Безработица как фактор стресса

Личностные особенности и эмоциональное состояние безработных

Анализируя психологические особенности ситуации безработицы мы пришли к выводу, что незанятость воспринимается многими людьми как личная трагедия, вызывая при этом состояние фрустрированности, тревоги и эмоционального стресса, приводя к дезорганизации психической деятельности, регулирующей поведение человека. Возникает необходимость в новых психических реакциях на раздражители, вызванные изменившимися условиями, конечный результат действия которых — организация нового уровня психической деятельности в соответствии с изменившимися условиями среды, т.е. включается механизм адаптации.

Г. Селье в своих работах по изучению стрессовых состояний доказал, что состояние стресса является неотъемлемой частью адаптационного процесса. Это связано с тем, что стресс имеет свои стадии, которые в свою очередь характерны для любого процесса адаптации. В частности, данные стадии включают непосредственную реакцию на воздействие, требующее адаптационной перестройки (фаза тревоги и мобилизации), период максимально эффективной адаптации (фаза резистенции) и нарушение адаптационного процесса (срыв адаптации). Бесспорным является то, что возникновение и динамика протекания указанных фаз в первую очередь зависит от индивидуальных особенностей человека.

Основываясь на работах Г.Селье, рядом исследователей были предприняты попытки изучения стресса у людей, потерявших работу. В результате выделено несколько фаз развития специфических реакций стрессовых состояний. Первая фаза характеризуется как состояние неопределенности и шока. Это тяжелое субъективное переживание, причем страх и эмоции выступают как факторы риска. Вторая фаза — наступление субъективного облегчения и конструктивное приспособление к ситуации. Эта фаза длится 3-4 месяца после потери работы. Однако, некоторые люди уже в первые недели начинают испытывать облегчение и даже радость из-за наличия свободного времени. Появляется удовлетворенность жизнью, улучшается самочувствие, начинаются активные поиски работы. Однако в ряде случаев негативные переживания оказываются стойкими и не поддаются устранению. Человек начинает преувеличивать опасность своего положения и тогда уже не видит в нем ничего положительного. Во многом сила и длительность стресса зависит не только от субъективных личностных характеристик, но и от объективных факторов. Кроме того, на стрессовое состояние оказывает влияние длительность безработицы. Обычно после 6 месяцев отсутствия работы состояние становится белее тяжелым. Обнаруживаются деструктивные изменения в здоровье, психике, финансовом положении человека. Наблюдается снижение активности, разрушение жизненных привычек, интересов и целей. Это третья фаза стресса. Состояние беспомощности и примирение с ситуацией возникает на четвертой фазе. Это тяжелое психическое состояние наблюдается даже при отсутствии материальных трудностей. Чем больше времени длится безработица, тем более усугубляется состояние апатии. Отсутствие успехов в поиске работы ведет к потере надежды, прекращению поисков и смирению с ситуацией.

В случае неспособности успешно адаптироваться к заданной среде возникают деструктивные последствия фрустрации, которые проявляются в двух формах — агрессии и бегстве от ситуации. Агрессивную форму можно представить как атаку на препятствие или барьер. Агрессия направляется на любой случайный объект, на посторонних людей, не причастных к самой причине агрессии. Форма бегства от ситуации — характеризуется «уходом» человека в свои переживания, обращение всей энергии на генерацию собственных негативных состояний, самообвинений и т.п. Человек начинает видеть самого себя источником всех бед, а отсюда — чувство полной безысходности, так как повлиять на среду и ситуацию он считает себя неспособным. Следовательно, в случае развития адаптации по пути неустойчивой психической деятельности дезадаптивное состояние может привести к нервно-психическим расстройствам.

Ряд исследователей, отмечает, что состояние человека оказывает существенное влияние на эффективность прохождения определенного этапа адаптации и результативность процесса в целом.

Анализ научных публикаций по проблеме социально-психологической адаптации личности (К.А. Абульхановой-Славской, Л.Ф. Бурлачук, Д.А. Андреевой, А.Д. Глоточкина, А.Н. Жмырикова, Н.С. Офицеркиной и др.) показал, что существенной особенностью данного процесса является высокая степень реализации активной преобразовательной функции, как личности, так и среды. Основной целью социально-психологической адаптации является не приспособление к среде, а самореализация личности. Являясь сложным комплексным явлением, процесс адаптации динамичен и приводит к изменению — перестройке личности. Эффективность этого процесса определяется личностным потенциалом человека и его адаптационными способностями. По данным исследований, к наиболее важным адаптационным способностям в ситуации безработицы, большинство опрошенных относят предприимчивость, инициативность, способность к риску, деловую компетентность и коммуникабельность. А также умение самостоятельно принимать решения, адекватно оценивать свои способности и умение брать ответственность на себя. Необходимо отметить, что ситуация безработицы в нашей стране существует на фоне изменения в целом всей системы социально-экономических отношений. Эти обстоятельства предъявляют новые требования к поведению населения, переоценке привычных представлений относительно роли собственной активности в процессе повышения уровня его социального и материального благополучия. Нельзя ожидать, что приспособление большинства населения к новым социальным условиям произойдёт в какое-то ближайшее время. Процесс этот очень долгий и сложный, так как за этим кроется глубокая и серьёзная по своим последствиям проблема психологической и мировоззренческой перестройки человека.

