Аутизм у младенца

Аутизм у новорожденных детей

Аутизм не считается болезнью. Этим медицинским термином называют расстройство личности, из-за которого человек, страдающий аутизмом, не имеет возможности выстроить отношения с окружающим миром. В последнее время диагноз “аутизм” звучит всё чаще. При внимательности врачей и родителей распознать расстройство личности можно уже в первые месяцы жизни.

До сих пор врачам не удалось выяснить причины, по которым у новорождённых развивается аутизм. На сегодня понятно лишь то, что расстройство возникает из-за генной мутации или нарушения генных сочетаний. Если подытожить всё, что было выяснено о причинах аутизма вплоть до наших дней, ответы на вопрос “от чего может быть расстройство личности?” таковы:

  • из-за присутствия в генном наборе грудничка хрупкой Х-хромосомы;
  • из-за того, что будущая мама, будучи беременной, перенесла инфекцию, вызванную вирусом или бактерией.
  • Взрослые должны знать подтверждённый факт: если в семье уже воспитывается малыш-аутист, то вероятность рождения второго такого ребёнка возрастает во сто крат. Также в народе бытует теория о том, что детский аутизм провоцирует вакцинация. По крайней мере, именно этот тезис используют те, кто борется с массовым вакцинированием. На самом деле прививки никогда не рассматривались в качестве причины расстройства личности. Максимум, что может сделать вакцинация, это подтолкнуть механизмы болезни к запуску.

    Считается, что самым главным признаком аутизма в раннем возрасте является отсутствие зрительного контакта. Новорождённый малыш пока ещё ничего не умеет. У родителей нет возможности наблюдать за развитием его речевого аппарата или моторики. Поэтому все симптомы аутизма, которые актуальны для детей более зрелого возраста, в данном случае не являются показательными. А вот если малыш избегает зрительного контакта с людьми (в первую очередь, с мамой и папой), это должно насторожить родителей.

    Кроме отсутствия зрительного контакта к ранним признакам аутизма можно отнести следующие симптомы:

    • нежелание быть на руках у близких людей;
    • неулыбчивость;
    • малыш не откликается, когда слышит своё имя;
    • для того чтобы показать интересующий его предмет, кроха пользуется не собственной рукой, а чужой;
    • в процессе кормления ребёнок или слишком расслаблен или, наоборот, существенно напряжён.
    • Все эти симптомы именуют ранними признаками аутизма. По ним можно диагностировать расстройство личности у ребёнка в возрасте от трёх до шести месяцев.

      Диагностика аутизма у новорожденного

      В нашей стране диагноз “аутизм”может прозвучать лишь в государственной психиатрической лечебнице и лишь после того, как кроху осмотрят следующие специалисты в области медицины:

      Выявление обсуждаемого недуга возможно лишь после того, как перечисленные выше врачи понаблюдают за ребёнком и проведут ряд специальных тестов. Существует несколько тестов на аутизм, которые помогают выявить, имеет ли место в конкретном случае это расстройство психики. Вот основные из них:

    • шкала для оценки уровня адекватности поведения пациента,
    • шкала Коннорса,
    • опросник для диагностики аутизма.
    • Только врач может правильно расшифровать результаты тестирований, поэтому родителям не стоит пытаться проводить их самостоятельно. Помимо прочего при подозрении аутизма у новорождённого, ему могут назначить следующие диагностические исследования:

    • ЭЭГ,
    • МРТ мозга,
    • допплерография головных сосудов.
    • Иногда помимо диагностических процедур родителям и их маленькому чаду предлагают пройти консультацию у таких медицинских специалистов как гастроэнтеролог и генетик. Стоит обратить внимание также и на то, что все перечисленные выше исследовательские методы не способны подтвердить или опровергнуть аутизм у новорождённого. С их помощью медицинские специалисты исключают иные проблемы со здоровьем, которые могли спровоцировать возникновение похожих симптомов.

