Боязнь голода

Боязнь голода иррациональна

Спрос на продовольствие на планете к 2050 г. вырастет на 70%. Однако продуктов питания человечеству хватит, если ситуацию не ухудшат климатические изменения, полагает эксперт ООН Костас Стамулис.

16:53, 16.06.2011 // Росбалт, Бизнес

Количество голодающих в мире продолжает расти с середины 1990-х гг. прошлого столетия, и сегодня примерно каждый седьмой человек на планете не доедает несмотря на то, что в мире производится достаточно продуктов питания, чтобы обеспечить всех жителей планеты 2700 калориями в день. О том, почему не удается победить голод и способно ли человечество прокормить себя в ближайшие десятилетия, в интервью «Росбалту» рассказал директор Отдела экономики сельскохозяйственного развития Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО, Рим, Италия), секретарь Комитета по всемирной продовольственной безопасности Костас Стамулис (Kostas Stamoulis).

— Каковы прогнозы ФАО в отношении соответствия роста населения планеты и производства продовольствия? Будет ли в будущем сложнее прокормить людей?

— Мы попытались рассчитать ситуацию, которая сложится через 40 лет. В 2050 г. в мире будет жить примерно 9,5 млрд людей. Мы должны производить достаточно еды, чтобы прокормить их всех. Рост населения, как вы понимаете, будет происходить и в тех странах, которые сегодня являются бедными и имеют серьезные проблемы с продовольствием. То есть им нужно будет еще больше еды.

Более того, нужно отметить, что изменилось качество еды, которую мы хотим потреблять. Это не просто калории, необходимые для производства энергии. Мы хотим потреблять протеины, жиры, то есть наш рацион должен включать мясо, молочные продукты и т.д. А это значит, что через 40 лет нам нужно будет не только больше еды, но и больше разных видов пищи.

Мы ожидаем, что спрос на продовольствие в 2050 г. вырастет на 70%. Это не так страшно. У нас достаточно земли и воды, чтобы произвести нужное количество еды для всех. Однако есть несколько проблемных факторов. Во-первых, это климатические изменения, которые сложно предсказать и которые влияют на производство. Во-вторых, это проблема энергии. Если цена на нефть будет продолжать расти, производство биотоплива может стать более выгодным. А это значит, что мир должен будет дополнительно производить сельхозпродукцию, которая пойдет на биотопливо и не будет использоваться для производства пищи.

Одной из главных задач будущего является повышение производительности сельского хозяйства, которое должно давать как можно больше еды на гектар земли. А это значит, что в сельское хозяйство необходимо делать серьезные инвестиции, его нужно развивать.

— Насколько важна проблема растущих цен на продовольствие? Может быть достаточно пищи, но у людей просто не хватит денег, чтобы купить ее.

— Вы совершенно правы. Высокие цены на еду являются одной из угроз продовольственной безопасности. С другой стороны, высокие цены могут быть стимулом к росту производительности. Если производство пищи приносит хорошую прибыль, то больше компаний будет заинтересовано в том, чтобы заниматься этим видом деятельности. Вместе с тем, мы до сих пор не имеем ответа на вопрос, как мы можем помогать тем, у кого нет достаточно денег, чтобы прокормить себя, и на вопрос, как убедить тех, у кого есть нужный потенциал, производить больше. Очевидно, что нужно помогать небольшим сельским хозяйствам, давать им доступ к последним технологиям и к рынку.

В отношении цен проблема не только в том, что они выше, но и в том, что они более неустойчивые, чем раньше. Когда цены скачут туда-сюда, это негативно влияет на производителей-фермеров. Они не знают, какими будут цены, и не хотят рисковать, производить в больших количествах. Они не хотят делать серьезные инвестиции в развитие. А это очень большая проблема.

— Как вы оцениваете последствия последнего кризиса, связанного со вспышкой бактерии E.Coli? Он серьезно подорвал доверие покупателей к сельскохозяйственной продукции?

— Последний кризис стал еще одним в цепочке кризисов, связанных с безопасностью продовольствия, которых было несколько за последние годы. Поскольку современная продовольственная система является глобальной, кризисы, подобные этому, не могут оставаться локальными и будут выходить за пределы стран, в которых они возникли.

