Боязнь чего то неизвестного

Тревога — боязнь неизвестного / по книге Жинетт Парис «Мудрость психики»

Латинский термин angustia, образованный от angustius, означает стесненность, сжатие горла, сопутствующее переживанию опасности, перед которой человек ощущает себя бессильным, поскольку ее не удается определить. Ребенок, боящийся темноты, чувствует не страх, а тревогу. Заблудившийся в ночном лесу мучается тревогой от возможности наступить на ядовитую змею, появления льва, переживаний жажды или голода? В отличие от тревоги страх – это всегда боязнь чего-то конкретного: передо мной появляется медведь, и я знаю, чего боюсь, – медведя. Нападение или бегство, два основных инстинкта выживания, запускаются страхом, а не тревогой.

Известная под разными именами (тоска, беспричинная тревожность, невроз тревожности, паническая атака, фобия, тревожный тип личности, повышенная нервозность, социальная некомпетентность, страх близости), тревога была объектом внимания множества теорий, интерпретаций, а также причиной применения медицинских средств. Она превратилась в настоящий символ наших дней. Ее клинические симптомы очевидны, как и физиологические проявления при панической атаке. Проблема возникает, если попытаться понять, что вызывает у человека панику. Тревога не позволяет определить причину страха, а без знания, чего боится человек, действовать невозможно. …

В отличие от тревоги, страх есть один из фундаментальных импульсов, побуждающих к действию. Исследование страха животных, начатое Конрадом Лоренцом, убедительно показало, что страх является неотъемлемой частью животного мира, мудростью тела, которая предупреждает нас о грозящей опасности. На уровне физиологии страх вызывает сильнейшее возбуждение вегетативной нервной системы, выброс нейромедиаторов, которые увеличивают способность к борьбе или бегству, в то время как тревога не позволяет высвободить энергию волнения и при продолжительном переживании приводит к психосоматическим нарушениям. Термин «возбуждение» включает все формы энтузиазма, стремление созидать, пытаться, пробовать, совершать или же бороться и убегать.

Тревога – это замкнутый круг: подавление действия вызывает чувство тревоги, которое еще больше подавляет активность. Для человека, пребывающего в состоянии тревоги, типичны сновидения, в которых он идет, но остается на месте, кричит, не издавая ни звука, наносит удар, но ощущает, что противостоит ему вода. Страх объединяет нас с животными, но тревога свойственна только людям. Для Кьеркегора (и Сартра) тревога является побочным эффектом нашей свободы созидания самих себя. Мы испытываем тревогу оттого, что сознаем: каждый день мы вмешиваемся в свою судьбу, каждый день выбираем одну из нескольких дорог.

Делюмо отмечает также, что чувство одиночества, столь распространенное в наши дни, наводило настоящий ужас на древних римлян. Типичный римлянин почти никогда не бывал в одиночестве: он работал, ел, спал и мылся в компании других людей. Даже отправление естественных потребностей не было поводом уединиться: по крайней мере, в общественных туалетах, построенных императором Веспасианом, лучших туалетах в истории Рима, перегородок между унитазами не было, а на стенах даже висели картины. Вынужденное одиночество, в наши дни являющееся участью и ребенка, носящего на шее ключ от квартиры, и вдовца, которому не с кем поговорить, и иммигранта в незнакомом городе, в прежние времена воспринималось как психологическая пытка, подобная заключению в камере-одиночке. Одним из показательных примеров римских наказаний было изгнание. Быть высланным в варварские земли, туда, где не с кем спать, делить пищу и вести беседу, казалось почти равносильным смертной казни.

