Аутизм у детей формы

Аутизм у детей

Аутичность (в переводе с греческого «сам») – это крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний.

Аутизм наиболее ярко проявляется в трех областях:

  • Речь и коммуникация;
  • Социальное взаимодействие;
  • Воображение, эмоциональная сфера.
  • Симптомы аутизма: трудности общения и социализации, неспособность устанавливать социальные связи, нарушение речевого развития.

    При аутизме отмечается аномальное развитие всех сторон психики: интеллектуальной и эмоциональной сферы, восприятия, моторики, памяти, внимания, речи.

    Аутизм проявляется по-разному, но принято выделять четыре формы:

  • Полная отрешённость от происходящего (тяжёлая форма аутизма). Ребёнок полностью отказывается от общения с внешним миром, не откликается на просьбы и ничего не просит сам, у него не формируется целенаправленное поведение. Он не используют речь, а также мимику и жесты.
  • Активное отвержение. Для такого ребёнка важно четкое соблюдение сложившихся жизненных стереотипов, ритуалов. Для него важна окружающая обстановка, поэтому остро проблемы проявляются с возрастом при необходимости выхода из домашней обстановки и общения с другими людьми (например, поступление в сад и школу). Также для такого ребёнка характерно большое число двигательных стереотипов. Он хорошо усваивает речевые штампы, чётко связывая их с ситуацией.
  • Захваченность аутистическими интересами. Дети, относящиеся к этой группе, склонны к конфликтности, неумению учитывать интересы других людей. Они увлечены одними и теми же занятиями и интересами. Имеют обширный словарный запас, говорят «книжными фразами». Часто такие дети интеллектуально одарены, но не чувствуют подтекста ситуации, не могут воспринимать несколько смысловых линий одновременно.
  • Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Здесь основная проблема – недостаточность возможностей организации взаимодействия с другими людьми. Двигательные навыки усваиваются с трудом, речь бедна, могут теряться в простейших жизненных ситуациях.
  • Глубокий аутизм (1 группа) встречается очень редко, у одного из десяти детей. Аутизм в «чистой» форме встречается довольно редко, чаще наблюдаются отдельные его проявления. Аутизм среди мальчиков встречается чаще в 4-5 раз , чем у девочек.

    Причины возникновения аутизма до конца не изучены, но к ним часто относят: нарушение внутриутробного развития, а также истощающие болезни раннего детства.

    Симптомы аутизма зависят от его формы и от возраста ребёнка, однако его выявление возможно уже на ранних этапах развития ребёнка — это отсутствие «комплекса оживления», слабая реакция на свет и звук погремушки, более позднее узнавание матери, если узнавание присутствует, то зачастую ребёнок не проявляет эмоциональной реакции (улыбки), смотрит «сквозь» маму. В дальнейшем можно наблюдать звуковые и двигательные стереотипы. Отмечается повышенная избирательность в еде. Присутствует стремление уйти от контактов, избегание контакта «глаза в глаза». Отказывается от коллективных игр, предпочитает индивидуальные формы игры в уединении. Может играть в одну и ту же игру часами, днями, месяцами, годами. То же происходит и рисованием (например, один сюжет, изображение длительное время). Такие дети любят придерживаться определенных ритуалов, для них являются важными режимные моменты. Малейшие изменения в окружающем их мире, внешнем виде людей и самого окружения могут повлечь эмоциональные взрывы или самоагрессию, часто неожиданную и непонятную окружению.

    Аутизм может сопровождаться различными нарушениями в психической деятельности, в том числе интеллектуальной, однако у таких детей часто встречается норма или даже повышенные показатели практического (не речевого) интеллекта, что возможно использовать для коррекции и развития потенциала ребёнка. Также аутизм зачастую сопровождается речевыми нарушениями. Коррекция этих нарушений затруднена отсутствием мотивации к общению и занимает длительное время. Если у ребёнка присутствует фразовая речь, то в ней часто отсутствует местоимение «Я», он говорит о себе во втором или третьем лице, как говорят о нём окружающие. Дети с аутизмом не чувствуют границ своего тела, что затрудняет формирование навыков самообслуживания.

    Существует ещё множество проявлений аутизма, большинство из которых индивидуальны. При своевременной диагностике и коррекционной работе ребёнка с аутизмом можно подготовить к обучению в школе, развить его потенциал. Часто помощь специалиста необходима и родителям, которые остро переживают любые особенности в развитии своего ребенка. Рекомендации специалиста помогут наладить отношения в семье, улучшить коммуникацию с ребенком и компенсировать его развитие.

    Запишитесь на консультацию педагога-дефектолога и детского психолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

    emberint.ru

    Что за болезнь – аутизм?

    Обычно услышав диагноз «аутистическое расстройство» родители ребёнка впадают в панику. Аутизм – не приговор, однако страх перед заболеванием вызван тем, что многие не знают, что на самом деле кроется за этим словом. Давайте разберёмся, что это за болезнь – аутизм, как она проявляется у детей. Аутизм относят к врождённому расстройству психики, возникающему из-за невозможности нормальной (слаженной) работы частей мозга. У детей обычно синдром аутизма проявляется в трудностях общения с окружающим миром, малыш уходит в себя, не хочет контактировать даже с самыми близкими людьми. К симптоматике расстройства относят также неспособность выражать эмоции, стереотипное поведение, затруднения разговорной речи.

    Часто аутизм связывают со снижением интеллектуальных способностей, однако не у всех детей такое заболевание сопровождается умственной отсталостью, как принято считать. Дети-аутисты могут быть настоящими гениями в определённой области науки, но при этом они не могут наладить коммуникацию и решить элементарные бытовые вопросы.

    Аутизм, как правило, проявляется до трёхлетнего возраста, но часто родители списывают симптоматику на индивидуальные особенности развития, поэтому диагностировать нарушение удаётся значительно позже. Расстройство может проявляться в самом раннем возрасте – с первых дней жизни. Заметить элементы аутизма несложно. Внимательно присмотритесь к своему малышу: как он реагирует на людей, как играет, какие эмоции переполняют его в незнакомых ситуациях. Чем раньше вы утвердитесь в своих догадках, тем быстрее удастся начать индивидуальную поведенческую корректировку расстройства, что поможет ребёнку-аутисту хотя бы минимально приспособиться к социуму.