Действительно, нужно быть предельно осторожными, и правила продовольственной безопасности приобретают огромное значение. Производители должны защищать потребителей от некачественной продукции. Доверие покупателей можно вернуть, только производя безопасные продукты, иного пути нет. Вместе с тем, я хотел бы отметить, что в этой области мы сделали гигантские шаги по сравнению с тем, что было в прошлом, но такие вспышки показывают, что этого все равно недостаточно.

— В последнее время в прессе часто публикуются материалы о том, что мир скоро не сможет прокормить сам себя. Подобного рода заявления не новы – в 1967 г. братья Пэддоки написали бестселлер «Голод 1975! Решение Америки: кто выживет?», предсказав всемирный голод к 1975 г., чего, правда, не случилось. Как объяснить, что сегодня снова звучат подобного рода сигналы тревоги?

— Люди далеко не всегда реагируют рационально на события. Возьмем для примера последний кризис цен на продукты питания. Люди начали паниковать и вести себя нерационально. Так, в 2008 г. одной из причин роста цен было то, что страны так боялись, что их граждане останутся без еды, что были готовы покупать продукты по любой цене.

Однако главный урок из высоких цен 2008-2011 гг. заключается в том, что сегодня невозможно гарантировать обильные и дешевые запасы еды. Если мы хотим, чтобы сельское хозяйство производило больше по более доступным ценам, мы должны инвестировать в эту отрасль. Нужно осознавать, что сельское хозяйство долгое время оставалось без нужного внимания и финансирования. Цены долгое время были низкими и продолжали снижаться, в результате люди считали, что так должно быть. Сейчас же все проснулись, потому что осознали, что если мы хотим иметь много еды по доступным ценам, как это было ранее, нужно инвестировать.

Нам важно достичь того, чтобы население и производительность росли гармонично, а также чтобы производимые продукты были доступны для всего населения мира.

m.rosbalt.ru

Боязнь голода фобия. Украинская Федерация Йоги

АРХЕТИПИЧЕСКИЙ СТРАХ ГОЛОДА

«Любовь и голод миром правят»

Идея написать эту статью начала зарождаться во время наблюдения за реакцией на необходимость голодать или ограничивать привычный пищевой рацион. Испытывая голод физический, человек, как и животное, не может противостоять этому базовому инстинкту. Одако, кроме своей регулятивной физиологической функции, голод может вызывать страх, представлять собой навязчивую фобию и деструктивно влиять на пищевое поведение. Изучая страх людей, которым тяжело допустить даже мысль об ограничении питания, не говоря уже о намеренном голодании, я обнаружила ряд случаев, в которых ни сам человек, ни его близкие в прошлом не страдали от голода. Меня особенно заинтересовала именно персонификация этого страха и то, что он воспринимался как внешнее энергетическое образование в виде «абсолютного зла». Возникал вопрос: почему в ряде случаев человек рассматривает чувство голода за границами себя?

Чувства жажды и голода знакомы нам с первых дней жизни, они привязывают нас к материальному миру, напоминают нам о том, что мы имеем физическое тело и нуждаемся в его воспроизводстве – чтобы жить на Земле. Эмоциональные состояния, иллюстрирующие, что чувствует человек, панически боящийся голода, каковы его ощущения, я увидела в запрещенной цензурой пьесе «Царь-Голод», написанной Леонидом Андреевым в 1908 году:

– Он страшен. Он коварен и лжив. Он зол. Он убивает наших детей. У наших матерей нет молока. Их груди пусты.

– Грозным призраком стоит он у наших жилищ.

– От него некуда уйти. Он над всею землею.

– Царь Голод! Царь Голод!

