Аутизм у детей лечение в воронеже

Мы в социальных сетях

Детский психиатр — специалист по аутизму.

Признаки заболевания проявляются чаще до 3 лет. Клиническая картина формируется постепенно к 3-5 годам.

Встречается чаще у мальчиков в 3-5 раз, чем у девочек.

Основными проявлениями детского аутизма являются:

  • отгороженность от внешнего мира различной степени;
  • недостаточная способность устанавливать контакты с другими людьми;
  • задержка психо-речевого развития разной степени;
  • сопротивление переменам, склонность к стереотипизации поведения, игры, речи;
  • высокий уровень тревожности, страхи;
  • сложности в освоении бытовых и социальных навыков.
  • Родителей чаще всего тревожат следующие особенности поведения таких детей:

  • не любит общаться, даже с близкими;
  • не смотрит в глаза;
  • не любит тактильного контакта;
  • эмоциональная холодность;
  • кажется глухим;
  • гиперактивность, агрессия, самоагрессия, страхи;
  • однообразное поведение со склонностью к стереотипным действиям, играм;
  • задержка психо-речевого развития.
  • Данные симптомы становятся отчетливо заметными после 1 года, поэтому особое значение приобретает раннее выявление аутизма. Очень важно вовремя начать коррекционную помощь, которая кардинально влияет на прогноз развития детей с данным заболеванием.

    Опыт показывает, что, несмотря на тяжесть нарушений, возможна помощь и успешная социализация эти детей.

    Диагностику, лечение, планирование коррекционной работы, наблюдение в динамике, помощь родителям осуществляет детский психиатр.

    Специалист Областного диагностического центра – Галкина Ольга Анатольевна – детский врач-психиатр Консультативного отдела для детей.

  • Она проводит диагностику и лечение всех психических и психо-соматических расстройств у детей и подростков;
  • Имеет сертификат по специальности психиатрия, а также высшую категорию по специальности детская психиатрия;
  • Владеет психотерапевтическими навыками (НЛП, гештальт-терапия, телесноориентированная терапия, эриксонианский гипноз, сказкотерапия и др.)
  • Профессиональные приоритеты – диагностика и лечение:

  • Расстройства эмоций и поведения в детском возрасте (страхи, тревога, депрессия, агрессивность, протестное и конфликтное поведение и др.);
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • Задержка психо-речевого развития;
  • Психические расстройства при органических поражениях головного мозга;
  • Психо-соматические расстройства (в т.ч. «беспричинно» часто и длительно болеющие дети);
  • Аутизм, «расстройство аутистического спектра» (РАС);
  • Энурез, энкопрез;
  • Заикание;
    • Тики, навязчивые состояния;
    • Нарушения сна;
    • Проблемы адаптации в детском коллективе (детский сад, школа и др.)
    • Нервная анорексия, психологические проблемы при избыточной массе тела;
    • Нарушения родительско-детских отношений.
    • Уважаемые родители! Если общение с ребенком и его поведение вызывает у вас вопросы и настороженность, то следует обратиться к детскому психиатру.

      АУЗ ВО «ВОККДЦ» — Мы готовы помочь Вашему ребенку!

      vodc.ru

      Новости фонда. В Воронеже стартовала программа «Аутизм излечим»

      21 февраля в Воронеже стартовала программа «Аутизм излечим», содержащая комплекс мероприятий для помощи людям с расстройствами аутистического спектра

      Официальное открытие программы «Аутизм излечим» состоялось на встрече с губернатором Воронежской области А.В. Гордеевым, по личной инициативе которого и началась совместная деятельность Фонда «Выход» и областного правительства.

      Встреча имела неформальный характер, участники предметно обсудили перспективы и методологию программы. От Фонда «Выход» на встрече присутствовали Исполнительный директор Фонда Е.В. Мишина, член попечительского совета Фонда и Президент АНО «Центр проблем аутизма» Е.Е. Мень, д.м.н., профессор В.Н. Касаткин, член экспертного совета фонда «Выход». Кроме губернатора, от области в разговоре участвовали Наталья Ильинична Самойлюк, руководитель департамента труда и социального развития Воронежской области и И.В. Петрова – руководитель Областного центра реабилитации детей и подростков с ограниченным возможностями «Парус надежды». Н.И. Самойлюк представила краткий отчет о том, как проходят первые мероприятия.

