не играет, скорее интересуют их игрушки. Обращает внимание на шумно бегающих детей, бегает за ними и тоже визжит. Беспокоит следующее: в 5-6 месяцев перед ползанием были раскачивания на четвереньках, прошло мес в 9. Но появились раскачивания в стуле вперёд назад, сейчас почти прошло. Ещё активный интерес к пультам, зубной щётке , фену, выключателям, включает- выключает, лампочкам, фонарям, столбам на улице. Зрительный контакт хороший. Иногда только как будто смущается, улыбается и отводит глазки с незнакомыми. Врачей не боится. Все подаёт что попросишь, выполняет просьбы дай, отнеси, подними и т.д. Тянется ручками к брату, в его компании играет заметно уверенне. Скажите волноваться или нет? Были у разных неврологов, в том числе, который специализируется по таким отклонениям. Все говорят что все ок . Может я очень приглядываюсь. Ещё забыла добавить, что иногда кружится вокруг себя, но с улыбкой))) и часто сам приходит и садится на коленки)))), один находится не может, ходит за нами.

Добрый день, Ксения. Развитие Вашего ребенка соответствует возрасту и установленным нормам.
Рекомендуем ознакомиться:
http://psihomed.com/razvitie-rebenka-v-1-god/

Насчет IQ не совсем правда, не 100% ниже 100. У людей с синдромом Аспергера IQ часто намного выше среднего. Например, большинство программистов в Силиконовой Долине имеют легкую форму аутизма.

Здравствуйте! Наверно мне тоже не помешает ваша консультация! Моей дочери 2.2 года, на вид выглядит не менее чем на 3 года! Роды были не из простых…в итоге кесарево! Ходить стала в годик, говорить мама, папа, баба, деда, дай, стала рановато, но затем больше стала мычать и просто тыкать пальцем, либо брать самостоятельно. Говорит в основном на своем, но бывает когда делаю вид, что не понимаю — начинает говорить понятные слова. Хорошо и четко говорит кличку собаки Арчик!! Все понимает, выполняет все просьбы, даже бывает задаю сложные. На контакт идет без проблем но очень стесняется, когда капризная ложится на пол звездой, спит хорошо, а вот ест без аппетита. Ходим на занятия, там она сама по себе! Если ей интересно, то она делает без проблем, если нет и скучно, то не заставишь — сидит и смотрит на всех со стороны.

Здравствуйте, Елена. Если вопрос заключается в проблеме «больше стала мычать и просто тыкать пальцем», то необходима консультация детского психоневролога.

Здравствуйте! Моему сыну 2г и 1 мес. Он не говорит! Родился на 42 нед. Пошел в 1г и 2, говорил мало в 1.и11 заметила, что перестал отзываться на имя, перестал произносить звуки и перестал понимать речь. Прокололи 2 курса кортексина и курс микротоковой терапии. Сейчас почти всегда на имя отзывается. Речь частично понимает — дай, возьми, на. Но картинки не показывает или показывает как заучил. Со взрослыми и детьми играет охотно, один не остается, заниматься готов часами (у нас 3 дефектолога каждый день). После лечения появился пальцевой рефлекс. Сейчас все показывает пальцем (животных, машины). Эмоций очень много, отвечает эмоциями, всему радуется. Ест все сам ложкой. Очень любит шоколад. Подражание сохранено. Иногда закрывает уши, но не на громкий шум, скорее на телевизор (его отменили). Сейчас слоговое гуление (па-па-па-па, ма-ма-ма, иногда получается мама). Жест нет есть, нет жеста да. В глаза смотрит иногда долго, иногда нет. К туалету пока не приучен. Были запоры. И еще — стериотипии нет. В игрушки играет все, особенно развивающие любит. Но последние дни может швырять их если устал, а когда запрещаешь — истерит. По кругу не бегает и рядочки с пирамидками не складывает. Аутизм?

Здравствуйте, Наталья. По описанным признакам поведение ребенка к аутизму отнести сложно.
Нередко состояние младенца, родившегося с опозданием, отягощается неврологическими нарушениями, отставанием от сверстников в развитии. Возможно причина кроется в этом, поэтому старайтесь и дальше продолжать гармонично развивать ребенка.

