Бизнес квест клаустрофобия

Идея бизнеса: как открыть квест- игру в реальности

Для тех, кому изрядно надоело ходить на выходные в кино и боулинг, для тех, кто переиграл уже во все настолки и побывал во всех антикафе, пришло время живых квестов!

Но не тех квестов, в которые раньше захлеб играли наши старшие братья на компьютере и младшие – на айфоне, а настоящих квестов в реальной жизни: интересных, захватывающих и хорошо переключающих мозги от дневных забот.

Живые квесты – сюжетные ролевые игры, которые могут проводиться в замкнутом пространстве, на открытой местности и даже на природе. И если изначально квесты создавались и проводились, в основном, на улицах города (самое время вспомнить тот же Дозор или Encounter), то сегодня, помимо них, можно открыть и квест-комнаты, и просто сюжетные ролевые с костюмированными представлениями и определенными целями в игре.

Как бизнес квесты в реальности тоже выглядят интересно: целевая аудитория – молодые люди от 20 до 35 с доходом средний и выше, которые предпочитают активные виды отдыха, а также корпоративные клиенты, которые рассчитывают с помощью квестов сдружить тех-отдел «с теми клушами из бухгалтерии». Наиболее перспективно идти в регионы, где о квестах уже знают, но засилья пока не наблюдается – это поможет выйти на окупаемость примерно через 3-6 месяцев.

Перед тем, как начнем

В последние несколько лет понаоткрывающиеся квесты в реальности и различные квест-комнаты завоевали звание одних из самых развивающихся направлений event-бизнеса – и никакие кризисы им не помеха. Конечно, маркетологи немножко лукавят, когда говорят, что в тяжелые времена именно такие игры с нестандартными ситуациями, позволяющие забыть о бытовухе, выходят на первый план, но ведь в каждой шутке есть доля правды. Тем более, что у этого бизнеса есть интересная специфика – конкуренты здесь не столько конкурируют, сколько помогают друг другу, пусть даже нехотя: человеку интересно сыграть в квест всего один раз, а затем он начинает, что еще интересного есть в городе.

Первый шаг, чтобы создать свой квест – это определиться с форматом игры. Например, в квестах типа escape the room, необходимо выйти из запертого помещения, решая различные задачи – такие квесты требуют больше вложений в помещение и могут быть как интеллектуальной игрой соревновательного характера, так и переносить клиентов в альтернативную реальность. Другое дело – ролевые игры с заданиями, разбросанными по городу или детективные истории, когда нужно разгадать страшную тайну, распутать дело и найти убийц, параллельно лазая по помойкам, пытаясь найти NPC, получая смски свыше и самостоятельно определяя дальнейший ход сюжетной линии.

Кстати, на растущем рынке то и дело появляются все новые предложения квестов по франшизе. Тут и пресловутые DozoR и Encounter, и комнатные «Клаустрофобия», Rabbit Hole, Real Quest, Questime, «Комната», «Выйти из Комнаты», в общем, миллионы их. Они позволяют работать под известным именем и зачастую не особо париться по поводу разработки сценария и автоматизированных систем игр. Несмотря на внушительный вступительный взнос, предприниматели не жалуются: разработка тех же сценариев стоит немалых денег и требует досконального тестирования, а продвижение сайта сжирает кучу времени.

Основные риски: считать, что ваш бизнес – это «по фану», для комнат – большие инвестиции, для городских квестов – зависимость от погодных условий, сильная зависимость от репутации (предположим, делали вы все круто 10 лет, а тут кто-то потерялся во время квеста и все, отток клиентов обеспечен).

Местоположение

C помещением для того, чтобы создать свой квест, все просто – оно либо нужно, либо не нужно. Например, чтобы открыть квест-комнату, понадобится достойное место с аутентичным ремонтом, который влетит в копеечку, причем в хорошей транспортной доступности, возможно, в центре. Ролевые игры можно проводить в антикафе по типу распространенных игротек, куда приходят все желающие – чаще всего при таком раскладе можно даже не платить за аренду, а найти какой-то компромисс, интересный обоим сторонам. А вот для городских и поисковых квестов, а также выездных квестов, которые сами с удовольствием приедут на свадьбу, день рождения или корпоратив, помещение не нужно или на первых порах не обязательно.

Оборудование

Основа каждого квеста, вне зависимости от его типа – это сценарий. Сценарии делаются по схожему принципу, что и для фильмов и спектаклей. В компаниях, где проведение квестов в реальности поставлено на поток, над созданием очередного сценария обычно работает своя команда с режиссерами, сценаристами, редакторами. Вы же можете поручить эту работу отдельным людям с опытом: найти таких можно или через знакомых, или на старом-добром fl.ru. А при наличии покровительства со стороны компании-франчайзера, сценарии вам могут предоставить бесплатно или разработать за дополнительную плату.

Обычно сценарий должен основываться на какой-то тайне или загадке, причем развязка должна быть логичной, но не совсем предсказуемой. Лучше всего, когда у организаторов есть несколько типов сюжета, которые подбираются в зависимости от возраста, интересов аудитории, их опыта в играх или наличием тех или иных ролей, которые бы уровняли шансы игроков.

Перед тем, как сценарий пойдет в массы, он должен пройти тщательную проверку и тестирование в полевых условиях, по результатам которых исправляются последние недочеты, появляются или убираются дополнительные персонажи и сюжетные линии. Для тестирования можно позвать своих друзей или привлечь компании добровольцев в социальных сетях.