      После встречи с губернатором рабочая группа программы переместилась в центр «Парус надежды». Это учреждение широко известно во всем Центрально-Черноземном регионе, и является одной из опорных площадок в реализации программы фонда.

      Программа стартовала с открытой интерактивной лекции Екатерины Мень «Понимание аутизма». Член экспертного совета Фонда «Выход», профессор В.Н. Касаткин представил эту лекцию как масштабный мультидисциплинарный обзор актуальных международных практик в изучении аутизма. На лекции присутствовали врачи-неврологи, психиатры, клинические психологи, логопеды, коррекционные педагоги, родители детей с РАС и представители общественных организаций.

      Одновременно с лекцией «Понимание аутизма» в рамках программы прошли тренинги психолога и семейного терапевта, сотрудника АНО «Центр проблем аутизма» Романа Золотовицкого. На этих тренингах встретились в личном контакте две группы людей: психологи, дефектологи, логопеды и родители детей-аутистов. Под управлением Романа все участники тренинга оказались вовлечены в эмоциональное обсуждение тех опасений, которые обе стороны часто не высказывают друг другу. После тренинга многие уходили со сложными чувствами.

      Короткова Ирина Александровна, психолог-дефектолог центра «Парус надежды»: «Считаю, что такие тренинги необходимы. Хотя для меня он не был простым эмоционально, но это значит, что я – не равнодушна, что я еще не «сгорела»… На этом тренинге я побывала «в шкуре» родителей. Надеюсь, благодаря такому объединению и взаимодействию помощь детям будет более эффективной».

      Фролова Юлия, мама: «Хороший тренинг. Надо почаще сталкивать родителей и специалистов, потому что в коридоре, при ребенке, невозможно поговорить».

      Елена, мама: «Мы поняли, как относятся к нашим детям специалисты. Не могу сказать, что мне сильно полегчало, но узнали что-то новое, есть варианты, это хорошо».

      Программа первого дня завершилась семинаром для представителей СМИ, во время которого журналисты обсудили специфику темы «аутизм» с компетентными представителями Фонда. В семинаре также приняли участие Н.И. Самойлюк и Ю.А. Пономарев, возглавляющий направление «медицина» в комитете по работе с социальными категориями граждан Землячества «Воронежцы». Во время семинара было показано видеобращение Президента Фонда «Выход» Авдотьи Смирновой. Также в ходе семинара Фондом был объявлен конкурс на лучшую публикацию об аутизме и аутистах в воронежских СМИ. Номинации для конкурса были разработаны вместе с участниками семинара.

      На следующий день Екатерина Мень провела вторую часть обзорной лекции «Понимание аутизма». Лекция, основанная на массиве самого актуального мирового научного знания об аутизме, с одной стороны, представила современную картину этого диагноза, с другой стороны – явилась предъявлением дальнейшей образовательной программы в Воронеже. Необходимость кросс-дисциплинарного подхода, признанная на сегодня и отечественными специалистами, была наглядно представлена в лекции – через подробное изложение доказательных подходов из разных областей: нейробиологии, молекулярной биологии, генетики, иммунохимии, неврологии, поведенческих наук, образовательных технологий. Все эти направления предполагается развить и представить в более углубленном формате в семинарах профильных специалистов по мере дальнейшей реализации программы «Аутизм излечим».

      В Воронеже пройдут семинары и обучающие мастер-классы психиатров, поведенческих аналитиков, экспертов по инклюзивному образованию, иммунологов, неврологов, биохимиков, нейробиологов. Материал, представленный во вводной лекции Екатерины Мень, показал, что проблема аутизма отличается сильным интеллектуальным вызовом, требует глубокого профессионализма и большого творческого вклада в ее решение. Кроме того, лекция представила модель коррекционной системы реабилитации лиц с аутизмом. Именно эта модель и запланирована к реализации в Воронежской области.

      Герман Орлинский, папа: «Я до сих пор под впечатлением. Теперь я начал иначе понимать некоторые моменты поведения нашего ребенка. Нужно время, чтобы все это проработать. Я делал себе пометки. Во-первых, очень полезно. Во-вторых, мы рады, что у нас начинается сдвиг в решении этой проблемы».