здравствуйте…моему сыну 1год и 10месяцев…развивался по возрасту..но проблемы начала замечать сама..в 1.4 я не могу его ничему научить..т.е другие дети знают животных..я его учу он меня отталкивает..убегает..истерит…пошла к нлатному неврологу все обьяснила она сказала что у вашего ребенка дефицит внимания и гиперактивность..выписала нам ноотропы когитум и фенибут..пропили..результата нет..пошла с ним на развивающие занятия.думаю может быть это поможет..но заниматься мы там не смогли он у меня не любит сидеть на руках.. все занятие бегал..прыгал…пошла в поликлинику когда нам было 1.7 к нашему неврологу все объяснила про первого невролога и препараты которые назначали ничего не утаивала нет смысла хочу понять что происходит с ребенком..плюс ребенок на тот момент говорил баба.папа.эй.я понимаю что это очень мало слов для его возраста она нам поставила зрр..назначила ноотроп цераксон..мы принемали его три недели..ребенок перестал вообще что либо говорить и лепетать..я снова к ней..она отменила цераксон..назначила колоть кортексин но я уже боюсь эксперементировать на ребенке…пошла к третьему неврологу та выслушав меня и посмотрев на малыша поставила нам аутический спектр под вопросом..я в шоке …три врача три разных диагноза..лечение не назначили..попросила сделать ээг ночного сна..пока с ребенком уже месяц занимается деффектолог..он снова стал произносить звуки и лепетать..ходит в частный детский сад..детей любит..в сад ходит с удовольствием..иногда даже не хочет уходить..ребенок веселый.улыбается…в садике его называют улыбака.. в глаза смотрит.. на контакт идет почти со всеми..на детской площадке бегает всех обнимает. ээг еще не сделала собираю деньги.стоит не дешево.теперь о ребенке .роды первые.длились 4 часа.. мне 35 лет.родился доношенный..но с короткой пуповиной..гиппоксия плода..выписали нас на 5й день.спокойный.любит поспать особенно днем 3часа. теперь странности ребенка ест только супы.любит особенно домашнюю лапшу..каши..творог..молоко……. не пьет вообще.компот и воду.как не пыталась обмануть..любит кружится быстро но не долго.. любит рвать бумагу особенно газеты..раньше боялся новых мест истерил когда были в гостях..боялся лифтов особенно когда они гремят.сейчас в гости ходим истерики отновых мест пропали..может в гостях даже поспать свои положенные 3 часа.на горшок пока не ходит истерит..хотя приучать стала рано..может горшок одеть на голову или на ногу и ходит..ест сам через раз..в основном с моей помощью..игрушки швыряет..книги не любит..сидит сам листает..любит когда рассказываю ему стихи наизусть..вот пожалуй и все..если это аутизм то я боюсь упустить время..чем раньше начнут работу специалисты..деффектолог.невролог.психолог тем лучше…а если нет то боюсь его залечить ноотропоми..что делать ..посоветуйте..

Здравствуйте, Людмила. Рекомендуем успокоиться, набраться терпения и немного подождать, пока малыш подрастет. Так бывает, что мальчики медленнее развиваются интеллектуально в сравнении с другими сверстниками.
Теперь относительно аутизма. Диагностировать детский аутизм очень трудно. Опытным специалистам необходимо много времени для наблюдений и анализа картины данного психического нарушения.
Поэтому следует спокойно относиться к назначениям повторных приемов, обследований и консультаций.
Считается, что об аутизме необходимо думать, если малыш не удерживает длительного контакта «глаза в глаза», обнаруживает дефицит совместного внимания, при сохранном слухе не откликается на имя, не обращается за помощью; использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет; не пытается чем-то поделиться. В Вашем случае у ребенка только дефицит внимания, поэтому есть все основания сильно не переживать.
То что Вы посещаете детский сад — это замечательно. Это позволит малышу развиваться более гармонично и быстрее.

СПАСИБО БОЛЬШОЕ ..БУДУ И ДАЛЬШЕ НАБЛЮДАТЬ ЗА РЕБЕНКОМ….