В истории страха были также и случаи резкой перемены отношения к тем или иным явлениям. Целые поколения боялись нового и перемен, как вдруг ситуация сменяется на противоположную. Тенденция была начата Гёте и немецкими романтиками, и в конце концов, в ХХ столетии перемены стали восприниматься как нечто положительное – как признак прогресса, эволюции, молодости. В наши дни люди скорее склонны бояться стабильности, уравнивая ее со скукой и застоем, точно так же, как наши предки боялись перемен, видя в них хаос, разрушение и аномию. Страх перемен в культурах с устными традициями отразился в сильном сопротивлении изменениям, связанным с распространением грамотности. Чтобы описать, сколь велик был страх перед грамотностью, перед женщинами, перед евреями, перед атеистами, необходимо масштабное исследование вроде того, что проделал Делюмо. Еще больше поражает регулярность, с которой до возникновения модернизма любая напряженность, политическая или психологическая, преобразовывалась в страх посредством воображения объекта страха, который и объявлялся причиной напряженности. Если таким объектом был человеком, его делали «козлом отпущения».

Страх может быть абсурдным, нелепым, необоснованным, противоречащим здравому смыслу, однако это все же лучше, чем неопределенность тревоги. Например, никто точно не знал, отчего возникает чума. Вместо того, чтобы страдать от тревоги из-за неясной причины, средневековые медики стремились найти объект, которого можно было бы бояться. Одни говорили, что причиной чумы было неблагоприятное расположение планет, а другие считали, что это ядовитые эманации, исходящие из центра земли. Священнослужители указывали на грешников, которые, несомненно, разгневали Господа. Сила страдания была для церкви прекрасной возможностью убедить свою паству, что в форме чумы они испытывают гнев Бога3. Священники предлагали очень точный образ: зараженные раны на телах больных были стрелами Господа, ниспосланными с небес в наказание за безнравственность людей. Несмотря на то, что объяснение природы чумы было неверным, люди получали объекты для страха: движение планет, ядовитый туман, божественный гнев – что угодно, лишь бы оставаться в регистре страха, не испытывать тревоги. Соответственно, и поведение людей не было парализовано тревогой; напротив, все вели себя чрезвычайно активно, почти одержимо, пытаясь покинуть греховный город или фанатично бичуя себя, чтобы смягчить гнев Божий.

Наша реакция на такие угрозы, как сердечный приступ, СПИД, рак, автокатастрофы, загрязнение окружающей среды, терроризм и политическая коррупция, напротив, создает эмоциональный фон «тревоги», а не страха. В автокатастрофах погибло или покалечилось больше людей, чем от рук всех тиранов истории, вместе взятых. В праздничные дни в автомобильных авариях гибнет больше людей, чем в любом террористическом акте где-либо на планете. Автомобильные катастрофы являются одной из главных причин смертности среди подростков. Однако у нас до сих пор нет ясного представления об этом чудовищном аспекте современной жизни. Он не только редко появляется в статистических данных – отсутствуют изображения автомобиля как убийцы, не существует кинофильмов, разоблачающих этого Минотавра, живущего в нашем подвале и питающегося молодежью. Практически нет историй об автомобиле-чудовище, зато множество историй рассказывает об автомобиле-друге; нет представления о том, как дорого нам обходится приверженность мифу о современности и индивидуальности. Реального обсуждения альтернативных транспортных средств практически не ведется отчасти потому, что автомобиль до сих пор является символом личности и этот символизм по-прежнему остается практически неосознаваемым. Представление об автомобиле как о монстре заглушается представлением «моя машина – это я». До тех пор пока автомобиль остается символом статуса и эта символическая связь не осознается, не возникнет и страх перед этой разрушительной стороной нашей культуры.

Мы испытываем тревогу из-за увеличения количества транспорта и шума, незащищенности родителей, пожилых людей, не желающих выходить из дома, людей, обеспокоенных отсутствием медицинского обслуживания (что, если я попаду в автокатастрофу?). Кто-то может стать или никогда не стать жертвой автомобильной аварии, рака, безработицы, бедности, бродяжничества, физической агрессии, насилия или воровства, однако тревога постоянно присутствует в психике современного человека как вездесущий фон. Все мы знаем, что автокатастрофы являются основной причиной смертности, но пока это не случится с нами или нашими близкими, это остается статистическим фактом, абстрактной данностью, неким гипотетическим волком или змеей, которые обитают в лесу и могут неожиданно наброситься на нас в любой момент. Как я могу защитить себя от проявления цивилизации, жертвой которого я могу стать в любой момент? Мне известно о сочетании угрожающих мне смертью факторов не больше, чем было известно жителю зараженного чумой средневекового Лондона, несмотря на точнейшие исследования, проводимые в научных лабораториях. Правильного образа действий, похоже, не существует. Но, в отличие от средневекового чувства опасности, сейчас я не имею и конкретного образа ни одной из угроз.

