Боевой стресс и его психологические последствия огп

Боевой стресс и его психологические последствия огп

Просмотров научной работы: 4905

Комментариев к научной работе: 0

Поделиться с друзьями:

Различные боевые стрессоры подразделяются на специфические и неспецифические для боевой обстановки.

Первые обладают повышенным уровнем стрессогенности и включают:

ситуации, угрожающие жизни и здоровью военнослужащего;

ранения, контузии, увечья и дозы облучения;

гибель близких людей и сослуживцев;

ужасающие картины смерти и человеческих мучений;

случаи гибели сослуживцев, мирных граждан, ответственность за которые военнослужащий приписывает себе;

события, в результате которых пострадали честь и достоинство военнослужащего.

Ко второй группе относятся стрессоры, присущие как боевой обстановке, так и другим видам стрессовых ситуаций:

повышенный уровень перманентной угрозы для жизни;

длительная напряженная деятельность;

длительная неудовлетворённость основных биологических и социальных потребностей;

резкие и неожиданные изменения условий службы и жизнедеятельности;

тяжелые экологические условия жизнедеятельности;

отсутствие контактов с близкими;

невозможность изменить условия своего существования;

интенсивные и длительные межличностные конфликты;

повышенная ответственность за свои действия;

возможность погибнуть, получить ранения или попасть в плен в бессмысленной, по мнению военнослужащего, войне.

Реакция военнослужащего на воздействие стрессоров боевой обстановки зависит как от их значимости для конкретного участника боевых действий, так и от особенностей его совладающего поведения. Значимость воздействия на психику военнослужащего боевых стрессоров определяется его индивидуально-психологическими особенностями и личностными свойствами, психологической и профессиональной готовностью к ведению боевых действий, характером и уровнем боевой мотивации, особенностями восприятия военнослужащим места и роли боевых действий в истории и перспективе его системы жизнедеятельности [1].

В свою очередь, эффективность совладающего поведения военнослужащего зависит от уровня его активности, направленной на противодействие негативному воздействию стресс-факторов боевой обстановки, характера используемых им способов преодоления дестабилизирующего воздействия боевых стрессоров на психику, поведение и жизнедеятельность в целом, а также наличия у военнослужащего опыта совладающего поведения в боевой обстановке и его содержания.

В качестве характеристик боевой деятельности, влияющих на интенсивность боевого стресса, выделяют:

степень боевой активности конкретного военнослужащего, определяюющуюся, как правило, по количеству боевых операций, в которых военнослужащий принимал непосредственное участие и которые сопровождались реальной угрозой для его жизни;

значимость боевых действий, в которых участвовал военнослужащий, для выполнения более масштабных боевых задач;

степень напряженности и характер боевых действий военнослужащего;

количество боевых потерь в части, подразделении, где проходил службу военнослужащий, а также восприятие этим военнослужащим их целесообразности боевой деятельности.

Особое влияние на уровень проявления боевого стресса у конкретного военнослужащего оказывают такие факторы, как:

количество перенесенных им ранений, контузий, полученных травм, доз облучения;

обстоятельства взятия его в плен, длительность и условия нахождения в плену.

Наряду с перечисленными факторами выделяются также некоторые социальные, этнические, религиозные, семейные и другие обстоятельства, дополнительно способствующие интенсификации проявлений боевого стресса у военнослужащих. К ним относятся:

непопулярность войны в стране, гражданином которой является военнослужащий, участвующий в боевых действиях;

наличие у военнослужащего негативного опыта переживания боевого стресса в прошлом;

незначительный личный опыт совладающего поведения, имевшийся у военнослужащего в добоевой жизнедеятельности;

принадлежность участника боевых действий к национальности этнически близкой к национальности солдат противника (особенно, если военнослужащий принадлежит к национальному меньшинству в своей стране);

сходство или близость вероисповедания участника боевых действий к вероисповеданию солдат противника (особенно, если военнослужащий принадлежит к религиозному меньшинству в своей стране);

принадлежность участника боевых действий к военнослужащим женского пола;

сложная ситуация в семье военнослужащего;

сложное материальное и социальное положение его близких [6].