Для того, чтобы открыть квест-комнату, вам также придется вложиться в хороший ремонт и обстановку. Тут главное – антураж, поэтому помещение нужно тщательно оборудовать в едином стиле и под задачи сценария, также приветствуются звуковые и визуальные спецэффекты, которые добавляют происходящему реалистичности.

Для живых квестов могут понадобиться костюмы и игровой реквизит – их можно найти в магазинах товаров для розыгрышей. А в городских квестах в первую очередь нужно наладить связь с игроками: это могут быть и традиционные конверты, и смс. Кстати, когда игроков станет много, процесс придется автоматизировать.

Начнем с вас. Так как для того, чтобы открыть свой квест, можно обойтись без дополнительного найма агентов – достаточно 2-3 организаторов – с вас потребуется живой интерес.Также желательны опыт работы в event-компаниях и хотя бы базовые навыки ведущего мероприятий. Сценарии, как мы уже говорили, можно заказать на сайтах фриланса или, например, устроить конкурс в социальных сетях.

Вообще, чем сложнее и интереснее будут ваши квесты, тем больше неигровых персонажей придется в них подключать. В первое время можно привлекать знакомых и нанимать сторонних людей, например, с оплатой за время. В дальнейшем лучше сформировать штат собственных агентов, каждый из которых может принимать участие сразу в нескольких квестах.

Документы и лицензии

Ну, для простейшей легализации своей деятельности, лучше всего организовать банальное ИП. Что еще нужно учитывать? Квестовые игры – развлечение не всегда безопасное. Если с квестами-комнатами все более-менее ясно, то при играх на городских улицах бывают и травмы, и несчастные случаи. Чтобы обезопасить и себя, и своих игроков от лишних проблем, организаторы либо меняют формат игры, полностью отказавшись от всех факторов риска, либо проводят инструктаж по технике безопасности, а на бумаге полностью отказываются от ответственности за действия игроков. Так или иначе, если в вашу душу закралось сомнение, гораздо лучше обратиться к юридическим консультациям.

Как правило, потенциальные клиенты ищут квестмейкеров в Интернете, поэтому оптимизированный сайт с доступными квестами, расписанием и ценами – просто must have. Помимо продвижения сайта, также не забудьте подключить социальные сети, контекст, баннеры на региональных форумах и городских порталов. Ну, и конечно, большую роль будет играть сарафанное радио, развитие квестов в вашем городе и репутация ваших прямых конкурентов: если человеку понравился квест от другой компании, то он с большой вероятностью в следующий раз обратится и к вам.

Что еще может работать? Флаеры и визитки в местах массового скопления потенциальных игроков. Активный блог с репортажами о последних мероприятиях. Скидки для постоянных клиентов, проведение бесплатных игр в определенные дни, конкурсы на лучший сценарий. Не бойтесь экспериментировать – сама сфера к этому располагает!

Квесты в реальности, будь то сюжетные городские квесты или квесты-комнаты – бизнес однозначно нескучный да еще и растет стремительными темпами, особенно в регионах. На первом этапе можно обойтись с минимальными инвестициями: достаточно сайта, хорошего сценария и пары человек помощи. Исключение составляет лишь создание квеста комнаты – тут придется потратить кругленькую сумму и на помещение, и на подбор антуража, и спецэффекты, за счет которых, однако, сможет выиграть и более слабый сценарий. Со сценарием в любом случае придется хорошо повозиться и протестировать его в полевых условиях как минимум с десяток раз. Однако если вы обращаетесь к франшизе, то не только сможете открыть свой квест под известным именем, но и решить вопрос с сюжетами: одни франчайзи предлагают готовые сценарии (их стоимость входит в сумму пашуалки), другие готовы разработать их бесплатно, а у третьих всегда можно заказать поддержку или разработку дополнительных сюжетных сцен.

businessmens.ru

Почему строить квесты невыгодно,
а покупать франшизу — тем более?

Если вы хотите открыть квест — прочитайте эту статью.
Если желание все еще не пропало — прочитайте ее еще раз.

Что происходит с рынком квестов Екатеринбурга?

Последние полгода в Екатеринбурге открывается по 4 квеста каждый месяц. Это факт. Ближе к лету это число увеличилось и продолжает расти. На данный момент (начало лета 2016 года) на рынке нашего города уже работает, в общей сложности, 50 квест-румов и 100 квестов.

Преобладающее большинство — это местные игроки, около 20% рынка занимают франчайзи различных брендов. Лидер местного рынка квестов — федеральная сеть «Клаустрофобия», которая открыла в Екатеринбурге уже 9 комнат и еще 2 находятся на завершающей стадии строительства — это самое большое число комнат, принадлежащих одному бренду в рамках Екатеринбурга.

Почему многие считают рынок квестов привлекательным?

Для начала стоит упомянуть, что открыть квест в 2013 году, на заре зарождения первой волны популярности квестов и пустом рынке, и открыть квест сейчас, в момент насыщения рынка и высокой конкуренции — две абсолютно разных задачи. Однако, большинство предпринимателей до сих пор оперируют аргументами двухлетней давности, а их фантазии о прекрасном будущем активно поддерживают федеральные бренды, которые пытаются продать очередную франшизу в регион.

Рассмотрим 6 причин привлекательности рынка, о которых говорят чаще и громче всего:

1. Открыть квест можно своими силами, не обладая специальными знаниями и навыками. Это могло быть правдой 2 года назад, но сейчас технологии квестостроительства шагнули на две ступени вверх. Чтобы построить квест, вам придется освоить дюжину профессий, начать разбираться в механике, конструировании, электронике и т.д. Чтобы стать популярным — ваш квест должен быть красивее, технологичнее и интереснее сотни конкурентов, уже работающих на рынке, а для этого придется постараться.