Добрый день. У меня дочери 16 лет. Проблемы в общении со сверстниками стали проявляться с 9-10 лет. Сейчас практически ни с кем не общается, не может находиться в месте большого скопления людей, очень трудно с математикой и английским. Не хочет общаться даже в кругу родных, обидчива, очень низкого мнения о себе. Мне кажется она не чувствует эмоции другого человека. В детстве была нормальным ребенком, развивалась хорошо, в 2,6 года знала все буквы. Еще в начальных классах училась хорошо, а потом стала «угасать». Я бы даже сказала не хочет жить. Может ли аутизм развиться с возрастом? Может ли сказаться плохая экология? Родилась с она с высоким внутричерепным давлением.

Здравствуйте, Елена. Для того чтобы было понятно, что происходит с ребенком, необходимо вместе с дочерью очно посетить психолога.

Добрый день! Сыну 2 года 2 месяца. Чрезмерно активен. Выглядит старше, малознакомые люди дают ему 4 года. Не говорит, но целый день на «своем языке» лопочет, похоже на речь, редко проскальзывают слова, которые знает. Но любит петь песни вместе со мной и рассказывать потешки. Очень улыбчивый, на улице может встать рядом с незнакомыми людьми, взять за руку. Сам не ест, горшок тоже нет. Уложить спать трудно, даже если очень устал: может ходить и ныть, может начать кусаться и бить, а может наоборот бегать, что не остановишь. Спит плохо, ночью просыпается с истериками, иногда подскакивает с рёвом и убегает из комнаты. Успокоить невозможно. Игрушками особо не интересуется, только разбрасывает. Любит все бросать: бутылки, ложки, одежду. Это его основной вид самостоятельной игры. Любит листать книжки, тыкать моим пальцем, чтобы я назвала картинку. Мультики, которые раньше смотрели знает наизусть, их смотреть не хочет уже, но новые ему не нравятся в принципе. Не слушается. Что с ним? К кому лучше обратиться?

Добрый день, Ольга. Рекомендуем по своей проблеме обратиться к детскому психоневрологу.

Добрый день!
Очень обеспокоена поведением своей дочери, помогите пожалуйста. Хотелось бы узнать — нет ли у нас признаков аутизма, так как недавно были у невролога и она даже не посмотрев на ребенка за 2 минуты поставила предварительный диагноз аутизм на ранней стадии, не посмотрев не УЗИ, не анализы, ни даже ребенку в глаза.
Наши проблемы заключаются в том, что у нас задержка речи, а точнее отсутствие слов, звуков полно, на просьбы отклик через раз, зрительный контакт в норме, от людей не сторонимся, даже наоборот для достижения желаемого берем любого за руку, очень улыбчивый, любим объятия, очень привязана к маме, т.к. воспитываю ее одна, на детей реакция нормальная, но на некоторых ручками закрывает глаза, сон в норме, играет своеобразно — перекладывает или складывает что-то в емкость, рисуем, играем в планшет, в общем ритуалов повседневных нет на мой взгляд, мозаику и кубики по назначению, за взрослыми в принципе повторяет, но не все, падает и скандалит только когда, что-то не по ее, может успокоится сама, остается легко с чужими людьми, качается из стороны в сторону при просмотре мультиков, но не постоянно, чередуя с прыжками и играми, ест и пьет сама, иногда смеется без причины, громких звуков, яркого света не боимся, когда психует невозможно договориться словестно, еще больше может возбуждаться, пока не добьется своего, не показывает ничего из того, что спрашиваем — ни цвета, ни формы, ни цифры, хотя пазлы по постановке того же самого на планшете складывает легко, иногда кружится, показывает моей рукой, что ей надо. Помогите пожалуйста разобраться, я к сожалению сама в сомнениях, то вижу эти признаки, то нет. Заранее огромное спасибо.

Добрый день, Анна. Ваше переживание понятно, но если Вы знаете, что у ребенка задержка речи, то Вам необходимо обращаться за помощью к логопеду, если посчитает нужным специалист, то продолжите занятия с детским психологом. С их помощью Вы сможете подтвердить или опровергнуть диагноз аутизм, который взят за основу.
Вы должны понимать, что чем меньше возраст ребенка, тем менее устойчив диагноз, поэтому медлить с помощью малышке не стоит.

