Башина вМ Аутизм у детей

Башина вМ Аутизм у детей

Определение аутизма у детей. Аутизм в детстве как отдельный признак или в целом психическое расстройство признается специалистами большинства стран. Основными определяющими его признаками являются аутистические формы контактов, расстройство речи, ее коммуникативной функции, нарушение социальной адаптации, расстройства моторики, стереотипная деятельность, нарушения развития. Во взглядах на патологическую сущность, структуру, систематику аутизма до сих пор отмечаются противоречия.

Историческая справка. Выделяют несколько этапов в развитии учения об аутизме у детей. Первые упоминания о детях со стремлением к одиночеству и уходам приходятся на конец XIX — начало XX в. (I этап).

Так называемый доканнеровский период в развитии проблемы аутизма охватывает 20—40-е годы нашего столетия, когда формировалось понятие аутизма у детей (II этап).

Термин «аутизм» введен в психиатрию E. Bleuler (1911, 1922). Автор назвал аутизмом отрыв от реальности с наличием внутренней жизни, особого мира грез и фантазий при шизофрении. Значительно позже он признавал возможность присутствия аутизма в клинической картине таких болезней, как маниакально-депрессивный психоз (МДП), а также шизоидная психопатия, при истерических и аффективных расстройствах. По мнению автора, в основе аутизма лежат аффективные комплексы, как, несомненно, и нарушения мышления.

В определении E. Bleuler аутизм как феноменологический признак представлял достаточно сложную категорию, не укладывающуюся в один симптом, а определяемую скорее констелляцией симптомов, характерных для клиники шизофрении. Понятие «аутизм» быстро вошло в практику психиатрии и стало широко использоваться применительно не только к шизофрении, но и другим патологическим состояниям.

Многие клиницисты внесли свои дополнения в понятие аутизма. E. Kret schmer (1924) отмечал взаимосвязь аутизма с шизоидней; по мнению E. Minkowski (1927), аутизм является следствием нарушения «витального» инстинкта; этот автор описал «аутистическую активность» не только «богатого», но и «бедного» аутизма; J. Glatzel (1982) проанализировал аутизм в аспекте информационного нарушения между личностью и средой. Собственную трактовку аутизма предложил H. S. Sullivan (1953), отнеся его к следствиям регресса на ранние уровни психического онтогенеза. На взаимосвязь личностной дезадаптации и аутизма обращал внимание И. Т. Викторов (1980), а на связь между нарушением сознания «Я» и аутизмом — С. Ф. Семенов (1975) и др. Многие аспекты в понимании аутизма остаются дискутабельными до сих пор.

Наибольший интерес в этом плане представляет тот факт, что такие неравнозначные понятия, как «аутизм», «аутистическое расстройство», «аутистический синдром», «аутистическое мышление», «аутистическое поведение», нередко употребляются как синонимы; это ведет к серьезным квалификационным и диагностическим трудностям [Красильников Г. Т., 1996]. Не меньшие сложности встают перед клиницистами, сталкивающимися с проблемой аутизма в детстве.

В детской психиатрии понятие аутизма как симптома или синдрома стало впервые использоваться со времени выделения ранней детской шизофрении [Сухарева Г. Е., 1926, 1937; Гуревич М. О., Озерецкий Н. И., 1930; Bender L., 1933, 1956; Lutz J., 1938] и шизоидии [Симеон Т. П., 1929; Homburger A., 1926, и др.]. Впервые Т. П. Симеон проследила за формированием шизоидной психопатии у детей 3—5 лет, подчеркнув, что им свойственны аутизм и малая привязанность к объектам реального мира. J. Lutz (1938) назвал аутизм у детей «пустым», что сближало его с так называемым бедным аутизмом, по E. Minkowski (1927). Как видим, на том этапе перед клиницистами стояла проблема доказательства возможности формирования аутизма у незрелой личности ребенка. Уход от реальности, погружение в хотя и бедный, но собственный мир, нередко ограниченный только однообразной деятельностью, послужил основанием отнести этот вид расстройств у детей к аутизму, по E. Bleuler.

Третий этап в развитии проблемы аутизма в детстве принято называть каннеровским (40—80-е годы). Этот период ознаменован выходом в свет кардинальных работ по детскому аутизму, среди них первая принадлежала L. Kanner (1943). В ней автор особые состояния у детей, начинающиеся с первых лет жизни и определяемые крайней самоизоляцией, предложил назвать «ранним детским аутизмом». Концепция раннего детского аутизма L. Kanner отличалась от блейлеровской трактовки аутизма, несмотря на то что в ее истоках лежали крупнейшие исследования аутизма при шизофрении, шизоидии, проведенные в Европе, США [Bleuler E., 1911, 1922; Kraepelin Е., 1913; Kretschmer E., 1921].

Ранний детский аутизм L. Kanner отнес к особому расстройству шизофренического спектра, подчеркнув его отличие от шизофрении и шизоидии. В клиническое описание раннего детского аутизма L. Kanner внес не только собственно симптомы аутизма, но и расстройства речи, моторики, поведения, стереотипность деятельности, интересов. Сложные и разные психопатологические симптомы в клинике детского аутизма позволили автору отнести его к обособленному расстройству, но феноменологическое определение автор сохранил за ним прежнее — аутизм. С этого периода времени нередко возникает смешение понятий детского аутизма как расстройства и аутизма как симптома, по Е. Блейлеру. Поэтому мы считаем необходимым особо подчеркнуть еще раз, что, когда речь идет о раннем детском аутизме, имеется в виду не симптом аутизма в блейлеровском понимании, который свойствен как признак разным болезням и прежде всего шизофрении, а расстройство (болезнь), называемое ранним детским аутизмом Каннера, или синдромом Каннера.

Нам хотелось бы обратить внимание читателей и на тот факт, что ранний детский аутизм по своей структуре отличается от того, что в общепатологическом смысле принято называть болезнью, поскольку аутизм — это расстройство, которое с рождения определяется преимущественно симптомами нарушенного развития, и в клинической его картине практически отсутствуют явные психопатологические симптомы позитивного ряда.

