Аутизм симптомы и признаки у взрослых

Аутизм у взрослых

Альберт Эйнштейн
(физик-математик)

Дэниел Таммет
(высокоодаренный савант)

Билл Гейтс
(американский предприниматель)

Аутизм взрослых людей представляет собой серьезное расстройство психики, которое резко снижает их уровень адаптации и социализации в окружающем мире. В раннем возрасте это заболевание довольно сложно диагностировать, так как различные моторные и речевые особенности поведения ребенка можно списать на возраст и особенности характера. Но у взрослого человека симптомы аутизма слишком заметны для окружающих. Этиология данного заболевания до сих пор неизвестна. Существуют гипотезы о наследственности и генных мутациях. Частота заболеваемости аутизмом – 1:250, причем аутизмом чаще болеют мальчики.

То, что взрослый человек страдает аутизмом, сразу бросается в глаза. Он безучастно относится к происходящему, равнодушен и неэмоционален. Создается ощущение, что человек живет в собственном мире. Он неохотно вступает в контакт с посторонними. Общаются только с родственниками и близкими знакомыми. Аутиста следует отличать от интроверта, который считает, что лучше молчать, чем говорить много пустых слов. Аутисты обладают низким интеллектом, который не превышает 50, и сложно поддаются обучению.

Группа Суламот предоставляет комплексную помощь лечения спектра аутизма: от дифференциальной диагностики проблем развития и до построением плана коррекции.

Взрослые, страдающие аутизмом и не идущие на контакт, находятся в своих мыслях. Могут, не переставая, делать различные бессмысленные движения, расставлять в определенной, только им понятной последовательности предметы и вещи. Аутизм у взрослых часто сопровождается навязчивыми идеями, во время которых они становятся равнодушными к окружающему миру. Вывести их из этого состояния может только что-то неожиданное, непривычное. Часто у больных аутизмом случаются припадки, приводящие к непредсказуемым последствиям. Известно, что почти половина аутистов наносила себе повреждения. Такие больные требуют постоянного ухода, внимания, так как в тяжелой форме заболевания не могут сами себе обслужить.

Гомеопаты, неврологи, педагоги до сих пор решают вопрос: «Нужно ли лечить аутизм?» Проводимые исследования показывают, что эффективность лечения зависит от стадии заболевания, степени запущенности и индивидуальна для каждого аутиста.

В настоящее время выделяют следующие группы людей, страдающих аутизмом:

  1. Человек никак не идет на контакт с окружающими. Самая тяжелая степень заболевания, которая не поддается лечению.
  2. Человек общается с окружающими, но происходит это только одному ему понятным способом. Все новое воспринимает в штыки. Делает однообразные движения, не желает гулять и спать, не чувствует голода.
  3. Человек охотно общается, но отличается крайним эгоизмом. Позаботиться о себе в полной мере не может. Крайне неохотно отвлекается от своих странных дел. Может обладать какими-то индивидуальными навыками или способностями, о которых никто из окружающих даже не догадывается.
  4. Аутизм протекает почти незаметно. Человек очень послушный и крайне обидчивый. Старается выполнять все предписания, правила и инструкции, из-за чего не может принять самостоятельного и ответственного решения.
  5. Имеют какие-либо явные таланты, чаще к точным наукам (математика, программирование, физика).
  6. Лечение аутизма у взрослых, включает в себя преодоление робости перед окружающими, помощь в социализации, прекращение прогрессирования заболевания. Нужно свести к минимуму частоту приступов больного. Лечение будет напрямую зависеть от симптомов и течения заболевания. Чем раньше начать борьбу с заболеванием, тем больших результатов можно достичь.

    www.sulamot.ru

    Причины возникновения аутизма у взрослых

    Что такое аутизм у взрослых наиболее доходчивым и простым языком объяснил людям Дастин Хоффман, который сыграл роль мужчины, страдающего этим заболеванием, в фильме «Человек дождя». В 1989 году Дастин Хоффман был удостоен премии Оскар в номинации Лучшая мужская роль, а фильм был признан лучшим фильмом года и получил главную награду церемонии.

    В реальной жизни, однако, все далеко не столь романтично и возвышенно, как в упомянутой киноленте. Болезнь аутизм является тяжелым инвалидизирующим заболеванием, которое сопровождается полной или частичной утратой социального взаимодействия с окружающими людьми, крайне низкими адаптивными социальными способностями, невозможностью самостоятельного обеспечения собственных потребностей и многими другими симптомами, о которых еще пойдет речь ниже по тексту.