Информация о загрязнении воздуха, воды и продуктов питания вызывает не страх, а тревогу; враги повсюду, и ни в чем нельзя быть уверенным. Кому верить? Чему доверять? «Это» везде, но недостаточно очевидно, чтобы действовать. Где вода загрязнена в такой степени, чтобы мобилизовать население, как в случае нападения террористов? Хуже того, как справиться с постоянной настороженностью, порождаемой благонамеренными защитниками окружающей среды, основная стратегия которых состоит в создании тревоги без предложения четкого плана действий, что лишь усиливает всеобщий паралич?

Успех фильмов ужасов как жанра обусловлен тем, что в них – наконец-то! – чудовище имеет конкретный облик, лицо, даже если это всего лишь зеленоватая субстанция. Главный герой то борется, то спасается бегством, он всегда в движении, никогда не сомневается. Раньше популярный фильм ужасов был сделан в стиле «экшн». Хичкок и Полански, напротив, стали мастерами жанра, который был новым, когда они начали развивать его. Скрывая объект страха, намекая, а не показывая, они создавали атмосферу сильной тревоги. Они нагнетали тревогу вплоть до самого конца, когда нам, наконец, разрешалось увидеть источник ужаса. Развязка близка. Тревога создается путем скрывания объекта, страх – путем его предъявления. Часто последовательность такова: (1) тревога; (2) страх; (3) бегство; (4) борьба; (5) победа – и конец, игра окончена! Как отметил Делёз4, для создания атмосферы тревоги режиссер использует иррациональное построение кадра, такой технический ход порождает необходимые для возникновения тревоги психологические условия – скрывая объект страха и в то же время намекая на неминуемую опасность.
Богатая древнегреческая мифология, наполненная яркими образами монстров всех мастей, играла роль, похожую на роль современного кинематографа. Она питала душу картинами того, чего следовало бояться. Многообразие и сложность образов чудовищ в греческой мифологии поистине завораживает. Чудовище, атакующее сверху и крушащее все на своем пути (подобное Харибде), пугает не так, как Сцилла, затягивающая в смертоносный водоворот. Подобные тонкие различия можно наблюдать в нездоровых отношениях. Отношения, разрушающие мое Эго, вовсе не похожи на те, что затягивают меня в омут депрессии. Каждый бог или богиня представляет некую силу, некое совершенство, и каждый несет в себе и разрушительную сторону. Эти двусторонние конструкты подобны автомобилю, который дает нам фантастическую скорость, дарит нам независимость, снимает ограничения – и в то же время является убийцей, причиной разрушений и увечий.

Нам нужны обе стороны образа. Даже самая прелестная из богинь – прекрасная Афродита – связана с образом стрелы, пронзающей сердце, розовых шипов, страданий безответной любви, слез отказа, проклятия холодности – все это части ее мифа. Бог Пан, от имени которого произошло слово «паника», олицетворяет ужас кошмарного сна. Артемида, воплощающая красоту Природы, также показывает пугающее равновесие в животном мире – съешь сам или будешь съеденным. Дионис, символ жизненной силы и выносливости, несет в себе представление о пагубных пристрастиях, распаде и безумии. Зевс, основа власти, правосудия и порядка, превращается порой в олицетворение тирании и угнетения.