Здравствуйте, сыну 2,10. Он совсем не разговаривает, только мама, папа, баба, и звуки животных. К нам не обращается, подходит стучит и показывает, что ему надо. Если попросить что-то подать, то сделает, знает цвета, многие буквы показывает, геометрические фигуры знает. И с горшком у нас тоже проблемы, не в какую не хочет ходить. Если посадить он все дела сделает, а сам очень редко, когда сядет. Очень активный, не боится чужих людей, общительный по своему. Плохо спит, частенько может проснуться ночью с истерикой, которую очень сложно успокоить. Вообще истерики бывают часто, беспочвенные. Его очень сложно успокоить. У нас было кс, родился с гипоксией, были судороги на первых минутах жизни. До года лечились конвулексом. Сейчас ставят ЗРР и прописываются ноотропы, но результата от них нет. Два курса уже пропили.

Здравствуйте, Мария. Рекомендуем продолжать наблюдаться у детского психоневролога. На данный момент сильных поводов для переживания нет. Позднее развитие речи у мальчиков случается очень часто и это нормальное явление. Рекомендуем развивать с помощью игр (конструктор), рисования, лепки мелкую моторику рук — это позволит быстрее заговорить.

Здравствуйте, дочери 3 года и 4 месяца. Сон с рождения и по настоящее время не установился, днем часто не спим, ночью несколько раз просыпаемся, попить компота или йогурта. В еде избирательна, аппетит появляется редко, обычно приходиться бегать за ней упрашивать съесть хоть кусочек. Очень любит мультфильмы, разговаривает фразами героев и копирует их поведение. Эрудирована ( считает, знает геометрические фигуры, воспроизвести сама на бумаге их не может, цвета, географические названия). Очень беспокоит то, что не хочет откликаться на свое имя, проблем со слухом нет. Не рассказывает как дела в садике, что делали, не хочет учить стишки, песенки, которые задают, при этом запоминает и воспроизводит только те которые слышит по телевизору. Выговаривает не все слова. Не играет с детьми в садике. При этом на прогулках ведет себя общительно. Очень активная. Бегает без перерыва по кругу в комнате по 1,5 часа. Особенно проявляется эта черта когда больше внимания уделяется младшей дочери, ей годик. Капризна, закатывает истерики при любом отказе в чем либо. Доча родилась путем кесарева сечения, была отслойка плаценты на 38 недели. Выписали на 7 сутки.

Здравствуйте, меня очень беспокоит развитие моего сына. Возраст 2.11. Хорошо выполняет любые просьбы, отличает предметы по величине, считает до 3, самостоятельно одевается и раздевается. Аккуратно, самостоятельно кушает. Любит, когда я читаю ему книжки, знает несколько геометрических фигур, по моей просьбе может нарисовать кружок, квадрат, линию. Хорошо играет с другими ребятишками. Но, очень плохо говорит, самое длинное предложение из трех слов, да и то слова выговаривает не полностью, а только первый слог, не говорит ни одного длинного слова. Старший брат Дима-ди-ди, укрой-укры, молоко-алоко, включи-кляси. Пьем пантогам улучшений не замечаю.

Здравствуйте, Татьяна.
Скоро Вы будете проходить плановый мед.осмотр для детей 3 лет и посещение логопеда в том числе. Поэтому рекомендуем по своей проблеме проконсультироваться с этим специалистом.