В зависимости от особенностей взаимодействия указанных выше факторов проявления боевого стресса у различных военнослужащих будут отличаться по:

интенсивности проявления: от состояний повышенной психической напряженности до состояний, травмирующих психику;

преобладающему уровню проявления: физиологическому, психофизиологическому, психологическому;

степени осознанности своего состояния самим военнослужащим;

преобладающему проявлению в той или иной сфере личности военнослужащего: мотивационной, эмоциональной, волевой, поведенческой;

степени подконтрольности проявлений боевого стресса самому военнослужащему;

уровню влияния на психическое состояния других военнослужащих;

влиянию на степень психической мобилизованности военнослужащего от гипер- до гипомобилизованности;

характеру влияния на эффективность боевой деятельности: от повышения до снижения ее эффективности.

Боевой стресс невысокой интенсивности, как правило, эффективно преодолевается большинством военнослужащих и на начальном этапе может способствовать повышению их боевой активности. В дальнейшем боевой стресс небольшой интенсивности либо становится привычным для участников боевых действий, либо переходит в боевой стресс повышенной интенсивности. Боевой стресс повышенной интенсивности может значительно затруднить деятельность как отдельного военнослужащего, так и воинских коллективов.

На индивидуальном уровне боевой стресс повышенной интенсивности проявляется в таких формах, как:

резкое, неадекватное боевой обстановке повышение или, наоборот, снижение боевой активности;

потеря ориентации или ощущение нереальности происходящего в боевой ситуации;

резкое, несвойственное конкретному военнослужащему снижение дисциплинированности, появление не наблюдавшихся ранее нарушений норм межличностных отношений, развязности поведения;

высокий уровень необоснованной раздражительности, агрессивности;

резкое возрастание тревожности или, наоборот, необоснованное пренебрежение опасностью;

неспособность справиться с переживаниями страха;

появление заметной замкнутости, подавленности, апатии;

потеря интереса к жизни, возникновение мыслей о самоубийстве;

значительное повышение психической напряженности и настороженности;

рассредоточенность внимания или трудности его быстрого переключения;

резкое снижение психологической устойчивости либо, напротив, возрастание ригидности психических процессов;

появление склонности к паническим настроениям и др.

Такого рода проявления боевого стресса способствуют заметному возрастанию ошибок и срывов в осуществлении военнослужащим боевой деятельности, ее дезорганизации.

Боевой стресс повышенной интенсивности, как правило, оказывает негативное воздействие на протекание физиологических процессов в организмах военнослужащих, что выражается в заметном ухудшении состояния здоровья, возникновении новых или обострении имевшихся ранее заболеваний, расстройствах автоматизмов физиологического уровня.

На групповом уровне боевой стресс повышенной интенсивности проявляется не только в увеличении количества военнослужащих, испытывающих его, но также в качественном изменении социально-психологической ситуации в воинских коллективах. Это может выражаться как:

резкое ухудшение социально-психологического климата и значительное возрастание конфликтности в воинских коллективах;

заметное снижение уровня сплоченности и взаимовыручки военнослужащих, распространение среди них негативного отношения к выполняемой боевой задаче, командованию;

формирование в воинских коллективах социально-психологических предпосылок к распространению в них панических настроений и др.

В то же время высокий уровень группового развития воинского коллектива, профессиональная и психологическая готовность его членов к совместным боевым действиям, наличие у них позитивного опыта внутригруппового и межгруппового взаимодействия в боевой обстановке могут способствовать снижению дезорганизующего воздействия боевой стресс повышенной интенсивности.

Наиболее интенсивный боевой стресс проявляется в формах, препятствующих осуществлению боевой деятельности на относительно продолжительное время (более суток). Крайними формами его проявления являются невротические и психотические расстройства. При этом чем больше военнослужащих испытывает наиболее интенсивные формы боевого стресса, тем больше психологических потерь в подразделении, части.

Очевидно, что чем более интенсивный боевой стресс пережил военнослужащий в боевой обстановке, тем больше вероятность возникновения у него негативных психологических последствий после прекращения воздействия боевых стрессоров. Среди различных проявлений негативных психологических последствий боевого стресса в большей степени затрудняют послевоенную адаптацию участников боевых действий последствия боевого стресса наибольшей интенсивности, оказавшего травмирующее воздействие на психику военнослужащих [7].

Кроме того, негативные последствия психотравмирующего боевого стресса могут выражаться в заострении тех черт характера военнослужащих, которые затрудняют взаимодействие с другими людьми.