    Виды аутизма у детей

    У детей встречаются разные виды аутизма. В зависимости от этого проявляются те либо иные общие признаки расстройства. Самым распространённым является синдром Каннера, его ещё называют синдромом раннего детского аутизма. При таком виде расстройства наблюдается три основных нарушения, которые мешают малышу нормально жить в обществе:

    ребёнок не может взаимодействовать с другими представителями социума (как взрослыми, так и детьми);

    коммуникативная способность малыша снижена либо сведена к минимуму;

    поведение крохи носит стереотипный характер.

    Ранний аутизм проявляется уже в первый год жизни малыша, он развивается по мере того, как взрослеет детский организм, а к третьему году синдром Каннера можно диагностировать точно. Обратите внимание, как младенец реагирует на раздражители, как спит, как взаимодействует с мамой – это поможет выявить отклонения в раннем возрасте.

    У детей встречаются и другие формы аутизма: синдром Аспергера и синдром Ретта. Синдром Аспергера по симптоматике похож на синдром раннего аутистического расстройства, однако в этом случае у детей хорошо развита логика. Если ребёнок с синдромом Аспергера чем-то заинтересуется, то он будет с упорством добиваться своего, при этом на неинтересных ему задачах аутист сконцентрироваться не может. Такие дети неплохо владеют речью, но им тяжело освоить коммуникативные навыки и язык жестов. Синдром Ретта – тяжёлая форма аутизма. Она развивается постепенно, сначала дети проявляют интерес к окружающему миру, а затем теряют его, а вместе с ним и речевые навыки. Синдром отличается от других видов расстройств тем, что со временем у больного ухудшается способность к мышлению, он может забыть, как ходить, прочее. Деткам с синдромом Ретта (в отличие от пациентов с другими формами отклонения) помочь невозможно, родителям остаётся только наблюдать за протеканием заболевания.

    У многих детей есть лёгкая степень аутизма, но родители даже об этом не подозревают. Мягкая форма расстройства может не проявляться много лет, к тому же ей не присущи характерные симптомы расстройства. Такой аутизм носит название атипичный, у детей с данным диагнозом наблюдаются не столь серьёзные отклонения в развитии, как при других формах заболевания. Детей с первазивным расстройством, как ещё называют атипичную форму аутизма, легче всего приспособить к нормальной жизни. Они стремятся к общению с людьми, но это сопровождается трудностями из-за их особенностей, задача родителей – помочь адаптироваться и научить жить в социуме.

    Причины аутизма у детей

    Родители особенных малышей задаются вопросом, почему у детей проявляются аутистические расстройства, однако однозначного ответа нет, так как причины аутизма до сих пор доподлинно неизвестны. Считается, что это – генетическое заболевание, причём его природа очень сложная для понимания. Причины появления синдрома кроются в генах, которые в головном мозге отвечают за синаптические связи, но до конца неясно, что запускает расстройство – мутации или взаимодействие генов.

    Также врачи склоняются к тому, что аутизм может развиться на фоне основной болезни: например, дисфункция в работе мозга может возникнуть в результате инфекций, родовых патологий, черепно-мозговых травм. Очевидно, что аутизм появляется, если эмоции у ребёнка с рождения характеризуются хрупкостью. В этом случае любой фактор может подтолкнуть малыша к тому, чтобы закрыться от мира и жить в собственной реальности.

    Некоторые родители думают, что причины возникновения аутизма кроются в вакцинации от краснухи, свинки, кори, однако передовые исследования доказали, что синдром аутистического расстройства у детей не связан с прививками. Вакцинацию от перечисленных выше заболеваний нужно делать обязательно.

    detstrana.ru

    Вопрос-ответ. Что такое синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм?

    Форма аутизма с развитой устной речью: что важно знать родителям

    Что такое синдром Аспергера/ высокофункциональный аутизм?

    Национальный институт неврологических расстройств и инсульта (National Institute of Neurological Disorders and Stroke, NINDS), отделение Национального института здоровья США, определяет синдром Аспергера как нарушение развития, которое характеризуется следующими особенностями:

    – приверженность повторяющейся рутине или ритуалам;

    – особенности речи и языка, такие как чрезмерно формальная манера речи или монотонная речь, либо буквальное восприятие оборотов речи;

    – социально и эмоционально неуместное поведение и неспособность успешно взаимодействовать с ровесниками;

    – проблемы с невербальной коммуникацией, включая ограниченную жестикуляцию, недостаточную или неуместную мимику или странный, застывший взгляд;

    – неуклюжесть и плохая моторная координация.

    Ниже приводится история синдрома Аспергера, согласно NINDS. Мы надеемся, она поможет вам лучше понять это расстройство и значение диагноза для вашего ребенка и семьи.

    В 1944 году австрийский педиатр по имени Ганс Аспергер наблюдал в своей практике четырех детей, у которых были трудности с социальной интеграцией. Хотя их интеллект казался нормальным, детям не хватало навыков невербальной коммуникации, способности проявлять эмпатию к сверстникам, и они отличались физической неуклюжестью. Их речь была либо затрудненной, либо излишне формальной, в их разговорах доминировал всепоглощающий интерес к одной-единственной теме.

    Наблюдения Аспергера, опубликованные на немецком языке, были практически неизвестны до 1981 года, когда британский врач по имени Лорна Винг опубликовала серию описаний случаев детей со схожими симптомами. Она назвала эти симптомы синдромом «Аспергера». Работы Винг получили большую популярность и широкое распространение. Синдром Аспергера был признан отдельным расстройством и диагнозом в 1992 году, когда его включили в десятое издание Международной классификации болезней (МКБ-10) – диагностическое руководство Всемирной организации здравоохранения. В том же году диагноз включили в четвертое издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-IV) Американской психиатрической ассоциации.

    Люди с диагностированным аутизмом или расстройством аутистического спектра, обладающие нормальными когнитивными способностями, и у которых была значительная задержка в овладении речью в детстве очень похожи на людей с синдромом Аспергера. Высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера объединяют общие симптомы, и людям с этими диагнозами помогают одинаковые подходы к лечению.

    Каковы симптомы синдрома Аспергера/ высокофункционального аутизма?