Психологическая перестройка — как понятие означает изменение сформировавшихся ранее психологических особенностей человека или социальной общности в связи с необходимостью приведения их деятельности в соответствие с новыми, изменившимися условиями. Перестройка может коснуться различных «слоев» психики. Она может быть поверхностной или глубинной. В первом случае меняются лишь психические состояния личности, лежащие как бы «на поверхности» и легко поддающиеся корректировке. Так, относительно пластичны познавательные образования — состояние знаний, затем — настроения (эмоциональные состояния — радость, огорчение, недовольство и др.), простейшие умения и навыки. Во втором случае перестройка захватывает глубинные, устойчивые свойства личности, затрагивающие ее наиболее значимые отношения с окружающим миром и составляющие мотивационно-побудительную сферу ее социальной активности — так, нелегко изменить устоявшиеся интересы, вкусы, ценностные ориентации и установки, еще труднее совершить изменения в качествах личности, в чертах ее характера и в производном от них образовании — в стиле деятельности. Самой же сложной задачей является перестройка мировоззрения — целостной системы убеждений, выражающих стержень личности.

Психологическая перестройка характеризуется не только степенью глубины, но и широтой, масштабом. Одно дело изменить психологию отдельного человека, совершенно другое — психологию группы, больших социальных общностей. Особенности социальных групп воспроизводятся и поддерживаются благодаря сходству образа жизни, взаимовлиянию, с помощью общих ценностей, норм, традиций, обычаев, передаются от человека к человеку путем подражания, внушения, заражения, под давлением общественного мнения, утверждающего одни стереотипы поведения и отвергающего другие. Логика общественной психологии — это трудный, болезненный и длительный процесс. Поэтому нельзя ожидать быстрого перехода от социального иждивенчества, зависимости и пассивности людей, сформированного под влиянием административного типа хозяйствования, господствовавшего долгое время в нашей стране, к новому экономическому поведению, к активности личности, способности к риску и формированию материальной заинтересованности в труде. Необходимость в психологической перестройке возникает в связи с изменением объективных требований к деятельности — когда есть проблемная ситуация — противоречие между сложившимися ранее уровнем психической деятельности (качествами людей, стилем их работы, знаниями, умениями, ценностными ориентациями, убеждениями и др.) и новыми условиями и требованиями. Именно такая ситуация сложилась сейчас в нашей стране. Изменения в системе экономических отношений повлекли за собой и изменения в общественной жизни (спад производства, перестройка системы подбора, расстановки и повышения квалификаций и т.п.). А отсюда — необходимость решительной психологической перестройки людей в целях совершенствования их деятельности с учетом новых, более сложных требований. И речь идет не о поверхностной, а о глубинной психологической перестройке значительной части населения России, которую ни в коем случае нельзя сводить лишь к вооружению новыми знаниями и обучению. Естественно, что для такой перестройки необходима настойчивая, терпеливая, многоплановая работа, предполагающая прежде всего использование психологических методов воздействия, опираясь на научные знания о закономерностях и технологии воздействия на поведение людей.

Психологическая перестройка в структуре личности затрагивает в первую очередь внешние «слои» психики — психические состояния, так как они наименее устойчивы, достаточно легко поддаются влиянию со стороны внешних и внутренних условий (места человека в системе общественных отношений, успехов и неудач, состояния здоровья и др.). В психических состояниях выделяются интеллектуальные и эмоционально-волевые компоненты. Если первые выполняют в процессе деятельности ориентирующую (познавательную) функцию, то вторые побуждают субъекта совершать определенные действия, образуют мотивационную основу его поведения. Однако изменение психических состояний не сразу приводит к перестройке личности — оно должно пройти определенные фазы, прежде чем возникает необходимый поведенческий эффект. Эти последовательные сменяющиеся этапы развития психических состояний можно было бы назвать фазами осознания проблемной ситуации (возникновения проблемного сознания), формирования предполагающего целеполагающего («ищущего») и активно-деятельного сознания.