      Осложнения

      Если пустить ранний аутизм у ребёнка на самотёк, можно не сомневаться: адаптироваться в окружающей среде у человека самостоятельно не выйдет. Такой вывод влечёт за собой массу негативных последствий для ребёнка-аутиста, перечислять которые можно бесконечно.

      На вопрос “можно ли вылечить аутизм?” есть однозначный и категоричный ответ: нет. Это заболевание, а точнее это расстройство личности лечению не поддаётся. На сегодняшний день учёные работают над этим вопросом, но никаких конкретных обещаний пока не дают.

      Главная помощь, которая может быть оказана малышам-аутистам в современном мире, — это грамотная программа коррекции поведения. Если она будет разработана знающим специалистом, если к её реализации подключатся родители и все окружающие малыша люди, то адаптация крохи может быть весьма успешной.

      Что можете сделать вы

      Родители играют первостепенную роль в успешной адаптации своего ребёнка. Дело в том, что весь окружающий мир для крохи представляется очень грозным, опасным и враждебным. Дело родителей — провести его сквозь тернии.

      Мама и папа не должны требовать от врача волшебной таблетки. Они должны запастись терпением и понять: ни антибиотики, ни народные лекарственные препараты, ни молитвы, какими бы искренними они ни были, делу не помогут. Нужно работать постоянно, сутки напролёт — и тогда результат непременно будет.

      Что может сделать врач

      Назначаемая врачами коррекционная программа — это комплекс мер и процедур, которые помогают малышу адаптироваться в обществе. Содержимое такой программы напрямую зависит от состояния и от возраста пациента, от тяжести расстройства. Чаще всего в коррекционную программу входят следующие методики лечения:

    • безглютеновое питание,
    • массаж,
    • ЛФК,
    • дельфинотерапия,
    • лечение лекарственными препаратами, которые убирают определённую симптоматику.
    • Очень важно, чтобы большая часть перечисленных мероприятий проводилась в условиях какого-то одного медицинского центра. Смена врачей и привычной обстановки слишком болезненна для “деток дождя”.

      Профилактика

      На сегодняшний день мировому обществу неизвестны методы предотвращения детского аутизма в раннем возрасте. Возможно, когда-то такое открытие и будет совершено, но современные поколения предотвратить расстройство личности не имеют возможности.

      detstrana.ru

      Аутизм – это состояние психики, при котором человек больше погружен в себя, чем в окружающий мир. Оно длится в течение всей жизни и влияет на то, как человек взаимодействует с другими людьми, общается и учится.

      У двух людей с аутизмом расстройство может проявляться по-разному: один может вести полноценную жизнь, периодически обращаясь к терапии, а другой никогда не сможет соответствовать общепринятым представлениям о «нормальности».

      Точная причина аутизма до сих пор не установлена. Исследования показывают, что на его развитие, вероятно, влияет сочетание экологических и генетических факторов.

      По статистике, 1 из 68 детей имеет расстройство аутистического спектра той или иной степени. У мальчиков оно встречается чаще: 1 случай из 42; у девочек – 1 из 189 случаев. Число выявленных случаев аутизма в последние годы растет, благодаря развитию диагностики. Мы стали лучше понимать, как проявляется это расстройство и как с ним жить.

      Чем раньше родители заметят признаки аутизма, тем больше они смогут помочь ребенку справиться со сложными социальными ситуациями и стрессом.

      Итак, какое поведение у младенцев и детей до 3 лет может быть ранним признаком аутизма?

      Аутизм у младенцев

      Знак №1: не реагирует на взаимодействие

      Младенцы обычно социальны по своей природе: они любят взаимодействовать с родителями, братьями и сестрами, другими людьми. Они смотрят на лица, слушают голоса и постоянно наблюдают за тем, что делают и говорят окружающие.

      Laura Caseley for LittleThings

      Ребенок с аутистическим расстройством часто не реагирует на зрительный контакт или обращенные к нему слова.