Некоторые оттенки значений слов «страх» и «тревога» отражают не нюансы смысла, а степень выраженности чувства. Например, страх и ужас обозначают одну и ту же эмоцию, различие между ними – в ее силе. Точно так же сходны горе и меланхолия: у них похожий эмоциональный фон. Между тревогой и страхом такого сходства нет; разница между ними не в степени выраженности, а в качестве эмоции. У страха есть объект, у тревоги – нет.
Кьеркегор объяснял усиление тревоги в истории следствием движения к рационализму и просвещению. Выгода от развенчания старых иррациональных страхов была как будто обесценена возрастанием тревоги. Такое развитие событий могло быть, как предполагал Кьеркегор, неизбежным следствием необходимого избавления от буквальной веры в волшебников, демонов, призраков, ад, богов и прочих носителей иррациональных страхов. Глубинная психология добавляет еще одно объяснение: тревога приходит с потерей образов. Эта идея не противоречит Кьеркегору, даже наоборот. Вместо этого она предлагает взглянуть на психологические последствия утраты образов того, чего мы больше всего боимся в наши дни в культуре, где на смену образам пришли понятия, а страх сменился тревогой. Одним из способов избавиться от подавляющей мифологии традиционных религий стал переход к рациональному, понятийному мышлению. Отлично! Сделано! Однако вместе с водой (подавляющими мифами) мы выплеснули и ребенка (воображение). Вместо того чтобы освободиться от угнетающей мифологии, мы избавились от создавшего ее воображения. Чтобы избавиться от фей, мы перестали представлять себе образы природы. Чтобы освободиться от демонов, мы перестали воображать зло. Чтобы избавиться от Бога, мы отбросили способность представить нечто большее, чем мы сами.

Если старые мифы оказываются разрушительными и дисфункциональными, одно из решений состоит в том, чтобы заменить символизируемые ими идеи, продемонстрировав их ошибочность с использованием научной рациональности. Однако для души утрата воображения становится травмой, потому что то, что вытесняется из мира образов, может быть заменено лишь новыми образами, а не абстрактными понятиями. Чтобы возродить образы души, нет нужды возвращаться к суеверному, догомеровскому, магическому, иррациональному чувству самости. Обновленная мифологизация мира может осуществиться без возврата к религии. В современной культуре больше всего подавлен не Бог, который до сих пор присутствует по всему миру, а именно воображение.

Жинетт Парис. «Мудрость психики. Глубинная психология в век нейронаук»

jungpsy.ru

Успех в жизни

Темы: личностный рост, активность, счастье и богатство, свобода, смысл жизни.

Рубрики [показать]

Страх перед неизвестным & Как его преодолеть?

Источник: briankim.net/blog/
Перевод: Балезин Дмитрий

Когда бы мы ни предприняли попытку запустить какое-либо новое для нас рисковое начинание, мы смотрим вперед, и нам кажется, что наш путь окутан самым густым туманом. В этом тумане сложно что-то в действительности разобрать. Мы можем разглядеть что-либо лишь в пределах пары метров перед собой.

Впереди нас ждет слишком много неизвестного. Слишком много «тумана». Мы не знаем в каком направлении начать прокладывать свой путь, и это начинает порождать в нас страх.

Что же с этим делать?

Если вы хоть раз, встав рано утром, видели густой туман, то вы знаете, что сперва может показаться, что при подобных условиях просто невозможно воспользоваться автомобилем. Однако же, вы садились в свой автомобиль и нажимали на газ, опровергая выше приведенное утверждение. Туман, который казался столь густым и плотным из окон вашей спальни, на деле был очень даже прозрачным. Начав движение вперед, вы понимали, что теперь вашему взгляду открывается то, что было скрыто от вас в том положении, из которого вы начали движение.

Так вы переместились в другую «зону», где все можно отчетливо разглядеть в пределах нескольких метров. А вот дорога дальше опять будет скрыта от вас туманом. До тех пор, пока вы не продвинетесь немного вперед…

Потом происходит все то же самое. Вы продвигаетесь в новую «зону», где вы можете отчетливо видеть то, что ранее было скрыто туманом. Вы оглядываетесь вокруг себя и обнаруживаете уличные знаки, разметку на дороге, здания и т.п. Все это помогает вам принять решение о том, куда двигаться дальше.

Самое главное здесь помнить о том, что в каждой новой «зоне» у вас будет обзор достаточный для того, чтобы принять решение о направлении дальнейшего движения.