      Журба Ольга Акимовна, город Россошь, учитель-логопед в МКДОУ ЦРР детский сад 21, учитель-дефектолог в ПМПК: «Мне очень понравилось! Лекция «оживила» мои знания по неврологии, которые я получила в питерском вузе. Я работаю 30 лет, с разными детками. Мне очень интересны аутичные дети. Я в комиссии вижу таких детей, я пытаюсь с ними работать, поэтому я задавала конкретные вопросы».

      Корыстина Наталья Михайловна, заведующая отделением раннего развития Центра «Парус надежды»: «Мы уже имеем опыт работы с детьми с РАС. Но, благодаря семинарам, в которых так интересно и доступно адаптирован большой зарубежный опыт, мы увидели проблему с новых сторон. Ждем продолжения программы!»

      Репортажи об открытии программы в СМИ:

      В Воронежской области стартовала программа «Аутизм излечим» (Официальный блог губернатора Воронежской области Алексея Гордеева)

      outfund.ru

      «Парус надежды» для детей с аутизмом

      ВОРОНЕЖ, 10 дек — РИА Новости, Алексей Андреев. Мечта многих родителей детей с аутизмом — дать своим детям возможность жить в согласии с реальным миром, а не только в своем внутреннем, помочь своему ребенку социализироваться. Специалистам из воронежского центра реабилитации детей и подростков «Парус надежды» нередко это удается. За последние десять лет более 200 детей-аутистов из Воронежской области и других регионов России получили здесь уникальную комплексную помощь, а некоторые из них смогли пойти в обычную школу, где теперь учатся наравне с другими детьми.

      Воронежский областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус надежды» работает с 1996 года. Задумывался он как центр помощи ребятам с детским церебральным параличом.

      Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

      «Но у нас сразу возник вопрос: а что же делать с детьми с синдромом Дауна, с детьми с аутизмом? Мы берем всех», — рассказывает директор центра Ирина Петрова.

      В 1996 году в «Парус надежды» пришли заниматься четыре ребенка с аутизмом. В следующем году — девять новых детей. С 2003 года, когда открылся второй корпус центра и у «Паруса надежды» появилась комплексная программа реабилитации детей-аутистов, консультации получили 300 детей и подростков из Воронежа, сел и городов области, других городов России. Только в прошлом году «Парус надежды» принял на реабилитацию 51 ребенка с аутизмом, в этом — еще 45.

      «200 детей и подростков получили комплексную психолого-педагогическую помощь по программе медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями психического развития и расстройствами аутистического спектра», — говорит специалист-психиатр Алексей Колосков.

      Пройдя курс реабилитации в центре, дети в большинстве своем идут в коррекционные школы и интернаты. Пока только двадцать воспитанников «Паруса надежды» смогли пойти в обычные школы, но если бы не «Парус», в лучшем случае они могли бы рассчитывать на домашнее обучение.

      «А есть еще и те, кто в три года были аутистами, в пять лет — полуаутистами, а в восемь — здоровыми детьми», — отмечает Колосков.

      Занятия в «Парусе» для детей с аутизмом проходят два раза в неделю в течение двух месяцев. Затем перерыв на два месяца, и снова в «Парус». Педагогов на всех детей не хватает. Те же люди, которые занимаются с детками-аутистами, работают и с детьми с ДЦП, с детьми с синдромом Дауна. Реабилитация длится несколько лет. Как говорят родители, дети во время двухмесячного отдыха очень скучают по центру.

      Глеб

      Для ребенка с признаками аутизма реабилитация в «Парусе» начинается с сенсорной комнаты. Это небольшое помещение, где большие мягкие геометрические фигуры, которые дети собирают, используют как горку и катаются с них.

      Звучит спокойная музыка, крутится под потолком блестящий шар, на потолке разноцветные кружочки — это тени от проектора. Дети туда заходят, словно в сказку попадают. Даже на взрослых она производит впечатление.

      «Шестилетний Глеб — более контактный, чем другие дети-аутисты. Он может за руку взять и повести в сенсорную комнату», — рассказывает завотделением коррекции психических нарушений Надежда Петранина.

      У Глеба — атипичный аутизм. До этого врачи ставили ему «задержка развития». Атипичный аутизм Глеба проявляется в его коммуникабельности — он более общителен, чем другие детки-аутисты.

      «Нас никуда не брали. Из обычного садика мы ушли после трех посещений. На занятия в развивающем центре тоже не смогли ходить — Глеб ведь не говорит. В «Парус надежды» посоветовали прийти знакомые», — рассказывает мама Глеба Наталья.