    Что вызывает аутизм: причины изучены недостаточно, если не сказать, что они неизвестны вовсе. Да, есть определенная связь заболевания с генетическим материалом, некую роль отводят генным мутациям, но это никоим образом не помогает лечить данную патологию.

    Диагностика болезни

    Дифференциальная диагностика аутизма проводится еще в раннем детском возрасте. Первые симптомы можно определить уже у малыша, которому не исполнилось и года: он недостаточно активен, мало улыбается, не реагирует на обращение к нему по имени, не эмоционален и т.д.

    При диагнозе аутизм: симптомы проявляются с первых лет жизни, и уже к трем годам видна развернутая клиническая картина. Интересно, что по мере взросления ребенка болезнь практически не эволюционирует, и признаки аутизма у взрослых мало отличаются от ранних симптомов заболевания, разве что, более очевидны и бросаются в глаза. Если поведение детей до какого-то момента можно списать на индивидуальные особенности, то асоциальные наклонности взрослых четка указывают на наличие психического заболевания.

    Как правило, больные аутизмом крайне неохотно покидают привычный мир, в котором они находятся изо дня в день, из года в год. Они не идут на контакт с новыми людьми, а перечень их социальных связей ограничивается лишь ближайшими родственниками, которые осуществляют ежедневный уход за больными. Скудность социальных контактов объясняется не столько стремлением аутистов к одиночеству, сколько сложностью образования новых социальных связей.

    При диагнозе аутизм: признаки заболевания затрагивают многие аспекты социального и бытового поведения больных. Они склонны к ежедневному повторению одних и тех же действий, могут с упорством, достойным лучшего применения, выполнять определенные ритуалы, которые касаются мельчайших деталей бытовой жизни. Аутисты могут одеваться в строго определенной последовательности только в определенную одежду, располагают вещи в своей комнате (и в доме) согласно собственному представлению, но в строго упорядоченной форме.

    Они могут длительно выполнять одни и те же движения, которые не имеют никакого практического смысла. Как правило, аутисты не высказывают интереса к окружающему миру и тем событиям, что происходят в этом мире, даже если эти события относятся к их близким и к ним самим, интерес, или беспокойство способны вызвать лишь изменения в привычном укладе жизни, нарушающие ежедневный ход событий и положение вещей.

    Масштабные статистические исследования, касательно социальной адаптации взрослых аутистов не проводились, однако, имеющиеся статистические данные показывают, что не более 10 % аутистов могут стать относительно самостоятельными, вести хоть сколь социально активный образ жизни и обходиться без опеки ближайших родственников в течении продолжительных отрезков времени.

    Легкая форма заболевания

    Легкая форма аутизма даже позволяет трудоустроить пациента на работу, которая предполагает выполнение однотипных действий и не требует квалифицированной профессиональной подготовки. Однако, в редких случаях интеллект аутиста превышает показатель 50, а словарный запас достигает хотя бы уровня шестилетнего ребенка. Даже эти результаты можно оценивать как успех. Потому, в большинстве случаев наличие аутиста в семье требует постоянного ухода за ним со стороны ближайших родственников, как правило, это бремя на свои плечи вынуждены взваливать родители.

    Медикаментозное лечение аутизма практически невозможно, ибо на сегодняшний день не изобрели еще препарат, который мог бы существенно улучшить прогноз при данной патологии. Ведущая роль принадлежит поведенческой терапии и максимально возможной интеграции пациента в общество. Комплекс мероприятий, направленных на поддержание жизнедеятельности, уход за больным, назначение специализированных диет и гомеопатических препаратов, получил название биомедицинское лечение аутизма.

    nevrozov.ru

    Аутизм: симптомы у взрослых

    Аутизм. Симптомы у взрослых выражены по-разному. Все обусловливается формой заболевания. При легком аутизме при нормальных умственных способностях и навыках общения с другими людьми в 20-25 лет человек в состоянии самостоятельно обеспечить себя, имея лишь частичную зависимость от родителей. Фактически лишь третья часть взрослых аутистов способна жить неподконтрольно родителям. При более тяжелой форме аутизма человек постоянно нуждается в наблюдении и заботе окружающих его людей, особенно, если он не разговаривает и интеллект его ниже среднего.