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, есть ли в ребенке аутичные черты? Я уже сама не своя от переживаний. Сыну 11 месяцев и неделя, родился в 39 недель с помощью кесарево. Развивается нормально, агукал, потом начал лепетать, сейчас лепечет так, что рот не закрывается. Сидит и бубнит себе под нос слоги: ма-ма, дя-дя, па-па, ба-ба, тя-тя, да-да, ня-ня. Из сознательных слов это баба (узнает бабушку по скайпу) и ам (говорит, когда кушает или я кушаю). Какое-то время мамкал, но теперь не мамкает, а бабкает постоянно. В плане общения вроде общительный, постоянно нужно быть рядом со мной, играть может и сам, но я должна быть в поле зрения. Улыбается, если смешить, то смеется. Меня кормит печеньем и хлебом, когда сам ест, поит водой из своего поильника. Сам пытается кушать ложкой, но нужно ему ее дать наполненную в руку. Пьет из поильника самостоятельно. По просьбе иди ко мне идет, на нельзя реагирует — останавливается, но потом все равно продолжает с осторожностью, смотрит на реакцию. по просьбе дай — дает игрушку, что у него в руке. Мою заколку не в руку дает, а кладет мне на голову, так как знает, что она обычно там. Даже если играет сам очень часто смотрит на меня. Когда на улице незнакомые с ним заговаривают, всегда проверяет мою реакцию, смотрит на меня, а потом уже на этого человека. В последнее время появилось постоянная демонстрация мне всего — протягивает мне в руке, как бы показывая игрушки, вещи, все что ему в руки попадает. Любит обниматься очень, целует и меня и хорошо знакомых людей. Глазной контакт хороший, на имя откликается практически всегда. Иногда не взглядом, а звуком. Очень много, как бы поет разные звуки. Рычит, недавно начал произносить что-то типа кря-кря. Научился пальцами бренчать по губам и теперь все время это делает. Несколько дней повторял последнюю часть гуси гуси га-га-га, там где да-да-да. Научился показывать язык. Показывает на мне и игрушке глазки, носик, ротик. Сначала показывал моим пальцем, сейчас уже своим. Может по просьбе принести игрушку, которую знает (это у него мяч, крокодил и белочка). Со взрослыми иногда на своем языке говорит, такое впечатление, что предложениями. Еще сам не ходит, или по стенкам и предметам или за ручку. Ползает очень быстро и ловко. С едой проблем вроде нет, потихоньку вводим все новые и новые продукты. Сам держит и кусает печенье, хлеб, морковку, остальное пока в виде пюре.
Теперь то, что меня беспокоит. Нет указательного жеста, вернее он стал протягивать в нужном направлении руку, но как-то смазано. Не всегда может следить, куда я ему указываю, начал мотать головой типа нет-нет, но к отрицанию не привязано. Сначала лежа на пеленальном столике это делал, теперь и сидя. Отвлекается если я его в этот момент одерну, но несколько раз за день так может мотать. Так же опять начал играть с дверью. Это уже было в районе 6 мес и прошло и теперь вот уже пару недель как опять. Чаще всего начинает ее открывать, закрывать, когда я нахожусь за дверью в том помещении, иногда даже взвизгивает, как будто играет в прятки со мной, но может и сам ее туда-сюда дергать сидеть какое-то время. В общем когда эта дверь открывается (это дверь в ванную и она обычно закрыта), то он начинает с нет играть. Еще не машет ни привет, ни пока, в ладони не хлопает. Рыдает от нашего педиатра навзрыд, только она к нему прикоснется, хотя на других людей такой реакции вроде нет. Со сном тоже проблемы, может просыпаться каждый час ночью, но не знаю, то ли это коренные зубы лезут, то ли что-то его другое беспокоит и он хнычет ночью. Вроде бы все.
Наш педиатр отмахивается, а я теперь зациклилась на его странностях и места себе не найду. Ребенок первый, так что сравнить не с кем. Буду очень благодарна за ответ!

Здравствуйте, Диана. Ваши опасения понятны. Диагноз аутизм напрямую связан с определенным набором поведенческих симптомов, которые могут проявляться у ребенка. Но у Вашего малыша на данном этапе аутизм не может быть достоверно диагностирован, поскольку он еще не достиг 2-х летнего возраста.
Если проблемы со сном будут сохранятся, то стоит проконсультироваться у детского невролога.
На данный момент, исходя из описанных поведенческих особенностей крохи, можно отметить, что он здоров и развит на свой возраст. Рекомендуем в дальнейшем также создавать условия, способствующие развитию малыша.
Ознакомьтесь на сайте со статьей:
http://psihomed.com/razvitie-rebenka-v-1-god/

Спасибо за ответ! Значит сейчас мне волноваться и идти его обследовать смысла нет, я вас правильно понимаю? И эти движения головой и игры с дверью бывают и у абсолютно здоровых деток? Я живу за границей и тут есть программа раннего вмешательства и они обследуют деток разного возраста, даже до двух лет. Но если в этом нет нужды, то я бы его конечно лучше не таскала по врачам.