И на полвека раньше у Некрасова («Железная дорога»):

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Изучая страх голода, интервьюируя непосредственно людей, этот страх испытывающих, я выделила кроме возможных индивидуальных физиологических, психологических или кармических причин, еще одну группу – страх архетипический. В этом случае корень страха голода, лежит за границами индивидуального бессознательного и носит глубинный, архаический, коллективный характер. Об архетипическом страхе голода можно говорить, когда испытывающий страх одушевляет его, чувствуя неуправляемую силу и мощь этого состояния, ощущая его как отдельно существующую хтоническую сущность. Эта сущность «пробирается внутрь тела и медленно пожирает человека изнутри, подвергая невыносимым пыткам», «предстает в виде ужасающего внешнего Чудовища, которое преследует и мучает», «выступает Стражником, открывающим дорогу Агрессии, Злости, Раздражению и всему клубку темных человеческих проявлений, позволяя им завладеть сущностью человека, в то время, пока Он в теле Хозяин». Люди, которые испытывают архетипический страх голода, говорят не о страхе дискомфортных физиологических состояний, а о страхе встречи с Ним.

Эдуард Мейер, специалист по древней истории, считал, что первоначально человек возвел в божество то, с чем он не в силах был совладать — голод и любовь. Обратившись к архаическим культурам, мы видим, что центральным культом у языческих народов являлся культ плодородия. Объектами, к которым взывала движимая страхом голода архаическая психика, могла быть как сама «сакральная мощь урожая», так и определенные сущности, в которые заключалась эта «мощь». Великая Мать, Деметра, Жива, Сиф, Сиуакоатль, Церера – только некоторые из божеств плодородия, от милости которых зависело удовлетворение потребности в пище древнего человека. Мотивированный голодом он создавал множество ритуалов для сакрализации и воспроизведения таинства растительной жизни. Страх голода стал важнейшим эволюционным двигателем в развитии народов, в некоторых культурах он персонифицировался в отдельную сущность, представляя собой олицетворение хтонического начала:

Фамес — в римской мифологии богиня-олицетворение голода.

Паупертата — в римской мифологии богиня голода и бедности. Отождествлялась с Пенией (греческая богиня бедности).

Лимес (Лима) – греческая богиня, олицетворявшая голод и голодную смерть, дочь Эриды — богини раздора.

Эрра – древнешумерский бог голода и болезней («Эпос о Гильгамеше»).

Эфон (Этон, «Жгучий») — в древнегреческой мифологии персонификация голода. Согласно описанию Овидия, богиня голода жила на Кавказе. Имя Эфон, по Ферекиду, носил также орёл, рожденный Тифоном и Эхидной, который пожирал печень Прометея.

Гарпии – в древнегреческой мифологии дочери морских богов Электры и Тавманта, крылатые существа в женском облике, мучимые непроходящим чувством голода. В поисках пищи они покидали гнезда и нападали на близлежащие поселения. Страшные, зловонные полуптицы-полуженщины олицетворяли приближающуюся беду, они оставляли за собой опустошение, так как от рождения они были наказаны вечным голодом. В ранней греческой мифологии существовали персонажи, отождествляемые со злобными гарпиями. Такие как Прозерпина из ада, земная Диана и небесная Луна, составляющие трехликую богиню Гекату. Постоянное неутолимое чувство голода испытывает также трикстер в фольклоре разных народов.

Древнегреческий миф о царе Эрисихтоне кроме того, что содержит архетип Богини Голода является ценным мифологическим сюжетом формирования распространенной пищевой патологии — булимии (от др.греч. — «бык» и др.греч. — «голод», волчий голод, кинорексия — расстройство приема пищи, характеризующееся резким усилением аппетита, наступающим обычно в виде приступа с чувством мучительного голода, общей слабостью, болями в подложечной области. Как правило, сопровождается очистительным поведением) :

«Надменен и нечестив был Эрисихтон, никогда не чтил он богов жертвами. В своей нечестивости он осмелился дерзко оскорбить великую богиню Деметру. Он решил срубить в священной роще Деметры столетний дуб, бывший жилищем дриады, любимицы самой Деметры. Ничто не остановило Эрисихтона.

— Хотя бы это была не любимица Деметры, а сама богиня, — воскликнул нечестивец, — все же срублю я этот дуб!

Эрисихтон вырвал из рук слуги топор и глубоко вонзил его в дерево. Тяжкий стон раздался внутри дуба, и хлынула кровь из его коры. Пораженные стояли перед дубом слуги царя. Один из них осмелился остановить его, но разгневанный Эрисихтон убил слугу, воскликнув:

— Вот тебе награда за твою покорность богам!