    Очень часто синдром Аспергера не диагностируется до школьного возраста. В отличие от аутизма синдром Аспергера определяется, главным образом, по социальному взаимодействию ребенка. У детей с синдромом Аспергера развитие речи происходит типично, их словарный запас часто бывает выше среднего. Тем не менее, вы можете заметить, что когда ваш ребенок взаимодействует с другими людьми, он или она с трудом или неуместно используют свои речевые навыки. Из-за своевременного овладения речью симптомы синдрома Аспергера в раннем возрасте трудно отличить от других нарушений поведения, таких как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В результате вашему ребенку первоначально могут поставить диагноз СДВГ, пока проблемы, связанные с неспособностью к социализации, не выходят на первый план.

    Ниже приводится список симптомов, которые могут присутствовать у детей с синдромом Аспергера:

    – ребенок очень редко взаимодействует с другими людьми или ведет себя неадекватно в социальных ситуациях;

    – «роботоподобная» или повторяющаяся речь;

    – навыки невербальной коммуникации ниже среднего, в то же время навыки вербальной коммуникации средние или выше среднего;

    – склонность говорить скорее о себе, чем о других;

    – неспособность понять темы или фразы, которые считаются «общеизвестными»;

    – недостаточный контакт глазами или обмен фразами во время разговора;

    – одержимость специфическими и необычными темами;

    – односторонняя манера разговора;

    – неловкие движения и/ или манеры.

    Одна из самых заметных и определяющих черт синдрома Аспергера – это чрезмерная увлеченность какой-то одной темой. Это могут быть простые вещи – например, холодильники или погода – или сложные темы вроде правления президента Франклина Делано Рузвельта во время Великой депрессии. Дети проявляют повышенное внимание к этим темам, они стремятся к тому, чтобы узнать всё, что только возможно, об этом предмете – все возможные факты и детали. В результате они становятся настоящими экспертами в своей любимой области.
    Дети с синдромом Аспергера могут имитировать односторонние разговоры с другими, при этом они говорят только про факты, которые связаны с их интересом. Они могут даже не представлять, как говорить о чём-то еще, либо они не способны слушать и понимать ответы собеседников. Ваш ребенок может не понимать, что его или её собеседники уже давно перестали слушать или ничего не понимают в этой теме.

    Другой симптом синдрома Аспергера – неспособность понять действия, слова или поведение других людей. Люди с синдромом Аспергера очень часто не понимают юмор или скрытые смыслы определенных фраз или действий других людей. Жесты или выражения лица – например, улыбка, нахмуренное выражение или жест «иди сюда» – могут не иметь смысла для ребенка с синдромом Аспергера, потому что он не может понять невербальные знаки. Из-за этого социальный мир кажется ему или ей очень запутанным и утомительным. Более того, люди с синдромом Аспергера испытывают трудности с тем, чтобы посмотреть на ситуацию глазами другого человека. Из-за этой неспособности им трудно предсказывать или понимать действия других людей. Кроме того, людям с синдромом Аспергера часто, хотя и не всегда, трудно регулировать свои эмоции.

    Людей с синдромом Аспергера может отличать необычная или неловкая манера речи. Они могут говорить слишком громко, монотонно или со странным акцентом. Этим людям трудно понять социальные ситуации, и в результате они не знают, какая тема для разговора или манера речи подходит для конкретной ситуации или является неуместной. Например, ребенок всегда говорит очень громко, он заходит в церковь и продолжает говорить очень громко, не понимая, что нужно говорить тише.

    Другой типичный признак синдрома Аспергера – неловкие движения или задержка в развитии моторных навыков. Могут присутствовать необычная походка или плохая координация движений. Хотя эти люди часто обладают высоким интеллектом и демонстрируют развитые языковые навыки, они могут быть просто не способны поймать мяч или научиться прыгать на батуте, несмотря на многочисленные попытки научить их это делать.

    Очень важно отметить, что не все люди с синдромом Аспергера демонстрируют каждый из вышеперечисленных симптомов – присутствие или тяжесть каждого симптома очень индивидуальны, несмотря на общий диагноз. Более того, вне зависимости от некоторых или всех вышеперечисленных симптомов, каждый человек с аутизмом обладает собственными талантами или сильными сторонами.

    Что вызывает синдром Аспергера/ высокофункциональный аутизм?

    Важно помнить о том, что расстройства аутистического спектра – это не какое-то одно расстройство с одной причиной. Это скорее группа схожих расстройств с различными причинами. В большинстве случаев синдром Аспергера/ высокофункциональный аутизм вызван комбинацией генетических факторов риска и факторов риска в окружающей среде. Многие гены, скорее всего, связаны с синдромом Аспергера/ высокофункциональным аутизмом. Предполагается, что эти гены взаимодействуют с факторами окружающей среды. Многие исследования, которые проводятся сейчас, направлены на изучение как генетических факторов, так и факторов окружающей среды, которые приводят к развитию факторов аутизма.

    Существует ряд мифов о людях с синдромом Аспергера/ высокофункциональным аутизмом. Он не может быть вызван воспитанием, ошибками родителей или эмоциональными травмами в раннем детстве. Синдром Аспергера/ высокофункциональный аутизм – это нейробиологическое расстройство, которое не является результатом жизненного опыта ребенка.

    Сильные и слабые стороны при синдроме Аспергера

    Автор: Стивен Шор

    Это лишь самый общий список. На каждую отдельную сильную сторону или проблему можно найти примеры людей, для которых верно прямо противоположное. Например, неуклюжесть – это очень распространенная проблема. Однако у некоторых людей с синдромом Аспергера есть талант к движению – например, они могут быть одарёнными танцорами.

    Сильные стороны

    – внимание к деталям;
    – высокая одаренность в одной области;
    – глубокие исследования по теме интереса, которые формируют энциклопедические знания;
    – склонность к логическим рассуждениям (полезно в ситуациях, когда на решения могут повлиять эмоции);
    – меньше беспокоятся о том, что подумают о них другие люди (может быть как сильной, так и слабой стороной);
    – независимость мышления. Часто приводит к новым «озарениям», благодаря новому взгляду на предметы, идеи и концепции;
    – часто: развитое визуальное восприятие (мышление в форме картинок или видео);
    – часто: красноречивость (склонность к детальным описаниям, которая полезна, если нужно указать путь заблудившемуся человеку);
    – прямолинейность;
    – верность;
    – честность;
    – выслушивание других людей без осуждения;
    – часто: средний или выше среднего интеллект.