Диана, абсолютно верно. Ваш ребенок здоров. Улыбчивость, зрительный контакт, умение распознавать настроение и выражение лиц окружающих, свидетельствует об отсутствии аутистичных черт.

Спасибо вам огромное за ответ и что успокоили мнительную маму! И всего вам доброго!

Добрый день. Моему сыну 2 года и 2 месяца. Физическое развитие нормальное. Беременность и роды без особых проблем. Доношенный. Не говорит. Пару раз сказал мама и 1 раз папа. Практически не устанавливается зрительный контакт. Может бегать по кругу по 10 минут. Вертит в руках одежду. Кушает только в своем стульчике. В другом месте — сопротивляется даже если голоден. Очень редко откликается на свое имя. Будто не слышит. Но проблем со слухом при этом нет. Смотрит на протяжении нескольких месяцев 1 мультфильм. Может 30 минут практически без движения наблюдать за работающей стиральной машинкой. Из игрушек выстраивает ряды в основном по размеру. В последнее время участились истерики при желании чего-либо. Падает на пол в любом месте и плачет с криком. Отгоняю всячески плохие мысли. Но на тематические сайты стала заглядывать. Что делать.

Добрый день, Александра. Отгоняйте и дальше всяческие плохие мысли и не переставайте с ребенком заниматься (важны развивающие дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики рук — конструктор, пазлы, кубики, шнуровочки, а также лепка, изо, развитие речи, музыкальные занятия).
Правильно подобранная музыка поможет наладить зрительный контакт и взаимодействовать с ребенком. Для таких занятий подойдет классическая музыка, например Моцарт.

Добрый день! Нашей дочке исполнилось на днях 3 года. Ее поведение меня беспокоит. Капризы начались с 1 года 7 месяцев. Последние 3 месяца капризы усилились. Я думала про кризис трех лет, но вдруг я ошибаюсь. У нас родилась еще одна дочка, ей 8 месяцев. Сначала она проявляла интерес и любовь к ней, а теперь говорит убери ее, отбирает у нее игрушки, кричит на нее. Хотя старшей доченьке внимание, ласка и любовь чрезмерны. Понимаю, что это ревность, но как ситуацию облегчить? По ночам часто просыпается с капризами, когда просится в туалет. Я ее отведу. Если просьбу не выполнила, например, отнести на ручках в спальню, так устроила истерику, среди ночи крики. Получается, если я не выполняю ее какие-то просьбы, начинает громко истерить. Упрямиться практически во всем, кроме мультиков и игрушек. Разговаривает очень хорошо, не по годам.

Добрый день, Елена. Подрастет меньшая дочь и капризы старшей дочери сойдут на нет. Старшая подражает младшей: Вы же младшую носите на руках, когда заплачет берете на руки, качаете. Вот этого старшей и не хватает. Говорите старшей, что она еще маленькая и Вы ее очень любите, обязательно берите чаще на руки.

Добрый день. Подскажите присутствуют ли у нас аутические черты? И как развит ребенок? Как научить ребенка играть самого? Родились недоношенные 35-36 недель, сейчас нам 1,1 год говорит мама, баба, кака, надо, бу, мяу, машет пока, покажет в книжке животного, а потом берет мой палец и показывает этого же животного говорит мама, папа, баба, животных, носик, глазки, ходит за ручку с 11 месяцев, с года ходит сам, но не очень устойчиво и мне совсем не дает ничего делать, если я играю с ним играет, если ему надо куда то-то ведет меня за руку, хотя может один пойти, не пойму может подстраховывается, как остается с бабушкой нормально сидит играет, но играет не много, не усидчивый, если я не пошла с ним куда ему надо сразу ноет, любит открывать, закрывать двери, и ходить целый день к стиральной машинке открывать и закрывать ее, ест нормально и спит тоже. У невролога были, ставит только гипервозбудимость, а так все нормально.