    Результаты исследований британских ученых подтвердили, что аутизм у взрослых встречается в той или иной мере у одного из сотни человек.

    При аутизме полностью или частично нарушается социальное взаимодействие с людьми, адаптивные социальные способности крайне низки.

    При аутизме симптомы у взрослых, как правило, наблюдаются такие:

    Внешние и внутренние.

    Взрослые аутисты имеют недостаточную жестикуляцию и мимику.

    Элементарны правила общения не понимают или игнорируют:

    • слишком пристально смотрят к собеседнику в глаза, либо вообще избегают зрительного контакта;
    • могут подойти к собеседнику слишком близко, либо отдалиться от него на очень большое расстояние;
    • могут говорить слишком громко или наоборот еле слышно;
    • не понимают эмоций, намерений, чувств остальных людей, человек у них ассоциируется с неодушевленным предметом;
    • не осознают, что своим поведением могут кого-то обидеть;
    • они практически не способны к дружеским или романтическим отношениям через дефицит общественных знаний. Они видят и слышат о любви, но им трудно ощутить и понять эту сердечную склонность, так как у многих с аутизмом нет привязанности к родному, а тем более к чужому человеку;
    • не чувствуют жестов романтики, поцелуи считают бесполезными. Объятия для аутистов — это непонятная чья-то попытка ограничить их движения. Им не чужды сексуальные чувства, но обсудить не с кем. Поэтому они получают информацию об ухаживаниях из телефильмов. Мужчины-аутисты ведут себя как самодовольные мачо или покорители женских сердец, а просмотрев порноленты, иногда действуют как насильники. Девушки-аутистки подражают героиням мыльных опер, поведение которых противоречит действительности, через что становятся потерпевшими от насилия;
    • затрудняются первыми вступить в разговор с кем-либо;
    • имеют очень бедный запас слов, часто повторяют определенные заученные фразы;
    • речь взрослого аутиста без интонации, похожа на говор «киборга»;
    • в обыденных однотипных ситуациях чувствуют и ведут себя уверенно, спокойно;
    • реагируют на любую перемену в жизни и очень переживают, если что-то изменилось;
    • имеют ограниченный набор интересов, большую предрасположенность к установленным предметам, привычкам, конкретным местам. Выводит из равновесия или сильно пугает любая перемена привычной обстановки;

    При диагнозе аутизм симптомы у взрослых затрагивают многие моменты бытового и социального поведения таких больных. Они предрасположены, повторять каждодневно одни и те же действия, с упорством выполняют точнейшие ритуалы в бытовой жизни. Аутисты всегда одеваются в строго конкретной последовательности и только в привычную одежду, в строго упорядоченной форме распределяют вещи, предметы во всем жилище и в своей комнате согласно собственному пониманию.

    Взрослым аутистам нравиться выполнять однотипные движения продолжительное время, лишенные всякой практической цели. Они не интересуются делами близких людей, событиями, что происходят в окружающем мире, но любое изменение в их привычно укладе вызывает массу волнений.

    Больные аутизмом — очень талантливы и наделены запасом ценных знаний. Через неумение контактировать, правильно преподнести важную информацию оставляют свою гениальность в себе.

    Проявление аутизма у взрослых согласно статистическим изучениям, показывает, что при рано выявленном заболевании и своевременно начатой реабилитации более 50 % аутистов участвуют в социально активном образе жизни, вполне обходятся без присмотра родителей и родственников.

    Легкая форма аутизма даже предоставляет возможность трудоустроиться на работу с выполнением однотипной деятельностью без профессиональной квалифицированной подготовки. Тем не менее, редко, но бывает, что интеллект у взрослого аутиста не превышает коэффициент 50%, а словарный речевой запас находится на уровне пятилетнего ребенка. Но даже такие результаты оцениваются как победа. Но много примеров, когда взрослые с аутизмом совершенно беспомощны, у них нет навыков самообслуживания, и они требуют постоянного ухода родителей.

    autism-help.ru

    Признаки и лечение аутизма у взрослых

    Аутизм у взрослых считается большой проблемой, избавиться от которой не так уж и просто, потому как подобную болезнь нельзя вылечить полностью. Существует множество причин, по которым может возникать аутизм, и большинство из них наблюдаются еще во время беременности. Если наблюдаются проблемы с беременностью и развитием плода, то у ребенка в результате может наблюдаться аутизм. До конца все эти причины еще не изучены.