      Она вспоминает, что Глеб, когда в первый раз заходил в кабинеты на занятия, кричал. А сейчас, едва переступив порог корпуса, он катает цилиндр в лекотеке, потом ныряет в шариковый бассейн. Кажется, он может там провести весь день, но пора на занятия.

      Малыш учит с педагогом буквы.

      «У, у. Покажи улитку. Молодец», — говорит педагог и гладит Глеба по голове.

      Глебу тяжело, он устал, но терпит.

      За два года, которые Глеб занимается в центре, он научился говорить «мама», «папа».

      Миша

      «Наша роль — реабилитация. В нее входят социальная, педагогическая, медицинская работа», — говорит Петранина.

      С аутичными детьми в центре работают три отделения: медицинское, психолого-педагогическое и отделение спортивной реабилитации. Занятия проводят психолог, психиатр, дефектолог, педагоги по музыке, гимнастике, трудотерапии, компьютеру.

      Один педагог занимается с одним ребенком — практически все занятия индивидуальные. На трудотерапии или арттерапии могут сразу быть несколько деток.

      Семилетний Миша научился сам выходить из одной компьютерной игры и запускать другую. У него здорово получается, и мальчик радуется, поднимая вверх руки и слегка потрясая ими.

      «Сын запустил любимую игру, где машинки. Он и диски с играми может менять сам», — у мамы Миши, Ольги Самуйловой, тоже есть повод для радости.

      Педагоги думают, что вот так, с помощью компьютера, этого малыша можно научить читать и писать — общаться с другими людьми.

      А еще Миша очень любит музыкальную терапию и арттерапию.

      Алина

      Специалист-психиатр Алексей Колосков предположил, что в Воронежской области может быть до двух тысяч детей с аутистическим спектром расстройств.

      «Парус Надежды» с его несколькими корпусами, новыми уютными гостиничными номерами и 100 работниками такое количество просто не потянет.

      «В этом году у «Паруса» появилась дополнительная прилегающая территория площадью в тысячу квадратных метров, чтобы у детей было место для игр на воздухе и прогулок. Мы будем просить спонсоров и волонтеров привести ее в порядок», — говорит Ирина Петрова.

      Трехлетняя Алина с тех пор, как переступила порог центра, ни разу не остановилась. В сенсорной комнате она катается на больших мягких кубиках, в игровой — зарывается в шариковый бассейн, опрокидывая по дороге огромного льва. Потом из бассейна летят шарики. Алина собирает их все до одного. Подбегает к маме Наде и ждет, переминаясь с ножки на ножку, когда мама даст ей хлеб.

      Пока Алина жует, она не бегает. Самостоятельно девочка, по словам мамы, может есть только суп. Иногда котлету еще может съесть. Всем остальным нужно кормить. Из еды девочка предпочитает яблоки и хлеб.

      «Дочке год уже был, когда мы обратили внимание, что она, кроме как на мультики, ни на что не реагирует. Думали — не слышит, но сурдолог сказала, что все нормально. По всем врачам пошли, в больницу ложились… И вот оказались здесь», — рассказывает Надежда.

      У Алины расстройство аутистического спектра. Ей очень важен заведенный порядок вещей, который стороннему наблюдателю кажется нелогичным. Например, пятилетнему брату девочка не разрешает дома ходить без кепки. Когда Алина оказывается в гостях у бабушки, ей важно, чтобы бабушкины халат и кофта лежали на полу. Если что-то будет не так, Алина расстраивается и не может успокоиться до тех пор, пока брат не наденет кепку или вещи не окажутся на полу.

      «Ночью Алина песни поет. Как только свет гаснет, начинает: «тя-тя-тя, ка-ка-ка, те-те-те». Днем не поет», — говорит мама Алины.

      Когда она узнала, что у дочки аутизм, расстроилась. А потом привыкла.

      «Я ее же никуда не дену», — рассуждает Надежда.

      Мама Надя научилась радоваться общению с дочкой. Она смотрит на малышку, и у Нади какая-то радость на лице.

      Дима

      Пятилетний Дима занимается в «Парусе надежды» второй год. Ездит с мамой в центр из спального района на больших автобусах. Когда автобус останавливается в пробке, Дима хочет выйти. Если его пытаться остановить, начинает бунтовать.