Страх перед неизвестным обладает сильным влиянием на людей, зачастую он парализует всякие действия человека. Одна из главных причин этого заключается в том, что человек неспособен понять (и спланировать) от начала и до конца, каким образом все произойдет.

И это правда. Вы не можете предвидеть, как все сработает от начала и до самого конца просто потому, что раньше вы ничего подобного не делали. Но если вы будете концентрировать свое внимание именно на той зоне, в которой вы находитесь, то вы сможете увидеть необходимые дорожные знаки, людей, здания – все это может быть использовано для принятия решения. У вас есть информация, которая поможет вам двигаться в следующую зону.

Исходя из этого, справедливо следующее:

Если вы не можете увидеть решение прямо «СЕЙЧАС», это еще не значит, что решения как такового не существует. Вы лишь должны двигаться дальше, чтобы увидеть это решение. По крайней мере, вам придется для собрать некоторую дополнительную информацию о том, как вы можете добраться до нужного «решения».

Туман выглядит очень густым и плотным, но находясь в его гуще и продвигаясь вперед, вы как нечто очевидное для себя принимаете тот факт, что на самом деле туман вовсе не такой «плотный», как кажется.

Точно также обстоит дело с нашими страхами перед неизвестным. Страх кажется непреодолимым. Однако, если вы стараетесь сделать что-то наилучшим образом с тем, что имеете, то, по мере продвижения вперед, вы обнаружите, что вы попали в «новую» зону. В этой новой «зоне» вам откроется новая информация, которую вы сможете использовать для того, чтобы определить направление последующих действий (необходимых для продвижения далее).

Если когда-нибудь страх перед неизвестным начнет подползать к вам, парализуя все ваши действия, вспомните об этой парадигме. Взгляните на ситуацию вокруг себя сегодня и, используя всю доступную вам информацию, примите решение о том, куда двигаться дальше.

Затем, НАЧНИТЕ ДВИЖЕНИЕ.

Начав, вы обнаружите, что попали в совершенно «новую зону», с новой информацией. Эту информацию вы можете объединить с теми знаниями, которые вы обрели ранее. Теперь вы способны сделать более правильный выбор в отношении того, куда двигаться дальше.

Повторяя это снова и снова, вы заметите, что «солнце» жизненного опыта и знаний начнет подниматься над горизонтом, и в конечном итоге его лучи рассеют туман. Вот тогда вы увидите свой путь к месту назначения, страх неизвестного больше не будет беспокоить вас.

P.S. Балезин Дмитрий

Среди моих знакомых есть один человек, который сделал «прыжок в неизвестное». Он до конца не знал, как все будет развиваться; не знал и того, приведет ли выбранный путь к нужным результатам, НО все же решился проверить…
И вы знаете, сейчас все развивается по очень привлекательному сценарию… некоторые нужные люди и события появляются в его жизни оттуда, откуда он их никак не мог ожидать.

Нужно заметить, что в процессе этому человеку пришлось не раз себя преодолевать, пришлось довольно много потрудится… однако получаемые результаты стоят того. Обязательно напишу его историю подробнее. Интервью будет интересным.

А пока, желаю вам лишь одного — отправляйтесь в свое путешествие, в дороге вы сможете обрести гораздо больше, чем сидя дома 🙂 Удачи.

www.yourfreedom.ru

10 интересных фобий

Фобия – это иррациональный, постоянный страх определенных объектов, ситуаций, видов деятельности или лиц. Основным симптомом наличия фобии является чрезмерное, необоснованное желание избегать определенной темы. Когда страх становится вне контроля человека, или если страх мешает повседневной жизни, то это уже признак тревожного расстройства. Ниже представлены 10 самых необычных фобий.

1. Итифаллофобия – страх эрекции

Характеризуется как «стойкий, ненормальный и необоснованный страх эрегированного пениса». Удивительно, но каждый год эта фобия доставляет ненужные страдания бесчисленному количеству людей. Большинство терапий по излечению от этой фобии длятся месяцами и даже годами, а иногда необходимо, чтобы пациент проходил терапию несколько раз. Известная под разными названиями, проблема часто существенно влияет на качество жизни, так как может вызывать приступы паники и мешать нормальным отношениям с близким человеком.