Первое, с чего начинается перестройка поведения, это формирование проблемного сознания. Оно рождается в проблемной ситуации, когда возникает противоречие между деятельностью человека и предъявляемыми к ней требованиями. Но для возникновения проблемного сознания субъект должен осознать указанное противоречие «увидеть « его. Суть главного противоречия сегодня состоит в том, что люди привыкли рассчитывать на помощь и поддержку со стороны государства, занимая при этом пассивную, иждивенческую позицию. В то время как рыночные отношения диктуют новые требования к поведению людей, в первую очередь способность к активным действиям, личной инициативе в решении проблемных ситуаций, в том числе и в ситуации, связанной с потерей работы. Осознание проблемной ситуации дает импульс к движению при условии, если оно сопровождается достаточно сильной эмоциональной реакцией, соответствующими переживаниями. Эмоциональная сторона проблемного сознания проявляется в состоянии неудовлетворенного достигнутым (существующим положением), в тревоге, беспокойстве, огорчении (из-за неудач, неоправданных потерь), гнева против тех, кто мешает движению вперед. Все это образует тот эмоциональный заряд, который в конечным счете вызывает созидательную деятельность личности. То есть, осознание проблемной ситуации, достигаемое благодаря знаниям, мышлению, должно сопровождается чувством неудовлетворенности — только тогда у личности возникает социально-созидательный импульс, активизирующий ее деятельность. Но чувство неудовлетворенности служит позитивным фактором психологической перестройки у некоторых людей лишь при условии, если оно носит характер недовольства своей собственной деятельностью. Тенденция искать изъяны и ошибки лишь в окружающих людях и со стороны государственных структур делает эмоциональную активность человека неконструктивной, превращает ее порой в разрушительную силу. Поэтому главная задача состоит в том, чтобы «переключить» энергию недовольства на свои собственные недостатки, повысить уровень самокритичности. Иными словами, формирование критичного и самокритичного сознания, представляющего собой сплав понимания и переживания проблемной ситуации, является первым шагом в психологической перестройке личности.

Вторым шагом является переход к поиску выхода из кризисной ситуации (фаза «ищущего» сознания). Такой поиск завершается четким определением целей и задач деятельности. Что необходимо предпринять для выхода из трудного положения — вот главный вопрос, который решается на данном этапе. Это целеполагающая деятельность субъекта, готовящегося изменить себя и окружающий мир. Ее результаты выражаются не только в определении целей и задач, но и в появлении у человека желания и стремления их осуществить. Сами по себе знания (целей, задач и путей их решения) и мысли о предстоящей деятельности, не подкрепленные настоящим желанием не могут решить проблемной ситуации. Непосредственным толчком к деятельности служит принятое человеком решение действовать определенным образом. Решение выступает как внутренняя установка к действию. Оно является результатом перебора и критической оценки субъектом различных альтернативных возможных вариантов оценивается прежде всего с точки зрения его рациональности, путем сопоставления ожидаемых результатов (степени удовлетворения определенных потребностей) и затрат (духовных и физических). Вариант воспринимается как предпочтительный, если цель достигается наиболее рациональным путем. Именно на данном этапе безработный выбирает тот или иной стиль адаптационного поведения: положиться на помощь со стороны государства в лице центров занятости или проявить личную инициативу в поиске работы. Задача социальных структур прежде всего создать такую систему стимулирующих условий, при которых безработный выберет наиболее эффективный способ решения проблемы безработицы. Необходимо показать безработным необходимость проявления большей заинтересованности в своем профессиональном росте и совершенствовании, важности приобретения новых знаний и умений, возможности переквалификации, формирования деловой компетентности, предприимчивости, способности преодолевать препятствия. Безработный должен осознать, что только конкурентоспособная личность может справиться с кризисной ситуацией и занять достойное место на рынке труда.