    Проблемные области

    – понимание «общей» картины;
    – «неровность» в навыках;
    – мотивация к занятиям, которые не относятся к сфере интересов;
    – часто: восприятие чужих эмоций;
    – восприятие неписанных правил социального взаимодействия. Могут выучить эти правила через прямые инструкции и социальные рассказы, например «Карточки силы» (Gagnon, 2004);
    – трудности восприятия некоторых модальностей – слуховой, кинестетической и так далее;
    – трудности с распознаванием и обобщением важной информации в разговоре;
    – проблемы сенсорной интеграции, когда входящая информация регистрируется не полностью или искажается. Сложности с игнорированием шумов на заднем фоне;
    – чрезмерная честность;
    – трудности с обобщением концепций и навыков;
    – трудности с выражением сочувствия ожидаемым и понятным другим людям образом;
    – нарушения исполнительного функционирования, которые приводят к трудностям с планированием долгосрочных задач.

    Исполнительное функционирование и теория психического

    Люди с синдромом Аспергера/ высокофункциональным аутизмом часто сталкиваются с проблемами, связанными с их неспособностью распознать определенные социальные подсказки и навыки. У них могут быть трудности с обработкой больших объемов информации и общением с другими людьми. Эти проблемы связаны с двумя базовыми проблемами – нарушениями исполнительного функционирования и теории психического.

    Исполнительное функционирование – это такие навыки, как организация, планирование, поддержание внимания к выполняемому заданию, подавление неуместных импульсов. Теория психического – это способность понимать, что думают и чувствуют другие люди, и как это относится к самому человеку. Обе эти проблемы влияют на поведение людей с синдромом Аспергера.

    Трудности в области исполнительного функционирования могут проявляться разным образом. Некоторые уделяют внимание мельчайшим деталям, но не могут понять, как объединить эти детали в общую картину. Другим трудно концентрировать внимание на чем-то одном или организовать свои мысли и действия. Трудности исполнительного функционирования часто связаны с плохим контролем над импульсами. Темпл Грандин однажды сказала: «Я не могу удержать часть информации в своем разуме, пока я планирую следующий шаг в последовательности». У людей с синдромом Аспергера часто плохо развиты навыки исполнительного функционирования, такие как планирование, построение последовательности действий и саморегуляции.

    Проблемы с теорией психического – это неспособность человека понять или определить мысли, чувства и намерения других людей. Людям с синдромом Аспергера/ высокофункциональным аутизмом часто сложно распознать чувства других людей, что иногда называют «слепотой к чужому разуму». В результате такой слепоты люди с синдромом Аспергера часто не понимают, являются ли действия других людей преднамеренными или непреднамеренными.

    Эти проблемы часто приводят к тому, что окружающие считают, что человек с синдромом Аспергера не сочувствует им или не понимает, а это осложняет социальные ситуации.

    Дефицит теории психического часто оказывает большое влияние на жизнь людей с синдромом Аспергера. В книге «Синдром Аспергера и трудные моменты» Бренды Смит Майлс и Джека Саутвика авторы иллюстрируют следующие проблемы, связанные с теорией психического:

    1. Трудности с объяснением чужого поведения.

    2. Трудности с пониманием чужих эмоций.

    3. Трудности с предсказанием чужого поведения или эмоционального состояния.

    4. Проблемы с пониманием чужой точки зрения.

    5. Проблемы с пониманием чужих намерений.

    6. Проблемы с пониманием того, как твое поведение влияет на мысли и чувства других людей.

    7. Проблемы с объединенным вниманием в группе и другими неписанными социальными правилами.

    8. Неспособность отличить выдумку от факта.

    Озонофф, Доусон и МакПартланд в своей книге «Руководство родителей по синдрому Аспергера и высокофункциональному аутизму» предлагают несколько рекомендаций для помощи детям с синдромом Аспергера/ высокофункциональным аутизмом в классе. Для решения проблем в области исполнительного функционирования они предлагают следующие рекомендации:

    – ежедневно заполняйте тетрадь по выполнению домашних работ, которая ведется и дома, и в школе. Так все стороны будут в курсе, какую работу должен выполнить ребенок и каковы его успехи;

    – большие задания лучше делить для ребенка на небольшие части, с каждой из которых ребенок легко может справиться;

    – для самоорганизации ребенок может использовать ежедневники или компьютеры-наладонники;

    – ребенку лучше распечатать расписание уроков для дома и с собой;

    – нужно выделять достаточно времени на инструкции, повторение инструкций и индивидуальную помощь ученику;

    – в классе ребенку лучше всего сидеть прямо перед учителем и вдали от всех отвлекающих факторов.

    Синдром Аспергера и аутизм – существует ли разница?

    После диагноза у вас может появиться много вопросов, и вы можете пытаться найти на них ответы. Один из таких вопросов – насколько синдром Аспергера похож или отличается от других расстройств аутистического спектра? Синдром Аспергера – это часть спектра аутизма, но его отличие – в раннем развитии речи. Это и выделяет синдром Аспергера среди других первазивных расстройств развития.

    Синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм часто описывают как один и тот же диагноз. Хотя сейчас они считаются двумя разными диагнозами, продолжаются дебаты о том, насколько это необходимо. Вполне возможно, что в будущем их объединят в одну категорию. Люди с высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера обладают средним или выше среднего интеллектом, но они могут испытывать трудности, связанные с социальным взаимодействием и коммуникацией.

    Диагноз может вызывать замешательство у родителя и ребенка, так как кажется, что термины не определяются четко. Очень важно помнить о том, что синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм, по большому счёту, проявляются одинаково и требуют одинаковых подходов к лечению.

    Основная разница в том, что высокофункциональный аутизм диагностируется, только если у ребенка была задержка речи в раннем детстве, в то время как при синдроме Аспергера у ребенка не было значительной задержки в речевом развитии.