2. Эфебофобия – боязнь молодежи

Психологический и социальный страх перед молодыми людьми. Этот тип фобии оказывает серьезное разрушительное воздействие на общество. Один известный экономист отметил, что боязнь молодежи может сопровождаться серьезным влиянием на экономическое здоровье нации. Большинство международных социологов, государственных учреждений, а также молодежных организаций определяют эфебофобию как ненормальный, иррациональный и постоянный страх и/или отвращение к подросткам или к подростковому возрасту.

3. Коулрофобия – боязнь клоунов

Эта фобия представляет собой ненормальную или преувеличенную боязнь клоунов. Она нередко встречается среди детей, но также есть случаи наличия этого вида фобии у подростков и у взрослых. Этот страх приобретается, как правило, после какого-либо неудачного общения с клоунами, или после того, как в СМИ человек сталкивается со зловещим образом клоуна. Странный внешний вид клоуна, опухшие красные носы и неестественный цвет волос делает эти лица такими таинственными и коварными. Взрослые люди, которые являются жертвами этого вида фобии, знают, что их страхи полностью иррациональны и нелогичны, но они не могут справиться с одолевающими их эмоциями.

4. Эргазиофобия – страх работы

Эргазиофобия – это серьезное расстройство, которое причиняет значительный психологический урон. В основе этой фобии часто лежит проблема психического характера, такая как депрессия или расстройство дефицита внимания.

5. Гимнофобия – страх наготы

Это страх или беспокойство увидеть человека голым или же самому оказаться голым, даже в тех ситуациях, где это социально приемлемо. Такие люди могут испытывать страх наготы по отношению ко всем, или же по отношению к некоторым личностям, при этом они прекрасно понимают всю нерациональность своих страхов. Эта фобия часто возникает из-за чувства неполноценности своего физического тела, особенно это часто развивается на фоне тех идеализированных изображений, которые они видят в СМИ. Страх может также быть побочным продуктом беспокойства человека о своей сексуальности.

6. Неофобия – страх новизны

Неофобия – это страх перед новыми вещами или перед получением нового опыта. В психологии неофобию определяют как стойкую ненормальную боязнь чего-либо нового. В более мягкой форме это может проявляться в виде нежелания пробовать новые вещи или отдохнуть от рутины. Термин также используется, чтобы описать гнев, разочарование или трепет к новым вещам и к переменам в целом. Некоторые консервативные и реакционные группы часто называются неофобами из-за своих попыток сохранить традиции и вернуть общество к чему-то, что было успешно в прошлом. Технофобия – это одна из форм неофобии, которая подразумевает боязнь новых технологий.

7. Параскаведекатриафобия – страх пятницы 13-го

Пятница 13 любого месяца считается крайне неудачным днем в английской, немецкой, польской, русской, болгарской, португальской и других культурах по всему миру. Такое название для фобии состоит из трех греческих слов, которые в переводе означают «пятница». Эта фобия является специализированной формой трискаидекафобии – боязни числа 13.

8. Панфобия – боязнь всего

Панфобия, которая также известна под многочисленными названиями, — это медицинское состояние, характеризующееся «неспецифическим страхом». Человек находится в состоянии страха по неизвестной причине, и, следовательно, не так-то просто найти способ излечения его от этого страха. Обычно этот вид фобии описывается как «неопределенный и стойкий страх какого-то неизвестного зла». Этот страх часто рассматривают как вторичное состояние при шизофрении.

9. Тафофобия – страх быть похороненным заживо

Тафофобия – это чрезмерное, психопатологическое опасение попасть в могилу в результате ошибочного диагноза смерти. До появления и развития современной медицины данный страх не считался иррациональным, поскольку на протяжении всей истории имели место быть многочисленные случаи, когда люди были похоронены заживо.