      «Диме было два с небольшим года, я лежала в больнице. Мальчик был месяц у бабушки. Я приехала, он меня не узнал, спрятался за бабушку. Ушел в свой мир», — рассказывает Галина,мама мальчика.

      До этого врачи говорили, что у Димы задержка психического развития, не более. Когда ему исполнилось три года, врачи сказали, что у мальчика аутизм. Диму не взяли в детский сад для малышей с задержкой психического развития, и мама-медсестра была вынуждена уволиться с работы.

      А ее малыш в сенсорной комнате «Паруса» забрался почти под самый потолок к крутящемуся зеркальному шару. На стене желто-красно-бело-синяя луна. От проектора на потолке кружатся разноцветные кружочки. Мальчик смотрит на них. Он как ребенок, попавший в сказку. Удивленные глаза стараются поймать каждый цветной кружочек. Рот чуть приоткрылся. И Дима не шевелится, словно боится спугнуть это чудо.

      «Мы так и называем сенсорную комнату — «Волшебная комната». Ее любят все дети», — говорит Надежда Петранина.

      Сперва Дима ходил только в сенсорную комнату. Потом, когда привык к центру, начались другие занятия. За год с небольшим в «Парусе» мальчик стал говорить слова.

      «Он добрый. Если во дворе увидит, как родитель на ребенка голос повысил, бежит заступаться… Я надеюсь, что с помощью «Паруса надежды» его будет можно хотя бы социализировать, чтобы он мог обслужить себя. Даже если Дима не будет работать, чтобы он смог себе приготовить», — мечтает Галина.

      Ее старшему сыну восемь. Он обычный ребенок.

      «Я боюсь болеть. Боюсь умереть. Как мой ребенок будет без меня? Кому он нужен?» — волнуется Галина.

      Повзрослевшие ребята с аутизмом, которые детьми занимались в «Парусе надежды», вынуждены сейчас сидеть по домам или продолжать проходить лечение в психиатрических учреждениях. Система помощи взрослым людям с аутизмом не выстроена. «Парус надежды» социализирует детей, дает им системную помощь: педагогическую, медицинскую, но только в детском возрасте. Это лишь одно звено в цепочке помощи, которая нужна аутистам. Многих других звеньев сейчас просто нет.

      «Взрослый аутичный человек — где он может реализовать себя как личность? Кто его поддержит? У нас такие условия не созданы», — говорит Алексей Колосков.

      Надежда

      Весной губернатор Воронежской области Алексей Гордеев позвонил одной из основательниц фонда помощи детям с аутизмом, режиссеру и телеведущей Авдотье Смирновой и предложил реализовать на базе региона уникальный проект создания полного цикла работы с аутистами: от ранней диагностики до создания поселения для взрослых аутистов. По планам, претворение проекта в жизнь начнется уже в 2013 году, и для многих его реализация станет еще одним парусом надежды.

      Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

      © 2018 МИА «Россия сегодня»

      Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

      Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

      Главный редактор: Анисимов А.С.

      Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

      Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

      Настоящий ресурс содержит материалы 18+

      Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

      Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

      Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

      Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

      На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

      Комментарий пользователя будет удален, если он:

    • не соответствует тематике страницы;
    • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
    • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
    • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
    • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
    • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
    • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
    • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
    • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
    • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
    • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
    • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
    • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
    • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
    • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
    • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
    • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
    • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
    • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

      Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

      Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

      В письме должны быть указаны:

    • Тема – восстановление доступа
    • Логин пользователя
    • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
    • Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

      В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

      ria.ru

      Все заболевания на «А» — Справочник заболеваний

      Аутизм: что это такое?

      Аутизм возникает как следствие нарушения в развитии или работе головного мозга. Его главной характеристикой является всесторонний дефицит социального взаимодействия больного и отказ от общения. Обычно первые признаки аутизма проявляются у детей 2-летнего возраста. В большинстве случаев это заболевание врожденное. Медицинская классификация относит аутизм к болезням нервной системы, но существует и мнение о том, что аутизм не заболевание, а особое состояние в развитии. Заболевание диагностируется у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

      Признаки аутизма врачи могут увидеть во время исследования головного мозга ребенка, но установить, почему они возникли, невозможно. Признаки атизма у детей могут отмечаться в самом раннем возрасте, в этот период ребенку ещё можно помочь выработать навыки самообслуживания, общения и социального взаимодействия, но лечения от аутизма не существует.