Уместно вспомнить, что и на более ранних этапах изучения психозов у детей в классической психиатрии можно найти описания особых форм помешательства, которые, обнаруживаясь с рождения, определялись преимущественно дегенеративными признаками в виде отклонений в умственном развитии и поведении [Morel В., 1860]. Позже и другие исследователи высказывались в пользу существования с раннего детства непрогредиентных состояний, которым свойственна «неуравновешенность», или неравномерность в развитии [Magnan V., Legrand M., 1903]. Об особом развитии детей, которое могло представлять собой «предрасположение к слабоумию» либо быть уже болезнью, проявляясь только симптомами нарушения развития, высказывался и E. Kraepelin (1920).

Следовательно, если выделение раннего детского аутизма как расстройства не было неожиданностью и являлось результатом длительного изучения особого вида врожденных расстройств у детей, то феноменологическое определение его как ранний детский аутизм внесло путаницу, смешение понятий. С этого времени ранний детский аутизм как расстройство, обособленная болезненная единица стала смешиваться с узким аутистическим синдромом, аутизмом по E. Bleuler.

В 50—90-е годы (так называемые каннеровский и послеканнеровский этапы) изучение аутистических расстройств у детей шло разными путями. Прежде всего продолжалось уточнение клинико-психопатологических особенностей раннего детского аутизма. В результате работ многих авторов [Башина В. М., Пивоварова Г. Н., 1970; Башина В. М., 1980; Anthony E., 1958; Rimland В., 1964; Lutz J., 1968; Spiel W., 1968; Wing L., 1981; Rutter M., 1987; Gillberg Ch., 1992] в структуре раннего детского аутизма удалось выявить такие расстройства, как извращение аппетита, отсутствие адаптации к положению, особый характер двигательных маньеризмов, установить аффективные расстройства, уточнить сроки развернутого проявления (к 3—5 годам) клиники детского аутизма, как и возможность появления в его картине позитивных психопатологических расстройств наряду с симптомами нарушения развития всех сфер деятельности [Башина В. М., 1975, 1978, 1980; Eisenberg L., Kanner L., 1956, и др.].

Появились работы, в которых авторы стали доказывать неспецифичность раннего детского аутизма. Идею возможности фенокопирования раннего детского аутизма в связи с органическим поражением тех же структур, что и при шизофренически обусловленном раннем детском аутизме Каннера, выдвинул Arn. D. van Krevelen (1952) и вслед за ним другие авторы [Мнухин С. С., Исаев Д. Н., 1967; Bosch G., 1962; Rutter M., 1981, и др.]. Последователи психогенеза стали связывать формирование раннего детского аутизма с нарушением симбиоза между матерью и младенцем, расстройством адаптационных механизмов у незрелой личности, со слабостью интеграционных процессов в нервной системе ребенка, с влиянием таких внешних факторов, как роды, возрастные кризовые периоды, инфекции, травмы, отстаивая многофакторность РДА [Mahler M., 1959, 1972; Ruttenberg Z., 1970; Fisch В., 1978, и др.].

В круге особой болезни «sui generis» гередитарной природы ранний детский аутизм рассматривался В. Rim-land (1964), В. М. Башиной, Г. Н. Пивоваровой (1970), В. М. Башиной (1974, 1980).

При шизофрении и в постприступных ее периодах выявляли расстройство, похожее на ранний детский аутизм, многие детские психиатры [Юрьева О. П., 1971; Вроно М. Ш., Башина В. М., 1975]. Позже ряд исследователей [Bender L., Faretra G., 1972, и др.] отнесли раннюю детскую шизофрению к раннему детскому аутизму (РДА).

Наконец, к раннему детскому аутизму стали относить расстройства при обменных нарушениях, фенилпировиноградной олигофрении, синдроме Дауна, Х-ломкой хромосоме и других расстройствах. Крупные достижения в области изучения дифференцированных форм умственной отсталости привели к описанию аутистических симптомов в круге умственной отсталости, при фенилпировиноградной олигофрении, Х-ломкой хромосоме, туберозном склерозе, синдроме Дауна и других расстройствах [Маринчева Г. С., Гаврилов В. И., 1988; Gillberg Ch., 1995, и др.].

Из детской шизофрении был выделен и тщательно описан синдром Ретта, при котором отмечались аутистические симптомы в первой стадии его развития [Башина В. М. и др., 1993, 1995; Rett A., 1966; Gillberg Ch., 1985; Hagberg В., 1985].

Привлекало к себе внимание изучение парааутистических состояний, в особенности у детей-сирот в связи с ростом этих контингентов [Каган В. Е., 1981; Ермолина Л. А. и др., 1994; Шевченко Ю. С., 1994; Проселкова М. Е. и др., 1995; Проселкова М. Е., 1996; Nissen G., 1971, и др.].

Исследования проблемы вторичной профилактики детского аутизма, разработка лечебных и реабилитационных программ для детей с разными его видами имеют очень важное значение; к этому вопросу мы вернемся в отдельной главе [Башина В. М., Симашкова Н. В., 1989, 1990, 1993; Ohta M., 198 7; Schopler E., Mesibov G., 1988; Wing L., 1988, 1989, и др.]. В последнее время немалое место принадлежит изучению психологических и педагогических подходов к коррекции разных видов детского аутизма [Критская В. П. и др., 1991; Лебединская К. С., Никольская О. С., 1991; Schopler E., Mesibov G., 1988, и др.].

Таким образом, вопрос об аутистических расстройствах в детстве поднимается на протяжении более чем полувека. В зависимости от уровня развития психиатрии, научного направления, в аспекте которого рассматривается круг аутистических расстройств, их природа и клиника, они соответственно верифицируются как симптом, синдром, болезнь, патология развития. Это находит отражение и в международных классификациях болезней, в которых аутистические расстройства определяются в круге самых разных нарушений развития или психозов детского возраста. Отход от клинико-нозологического направления в международной психиатрии привел к смешению разных по течению и происхождению видов аутизма в детстве.