10. Птеронофобия – боязнь щекотки птичьими перьями

Как правило, эта фобия сопровождает человека с самого детства. А развился страх тогда, когда человек, будучи ребенком, подвергался щекотке, при этом он часто чувствовал себя в ловушке.

www.infoniac.ru

Как страх перед неизвестным помогает нам жить

Текст: Артём Лучко

Что страшнее: падение рубля или клоун из фильма ужасов? В обоих случаях мы испытываем страх, однако характер у этих страхов очень разный. Страх является ответом на различные раздражители. Ощущение пустоты в животе, ускоренные пульс и дыхание, вспотевшие ладони, нервозность — наш мозг каждый раз реагирует согласно запрограммированному сценарию. Но почему в ходе эволюционного процесса человек не избавился от этих странных ощущений и какова истинная природа страха?

Представьте ситуацию, что вы сидите у себя дома одни в полнейшей темноте, смотрите триллер, и внезапно распахивается окно. Разумеется, вы вздрогнете от страха, и буквально мгновение спустя к вам придёт осознание того, что никто не пытается проникнуть к вам в дом, а это всего лишь сквозняк. Но тело запустило главную реакцию по борьбе за выживание.

Мы «учились бояться» по мере того, как эволюционировал наш мозг, и страх стал для нас такой же важной частью жизнедеятельности, как дыхание или пищеварение. Эта защитная функция помогала нашим предкам выживать. Именно боязнь заставляла избегать насекомых, грозящих смертельными укусами, и максимально осторожно передвигаться по сумеречным джунглям, чтобы не попасться голодным хищникам. При этом мозг человека и менее развитых существ (например, крыс) реагирует на угрозы похожим образом, хотя сами эти угрозы у нас совершенно разные.

Некоторые исследователи видят причину страхов в личном опыте каждого: например, в то время как одни люди панически боятся змей, другие заводят их в качестве домашних животных. Другими словами, каждый индивид имеет свой личный список страхов, но главная проблема заключается в том, что учёные не имеют чёткой физиологической меры страха (и эмоций вообще), поэтому изучать явление совсем непросто.

Несмотря на всю сложность этого понятия, страх является всего лишь реакцией мозга на стрессовый стимул. Он и провоцирует выброс химических веществ, вызывающих учащение сердцебиения и дыхания, произвольное сокращение мышц, а также реакцию «бей или беги» (состояние, при котором организм мобилизуется для устранения угрозы). При этом стимулом может служить и безобидный паучок, и аудитория, ожидающая вашу речь, и нож, приставленный к горлу, и скрип окна, открывшегося от порыва ветра. Реакция эта почти полностью автономная, и мы не осознаём её до тех пор, пока она не исчерпает себя.

Как формируется страх

Исследователи обращаются к различным технологиям, чтобы лучше понять природу страха. Так, в ходе опытов испытуемым показывали фотографии людей с испуганным взглядом и изучали импульсы мозга при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии. В итоге выяснилось, что центральную роль в процессе играют несколько участков.

Сенсорная кора интерпретирует сенсорные данные, гипоталамус активизирует реакцию «бей или беги». Таламус решает, куда направить входящие сенсорные данные — всё, что вы увидели, услышали, ощутили. Гиппокамп хранит и обрабатывает сознательные воспоминания, причём запоминает не только контент, но и контекст. Миндалевидное тело играет ключевую роль в формировании эмоций, определяет возможную угрозу, участвует в
формировании страха и хранит «страшные» воспоминания.

Почему нам нравится бояться

Социолог доктор Марги Керр считает, что никто не хочет попадать в действительно опасные для жизни ситуации, но есть те (и их большинство), кто наслаждается лёгким испугом. Исследования показывают, что у разных людей различаются реакции на стресс. Одним из основных гормонов, выделяющихся при страшных и захватывающих событиях, является дофамин; и одни люди получают больший выброс дофамина, а другие меньший. Это означает, что часть населения по-настоящему наслаждается рискованными и пугающими ситуациями.