Даже если вы являетесь человеком с прямыми руками, бурной фантазией и железной выдержкой — строительство квеста своими силами займет у вас не меньше 4-6 месяцев, за которые рынок уже успеет поменяться и вырасти.

2. Чтобы стартовать в этом бизнесе достаточно 200-300 тыс. рублей. Это не так. С ростом рынка растут и требования к продукту, а значит, и первоначальные вложения. Строительство даже простой комнаты с туалетом, зоной ожидания, операторской — отнимет у вас не меньше 400 000 рублей. Прибавьте к этому аренду на период строительства, затраты на создание сайта и системы бронирования, полиграфию, бухгалтерию, рекламный бюджет — и у вас получится сумма уже за 600 000 р. За которые вы получите слабо-конкурентный продукт и потеряете полгода жизни.

Для строительства конкурентоспособной локации с двумя (минимум) квестами на данный момент потребуется вложить не менее 1,5-2 млн. рублей. Если вы строите бизнес с перспективой на несколько лет, то для формирования клиентской лояльности к бренду, а также поддержания конкурентоспособности на растущем рынке вам потребуется 2-3 таких локации с 2-3 квестами в каждой. Итого 4 000 000 — 5 000 000 рублей в ближайшие 2-3 года.

3. Не нужно тратить много денег на рекламу.

Существует мнение, что квест можно не рекламировать, ведь подогретые интересом других комнат клиенты сами ждут открытия очередного квест-рума и хлынут к вам волной, как только вы откроете свои двери.

К сожалению, реальность такова, что количество открывающихся квестов в несколько раз больше, чем интенсивность посещений квестов одной командой.

Кроме того, большинство игроков уже научились отличать хорошие квесты от плохих и не ходят во все подряд, а выбирают куда пойти по отзывам, рекомендациям знакомых, тематике, расположению и другим критериям. Ожидание интереса к новому квесту на деле сменится недоверием к новому бренду. Готовьтесь, что без рекламного бюджета, хотя бы в 20 000 р. первый месяц у вас будет не больше 10 игр.

4. Квест — это пассивный доход , который не требует много времени, им можно заниматься параллельно основному делу или работе.

Из квеста можно сделать пассивный заработок, но не за два месяца. Вам придется отстроить множество бизнес-процессов прежде, чем все начнет работать без вашего вмешательства, и даже после этого полностью делегировать все дела не получится, т.к. низкая доходность и желание работать хоть в какой-то плюс не дадут нанять управляющего.

5. В квестах нет конкуренции , т.к. продукт одноразовый. Все конкуренты работают друг на друга, и клиент вашего конкурента обязательно придет к вам, когда квесты конкурента закончатся.

Очень недальновидное мнение, которое справедливо для рыночного вакуума. Вспоминаем, что рынок не стоит на месте, предложение превышает спрос. Даже если представить оптимистичный вариант и учесть расширение спроса за счет привлечения новой аудитории — в лучшем случае скорость роста предложения уровняется со скоростью роста спроса, а значит, вы все время будете находиться в конкурентной и вполне ощутимой борьбе за клиента с другими квест-румами. А это влечет за собой увеличение рекламного бюджета и найм маркетолога.

6. Квест окупается максимум за полгода и через 6 месяцев уже начинает приносить доход от 100 тыс. рублей чистой прибыли в месяц.

Это самое частое заблуждение, с которым я сталкиваюсь. Большинство предпринимателей рассчитывают бизнес-план окупаемости квеста по такой формуле:

В одном квесте можно проводить 10 игр в день

Средний чек за 1 игру = 2 000 рублей

Пессимистичный прогноз = 3 игры в день в 1 квесте

3*2 000*30 = 180 000 рублей в месяц (доход)

Расход на аренду подвала 40 000 р., на персонал 20 000 р., реклама 10 000 р., сопутствующие и непредвиденные расходы 10 000 р.

Итого 100 000 рублей чистой прибыли в месяц с 1 квеста, а если квеста будет 2 на одной локации?

Обычно после таких «примерных» расчетов у большинства предпринимателей глаза загораются, а мозг отключается.

Но правда в том, что эти цифры далеки от реальности.

Просто посмотрите на рынок. Никто из квестов в нашем городе не шикует. Все франшизы, за исключением «Клаустрофобии» терпят фиаско и продаются (“Выход”, “Выйти из комнаты”), несмотря на то, что на официальных сайтах этих сетей до сих пор можно найти информацию о сверх-прибыльности их франшиз. Каждый месяц на продажу выставляется 1-2 местных квест-рума. Просто задумайтесь — почему при таких “красивых” цифрах бизнес разоряется? Я подскажу:

1). Первая и основная ошибка расчета бизнес-плана — это загрузка. 3 игры в день за 2 000 р. — это не пессимистичный, а, прямо скажем, очень оптимистичный прогноз, не говоря уже, что он взят с потолка. Реальность такова, что игр несколько дней может вообще не быть. Как правило, загрузку «прикидывают» по броням на сайтах известных квестов, но так делать неправильно по разным причинам:

— например, вы взяли за основу сайт «Клаустрофобии». Уберите минимум 50-60% сетевого трафика, которого у вас просто не будет, т.к. нет раскрученной сети. Оставшуюся цифру можно поделить на 2, т.к. вы скорее всего не будете обладать рекламным бюджетом «Клаустрофобии», квестом качества «Клаустрофобии» (минус сарафанное радио), сайтом уровня «Клаустрофобии» (минус конверсия на сайте). Реальность приведет вас к 1 игре в день в первые месяцы работы с учетом вашей рекламной активности.