Оценка вариантов и выбор решения предшествуют заключительной фазе психологической перестройки — активной деятельности. Психологическая функция этой деятельности состоит в том, чтобы обеспечить практическое овладение людьми новыми приёмами и методами работы, превращение их в привычный стиль повседневного поведения, закрепления в структуре всей сферы жизни. Новые способы деятельности вначале используются неуверенно, легко оттесняются старыми стереотипами, поскольку психологические барьеры, привычки очень сложно преодолеть. Поэтому необходимо создать, прежде всего, стабильные стимулирующие условия, направляющие активность в нужное русло в течение длительного времени и обеспечивающие закрепление нового опыта, нового стиля поведения. Эпизодические воздействия способны вызвать лишь временные изменения в поведении, которые затем легко подавляются старыми привычками и бесследно исчезают. Поэтому важно подчеркнуть, что, даже устроившись на работу, человеку постоянно придется повышать свою квалификацию и самосовершенствоваться, так как во многом от умения и желания работать будет зависеть его профессиональный рост и материальная оплата. Большинство безработных активизирует, прежде всего, положительные стимулы — возможность получения более престижной профессии, повышение материального положения, возможность проявления творчества и инициативы и др. Но есть безработные, для которых наиболее значимы негативные стимулы — угроза снижения материального уровня, снижение социального статуса и др. Это — так называемые тревожные типы, страдающие часто мнительностью. Они опасаются серьезных изменений и поэтому цепляются за привычные условия, согласны даже остаться безработными (стоять на бирже, получать пособие), либо соглашаются на любую, даже низкооплачиваемую работу. Для активизации их усилий может оказаться более целесообразным применение негативных стимулов.

Можно сделать вывод, что психологическая перестройка представляет собой сложный многоступенчатый процесс, который может затронуть все пласты человеческой психики. Она может стать реальностью лишь при условии прохождения всех трех ее фаз. Задержка на любой из них создает у субъекта внутренние механизмы торможения — барьеры непонимания, нежелания, безволия, инертности и др. Поэтому важно создать объективные условия, обеспечивающие энергетический переход от одной фазы перестройки в другую.

Психологическая перестройка познавательных и эмоциональных образований, обеспечивает возможность получения знаний того, как улучшить своё материальное благосостояние повышает чувство уверенности в своих силах, меняет отношение к себе и к жизни, т.е. даёт толчок к глубокой психологической перестройке. Которая в свою очередь подразумевает перестройку социально-трудовых мотиваций, систему ценностных ориентации, установок и мировоззрения в целом.

Таким образом, российская социально-экономическая и социально-психологическая ситуация ставит перед субъектом деятельности новые требования — проявление инициативы, способности к риску, деловой компетентности и в целом активной жизненной позиции, так как эти качества позволяют человеку справиться с любой кризисной ситуацией, в том числе и с потерей работы. Быстрота и эффективность психологической перестройки зависит от индивидуально-психологических качеств человека, в частности гибкости и подвижности нервных процессов, а также от возраста.

Как показывает практика процесс адаптации проходит легче и быстрее у молодежи и лиц среднего возраста. Скорее всего, это связано с тем, что их ценностные ориентации и установки, а также личностные качества и в целом мировоззрение еще не достаточно устойчивы, находятся на стадии формирования. Они готовы принять новые требования рыночной экономики. Важно подчеркнуть, что начиная со школьного возраста необходимо ориентировать учащихся на то, что даже высококвалифицированный специалист должен быть психологически готов к смене специальности, а также к постоянному повышению квалификации: поскольку быстро изменяющаяся экономическая среда деятельности постоянно предъявляет к личности новые требования к качеству работы, к приобретению новых знаний, к освоению смежных или новых профессий.

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что ситуация безработицы характеризуется наличием состояния неопределенности и утраты стабильности, которое приводит к психологической перестройке сложившихся структур личности. В результате формируется новая для личности модель поведения, раскрывающаяся в различных способах адаптации безработных. Состояние безработного имеет стадийный характер и включает ряд устойчивых этапов. Базовой закономерностью развития состояния безработицы выступает характеристика динамики формирования стресса.

Безработица как социальное явление и фактор изменения психического состояния безработных

Переход к рыночной экономике в России сопровождается ростом безработицы, превращением ее скрытых форм в открытые. Безработица официально признана реальным фактом российской действительности. Это отнюдь не новое явление, хотя сам термин «безработица» появился лишь в начале XX века. Еще в «Капитале» К. Маркса большое внимание уделялось исследованиям резервной армии труда и её причинно-следственным связям с так называемым «всеобщим законом капиталистического накопления». В 20-30-е гг. XX века в индустриально развитых странах Запада было много безработных, их число резко возрастало в периоды экономических кризисов и депрессий. Откликаясь на социальный запрос общества, экономическая наука стран Запада предприняла обширные исследования проблем безработицы, ее причин, взаимосвязи с темпами экономического роста, динамикой заработной платы и цен, инфляционными процессами, возможностями регулирования уровня безработицы. Этому были посвящены труды таких известных ученых как А.Маршалл, Дж. Кейн, Ф. Хайек, А. Филипс, А. Пигу, М. Фридман, П. Самуэльсон и других. Как отмечал английский экономист А. Маршалл, большая армия экономистов и социологов на протяжении XIX и XX веков упорно доискивалась до корней тех побудительных причин, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни.