Эрисихтон срубил столетний дуб. С шумом, подобным стону, упал дуб на землю, и умерла жившая в нем дриада. Надев темные одежды, дриады священной рощи пришли к богине Деметре и молили ее покарать Эрисихтона, убившего их дорогую подругу. Разгневалась Деметра. Она послала за Богиней Голода. Посланная ею дриада быстро помчалась на колеснице Деметры, запряженной крылатыми змеями, в Скифию, к горам Кавказа, и там нашла на бесплодной горе Богиню Голода, с впалыми глазами, бледную, с растрепанными волосами, с грубой кожей, обтягивавшей одни кости. Посланная передала волю Деметры Богине Голода, и та повиновалась велению Деметры.

Явилась Богиня Голода в дом Эрисихтона и вдохнула ему неутолимый голод, сжигавший все его внутренности. Чем больше ел Эрисихтон, тем сильнее становились муки голода. Все свое состояние истратил он на всевозможные яства, которые только сильнее будили в Эрисихтоне неутолимый, мучительный голод. Наконец, ничего не осталось у Эрисихтона — лишь одна дочь. Чтобы добыть денег и насытиться, он продал свою дочь в рабство. Но дочь его получила от бога Посейдона дар принимать любой образ и каждый раз освобождалась от покупавших ее, то под видом птицы, то коня, то коровы. Много раз продавал свою дочь Эрисихтон, но мало ему было денег, которые выручал он от этой продажи. Голод мучил его все сильнее и сильнее, все нестерпимее становились его страдания. Наконец, Эрисихтон стал рвать зубами свое тело и погиб в ужасных мучениях».

Четыре всадника Апокалипсиса — четыре персонажа из шестой главы Откровения Иоанна Богослова, последней из книг Нового Завета. Всадников именуют Завоеватель (Антихрист), Война, Голод и Смерть. Бог призывает их и наделяет силой сеять святой хаос и разрушение в мире. Четыре коня Апокалипсиса составляют эсхатологический мотив конца света, появляясь строго друг за другом. Голод, третий всадник, скачет на черном коне и несет в руке весы, которыми страждущим будет отмеряться пшеница во время голода.

Интересна функция Голода в христианстве в качестве Ротвейлера Бога — осуществлять кару небесную, устрашать и служить колючей проволокой под высоким напряжением, ограничивающим человеческие проявления, попадающие в категорию «грешных»:

«Настоящий голод происходит не от естественных причин, земных или воздушных, а от грехов наших, прогневляющих Бога. Господь сколько милосерд к нам, столько же и правосуден. В руках Божиих голод служит орудием наказания и вместе побуждения к раскаянию во грехах. И те, кои теперь не испытывают голода, не должны считать себя безгрешными в сравнении с страждущими». (Донские епархиальные ведомости. 1891. № 19. С. 818 — 819, 820).

Церковь рассматривает тяжёлое голодное время, как лучшее для покаяния, очищения и исцеления душ людских. Страждущий человек в христианстве приоритетнее, так как «бедствие, нужда, горе размягчают душу человека. И поэтому, в годину бедствия народа время сотворити Господеви! Время насаждать! Время исцелять! Время внушать народу лучшие намерения!». (Саратовские епархиальные ведомости. 1891. № 20. С. 884 — 890.)

Кроме религиозного влияния, не менее значительным источником формирования архетипического страха голода для массового сознания является коллективная память о голодных периодах в истории. До XIXв. массовый голод был распространенным явлением, связанным с неурожаем. В средние века на каждые 8-10 лет выпадал один голодный год с высокой смертностью. В историю вошли тяжелые периоды голода в 1030-1032г.г. во Франции, 1280-1282г.г. в Богемии. Голод 1125г. уменьшил население Германии вдвое. Спутниками голода были болезни, мор, грабежи, убийства и самоубийства, дело доходило до открытого пожирания детей родителями — 1505г. в Венгрии. Обычной и даже узаконенной мерой было изгнание бедных за городскую черту, где они обрекались на голодную смерть, во Франции эта мера практиковалась еще в XVIIв. В 1772г. в Саксонии 150тыс.человек умерли от недостатка хлеба. Еще в 1817г. и в 1847г. голод свирепствовал во многих местностях Германии. Голодомор 1933г. на Украине унес 145тыс.человек.