— что если для реалистичности расчета вв взяли сайт местного квест-рума, похожего на вас. Не редкость, когда квест-румы заполняют непопулярные сеансы «подставными» бронями. Это делают для повышения интереса к квесту у потенциальных клиентов (посетители сайта видят, что квест забронирован на другие сеансы, а значит, пользуется популярностью и тоже бронируют). Другим поводом забронированных сеансов в «местных» квест-румах могут служить технические сеансы. Это частая причина, ведь квест время от времени ломается, его ремонтируют, достраивают. Поскольку большинство владельцев квестов ведут игры самостоятельно, они могут закрыть квест от броней ввиду отсутствия физической возможности проведения игры (нужно куда-то уехать по делам, устал, занят и т.д.) — это нормальная практика.

— также 10-15% броней стабильно отменяется из-за человеческого фактора, так что число проведенных игр всегда меньше числа забронированных.

2). Второй ошибкой в расчете бизнес-плана является малый рекламный бюджет, а иногда и его полное отсутствие. З акладывайте на рекламу не меньше 20 000 рублей в месяц, а в первые два месяца стоит увеличить эту сумму до 50 000 рублей.

3). Третий камень преткновения — это строительная смета. Какой бы запас вы не закладывали, будьте готовы, что в смету вы не уложитесь. Чаще всего закладывают увеличение сметы на 20%, но в реальности, чаще всего, смета при строительстве вырастает вдвое. Квест — это нестандартная стройка, всего учесть просто невозможно. Помните также, что цены на стройматериалы за последний год выросли минимум на 30%.

4). Многие не закладывают в расчет бизнес-плана зарплату управляющего (минимум 30 000 рублей). Если вы планируете выполнять эту функцию самостоятельно, то у вас не должно быть параллельного занятия. Но сначала честно ответьте себе на вопрос: будете ли вы выполнять эту функцию на протяжении следующих нескольких лет? Если нет — нанимайте управляющего и закладывайте его оплату в расходы.

5). Прочие затраты также недооценивают: бухгалтерия, отчисления с регистрации ИП, закупки расходных материалов, уборка, комиссия за содержание расчетного счета, оплата оператора, оплата дизайнера, полиграфия, создание сайта и системы бронирования — все это потребует немалых ежемесячных вложений для поддержания вашего бизнеса на плаву. Сюда же стоит отнести непредвиденные аварии и мелкий ремонт. Я также рекомендую заложить в расчет бизнес-плана риски (увеличение цены аренды, потопы, увольнение оператора, крупная техническая поломка в квесте, отключение электричества в здании и т.п.) минимум 20% от суммы постоянных и переменных расходов ежемесячно.

Психологический фактор

На берегу об этом задумываются единицы, но по факту — именно психологический фактор является основной причиной неудач.

Представьте, что вам, как новому бренду, предстоит пройти через процесс «раскрутки», когда первые полгода вы будете пытаться рассказать о своем существовании людям, а они будут активно вас игнорировать. Игр будет от силы 20 в месяц, т.е. ваши расходы будут в несколько раз превосходить доход. Это уже психологическое давление, с которым придется столкнуться.

Но это еще цветочки. Ягодки начнутся через несколько месяцев, если у вас в команде несколько человек. Абсолютное большинство квестов создаются средствами и силами нескольких человек. В лучшем случае двоих, но нередко это команды из 3-х или даже 4-х человек (примеры с рынка). Если разложить историю создания квеста с нуля на год, то получим, примерно, такую реальность:

  • Вы с друзьями, а еще хуже с родственниками, полгода строите первый квест, покупаете строительные материалы на свои деньги, ежемесячно платите аренду, вкалываете с утра до вечера, делаете ремонт, который даже дома у себя не можете сделать уже два года. Вам кажется, что вы делаете больше чем все остальные, но вы не придаете этому большого значения, ведь скоро квест откроется, и все наладится.
  • Вы задержали день открытия на два месяца (реально в срок в Екатеринбурге не построился ни один квест), переплатили за несколько месяцев аренды, чего не планировали. Первоначальная смета выросла в полтора раза, но денег хватило, правда впритык. Ваш квест заработал и вы выдохнули. Но клиенты к вам почему-то идут неохотно и относятся к вашему бренду с недоверием.
  • Первые два месяца вы проводите по 20 игр, вынуждены давать скидки и делать розыгрыши, чтобы отбить хоть какие-то затраты. Средний чек падает с 2 000 до 1 500 рублей, но вы понимаете, что раскрутка требует времени, клиенты уже пошли, вот-вот и поезд разгонится.

    Первые три месяца вы работаете в небольшой минус. Ваша финансовая подушка постепенно тает. Параллельно вы спорите друг с другом о способах привлечения новых клиентов. Если честно — вы уже немного устали от всего этого.