      Причины аутизма у детей

      Причины возникновения аутизма у детей до сих пор неизвестны, но был разработан и клинически подтвержден перечень гипотез о том, что может послужить толчком для развития заболевания:

    • генетическая предрасположенность;
    • мутации плода во время беременности;
    • последствия некоторых вакцин (гипотеза не нашла неопровержимого подтверждения);
    • черепно-мозговые травмы плода во время развития и ребенка в первые месяцы жизни;
    • расстройство восприятия вследствие информационной блокады;
    • нарушения в работе лобно-лимбического комплекса;
    • нарушения взаимодействия полушарий мозга;
    • неправильный обмен серотонина в организме;
    • хромосомные нарушения на стадии развития плода;
    • врожденные дефекты, возникающие ещё на стадии внутриутробного развития.

    Может ли проявиться аутизм у взрослых?

    Практически во всех случаях возникновения аутизма болезнь диагностируется в детском возрасте. С течением времени проявления и симптомы заболевания не меняются и не прогрессируют, как правило, они просто становятся заметнее при достижении аутистом зрелого возраста.

    Но в редких случаях аутизм может возникнуть во взрослом возрасте. У взрослых аутизм — это тяжелое нарушение социального взаимодействия, которое сопровождается серьезными изменениями в структуре головного мозга. Заболевание во взрослом возрасте называется атипичным аутизмом. Причины появления аутизма в этом возрасте также до конца не изучены. Нет исчерпывающего перечня подтвержденных факторов, служащих стимулом для развития болезни. Но существует ряд теорий о природе возникновения аутизма во взрослом возрасте. Причиной может стать:

  • хроническая депрессия;
  • психические заболевания;
  • черепно-мозговые травмы.
  • Абсолютно все формы аутизма могут возникать как в детском возрасте, так и быть приобретенными впоследствии. Развитие симптомов аутизма в зрелом возрасте происходит быстро и может стать причиной тяжелого состояния больного и его психической неуравновешенности.

    Виды аутизма и его классификации

    Существует пять классических видов проявления аутизма. Все они относятся к одному заболеванию, но разбиты на группы по характеру проявлений и степени отсутствия взаимодействия с внешним миром. Выделяют следующие группы пациентов, страдающих аутизмом:

    • первая – пациенты отказываются взаимодействовать с внешним миром, контакты практически сведены к нулю;
    • вторая – люди замкнуты в себе, могут посвящать всё время одному и тому же занятию. Забывают о необходимости сна или отдыха и не испытывают такого желания даже при длительном бодрствовании;
    • третья – люди, игнорирующие социальные порядки и нормы общества, поскольку не в состоянии их воспринимать;
    • четвертая – взрослые аутисты, которые не могут справляться со своими ежедневными проблемами. Склонны испытывать чувство обиды на окружающих;
    • пятая – взрослые аутисты с высоким уровнем интеллекта, которые предпринимают успешную попытку социализации и адаптируются в обществе. Могут взаимодействовать с окружающими практически на равных, способны обучаться, осваивать профессии и работать в областях, связанных с умственным трудом.
    • В последней группе аутистов периодически встречаются люди с проявлением «гена гениальности». Его активизация связана с процессами, происходящими в мозгу человека, больного аутизмом. Такие люди могут достигать очень больших успехов в различных областях науки и профессиональных сферах. Но их взаимодействие с миром часто осложняется социальными рамками и непониманием со стороны близких.

      Родственники и окружение пациентов нередко сами ухудшают состояние больного, неправильно общаясь с ним и унижая. Для налаживания контакта между родственниками и аутистом создаются специальные курсы, на которых можно не только найти способ общения с больным, но и обучить его необходимым навыкам самообслуживания. Эффективность таких курсов во многом зависит от состояния пациента и формы проявления заболевания.

      Разновидности аутизма:

      Кроме разделения признаков аутизма по степени проявления на группы, существует и другая классификация. В России в 1987 году была разработана схема, разбивающая все проявления аутизма на 7 типов по причине возникновения:

    • аутическая психопатия Аспергера;
    • синдром раннего классического инфантильного аутизма Каннера;
    • аутизм, вызванный аберрациями хромосом;
    • аутизм, возникший по причине наличия синдрома Ретта;
    • эндогенный и приступообразный аутизм, вызванный шизофренией;
    • резидуально-органическое состояние организма больного;
    • аутизм неизвестного происхождения.
    • Эта система впоследствии позволила объединить известные причины аутизма и его виды под общей аббревиатурой РАС (расстройства аутического спектра).