    Что общего между синдромом Аспергера и классическим аутизмом

    Согласно Национальному институту неврологических расстройств и инсульта дети с синдромом Аспергера испытывают сложности с определением и выражением своих чувств, так же как и дети с высокофункциональным аутизмом. Они испытывают сложности в общении с другими людьми, часто не поддерживают контакт глазами, им трудно понимать выражения лиц и жесты других людей. Многие дети с синдромом Аспергера трясут кистями рук – поведение, которое часто наблюдается при классическом аутизме; их речь лишена эмоциональной окрашенности (либо у них наблюдаются иные особенности речи); они нуждаются в соблюдении жесткого распорядка; имеют интенсивный, даже навязчивый интерес к одному специфическому предмету, в результате чего становятся настоящими экспертами в данной области. Они часто демонстрируют повышенную чувствительность к различным стимулам – например, звукам, одежде или еде.

    Чем отличается синдром Аспергера/ высокофункциональный аутизм от классического аутизма?

    По сравнению с классическим аутизмом, дети с синдромом Аспергера/ высокофункциональным аутизмом имеют нормальный коэффициент интеллектуального развития. Они часто кажутся окружающим такими же детьми, как и все остальные, за исключением социальной неловкости и не совсем понятных манер. Именно по этой причине медицинские работники могут не замечать синдром Аспергера/высокофункциональный аутизм у маленьких пациентов, либо они могут ставить им неверный диагноз. Симптомы становятся заметны позже, когда ребенок начинает нуждаться в сложных социальных навыках – например, в общении с ровесниками. Это объясняет, почему родители детей с синдромом Аспергера обращаются за помощью позже, чем при более очевидных симптомах в раннем возрасте.

    Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

    outfund.ru

    Аутизм: основные признаки синдрома, виды, диагностика

    Аутизм, считается психическим расстройством, возникающим в результате нарушения развития мозга.

    Аутизм, что это за болезнь и почему к ней в последнее время такое пристальное внимание? Ответ прост: его стали все чаще и чаще выявлять. Причем данное заболевание диагностируют сегодня не только детям, но и взрослым, так как этот синдром у нас начал устанавливаться недавно. До этого диагноз ставился иной, что не давало реального инструментария для лечения таких людей. Хотя раннее вмешательство имеет довольно позитивную динамику во многих случаях.

    В чем же дело, почему люди становятся аутистами, что вызывает это заболевание? На эти вопросы ответить сегодня очень трудно. Ученые и исследователи не имеют пока что единого мнения. Известно только одно: вылечить такого человека невозможно, этот диагноз будет его сопровождать всю жизнь. Но вот приспособиться к нему, помочь ему быть понятным окружающим – можно и нужно.

    С чего начать, когда поставлен диагноз аутизм?

    Прежде всего, необходимо точно выставить диагноз. Ни в коем случае нельзя это делать самостоятельно. Только группа специалистов в таком составе: терапевт, психиатр, невролог – могут определить заболевание. Но первыми бить тревогу о наличии особенностей в поведении должны близкие.

    Проявления аутизма начинаются у малыша уже до трехлетнего возраста. Как не пропустить болезнь и в то же время не создать лишней паники вокруг ребенка по пустякам? В этом случае поможет только рассудительность родителей, умноженная на их наблюдательность, с добавлением материнской интуиции, что с моим малышом что-то не так, плюс консультация у хорошего специалиста. Понимаем, что при каждом чихе бежать к педиатру глупо. Но есть то, что должно родителей стимулировать к тому, чтобы постоянно обращаться к врачу. Это здоровье малыша. Истина одна: чем раньше начинается лечение, тем лучше его результат.

    Да, аутизм не излечим. Лекарств от него нет. Но есть методики, которые учат близких правилам поведения с такими детьми и взрослыми. Ну а благодаря раннему вмешательству есть большие шансы адаптировать ребенка с таким диагнозом к самостоятельной жизни в будущем.

    Так что же такое аутизм?

    Аутизм, определение которого пока не совсем однозначно, считается психическим расстройством, возникающим в результате нарушения развития мозга. Основные признаки:

  • отклонения в социальном взаимодействии и общении;
  • стереотипность в поведении и интересах.
  • Указанные особенности появляются у ребенка, как правило, еще до достижения им трехлетнего возраста. В некоторых случаях специалисты могут наблюдать проявления этого заболевания уже у трехмесячного малыша.

    Аутизм – одно из самых загадочных нарушений в психическом развитии человека. Выделять его в отдельное заболевание на мировом уровне начали только 70 лет назад. На просторах СНД это вообще малоисследованный синдром. Поэтому у нас специалистов в этой области мало. Зачастую детям, страдающим аутизмом, ставят диагноз «олигофрения» либо «шизофрения». Это в корне неправильно, так как методики лечения разные. Хотя, как и при этих заболеваниях, инвалидность от аутизма в тяжелых его проявлениях очевидна.

    Статистика по количеству людей, страдающих этим заболеванием, неоднородная. У нас она довольно сомнительная. В США, где диагностикой и лечением заболевания занимаются довольно серьёзно, данные таковы:

  • 1 американский ребенок из 88 имеет проблему аутического спектра за данными CDC (США);
  • среди мальчиков аутизм встречается намного чаще, нежели среди девочек;
  • с 1990 года это заболевание в США и Соединенном Королевстве выросло в разы, причины не известны.
  • Как видим, проблема аутизма довольно актуальна во всем мире.

    Что может вызвать заболевание?

    Ученые до сих пор не имеют однозначного ответа на этот вопрос. Но международные диагностические системы (DSM-1Y и МКБ-10) склоняются к тому, что основными факторами все-таки являются биологические нарушения. Поэтому причинами аутизма считают:

  • психодинамические факторы;
  • влияние окружающей среды;
  • органические невролого-биологические нарушения;
  • биохимические патологии;
  • генетический фактор.
  • Согласно данному перечню можно сделать вывод, что аутизм, причины которого многочисленны, является полиэтиологическим заболеванием, которое возникает в пределах разных патологий.

    Итак, в группе риска находятся дети, которые в пренатальном периоде и в раннем постнатальном были поражены:

  • вирусными инфекциями;
  • радиацией;
  • хронической внутриутробной гипоксией;
  • острой асфиксией;
  • интоксикацией.
  • К этой группе причисляются малыши, отцы которых имеют преклонный возраст на момент их зачатия.