  • Рассмотрим оптимистичный сценарий. Допустим, вы сделали действительно качественный продукт и грамотно его продвинули. Клиентов действительно стало больше. К рекламе прибавился сарафан. Вы дошли до 60 игр в месяц на квест со средним чеком 2 000 рублей. При этом вы несете постоянные и переменные затраты в сумме 60 000 рублей в месяц. Чистую прибыль сосчитать несложно, она составляет 60 000 рублей в месяц на 3-х человек. При этом сами ведете игры, от которых вы уже порядком устали, это занимает все ваше свободное время. В квесте все время что-то ломается. Все выходные вы торчите в подвале, пока ваши друзья отдыхают на природе, потому что в выходные у вас самое загруженое время. Квест работает в плюс, но вы получаете с этого 20 000 рублей в месяц, при этом расход на поддержание жизни у вас по-прежнему выше этой суммы, и вам приходится тратить свою финансовую подушку, которой почти не осталось. А тем временем прошел уже год с начала строительства, время идет, а вы по-прежнему живете в минус, не говоря уже об окупаемости затрат.
  • Следующим логичным шагом для вас является строительство еще одного квеста. Но вы уже настолько устали, что не готовы проходить через это второй раз. Руки опустились, появляются мысли о продаже своей доли или всего квеста. Поверьте, его никто не купит даже за половину вложенных денег.
  • Даже если вы самый оптимистичный человек в мире и избежите всех этих проблем, построите второй квест — рано или поздно всплывет вопрос, что делать дальше? Вы тешите себя надеждой, что начнете продавать франшизу в другие города? Что ж, не хочу вас расстраивать, но вы уже опоздали на два года. Этот пирог давно поделен и выйти на него можно только с уникальным нишевым продуктом, и, скорее всего, все что вы построили до этого, к нему не имеет никакого отношения. Занавес.

    Я пойду другим путем — куплю франшизу

    Франшизы квестов на сегодня одни из самых популярных франшиз на рынке России. Сам квест, как продукт — идеально подходит для масштабирования по городам. Основная часть жителей милионников не выезжает в другие города, и даже если делает это — не с целью посетить квесты этого города. Значит квест, построенный и обкатанный на примере одного города, можно успешно клонировать в другом. На это и давят федеральные сети, умалчивая то, что в каждом городе рынок уже поделен и имеет своих лидеров.

    Давайте рассмотрим появление квест-франшизы на уже существующем рынке подробнее.

    Во-первых имеет смысл покупать франшизу лидера в вашем регионе, т.к. вместе с ней вы покупаете доверие к уже состоявшемуся бренду и, что более важно, трафик, который есть внутри сети, а это больше 50% всех клиентов. Для Екатеринбурга лидером является компания «Клаустрофобия», но она больше не продает франшизы в наш город, кроме уже состоявшихся франчайзи. Остальные франшизные сети в Екатеринбурге прибывают в упадке и имеют загрузку не выше, а зачастую ниже, чем у местных игроков. Это значит, что от покупки такой франшизы вы не получите бонус в виде клиентов, и вам придется искать их самостоятельно. Из плюсов — у вас будет готовый сценарий, из минусов — роялти, минимум 10% от оборота, и ограничения управляющей компании. Единственный стоящий вариант — если кроме вас франшизу данной сети готовы купить еще несколько франчайзи, и вы будете развиваться быстро параллельно с учетом успешного опыта развития выбранной франшизы в похожих регионах.

    По радио, телевизору и в интернете до сих пор можно встретить красноречивые выступления представителей федеральных квест-сетей, подкрепленные сложными бизнес-планами и расчетами. Я не говорю, что все они вас обманывают, просто при принятии решения о покупке помните несколько важных вещей:

  • Им выгодно так говорить, т.к. продажа франшизы — это их основной источник дохода.
  • Требуйте более выгодных условий, если вы первый франчайзи в городе.
  • Смотрите не на цифры в бизнес плане, а на реальный рыночный опыт своего региона.
  • Заработать на квестах не так просто, как все рассказывают. Но я считаю, что это возможно в двух случаях:

    1. Создайте яркий нишевой продукт, рассчитанный на узкую аудиторию, который будет резонировать в сердцах ваших клиентов, не имеющий аналогов в городе. Это могут быть детские квесты с аниматором, масштабный перформанс, эротический квест для взрослых, неформатный квест типа “Морфеус” или “Гипноз”, экшен-игра в формате “форд баярд”.
    2. Присоединитесь к сильному бренду в вашем городе и создайте квест под его вывеской. Бренд выиграет от увеличения сети, а вы получите клиентов и доверие с самого старта.
    3. xn--80atcmh.xn--p1ai

      Как открыть квесты по франшизе

      На примере «Клаустрофобии»

      Мы продолжаем цикл статей о франшизах: рассказываем, как в России открывают бизнес под чужим товарным знаком, сколько это стоит и во что выливается. Сегодня на повестке — квест-комнаты.

      Подписывайтесь на Тинькофф-журнал в Телеграме, чтобы не пропустить новые рассказы предпринимателей: @tinkoffjournal.

      Виктор Стоумов-Олешкевич открыл квесты «Клаустрофобии» в Москве и Таллине

      Герой: Виктор Стоумов-Олешкевич, «Клаустрофобия»

      Место: Москва, Таллин

      Что дает франшиза: базу лояльных клиентов квестов сети, страницу на сайте, систему онлайн-бронирования, единый колцентр, маркетинг, гайдлайны по написанию сценариев, подбору и ремонту помещения, поддержку специалистов, обучение персонала, возможность купить готовые сценарии и квесты

      Первоначальные инвестиции: от 7 000 000 Р

      Окупаемость: около 1 года 8 месяцев

      Чем занимается сеть

      Компания «Клаустрофобия» принесла в Россию квесты в реальности — формат развлечений для детей и взрослых. Цель такого квеста — решить загадки, пройти испытания и выйти из комнаты за отведенное время, обычно за час.