      Особенности аутизма у детей:

      Согласно РАС, следует различать виды аутизма по проявлениям определенного синдрома или состояния. Каждый из пунктов этой классификации обладает различным набором симптомов и разным прогнозом, но наиболее показательны следующие группы:

      Детский аутизм:

      В этот пункт включают синдром Каннера, аутическое расстройство и инфантильные виды аутизма. Симптомы этой группы отклонений проявляются в возрасте от 1 до 3 лет. Для синдрома Каннера и подобных ему состояний характерны такие признаки:

    • невозможность установления взаимоотношений с окружающими людьми с раннего возраста;
    • недостаточное использование речи для коммуникации;
    • игнорирование внешних раздражителей вплоть до болевого воздействия;
    • «феномен тождества» — страх изменений в окружении;
    • задержка развития собственного «я»;
    • эхолалии непосредственного и отставленного типа;
    • стереотипные игры.
    • Синдром Ретта:

      Симптомы аутизма начинают проявляться у детей до 3 лет. Затруднением при диагностировании является отсутствие более ранних признаков задержки в развитии ребенка, поскольку заболевание в подавляющем большинстве случаев проявляется на фоне нормального развития. При синдроме Ретта характерны такие признаки:

    • отрешенность ребенка;
    • приостанавливается или останавливается развитие речи;
    • теряются уже приобретенные навыки;
    • за 3-6 месяцев ребенок полностью теряет приобретенный речевой запас;
    • утрачивается способность удержать в руке предмет;
    • расстройство дыхания;
    • эпилептиформные приступы;
    • прогрессирующий распад моторных навыков;
    • развитие серьезных нарушений в двигательной функции;
    • утрата тонуса мышц.
    • Синдром Ретта относится к наиболее тяжелым проявлениям РАС. Он не поддается коррекции, и к 5-6 годам жизни симптомы синдрома у ребенка сходны с последствиями последнего этапа тяжелых органических болезней ЦНС.

      Синдром Аспергера:

      При этом синдроме у детей хорошо сохраняется логическое мышление, развито нестандартное восприятие себя и окружающего мира, но наблюдается неустойчивость активного и пассивного внимания. К другим признакам наличия этого синдрома можно отнести:

    • нарушения коммуникативной функции;
    • стереотипные интересы и поведение;
    • импульсивность в поведении;
    • взгляд направлен «внутрь себя»;
    • привязанность к привычному окружающему пространству.
    • Многие симптомы этого синдрома сходны с болезнью Каннера. Но при этой форме нет значительных задержек в развитии речи и когнитивном сознании.

      Атипичный аутизм:

      Что такое аутизм атипичного вида и как он проявляется,невозможно сказать наверняка. Внешние симптомы этого заболевания сходны с синдромом Каннера, однако, отсутствуют все диагностические критерии. Такое состояние характерно для взрослых и чаще всего развивается на фоне умственной отсталости или сопутствующих заболеваний и трудностей на различных этапах развития. Для атипичного аутизма характерны:

    • возникновение после 3-х лет;
    • значительные нарушения социального взаимодействия больного и окружающих;
    • стереотипное и ограниченное поведение, которое повторяется с определенной периодичностью.
    • Симптомы аутизма у детей

      Приведенная выше классификация позволяет определять тип аутизма и синдром, который имеет место в каждом конкретном случае. Однако она не дает ответа на вопрос: «Что такое аутизм у детей?». Для упрощения диагностики существует ряд симптомов, наличие или отсутствие которых служит определяющим фактором при постановке диагноза «аутизм». Поведенческие характеристики, которые присущи детям с расстройствами психики самого разного возраста, помогают врачам определить вид заболевания, а родственникам – заподозрить, что у ребенка проблемы с развитием, и не затягивать с визитом к врачу.