О НАШЕМ ЦЕНТРЕ

Доброго времени суток! Мы рады приветствовать Вас на официальном сайте Психологического центра “Земля-Воздух”, который был создан для жителей Москвы и Юго-Восточного Подмосковья.

Мы – это группа профессиональных психологов, имеющих большой практический опыт в деле оказания психологической помощи и поддержки всем, кто в ней нуждается: взрослым, детям и подросткам, семьям, людям, находящимся в кризисе, страдающим психическим заболеванием, перенесшим психологическую травму.

Основные кабинеты психологов располагается в центре Москвы, но мы один-два раза в неделю также выезжаем в филиалы, которые есть в г. Люберцы, в г. Раменское и г. Жуковский.

У нас в команде только опытные профессионалы с высшим профильным образованием:

1) клинический психолог в Москве

2) семейный психолог в Москве

3) детский психолог в Москве

4) клинический психолог в Люберцах

5) психолог для всей семьи в Люберцах

6) детский психолог в Люберцах

7) клинический психолог в Раменском

8) семейный психолог в Раменском

9) детский психолог в Раменском

10) логопед в Раменском

11) дефектолог в Раменском

12) клинический психолог в Жуковском

13) психолог для всей семьи в Жуковском

14) детский психолог в Жуковском

15) логопед в Жуковском

Если не сможет принять лично Алексей Александрович, то он Вас направит к своему не менее профессиональному коллеге.

У нас Вы можете:

— получить рекомендации профессионала, обсудить жизненную ситуацию, своё психологическое состояние и психическое здоровье (индивидуальное консультирование);

— обрести согласие с супругом/супругой (семейное консультирование);

— получить поддержку, если у вас трудный ребёнок или подросток (детские коррекционно-развивающие занятия при ЗПР, ДЦП, ММД, РДА, гиперактивности и др. заболеваниях);

— решить сексуальные проблемы (сексология);

— развить определённые навыки (тренинги);

— освободиться от страхов, депрессии, агрессии, неврозов, зависимости, ПТСР и других расстройств (психотерапия);

— разрешить споры с людьми (конфликтология);

— узнать, как осуществить мечты (коучинг);

— изучить характер, личностные черты, уровень развития навыков у своего ребёнка и себя (психодиагностика);

— отпустить негативное прошлое и начать чувствовать настоящий момент (классический психоанализ);

— научиться получать от жизни удовольствие и результат.

Семь самых популярных вопросов, которые нам задают

1) Как проходит индивидуальная консультация и сколько она стоит?

Психолог в Москве, психолог в Люберцах, психолог в Раменском и психолог в Жуковском принимают в отдельных кабинетах по предварительной записи.

2) Сколько нужно посещений, чтобы решить свой вопрос?

Специалист никогда не возьмется точно назвать, сколько бесед Вам необходимо. Человек может найти ответы на свои вопросы после одной встречи, а может консультироваться до 3-х лет. Как правило, после первой по большому счёту диагностической консультации сами клиенты начинают понимать нужно ли им продолжать посещения. Иногда клиенты решают посещать сессии 1-2 раза в неделю, а иногда приходят на беседы в профилактических целях раз в месяц или даже раз в полгода. Всё индивидуально.

3) Кто такой клинический психолог и чем он отличается от психиатра?

Клинический психолог – это специалист с высшим психологическим образованием, который работает как со здоровыми людьми: детьми, взрослыми, семьями, так и с теми, у кого есть то или иное психическое или неврологическое заболевание. Клинический психолог – это не врач. Психиатр и невролог ставят диагнозы, прописывают таблетки. Клинический психолог этого не делает. Однако он также как психиатр хорошо разбирается в психиатрии, клинической и специальной психологии.

Наш клинический психолог в Люберцах, равно как и клинический психолог в Раменском – это специалист из Москвы, который выезжает на приём в филиалы 1-2 раза в неделю. Клинический психолог в Жуковском пока принимает в кабинете г. Раменское.

4) Как и чем может помочь семейный психолог моей семье?

Один из самых частых запросов – нормализация взаимоотношений между близкими людьми. Сегодня психология накопила громадный опыт в решении этой задачи. Можно с уверенностью говорить, что наш специалист способен оказать помощь, но, в конечном счете, всё зависит от тех, кто обратился к нему. Если люди действительно готовы бороться за любовь, они обязательно вернут согласие и гармонию в свой дом. Профессионал может помочь быстрее пройти кризисный этап, выстраивая честный диалог между партнёрами, при этом специалист следит за тем, чтобы при разговоре клиенты не переходили на оскорбления другого человека, а лишь говорили о своих переживаниях и предлагали варианты решения той или иной задачи, вскрывая глубинные причины её возникновения. Фактически, на сеансах семейной психотерапии партнёры учатся доверию и корректному диалогу, хотя сначала им хочется использовать профессионала в качестве третейского судьи, человека, который решит кто из партнёров прав, а кто виноват. Хороший специалист будет стараться уйти от выполнения судейских функций и обращать внимание на то, что основные сложности находятся в именно сфере коммуникации двух, трёх ранее близких людей.

5) С какими проблемами работают детские психологи центра?

Работа с маленькими клиентами – наиболее сложная и важная. Мы предоставляем помощь в выявлении и коррекции проблем связанных с психологическим состоянием детей и подростков, их развития и воспитания.

Занятия с детским психологом помогают снизить тревожность, улучшить психоэмоциональное состояние, сон, избавиться от проблем с нарушением питания и стула. Мы способны помочь дошкольникам и младшим школьникам быстрее, качественнее и комфортнее овладеть необходимыми учебными навыками, сформировать мотивацию к дальнейшему обучению.

У нас могут найти помощь и поддержку и те родители, чьи дети страдают такими заболеваниями как ЗПР, ДЦП, ММД, гиперактивность, РДА, эпилепсия, умственная отсталость.