Таким образом, боевые психические травмы являются следствием сильного переживания воином стресс-факторов боевой обстановки и вызывают временное расстройство психики, приводящее к частичной или полной утрате боеспособности. Полностью избежать боевых психических травм среди военнослужащих в боевой обстановке невозможно, однако с помощью психопрофилактических мероприятий, через своевременное оказание психологической помощи можно снизить процент психологических потерь.

Литература

Арзамаскин Ю.Н., Бублик Л.Д. Морально-психологическое обеспечение Вооруженных Сил России. — М.: ВУ, 2002, С. 122-124.

Арзамаскин Ю.Н., Вакаров А.Ф. Морально-психологическое обеспечение боевых действий частей и соединений в вооруженных конфликтах, локальных и региональных войнах. — М.: ВУ, 2004, С. 37-39.

Зеленков М.Ю. Можно ли уменьшить психогенные потери. // Красная звезда, 2000. — № 191 от 10 октября.

Зеленков М.Ю. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил) (подразделение-часть). — М.: ГУВР ВС РФ, МАИ, 2004. — C. 227-236.

Обзор по итогам организации морально-психологического обеспечения войск (сил) в ходе миротворческой операции по принуждению Грузии к миру. — М.: ГУВР, 2008. — С. 17.

Опыт морально-психологического обеспечения действий группировки войск в операции по восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике. М.: ГУВР, 2001, С. 55-58.

Опыт работы по организации морально-психологического обеспечения боевых действий по уничтожению бандфомирований в Республике Дагестан. М.: ГУВР, 1999, С. 34-37.

www.scienceforum.ru

Боевой стресс и его психологические последствия

День памяти и скорби. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, которая длилась почти четыре года и стоившая нашей стране более 27 миллионов жизней. Еще Л.Н. Толстой определил, что «началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Он писал о совершенно другой войне. Этот день – один из самых печальных дней в истории многих стран, которые появились в результате разделения Советского Союза.

Сегодня мы вспоминаем, в первую очередь, погибших на фронтах Великой Отечественной, тех, кто ценой своей жизни защитил будущие поколения всего мира от фашизма. Помимо миллионов погибших, сотни тысяч людей содержались в концлагерях и страдали от голода в тылу. Годы послевоенной разрухи унесли свою долю человеческих жизней. Это был урок, позволивший мировому сообществу понять, что война не может быть благом – независимо от того, кто и почему ее начинает.

Необходимо помнить, что та, теперь уже далекая от нас война, унесшая много миллионов жизней, была войной за существование русской нации. В Российской Федерации День памяти и скорби отмечают с 1996 года. В этот год вышел указ первого президента Российской Федерации, устанавливающий 22 июня как День памяти и скорби. Этот день в России – не просто дата в календаре: по всей стране приспускаются государственные флаги, а телевидению и радио, а также учреждениям культуры рекомендовано не проводить никаких развлекательных программ и мероприятий.

Боевой стресс и его психологические последствия

Вопросы:
1. Основные проявления боевого стресса и его психолого-психиатрических последствий.
2. Профилактика и ликвидация негативных последствий боевого стресса.

Сегодня в различных регионах Земли имеют место многочисленные вооруженные конфликты и локальные войны. Нигде человека не подстерегает столько опасностей, сколько на войне.
Особое значение в жизнедеятельности военнослужащего в настоящее время приобретают боевой стресс и его психолого-психиатрические последствия. Эта проблема актуальна не только для военной психиатрии, но и здравоохранения в целом.

Пребывание на войне сопровождается комплексным влиянием на человека ряда факторов, таких как:
1) ясно осознаваемое чувство угрозы для жизни, так называемый биологический страх смерти, ранения, боли, инвалидизации;
2) ни с чем не сравнимый стресс, возникающий у непосредственного участника боя, связанный с гибелью товарищей по оружию или необходимостью убивать;
3) воздействие специфических факторов боевой обстановки (дефицит времени, ускорение темпов действий, внезапность, неопределенность, новизна);
4) невзгоды и лишения — отсутствие полноценного сна, дефицит воды и питания;
5) необычный для участника войны климат, рельеф местности, гипоксия (недостаток кислорода), жара, повышенная изоляция и др.

Большинство психологов согласны с тем, что состояние, переживаемое воином в бою, есть боевой стресс (психологическое напряжение).
Стресс — это широкий круг состояний человека, являющихся ответом на разнообразные неблагоприятные воздействия — стрессоры (стресс-факторы). По словам автора теории стресса канадского ученого Ганса Селье, стресс есть неспецифический (однотипный для различных стрессоров) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему каким-либо образом справиться с трудностью.