      Знак №2: не откликается на имя

      Большинство детей начинают реагировать на имя в возрасте 1 года. Если в 12 месяцев малыш не воспринимает обращение по имени, это повод для беспокойства.

      Знак №3: слабый интерес к людям

      Ребенок с аутизмом не нуждается в одобрении, обучении или внимании от других людей. Как правило, такие дети не улыбаются и не смотрят в глаза, ведут себя тихо и почти не жестикулируют (не машут руками, не хлопают). Если вы заметили такое поведение у своего ребенка, сообщите об этом педиатру.

      Знак №4: замедленная реакция

      По мере взросления дети должны подражать окружающим звукам и речи родителей. Речь начинает развиваться после полутора или двух лет, но лепетать ребенок начинает значительно раньше.

      У детей с аутизмом речевые и языковые навыки развиваются хуже, и это тоже повод для разговора со специалистом.

      Аутизм у детей 2-4 лет

      Это возраст, когда дети становятся более социальными, стремятся к общению с окружающими. На этом фоне признаки аутистического расстройства заметить легче: к 2 годам диагностика аутизма более стабильна и достоверна, хотя окончательный диагноз врачи ставят, как правило, к 4 годам.

      Знак №1: трудности во время ролевых игр

      Уложить мишку спать, пожалеть сломанную куклу, поиграть в «ку-ку» с мамой – все подобные игры требуют взаимодействия и реакции в зависимости от сценария. Дети-ровесники сначала обычно играют рядом, параллельно друг с другом, и постепенно приходят к взаимодействию.

      Если ваш ребенок упорно избегает игр с другими детьми и предпочитает сидеть отдельно, не понимает, как включиться в ролевую игру, это вероятный признак аутизма.

      Знак № 2: не подражает окружающим

      Дети любят повторять поведение родителей, моделировать свое поведение. Аутистическое расстройство снижает этот интерес: ребенок по-прежнему не отвечает на взгляды и действия, не повторяет простые жесты (например, не машет рукой во время приветствия или прощания).

      Знак № 3: успокаивает себя самостоятельно

      Дети с аутизмом, как правило, очень чувствительны к любым, самым незначительным, изменениям в своем окружении. Они испытывают проблемы с демонстрацией своих чувств, не любят прикосновений и не хотят, чтобы их держали на руках или обнимали.

      Испытывая стресс, такой ребенок может не искать утешения у мамы, а успокаиваться самостоятельно, повторяя монотонные движения: хлопая руками или раскачиваясь из стороны в сторону.

      Если вы заметили у своего ребенка какой-либо из этих признаков, не откладывайте визит к педиатру, детскому неврологу или психологу. Если специалист подтвердит расстройство аутистического спектра, это пока не значит, что ему обязательно будет поставлен диагноз «аутизм».

      Американская ассоциация педиатрии рекомендует проводить обследования каждые 18 или 24 месяца – не исключено, что со временем, при правильном и бережном обращении ребенок преодолеет расстройство.

      Но даже если диагноз поставлен, вы все еще можете сделать многое для полноценной жизни ребенка.

      Laura Caseley for LittleThings
      Специалисты помогут составить план, исходя из индивидуальных потребностей малыша, в котором будет учтено все: от занятий с логопедом до ролевых игр в разных социальных ситуациях.

      m.goodhouse.ru

      Помощь детям аутистам: коррекция аутизма у детей

      В последние годы родители в средствах массовой информации и печатных изданиях часто встречают упоминание о таком «непонятном и пугающем» заболевании как синдром раннего детского аутизма. Попробуем вместе с вами разобраться, что же скрывается под этим названием.