Особую важность имеет работа с подростками. Наши рекомендации помогают подростку повысить самооценку, справиться с колебаниями настроения, с конфликтами дома, в школе, в компании. Подростковый возраст, как переходный этап от детства к взрослой жизни важен ещё и тем, что именно тут часто манифестируют многие психические заболевания. И иногда за простой акцентуацией характера может прятаться гораздо более сложная проблема. Вот почему так важно взаимодействовать именно с клиническим психологом, в задачи которого входит и оценка психиатрического статуса ребёнка.

6) Можно ли заказать вызов специалиста на дом и получить письменное заключение?

Можно. Цена данных услуг зависит от нескольких факторов, главным из которых является причина необходимости выезда специалиста и цель, с которой планируется использовать письменное заключение. Условия предоставления данных услуг обсуждается индивидуально по телефону.

7) Есть ли возможность получить консультацию по Skype и сколько она стоит?

Да, у нас можно заказать консультации по Skype и цена, как правило, на эту услугу самая выгодная. Однако имеется ряд ограничений и условий. Обращаем Ваше внимание, что при очном общении консультаций специалист может получить гораздо больше данных о Вас и Вашей ситуации. Это достигается за счёт сбора так называемой невербальной информации. Наличие контакта “глаза в глаза” гораздо информативнее и для клиента с точки зрения простого логического речевого обсуждения ситуации. Многократно проверено, наличие видеокамеры помогает, но не делает Skype-консультацию равноценной классической встрече в кабинете. Кроме того не редки банальные проблемы с техникой, качеством и скоростью Интернета. Заказывая консультирование по Skype, будьте готовы к подобным сложностям. Вместе с тем, данный вид консультаций иногда представляется единственно возможным, особенно для жителей дальних регионов России и Мира.

Пожалуйста, заранее проверьте технику и наличие подключения к сети. Подготовьте тихое, изолированное помещение, удобное кресло или, лучше диван. При возникновении проблем со связью наш специалист сам будет Вам перезванивать. Оплата услуг осуществляется путём перевода денежных средств на банковскую карту психолога. Обычно Skype-консультации проводятся в самое позднее время после основного приёма.

Если Вам нужна консультация психолога в Раменском, консультация семейного психолога в Жуковском, консультация детского психолога в Люберцах, нужен психолог в Москве — позвоните нам!

Новая информация

С 01 июня 2018 г. открыта запись (индивидуальные и семейные психологические консультации) на июнь 2018.

Если Вы стремитесь к самопознанию, осознанности, гармонизации отношений, лучшему пониманию мужчин, с которыми контактируете ежедневно, то эта встреча для Вас!

Для всех желающих мы проводим 2-часовой тренинг, где Вы поставите цели и разработаете поэтапный план их достижения. Ведущий: психолог и наш друг Алексей Александрович Кравченко!

Теперь Ваш ребёнок может пройти комплексную нейропсихологическую диагностику познавательного и интеллектуального развития.

Подписывайся!
Видео-канал о развитии и психологии личности, открывает доклад клинического психолога Алексея Александровича Кравченко о влиянии детства и людей из прошлого на вашу текущую жизнь и психическое здоровье.

akravchenko.ru

Андрианов О. С., Кесарев B. C., Борисенко О. В. Структурные преобразования коры большого мозга человека в пренатальном и раннем постнатальном онтогенезе. — В кн.: Мозг и поведение младенца. — М.: Институт психологии РАН, 1993. — С. 30—57.

Башина В. М. О синдроме раннего детского аутизма Каннера// Журн. невропатол. и психиатр. — 1974. — Т. 74, вып. 10. — С. 1538-1542.

Башина В. М. Аффективные расстройства (синдромы) в клинике шизофрении у детей//Журн. невропатол. и психиатр. — 1981. — Т. 81, вып. 10. — С. 1514—1518.

Башина В. М. Ранняя детская шизофрения (статика и динамика). — М.: Медицина, 1989. — 256 с.

Башина В. М. Ранний детский аутизму/Исцеление: Альманах. — М., 1993. — С. 154-165.

Башина В. М., Пивоварова Г. Н. Синдром аутизма у детей// Журн. невропатол. и психиатр. — 1970. — Т. 70, вып. 6. — С. 941-943.

Башина В. М., Симашкова Н. В. К особенностям некоторых форм аномального поведения у детей в круге шизофренических дизонтогений. — В кн.: Нарушения поведения у детей и подростков: Тр. Московского НИИ психиатрии и Ленинградского НИ неврологического ин-та им. Бехтерева. — М., 1981. — С. 89—93.

Башина В. М., Симашкова Н. В. О клинических особенностях бредовых приступов при острой приступообразной шизофрении у детей и подростков//Сб. трудов ВНЦПЗ АМН СССР. — М., 1986. — Т. 3. — С. 28-39.

Башина В. М., Симашкова Н. В. Особенности ранней детской шизофрении, протекающей с астеноадинамическими, адинамическими и афективно-кататоническими приступами (клинико-катамнестическое исследование)//Журн. невропатол. и психиатр. — 1989. — Т. 89, вып. 1. — С. 73-79.

Башина В. М., Симашкова Н. В. Систематика форм течения детской шизофрении в свете отдаленного катамнеза// Журн. невропатол. и психиатр. — 1989. — Т. 89, вып. 8. — С. 69-75.

Башина В. М., Козлова И. А., Ястребов B. C ., Симашкова Н. В. и др. Организация специализированной помощи при раннем детском аутизме (Методические рекомендации). — М., 1989.

Башина В. М., Симашкова Н. В. Особенности речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом эндогенного генеза//Журн. невропатол. и психиатр. — 1990. — Т. 90, вып. 8. — С. 60-65.

Башина В. М., Симашкова Н. В. К вопросу о восстановительной коррекции дефектных состояний у больных шизофренией детей//Журн. невропатол. и психиатр. — 1991. — Т. 91, вып. 8. — С. 42-46.