Добрый день, Катерина. Обычно аутистические черты начинают проявляться постепенно с 10-15 месяцев, и окончательно сформировываются к трем годам. Из того, что Вы написали Ваш малыш на свой возраст развит нормально, повода для беспокойств нет.
Рекомендуем ознакомиться на сайте со статьей:
http://psihomed.com/razvitie-rebenka-v-1-god/

Добрый день. Дочке сейчас 1 год 10 месяцев. Толком не говорит. Только дай если что-то нужно или повторяет «одай» если отнимаешь у нее. В год и 2 показывала пальчикам на предметы и картинки как сама так и рукой мамы или бабушки, сейчас перестала. Показывала где папа, где мама, но потом перестала. Хотя знает и реагирует на просьбы отдай маме или отдай папе (если хочет). Если что-то нужно, берет за руку и ведет к предмету, если высоко что-то, то просится на ручки на сам предмет редко показывает. Ест сама только если нравится еда, остальное ковыряет или бросает ложку, но ест если кормить. Плохо устанавливает зрительный контакт, не усидчива, машет руками и ногами, когда сидит за столом или смотрит мультфильм, не повторяет звуки, не хочет махать ручкой. Встречает родных только улыбкой. Если что-то не нравится или не пускают куда-то начинает истерить. Если рисуем, то предпочитает отдать карандаш мне и смотреть, чем рисовать самой. Следует ли обращаться к специалистам?

Добрый день, Руслан. В три года у ребенка будет плановый профосмотр врачей. Для Вас представляет интерес невропатолог и логопед, все беспокоящие вопросы по Вашей проблеме зададите им. В настоящее время рекомендуем больше заниматься с девочкой, развивать ее (разучивать с ней песенки, стишки, лепить из мягкого пластилина или глины (колобка, бублики, пирожки), рисовать красками, конструировать из кубиков (башенки, кровать, стол), укладывать спать и кормить куклу с ложечки, побольше играть в развивающие игры. Пока время у Вас есть и все будет зависеть от желания взрослых помочь девочке развиваться с учетом ее возрастных особенностей.

Здравствуйте, моему сыну 3,5 года, он плохо говорит, ходит в садик, играет только с одним мальчиком, некоторых детей бьёт, когда воспитатели говорят, что девочки идут пить сок, а мальчики-сидят, мой сын идёт, наверное не понимает, что он мальчик, часто кричит, что не по его, но обувается, одевается и кушает сам, что посоветуете?

Здравствуйте, Алеся. Рекомендуем получить консультацию у логопеда и психолога. Узнайте предоставляют ли в детском саду такую помощь и сходите. В целом из того, что Вы написали ничего такого настораживающего нет. Плохо говорит — еще есть время выговориться, необходимо заниматься дома дополнительно, только на детский сад не рассчитывать, учить стишки, потешки, играть с малышом, танцевать и петь песенки, рисовать красками, лепить и конструировать(строить башенки, гаражи, мосты и прочее). То что он играет с одним ребенком — для его возраста это нормально.
Рекомендуем ознакомиться со статьями на сайте:
http://psihomed.com/kak-vospityivat-malchika/
http://psihomed.com/krizis-3-h-let/

Здравствуйте. Моему сыну 1,5г. Из понятных слов только 10. он может носится по кругу минут 10-20, если нашел соринку на полу, то сначала разглядывает, а после несет мне, вращает головой, но нечасто. Лепет присутствовал всегда. улыбаться начали уже после года, до этого был серьезным парнем. машет пока-пока всем (в магазине, в больнице, знакомым, соседям). если есть настроение, то он понимает что от него хотят, если плохое настроение — на пьяной козе не подъедешь. частенько стучит ладошкой по дверям, по стене, постоянно открывает и закрывает двери. частенько истерит, но в последнее время нечасто. со сном никогда проблем не было,но встаем довольно рано, в 5ч. в еде неразборчив, что-то больше лбит,что-то меньше, но аппетит всегда был хорошим. Мои переживания надуманны?

Здравствуйте, Вика. У Вас абсолютно здоровый и развитый малыш на свой возраст. Беспокоиться причин нет, черты характера крохи еще будут меняться, от Вас зависит коррекция поведения ребенка в нужном направлении.

спасибо!! прямо успокоили. а то уже надумала бог знает что….

Здравствуйте! Моему сыну 3 года. Около года назад заметили, что он немного отличается от других детей: более раздражительный, редко откликается на свое имя, играет только сам с собой, не реагирует на просьбы, очень избирателен в еде, совсем не разговаривает. Он, конечно, произносит звуки, но они бессвязные, непонятные другим людям. Прошел год, но в развитии никаких изменений нет. Я уже не знаю, что делать? Неужели он аутист? Как быть? Подскажите!