      Что такое синдром раннего детского аутизма: симптомы и причины

      Расстройства аутистического спектра (к ним и относится синдром раннего аутизма у детей) характеризуются симптомами, выраженными недостаточностью или полным отсутствием потребности в контакте с окружающими, эмоциональной холодностью или безразличию к близким. Дети с РАС испытывают страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненную приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям. Наиболее отчетливо симптомы аутизма проявляются от 2 до 5 лет, хотя отдельные признаки его отмечаются и в более раннем возрасте.

      Синдром раннего детского аутизма (и другие РАС) проявляется у детей равнодушием к близким. Дети не дают адекватной эмоциональной реакции на их появление и уход, нередко как бы не замечают их присутствия. В то же время любое изменение привычной обстановки, например в связи с перестановкой мебели, появлением новой вещи, новой игрушки, часто вызывает недовольство или даже бурный протест с плачем и пронзительным криком. Сходная реакция возникает при изменении порядка или времени кормления, прогулок, умывания и других моментов повседневного режима.

      Дети, которым диагностируют аутизм, активно стремятся к одиночеству, чувствуя себя лучше, когда они одни. Вместе с тем характер контакта с матерью может быть различным: наряду с индифферентным отношением, при котором дети не реагируют на присутствие или отсутствие матери, наблюдается негативистическая форма, когда ребенок относится к матери недоброжелательно и активно гонит ее от себя. Существует также симбиотическая форма контакта, при которой ребенок отказывается оставаться без матери, выражает тревогу в ее отсутствие, хотя никогда не проявляет к ней ласки.

      Поведение детей с аутизмом

      Поведение детей с аутизмом однообразно и характеризуется следующими симптомами. Они могут часами совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать и выливать воду, пересыпать что-либо, перебирать бумажки и т.д. Эти манипуляции, как и повышенный интерес к тем или иным предметам (веревки, провода, катушки, банки), не имеющим обычно игрового назначения, являются выражением особой одержимости, в происхождении которой очевидна роль патологии влечений, близкой к нарушениям инстинктов, которые свойственны этим детям.

      Коммуникативные нарушения оказывают влияние на развитие речи ребенка. Как правило, дети начинают говорить позже, чем их сверстники. Ребёнок не использует речь для общения, он не обращается к взрослому с просьбами, не зовёт маму. Дети часто проявляют раннюю самостоятельность: если им, что-нибудь нужно, они идут и берут сами, или используют руку взрослого как инструмент. Содержание речи отличается сочетанием примитивных форм (лепет, эхолалии) со сложными выражениями и оборотами, которые свойственны детям более старшего возраста и взрослым.

      У части детей наблюдается полный мутизм (отсутствие речи). Работа с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра, очень длительна и кропотлива. Усилия специалиста, занимающегося формированием речи ребенка, вокализации которого проявляются только на уровне однообразного набора звуков («а-а», «э-э», «м-м»), должны быть направлены на развитие наиболее сохранных структур мозга.

      Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение и помощь детям-аутистам, имеющим тип мышления «буквального» восприятия. Реальные предметы, картинки, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми. Чем быстрее начинается обучение чтению, тем больше шансов вызвать у ребенка эхолаличное повторение звуков речи.

      Параллельно ведется специальная работа по преодолению артикуляторной апраксии (нарушение артикуляционной моторики), наличие которой может служить серьезным препятствием для успешного развития речи. Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, так как для коррекции аутизма у детей требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов (психоневролог, коррекционный педагог, психолог, логопед, музыкальный терапевт, социальный педагог).

      Мой ребенок не хочет разговаривать

      Некоторых родителей настораживает не только отсутствие речи у ребенка, но и необычное поведение их малыша. Такие малыши ведут себя так, как будто не хотят общаться даже с самыми близкими людьми. Поведение ребенка может обижать вас: ребенок не отвечает на вашу улыбку, не тянется вам навстречу, когда вы хотите взять его на руки, не поворачивает голову, когда вы обращаетесь к нему.