    Диагноз «аутизм» присущ также детям с такими генетическими заболеваниями, как:

  • синдром фрагильной Х-хромосомы (25-47%);
  • синдром Дауна (5-10%);
  • туберозный склероз (16-48%);
  • синдром Ангельмана;
  • синдром Жубера;
  • синдром Коэна;
  • эпилептическая энцефалопатия.
  • Несмотря на то, что дети, имеющие синдром аутизма, иногда производят довольно гнетущее впечатление из-за своей отстраненности и странных занятий, у них все же есть хорошая перспектива развития. Основным условием остается ранняя диагностика и ранняя коррекция.

    Аутисты, достигшие мирового признания своими неординарными способностями: Альберт Эйнштейн, Дэниел Таммет, Билл Гейтс.

    Течение болезни

    Большинство исследователей считают, что аутизм, симптомы которого ярко начинают проявляться, когда малышу исполняется 1-3 года, наиболее типичен. Предпосылками к нему, согласно исследованиям Н. Семашковой, являются такие факторы:

  • психогенные у 5% пациентов;
  • соматические у 8 %;
  • аутохтонные ( без явных причин) у 86%.
  • К психогенным относятся стрессы во время отлучения от материнской груди, отъезда родителей на длительное время (отдых, командировки и т.д.), смены места жительства, кардинального нарушения режима дня; начала посещений детского сада.

    К соматическим факторам принадлежат интеркуррентные инфекции, которые тяжело протекают; проведенные вакцинации; оперативное вмешательство и острые травмы.

    При этом наблюдаются такие стадии заболевания:

    · напряжение мышц тела с прижатием к нему согнутых в локтях рук, а потом взмахивание руками, как крыльями;

    К концу последней стадии можно наблюдать у ребенка улучшения. При этом ему присущи такие характерные действия:

  • гиперактивность;
  • импульсивность;
  • психопатоподобные расстройства;
  • неврозоподобные расстройства.
  • Но у ребенка начинается развитие, которое отмечается в виде появления:

    • реакции на окружающих и их речь;
    • навыков самообслуживания;
    • развитие речи в виде отдельных слогов или звуков во время эмоционального возбуждения.
    • Как распознать аутизм у ребенка?

      Некоторые заболевания, особенно на генетическом уровне, имеют свое «лицо», т.е. общие внешние черты. Таковыми являются синдром Дауна, синдром Ангельмана, синдром Коэна. Аутистам тоже приписывают внешние сходства. Л. Каннер, первый исследователь этого заболевания, в своих трудах писал, что дети, рожденные с диагнозом «аутизм», имеют утонченные черты лица. Он называл этот признак «лицом принца».

      Все остальные симптомы касаются развития и поведения малыша. Мы уже знаем, что очень часто ребенок-аутист развивается соответственно норме, а потом резко в периоде от 1 года до 3 лет у него происходит утрата приобретенных навыков и функций. Это первый и важный сигнал о начале заболевания.

      Хотя если внимательно наблюдать за малышом, то уже в раннем периоде его развития можно отметить такие особенности

      Диагностика аутизма

      В 18 месяцев для ребенка можно провести такое небольшое диагностирование на наличие аутизма по рекомендациям HANS:

    • Смотрит ли малыш на вас, когда показывает на предмет, который его заинтересовал?
    • Смотрит ли ребенок, когда вы ему на что-то указываете?
    • Пользуется ли он своим воображением, когда играет «понарошку»?
    • Если ваши ответы только «нет», то у вашего ребенка может быть аутизм. Обратитесь срочно к детскому врачу.

      Во время визита к доктору вам будет предложено заполнить анкету (А), где будут находиться вопросы следующего образца:

    • Нравится ли вашему малышу играть у вас на коленках, качаться, подпрыгивать?
    • Нравится ли ребенку куда-то залезать, например, на лестницу?
    • Любит ли играть в детские игры: «ку-ку», «прятки»?
    • Играет ли в игры «понарошку», например, заваривает чай и наливает в чашечки?
    • Пользуется ли указательным пальцем, когда что-то ему нужно?
    • Указывает ли пальцем на то, что его заинтересовало?
    • Использует ли игрушки по назначению или просто их бросает либо прижимает к себе?
    • Приносит ли ребенок какие-то вам предметы, чтобы что-то на них показать?
    • Другую анкету (Б) заполнит медработник согласно своим наблюдениям:

    • За время приема установил ли ребенок зрительный контакт?
    • Заинтересуйте ребенка и покажите пальцем на какой-то предмет в другом конце кабинета и промолвите: «Смотри! Это (назовите предмет)!» Обратите внимание на лицо малыша. Посмотрел ли он в ту сторону, куда вы показывали?
    • Обратите внимание ребенка на себя и предложите ему что-то сделать «понарошку»: покормить куклу, поехать на машине в магазин. Выполняет ли ребенок вашу просьбу?
    • Задайте ребенку вопрос о том, где свет. Указывает ли малыш пальчиком на свет?
    • Получается ли у малыша построить из кубиков башню?
    • Внимание!

      Во второй анкете (Б) могут быть такие варианты выполнения заданий:

    • во 2 задании ответ «да» вы отмечаете тогда, когда вы убеждены, что ребенок смотрел на предмет, на который вы показывали, а не на вашу руку;
    • в 3 задании «понарошку» можно играть в любую знакомую для ребенка игру, и это будет считаться, как ответ «да»;
    • в 4 задании можно повторить вопрос о любом предмете, который знаком малышу, при этом «да» ставьте в том случае, если ребенок посмотрел вам в лицо до того или после того, как вы попросили выполнить задание.
    • Теперь можно подытожить результат

      Основные пункты:

      Из первой анкеты (А)

      вопрос 4 – игра «понарошку» (А4);

      вопрос 6 — применение указательных жестов (А6).

      Из второй анкеты (Б)

      вопрос 2 – понимает указательные жесты и следует взглядом за ними (Б2);

      вопрос 3 – играет «понарошку», следует действиям взрослых (Б3);

      вопрос 4 – использует указательный палец для того, чтобы показать предмет (Б4).