Таким образом, неоднократно переживая периоды массового голода, под влиянием мифов, в результате религиозного устрашения в коллективной психике прорисовывается устойчивая Хтоническая фигура Голода. Архетипический страх голода становится неотъемлемой частью коллективного бессознательного и влияет как на массовое сознание в целом, так и на индивидуальное сознание в частности. Как эффективный рычаг управления используют архетипический страх голода политтехнологи. Мне показалось интересным Социологическое исследование, проведенное SOCIOLAB, на тему «Страхи избирателей региона». Опрос проводился среди взрослого населения (Луганск), выборочная совокупность составила 1200 человек, в январе 2004 и 2009 года:

Если учесть, что страхи возможной безработицы и роста цен у среднестатистического жителя обусловлены страхом нехватки средств к существованию и, соответственно, боязнью не суметь прокормить себя и свою семью, становится понятным, что масштабы страха голода в массовом сознании достаточно велики.

Так как архетипические паттерны являются моделями инстинктивного поведения, то архетипический страх голода в массовом и индивидуальном сознании обуславливается доминирующей потребностью в выживании человека. «При возникновении ситуации соответствующей данному архетипу, он активизируется и появляется побуждение, которое, как и инстинктивное влечение, прокладывает себе путь вопреки всем доводам и воле, либо приводит к неврозу»( Карл Густав Юнг, «Душа и миф. Шесть архетипов»). Данное понимание природы явления архетипического страха голода отражает то, насколько велика сила воздействия этого состояния на психику человека, а также объясняет тот факт, почему, описывая страх голода, человек может воспринимать его как внешнюю персонификацию — коллективное бессознательное не связано с личным опытом человека.

mayins.clan.su

Фобия голода. Стремление к выживанию при отсутствии смысла жизни.

Рекомендованные сообщения

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Похожие публикации

Добрый вечер. Помогите понять, что мне делать и с чего начать.
Я очень часто чувствую чувство безысходности, ненужности никому и одиночества, стыда, руки опускаются, появляются мысли о суициде, которые стараюсь отгонять, апатии, никакой радости, постоянное тревожное состояние, что что-то случится плохое или что опять мне скажут, что я плохая. Я замужем 10 лет, у меня трое детей, работаю на двух работах, не высыпаюсь, конечно. Все финансовые дела висят на мне. Я очень устала и физически и больше даже морально. У нас с мужем нет помогающих бабушек, муж помогает, конечно, но, видимо не понимает, что я очень устала от всего, буквально от жизни. Потому что в жизни и не скажет никто, что я очень страдаю. В основном все ношу в себе, пыталась мужу говорить, но меня никто не слышит. И с мужем тоже не все гладко, он злится на меня. Иногда, когда совсем невмоготу я беру коньяк и могу выпить 2-3 рюмки, потому что уже не знаю, чем себе облегчить жизнь, и уйти не могу из дома, детей жалко и помочь не могу себе, точнее я пытаюсь, но помощи ниоткуда нет. Как собака на привязи. Мысли суицидальные преследуют, тоже гоню, потому что как детей оставишь. И понимаю, что это не выход, стыдно. Курить начала, как маленькая девочка, тоже стыдно. И никакого просвета в жизни не видно. Все время чувство одиночества, что я одна оденешенька на всем белом свете. И рассказать-поделиться не с кем. С мамой отношения сложные очень были всегда. Она очень властный человек, всю свою жизнь получала тычки и пинки от нее словесные, после которых и жить не хотелось. Муж хочет, чтобы я была идеальная, а я простой очень уставший человек, которому самой забота нужна. А я слышу только упреки в свой адрес, чтобы не сделала- все не так. Психическое состояние в общем ниже плинтуса. Хочется просто заснуть и больше не просыпаться никогда. И я понимаю, что пока не будет помощи и отдыха- ничего не изменится. Что делать? Как взять себя в руки?