      Отсутствие у ребенка желания общаться с близкими (в том числе с мамой), а в более старшем возрасте — со сверстниками и окружающими, связывают с так называемыми коммуникативными нарушениями. Характерно, что эти дети потенциально могут произносить звуки, звукосочетания и слова, но не используют их для общения. Проблемы общения могут проявляться по-разному, в зависимости от возраста ребенка:

      www.logopedprofi.ru

      Как лечить аутизм у детей

      Содержание статьи:

      1. Описание и формы
      2. Основные причины
      3. Как распознать аутизм
      4. Особенности лечения
        • АВА-терапия
        • Метод структурного обучения
        • Сенсорная интеграция
        • Принципы поведения
        • Медикаментозная коррекция

      Детский аутизм — это довольно редкое расстройство, которое характеризуется общей социальной отстраненностью, дезадаптацией, погруженностью в свои переживания, нарушением формирования личностных контактов и стереотипными движениями. Чаще всего первые признаки аутизма у ребенка появляются в возрасте до 3-х лет.

      Описание и формы заболевания «аутизм» у детей

      Аутизм у детей может проявляться уже в возрасте до 1 года. Такие малыши намеренно отстраняются от физических контактов с матерью и близкими. Испытывая дискомфорт в объятиях родных, часто плачут, избегают прямых взглядов в глаза.

      Характерным для детей младенческого возраста с аутизмом является умение уходить в себя, не реагировать на внешние раздражители. Для обычного малыша естественной будет реакция на звук или яркий цвет, тогда как ребенок с расстройствами станет отгораживаться от подобных факторов, углубляясь в свой внутренний мир. Для того чтобы своевременно диагностировать заболевание и начать лечение, необходимо знать, как проявляется аутизм у ребенка.

      Малыш в таком случае не способен понять или хотя бы осознать социальные взаимодействия вокруг него. Познание внешнего мира и формирование кругозора происходит путем отражения всего, что происходит вокруг. Таким образом, ребенок анализирует и составляет свою картину происходящего.

      Для детей с аутизмом очень сложно отразить все, что происходит за пределами их психики, им тяжело понять человеческие эмоции, предугадать какие-то шаги. Они редко эмоционально отвечают на добрые или плохие поступки по отношению к ним. Также для такого ребенка особую сложность представляет невербальное общение, проявление разнообразных чувств. Они неспособны реагировать в ответ на любую эмоцию, отражать эмоциональное состояние собеседника, сопереживать.

      На детской площадке или в школе такие дети держатся немного в стороне от всех. Не любят подвижные игры, которые предусматривают контакт с другими малышами. Они никогда не вливаются в коллектив, более того, им это не нужно. В одиночестве они чувствуют себя гораздо комфортней, чем в компании друзей или близких.

      Не слишком общительны и очень редко сами начинают разговор. Беседы на бытовые темы стараются быстрее закончить и уединиться. Однако не складывается впечатление, что детям не хватает общения. Малышей увлекает их внутренний мир, их фантазии, а социальные взаимодействия вызывают неприятные ощущения, дискомфорт.

      Дети с аутизмом склонны к выбору одного интереса и концентрации всего своего внимания только на нем. Они могут быть достаточно умственно развитыми, даже гениальными, правда, обычно их интересует только одна область. Они непластичны в своих интересах, часто привязываются к каким-либо незначительным вещам, которые не имеют, по сути, никакого значения.

      Обычно ребенок привыкает к определенному расположению вещей, распорядку дня, которого строго придерживается, не склонен к импульсивным действиям, никогда не проявляет инициативу. Наблюдается частое последовательное повторение одних и тех же слов (эхолалия), выполнение стереотипных движений.

      Также возможно наличие разнообразных фобий у детей. Чаще всего это социальные страхи, которые могут объяснить их аутизацию (замкнутость). Такие дети нередко отказываются от пищи либо предпочитают каждый день кушать одно и то же. Специфические вкусы возникают буквально с маленьких лет и редко меняются.