    Аутизм, наблюдающийся у взрослого человека

    Затянувшаяся сильная депрессия может спровоцировать возникновение приобретенного аутизма даже у взрослого, вполне сформировавшегося человека. Современный среднестатистический человек пытается скрыться от своих проблем в придуманный им мир, тем самым он старается защититься от переживаний. Аутизм у взрослых проявляется совсем не так, как у детей, и их интеллект находится на довольно высоком уровне. Взрослые аутисты достигают значительных успехов в карьере, совершают разнообразные важнейшие научные открытия, но при этом у них остаются значительные проблемы в бытовом плане и в общении.

    У взрослого, вполне сформировавшегося человека аутизм появляется резко и очень быстро развивается. Это вызывает определенные сложности, связанные с постановкой диагноза.

    Пациент может проявлять полнейшее равнодушие ко всему происходящему либо, напротив, стать очень агрессивным и довольно вспыльчивым. В его мимике и жестах проявляется некоторая неуверенность и в некоторых случаях даже оцепенение. Он становится забывчивым, невнимательным и практически никаким образом не контактирует с другими людьми.

    Признаки проявления приобретенного аутизма у взрослых людей

    Существуют различные признаки приобретенного аутизма у взрослого, сформировавшегося человека. В частности, к ним относятся:

    • повторение одних и тех же фраз по нескольку раз;
    • отсутствуют интонации в речи;
    • большая привязанность к предметам;
    • равнодушие к чувствам других;
    • не воспринимаются правила поведения в обществе;
    • могут появляться припадки;
    • человек не способен взаимодействовать с другими.
    • Существуют разнообразные типы аутизма, которые имеют различные симптомы. Болезнь может иметь как генетический, так и приобретенный характер. В какой-то определенный момент человек начинает замыкаться в себе и старается изолироваться от окружающих. У взрослого человека аутизм начинает развиваться очень быстро, хотя и начинается практически незаметно. Если человек перестает улыбаться и неохотно здоровается, то это серьезный повод для беспокойства, и стоит обратиться к психотерапевту, который сможет определить причину подобного поведения.

      Приобретенный аутизм у взрослых людей может быть очень опасным. Эта болезнь может привести к крайней неуравновешенности и повлияет на работу и отношение в семье.

      Классификация приобретенного сложного аутизма у взрослого человека

      Согласно существующей классификации, приобретенный сложный аутизм у взрослого, вполне сформировавшегося человека подразделяется на пять категорий:

    • К первой относятся пациенты, которые никоим образом не взаимодействуют с остальным окружающим миром.
    • Ко второй группе относятся замкнутые люди, которые любят в течение продолжительного времени заниматься привычными делами.
    • К третьей группе относятся люди, которые отказывают воспринимать нормы и правила общества.
    • К четвертой группе причисляются люди, которые не умеют справляться со своими проблемами.
    • У пятой группы людей, страдающих от аутизма, интеллект немного выше среднего, и они успешно адаптируются в обществе и достигают очень больших успехов в своей основной деятельности.

Особенности лечения аутизма у вполне взрослого человека

Грамотное лечение аутизма в полной мере зависит от раннего выявления проблемы и своевременного диагностирования болезни. Для определения наличия болезни стоит проводить специализированные занятия с опытными психологами.

Стоит заметить, что ни один из видов аутизма невозможно излечить полностью, есть лишь определенные методики, которые помогают человеку адаптироваться полноценно в обществе и нормально существовать с другими людьми.

Эффективность проведения лечения зависит именно от стадии болезни, и план проведения терапии для каждого разрабатывается в отдельности. Чем раньше начать бороться с существующей проблемой, тем больших успехов возможно добиться. При необходимости доктор назначает пациенту определенные лекарства, которые относятся к группе успокоительных препаратов.

Большое внимание при проведении лечения оказывается поведению пациента и его адаптированию во внешнем мире. Больному нужно обеспечить определенный, грамотно подобранный уход, который поможет поддерживать его жизнедеятельность.

Помощь специалиста может потребоваться не только человеку, который страдает от аутизма, но и его близким, потому что им нужно научиться нормально контактировать с таким человеком.

Больному аутизмом нужна постоянная психологическая поддержка и помощь близких людей. Медикаментозное лечение не всегда приносит желаемый результат, и зачастую просто недостаточно приема одних лекарств, нужно дополнительно использовать и другие методики лечения.