Уже почти год, как снова живу с родителями, а точнее с мамой и отчимом (до этого 4 года жила в общежитии, пока очно получала диплом бакалавра). Но отчим каждые выходные выпивал, а сейчас уже два месяца без работы и пьёт каждый день. В связи с этим дома постоянно конфликты: мама призывает не пить и наконец-то дойти до знакомого (который поможет его устроить), а он каждый день обещает, что завтра пойдёт и опять днём пьёт и спит. Также под действием алкоголя бывают огромные вспышки ревности: недавно в три часа ночи начал всеми мыслимыми и немыслимыми матами орать и унижать её.
Мама просит больше не вмешиваться, но теперь это тоже не могу.
У меня самой постоянный страх за маму и её здоровье. Относительно себя самой постоянная тревога, в результате которой тяжело сдерживать свой гнев, который выливается в едкие замечания той же маме.
Другие постоянно говорят, чтобы не обращала внимание и жила своей жизнью. Но в подобной ситуации не могу представить, как могу спокойно жить и начать строить свои отношения.

psycheforum.ru

Боязнь голода

1 окт. 2015 г.

Страх еды: почему он возник и что с ним делать? (пресс-центр «АиФ» 30.09.2015, текст, фото и видео)?

Что есть, чего не есть, употреблять ли в пищу мясо или увлеченно веганить, сидеть на диетах или заедать стрессы вкусненьким – современный человек буквально живет в собственной тарелке, ее содержимое занимает его мысли больше, чем политика, спорт и искусство вместе взятые. А какие баталии разыгрываются на специализированных форумах – пескетариантцы против сыроедов, толстые против тонких, натурпродукт против ГМО. Люди ощущают все большую растерянность. Они не знают, кому верить, потому что слышат повсюду рекомендации и советы, которые полностью противоречат друг другу. У тех, кто привержен радикальным идеям и способам сбережения здоровья, пищевые расстройства только обостряются.

Маркетинг страха.

Очень модной темой СМИ является эксплуатация страха перед едой. И это не случайно. Раздувают страх намеренно, так как он значительно улучшает продажи товаров. Многие сейчас совершают покупки на основании своих страхов относительно еды, говорится в докладе на конференции Vitafoods. Эта конференция недавно была проведена в Женеве. Директор исследовательского центра Gira Consultancy & Research Эндрю Куксон представил результаты качественного исследования потребителей во Франции, которые дают основания предполагать, что страх быстро становиться ведущим фактором в принятии решений покупки среди потребителей женского пола.

Токсины в еде.

Здоровое питание невозможно, токсины в продуктах. Да, ртуть в рыбе, щавелевая кислота в шпинате, глютен в пшенице и так далее. Консервированные помидоры содержат вещество бифенол, а кислота этого овоща увеличивает концентрацию яда. Запомните, что в любом продукте можно найти токсины. Главное правило – это питаться разнообразно. Разнообразное питание уменьшить дозу каждого потенциального токсина и он не сможет накопиться в организме до токсического значения. Более того, природные токсины тоже имеют значение, а многие люди считают, что природные токсины, имеющиеся в нашей пище, менее опасны, чем попавшие в нее пестициды или добавление консервантов. Читайте на сайте про антинутриенты: щавелевая кислота и фитиновая кислота.

Кто вам продает страх токсинов? Продавцы разного рода чисток и детоксов. Для понимания феномена детоксикации нам необходимо узнать, что же такое токсины (источник — Владимир Максименко). Это бактерии? Химические загрязнения? Модифицированные жиры? Тяжёлые металлы? Без конкретного определения, они слишком загадочны. В медицине официальной можно действовать только в рамках конкретных определений цели и метода.

Кроме этого, довольно много сообщений о летальных исходах в результате интенсивной очистки или детоксикации, с промыванием кишечника. Неумелые действия приводят к повреждению и инфицированию кишечника. По этим причинам в США запрещена свободная продажа комплектов для интенсивной «детоксикации» с промыванием кишечника. Вывод – вся индустрия детокса – это полная шляпа и потерянное время (а также риски для здоровья).

Решать проблему токсинов нужно правильно. Например, значимый уровень ртути накапливается только в некоторых видах рыб. Чем старше рыба, тем больше ртути. И то, эти данные имеют значение для регулярного приема рыбы в пищу, один раз не вызовет отравления (и даже два)! Вот эти виды лучше не употреблять в пищу (пробовать можно!) , а остальную рыбу можно спокойно есть.