Чтобы получить максимум удовольствия от них, важным условием является безопасная среда и уверенность, что всё скоро закончится. Проходя очередное испытание американскими горками или прыжком с парашютом, мы поддерживаем свою самооценку, говоря про себя: «Да! Я сделал это!» — что также даёт дополнительный позитивный заряд. Но и эти развлечения подходят далеко не всем. Многие ни за что не хотят щекотать себе нервы нарочно самым безобидным фильмом ужасов, и обычно это происходит из-за детских психологических травм.

Почему мы боимся странных вещей

Иногда кажется, что страх вовсе не имеет никакого логического объяснения. Например, что за опасность таит в себе старинная кукла, мишка с человеческой челюстью или безобидное изображение лица, вырезанное из арбуза? Все они пугают, при этом ничем не угрожая, но картинки таят в себе странность и таинственность, которую не так просто объяснить.

Психолог Джеймс Гир разработал целую систему, с помощью которой пытался выяснить, что пугает нас больше всего. Оказалось, что люди боятся удушья, террористов, пауков, змей, ядерной войны и других вещей, но эти ощущения не имеют ничего общего с жутковатым чувством, которое мы ощущаем, например, когда ночью слышим шорохи в комнате или при разглядывании этой картины.

Ключевая вещь, которая объединяет все эти страшные понятия, — неопределённость. Взять, к примеру, маски или макияж клоунов — они скрывают эмоции и намерения людей, поэтому даже совсем нейтральная или «счастливая» маска может показаться страшной из-за неопределённости, которую она несёт. Она прячет настоящие эмоции человека, надевшего её, и тем самым не даёт понять — является ли он угрозой для вас или нет.

Неопределённость, которая касается человеческого обличья, также связана с феноменом зловещей долины. Именно им объясняется ужас, который в нас вселяют зомби, вампиры и прочие монстры из кино и видеоигр. Их внешность продумана так, чтобы они напоминали людей, но всё-таки отличались от них. Чем больше существо похоже на человека, тем более оно нам симпатично (например, робот из фильма «Робот и Фрэнк» нравится нам больше, чем Ева из «ВАЛЛ-И»), но в какой-то момент человекоподобные роботы начинают вызывать ужас и отторжение.

Известно, что каждая культура имеет своего собственного страшного монстра: в Южной Америке есть чупакабра, в Шотландии — лох-несское чудовище, в Японии — ёкай, на Руси — леший, — все они имеют ряд общих характеристик. Эти монстры, так или иначе, бросают вызов законам природы: они либо пришли из потустороннего мира (призраки, демоны, духи), либо являются получеловеческими существами. Это ещё раз подтверждает то, что вещи, которые являются двойственными или нарушают законы природы, пугают. Всё, что не имеет смысла или вызывает у нас какой-то диссонанс — когнитивный или эстетический, — кажется нам страшным.

Исследователь Фрэнсис Макэндрю описал некоторые признаки, которые делают людей пугающими. Как оказалось, этот список включает наличие сальных волос, необычной улыбки, глаз навыкате, длинных пальцев, очень бледной кожи, мешков под глазами, странной и грязной одежды и т. д. Вероятно, признаки в определённый момент заставляют наблюдателя задуматься о том, что перед ним вовсе не нормальный человек, а оживлённый труп или кадавр. Наблюдатель плохо справляется с этой двусмысленностью и чувствует себя странно. Вместо того чтобы среагировать так же, как он себя ведёт при реальной опасности, мозг оказывается в затруднении и не понимает, как ему реагировать.

Страх и другие экстремальные ощущения делают мир более ярким, и мы нуждаемся в них. Благодаря страхам наши предки выживали на протяжении миллионов лет, сейчас же страхи подпитывают нас жаждой жизни, заставляют чувствовать контраст между собственной зоной комфорта и чем-то непознанным — тем, где «творится магия», пусть вполне объяснимая нейробиологией и химией. С другой стороны, всех этих некомфортных и пугающих ситуаций бывает более приятно избежать, чтобы сберечь нервы.

Материал был впервые опубликован на сайте Look At Me

www.wonderzine.com