Начиная с 50-х гг. XX века в европейских и западных станах вновь возрос интерес к проблемам безработицы (последняя в большинстве европейских стран росла в 50-е годы, была относительно высокой в 1984 году, снизилась и стабилизировалась в конце 80-х — начале 90-х годов до уровня 7-10%). В настоящее время западные исследователи много внимания уделяют современному рынку труда с его многообразием трудовых контактов, гибкостью рабочего времени и уровнем заработной платы и относительно высокими показателями безработицы. Отслеживается и характер спроса на труд и изменения в самой природе труда. Анализ современных исследований в области занятости (George Brief, 1990; Graets, 1993; Jacson, 1999; Murphy, Athanasou, 1999) показал, что самооценка, установка индивида относительно безработицы и социальная поддержка семьи могут опосредствовать психологическое воздействие безработицы. Но вместе с тем большинство исследователей указывают на наличие большого количества неизученных эмпирических фактов. Так по-прежнему остается без ответа вопрос более полного понимания эффектов ментального здоровья при потере работы, несмотря на то, что существует достаточно ясная связь между улучшением ментального здоровья и вовлечением в работу. Одной из важных задач, также является разработка и использование стандартизированных психологических методик для понимания того, как безработные приспосабливаются к финансовым ограничениям, и сосредоточиться на переменных, обусловливающих нахождение работы.

Безработица в России появилась в пореформенное время в связи с развитием капитализма. А.М.Клейнборт, автор первой обобщающей работы по истории безработицы в России, считал началом массовой безработицы 80-е гг. XIX века. С начала 80-х гг. XIX в. началось сокращение промышленного производства. После Октябрьской революции 1917г., с приходом к власти большевиков, одной из важнейших проблем того времени стала ликвидация безработицы. Первые работы, посвященные безработице в России, появились сразу же после Октябрьской революции. В работах К.Самойловой, А.Аникста, И.Ходоровского и других содержались сведения о численности и составе лиц, зарегистрированными биржами труда; здесь же рассматривались первые мероприятия по организации общественных работ, созданию коллективов безработных, проведению социального страхования по безработице. Много книг по проблемам безработицы появилось во второй половине 20-х гг. Это было связано с переходом к новой экономической политике (НЭП) и увеличением масштабов практической борьбы с безработицей. Работники Народного комиссариата труда, бирж труда и других ведомств и организаций, ведавших вопросами труда, создали обширную литературу, в основном социально-экономическую, о состоянии и динамике безработицы, путях и средствах борьбы с нею, мерах помощи государства безработным. С интересными работами выступили: А.М.Бахутов («Безработица и борьба с ней», 1928г), Я.И.Гиндин («Регулирование рынка труда и борьбы с безработицей»), Л.Е.Мину («Аграрное перенаселение и рынок труда в СССР», 1929г), Л.И.Гинзбург («Как бороться с безработицей», 1927г), С.Г.Струмилин («Социальные проблемы пятилетки», 1928-ЗЗгг) и др. В работах, созданных в 20-е гг. наряду с исследованием проблем численности и состава лиц, состоявших на учёте бирж труда, началось интенсивное изучение источников безработицы в России. На основании конкретного фактического материала авторы пришли к выводам о специфических особенностях безработицы в СССР и коренном её отличии от безработицы в капиталистических странах. Было доказано, что если в капиталистических странах безработица является хроническим и неизбежным явлением, то в СССР она имеет временный характер. На грани 20-30-х гг., когда ликвидация безработицы вступила в решающую фазу, появились работы, в которых показывалось резкое сокращение численности безработных, изменения происходившие в их составе, и констатировался факт ликвидации безработицы в 1930г.

В 30-е — 40-е гг., интерес к проблемам безработицы снизился. Новый этап в изучении проблемы ликвидации безработицы в СССР начался с конца 50-х гг. XX в. По проблемам безработицы выступили историки З.А.Астапович и М.И.Зимина. Их работы посвящены анализу проведённых мероприятий по борьбе с безработицей в 1917-1918 гг. В 1958 г. экономист М.П.Довженко в своих работах рассматривает проблемы ликвидации безработицы и осуществления права на труд в СССР. С середины 60-х гг. XX в. изучение проблемы ликвидации безработицы в СССР приняло в исторической науке более широкий размах: появились специальные труды по этому вопросу А.С. Сычёвой и К.И. Суворова. Исследователи того времени на основании изучения большого фактического материала, сопоставления различных данных развития народного хозяйства, сравнения показателей роста численности рабочего класса с динамикой армии безработных пришли к выводу, что основной причиной безработицы в СССР в 20-е гг. XX века являлся прилив рабочей силы в город из сельских местностей.