Страх еды: аллергия.

Отравление и травматическое воспоминание.

Если вы раньше травились едой, то это увеличивает вероятность того, что возникнет страх перет всеми продуктами из того злочастного приема пищи. Хоть дело могло быть просто в несоблюдении санитарных условий или в том, что вы съели до этого. И этот страх значительно может повлиять на ваши пищевые пристрастия.

Кто-то перенес аллергию на продукт, в детстве вас насиловали брокколи …да и множество может быть разных аспектов. Правда в том, что вы выросли и нет смысла боятся детских страхов. Действуйте как в Маленьком принце: сначала просто попробуйте, потом чуть больше, потом еще больше. Иногда нужно до 15-20 раз что-то пропробовать, прежде чем ослабнет страх. Часто непереносимость еды возникает, если прием блюда совпадает со стрессовой или дискомфортной ситуацией в прошлом.

Страх еды: страх подавиться (фагофобия).

Типичная история (стиль автора сохранен): «После сильного стресса появился страх глотать пищу, во время глотка постоянно ощущения будто бы еда идет не туда куда нужно либо вообще застревает. такие ощущения происходит и при глотании воды. Когда вижу еду, подсознательно возникает паника, страх глотать. твердую пищу вообще не могу есть из-за страха. после глотка начинает кружится голова, кажется будто бы не хватает воздуха. я уже не понимаю когда я действительно поперхнулась и организму угрожает опасность, а когда это просто паника. помогите справится с этим, кажется, что уже нарушился глотательный рефлекс. любое непонятное першение или ощущение пищи по глотке вызывает панику». Подобные проявления называются паническими атаками, просто они связываются с прежней травматической реакцией (травма, когда вы подавились костью). Психологи обычно эффективно справляются с паническими атаками.

Фагофобия – навязчивый, иррациональный, интенсивный страх подавиться при приеме пищи. Ранее страх подавиться едой был объединен с пнигерофобией – боязнью удушья, на данный момент фагофобия выделена в отдельное, самостоятельное специфическое тревожно-фобическое расстройство. В большинстве зафиксированных клинических случаев заболевание возникает после реально произошедшего события, например: при приеме пищи человек поперхнулся во время еды, инородное тело застряло в дыхательных путях, что привело к механической асфиксии (удушью). Недостаток кислорода, расстройство дыхания и, как следствие, мучительные ощущения: учащенное сердцебиение, повышение артериального давления, потемнение в глазах, головокружение приводят особу в паническое замешательство. Невозможность полноценно вдохнуть воспринимается головным мозгом как серьезная опасность для жизни, и пережитый сильнейший страх фиксируется и откладывается в подсознании. В дальнейшем любые испытываемые отрицательные эмоции без сознательного участия человека будут «привязываться» к этому негативному инциденту – старт формирования фобического расстройства дан.

Если оставить фагофобию без лечения, то индивид может приобрести более опасное заболевание – кибофобию (боязнь приема еды). Это чревато анорексией (полным добровольным отказом от питания), как следствие: истощение, упадок сил, соматические и психические патологии, и наихудший вариант – летальный исход. Протекая в легкой форме, боязнь подавиться вынуждает больного употреблять исключительно жидкие блюда, отказавшись от употребления пищи в твердом виде, что не позволяет полностью обеспечить организм необходимыми полезными веществами.

Фагофобия препятствует проведению нормальной привычной для человека жизнедеятельности, вынуждает менять не только поведение, но и ограничивать социальные контакты. Больной отказывается от посещения мест общественного питания, перестает навещать друзей, игнорирует приглашения на семейный обед, поэтому он редко воспринимается положительно деловыми партнерами, коллегами по работе, родственниками. Фагофобия заставляет индивида тщательно продумывать и планировать «жидкое» меню, на что уходит значительная часть свободного времени, соответственно: снижение интересов и увлечений и вытекающая из этого депрессия. Практически у всех лиц, страдающих данным расстройством, сохранено критическое отношение к своему состоянию, они понимают абсурдность и беспричинность своей тревоги, однако взять свои ощущения под контроль волевыми усилиями им не удается.

Прочие страхи.