Башина В. М., Симашкова Н. В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с синдромом детского аутизма// Исцеление: Альманах. — М., 1993, вып. 1. — С. 154-160.

Башина В. М., Симашкова Н. В. Психопатоподобные аффективные маски у детей с синдромом Аспергера. — В сб.: Патология влечений у детей и подростков: клиника, диагностика, терапия, нейрофизиология, профилактика и коррекция. — М., 1996. — С. 100—101. Башина В. М., Симашкова Н. В., Горбачевская Н. Л., Якупова Л. П. и др. Клинические и нейрофизиологические аспекты синдрома Ретта//Журн. невропатол. и психиатр. — 1993. — Т. 93, вып. 4. — С. 52-55.

Башина В. М., Горбачевская Н. Л., Симашкова Н. В., Изнак А. Ф. и др. Клинические, нейрофизиологические и дифференциально-диагностические аспекты изучения тяжелых форм раннего детского аутизма//Журн. невропатол. и психиатр. — 1994. — Т. 94, вып. 4. — С. 68-71.

Башина В. М. и др. Биологические маркеры критических периодов онтогенеза и их связь с психическими расстройствами. — В сб.: Экопатология детского возраста. — М., 1995. — С. 283-287.

Башина В. М. и др. Маркеры критических периодов онтогенеза и их связь с психическими расстройствами у детей//ХП Съезд психиатров России. — М., 1995. — С. 361-363.

Башина В. М. и др. Повышение уровня аутоантител к фактору роста нервов в сыворотке крови детей, больных шизофренией//Журн. невропатол. и психиатр. — 1997. — Т. 97, вып. 1. — С. 47-51.

Галкина Н. С., Боравова А. И. Спектрально-когерентный анализ -ритма как рациональное направление в изучении развития ЦНС в раннем онтогенезе. — В сб.: Ритмы, синхронизация и хаос в ЭЭГ. — М., 1992. — С. 17.

Горбачевская Н. Л. и др. Топографическое ЭЭГ-картирование в детской психиатрии//Физиология человека. — 1992. — Т. 18, № 6. — С. 40-48.

Горбачевская Н. Л., Якупова Л. П., Кожушко Л. Ф. Формирование корковой ритмики у детей 3—10 лет (по данным ЭЭГ-картирования). — В сб.: Ритмы, синхронизация и хаос в ЭЭГ. — М., 1992. — С. 19.

Горбачевская Н. Л. и др. Электроэнцефалографическое исследование детской гиперактивности//Физиология человека. — 1996. — Т. 22, № 5. — С. 49.

Горбачевская Н. Л., Денисова Л. В. Особенности биоэлектрической активности мозга у больных с синдромом ломкой Х-хромосомы и их матерей//Журн. невропатол. и психиатр. — 1997. — Т. 97, вып. 8. — С. 33-37. Гуревич М. О., Озерецкий Н. И. Психомоторика. — М.—Л., 1930.

Гурьева В. А., Гиндикин В. Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. — М.: Медицина, 1980. — 271 с. Давыдовский И. В. Проблема патогенеза//Вестн. АМН СССР. — 1964, № 9. — С. 81-86.

Добронравова И. С. Реорганизация электрической активности мозга человека при угнетении и восстановлении сознания: Автореф. дис…. д-ра мед. наук, 1996. Ермолина Л. А. и др. Психиатрические аспекты сиротства (кли-нико-эпидемиологическая организация помощи). — В кн.: Сироты России. Проблемы, надежды, будущее. — М., 1994.

Жирмунская Е. А., Сорокопуд Г. Д. Использование электроэнцефалографии в поликлинической практике (Методические рекомендации). — М., 1988. Жирмунская Е. А. В поисках объяснения феноменов ЭЭГ. — М., 1996. — 117с.

Каган В. Е. Аутизм у детей. — Л.: Медицина, 1981. — 206 с. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: Бук-Мастер, 1993. — 191 с.

Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина, 1995. — 206 с. Козлова И. А. Клиническая генетика детской шизофрении: Автореф. дис…. д-ра мед. наук, 1987.

Козловская Г. В. Психические нарушения у детей раннего возраста (клиника, эпидемиология, вопросы абилитации): Автореф. дис…. д-ра мед. наук, 1995. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. — М., 1979. Красильников Г. Т. Аутизм и аутистический синдром//Журн. невропатол. и психиатр. — 1996. — Т. 96, вып. 2. — С. 105-110.

Критская В. П., Мелешко Т. К., Поляков Ю. Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. — М.: Изд-во Московского Университета, 1991. — 254 с.

Крыжановский Г. Н., Луценко В. К. Значение нейротрофических факторов для патологии нервной системы//Успехи соврем, биол. — 1995. — Т. 115, вып. 1. — С. 31-49.

Ласточкина Н. А., Куприянова Т. Н., Пучинская Л. М. Клинико-электроэнцефалографическое исследование детей с синдромом Мартина — Белл//Журн. невропатол. и психиатр. — 1990. — Т. 90, вып. 3. — С. 69-75.

Ласточкина Н. А. и др. Клинико-электроэнцефалографическая характеристика женщин — гетерозиготных носительниц ломкой Х-хромосомы//Журн. невропатол. и психиатр. — 1992. — Т. 92, вып. 4. — С. 28—31.

Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. — М.: Просвещение, 1991.

Лебединский М. С., Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию. — М., 1966.

Лейбович Ф. А. Зависимость от возрастных и генетических факторов некоторых особенностей электроактивности головного мозга у больных шизофренией//Журн. невропатол. и психиатр. — 1975. — Т. 75, вып. 4. — С. 543.

Леонтъев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. — В сб.: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. — М., 1995. — С. 13-25.

Ливанов М. Н. Некоторые вопросы механизмов нервной деятельности с точки зрения электрофизиологии//Журн. невропатол. и психиатр. — 1940. — Т. 40, вып. 6. — С. 81.

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1977. — 205 с.

Маринчева Г. С., Гаврилов В. И. Умственная отсталость при наследственных болезнях. — М.: Медицина, 1988. — 256с.