Основополагающей в проведении лечения больного аутизмом является помощь в адаптации ему в обществе. При легкой форме аутизма взрослый человек вполне может полноценно работать и выполнять простые машинальные действия, которые не связаны с умственной деятельностью.


nevroz.club

Детский аутизм: что это такое и как он проявляется?

Аутизм, или расстройство аутического спектра как диагноз существует не так давно. Разнообразие симптомов, которыми проявляется аутизм, позволяет говорить о широкой вариабельности заболевания: от незначительных аутичных черт до тяжелой болезни, когда больной требует постоянного ухода.

Эпидемия аутизма: есть ли повод для паники?

В последние годы СМИ рассуждают об эпидемии аутизма, охватившей мир: аутичные черты регистрируются, по разным данным, у одного из 100 или 1000 детей, в различных странах статистики выявляют разную частоту диагноза. В то время как еще несколько десятилетий назад аутизм относили к редким психическим заболеваниям. Почему наблюдается такая тенденция?

Среди причин «эпидемии» ученые называют, во-первых, расширение понятия «аутизм» до «расстройства аутичного спектра», в которое могут входить как незначительные, но характерные признаки нарушения развития, так и синдромы Ретта, Аспергера и классический симптомокомплекс аутизма.

Вторая причина – распространение информации о болезни. Те формы заболевания, которые ранее относили к «странностям ребенка», застенчивости, замкнутости, интроверсии, а порой и к шизофреническим состояниям, сейчас регистрируются, как РАС. Ну и третья причина – гипердиагностика, особенно со стороны родителей.

Аутизм стал своеобразным «модным» заболеванием, романтизируемым из-за распространения информации о «суперумных» детях и взрослых с синдромом Аспергера, появления фильмов о частных проявлениях аутизма. Немаловажное значение играет и желание некоторых родителей оправдывать отдельные нарушения воспитательного процесса личностными особенностями детей: СДВГ, аутизм кажутся поводом для оправдания поведения избалованных детей, что ухудшает отношение к семьям с детьми, у которых заболевания действительно подтверждены, и усложняет как социализацию, так и коррекционные мероприятия больных для детей.

Подводя итоги, можно сказать, что так называемая «эпидемия аутизма» – следствие уточнения симптомов заболевания и информированности населения. После переходного этапа количество больных с диагнозом «расстройство аутичного спектра» будет оставаться стабильным.

В каком возрасте проявляются первые симптомы аутизма?

В соответствии с последними исследованиями, первые признаки расстройства аутического спектра можно отметить у детей в возрасте 2-3 лет. У грудных детей не проявляется комплекс оживления при появлении родителей в поле зрения, отсутствует глазной контакт, социальная улыбка, могут наблюдаться проявления повышенной или пониженной чувствительности к раздражителям: тактильным, световым, шумовым и т. п.

Однако в этом возрастном периоде заподозрить детский аутизм можно только при выраженной симптоматике. Как правило, это обнаруживают не специалисты, а родители, в семье которых есть близкие родственники или старшие дети с диагнозом расстройства аутичного спектра. Так, позже всего диагноз обычно получают первые дети в семье, так как молодые родители еще не уверены в том, являются ли отклонения в поведении ребенка его характерологическими особенностями или первыми сигналами о нарушении развития.

Средний возраст диагностирования аутизма у детей – 2,5-3 года. Как правило, этот период связан с нарастанием общих признаков нарушения, а также началом посещения детских садов, групп раннего развития, где на фоне других детей ярче выявляются особенности поведения. К этому же возрасту от детей ожидают развития определенных навыков, которые у аутистов или запаздывают, или не вырабатываются без длительных занятий.