      Первые квесты «Клаустрофобии» запустились в 2013 году, а сегодня открыты уже в России, Украине, Казахстане, Эстонии, Германии и Голландии, строятся в Азербайджане, Испании, Андорре и Великобритании. Появляются новые форматы, например не обычные закрытые комнаты, а пространства с перформансами, в которых участвуют актеры.

      Квест «Бейкер-стрит, 221б» по мотивам книг Конан Дойля о знаменитом сыщике

      Почему выбрал именно этот бизнес

      В 2014 году Виктор продавал в России модные блокноты «Молескин» и участвовал в запуске проекта шейк-супов «Супмейтс» — это супы однородной консистенции, которые удобно пить. Пиковый сезон продаж «Молескинов» прошел, а проект с супами не отнимал много времени: Виктор отвечал только за финансовый блок. У него появилось свободное время и деньги.

      В тот момент в Москве квесты резко набирали популярность. В конце 2013 года «Клаустрофобия» открыла два квеста на «Курской»: даже ночью у них была стопроцентная загрузка. Предприниматель пообщался с бизнесменами из сферы развлечений и увидел, что интерес людей растет, а квестов на рынке не хватает. Виктор подумал, что развивать такой бизнес будет перспективно.

      «Клаустрофобия» к тому времени уже успела собрать пул лояльных клиентов. При покупке франшизы франчайзи получал доступ к этим контактам. Виктор понял, что этот плюс поможет сэкономить на рекламе. Если людям понравилось играть в один квест, они придут в новый.

      такой паушальный взнос платил Виктор за четыре квеста в 2014 году. Сейчас взнос — от 450 тысяч за один квест

      К тому же квест можно быстро сделать автономным: после запуска личное участие уже не обязательно. Успех зависит от того, исправно ли работает оборудование. Если все в порядке, квесты идут и предприниматель может назначить вместо себя управляющего.

      Поиск помещения

      В 2014 году паушальный взнос франшизы «Клаустрофобия» стоил 150 тысяч рублей. Управляющая компания создавала страницу квеста на общем сайте, предоставляла услуги единого колцентра для франчайзи, гайдлайны — советы, на что обратить внимание при запуске, как выбирать локацию, — и пул лояльных клиентов других квестов. Рассылки управляющая компания брала на себя и писала в социальных сетях о каждом запущенном квесте.

      Виктор привлек в качестве партнера друга Виталия. Они нашли помещение в районе Китай-города. Локация понравилась: до и после квеста посетители могли прогуляться по Яузскому бульвару и зайти в кафе по дороге. За 180 тысяч рублей в месяц ребята сняли помещение 200 м² под квесты и еще 20 м² под административное помещение для управляющего и бухгалтера.

      Для «Клаустрофобии» удобнее арендовать пустые подвальные помещения без окон и потом переделать пространство под нужные задачи. Арендодателям обычно сложно сдавать такие помещения. Вот и пространство, которое нашли Виктор и Виталий, пустовало. Начинающие квестостроители поторговались и договорились о трех месяцах арендных каникул. В течение этого времени наниматели могли ремонтировать помещение и не платить за аренду.

      Выбор темы для квеста

      Виталий и Виктор с женой Татьяной придумали темы для двух квестов. Их надо было согласовать с управляющей компанией.

      В первом квесте участники за 60 минут должны были починить раритетный советский автомобиль ЗАЗ−965. Найти модель в хорошем состоянии оказалось непросто: они либо стали коллекционными, либо разваливались в деревнях. Автомобиль 1969 года выпуска отыскали в Воронеже, ночью перегнали на эвакуаторе в Москву и отреставрировали, покрасив в кричаще-розовый цвет.

      Отреставрированный запорожец из квеста «Автосервис»

      Во втором квесте участники должны были выбраться из квартиры Шерлока Холмса. Татьяна перечитала книги Конан Дойля, выписала из них ключевые атрибуты — скрипку, печатную машинку, книги и трубки, — записала знаковые сюжетные линии и загадки, привычки главного героя и его окружения. Определила главную идею — поиск убийцы. Во время квеста участник должен был окунуться в жизнь детектива.

      Чтобы создать антураж, ребята изучали интерьер дома-музея Шерлока Холмса в Лондоне по фотографиям, смотрели советский фильм про Шерлока Холмса и британский сериал «Шерлок». Привлеченный художник-декоратор искала старую мебель на блошиных рынках.

      Иногда ящик — это просто ящик и никакого двойного дна там нет. Оформление квеста про Шерлока Холмса

      Сценарии квестов управляющая компания утвердила через месяц. Иногда при согласовании какие-то загадки или сценарные ходы вообще отвергают и снова отдают сценарий на доработку. После согласования ребята подготовили дизайн проекта и согласовали его с франчайзером. Расписали техническое задание для декоратора, строителей, бутафоров, инженеров и аудиорежиссеров и наконец приступили к стройке.

      Сценарий квестовой комнаты похож на компьютерные квест-игры, в которых игрок решает последовательные, вытекающие друг из друга загадки. Главная задача участников реального квеста — разобравшись с загадками, выйти за 60 минут из запертой комнаты.