Роль стресса в жизнедеятельности воина различна.

Умеренный стресс способствует мобилизации физических и психических возможностей, защитных сил организма, активизирует интеллектуальные процессы, создает оптимальное боевое возбуждение, интенсифицирует целесообразную деятельность воина.
Длительное либо слишком интенсивное воздействие отрицательных боевых факторов, высокая субъективная значимость их для военнослужащего способны порождать непродуктивные стрессовые состояния (дистресс). Дистресс возникает в тех случаях, когда человек испытывает чувства беспомощности, бессилия, безнадежности, подавленности.
Боевой стресс — это совокупность психических состояний, переживаемых воинами в процессе адаптации к условиям боевой обстановки (стрессорам), неблагоприятным для их жизнедеятельности или угрожающим их здоровью и жизни.

Предпосылки боевого стресса включают в себя две группы факторов, влияющих на боевую деятельность войск, — внешние и внутренние. В свою очередь внешние факторы подразделяются на социальные и боевые. Социальные факторы оказывают решающее воздействие на воинов в боевой обстановке, так как служат основой для формирования общих социальных мотивов их поведения и боевых установок. Макросоциальный фактор — это отношение народа к войне. Опыт показывает, что характер боевых действий военнослужащих (активный, пассивный, самоотверженный, самосохраняющий и т.д.) во многом зависит от степени популярности войны в сознании масс. Сплоченность воинского подразделения является микросоциальным фактором, весьма значительно определяющим поведение воинов в бою.

Доверие к своим командирам — еще один существенный микросоциальный фактор.

Боевые факторы — это широкий спектр показателей, определяющих состояние и поведение воинов в бою. К ним относятся вид, условия и интенсивность боевых действий, особенности применяемого оружия, надежность средств защиты, природно-географические и погодно-климатические условия и т.д.
К числу внутренних факторов относятся психофизиологические и психические факторы типа нервной системы (психофизиологические факторы) оказывает определенное влияние на характер поведения военнослужащих. Говоря о психологических факторах боевого поведения, необходимо подчеркнуть, что воин не слепое орудие в руках внешних обстоятельств боя и природных инстинктов. Поведение в бою в решающей степени определяется направленностью личности, особенностями характера, интеллекта, воли, эмоций, способностей.
Социальные, боевые, физиологические и психологические факторы боевого поведения действуют на воинов в разное время с разной силой, в различных комбинациях. Командиры всех уровней должны учитывать специфику влияния вышеуказанных факторов боя, которые могут рассматриваться в качестве предпосылок боевого стресса, на поведение воинов.

Главным условием формирования боевого стресса является наличие специфических и неспецифических для боевой обстановки стрессоров, оказывающих болезненное влияние на военнослужащего.

К специфическим стрессорам относятся:
1. ситуации, угрожающие здоровью и жизни;
2. ранения, контузии, увечья и дозы облучения;
3. гибель близких людей и сослуживцев;
4. ужасающие картины смерти и человеческих мучений;
5. случаи гибели сослуживцев, мирных граждан, ответственность за которые воин приписывает себе;
6. события, в результате которых пострадали честь и достоинство военнослужащего.
Неспецифические стрессоры присущи как боевой обстановке, так и другим видам стрессовых ситуаций.

Они включают в себя:
1. высокий уровень потенциальной угрозы для жизни и здоровья;
2. длительное выполнение напряженной деятельности;
3. длительное неудовлетворение тех или иных биологических и социальных потребностей;
4. резкие и внезапные изменения условий жизнедеятельности (службы);
5. тяжелые экологические условия жизнедеятельности (службы);
6. длительное отсутствие контактов с близкими людьми;
7. интенсивные и длительные межличностные конфликты;
8. повышенная степень ответственности за свои действия и т.п.
Реакция воина на воздействие стрессоров боевой обстановки, интенсивность переживания боевого стресса зависит от взаимодействия двух основных факторов:
1. силы и длительности воздействия стрессоров на психику воина;
2. индивидуальных особенностей реагирования воина на их воздействие.