      Второстепенные пункты

      вопрос 1 – непонятная и грубая игра (А1);

      вопрос 2 – есть социальные признаки (А2);

      вопрос 3 – определение уровня развития моторики (А3);

      вопрос 5 – наличие указательных жестов (А5);

      вопрос 7 – функциональные игры (А7);

      вопрос 8 – навыки демонстрации предметов (А8);

      вопрос 1 – установка визуального контакта (Б1);

      вопрос 5 – умение строить башню из кубиков (Б5).

      Оценка риска наличия синдрома аутизма

      К группе высокого риска относятся те дети, которые имеют показатели «нет» в вопросах А4, А6, Б2, Б3, Б4.

      Группа низкого риска: показатель «нет» отсутствует в двух группах.

      Группа среднего риска: показатель «нет» есть в двух и более второстепенных пунктах, а также в некоторых основных.

      Советы:

      Группа высокого и среднего риска: обязательно ребенок направляется к психологу или психиатру.

      Группа низкого риска: если есть хотя бы одно «нет», повторите тест приблизительно через месяц.

      Итак, можно выделить основные пункты, которые характерны людям, страдающим на аутизм согласно вековой категории.

      Признаки аутизма у ребенка до 2-3 лет

    • Не устанавливает визуальный контакт.
    • При сохранном слухе не откликается на свое имя.
    • Не привлекает внимание людей к тому предмету, который его интересует.
    • Не просит о помощи, не зовет маму.
    • Ничем не делится, проявляет агрессию к другим детям.
    • Выполняет однообразные действия, играет, как правило, одной игрушкой.
    • Не допускает к своим занятиям других людей.
    • Для собственных нужд использует другого человека (например, ведет за руку туда, куда ему нужно), при этом эмоциональный контакт не устанавливает.
    • Неадекватно реагирует на свет, звук.
    • Признаки аутизма у ребенка 2 (3)- 11 лет

      1. В своей речи использует всего лишь несколько слов.
      2. Наличие стереотипных движений.
      3. Сильное беспокойство при смене обычной обстановки.
      4. Большие трудности в овладении письмом и чтением.
      5. Проявляет интерес к какому-то одному типу деятельности (компьютер, рисование, музыка и т. д.)
      6. Признаки аутизма у детей после 11 лет

      7. Элементарные навыки сформированы.
      8. Желание общаться отсутствует.
      9. Присутствует агрессия по отношению к окружающим людям.
      10. Возможны частые депрессии у детей, эпилептические приступы.
      11. Одиночество — преобладающее состояние.
      12. Так как развитие ребенка с нарушениями аутичного спектра неравномерное, то можно наблюдать такие ситуации:

      13. для некоторых ребятишек характерны проявления, которые наблюдаются только у детей раннего возраста и сохраняются у аутистов долгие годы (например, брать все в рот, стучать предметом о предмет);
      14. некоторые отстают от нормы в развитии речи, бытовых и социальных навыках;
      15. но есть и такие, которые не только соответствуют во всем ровесникам, но и значительно их опережают в конструировании, обучении музыке, рисованию, конструированию, математике, а также во владении компьютером.
      16. Признаки аутизма у взрослых

        Аутические расстройства у взрослых зависят от того, насколько тяжелая форма самого заболевания, как оно протекает и какие методики лечения использовались. Аутизм у взрослых симптомы имеет такие:

        1. Довольно скудные мимика и жесты.
        2. Правила поведения в обществе не воспринимает и полностью их игнорирует. Поэтому аутист может говорить либо совсем тихо, либо очень громко; смотреть прямо в глаза или вообще не устанавливать зрительного контакта.
        3. Может своими действиями принести вред окружающим, не понимая этого.
        4. Не понимает эмоций и чувств других людей.
        5. Строить дружеские или любовные отношения ему очень сложно.
        6. Не обращается первым к кому-то.
        7. Словарный запас, которым пользуется, беден.
        8. Его речь больше похожа на речь робота, так как отсутствуют интонации и эмоции.
        9. Они довольно уверенные и спокойные только в обычной обстановке и не терпят каких-то изменений.
        10. Если аутизм у взрослых, признаки которых мы рассмотрели, протекает в более легкой форме, то вполне возможно, что к 20-25 годам человек сможет жить самостоятельно. При тяжелых формах аутисты требует специального ухода за собой.

          Виды аутизма

          Аутизм – психическое расстройство, которое у всех проявляется по-разному. От количества признаков, причин и времени появления существует такая классификация аутизма:

        11. детский аутизм;
        12. атипичный аутизм;
        13. дезинтегративные расстройства раннего возраста;
        14. гиперактивность с наличием умственной отсталости и стереотипий;
        15. синдром Аспергера;
        16. общее отклонение в развитии.
        17. Детский аутизм (синдром Каннера)

          Форма аутизма, которой характерны проявления первых нарушений в развитии ребенка до достижения им 3 лет. Ненормальное функционирование наблюдается в коммуникации, поведении, социальном взаимодействии. Также у ребенка возможны безосновательные страхи, нарушение сна, сбои в работе кишечника, непонятные вспышки гнева, агрессивность по отношению к окружающим и к себе.

          Атипичный аутизм

          Атипичный аутизм — форма аутизма, которая отличается от аутизма детского временем проявления первых симптомов или полным отсутствием определенных критериев. Итак, проявляется, как правило, после 3 лет. Атипичный аутизм часто встречается у детей, которые имеют умственную отсталость или речевые нарушения. Сначала ребенок развивается соответственно нормы, а потом у него наступает потеря приобретенных навыков. Развитие притормаживается. Ребенок, который имеет атипичный аутизм, приобретает тяжелую форму умственной отсталости.

          Дезинтегративные расстройства раннего возраста

          Форма аутизма, когда ребенок развивается соответственно возрасту, но в течение нескольких месяцев вдруг все меняется: у него идет потеря интереса к окружающему миру, появляются стереотипии, возникают отклонения в общении. Диагноз устанавливается только на фоне поведенческих симптомов.

          Гиперактивность с наличием умственной отсталости и стереотипий

          Основными характеристиками считаются: тяжелая умственная отсталость, гиперактивность, нарушение внимания, стереотипное поведение. Со временем (наиболее часто в подростковом возрасте) гиперактивность меняется на пониженную активность. Детям с таким аутизмом помочь очень тяжело. Нарушения поведения обусловлены не только низким интеллектом, но и в результате органического поражения мозга.