      стоила аренда помещения на Китай-городе площадью 200 м² в 2014 году

      Квестостроители как будто пишут сценарий маленького фильма на 30—40 минут, а потом решают, какие технологические приемы и элементы антуража использовать. Дальше продумывают пользовательский опыт так, чтобы последовательность действий героев была логична и неизменна. Потом прописывают, как должны работать все устройства в квесте. Параллельно сверяют, вычищают сценарий и убирают лишние ходы.

      Строительство

      Квесты строили параллельно. Два месяца ушло, чтобы закончить квест «Автосервис», и четыре с половиной, чтобы построить «Бейкер-стрит, 221б». Все это время, например, строили шкафы, пускающие игроков в потайную комнату.

      строили шкафы, которые пускали игроков в потайную комнату

      Строительные материалы, разработка девайсов, зарплата подрядчикам обошлись в 1 миллион рублей для первого квеста. Для второго — еще в 2 миллиона рублей.

      Например, вибромотор автомобиля, работающий как настоящий, обошелся в 180 тысяч рублей. Состарить несколько мебельных позиций под 19 век и разработать в них тайники стоило 125 тысяч рублей.

      Сам Виктор начал играть в квесты, только когда купил франшизу. К третьей неделе строительства предприниматель прошел все квесты, которые в тот момент были в Москве. Он хотел посмотреть, какие идеи и технические решения уже есть на рынке.

      Виктор доклеивает обои в игровой комнате квеста «Бейкер-стрит, 221б»

      Тестирование игр

      Когда закончили со строительством и оформлением, квесты нужно было протестировать. Для этого проводили тестовые игры. Франчайзи «Клаустрофобии» до запуска должны провести 100 тестовых игр в каждом квесте. За это время ничего не должно сломаться. Этот этап нужен, чтобы отладить сценарий и возможные ошибки в работе оборудования. Например, во время второй тестовой игры сломался игровой элемент из фанеры, которую пробьет не каждый каратист. В тот же день его заменили на более толстую фанеру.

      Первые 25 тестовых игр отыграли друзья Виктора и Виталия, еще 25 — сотрудники главного офиса «Клаустрофобии», владельцы других квестов сети и будущие франчайзи — те, кто только задумывался купить франшизу. Еще на 25 игр приглашают экспертов — опытных игроков, которые уже прошли сотни квестов. Они есть в базе «Клаустрофобии». На последние 25 тестов приглашают блогеров и журналистов для продвижения квеста.

      тестовых игр должны провести создатели квеста перед запуском

      Все это время игры шли одна за другой с интервалом 15 минут. На 100 тестовых игр ушла неделя.

      Персонал и продвижение

      Для каждого квеста нужно было найти операторов. Оператор — человек, который инструктирует игроков перед стартом, общается с ними во время квеста и иногда дает подсказки. Восьмичасовая смена оператора стоит 1500 рублей.

      стоит восьмичасовая смена оператора квеста

      Чаще всего на эту должность устраиваются студенты. На локации могут находиться 1—3 оператора в зависимости от загрузки, поэтому фонд оплаты труда плавает. В понедельник утром броней мало и игры может обслужить один оператор, а субботним вечером играет много команд — работают не менее трех операторов.

      Первые игры предприниматели проводили сами, а будущие операторы смотрели и учились. Сейчас в штате семь операторов, управляющий и бухгалтер.

      Летом 2014 года Виктор и Виталий решили построить выездную комнату. Это фургончик на 16 м², внутри которого простая квест-комната, рассчитанная на 30 минут игры и троих участников. Квест назывался «Ограбление века». Игроки перевоплощались в грабителей и проникали в хранилище золота и алмазов. Они искали сейф, в котором спрятано яйцо Фаберже. Внутри яйца лежал ключ, открывающий дверь комнаты. Предприниматели рассчитывали привозить фургон на фестивали, чтобы рекламировать свои основные квесты.

      Фургончик съездил на «Дикую мяту» и нескольких других фестивалей, но не оправдал ожиданий. Люди, купившие входной билет на мероприятие, не хотели платить еще и 2000 рублей за участие в квесте. Содержать комнату стало накладно: 16 м² — это как длинный прицеп от фуры, его не так просто хранить. В итоге предприниматели продали фургон.

      С продвижением стала помогать управляющая компания за ежемесячный маркетинговый сбор — не менее 20 тысяч рублей с квеста (сумма зависит от размера выручки). Каждый месяц франчайзи получали отчет, на что управляющая компания потратила эту сумму. Обычно эти деньги идут на сео-продвижение, контекстную рекламу, продвижение в соцсетях и партнерские программы.

      Выездная комната «Ограбление века» на фестивале «Дикая мята»

      Как франчайзи помогает «Клаустрофобия»

      Написать сценарии предпринимателям помог опыт Виталия в организации корпоративных мероприятий и игре «Схватка», а также опыт Татьяны в сценарном мастерстве и режиссуре. В 2014 году квестовый бум только начинался, тогда выбрать оригинальную тему было проще.

      Многие предприниматели, которые сейчас покупают франшизу, предлагают в сценариях типовые задачки, которые уже видели в других квестах. Но «Клаустрофобия» хочет избегать повторений и банальных сценариев, поэтому теперь у управляющей компании есть собственные сценаристы. Сейчас франчайзи могут доплатить 100 000 рублей и получить уже готовый оригинальный сценарий, который не придется согласовывать.

      стоит уже готовый сценарий квеста от управляющей компании «Клаустрофобии»

      Систему управления квестом программисты могут писать месяцами. Когда изготавливается уникальное устройство, сложно предсказать стоимость и срок разработки. Рынка типовых изделий нет, и вещи делают в единственном экземпляре. Если спросить у инженера, сколько уйдет на создание волшебной палочки Гарри Поттера, он скажет про две недели, а по факту уйдет два месяца.