Проявления боевого стресса у военнослужащих различаются в первую очередь именно по степени их интенсивности.
Боевой стресс низкой интенсивности (БСНИ), как правило, эффективно преодолевают большинство военнослужащих. В дальнейшем БСНИ либо становится привычным для участников боевых действий, либо переходит в боевой стресс высокой интенсивности.
Боевой стресс высокой интенсивности (БСВИ) значительно затрудняет деятельность как отдельных воинов, так и воинских коллективов. На индивидуальном уровне БСВИ проявляется во внешних и внутренних формах.
Внешние проявления включают в себя выраженное повышение или, наоборот, снижение боевой активности; эмоциональное возбуждение или эмоциональное оцепенение (бесчувственность); явное презрение к смерти или, наоборот, желание любой ценой сохранить себе жизнь; неожиданные развязность, недисциплинированность, а также сильную психическую напряженность и т.п.
Внутренние проявления включают в себя ощущение нереальности происходящего; резкое возрастание тревожности, невозможность сосредоточить на чем-либо внимание; появление панического настроения и т. п.
Проявления боевого стресса могут носить не только индивидуальный, но и коллективный, групповой характер.
На групповом уровне БСВИ проявляется не только в увеличении количества военнослужащих, испытывающих его, но также в качественном изменении социально-психологической ситуации в воинских коллективах.
БСВИ препятствует осуществлению боевой деятельности на относительно продолжительное время (более суток). Крайние формы его проявления — психические расстройства. При этом чем больше воинов находятся в состоянии боевого стресса, тем больше психологических потерь наблюдается в подразделении (части, соединении).
Конкретные проявления боевого стресса обозначаются как реакции боевого стресса (РБС) — психические реакции различной степени тяжести, возникающие непосредственно в боевой обстановке и ведущие к снижению или утрате боеспособности.
Выделяется два уровня РБС: невротический и психотический. Военнослужащие с реакциями невротического уровня доступны контакту с окружающими, понимают и оценивают ситуацию в целом адекватно и правильно, хотя контроль сознания за своими действиями и способность прогнозировать ситуацию снижается. Эти реакции проявляются кратковременными состояниями эмоционального напряжения (возбуждение), взрывами, гнева, злобы и обиды, слепой яростью, агрессией или, напротив, бегством из ситуации (самовольным оставлением части), демонстративными, показными суицидальными стремлениями и действиями.

Военнослужащие с психотическим уровнем РБС контакту с окружающими практически недоступны, оценить адекватно свое состояние и ситуацию они не могут, самоконтроль над поведением у них полностью утрачен, прогноз будущего исключен. Такого рода психотические состояния, наблюдаемые во время войны, обозначаются как острые боевые психозы, которым присущи острота возникновения и скоротечность (до 2-4 суток); помрачение сознания (военнослужащий не понимает, где находится, в какое время, не может назвать свою фамилию, имя, отчество); выраженные тревога, страх, напряженность, бред, галлюцинации.
Чем более сильный, интенсивный и продолжительный боевой стресс пережил воин, тем выше вероятность возникновения у него негативных психолого-психиатрических последствий после прекращения воздействия боевых стрессов.

Следует помнить, что у военнослужащих стресс может возникнуть в любое время: до боевой операции, во время и после нее. В связи с этим стрессоры, действующие на участников войн, различаются по времени их проявления. К добоевым стрессорам относятся ожидание боя, риск смерти и ранения, популярность войны, сплоченность подразделений, качество и авторитет руководства. Боевые стрессоры — стрессоры боевой обстановки. После возвращения к мирной жизни на ветеранов продолжают оказывать влияние социальные стрессоры, а также стрессоры, связанные с последствиями полученных на войне ранений и увечий (переживание своих увечий и собственной несостоятельности, сохраняющееся чувство вины, недостаточная поддержка ветеранов со стороны близких, общественности и государства).
Психолого-психиатрические последствия боевого стресса могут проявиться как спустя несколько месяцев после выхода из боевой ситуации, так и спустя несколько десятилетий мирной жизни.

Психологические переживания комбатантов (участников боевых действий) в сложном процессе их возвращения в мирную жизнь, в процессе их адаптации (приспособления) к диаметрально противоположным боевым гражданским условиям, которые подчас входят в противоречие со сформировавшимися боевыми представлениями о чести, справедливости, дружбе и т.д.