Матейчик 3., Лангеймер И. Психическая депривация в детском возрасте. — М., 1963.

Мнухин С. С., Исаев Д. Н. Об органической основе некоторых форм шизоидных и аутистических психопатий. — В кн.: Актуальные вопросы клинической психопатологии и лечения психических заболеваний. — Л., 1969. С. 122-131.

Никитина ГМ Основные теоретические подходы к изучению функциональной организации развивающегося мозга человека. — В сб.: Мозг и поведение младенца. — М., 1993. — С. 7-29.

Орловская Д. Д., Уранова Н. А. Нейроанатомия шизофрении на современном этапе (обзор зарубежной литературы)// Журн. невропатол. и психиатр. — 1990. — Т. 90, вып. 10. — С. 114-120.

Проселкова М. О., Башина В. М., Козловская Г. В. Особенности психического развития детей раннего возраста из условий сиротства//Журн. невропатол. и психиатр. — 1995. — Т. 95, вып. 5. — С. 52-56.

Руденская Г. Е., Скворцов И. А., Коваленко Г. И. Синдром Ретта// Журн. невропатол. и психиатр. — 1992. — Т. 92, вып. 2. — С. 118-122.

Руководство по психиатрии/Под ред. А. В. Снежневского. — М.: Медицина, 1983. — 544 с.

Симашкова Н. В. Об особенностях ремиссий у подростков, больных рекуррентной и приступообразно-прогредиентной шизофренией (сравнительное клинико-катамнестическое исследование)//Сб. трудов ВНЦПЗ АМН СССР. — 1986. — Т. 3. — С. 51-60.

Симашкова Н. В-., Башина В. М. Клинико-катамнестическое изучение больных приступообразно-прогредиентной шизофренией, перенесших в детстве аффективные, тревожно-аффективные, аффективно-галлюцинационные и в подростковом возрасте развернутые галлюцинаторно-бредовые приступы//Журн. невропатол. и психиатр. — 1986. — Т. 86, вып. 10. — С. 1528-1533.

Скворцов И. А., Симирницкая Э. Г., Осипенко Т. Н. Неврологическая и нейропсихологическая характеристика «функционального виража» в критическом дошкольном периоде//Педиатрия. — 1989, № 1. — С. 13.

Скворцов И. А. Роль перивентрикулярной области мозга в нейроонтогенезе ребенка (в норме и при церебральном параличе)//Исцеление: Альманах. — М., 1995, вып. 2. — С. 39-59.

Строганова Т. А., Посикера И. Н. Ритмические компоненты детской ЭЭГ. — В кн.: Мозг и поведение младенца. — М., 1993. — С. 86-114.

Сухарева Т. Е. Роль возрастного фактора в клинике детских психозов//Журн. невропатол. и психиатр. — 1970. — Т. 70, вып. 10. — С. 1513-1517.

Тиганов А. С. Современные проблемы клинической и социальной психиатрии//Материалы международной конференции 21—22 октября 1997 г.: Реформы службы психического здоровья: проблемы и перспективы. — М., 1997. — С. 11-13.

Трофимов С. С. Нарушения функции мозга при воздействии перинатальных патогенных факторов и разработка средств их фармакотерапии (экспериментальное исследование): Автореф. дис…. д-ра биолог, наук, 1997.

Ульянова Р. К. Подготовка к формированию графических навыков у детей с аутизмом (дошкольный возраст): Автореф. дис…. д-ра мед. наук, 1992.

Уранова Н. А. Дофаминергическая система мозга при шизофрении (ультраструктурно-морфологическое исследование): Автореф. дис…. д-ра мед. наук, 1995.

Akesson H. O., Hagberg В. et al. Rett syndrome: search for gene sourses//J. Amer. Med. Genet. — 1992. — Vol. 42. — p. Ю4-110.

Anthony Z. An Experimental Approach to the Psychopatology of Childhood Autism//Brit. J. Med. Psychol. — 1958. — Vol. 31. — P. 211-225.

Antonarakis S. E. Diagnosis of genetic disorders at th e DNA level// New England Journal of Medicine. — 1989. — Vol. 32. — P. 153-163.

Anvert M., Wahlstrom J. et al. Segregation analysis of the X-chromosome in a family with Rett syndrome in two generations// Americ. J. of medical genetics. — 1990. — Vol. 37. — P. 31-35.

Anvert M., Zhang Z. P. Current status of genetic Research in Rett syndrome//Neuropediatrics. — 1996. — Vol. 26. — P. 88-89.

Armstrong D. The neuropathology of the Rett syndrome//Brain Development. — 1992. — Vol. 14. — P. 89-98.

Armstrong D., Bunn K. et al. World Congress on Rett syndrome. Gothenburg, Sweden, 1996.

Ahlsen G., Gillberg I. S. et al. Tuberous sclerosis in Western Sweden. A population study of cases with early Childhood onset//Ar-chives of Neurology. — 1994. — Vol. 51. — P. 76-81.

Baird G. et al. Molecular genetic studies in familial Rett syndrome//World Congress on Rett syndrome. Gothenburg, Sweden, 1996.

Bachina V. M., Gorbachevskaya N. L., Simashkova N. V., Yakupo-va L. P. Severe forms of early autism, clinical, defferential diagnostic and therapeutical aspects//World congress on Rett syndrome. Gothenburg, Sweden, 1996. — P. 87.

Bachina V. M., Gorbachevskaja N. L., Klushnik T. P. et al. Cortical periods of ontogenesis and mental diseases//X World Congress of psychiatry. Madrid. — 1996. — Vol. 2. — P. 33.

Battistella P. A., Boniver C. et al. Rett syndrome: clinical aspects and EEG for early diagnostic assesment//Pediatr. Med. Chir. — 1988. — Vol. 10. — № 6. — P. 595.

Bauman M. L., Kemper T. L. Morphologic and histoanatomic observations of the brain in untreated humen phenilketonuria// Acta neuropathologica. — 1982. — Vol. 58. — P. 55—63.