Новый этап в изучении проблемы безработицы в России возник в начале 90-х гг. С 1930 года безработица в СССР считалась ликвидированной. Поэтому для нескольких поколений россиян безработица была абстрактным понятием, ассоциировавшимся с проблемами труда и капитала в западных странах. И даже первые сокращения 1991 года в стране не были осознаны значительной частью населения, полагавшей, что это явление временное. Но продвижение общества по пути рыночных реформ и преобразований неизменно привело к формированию рынка труда. А это означает, что безработица становится реальным социальным явлением.

Анализ ситуации безработицы в России на современном этапе социально-экономического развития показал, что сильных социальных потрясений в сфере занятости пока не наблюдается. Официальная безработица растёт умеренными темпами. Вместе с тем происходит увеличение скрытой безработицы; возрастает количество лиц, обращающихся в центры занятости (далее ЦЗ), среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30%). Всё больше среди безработных оказываются выпускники учебных заведений. Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10 -15 млн. человек. Проблема безработицы заключается не только в том, что люди могут потерять работу, а в практическом отсутствии шансов себя реализовать. Особенно тяжёлая ситуация складывается в маленьких городах, где нет выбора места работы (на весь город одно предприятие), нет даже возможности заняться своим делом (например торговлей), так как у потенциальных покупателей (таких же безработных) нет денег. Согласно данным Госкомстата РФ, безработные — это в первую очередь молодежь и лица предпенсионного возраста. В связи с ухудшением экономической ситуации в стране увольняются в первую очередь женщины и те работники, у которых низок уровень квалификации и недостаточный уровень практической работы. Именно они в последнюю очередь и принимаются на работу. Остро стоит вопрос о безработице среди молодежи: около трети безработных — это молодые люди в возрасте до 30 лет. В этом возрасте происходит становление личности как в общечеловеческом, так и в профессиональном плане. Около 25% безработных молодых людей — это выпускники профессиональной школы. Сокращение спроса на рабочую силу в большей степени затронуло высокотехнологические отрасли, а также науку. Среди незанятого населения увеличилась доля лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование (каждый второй безработный имеет среднее общее или начальное профессиональное образование).

В связи с данной социальной ситуацией проблемы занятости, формирования рынка труда стали привлекать к себе представителей разных наук и в первую очередь экономистов, социологов и психологов. Современные исследования проблем безработицы направлены на изучение причин и последствий безработицы, анализ особенностей поведения безработного на рынке труда, его личностных характеристик. Интересны в этом плане исследования проблемы поведенческих особенностей безработных как новых субъектов труда, проведённые группой учёных из г. Новосибирска: А.А. Гордиенко, Г.С. Пошевневым, Ю.М. Плюсниным. В результате исследования были выделены типы безработных по поведенческим стилям и особенностям психоэмоционального реагирования на жизненно неблагополучные ситуации. Учёными — социологами из Санкт-Петербурга и Ярославля, под руководством М.Г.Гильденгерша проведены социологические обследования, в результате которых были выявлены особенности безработицы в России, её формы, структуры и социальные последствия. Экономические аспекты безработицы представлены в работах Е.Баладского, Э.Бородянского, Г.Волынского, А.Кашепова, А.А.Никифоровой, Ф.Прокопова. Соколова Г.Н., Неверовская Я.В. провели исследования социально-профессиональной ориентации безработных в условиях формирующегося рынка труда, им же дан анализ ситуации на рынке труда в Белоруссии. Однако, несмотря на ряд исследований, следует отметить, что проблемы безработицы остаются вне поля зрения многих ученых, требуют к себе внимания со стороны Российского правительства и местных органов власти.