      Существуют отдельные формы аутизма у детей, которые немного отличаются от типичного расстройства:

      Каннеровский аутизм. Этот подвид детского аутизма является его ядерной формой, то есть тяжелым проявлением всех симптомов. Особо остро дети ощущают возникновение дискомфорта при общении с другими, вплоть до болевой гиперестезии на тактильные раздражители. Характерной чертой каннеровского расстройства является дисгармоничность развития разных сфер психической деятельности ребенка. Очень медленно развивается речевой аппарат. Такие малыши редко говорят так, как их сверстники. Для них очень сложным считается разделение окружающего на живое и неживое. Дети с такой формой аутизма относятся практически одинаково как к одному, так и к другому.

  • Аспергеровский аутизм. Это легкая форма раннего детского аутизма. На таких малышей очень поздно обращают внимание, так как в младшем возрасте их поведение и развитие редко вызывают беспокойство. Умственные способности сохранены, они добиваются успеха в выбранной сфере деятельности. Характерным признаком аутизма в этом варианте остается неспособность к социальным контактам. Дети не могут вести эмоциональный диалог, жестикулировать или реагировать мимикой, поэтому они часто лишены чувства такта. Аспергеровский аутизм ярко проявляется в подростковом возрасте, когда на фоне гормональных изменений ребенок может реагировать депрессивными состояниями, суицидальными идеями.
  • Основные причины развития аутизма у ребенка

    Несмотря на массу проведенных исследований касательно данного расстройства, выявить основные причины аутизма у детей так и не удалось. Современная психиатрия признает несколько теорий его возникновения, но ни одна из них не объясняет полностью все проявления.

    Существует версия, что в очень раннем возрасте нарушается механизм восприятия внешнего мира, отражение его, а затем и понимание. Ребенок неспособен анализировать происходящее и не понимает его. Таким образом, постепенно он учится находить отвлечение в собственном внутреннем мире. Генетический фактор не отслеживается, то есть у него может не быть наследственной склонности (никто из родственников не болел психическими заболеваниями), а может и быть.

    Статистика показывает, что аутичные дети часто рождаются в благополучных семьях, которые принадлежат к высшим слоям общества. Так возникла теория чрезмерной загруженности ребенка. Обычно такие родители хотят дать своему малышу все, что только можно в этом возрасте. Загрузив несформированную детскую психику своими целями, можно добиться лишь асинхронизации мозговых процессов.

    Причины аутизма у детей никак не связаны с реакцией матери на ребенка. Если младенец постоянно ограждается от нее, избегает визуального контакта, совершенно естественной будет ее отрицательная реакция. Холодность в общении начинает проявляться очень рано, поэтому отношение матери к ребенку не имеет ничего общего с возникновением данного расстройства.

    Существует множество других теорий возникновения этого заболевания: перинатальные факторы повреждения структур головного мозга, нейрохимический дисбаланс системы «дофамин/серотонин/норадреналин». В связи с тем, что симптомы аутизма входят в шизофренический спектр, существует теория эндогенного происхождения.

    Как распознать аутизм у ребенка

    По международной классификации болезней МКБ 10 и американской классификации DSM-4 выделяют три основные группы симптомов, которые стабильно указывают на развитие аутизма у детей. Отдельные из них могут изменяться и отличаться у разных малышей.

    Для верификации диагноза имеет значение характерная триада:

      Нарушение социального взаимодействия;

    Нарушение формирования контактов, общения;

  • Повторяющееся ограниченное поведение, стереотипия.
  • Родители могут заметить некоторые особенности поведения малыша, но гораздо важнее знать заранее, как распознать аутизм у ребенка. Чем быстрее заболевание будет диагностировано, тем больше шансов на успешный результат лечения. Обращаться к врачу необходимо тогда, когда ребенок начинает поздно говорить, не проявляет мимикой своих эмоций, не жестикулирует. Если эти проявления не происходят до года, следует показать его семейному врачу или детскому психиатру.