      Чтобы франчайзи не мучились с поиском исполнителей, «Клаустрофобия» открыла «Фабрику квестов». Бригады бутафоров, программистов, декораторов помогают строить по написанным сценариям. Так франчайзи сразу понимает финальную стоимость и сроки и не тратит время на поиск подрядчиков.

      «Фабрика квестов» появилась только в 2017 году. Когда Виктор и Виталий открывались, им пришлось самостоятельно искать исполнителей через интернет и среди друзей. Ребята заказывали у них факел, который горит, только когда держишь его в руках, космическое оружие 22 века, падающий пол, декорации из фильма «Чужой» и оторванный палец, с помощью отпечатка которого открывалась дверь.

      Бригада «Фабрики квестов» подготавливает артефакты

      Первый квест «Автосервис» просуществовал полтора года. В декабре 2015 года его закрыли как один из самых ранних квестов сети. Виктор и Виталий накопили опыт, узнали о более технологичных решениях и построили на той же локации новый квест — «Чужой». Действие нового квеста происходит на космическом корабле.

      Скетч квеста «Чужой», по которому выполнялись работы Интерьер космического корабля, выполненный по скетчу

      В конце 2016 года у ребят появился еще один квест — «Фродо». В нем герои попадают в магическую пещеру гномов под горой.

      Скетч квеста «Фродо» Как выглядит посох в реальности

      В 2015 году к предпринимателям обратились франчайзи, которые планировали открыть квест в Дубае. Они не хотели строить квест сами, а «Фабрика квестов» еще не появилась. Новые франчайзи искали готовое решение и решили купить квест «Бейкер-стрит, 221б». Команда Виктора собрала декорации и оборудование квеста, загрузила в контейнер, перевезла заказчикам в Дубай и собрала его на месте. Спустя время квест таким же образом поехал в Таллин.

      В 2016 году Виктор и Виталий нашли партнера в Эстонии, который купил франшизу «Клаустрофобии» в Таллине. Партнеры вложили в проект 2,5 миллиона рублей и построили два из четырех таллинских квестов. Один повторял «Бейкер-стрит, 221б», а в другом участники по сюжету выбирались из психиатрической больницы.

      Квест «Бейкер-стрит, 221б» открылся в 2014 году, но пользуется популярностью до сих пор. Сейчас он работает в Таллине

      Пик сезона квестов в Москве — январь. Около 50% выручки приходится на период с января по апрель, потому что в этот период много праздников: новогодние каникулы, 14 и 23 февраля, 8 Марта. В мае и летние месяцы люди уезжают в отпуска и проводят время на свежем воздухе, поэтому загрузка квестов идет на спад. Спрос восстанавливается в октябре и растет с выходом на пик в январе.

      В Москве средний чек за квест — около 3,5 тысячи рублей, в Таллине — 54 €, примерно одинаково. Аренда помещения в Таллине обходится дешевле в 2,5 раза, как и ежемесячные сборы управляющей компании: 10% от оборота в Эстонии, 15% — в России.

      Зато в Эстонии час работы оператора квеста стоит дороже, больше денег приходится тратить на процесс строительства, потому что почасовые ставки работников выше, чем в России. Бухгалтер в Таллине стоит 60—200 евро в год, а в России — несколько десятков тысяч рублей в месяц. А еще у квестов в Эстонии меньше посетителей. Население Таллина всего 450 тысяч человек. В год в город приезжает до 4 миллионов туристов, но туризм сезонный. Тем не менее плюсы перекрывают минусы — ребята планируют открыть в Таллине еще один квест.

      средний чек за квест в Москве

      Инвестиции Виктора окупились за 8 месяцев. Сегодня стоимость открытия выросла — средний срок окупаемости тоже подрос (до 1 года 8 месяцев в среднем). Три московских квеста приносят чистую прибыль от 120 000 до 1 200 000 рублей в месяц. Такой разброс в деньгах из-за сезонности.

      У Виктора есть свободные 37 м² для еще одного квеста на Китай-городе. В планах — строить новые квесты в Европе.

      Изучайте, кто продает готовый бизнес внутри бренда «Клаустрофобии»: возможно, кто-то переезжает в другую страну или переходит в новый бизнес. Ищите партнеров на покупку франшизы. Одну из последних франшиз «Клаустрофобии» продали за 12 миллионов рублей. Если найти партнера или купить готовый квест у бывшего владельца, выйдет не так затратно, как начинать одному с нуля.

      Открывайте несколько квестов на одной площадке — это выгоднее, потому что одна команда может обслуживать несколько квестов, а аренда большой площади удешевит стоимость квадратного метра.

      Не переоцените силы, открывая квест в маленьком городе. В регионах стартовать дешевле, чем в Москве. Но «Клаустрофобия» пойдет не везде: посещаемость зависит от платежеспособности населения и туристического потока. В отличие от театральной постановки квест статичен. В небольшом городе с населением до миллиона человек аудитория быстро исчерпается.

      Смотрите, что франшиза даст не только в плане денег, но и в личном развитии. Выбирайте ту, что поможет двигаться дальше в бизнесе. Например, многие франчайзи «Клаустрофобии», используя накопленный опыт, создают иммерсивные театры, где зрители исследуют окружающие интерьеры и предметы и участвуют в перформансах с актерами.

      journal.tinkoff.ru