      Ранний детский аутизм проявляется следующим образом:

      1. Симптомы нарушения социальных навыков:

    • отсутствие желания общаться и интереса к сверстникам;
    • игнорирование присутствия и эмоций окружающих людей;
    • отсутствие нормальной для раннего этапа развития подражательной функции. Дети не копируют мимику родителей, не улыбаются в ответ, не повторяют жесты взрослых или делают это неосознанно и без связи с реальностью;дети не делятся своими проблемами и мыслями с родителями.
    • 2. Нарушения в развитии речевой и неречевой коммуникации:

    • отсутствие речи;отсутствие мимики и жестов;
    • ребенок избегает зрительного контакта, не улыбается собеседнику;
    • речь развита, но ребенок не общается с окружающими, не отвечает им;
    • ребенок повторяет фразы или отдельные слова («граммофонная» или «попугайная» речь согласно классификации по Каннеру);
    • фонетические нарушения в речи, не связанные с характерными проблемами при нормальном развитии. У аутистов проблемы с интонациями, речь может быть монотонной или ритмически неправильной.
    • 3. Нарушения в развитии воображения, что становится причиной стереотипного поведения:

    • нервное поведение;
    • отчуждение;
    • ребенок любит играть один;
    • отсутствует интерес к придумыванию игр, воображаемым событиям;
    • ребенок привязывается к одной игрушке или предмету и не расстается с ним, стремится постоянно держать в руках;
    • ребенок сосредотачивает внимание на чем-то одном.
    • Так проявляется аутизм у детей до 1 года и в последующие два-три года жизни. При рассмотрении аутизма у взрослых следует использовать другой перечень характерных признаков.

      Симптомы аутизма у взрослых

      Симптомы аутизма у взрослых могут отличаться в зависимости от формы заболевания и его течения. Характерными симптомами считаются следующие:

    • скудная мимика и недостаточное количество жестикуляции;
    • отсутствие понимания правил общения, принятых в обществе;
    • непонимание чувств, эмоций и намерений окружающих людей;
    • отсутствие понимания собственного поведения;
    • отсутствие возможности построения дружеских или любых других близких отношений с окружающими людьми;
    • трудности в обращении к кому-либо;
    • недостаточный словарный запас, регулярное повторение одних и тех же фраз;
    • возможность сохранять спокойствие в привычной обстановке и переживания из-за перемен в ней;
    • наличие привязанности к местам и предметам и переживания из-за изменений, связанных с ними.
    • Если аутизм присутствует в легкой форме, то к 20-25 годам человек уже может жить отдельно от родственников или опекунов и самостоятельно решать собственные проблемы. Если форма не позволяет аутисту вести такой образ жизни, то, как правило, он остается на попечительстве родственников в течение всей своей жизни.

      Диагностика аутизма у детей

      Приведенные признаки аутизма позволяют достаточно четко установить диагноз и разновидность психического отклонения по проблемам в развитии, социальном поведении и других навыках. Но при диагностике аутизма по соответствующим критериям важно:

    • не расширять содержания каждого из признаков;
    • проводить диагностику на синдромологическом уровне, а не на формальном наличии любого из симптомов;
    • учитывать наличие процессуальной динамики в обнаруженных симптомах;
    • помнить о том, что отсутствие контакта с окружающими людьми ведет к социальной депривации, которая, в свою очередь, становится причиной вторичных симптомов задержек в развитии.
    • Дифференциальная диагностика неполных симптомов позволяет получить более полную картину. В таком случае исключаются другие симптомы, которые могут говорить о наличии сопутствующих заболеваний и смазывать картину болезни. При диагностике аутизма следует сначала исключить расстройства слуха, расстройства речи, умственную отсталость, психозы, которые являются отдельными заболеваниями и не связаны с аутизмом.

      Лечение аутизма

      Необходимое для аутизма у детей лечение включает в себя:

    • программы поведенческой терапии;
    • использование «моделей развития»;
    • логопедическую терапию;
    • обучение социальным навыкам;
    • трудотерапию;
    • антидепрессанты;
    • антипсихотики;
    • противосудорожные препараты.
    • Полностью излечиться от аутизма практически невозможно. Ремиссия наступает только в 5% случаев.

      Отсутствие своевременного для аутизма лечения может привести к нарушению социальных и эмоциональных контактов больного с обществом. Профилактика

      К сожалению, специальных методов первичной профилактики данного патологического состояния не существует. В период беременности женщинам рекомендуется избегать интоксикаций (ограничить прием лекарственных препаратов).

      vrn.medcentr.online