    Исследователи с мировым именем разработали специальные скрининги, которые способны выявлять аутичных детей на ранних сроках. К сожалению, не во всех странах используются данные методы диагностики, но в качестве дополнительного обследования их все же можно применить.

    Перечень тестов на аутизм у детей — очень длинный. Психологи всего мира совместно создали несколько вариантов подобных методик для различных возрастов. Считается, что каждый возраст ребенка чем-то примечателен, меняются предпочтения, приоритеты, поэтому тест нужно подбирать индивидуально.

    Данные тесты представляют собой набор вопросов или таблиц, которые помогают определить наличие или вероятность развития у ребенка аутизма. Учитывается поведение, социальное взаимодействие, темп развития речевого аппарата, особенности мелкой и грубой моторики. Глубину расстройства можно установить по специальным шкалам, опросникам. Результаты трансформируются в баллы, которые выстраивают градиент глубины патологического процесса.

    Некоторые тесты ориентированы на родителей, так как в отдельных случаях необходимо сравнить субъективный взгляд и объективный осмотр. Также их применяют в случаях, когда ребенок слишком маленький или симптоматика разворачивается медленно.

    Важной частью диагностического процесса является инструментальное обследование функций и структуры головного мозга. Для этого используются следующие методы: электроэнцефалография, реоэнцефалография, эхоэнцефалография, магниторезонансная и компьютерная томография.

    Не обязательно применение всего перечня методов. Они необходимы лишь для уточнения диагноза и дифференциальной диагностики. В случае раннего детского психического заболевания обязательно нужно исключить органическую причину.

    Особенности лечения аутизма у детей

    Несмотря на огромный арсенал психотерапевтических методов и фармакологических средств, единой схемы лечения аутизма у детей на сегодняшний день не существует. Оптимальным вариантом является индивидуальный подбор способов с учетом личностных особенностей и доминирующей симптоматики.

    АВА-терапия

    Прикладной анализ поведения (Applied behavior analysis — АВА) — один из самых распространенных методов в мире в этом направлении, который принадлежит к разделу поведенческой терапии. Суть этой методики лежит в исследовании причинно-наследственных связей в поведении ребенка.

    Сначала изучаются факторы внешнего мира, которые имеют значение для поведения детей с аутизмом. Малыш вырабатывает специфические рефлекторные реакции, изменяя свое поведение тогда, когда изменяются внешние факторы. Манипулируя ими, можно сформировать у него соответствующее поведение и реакцию на разнообразные раздражители, разработать модель реагирования.

    Фактически метод представляет собой обучение. Здоровые дети многому в этой жизни учатся сами: контактировать с другими, общаться и выдавать эмоции. Для ребенка с аутизмом это очень сложно, поэтому для обучения ему нужен учитель. Правильная педагогическая коррекция лежит в основе АВА-терапии и на сегодняшний момент представляет собой один из самых эффективных методов.

    Заниматься такой терапией может только сертифицированный специалист, который владеет данной методикой. Существует множество форумов, которые могут вкратце описать программу, но она не поможет, а только навредит.

    • Почему 3-х фазное похудение с Dietonus — признано самым эффективным?
    • Что такого в составе ВанТуСлим, что люди худеют до 30 кг за курс?
    • Метод структурного обучения

      Этот метод терапии имеет название Treatment and Education of Autistic and Related Communication Handicapped Children (TEACCH). Это специальная программа образования, которая была разработана с учетом всех особенностей поведения малышей, и рассчитана на широкий возрастной диапазон детей — от самых маленьких до взрослого возраста.

      По своей сути, это школьная программа с адаптированными заданиями на визуализацию, восприятие внешнего мира и социализацию. Материал, который ребенок должен усвоить, подается в специальной форме. Она способствует подготовке к взрослой жизни.

      Задания ориентированы на общительность и социальные контакты. Малыш должен взаимодействовать с другими детьми, чтобы решить задачу. При этом общение носит ненавязчивый характер, чтобы дети не чувствовали дискомфорт и не испытывали негативные реакции.