Belichenko P. V., Oldfors A., Hagberg B. et al. Rett sydrome: 3-D confocal microscopy of cortical pyramidal dendrites and af-ferents//Neuro Report. — 1994. — № 5. — P. 1509-1513.

Bilichenko P. V., Leontovich T. et al. Morphological studies of neo-cortical areas and basal ganglia in Rett syndrome//World Congress on R ett syndrome. Gothenburg. Sweden, 1996. — P. 51.

Belichenko P. V., Hagberg В., Dahlstrom A. Morphological study of neocortical areas in Rett syndrome//Acta neuropathol. — 1997. — Vol. 93. — P. 50-61.

Bosch G. Infantile Autism. Berlin — Heidelberg — New Yor k, 1970.

Bowen P., Beiedermann В., Swallow K. A. The X-linked syndrome of macroorchidism and mental retardation: futher observations// Amer. J. Med. Genet. — 1978. — № 2. — P. 409-414.

Bryson S. E., Clark B. S., Smith I. M. First report of a Canadian ep-id emiological study of autistic syndromes//!, of Child Psychology, psychiatry. — 1988. — Vol. 29. — P. 433—445.

Bucher E. M., Malik N. J., Alkan M. Another model for the inheritance of Rett syndrome//Amer. Journal of medical Genetics. — 1990. — Vol. 36. — P. 126-131.

Cantor D. S., Thatgher R. W. et al. Computerised EEG analisis of autistic children//. of Autism and Development Disorders. — 1986. — Vol. 16. — P. 169-187.

Carr J. Mental and motor Development in young mongol children//!, of mental Deficiency R esearch. — 1970. — Vol. 14. — P. 205-225.

Cornford M. E., Philippart M. et al. Neuropathology of Rett syndrome: case report with neuronal and mitochondria! abnormalities in the brain//J- Child Neurolog. — 1994. — № 9. — p. 424-431.

Courchesne E., Townsend J., Saitoh O. The brain in infantile autism: posterior fossa structures are abnormal//Neurology. — 1994. — № 2. — Vol. 44. — P. 212.

Ehlers S., Gillberg Ch. The epidemiology of Asperger syndrome//!, of Child Psychology and Psychiatry. — 1993. — Vol. 4. — № 1. — P. 1327-1350.

Fish B. An approach to preventation in infants of risk for schizophrenia: Developmental deviations from birth to 10 years// J. Amer. Acad. Child Psychiatry. — 1976. — Vol. 15. — P. 62.

Fischler K. et al. Comparison of mental development in individuals with mozaic and trisomy 21 Down s syndrome//Pediat-rics. — 1976. — Vol. 58. — P. 744-748.

Fleury P. et al. Tuberous sclerosis the incidence of sporadic cases a versus familial cases//Brain and development. — 1980. — № 2. — P. 107-117.

Freemen B. I. Behavior assesment of syndrome of autism: Behavior observation system//In Journ. Americ. acad. Child Psychi-atr. — 1984. — Vol. 23. — № 5. — P. 588-594.

Gillberg C. Medical work-up in children with autism and Aspe rger syndrome//Brain disfunction. — 1990. — № 3. — P. 249-260.

Gillberg C., Coleman M. The Biology of the Autistic Syndromes// Clinics in Developmental Medicine. Mac Keith Press, 1992. — № 126. — P. 317.

Gillberg C., Peelers T. Autism medical and education al aspects. University of Goteborg. — 1995. — 108 p.

Gorbachevskaya N. L. et al. Peculiarities of EEG in girls with Rett syndrome//World Congress on Rett syndrome. Gothenburg, Sweden. — 1996. — P. 91.

Happe P. Annotation: current psychological theoreties of autism the theory of mind account and rival theories//!, of child Psychology and psychiatry. — 1994. — Vol. 35. — P. 215-229.

Happe P., Frith U. Is autism pervasive developmental disorder?//!, of Child Psychology and Psychiatry. — 1991. — Vol. 32. — P. 1 167-1168.

Hagberg B. Rett syndrome: clinical peculiarities and biological mis-teries//Acta paediatr. — 1995. — Vol. 84. — P. 971-976.

Hagberg В., Skjeldal, Ola H. Rett variants. A suggested Model for inclusion criteria//Paediatr. Neurol. — 1994. — № 11. — P. 5-11.

Haggerman R. J., Murphy M. A. et al. A controlled trial of stimulant medicaton in children with fragile X- syndrome//Americ. !. of medical Genetics. — 1988. — Vol. 30. — P. 377-392.

Hodapp R. M. et al. Developmental implications of changing trajectories of IQ in males with fragile X-syndrome//!. of the American Academy of child and adolescent Psychiatry. — 1990. — Vol. 29. — P. 214-219.

Hunt A., Lindenbaum R. H. Tuberous sclerosis: A new estimate of prevalence within the Oxford region//!, of Medical Genetics. — 1984. — Vol. 21. — P. 272-277.

Howlin P., Mesibov G., Peeters T. et al. Autism is not nesseserily a pervasive developmental disorder. Letter developmental Medicine and child. — 1991. — № 32, № 33. — P. 1167-1168. — P. 362-364.

Но Н. Н., Wong P . K., Robertson R. Rett syndrome: Clinical profile and EEG abnormalities//Clin-Invest-Med. — 1988. — Vol. 11. — № 3. — P. 234.

Jerningan T. et al. Structural differences on magnetic resonance imaging Williams and Down Syndrome//Neurology. — 1989. — Vol. 39 . — P. 277.

Katada A., Ozaki H., Sahara H. Developmental characteristics of normal and mentally retarded children//EEG clin. Neuro-physiology, 1981. — Vol. 52. — № 2. — P. 192-201.

Kandt R. S. et al. Linkage of an important gene locus for tuberous sclerosi s to a chromosome 16 marker for polycystic kidney disease//Nature Genetics. — 1992. — № 2. — P. 37—41.