Развитие современного российского общества характеризуется как положительными, так и отрицательными тенденциями. К первым относятся рост потребления материальных благ, социальные и экономические инновации, появление новых направлений в бизнесе. К числу положительных моментов можно отнести также появление у людей деловых качеств таких, как социальная мобильность, предприимчивость, целеустремленность, готовность к разумному риску и др. Вместе с тем социально — экономические преобразования повлекли за собой ряд негативных изменений в обществе: рост безработицы, снижение жизненного уровня значительной части населения, обострение криминогенной ситуации и др. По данным социологического опроса 1994 года, среди проблем беспокоящих россиян первые три места занимают следующие (в % от опрошенных): рост преступности — 70,4 %; доступность качественного медицинского обслуживания — 68,3 %, безработица — 48,2 %. Результаты опроса 1994 г. показали, что рост преступности в период с 1990 по 1994 гг. на территории бывшего СССР составил 25 %, что значительно опережает другие развитые страны. Рост преступности и безработица напрямую взаимосвязаны. Поскольку вынужденная профессиональная бездеятельность заставляет людей искать новые источники дохода, которые в свою очередь не всегда законны. Рост безработицы и ее общественной опасности прямо и сильно коррелирует с динамикой административных и иных правонарушений, аморальных явлений, пьянства, наркомании, суицидов, проституции, бродяжничества, нищенства, распада семей, детской беспризорности, дезадаптации взрослых и детей, психических расстройств и других явлений. Так, повышение уровня безработицы на 1% приводит к росту преступности на 7-8%. Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушителей показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. За последние 10 лет (1990 — 2000 гг.) увеличилось количество малоимущих неблагоприятных семей. В первую очередь от этого страдают дети, моральные и нравственные ориентиры и ценности которых еще не сформированы. Имея перед собой негативный пример своих родителей (пьянство, наркомания и т.п.) молодые люди зачастую встают на путь уголовных правонарушений, занимаются попрошайничеством, причиной этого зачастую является всего лишь желание прокормить себя. В ситуации безработицы многие следуют саморазрушающей стратегии, уходя от проблемы (пьянство, наркомания, суициды). По данным статистики одной из самых распространенных причин самоубийства граждан является неспособность материально обеспечить свою семью, социальная и профессиональная нереализованность.

Мало известно о «пороге терпимости», когда члены семьи безработного еще сохраняют способность заботиться друг о друге.

К.Х.Брайер отмечает связь между безработицей и ухудшением семейных и супружеских отношений (функционированием семьи). В семьях безработных зачастую искажается здоровая иерархия, потеря работы одним из родителей может повлечь изменение его статуса не только в обществе, но и в семье, потерю самоуважения и уважения со стороны близких людей. Исследователи отмечают также связь между безработицей и детской смертностью, жестоким обращением с детьми, отказом от воспитания, конфликтами с родителями и детьми. У детей безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, психосоматические заболевания, что и у самих безработных. Зачастую дети «потомственных безработных» закончив учебные заведения, также не могут реализоваться в профессиональном плане. Женщины-безработные особо обеспокоены дальнейшим образованием детей после окончания средней школы; опасаются, что прервется социально-профессиональная преемственность поколений, и дети будут вынуждены занять более низкое положение в общественной структуре, чем их родители. Отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Гордус и Макэлинден показали, что работники, избежавшие увольнения, также испытывают стресс, и что чрезмерные психологические нагрузки, переживаемые теми, кто сохраняет работу, могут оказаться даже сильнее, чем стрессы, испытываемые в первый период теми, кто ее потерял.

Несмотря на все эти печальные факты в период с 1998 по 2000 г. произошли значительные сдвиги в восприятии россиянами безработицы. По данным опроса россиян 2000 г., несмотря на то, что проблема безработицы все еще является актуальной (38,2 % опрошенных), 69,2 % респондентов сумели найти адекватные способы ее решения. Кроме того, 70,1 % опрошенных считают, что смогли приспособиться к существующим экономическим условиям, но это потребовало большого напряжения сил. Это свидетельствует о том, что в обществе начинают действовать механизмы адаптации к новым требованиям рынка труда и рыночным отношениям. Несмотря на все отрицательное, что несет в себе безработица, она имеет, с точки зрения самих безработных, и положительные стороны. Хотя 47 % безработных считают, что ничего положительного они здесь не видят, остальные 52 % (1 % затруднились с ответом) указали более десятка различных положительных сторон в статусе безработного (большое количество свободного времени, получение пособия, возможность уделять больше времени семье, возможность переквалифицироваться и т.п.). Таким образом, безработица не менее чем для половины безработных видится и в благоприятном свете, что свидетельствует об адаптивности их поведения и психологической мобильности этих людей.

Таким образом, результаты научных исследований, проведенных в последнее время, документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных медицинских и политических последствий безработицы. Среди эмоциональных последствий безработицы называют низкую самооценку, депрессию, суицид. Среди медицинских проблем — нарушение здоровья, вызванное стрессами. Причина психологических проблем, вызываемых безработицей, кроется в непростой связи, существующей между осознанием себя как успешной личности и работой как способом зарабатывания на жизнь. К социально-психологическим издержкам безработицы следует отнести серьезные негативные последствия и для семьи, и для непосредственного окружения потерявшего работу, и для общества в целом. Все это лишь подчеркивает актуальность и практическую значимость дальнейшего изучения данной проблемы как в социальном, так и в психологическом плане. Рассматривая психологический аспект безработицы, некоторые исследователи уже обратили внимание на влияние уровня притязаний, структуры трудовой мотивации и локуса контроля на поведение личности после потери работы, на изменения самооценки, сопровождающие состояние безработицы. По данным зарубежных исследователей у тех, кто не может найти работу, наблюдаются значительные изменения в оценке своей компетентности, активности, удовлетворенности жизнью, также имеются предпосылки незанятости, связанные с эмоциональным принятием (или непринятием) состояния безработицы, степенью уверенности в нахождении работы.