Здравствуйте, Екатерина! Необходимо получить консультацию у квалифицированного детского невролога, а также обратиться за помощью к детскому психиатру, который проведет диагностику аутизма у ребенка.

Моему сыну 6-лет, врачи поставили диагноз «РДА». К кому и куда обращаться для обследования, можно ли его вылечить?

Предварительный осмотр больного осуществляет педиатр, который записывает историю развития «РДА».
Далее привлекаются специалисты по расстройствам аутистического спектра: нейропсихолог, детский психолог, дефектолог. Они проводят оценку состояния, устанавливают диагноз. Успех в лечении зависит от тяжести аутистических проявлений, времени начала лечения, наличия или отсутствия органических поражений, темпа развития речи и интеллекта.

Добрый день!
У меня вопрос по поводу развития моего сына. Сейчас ему год и 8 месяцев.
Во время беременности я переболела ветрянкой (срок 5-6 недель) в достаточно тяжёлой форме. После этого постоянно боюсь последствий. наш сын немного отличается от остальных детей. С рождения у нас был гиппотонус мышц( плосковпльгусные стопы, первые несколько мес.жизни днем ребенок почти не спал,потом ситуация стала выправляться. Лепет присутствовал всегда. С родными он хорошо общается,но с чужими очень замкнут, с детьми вообще особо никак не взаимодействует, по долгу засыпает лсобонно вечером, около часа. При этом крутит головой, а иногда и всем телом в разные стороны. Такие кручения бывают когда ему скучно или что-то не нравится,но не всегда. Пока не говорит. Только пару недель назад стал повторять какие-то «слова», а скорее даже слоги,но сам повторять их он не пытается изначально, когда я слышу в его лепете что-то похожее на слово,напримерБАКА, говорю, ага похоже на собаку, Глеб скажи ещё БАКА- это собака, потом когда просишь его сказать собака он уже сам говорит бака. Скажите, мои переживания надуманны, или есть реальные причины?

Добрый день, Елена. Вероятность развития патологии плода во время беременности при ветрянке существует, но очень минимальная. С учетом задержки в развитии ребенка на данном этапе Ваши переживания обоснованы. Рекомендуем со своими жалобами на здоровье малыша обратиться за помощью к детскому психоневрологу, поскольку максимально раннее выявление патологии выступит залогом эффективного терапевтического воздействия. В лечении подобных состояний в настоящее время применяются не только лекарственные средства, но и методы физического воздействия (физиотерапия, занятия лечебной физкультурой, массаж), а также инновационные методики — различные компьютерные речевые программы.

Здравствуйте, ребенку 1.9, поставлен диагноз ЗРР с аутистическими проявлениями. Невролог сказала, что это точно не аутизм, назначила медикаментозное лечение (которое нам не подошло) и нейропсихологическую коррекцию. Ребенок тяжело воспринимает чужих людей, визжит, отбегает, но если они в привычной обстановке, то привыкает через 20-30 минут. Если посторонний человек+незнакомая обстановка — он не пойдет на контакт, будет истерить, общаться не будет. Поэтому вопрос — можно ли где-то найти информацию об этой коррекции и делать самой, либо попробовать вызвать психолога на дом?

Здравствуйте, Евгения. Ребенку с подобными нарушениями необходима помощь нескольких специалистов: дефектолога, логопеда, невролога. Дефектолог начинает работать с детьми в возрасте 2-х лет, развивая память, моторику, внимание, мышление.
Ближе к 4-м годам необходимо посещать логопеда, на занятиях которого учат выражать свои мысли, строить предложения и правильно произносить звуки.
Невролог занимается устранением неврологической патологии, которая является причиной отставания в развитии.
Психолог и рефлексотерапевт необходимы если у ребенка ЗПРР. Работа с детским психологом важна в тех случаях, когда в речевом развитии отставание связано с психологическими травмами.
Самостоятельно Вы можете с ребенком собирать паззлы, конструктор, угадывать по звукам музыкальные инструменты, устраивать подвижные игры, а также лепить, рисовать, тем самым развивать моторику рук.

psihomed.com