Так как аутизм – нарушение развития, то ранняя коррекция состояния позволяет адаптировать детей с более высокой эффективностью, и часть умений и навыков при раннем начале терапии к среднему возрасту постановки диагноза уж может быть сформирована. Поэтому зарубежные специалисты рекомендуют в возрасте 1-1,5 лет проводить самостоятельную оценку, тестирование основных наиболее вероятных при аутизме отклонений. В тест-опросник входят такие вопросы, как:

  • Нравится ли малышу быть на руках у родителей, сидеть на коленях, ищет ли он тактильного контакта перед сном, во время плача?
  • Есть ли интерес к другим детям?
  • Присутствует ли предметно-ролевая игра (кормление куклы, укладывание мишки, приготовление пищи, взаимодействие солдатиков, машинок и т. п.?
  • Присутствует ли указательный жест? Контакт глаз?
  • Любит ли ребенок играть с родителями или другими родственниками?
  • Ищет ли глазами игрушку или кошку, если ее назвать и указать пальцем? И т. п.
  • Большинство вопросов направлены на выяснение наличия взаимодействия маленького ребенка с окружающим миром и людьми. Если большинство ответов на вопросы в 1,5 года отрицательные, стоит показать малыша специалисту. При этом необходимо помнить, что расстройство аутического спектра не обязательно должно проявляться стереотипиями или нежеланием контакта, как глазного, так и телесного, с другими людьми, а также, что схожие симптомы могут выявляться у детей с нарушениями слуха, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, детской шизофренией и т. п. Но в комплексе любые отклонения от нормы должны настораживать.

    Выделяют ранний детский аутизм с проявлениями до двух лет, расстройства аутического спектра, регистрируемые в детском (от 2 до 11 лет) и подростковом (от 11 до 18) возрасте. Каждому возрастному периоду соответствуют свои клинические признаки, как стабильные, так и изменяющиеся в процессе роста и развития.

    Распространение информации о детском аутизме позволяет диагностировать заболевание раньше и, соответственно, помогает начинать терапию своевременно, что улучшает прогноз на коррекцию поведения и адаптацию ребенка к обществу.

    Причины возникновения заболевания

    Развитие аутизма у детей обосновывалось различными факторами, которые, несмотря на научные опровержения, до сих пор могут считаться обывателями причиной заболевания. Так, в 70-х годах прошлого века была популярна теория о «холодных, бездушных матерях», провоцирующих своим отношением развитие аутизма у детей. Единственный правдивый момент в данной теории – то, что родители детей с аутическим расстройством действительно в большинстве случаев стараются реже прикасаться к ребенку и выстраивают общение по четкой и логичной схеме, без перенасыщения эмоциями. Однако в данном случае подобный стиль поведения диктуется ребенком: многие дети с РАС склонны к гиперреакции при прикосновениях и не могут отслеживать смысл в речи с искажениями фразовых установок или подтекстом, юмором, отсылками к другим ситуациям, что обедняет общение взрослых с ребенком. Но нарушение развития в любом случае первично.

    Второй миф о причине возникновения аутизма – вакцинирование от краснухи. Несмотря на то, что неоднократно доказано отсутствие связи между вакциной и развитием аутического расстройства, а также есть признание самого «первооткрывателя» данной корреляции о поддельных результатах нашумевшего исследования, желание видеть прямую и понятную причину болезни превалирует над логикой и научными данными.

    Действительные причины развития нарушения аутического спектра не выявлены, но известна корреляция с некоторыми факторами, увеличивающими вероятность рождения малыша с РАС, например:

    • поздний возраст родителей, особенно отца, при зачатии;
    • наличие в семье родственников с РАС;
    • рождение в многодетной семье в числе последних детей (7, 8 и далее дети чаще подвержены РАС);
    • болезни матери во время беременности (краснуха, туберозный склероз, избыточная масса тела);
    • детский церебральный паралич.
    • Кроме того, некоторые заболевания и отклонения могут способствовать развитию аутичных черт. Так, например, при нарушениях слуха, речи, синдроме дефицита внимания, некоторых хромосомных нарушениях (при синдроме Ретта) признаки аутизма сопутствуют основной патологии из-за искажения восприятия у ребенка.

      Аутизм у детей: признаки расстройства аутического спектра в разном возрасте

      Выделяют различные признаки РАС в зависимости от степени нарушения, выраженности заболевания, его специфики и возрастного периода. В целом выделяют четыре общих направления в нарушении развития:

      • социальное взаимодействие скудное, искаженное или отсутствует;
      • коммуникация жестовая, стереотипическая, часто не требующая диалога;
      • стереотипии в поведении, речи;
      • раннее проявление симптомов.
      • В возрасте от 3 месяцев до двух лет должны настораживать следующие признаки нарушения:

        • отсутствие привязанности к матери или замещающему ее взрослому, комплекса оживления (улыбка, гуление, физическая активность);
        • отсутствие или редкий контакт глаз;
        • нет «позы готовности» к телесному контакту: ребенок не протягивает руки, не стремиться быть на коленях, у груди и т. п., вплоть до отказа от грудного вскармливания в младенческом возрасте;
        • отсутствие интереса к совместным играм со взрослыми, детьми, отторжение или активный протест, агрессия при попытке совместной деятельности. Большинство игр проходят в одиночку;
        • повышенная чувствительность (испуг, истерики, крик или наоборот, требования повторять качание на качелях, ходить вдоль теней, носить только эту футболку и т. п.) к телесным, звуковым, световым раздражителям;
        • задержка экспрессивной речи, часто отсутствует гуление, слоговая речь, фразовая, может отмечаться нормальное развитие до 1,5-2 лет и регрессия речевых навыков вплоть до мутизма, эхолалии (неосмысленное повторение слов, фраз за взрослыми, по результату просмотра мультфильмов и т. п.). При таких нарушениях входящих в РАС, как синдром Аспергера, в речи и когнитивных способностях может не выявляться грубых нарушений;
        • низкий, избирательный аппетит, плохой сон;
        • отсутствие реакции на обращенную речь, просьбу принести, показать предмет, на свое имя, невыраженная необходимость в помощи;
        • неразвитость сюжетно-ролевых игр, часто игровая деятельность манипулятивная: выстраивание предметов по различным характеристикам;
        • выраженная привязанность к установленному распорядку, режиму, расположению предметов, маршрутам и т. п.
        • В возрасте от 2-х до 11 лет могут добавиться следующие признаки нарушения:

          • выраженные нарушения речи или своеобразное развитие (отсутствие местоимения «я» и понимания его смысловой нагрузки, говорение полноценными «взрослыми» фразами без периода «детской» речи, эхолалии, повторение на память блинных отрывков, стихотворений вне контекста и т. п., отсутствие инициации диалога);
          • искаженное восприятие опасности: отсутствие страха перед высотой, дорогой, животными, агрессией может сочетаться с боязнью обыденных предметов: чайника, расчески и т. д.;
          • выраженные ритуалы, а также стереотипии в поведении: раскачивание, кружение, навязчивая жестикуляция;
          • приступы агрессии, страха, истерики, смеха без видимых причин;
          • в большинстве случаев наблюдается нарушение когнитивного развития, причем часто – неравномерное: может проявиться высокая наблюдательность в отношении цифр, мелодий, деталей при невозможности читать, писать, или наоборот.
          • В подростковом периоде симптомы усугубляются как на фоне нарушения социального взаимодействия и коммуникации, так и в связи с гормональными изменениями.
            Необходимо помнить, что диагноз устанавливается врачом-психиатром на основании общей клинической картины. Многие дети с РАС не соответствуют популярному описанию симптомокомплекса, сложившегося в результате статей, книг и фильмов о конкретных людях с аутизмом. Так, ребенок с РАС может инициировать и поддерживать глазной, телесный контакт с незнакомцем, охотно включаться в общение, однако не распознавать эмоции, невербальные сигналы, не воспринимать признаки агрессии, неприятия и т. п., что затрудняет дифференциацию заболевания. Диагноз устанавливает только врач.

            Терапия расстройств аутического спектра у детей

            На данный момент медикаментов, излечивающих аутизм, не существует. Различные биологические добавки, методы хелирования, очистки, диеты, методики могут помогать некоторым детям, не необоснованно рекомендовать их каждому ребенку, так как отсутствует доказанный эффект в массиве данных.

            Для терапии специалисты советуют как можно раньше начинать коррекцию нарушений развития следующими способами, работающими со всеми детьми, находящимся «в спектре»:

            • занятия с логопедом-дефектологом по развитию речевых навыков;
            • ABA-терапия, методы прикладного поведенческого анализа, “floor-time”, совместная деятельность «на полу», в одном пространстве с ребенком, методики ТЕАССН, «социальные истории». Данные программы и методы можно сочетать или подбирать наиболее оптимальный вариант, который позволит развить и закрепить необходимые навыки у ребенка;
            • при выраженных нарушениях речи – использование карточек с картинками для общения, включение комиксов, письменной речи (компьютера, планшета) для установления коммуникации;
            • медикаметозная терапия (при повышенной возбудимости, приступах агрессии, самоагрессии, не поддающимся коррекции иными методами) назначается только ситуативно в качестве поддержки.
            • med.vesti.ru