Все исследователи проблем безработицы отмечают, что своеобразной проекцией социального статуса безработного на внутренний мир человека является изменение его актуального психического состояния, связанное, в свою очередь, с более или менее выраженными «функциональными сдвигами» в целостной системе личностной саморегуляции социального поведения субъекта. Человек, потерявший работу, оказывается в сложной жизненной ситуации, испытывая при этом множество тяжелых переживаний, стрессовые состояния.

Опыт и практика работы психологов служб занятости показывают, что люди потерявшие работу жалуются на чувство подавленности, ухудшение самочувствия, беспокойство, усталость и раздражение, что в свою очередь мешает им найти работу. Отсутствие перспективы в будущем, снижение профессионального уровня, опасение снижения социального и профессионального статуса — эти и другие причины могут вызвать депрессию. Дж. Виткин отмечает, что работа и низкий уровень депрессии находятся в прямой зависимости. Исследование психологических затруднений безработных показывает наличие фрустрации, обиды, ощущения несправедливости, усилении тревоги, что в целом отражает усиление стрессового состояния безработных. При изучении стресса у людей, потерявших работу, выделено несколько фаз развития специфических стрессовых состояний. Первая фаза, характеризуется состоянием неопределенности и шока. В период второй фазы наступает субъективное облегчение и конструктивное приспособление к ситуации. Однако в ряде случаев негативные переживания оказываются стойкими и не поддаются устранению. При этом сила и длительность стресса зависит не только от субъективных личностных характеристик, но и от объективных факторов. Как показывают исследования, проведенные болгарскими учеными (Т. Концева, И.Тодорова, 1992), «уровень объективного стресса негативно коррелирует с общим перечнем социальной поддержки и с оценочной поддержкой, но не с поддержкой через самооценку, что совпадает с данными Баррера, утверждающего, что условия стресса могут ослаблять социальную поддержку, что ведет к усилению чувства беды». Важную роль играет также непосредственное окружение безработного, так как в группе со слабой социальной поддержкой уровень тревожности нарастает быстрее, тогда как при существенной поддержке заметно лишь небольшое повышение уровня тревожности. Кроме того, на стрессовое состояние оказывает значительное влияние длительность отсутствия работы. Снижение активности, разрушение жизненных привычек, интересов и ценностей появляются на третей фазе развития стресса у безработных. Четвертая фаза сопровождается чувством беспомощности и примирением с ситуацией, это тяжелое психическое состояние наблюдается даже при отсутствии материальных трудностей. Чем больше длиться безработица, тем более усугубляется состояние апатии.

Необходимо отметить, что такие состояния безработных, как чувство вины, страх, комплекс «неудачника», подавленность препятствуют поиску работы, профессиональной самореализации, еще более усугубляя ситуацию, вызывая чувство безысходности. Но вместе с тем необходимо иметь в виду, что нельзя составлять унифицированный «портрет состояния безработного» без учета возраста, образования и половых особенностей, так как ряд исследований указывают на то, что данные различия существуют.

Таким образом, специфика ситуации безработицы состоит в том, что она отличается относительной устойчивостью. Внутри этой ситуации в широком смысле, возникают конкретные узкие «подситуации», связанные с поиском работы. С одной стороны, безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, заставляющим человека изменять свое отношение к возможности трудоустройства, стимулировать процесс осознания себя как субъекта рынка труда, а также стимулом высокопродуктивного труда. Но с другой стороны, безработица представляет собой проблему, оказывающую прямое и сильное воздействие на психику человека, на восприятие общей ситуации безработицы, вызывая при этом сильные эмоциональные переживания, состояние фрустрации, агрессии, ведя к потере смыслов общественной активности. В результате сложившегося состояния, условно названного нами как состояние неопределенности и утраты стабильности, формируется новая для личности модель поведения, которая раскрывается в различных способах адаптации безработных. Таким образом, формируется психологический аспект безработицы. Психологическое определение безработицы характеризует ее как особое состояние личности, выражающееся в искажении социального восприятия окружающей действительности, активизации негативно-депрессивных комплексов, формирование системы новых ценностных ориентации. Системообразующим фактором этой новой структуры личности является Я-конкурентоспособность.

superinf.ru