Психологические последствия участия в войне представлены прежде всего в многочисленных проявлениях личностных изменений у комбатантов. К их наиболее характерным признакам относятся следующие переживания: ненормативная бдительность, взрывная реакция, притупленность эмоций, агрессивность, нарушения памяти и концентрации внимания, депрессия, общая тревожность, а также склонность к злоупотреблению наркотическими и лекарственными веществами.

Психиатрические последствия (т.е. психические расстройства, требующие медицинского вмешательства) боевого стресса наиболее ярко представлены посттравматическими стрессовыми расстройствами (ПТСР), которые обычно обозначаются как «вьетнамский», «афганский», «югославский», «чеченский» и т.д. синдромы. В целом речь идет об отставленном проявлении (на различное время) боевого стресса.

Как правило, ПТСР развивается у военнослужащих, которые непосредственно участвовали или были свидетелями боевых событий, представляющих реальную или возможную угрозу смерти (участие в боевых операциях, внезапные артналеты, нахождение в плену и т.д.). Эти реальные стрессы переживались крайне глубоко и остро, испытывались страх, ужас, беспомощность.

В последующем (спустя несколько месяцев, несколько лет или даже десятилетий) при развитии ПТСР это конкретное психотравмирующее событие переживается периодически или практически постоянно, ежедневно в одной или нескольких следующих формах:
1. Повторяющиеся навязчивые воспоминания.
2. Стойкие нарушения сна.
3. Переживание (действие, чувство) в мирной обстановке кратковременного возвращения в прошлую боевую ситуацию, травмирующее событие как бы повторяется наяву снова и снова (т.н. флешбэк-эффекты).
4. Глубокие психологические переживания (психологический дистресс), которые возникают у комбатанта под действием событий мирного времени, имеющих сходство или символизирующих пережитую боевую ситуацию.
5. Постоянное избегание комбатантами раздражителей, ассоциирующихся с пережитым боевым стрессом: уклонение от разговоров на тему войны, нежелание смотреть соответствующие фильмы, читать литературу по военной тематике, попытки избегания действий мест или лиц, вызывающих воспоминания о своих боевых переживаниях.
6. Стойкие признаки повышенной возбудимости, отсутствовавшие до переживаний боевого стресса.
Характерно, что для снятия остроты болезненных переживаний, воспоминаний или чувств комбатанты с ПТСР часто начинают злоупотреблять алкоголем или пробовать наркотики, у них нередко возникают суицидальные мысли или попытки к самоубийству. Многие боевые ветераны стремятся вновь вернуться в зону своих боевых действий или принять участие в других вооруженных конфликтах и рискованных предприятиях, что свидетельствует о выраженном влиянии пережитого ими боевого стресса на личность.

Основным способом повышения устойчивости солдата к боевому стрессу является практически и психологически обоснованная профессиональная подготовка с обязательным боевым слаживанием. При этом командиру следует развивать доверие между военнослужащими и способствовать установлению эффективных межличностных связей в воинском коллективе. Обучение и тренировка войск должны проводиться в обстановке, приближенной к боевой. Только в этом случае формируются уверенность в своих силах и профессионализме, в оружии и технике, доверие к командирам и товарищам, уверенность в надежности и своевременной медицинской помощи.

Уменьшение стрессорного влияния на личный состав в боевой обстановке обеспечивается эффективным и устойчивым руководством войсками, сплоченностью и единством действий, наличием в личном составе значительного числа офицеров, имеющих боевой опыт и авторитет у подчиненных, надежной связью и снабжением. Благотворно влияет осведомленность о продолжительности предстоящих боевых операций. В боевой зоне необходимо активно обеспечивать всех солдат реалистичной информацией, бороться с распространением слухов, предоставлять хотя бы 3-4 часа сна. Командиры и военные врачи всех специальностей должны замечать едва различимые признаки боевой усталости, снижение морального духа, живо реагировать на самые незначительные проявления нежелательного стрессового поведения. Командирам следует доброжелательно встречать и оказывать поддержку вернувшимся в строй военнослужащим, подкрепляя их моральный дух и предупреждая развитие чувства вины.

Примечательно, что в боевой обстановке лечение боевого стресса осуществляется вне госпитальных баз, непосредственно вблизи передовых рубежей и состоит в основном в предоставлении горячей пищи, отдыха, сна, в проведении мероприятий психической релаксации, успокоении, ободрении. Седативные, успокоительные препараты на войсковом этапе медицинской помощи применяют в небольших дозах для обеспечения сна (если другие методы не помогают). Возвращение к служебным обязанностям в прежнее подразделение обеспечивает сохранение идентичности, преданности своему воинскому коллективу. Считается, что критерием для возвращения в строй является не полное отсутствие у солдата признаков боевого стресса, а его способность действовать.