          Синдром Аспергера

          При этом аутизме (его еще называют высокофункциональным аутизмом) нарушены социальные взаимодействия, присутствуют стереотипии, присуще увлечение только одним занятием. В отличие от типичного аутизма отсутствуют задержки в развитии речи. Познавательные функции развиваются соответственно нормы и даже выше. Характерна неуклюжесть. Те нарушения, которые появились в подростковом или в более позднем возрасте, сохраняются на всю жизнь.

          Общие отклонения в развитии

          Формы аутизма, расстройства которых не подходят ни для одного из перечисленных видов либо данные о появлении заболевания и его протекании отсутствуют, что не позволяет установить более точный диагноз.

          Стереотипия при аутизме

          Аутизму практически во всех его видах сопутствует стереотипное поведение. Оно сопровождается определенными движениями тела, проявлениями эмоций, заинтересованностью одним предметом и т.д.

          Типичной стереотипией считается поведенческая. Она характеризуется тем, что страдающие аутизмом довольно консервативны к своему окружающему миру. Они не терпят никаких изменений в своей жизни.

          Аутистам, особенно взрослым, присуща неофобия. Это значит, что ничего нового в их жизни не должно появляться, иначе оно может вызвать у них непонятную агрессию или наоборот страх. Для поддержания их спокойствия вокруг должна царить стабильность.

          Дети-аутисты в свою очередь очень негативно относятся к новым вещам, еде, игрушкам. Это вызывает у них панику. Элементарная перестановка мебели или изменения в маршруте следования вызывает у них тревогу, которая может привести к вспышке гнева.

          Двигательные стереотипии — это довольно распространенное среди аутистов явление. Оно состоит в том, что больной в течение дня часто и ритмично повторяет одно и то же движение. Оно ребенка возбуждает и приносит заметное удовольствие. Это могут быть покачивания, махание головой, движения пальцами перед глазами, махи руками, бег по кругу, постукивания и т. д. Иногда наблюдается целый комплекс стереотипных движений.

          Иногда у аутистов можно наблюдать речевую стереотипию. Её особенностью считается то, что ребенок самопроизвольно повторяет по многу раз одни и те же слова, фразы.

          Игровая деятельность тоже не лишена стереотипий. Ребенок может часами созерцать яркие предметы, как они двигаются. Происходит длительная задержка на этапе однотипной манипулятивной игры неигровыми предметами: крышками от кастрюль, обувью, предметами быта. Особая страсть проявляется во время таких занятий, как переливание воды, пересыпание песка. Такие дети могут часами ставить книги, кубики и другие игрушки в один ряд, распределяя их по цвету и размеру. Они с удовольствием собирают и разбирают башни, пазлы. Но если что-то не получается, то очень сильно нервничают, возбуждаются и пытаются все восстановить. Им нравятся наблюдать за крутящейся юлой или обычной крышкой. В игрушках их могут заинтересовать такие элементы, как запах, цвет, звук, поверхность. Очень часто у таких детей есть любимые вещи, с которыми они никогда не разлучаются, держат их всегда в руках, крутят или теребят.

          Стереотипии могут быть постоянными, а могут проявляться только во время волнения или возбуждения.

          Лечение детей с аутизмом

          Аутизм, лечение которого как самостоятельного заболевания не проводят, все-таки подлежит медикаментозному влиянию, так как он может вызывать сопутствующие болезни. Поэтому кроме наблюдения у психиатра таких детей должны периодически консультировать педиатр, невролог, гастроэнтеролог и другие специалисты.

          Обязательно с такими детьми проводят занятия логопед и психолог. Если вы хотите пройти комплексное обследование, то можно обратиться в ПМПК (психолого-медико-педагогическую консультацию), которая действует в каждом областном центре. Именно здесь о состоянии здоровья ребенка и возможной помощи выскажут свое мнение и психологи, и врачи, и педагоги. Их рекомендации будут носить более практический характер, что значительно поможет родителям в дальнейших их действиях.

          У детей с аутизмом могут начаться эпилептические приступы. Поэтому рекомендуется периодически делать им ЭЭГ-мониторинг. Кроме того, у них часто бывает нарушение сна, что потребует медикаментозного вмешательства под строгим контролем врача. Ни в коем случае не давайте лекарства сами.

          Проблематичным у таких детей является кишечник, так как зачастую аутисты не желают принимать предлагаемую пищу, а только ту еду, к которой они привыкли. К тому же у них часто бывает отсутствие аппетита вообще. Это существенно влияет на ЖКТ. Поэтому консультации гастроэнтеролога должны быть постоянными.

          Обращать внимание следует и на физическое развитие больных аутизмом. Они подвержены таким болезням, как соединительнотканная дисплазия, что приводит к нарушениям у них осанки, плоскостопию. Поэтому лечебная физкультура для них важна. Кроме того, физические упражнения будут у них развивать координацию и моторику.

          Стоить помнить, что дети с аутизмом не могут выразить свои жалобы словами. К тому же у них чувствительность к боли намного ниже. Поэтому нужно быть внимательным во время того, как они начинают заболевать вирусными инфекциями, так как они могут дать значительные осложнения.

          Симптомы аутизма разнообразны. Поэтому лечится не сам синдром, а эти проявления. Наиболее часто медикаментозному лечению поддают агрессию, аутоагрессию, тревожность, стереотипии, нарушение сна и т. д.

          Замечено многими врачами, что результативность лечения у детей выше, нежели у взрослых. Побочных эффектов у них к тому же намного меньше. Так как симптомы разные, то и препараты подбираются только в индивидуальном порядке.

          Альтернативные методики лечения аутизма тоже существует. Но стоит помнить, что они могут быть опасными для пациента. Многие из методик даже не учитывают патогенез аутизма. А их разработчики не имеют никакого медицинского образования, что вызывает сомнение в эффективности лечения.

          Поэтому перед тем как согласиться на курс лечения ознакомьтесь с практикой более подробно. Ведь могут начаться необратимые процессы, которые назад уже не повернуть. Доверьтесь лучше профессионалам. Предлагаем Вашему вниманию подробную статью про детский аутизм.

          psyh.info