Klekamp Y., Riedel A., Harper C. Quantitative changes during the postnatal maturation of the human visual cortex//J. of the Neurological Sciences. — 1991 . — Vol. 103. — P. 136-143.

Kozlova LA. et al. Anti NGF antibodies in childrens sera with pervasive disorder//X World Congress of Psychiatry, Madrid. — 1996. — Vol. 2. — P. 31.

Krevelen van Am. D. On the relationship between Early Infentile autism and autistic Psychopathy//Acta Paedopsychiatrica. — 1963. — Vol. 30. — № 9-10. P. 303-323.

Krevelen van Arn. D. Problems of differential diagnosis between mental retardation and Early Infantile autism//Acta Paedopsychiatrica. — 1977. — Vol. 39. — P. 8—10.

Kolving L, Ounsted C., Roth M. Studies in the childhood psychoses. Cere bral dysfunction and childhood psychoses// Britich J. of Psychiatry. — 1971. — Vol. 103. — P. 136-143.

Latter V. Epidemiology of autistic conditions in young children/ In: Prevalence, Social Psychiatry. — 1966. — № 1. — P. 124-137.

Leonard H., Bowle C. Tri somi 21 associated with Rett syndrome phenoti pe//World Congress on Rett syndrome, Gothen-burg. Sweden, 1996.

Leslie A. M., Frith U. Autistics Children, Understending of seeng,

nowing and believing//British J. Development Psychology. —

1988. — № 4. — P. 31 5-324. Niedermeyer E. et al. Unusual EEG Theta Rhythms Over central

region in Rett syndrome: Considerations of the underlying

Dysfunction//Clinical electroencephalography. — 1997. —

Vol. 28. — № 1. — P. 36-43. Omitz E. M. et al. The early development of au tistic children//Journal of Autism and Childhood Schizophrenia. — 1977. —

№ 7. — P. 207-209. Reiss S. Issues in defining mental retardation//Americ. Journal on

Mental Retardation. — 1994. — Vol. 99. — P. 1—7. Rimland B. Rett syndrome progressive, affectis only girls//Autism

research review International. — 1987. — Vol. 1. — № 2. —

Robinson B. J. Causes and associations of severe and persistent specific speech and language disorders in children//Developmen-tal Medicine and child Neurology. — 1991. — Vo l. 33. — P. 943-962.

Robertson R. et al. Rett syndrome: EEG presentation. Electroen-cephalog Clin-Neurophisiolog. — 1988. — Vol. 70. — № 5. — P. 388.

Rutter M. Diagnosis and definition/In.: Rutter M., Hersov L. (Eds). Child and Adolescent Psychiatry: Moder n Approaches. Oxford: Blackwell Scientific, 1985.

Rutter M. Diagnosis and definition of chilhood autism//Journal of autism and Childhood Schisophrenia. — 1978. — № 8. — P. 139-161.

Sanfllippo S. et al. Fragile X mental retardation: Prevalence in group of i nstitutionalized patients in Italy and description of a novel EEG pattern//Amer. J. Med. Genet. — 1986. — Vol. 23. — P. 589.

Shapiro Т., Chiarandlni L, Fish B. Thirty severely disturbed Chil-dren//Arch. Genet. Psychiatry. — 1974. — Vol. 30. — P. 819.

Shopl er E. Princi pies for directing both educational treatment and research/In: Gillgerg C. (Ed.). Diagnosis and Treatment of Autism. New York: Plenum, 1989.

Steffenburg S. Neuropsychiatric assesment of children with autism: a population-based study. Developmental Medicine and Child Neurology. — 1911. — Vol. 33. — P. 495-511. Steffenburg S., Gillberg C. et al. A twin study of autism in Denmark, Finland, Iceland, Norway and Sweden//Journal of Child Psychology and psychiatry. — 1990. — Vol. 30. — P. 405-416.

Szatamary P. The validity of autistic spectrum disorders: a literature review//Journal of Autism and Developmental Disorders. — 1992. — Vol. 22. — P. 583-600.

Szatamari P., Brenner R., Nagy J. Asperger s syndrome: a review of clinical features//Canadian Journal of Psychiatry. — 1989. — Vol. 34. — P. 554-560.

Trombley I. K., Mirra S. S. Ultrastructure of tuberous sclerosis: cortical tuber and subependymal tumor//Annals of Neurology. — 1981. — № 9. — P. 174-181.

Voyat G. Autisme, Psychoterapie, Education et jeu symbolique// Rev. Neuropsychiatr. infant. — 1983. — Vol. 31. — № 5-6. — P. 278-284.

Wahalstrdm L Congenital Rett syndrome phenoti ре -deletion short arm chromosome 3//World Congress on Ret t syndrome. Gothenburg, Sweden, 1996.

Wing L. Language, social and cognitive impairments in autism severe mental retardation//In: J. of Autism and Developmental Disorders. — 1981. — Vol. 11. — P. 31-34.

Wisniewski K. et al. The Fra (X) syndrome neurological, electro-physiological and neuropathological abnormalities//Americ. Journal Med. Genetic. — 1991. — Vol. 38 (2-3). — P. 476-480.

WHO The ICD-10 Classification of Mental and Behavioural Disorders. Clinical descriptions and guide lines. Geneva, 1992.

Wolf S., Townsend R. Nc. et al. Schizoid personality in childhood and adult life/In: Adult adjustment and the continuity with schizotypical personality disorder//Autism J. of psychiatry. —

1991. — Vol. 159. — P. 620-629.

Zapella M. The Rett girls with preserved speech//Brain & Development. — 1992. — Vol. 14. — P. 98-101.

Zhang Z. P., Hang F., Anvert M. Rett syndrome: chromosome Mapping/World Congress on Rett syndrome. Gothenburg, Sweden, 1996.

Yuwiler A., Shlh J. C. et al. Veterans Administration West los Angele s Medical Center, California//. Autism Dev. Disord. — 1992. — Mar. — Vol. 22. — № 1. — P. 33-45.

www.psychiatry.ru