Существенно уменьшить психолого-психиатрические последствия войны можно с помощью ряда социальных, служебных и медицинских мер. Необходимым условием снижения частоты и выраженности психических нарушений в воюющих армиях являются формирование у военнослужащих смысла и цели войны, веры в правоту дела, защищаемого военным способом, доверие к политическому и военному руководству, эффективное идеологическое сопровождение военной кампании, наличие общественной поддержки воинов во время и после участия в боевых действиях, немедленное вовлечение ветеранов после возвращения домой в активную общественную и трудовую деятельность, обеспечение им возможности получить или при необходимости сменить профессию.

В комплексе мер по предупреждению и коррекции последствий боевого стресса можно выделить профилактическую, лечебную и реабилитационную составляющие. Профилактика боевого стресса и его негативных последствий у комбатантов заключается в тщательном отборе военнослужащих для участия в боевых действиях, мониторинге (динамическом наблюдении) состояния психического здоровья на всех этапах военной службы, комплексности оценки психического и физического здоровья, активном участии в психопрофилактике командования, специалистов органов по работе с личным составом и военных психологов, врачей, младшего и среднего персонала войскового звена медицинской службы, психиатров.
Профилактика боевого стресса у комбатантов начинается на этапе первичных психопрофилактических обследований. Для выявления военнослужащих, предрасположенных к психическим расстройствам, в ВС РФ в последние годы активно используется методология многомерного скрининга как прикладной технологии психопрофилактических обследований в войсках для раннего выявления лиц с начальными проявлениями психических расстройств.

Весь комплекс лечебно-профилактических мероприятий применительно к военнослужащим с боевым стрессом можно разделить на две части: первичную психопрофилактику и вторичную психопрофилактику.
Первичная психопрофилактика начинается еще до начала боевых действий и своими целями имеет профессиональный отбор, оценку и прогнозирование психического здоровья, а также психологическую подготовку военнослужащих к экстремальным условиям боевой деятельности, т.е. она направлена на повышение стресс- устойчивости военнослужащих. Важная роль в этой деятельности отводится командирам и специалистам по работе с личным составом.
Вторичную психопрофилактику составляют ранняя диагностика, своевременное лечение и прогноз опасных для жизни больного состояний, а также комплекс мероприятий по предупреждению неблагоприятной динамики возникших психических болезней. К переживанию боевых стрессов и жизненных кризисов, обусловленных войной, необходимо готовиться заблаговременно, потому что еще никому не удалось их избежать.

При участии командира войсковой части психолог разъясняет военнослужащим, что в основе профилактики стрессов и кризисов лежат следующие основные подходы:
а) мудрое отношение к жизни. В любой ситуации существуют выход и выбор. Сложная ситуация проверяет нас на прочность — выдержим или нет? К принципам мудрого отношения к жизни можно, в частности, отнести следующие: постоянно ставить и добиваться соразмерных нашим возможностям жизненных целей; уметь отличать главное от второстепенного; уметь подходить к проблеме с разных сторон; готовить себя к любым неожиданным событиям заранее;
б) активное конструирование своей повседневной реальности. Важно не только мудро строить свою жизнь, но и активно строить свою повседневность. Активные люди отличаются тем, что события, как правило, не застают их врасплох. Активные люди очень часто способны действовать, находясь в состоянии стресса, но при этом сохранять трезвую способность следить за развитием событий. В то же время люди, сильно подверженные стрессу, стараются отстраниться от стрессогенной ситуации, избегая ее;
в) формирование стрессоустойчивости. К основным мероприятиям этого направления необходимо отнести следующие: использование разнообразных тестовых методик (что осуществляет военный психолог); ознакомление с боевым опытом других, специальной литературой по стрессу; физические упражнения; создание позитивной морально-психологической обстановки в воинском подразделении, формирование волевых качеств и т.д. Большое значение придается и первой само- и взаимопомощи.