      Сенсорная интеграция

      Основным механизмом аутизации является невозможность восприятия внешнего мира в целом. Ребенок видит картинку, слышит звук, но не может сопоставить эти вещи вместе, проанализировать, обобщить. Данный метод создан для соединения этих психических процессов.

      Специальные упражнения способствуют обрабатыванию сенсорной информации, которая соединяется с другими ощущениями. Для этого метода используются игры, в которых необходимо задействовать органы чувств и проанализировать полученную информацию.

      Ребенок, который страдает аутизмом, часто неспособен правильно понимать чувства других людей, а также проявлять собственные ощущения. Для формирования собственного впечатления человеку нужно интегрировать все ощущения, которые он получил, обработать и пропустить через собственные вкусы, правила и оценку. У детей с расстройствами возникают значительные трудности при этом.

      Этот метод терапии основывается на определении гранично допустимых уровней ощущений, которые способны вызывать реакцию ребенка. Каждое событие формирует отклик в психике, но только некоторые способны пробиваться сквозь броню аутизма. Понимание границ чувствительности помогает создавать определенные условия, которые будут комфортными для малыша с аутизмом и смогут помочь ему адаптироваться к взаимодействию с другими людьми.

      Обучение основным принципам поведения

      Это метод поведенческой психотерапии, который основывается на формировании у ребенка базовых навыков. Они необходимы для самообслуживания и улучшения качества жизни. Особое внимание уделяется коммуникационным навыкам детей с аутизмом.

      С помощью этой терапии создаются основные задатки базовых навыков общения. Если ребенок никогда не проявлял инициативы в беседе, то в будущем, возможно, при случае он не будет знать, с каких слов начать разговор, как более вежливо и тактично повести себя.

      Воспитатель подробно объясняет, как нужно общаться с людьми, какие существуют правила поведения и тактики в обществе. Например, молчание или отворачивание в неподходящий момент может быть неверно истолкованным. Задача педагога — обучить таких детей общим правилам поведения. Даже если общение им не слишком нужно, их реакция может создавать трудности в рутинной жизни.

      Чтобы таких ситуаций не наблюдалось, следует обратить внимание на обучение их тем жизненным принципам, которые они не могут постичь сами.

      Медикаментозная коррекция

      На данный момент эффективного фармакологического лечения аутизма у детей нет. Существуют варианты лечения на основе комбинаций нейролептиков, антидепрессантов и транквилизаторов, но их эффективность не доказана. Допускается возможность медикаментозной коррекции при сопутствующих изменениях и проявлениях.

      Только самые серьезные, опасные для ребенка и для других проявления аутизма могут подлежать коррекции медикаментами. Если, например, стереотипность поведения создает существенные сложности при выполнении рутинных заданий, малыш не может обслуживать себя и создает значительные проблемы родителям, следует задуматься о включении в терапию фармакологических средств.

      Для снятия агрессии, крайней степени гиперактивности, которая создает значительные проблемы в жизни ребенка, при саморазрушающемся поведении применяют нейролептические препараты. Среди огромного их количества только врач сможет подобрать подходящий, учитывая индивидуальные особенности детского организма.

      Часто используют риталин, фенфлурамин и галоперидол. Эти препараты хоть и не входят в основные схемы лечения, в настоящее время довольно успешно применяются для устранения крайних проявлений аутизма.

      Эмоциональные расстройства, включая депрессивные состояния, могут быть довольно серьезными. Часто они маскируются за другими признаками аутизма, проявлениями переходного подросткового возраста и поэтому не корректируются совсем. Фармакологическая терапия депрессивных расстройств при аутизме включает ингибирование обратного захвата серотонина, которое достигается приемом флуоксетина или флувоксамина.

      Как лечить аутизм у детей — смотрите на видео:


      tutknow.ru