Когда человек начинает бояться всей еды (калорий), то развивается анорексия. Это тема отдельного разговора. Скажу только, что согласно результатам исследования, проведенного доктором Уолтером Кэем (Walter Kaye), профессором психиатрии Медицинского колледжа Сан-Диего (Калифорнийский университет), директором Программы по изучению и лечению пищевых нарушений, страх, испытываемый больными анорексией перед принятием пищи, имеет физиологическое объяснение. Допамин, вещество, вырабатываемое организмом в процессе поглощения вкусной еды и вызывающее приятные ощущения у здоровых людей, на аноректиков действует совершенно иначе. Компьютерная томография показала, что вводимый в организм больного анорексией допамин вызывает активность того центра мозга, который отвечает за беспокойство и чувство опасности.

Быстрый опросник по страху еды (Елена Селиванова):

Для определения страха еды постарайтесь опровергнуть следующие утверждения. Если вы согласились хотя бы с одним утверждением – определенный страх еды у вас присутствует. Что же делать? Не игнорируйте ваши страхи, работайте с ними, и тогда вы сможете выйти из ситуации с победой.
Вы отказываетесь от социальных мероприятий только из-за того, что придется есть в «неустановленное» время и «не те» продукты
Вы придерживаетесь диеты, но если срываетесь – отъедаетесь по полной
Вы не держите дома конфеты, печенье, алкоголь даже для гостей.
Вы постоянно думаете, что бы съесть.
Вы уверены, что стройность и жизнь впроголодь – синонимы.

Страх здорового питания.

На вчерашнем мероприятии в пресс-центре «АиФ» я рассказал, почему не нужно боятся здорового питания.

1. Страх голода и страх насыщения. Важно полюбить и научится видеть свой голод и насыщение. Это отличные сигналы, которые регулируют наше поведение в сотни раз лучше подсчета калорий.

2. Здоровое питание – это дорого. Это не так. Суперэкофермерская еда намного дороже магазинной, но не намного полезней и безопасней. Да что там говорить, кило свежезамороженной горбуши стоит почти столько же, как и большой гамбургер.

3. Здоровое питание – это сложно. Это не так. Да, вас будут пытаться запутать разные псевдогуру, доказывая жизненную небходимость подсчета калорий и анализа БЖУ и витаминов в каждой порции. Но для повседневного применения все это не имеет смысла. Здоровое питании и должно быть простым и удобным, иначе оно не является здоровым.

4. Здоровое питание мне не подходит. Так говорят люди, кто попробовал только один стиль питания. Но здоровых стилей питания может много! Если ваша тарелка не совпадает с тарелкой – это не значит, что кто-то из вас не прав. Здоровое питание – это такое питание, которое удовлетворяет именно ваши потребности и отражает ваш стиль жизни, адаптировано под ваш характер, вкусы и гены.

5. Здоровое питание – это невкусно. Это не так. Более того, получение удовольствия – это важнейший элемент здорового питания. Без удовольствия нет здоровье, а только скука и насилие над собоей.

6. Здоровое питание – это отказ от привычных удовольствий. Это не так. Можете себе позволить до 20% искусственной еды (есть 80% рациона – это настоящая еда). Делайте себе сладкий день и наслаждайтесть.

7. И еще много чего интересного было, ищите продолжение в материалах АиФ, которые должны выйти по результатам круглого стола.

Заключение.

1. Опасность еды значительно преувеличена. За исключением доказанной аллергии, небольшой кучек любого блюда вам не навредит. Помните, что даже если привычной еды нет под рукой, можно воспользоваться правилом трех укусов – попробовать три кусочка абсолютно любого блюда, а не поглощать всю порцию.

2. При сохранении 80% рациона качественной еды вы можете позволить себе 20% разной искусственной еды. Это не окажет негативного влияния на здоровье и не ограничит вашу социальную жизнь.

3. Еда – это прекрасный источник энергии, общения, вкуса, удовольствия. Наше подсознание видит еду как ценный ресурс, необходимый для выживания. Еда как собака: если чувствует, что вы ее боитесь, обязательно вас укусит. Не игнорируйте ваши страхи, работайте с ними, и тогда вы сможете выйти из ситуации с победой.

www.beloveshkin.com