При появлении первых признаков психического расстройства у человека, перенесшего боевой стресс, необходимо прежде всего его успокоить, вселить в него уверенность в благополучном исходе случившегося. Далее следует формировать у него установку на улучшение самочувствия и в доступной форме объяснить сущность произошедшего с ним острого переживания.
Прямое психотерапевтическое воздействие могут осуществлять командиры, медицинские работники, другие должностные лица, авторитетные сослуживцы. Оно подразумевает использование специальных методик: внушения, убеждения, активизирующей психотерапии.

В психотерапии очень важен индивидуальный подход, учет жизненного и боевого опыта, особенностей личности и конкретных условий обстановки.
Обязательное условие — установление полного контакта с воином, получившим боевую психическую травму. Человек должен получить возможность подробно рассказать о своем состоянии, почувствовать, что его слушают, ему сочувствуют и хотят помочь. Малейший намек на недоверие сказанному, скептическое отношение здесь просто недопустимы. Необходимо учитывать, что воины, находящиеся в травмированном состоянии, с их обостренной чувствительностью обычно резко реагируют на всякое проявление неискренности, фальши во взаимоотношениях.

Успех воздействия на них гарантируют сочувствие, сопереживание, умение убедить, что им хотят помочь, спасти, облегчить состояние.
Важнейшим элементом структуры медико-психологического обеспечения военнослужащих является социально-психологическая работа, предусматривающая:
1. формирование у военнослужащих и воинских коллективов психологических качеств, обеспечивающих их устойчивость к воздействиям современных средств борьбы (психологическую подготовку);
2. мероприятия по поддержанию устойчивости личного состава к боевым стресс-факторам и психологическому воздействию противника, предотвращению отрицательных индивидуальных и групповых психических состояний (психологическое сопровождение боевых действий);
3. систему мер по преодолению психотравмирующих последствий воздействия боевой обстановки на психику военнослужащих, психологию воинских коллективов и восстановление их боеспособности (психологическую помощь и реабилитацию).
В настоящее время в Вооруженных Силах РФ с целью реализации главных принципов военной психологии и психиатрии в соответствии с положением приказа министра обороны РФ № 533 от 4 августа 2014 г. («О системе работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих ВС РФ») в состав воинских соединений включены штатные группы медико-психологического сопровождения, а в состав центральных военных госпиталей и их филиалов введены кабинеты медико-психологической коррекции.

Методические рекомендации.
1. Занятия со слушателями целесообразно провести, используя один из наиболее активных и приемлемых в данном случае видов: лекции-беседы или лекции-дискуссии.
2. Руководителю занятий целесообразно использовать тематические таблицы «Проявления боевого стресса», «Последствия боевого стресса и их профилактика» и 1-2 видеоролика (5-7мин.) из популярных художественных фильмов, в которых отражаются переживания военнослужащих с боевым стрессом и его последствиями («Афганский излом», «Кандагар», «Взвод», «9-я рота», «Стрелок», «Чистилище» и др.). Уместно привести описания боевых стрессовых расстройств в художественной литературе (романы Э.М. Ремарка «На западном фронте без перемен», «Возвращение», Э. Хемингуэя «Фиеста (И восходит солнце)», повесть А.Н. Толстого «Гадюка» и др.).
3. При чтении лекции желательно обращаться к слушателям с проблемными и постановочными вопросами. После лаконичного обмена мнениями по полученным ответам излагаются основные положения лекции.
4. Для активизации слушателей занятие целесообразно провести в форме диспута или круглого стола. Полезно пригласить на занятие командиру подразделения, в котором были успешно преодолены проявления боевого стресса.

Рекомендуемая литература:
1. Колосов А. Боевой стресс и его психологические последствия // «Ориентир». — 2011.-№ 5.
2. Ляховский А., Забродин В. Тайны афганской войны — М.: — Планета, 1991.
3. Проблемы военной психологии: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельнечок; под общ. Ред. А.Е. Тараса. — Мн.: Харвест, 2003.
4. Снедков Е., Резник А., Трущелев С. Реакции боевого стресса: Учебное пособие. — М.: Медкнига, 2007.
5. Современная военная психология: Хрестоматия/ Сост. А.А. Урбанович. — Мн.: Харвест, 2003.

Владимир ЛЫТКИН, доцент кафедры психиатрии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова

Ориентир 06 2015

Другие новости и статьи

Запись создана: Суббота, 19 Сентябрь 2015 в 8:54 и находится в рубриках Новости.

www.oboznik.ru